Аграрный вестник Урала № 5 (111), 2013 г.
РОЛЬ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
В. Н. ЗЕКИН, Й1/1ППП гг гг -п.
, „ , „ 614000, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23;
кандидат технических наук, профессор, заведующий кафедрой, тел. 89082770321;
Пермская государственная сельскохозяйственная академия e-mail: [email protected]
Положительная рецензия представлена М. М. Трясциным, доктором экономических наук, профессором Пермского института Российского государственного торгово-экономического университета (филиал).
Малый инновационный бизнес (МИБ) в России развивается очень слабо, хотя от него в большей степени зависит эффективное развитие экономики страны, в том числе и сельского хозяйства с его слабо развитой инфраструктурой сельских территорий.
К сожалению, количество малых инновационных предприятий (МИП), занятых в сфере науки и научного обслуживания, постоянно уменьшается. Так, в 1995 г. их было 48,8 тыс., в 2000 г. — 30,9 тыс., а в 2003 г. — только 22,1 тыс. Еще больше сократилось число занятых в этой сфере работников (в 3 раза) [1].
Россия вступила в ВТО. В этих условиях с другими развитыми странами необходимо срочно сделать инновационную программу развития страны приоритетной. Неудивительно, что хозяйственные условия России сегодня резко отличаются от условий развитых государств. На рынке высоких технологий доля России составляет 0,3 % (США — 39 %, Япония — 30 %, Германия — 16 %) [2].
Отсталость России в области развития сельского хозяйства, обустройства сельских территорий настолько велика, что только малый инновационный бизнес, поддержанный инициативой селян, сможет изменить ситуацию в лучшую сторону.
Для решения этой проблемы в Пермском крае уже сейчас существуют инновационные технологии по комплексной застройке села.
Известно, что без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности, невозможно создать конкурентно способную продукцию.
Правительство России озабочено такой ситуацией в МИБ и наметило конкретные цели. Внутренние затраты на исследования и разработки должны составлять 2,5-3 % от ВВП в 2020 г. (2007 г. — 1,1 %), из них за счет частного сектора больше половины [2]. Главное в этих планах, при поддержке государства, активизировать частный сектор. Самый эффективный результат можно получить в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, конечно, развивая при этом строительство жилья и соцкультбыта.
В развитых странах малое предпринимательство (МП) активно поддерживается государством. В секторе МП сосредоточено 80-90 % предприятий, на их долю приходится 40-50 % валового национального продукта, около половины внедряемых изобретений и «ноу-хау», ими создается 60-70 % рабочих мест. Кроме того малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. В США такая политика возводится в ранг не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса [3].
Необходимо создать аналогичный подход к развитию
проблемы со строительством благоустроенного жилья, домов усадебного типа, предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции по новым конкуретноспособным технологиям. Сюда следует отнести и строительство дорог с твердым покрытием, которых в сельской местности недостаточно.
При этом необходимо определить, что является первичным звеном в развитии инфраструктуры сельских территорий. Это может быть крупный сельскохозяйственный комплекс, который может решать, прежде всего, свои производственные проблемы, а проблемы сельских жителей, их инфраструктуры у него на втором плане.
Более правильным кажется подход А. Г. Светлако-ва [4], который считает, что село должно быть единой структурой, объединяющей на своей территории все население, все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности.
Следовательно, на государственном уровне должна вырабатываться общая стратегия, законодательное обеспечение и механизм поддержки малого бизнеса на региональном и местном уровне.
Под местным уровнем мы понимаем село со своими органами самоуправления. При этом логичным является комплексная застройка села, с возведением недорогих жилых домов силами самих жителей.
Например, архитектурно-строительная система (АСС) «Деметр» (дерево-металл, защищенная четырьмя патентами) предполагает заводское изготовление комплектов каркасных домов и зданий сельскохозяйственного назначения по цене 8-10 тыс. руб. за 1 м2 общей площади (в ценах 2012 г.), а сборку их на месте силами самих селян, прошедших предварительное обучение на кратких курсах. Это снижает стоимость строительства и обеспечивает занятость населения. Технология АСС «Деметр» — это быстровозводимый каркас здания, элементы которого состоят из клееной древесины, армированной профильным металлическим листом. Конструкции при этом получаются прочные и легкие. Здание из таких элементов в 10 раз легче, чем из традиционных материалов (кирпича, ячеистого бетона).
Сельский житель должен иметь право обустройства по усадебному типу, типу поместья (то есть на соответствующий земельный участок, позволяющий ему не только работать и обеспечивать себя продуктами первой необходимости, но и отдыхать) [4].
Только при этих условиях, будет решена проблема продовольственной безопасности страны, ее зависимость от импорта сельскохозяйственных продуктов питания.
Однако, без опережающего развития инфраструктуры сельских территорий и внедрения инновационных подходов, поддержанных малым бизнесом, поставленных задач в области продовольственной независимости региона, края, области не достичь.
МБ в сельских территориях страны, где сейчас большие
Литература
1. Шеремет А. Д. Малое предпринимательство : организация, экономика, управление. М. : ИНФРА-М, 2009.
2. Табекин А. В. Инновационный менеджмент. М. : Юрайт, 2012.
3. Малый инновационный бизнес России : проблемы и перспективы : аналитический доклад. М. : ИНФРА-М, 1996.
4. Светлаков А. Г. Стратегия стабилизации социально-экономического развития АПК в условиях экономической безопасности индустриального региона. Пермь, 2006.
www.m-avu.narod.ru 6 1
www.avu.usaca.ru