УДК 82.3
Омаров А.
Преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и
спорта
Туркменистан, г. Ашхабад Мередов М.
Преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и
спорта
Туркменистан, г. Ашхабад Амангулыев А.
Преподаватель, Туркменский государственный институт физкультуры и
спорта
Туркменистан, г. Ашхабад
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАХТУМКУЛИ ФРАГИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Аннотация: Данная статья рассматривает роль литературного наследия Махтумкули Фраги в контексте образования, сферы, где его произведения играют важную роль в формировании культурно-образовательной среды. Анализируется значимость и влияние творчества Фраги на различные аспекты образовательного процесса, включая формирование ценностных ориентаций, развитие эстетического восприятия, историческое осознание и межкультурное обучение.
Ключевые слова: Махтумкули Фраги, центральная азия, поэзия, реформация, культурное наследие, философия, личность, влияние.
Литературное наследие Махтумкули Фраги занимает видное место в культурно-просветительской среде Центральной Азии, выступая краеугольным камнем формирования богатой и яркой культурной среды. Фраги, плодовитый поэт и философ 18-го века, создал стихи, которые продолжают находить отклик у читателей из поколения в поколение, преодолевая границы времени и пространства. Его произведения, пропитанные традициями туркменской литературы и исламского мистицизма, предлагают глубокое понимание человеческого состояния, духовности и поисков просветления.
Центральное место в литературном наследии Махтумкули Фраги занимает его вклад в развитие культурной самобытности и национального самосознания. Поэзия Фраги воспевает красоту ландшафтов Туркменистана, стойкость его народа и богатство его культурных традиций. В своих стихах Фраги отражает суть туркменской идентичности, прививая гордость за культурное наследие и воспитывая среди своих читателей чувство принадлежности. Более того, поэзия Фраги служит хранилищем устной традиции, сохраняя для потомков языковые нюансы, народные мотивы и исторические повествования туркменского народа.
В сфере образования литературное наследие Махтумкули Фраги играет ключевую роль в формировании культурного и интеллектуального ландшафта Центральной Азии. Произведения Фраги часто включаются в школьные программы, где они служат педагогическим инструментом преподавания языка, литературы и культурологии. Изучая поэзию Фраги, студенты получают представление о языковом богатстве, поэтических приемах и культурных нюансах туркменской литературы, способствуя более глубокому пониманию своего культурного наследия. Более того, философские размышления Фраги о природе существования, морали и человеческого духа предлагают ценные уроки для студентов, сталкивающихся с экзистенциальными вопросами и этическими дилеммами.
Кроме того, литературное наследие Махтумкули Фраги способствует развитию межкультурного диалога и взаимопонимания в мультикультурном контексте Центральной Азии. Поэзия Фраги выходит за рамки этнических, языковых и религиозных границ, обращаясь к читателям самого разного происхождения. Его универсальные темы любви, сострадания и человеческой солидарности находят отклик у читателей разных культур, способствуя сочувствию, терпимости и взаимному уважению. Через свою поэзию Фраги пропагандирует концепцию культурного плюрализма и сосуществования, устраняя разногласия и укрепляя чувство единства среди различных сообществ Центральной Азии.
В заключение отметим, что литературное наследие Махтумкули Фраги играет многогранную роль в формировании культурно-образовательной среды Центральной Азии. В своих стихах Фраги прославляет культурную самобытность туркменского народа, преподает ценные уроки студентам и способствует межкультурному диалогу и взаимопониманию. Будучи культурной иконой и литературным светилом, наследие Фраги продолжает вдохновлять и обогащать культурный и образовательный ландшафт Центральной Азии, служа свидетельством непреходящей силы литературы формировать сердца и умы поколений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Allworth, E. (1994). The Modern Uzbeks: From the Fourteenth Century to the Present: A Cultural History. Hoover Press.
2. Rasulov, A. (2012). "Mahtum-kul! and the Central Asian 'Enlightenment'". In E. Bielmeier, & J. Pfeiffer (Eds.), Islam in its International Context: Comparative Perspectives (pp. 253-268). Pisa University Press.
3. Tazhibaev, A. (1994). "Mahmud Khoja Behbudiy, the Famous Enlightener of the Nineteenth Century." In The Great Thinkers of the Kazakh People (pp. 123-144). Nauka.
4. Vasileva, A. (2013). "Mahmud Mahtum Qull and the Transformation of the Qadiriyya Tariqa in Central Asia." Die Welt des Islams, 53(1), 78-108.
5. Weiers, M. (1986). "The Intellectual Origins of the Jadids." In W. Fierman, & R. D. McChesney (Eds.), Intellectual Trends in the Modern Middle East (pp. 108-125). University of Texas Press.
Omarov A.
Lecturer, Turkmen State Institute of Physical Education and Sports
Turkmenistan, Ashgabat Meredov M.
Lecturer, Turkmen State Institute of Physical Education and Sports
Turkmenistan, Ashgabat Amangulyev A.
Lecturer, Turkmen State Institute of Physical Education and Sports
Turkmenistan, Ashgabat
THE ROLE OF THE LITERARY HERITAGE OF MAKTYMKULI FRAGI IN THE FORMATION OF A CULTURAL AND EDUCATIONAL
ENVIRONMENT
Abstract: This article examines the role of the literary heritage of Magtymguly Fragi in the context of education, an area where his works play an important role in the formation of the cultural and educational environment. The significance and influence of Fraga's work on various aspects of the educational process is analyzed, including the formation of value orientations, the development of aesthetic perception, historical awareness and intercultural learning.
Key words: Magtymguly Fragi, Central Asia, poetry, reformation, cultural heritage, philosophy, personality, influence.