Цель статьи изучить мотивацию к занятию спортом и систематизация способов привлечения молодежи в спортивную деятельность.
Изложение основного материала статьи. Нами был проведен социологический опрос, направленный на изучение потребности молодежи в занятиях спортом, из 123 респондентов 23% регулярно занимаются спортом 2-3 раза в неделю, 57% - 1-2 раза в месяц и 20% не видят необходимости в занятиях спортом. Можно сделать вывод, что подавляющее большинство занимаются спортом не регулярно с большими перерывами между тренировками. В процессе исследования были выделены основные факторы, способствующие занятиям спортом: 52% опрошенных основным фактором, считают эстетичность своего тела, которая приобретается по средствам занятий спортом, 29% респондентов утверждают, что спорт помогает бороться с напряжением и стрессом и только 19% считают спорт неотъемлемой частью здорового образа жизни, которого они придерживаются.
Из этого следует, что молодежь не нацелена на сохранение здоровья и их мотивация основана на социальных и сублимационных механизмах.
Принимая во внимание тенденцию снижения мотивации молодежи к занятиям спортом, государство активно развивает физкультурно-спортивные организации, которыми являются юридические лица ведущими основную деятельности в области физической культуры и спорта, среди которых можно выделить Олимпийское движение России, общероссийские спортивные федерации, местные и региональные спортивные федерации, спортивные клубы [2].
Объединяет эти физкультурно-спортивные организации единая цель: пропаганда здорового образа жизни, однако есть некоторые отличия в их специализации. Так спортивные федерации различных уровней нацелены на развитие одного или нескольких видов спорта и их основная задача - это подготовка конкурентоспособных спортсменов именно в этом виде спорта для соревнований различного уровня. Что же касается спортив-
Библиографический список
ных клубов, то их деятельность учебно-тренировочная, соревновательная и воспитательная, осуществляется за счет не государственных средств.
В последнее время популярность среди молодежи приобретает Ассоциация спортивных студенческих клубов России [3]. Работа в этой организации ведется по 5 направлениям: Студзачет, дискуссионный клуб, обучающие семинары, клубные турниры, спортивно-патриотический лагерь.
Если описывать направление работы «Студзачет», можно провести параллели со сдачей норм ГТО. Студент сдает 5 нормативов и по результатам получает золотой или серебряный значок и сертификат-подтверждение к нему. Дискуссионные клубы - это образовательная площадка для обсуждения актуальных вопросов развития студенческого спорта в России.
Клубные турниры ассоциации спортивных студенческих клубов России - это комплексное спортивное мероприятие, включающее в себя историческое, патриотическое, культурное содержание. Не допускаются к участию в турнирах мастера и кандидаты в мастера спорта. Во время обучающих семинаров проходит обмен опытом в форме живого диалога. А спортивно-патриотические лагеря являются платформой для проведения вышеперечисленных видов деятельности.
Таким образом, студент получает площадку для развития навыков социализации. Следовательно, для повышения мотивации молодежи в спортивной деятельности и развития навыков социализации по средствам физической культуры в России были созданы физкультурно-спортивные организации, участие в которых позволяет молодым людям развивать стрессоустойчивость, дисциплинированность, коммуникабельность, трудолюбие.
Для молодежи созданы площадки для самореализации на различных уровнях, начиная с местного, заканчивая международным. А такие организации как Ассоциация спортивных студенческих клубов позволяют не только заниматься спортом, но и принимать активное участие в развитие и пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.
1. Губина Е.М. Условия эффективности деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры и спорта. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Москва, 2015.
2. Димова А.Л. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов: методическое пособие. Смоленск, 2004.
3. Ерина И.А. К вопросу о мотивации студенческой молодёжи к учебной и внеучебной деятельности. Проблемы современного педагогического образования: сборник статей. Ялта: РИО ГПА. 2016; Вып. 53, Ч .2: Педагогика и психология.
4. Ерина И.А. Жизненные стратегии современной Российской студенческой молодежи. Гуманитарные науки. Ялта. 2016; 1 (33): 76 - 81.
5. Устав Ассоциации спортивных студенческих клубов России. Принят съездом учредителей от 26 июня 2013 г.
References
1. Gubina E.M. Usloviya 'effektivnosti deyatel'nosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka. Moskva, 2015.
2. Dimova A.L. Fizicheskaya kul'tura v obschekul'turnoj i professional'noj podgotovke studentov: metodicheskoe posobie. Smolensk, 2004.
3. Erina I.A. K voprosu o motivacii studencheskoj molodezhi k uchebnoj i vneuchebnoj deyatel'nosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya: sbornik statej. Yalta: RIO GPA. 2016; Vyp. 53, Ch .2: Pedagogika i psihologiya.
4. Erina I.A. Zhiznennye strategii sovremennoj Rossijskoj studencheskoj molodezhi. Gumanitarnye nauki. Yalta. 2016; 1 (33): 76 - 81.
5. UstavAssociacii sportivnyh studencheskih klubovRossii. Prinyat s'ezdom uchreditelej ot 26 iyunya 2013 g.
Статья поступила в редакцию 28.09.18
УДК 378
lakobiuk L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
THE ROLE OF CULTURAL IDENTITY IN FORMING PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS. The article discusses an impact of cultural identity on the formation of professional competence of future professionals. The aim of the article is to study self-identification of a modern person, which is carried out in a complex differentiated society, which, however, provides its integration by the representation of social diversity, accumulation of information or forms of behavior. The issue of cultural self-identification in Tyumen region is the most acute from the point of view of ethnic views. There are people of other nationalities in our society, that is why there are changes in cultural life, which leads to a change in basic cultural values. The author comes to a conclusion that the educational space of an educational institution should have a priority impact on cultural self-identification of future specialists that is necessary for the formation of professional competence, and, as a consequence, for the successful employment and career development of specialists.
Key words: professional competence, education, personality, culture, self-identification.
Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО Государственный аграрный университет Северного Зауралья,
г. Тюмень, E-mail: [email protected]
РОЛЬ КУЛЬТУРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В данной статье рассматривается влияние культурной самоидентификации личности на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Целью статьи является изучение самоидентификации современного человека, осуществляющейся в сложно устроенном дифференцированном обществе, которое, тем не менее, обеспечивает свою интеграцию репрезентацией социального многообразия, аккумуляцией информации или форм поведения. Вопрос о культурной самоидентификации в Тюменской области является наиболее острым с точки зрения этнических взглядов. С появлением лиц других национальностей в нашем обществе, происходят изменения в культурной жизни, что влечет к изменению базовых культурных ценностей. Автор приходит к выводу, что образовательное пространство учебного заведения должно оказывать приоритетное влияние на культурную самоидентификацию будущих специалистов, необходимую для формирования профессиональной компетентности, и, как следствие, для успешного трудоустройства и карьерного роста специалистов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, образование, личность, культура, самоидентификация.
В материалах модернизации образования компетентност-ный подход провозглашается как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования. Подчеркивается, что в компетентностном подходе заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») [1].
В настоящее время компетентностный подход внедрён не только в общее образование, но и в высшую школу. Выпускник высшей профессиональной школы должен уметь применять полученные в ходе обучения знания, умения и навыки в повседневных и изменяющихся ситуациях на работе, демонстрируя свою компетентность. Одним из важнейших понятий при таком подходе является понятие «профессиональной компетентности». В педагогической литературе профессиональная компетентность рассматривается как индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. А.К. Маркова выделяет четыре вида профессиональной компетентности [2]: специальная, или деятельностная профессиональная компетентность, характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике; социальная профессиональная компетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения; личностная профессиональная компетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему; индивидуальная профессиональная компетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации.
В формировании профессиональной компетентности конкурентоспособного специалиста важное значение имеет культурное пространство. Всякая культура развивается и функционирует во времени и пространстве. Система образования предполагает выход в культуру, социум, расширение жизненного пространства личности. Следовательно, следует вести речь о культурном пространстве развития личности вообще и специалиста в частности.
Профессиональная компетентность личности будущего специалиста выступает в качестве основной из целей процесса обучения с учетом тенденций социально-экономического развития современного общества и мотивов, побуждающих молодого человека к совершенствованию этого качества. В действующем в настоящее время государственном образовательном стандарте, среди перечисленных профессиональных компетенций, выделим следующие:
- способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач;
- способность эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
- владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций;
- способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций.
Обозначенные профессиональные компетенции предполагают разнообразные модели поведения специалиста в профессиональной деятельности, а так же проявления культурны профессиональной деятельности.
Одной из главных особенностей в профессиональной деятельности специалиста, имеющего высшее образование, является его управление людьми, а именно создание условий для наибольшей продуктивности функционирования сотрудников в производственной структуре, управлении поведением и развитием персонала. При этом важно учитывать, что каждый человек - это личность, он имеет свой характер, свое представление о жизни, свое мнение, свои культурные ценности. Всякая личность представляет собой продукт развития культуры и выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких качествах: как продукт культуры; как потребитель культуры; как производитель культуры; как транслятор культуры. Нарастание культурных противоречий между сотрудниками организаций, может послужить возникновению проблем не только личного характера, но и профессионального, а именно явиться препятствием в деятельности отдельных структур, подразделений или организации в целом. Чтобы не допустить таких ситуаций в будущей профессиональной деятельности специалиста, необходимо формировать у него профессиональную компетентность, одним из компонентов которой, является культурный компонент. Культура влияет на поведение, общение, отношение не прямо, а опосредованно - через профессиональные ценности, нормы, роли, социально-когнитивные процессы. Система социальных и профессиональных ценностных ориентиров образуют культурное пространство развития личности будущего специалиста, в поле которого идет присвоение ценностей культуры профессиональной деятельности.
Существуют различные типы культуры, поэтому необходимо остановиться на понятии культурной самоидентификации. Самоидентификация представляет собой самооценку собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные, психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других. Процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходит в ходе социализации, посредством которого приобретаются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид [3].
Самоидентификация современного человека осуществляется в сложно устроенном дифференцированном обществе, которое, тем не менее, обеспечивает свою интеграцию репрезентацией социального многообразия, аккумуляцией информации или форм поведения. Различные части общества получают возможность символически проиграть и усвоить опыт других людей и групп. Культура в этом смысле - условие «способности к коммуникациям, пониманию другого как возможного партнера, условие воспроизводства базовых социальных представлений, ценностей и норм, механизм последовательной интеграции общества».
Глобальной тенденцией, характерной для современного российского общества, является наличие двух противоположных тенденций: с одной стороны - это распространение стандартов универсального образа жизни, являющихся следствием глобализации; с другой - стремление к национально-государ-
ственной суверенизации и этнокультурной идентичности. Радикальная трансформация общественного строя, перестройка всех сфер социальной жизни, социально-экономические, политические и духовные перемены в российском обществе способствуют пересмотру существующей системы ценностей, поиску идентичности, а также качественным и количественным изменениям иерархии социальных групп. В связи с тем, что перечисленные факторы оказывают непосредственное влияние на формирование молодого поколения, обосновывается необходимость изучения самоидентификации именно этого возраста.
Одним из видов самоидентификации личности является культурная самоидентификация. её основными составляющими в последнее время становятся не столько знания классических образцов гуманитарной культуры (это знание постепенно вытесняется из области общей эрудиции личности также в зону сугубо профессиональной компетентности), сколько психологическая мобильность и коммуникабельность индивида, его социальная адаптивность и культурная толерантность. Однако, значимость традиционных статусных маркеров личности, таких как сословное происхождение, национальность, раса, вероисповедание, не на столько ничтожна, чтобы её не рассматривать. Несмотря на то, что принадлежность народа к определенной конфессии сама по себе не обуславливает его самобытность, религиозное мироощущение, мораль, культовая практика глубоко проникают в повседневную жизнь народа, определяя многие её стороны.
Вопрос о культурной самоидентификации в Тюменской области является наиболее острым с точки зрения этнических взглядов, поскольку в ходе Всероссийской переписи населения 2010 года было выявлено, что на юге нашего региона проживает более 140 национальностей и народностей. С появлением лиц других национальностей в нашем обществе, происходят изме-
Библиографический список
нения в культурной жизни, что влечет к изменению базовых культурных ценностей. Следует заметить, что студенты - будущие специалисты - самая динамичная часть общества, которая четко реагирует на малейшие изменения в нем и быстро улавливает новые тенденции в культуре. Это обусловлено такими особенностями молодого возраста, как неустойчивость ценностных установок, отсутствие окончательной сформированности характера, лабильность, более высокая (по сравнению со старшими возрастными группами) реактивность в отношении перемен, происходящих в культурной среде. Высокая мобильность студенческой молодежи подтверждает тот факт, что студенты более оперативны к восприятию инноваций. В связи с этим, одна из функций образования, кроме всех прочих, состоит в формировании у будущих специалистов осознания своего «Я» с позиций культурных характеристик, которые приняты в данном обществе, проявлении лояльности к ним, самоотождествлении себя именно с этими культурными образцами как маркирующими не только общество, но и саму данную личность. Образовательное пространство учебного заведения должно оказывать приоритетное влияние на культурную самоидентификацию будущих специалистов, необходимую для формирования профессиональной компетентности, и, как следствие, для успешного трудоустройства и карьерного роста специалистов. По мнению самих студентов, в настоящее время в учебных заведениях преобладает умственное воспитание, а не культурное, нравственное или патриотическое [4].
Таким образом, образовательное учреждение высшего профессионального образования должно быть важнейшим культурно-образовательным институтом, стратегической целью которого выступает воспитание интеллигентного, развитого специалиста, способного к творческому самосовершенствованию и выстраиванию поведенческих стратегий гармонизации отношений с окружающим миром, природой и обществом [5].
1. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. Москва, 2001.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва: Знание, 1996.
3. Ковалева Е.А., Луков В.А. Социология молодёжи. Москва, 1999.
4. Якобюк Л.И. Воспитание глазами молодежи. Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодёжи: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2014.
5. Якобюк Л.И. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов в культурном пространстве региона: Сборник научных трудов SWorld. 2013; № 1, Т. 16: 66 - 70.
References
1. Strategiya modernizacii soderzhaniya obschego obrazovaniya: Materialy dlya razrabotkidokumentovpo obnovleniyuobschego obrazovaniya. Moskva, 2001.
2. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva: Znanie, 1996.
3. Kovaleva E.A., Lukov V.A. Sociologiya molodezhi. Moskva, 1999.
4. Yakobyuk L.I. Vospitanie glazami molodezhi. Problemy formirovaniya cennostnyh orientirov v vospitaniisel'skojmolodezhi: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2014.
5. Yakobyuk L.I. Formirovanie professional'noj kompetentnosti buduschih specialistov v kul'turnom prostranstve regiona: Sbornik nauchnyh trudov SWorld. 2013; № 1, T. 16: 66 - 70.
Статья поступила в редакцию 01.10.18
УДК 37.018.1
Dorzhu M.D., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Pedagogy, Tuva State University (Kyzyl, Russia),
E-mail: [email protected]
THE RELEVANCE OF TEACHING KINDNESS AND MUTUAL HELP TO CHILDREN WITH IN MODERN TUVAN FAMILIES.
The article substantiates the relevance of education of children such positive qualities of kindness, volunteerism and mutual aid, which have existed since ancient times in Tuvans. In order to reveal the problem, examples from the history of ancestors, instructive properties and connections with other ethnic groups, which will certainly appear in life, are presented. The author gives examples from their ancient history of economic activity about some reasons that served as the basis for the formation of the character of the Tuvans. It is known that a special place in the life of Tuvans is occupied by nature, which is a fundamental factor. Contrastive continental climate, harsh natural conditions, centuries-old nomadic lifestyle, of course, could not but affect forming of individual traits in the nature of the ancestors-nomads. The author focuses on the need to introduce traditional positive qualities in the processes of thinking and worldview of modern children, and they will contribute to the emergence of new, positive properties in their character. This will have a positive impact on forming of thinking, perception of the world and benevolent behavior.
Key words: details of history, dynamism of processes, way of life, influence of nature, duties of parents, perceived concepts, linguistic subconscience of group.
М.Д. Доржу, канд. филол. наук, доц., преп. каф. педагогики, Тувинский государственный университет,
г. Кызыл, Республика Тыва, Е-mail: [email protected]