международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
3. Орлов Ю.М. Половое развитие и воспитание. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 237 с.
4. Мудрик А.В. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании. // Народное образование. -2007. - № 5. - С. 175-181.
5. Чернышева С.В. Модель полового воспитания девочек-подростков в процессе изучения биологии. // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. Теоретический и научно-методический журнал. Государственный университет управления. - 2007. - № 7 (33) - С. 213-217.
6. Чернышева С.В. Социально-педагогические проблемы полового воспитания общеобразовательной школы. // Вестник университета. — Серия: Социология и управление персоналом: теоретический и научнометодический журнал. - Государственный университет управления. - 2008. - № 8 (46) - С. 133-135.
© С.В. Чернышева, 2015
УДК 373.2
Шарапова Маргарита Витальевна
Воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ ЦРР детский сад №55,
г. Армавир, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша.
Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения.
Ключевые слова
Художественная литература. Нравственные чувства. Духовное развитие. Моральные ценности.
«Чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»
В.А. Сухомлинский
В настоящий период времени нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является чрезвычайно актуальным. Сегодня, к сожалению, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому так важно начинать формирование нравственности и духовного развития с детского возраста. Детство, по мнению Сухомлинского В.П. - это каждодневное открытие мира, именно в детстве начинается познание человека и Родины, их красоты и величия... С чего начинается Родина? "С той песни, что пела нам мать?"; или с той сказки, стихотворения, которые послужили началом ассоциаций эмоционального характера?
Его величество «слово» конечно же является основой, фундаментом формирования глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Если в детстве ребёнок испытывал чувство жалости к другому
241
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
человеку, радость от хорошего поступка, гордость за чьё-то мужество, восхищение от соприкосновения с человеческим подвигом, он приобрёл эмоциональный опыт.
2015 год объявлен годом литературы, и в рамках этого, в дошкольных учреждениях проводится комплекс мероприятий, способствующих углублённому изучению детской литературы. Опираясь на собственный опыт работы в ДОУ, используя современные психолого-педагогические методики, провела в течении текущего учебного года ряд занятий, активизирующих познавательный интерес в области литературы и русского языка.
Поскольку отправной точкой в литературе в целом являются недра народного творчества, то серия игр по экскурсу в историю литературы "Спроси у бабушки", "Мудрая прабабушка", "Сказочник-дедушка", вызвала у детей большой интерес, и каждый ребёнок старался поделиться своей "находкой".
В связи с особенностями детского восприятия, иллюстраций в детской книге должно быть не менее 75%, поэтому игра с иллюстрациями "назови сказку" или "дополни иллюстрацию" доставляет детям истинное удовольствие. На конкурс стихов о весне, подготовились почти все дети, некоторые вместе с родителями сочинили свои стихи. Новым этапом изучения поэзии стал праздник "Апрельские смешинки", на котором дети прочли озорные стихи. Большой интерес у детей вызвала выставка-презентация "Чья книжка старше?", когда дети принесли книги своих бабушек и прабабушек. С этой выставки и началась "Книжкина неделя". Поскольку среди книг были и совсем ветхие, произвели их реставрацию. В последующие дни недели знакомились с детскими журналами, готовились к празднику "Книжкины именины", на котором прошёл парад "оживших" литературных героев.
Во всех этих мероприятиях, так или иначе, принимают участие и родители, работа с которыми является важным этапом деятельности воспитателя. Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными. Так, на родительских собраниях использую примеры из литературных источников. Они помогают повысить интерес родителей к детской литературе. Например, короткие поучительные рассказы В. Осеевой, "Денискины рассказы" В. Драгунского, сказки и рассказы В.Г. Сутеева и др., содержат формулировки основных ценностей в жизни, выделяют плохое и хорошее.
В ходе взаимодействий с родителями разрабатываю и внедряю различные методы их активации. Чтобы снять напряжение на родительском собрании при ответе, например, на вопрос "Чем вас ребёнок восхищает и чем огорчает?", приглашаю по желанию помощника Родитель бросает мяч и ,тот, кто его поймал отвечает на вопрос. Также с родителями можно провести игру "Продолжи мысль", представив им несколько вариантов пословиц, поговорок. Например: "Язык длинный, а ....(мысли короткие)", "Язык болтает, а ...(голова отвечает)", "Не верь чужим речам-верь ...(своим очам)" и др.
Книжку самоделку под названием "Домашние животные", "Моя семья" или "Наш дом" предлагается сделать родителям вместе с детьми в рамках творческого конкурса. Рациональное взаимодействие ребёнка, воспитателя и родителей является залогом формирования гармонично и всесторонне развитой личности.
Таким образом, главной ролью детской литературы было и остаётся воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Детская книга помогает понять самого себя, других людей, их проблемы и чувства. Литература - тот остов, фундамент, на котором зиждется всё последующее в жизни.
Список использованной литературы:
1. В комнате за сценой. Литературный альманах. М, 2003
2. Детская литература и воспитание.//Сб.тв; Международной научной конференции.-Тверь; ТвГУ, 2004
3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями -М.; Мозаик-Синтез, 2008
4. Чудинова В.П. Итоги круглого стола "Детская пресса" Государственная политика, реалии, перспективы на выставке "Пресса", 2006
© М.В. Шарапова, 2015
242