определению И. П. Подласого, средство - предметная поддержка учебного процесса. Кроме этого, мы рассмотрели классификацию средств, которая предложена В. И. Ковалько. Выделили требования к данным средствам, а также по каким параметрам они были выделены.
Литература
1. Ощепкова Т. Л. Воспитание потребности в ЗОЖ у детей младшего школьного возраста // Начальная школа, 2006. № 8. С. 90.
2. Севрук А. И. Здоровьесберегающий урок / А. И. Севрук, Е. А. Юнина // Школьные технологии, 2004. № 2. С. 200-207.
3. Сергеева Б. В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б. В. Сергеева. Молодой ученый, 2016. № 9 (113).
РОЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СЛОВАРЕЙ В ОБОГАЩЕНИИ И АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1 2 Сергеева Б. В. , Стешенко А. Ю.
1 Сергеева Бэлла Владимировна / Sergeeva Bella Vladimirovna - кандидат педагогических наук,
доцент;
2Стешенко Анна Юрьевна /Steshenko Anna Yuryevna - бакалавр, направление: начальное образование, кафедра педагогики и методики начального образования, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье анализируется роль лингвистических словарей в обогащении и активизации словарного запаса младших школьников. Представлены виды словарей: энциклопедические и лингвистические. На базе этих словарей созданы специальные школьные словари с учетом психологических особенностей школьников, методики их обучения и т.д., которые дают самый разнообразный языковой материал. Описаны типы словарей, используемых в начальной школе: толковый словарь, словарь синонимов, словарь антонимов, этимологический словарь, фразеологический словарь, представлена структура словарной статьи.
Ключевые слова: лингвистический словарь, типы словарей, обогащение и активизация словарного запаса, младшие школьники.
Словарь - справочная книга, содержащая собрание слов (морфем, словосочетаний, идиом и т.п.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык. Иными словами, это справочная книга, содержащая информацию о понятиях, предметах, ими обозначаемых, о деталях в области науки, культуры и т.д.
Важным при составлении словаря является вопрос о порядке расположения материала. Составление словарей - очень сложная работа. Кроме общелингвистических положений о слове, его значениях и употреблении, грамматических и фонетических характеристик, надо знать технику составления словарей и понимать состав словаря.
Типы словарей весьма разнообразны. Многие из этих словарей не предназначены для чтения младшим школьником, но учитель начальных классов часто обращается к ним за справками в решении тех или иных лингвистических вопросов.
В первую очередь, словари четко делятся на две группы: энциклопедические и лингвистические. Особенностью энциклопедических словарей является то, что в них
объясняются не слова, а реалии (предметы, лица, явления, понятия), обозначаемые теми или иными словами. Слово энциклопедия родилось у древних греков, обозначавших им «круг знаний», «обучение по всему кругу знаний».
На иных принципах строятся лингвистические словари. Целью лингвистических словарей является объяснение лексического значения слов, их грамматическая, стилистическая, этимологическая, орфоэпическая и другая характеристика. В зависимости от этого существуют различные типы лингвистических словарей русского языка: толковые, словообразовательные, орфоэпические, орфографические, этимологические, словари синонимов, антонимов, омонимов, иностранных слов и многие другие [2, с. 78].
Одним из основных словарей используемых в школе является толковый словарь. Толковый словарь содержит в себе объяснения значений слов их грамматическую и экспрессивно-стилистическую характеристику, отличает их нормативное написание и произношение. Словарь рассчитан на всех учащихся младших классов и может быть с успехом использован на уроках русского языка. В нём содержатся следующие сведенья: даётся краткое толкование каждого значения слова; в словарной статье приводятся производные слова (например, осветить - несов. освещать; сущ., освещение, - я, ср.); все слова снабжены ударениями, а трудных случаях указывается также произношение; при всех словах даются основные грамматические формы; приводятся примеры употребления слов в речи, а также фразеологизмы, включающие данное слово; стилистически ограниченные слова имеют пометы, указывающие на сферу употребления слова.
Использование толкового словаря придаёт всей работе не расплывчатый характер, а делает её легко управляемой. Не маловажным методическим усвоением, обеспечивающим результативность использования толкового словарика на уроках, является развитием эмоциональных процессов личности. Речь идёт о богатстве переживаний связанных с познанием самого слова, правильностью его понимания, точностью употребления в речи в разных значениях. На начальных этапах введения толкового словарика эмоциональный настрой поддерживается играми и занимательными упражнениями, решению которых помогает словарь.
Словарь синонимов сопровождается проводимыми синонимическими рядами, краткими пояснениями синонимов и иллюстрируют их употребление примерами из литературных произведений. Синонимический ряд возглавляется доминантой, т.е. таким членом синонимического ряда, который избирается как носитель главного значения, подчиняющие себе все дополнительные смысловые и стилистические оттенки значения. Выбор доминанты определяет характер всего ряда. Так, глагол «броситься» является доминантой к синонимам «кинулся, метнулся, ринуться, устремиться, рвануться». Словарная статья словарика синонимов выглядит следующим образом: В начале статьи столбиком дан весь синонимический ряд во главе с доминантой; Затем указывается общее значение слов, объединенных в синонимическом ряду; Далее анализируются разнообразные и часто тонкие оттенки отдельных синонимов; Каждый синоним иллюстрируется примерами из произведений русской классической литературы.
Потребность в словаре синонимов связана с тем, что далеко непросто пользоваться синонимами, особенно младшему школьнику. Современный русский язык обладает сложной системой синонимов. Синонимический словарь является важным источником обогащения словарного запаса учащихся. Это пособие может серьёзно способствовать повышению общей речевой культуры учащихся. Умение пользоваться словарём синонимов характеризует языковое развитие и бережное отношение к слову, к богатствам языка, воспитывает у школьников стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением и стилистической характеристикой. Чтобы осознано подобрать необходимые синонимы, надо прибегнуть к словарику синонимов, который укажет на лексические и стилистические особенности каждого
21
из приведённых синонимов, поможет подобрать единственно нужные слова для выражения данного содержания. Использование словаря синонимов на уроках русского языка способствует развитию у школьников самостоятельного лингвистического мышления, воспитывает потребность в использовании справочной литературы, позволяет глубже проникнуть в языковую природу синонимов [1, с. 156].
В словаре антонимов словарная статья состоит следующим образом. Озаглавлена она антонимической парой одной и той же части речи. Далее толкуется значение членов антонимической пары. Большое значение уделяется иллюстрации антонимов соответствующим текстовым материалом из литературных произведений, вошедших в круг детского чтения начальной школы, а также из фольклора. В конце школьного словаря антонимов дан алфавитный указатель слов, входящих в антонимическую пару.
В этимологическом словаре словарная статья состоит из нескольких частей. В первой части называется заголовочное слово статьи и затем даётся толкование его современного лексического значения. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками. Вторая часть составляет этимологическую справку, в которой сообщается язык - источник происхождения слова, название слова, толкуется первоначальное значение, выделяется слово и исторические родственные данному. Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словаре. Запись строится по следующей схеме: изучаемое слово (выделенное большими буквами, со знаком ударения, линией обозначена орфограмма); производящее слово, морфема, исторически родственные слова, первоначальное значение слова. Завершает словарную статью текст, иллюстрирующий исходное историческое значение анализируемого слова.
Школьная программа ориентирует учителя, на то чтобы в первую очередь младших школьников пользоваться фразеологическим словарём. В последующие годы обучения в школе внимание к фразеологии усиливается. Словарная статья включает в себя: заголовочное слово; грамматические и стилистические пометы; толкование фразеологизмов; иллюстрированный материал; справочную часть, в которую часто дается этимология некоторых фразеологизмов; также обозначена, стилистическая роль тех фразеологизмов, которые закрепились в функции того или иного члена предложения (например, «из-под полы» (обст.), «как в аптеке» (обст.)). В словаре максимально использованы стилистические пометы.
Овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительно-выразительных средств. Фразеологизмы по выражению В. Г. Белинского, составляют «народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство» [2].
Изучение фразеологизмов в школе способствует развитию лингвистического мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Фразеологическая работа должна вестись не эпизодически, а в системе уже на ранней системе обучения. Большие возможности заключает в себе внеклассные занятия.
Итак, зная различные типы словарей, учитель может логически построить свою работу с ними. Например, толковый словарь является нормативным и общедоступным пособием, словарь признан, содействовать повышению культуры речи младших школьников и быть руководством к правильному употреблению слов, образованию форм, произношения и написания. Использование словаря синонимов и словарика антонимов способствует развитию младших школьников лингвистического мышления, позволяет глубже проникнуть в структуру языка. Этимологический словарь помогает объяснить и понять написание и значение слов. Фразеологический словарь помогает учащимся младших классов легче ориентироваться во фразеологизмах, крылатых словах и широкому употреблению их в собственной речи.
Литература
1. Бессчастная Е. И. Еще раз о словарной работе на уроках русского языка. Опыт молодым // Начальная школа, 2001. № 8. С. 64-67.
2. Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа, 2003. № 4. С. 47-51.
3. Сергеева Б. В. Средства нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла. // Современные проблемы науки и образования, 2016. № 3.
ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ-ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Васина О. В.
Васина Ольга Владиславовна / Vasina Olga Vladislavovna - преподаватель физики, кафедра «Физика. Химия. Биология», Федеральное казенное государственное общеобразовательное учреждение Московское суворовское училище Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются основные методы и приемы ТРИЗ-педагогики. ТРИЗ-педагогика - молодое, научное педагогическое направление, направленное на развитие сильного мышления, формирование творческой личности ученика. Целью данной педагогики является раскрытие творческого потенциала ученика, который креативно мыслит, и легко ориентируется и социализируется в окружающей жизни через активные методы обучения. Для активных методов обучения характерно: отношение учителя к ученику как к себе равному; не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство». В работе показаны примеры применения принципов ТРИЗ-педагогики при обучении физике в основной школе.
Ключевые слова: ТРИЗ-педагогика, метод фокальных объектов, синектика, мозговой штурм.
Возрастающее количество педагогических инноваций вызывает затруднения в выборе их у педагогов, но каковы бы ни были методики и инновации свою задачу как учителя физики я вижу в создании собственной педагогической технологии -применение которой позволило бы раскрыть творческий потенциал ученика, научить его креативно мыслить и легко ориентироваться и социализироваться в окружающей жизни. Каждый думающий и творческий учитель стремится создать условия, которые каждому обучающемуся дадут возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества, тогда и воображение пойдет по пути поиска истинного решения. Задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. В этой связи я считаю целесообразным обратиться к самой молодой из известных и популярных инновационных педагогических систем - ТРИЗ-педагогике.
ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т.е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению