УДК 008.009:39; 008:351.858
DOI: 10.21779/2500-193 0-2023 -38-2-121-127
К.К. Эльдарова
Роль культурного наследия в образовании и воспитании дагестанской молодежи
Министерство культуры Республики Дагестан; Россия, 367000, г. Махачкала, просп. Расула Гамзатова, 93; хнгпк'атаИ. ги
Аннотация. В статье рассмотрена роль культурного наследия в процессе воспитания подрастающего поколения дагестанцев. Автор утверждает, что богатейшее культурно-историческое наследие Страны гор должно пронизывать содержание всех значимых мероприятий, проводимых учреждениями образования, культуры и туризма республики. Описывается роль народной нравственности как в патриотическом воспитании молодых людей, так и защите их от негативного влияния современных трансформационных процессов, в том числе связанных с развитием в регионе массового туризма. Делается вывод, что истинная забота о своей стране и ответственность молодого дагестанца за ее будущее возможны лишь при достаточно глубоком осмыслении им того культурного наследия, которое за века было накоплено народами его большой и малой родины.
Ключевые слова: культурное наследие, воспитательная работа, молодежная политика, культурный код, народная нравственность.
Введение
Никто не сомневается в важном значении культурного наследия для формирования ценностной системы молодёжи. Нет необходимости доказывать, что его изучение имеет огромное познавательное и воспитательное значение для всего общества. О роли культурного наследия в формировании здорового образа жизни людей и бережного отношения к национальным традициям, исторической памяти народа говорят учёные, педагоги и деятели культуры [1; 28].
На вопрос «Что означает "культурное наследие"?» можно услышать самые разные ответы. Наиболее распространённый и «официальный» из них - это высшие ценности культуры и искусства, составляющие «золотой фонд» нации [3; 27; 31]. Другие говорят, что это те духовные традиции народа, которые должны быть положены в основу воспитания и образования подрастающих поколений [4; 20]. Согласно хрестоматийной трактовке данного понятия, культурное наследие представляет собой часть материальной и духовной культуры, созданной прошлыми поколениями, выдержавшей испытание временем и переданной последующим поколениям как нечто ценное и почитаемое [16; 19; 21].
В Конвенции ООН дается более детальная формулировка этого понятия. Под «культурным наследием» здесь подразумеваются:
- памятники (произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки);
- ансамбли (группы изолированных или объединенных строений, архитектура, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки);
- достопримечательные места (произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии) [12].
Несомненно, современное образование должно опираться на высшие достижения культуры. Именно последние становятся предметом различных образовательных стратегий в деятельности как учебных заведений, так и учреждений культуры. В культурном наследии любого народа имеется немало ярких страниц, которые представляют национальную гордость и которые можно с большой эффективностью использовать в молодежной политике [14; 15; 26; 29].
Прошедший 2022 год - Год культурного наследия народов России
Уважать историю и поддерживать живые традиции своего народа - значит сохранять самобытность всей многогранной российской культуры. Учитывая важность этой задачи, Президент РФ объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России. Такое решение было принято для популяризации искусства, сохранения памятников культуры, истории и самобытности всех народов. Также в России появился новый праздник - День народных художественных промыслов, который отмечается в предпоследнее воскресенье июня. На рассмотрении у руководства страны находится предложение о праздновании Единого дня фольклора [11].
В каждом регионе на соответствующих площадках, в местных домах и центрах культуры в течение этого года проводятся концерты и фестивали народного творчества. Их цель - показать все разнообразие и самобытность фольклора, пробудить интерес к живому и всегда актуальному народному искусству. Некоторые площадки служили объединению разных жанров культуры и народного художественного творчества. Так, 18 августа 2022 г. отмечался всероссийский праздник День географа, в рамках которого на площадках московского парка «Зарядье», в самом центре российской столицы проводился Фестиваль Русского географического общества (РГО). В день открытия Фестиваля на его главной сцене выступил Государственный ансамбль песни и танца «Дагестан». И надо отметить, что красота дагестанских мелодий, чудесные узоры народных танцев, яркие костюмы, чистые голоса певцов, акробатические трюки танцоров покорили зрителей. На специальных площадках Фестиваля РГО был представлен туристический потенциал Республики Дагестан. Для гостей географического форума проводились мастер-классы по изготовлению ковров, уникальных изделий балхарских, куба-чинских и унцукульских мастеров народных художественных промыслов. Экспозиция вызвала большой интерес у гостей парка «Зарядье». Об удивительной природе Страны гор и богатой культуре её многочисленных народов на выставке рассказали видеоролики и фотографии, представленные на стендах. Их подготовило Дагестанское отделение Русского географического общества совместно с Министерством культуры РД и Министерством туризма и народных художественных промыслов РД [8].
Каждому народу присущи свои неповторимые этнокультурные черты. Это то, что принято называть культурным кодом нации. Его изучением занимаются фольклористы, этнографы, культурологи и другие ученые. В рамках Года культурного наследия прошли мероприятия, на которых ученые и практики делились опытом, рассказывали о результатах экспедиций, составляли планы дальнейшей работы [11]. Таким образом, изучая культуру отдельных этносов республики и страны в целом, мы обязаны её осмысливать с позиции как общедагестанских, так и общероссийских интересов.
Поскольку республика характеризуется богатым этническим многообразием, перед системами воспитания и образования дагестанской молодежи стоят глубинные этические задачи установления оптимальных связей между автономными социокультурными общностями и региональными этническими культурами [18, с. 137]. В конечном счете такой процесс приобщения к общим культурным и духовным ценностям послужит интеграции народов Дагестана и всей России.
Другая важная задача - развернуть дагестанскую молодежь в сторону подлинных ценностей, а именно - направить её в театры, концертные залы, библиотеки и музеи, вывести из виртуального пространства в реальное, живое, акустическое. По нашему убеждению, только тогда можно будет с уверенностью говорить о налаженном в нашей республике процессе воспроизводства высокообразованных и интеллектуально развитых личностей, которым можно смело доверить будущее.
О смене ценностной парадигмы
В нынешний период наблюдается стремительная смена культурно-ценностного вектора в обществе. Нарушается его духовное единство, кардинально меняются жизненные приоритеты молодежи, низвергаются идеалы старшего поколения, разрушаются традиционные моральные нормы и установки [24; 30]. Не будет преувеличением сказать, что мы становимся свидетелями снижения интеллектуального и культурного уровня людей. На глазах происходит девальвация общепринятых ценностей, искажение морально-нравственных ориентиров. Наблюдается рост агрессивности и нетерпимости, деформация исторической памяти, ослабление социальных связей (дружеских, семейных, соседских), индивидуализация и коммерциализация сознания человека. Молодежь - это та часть общества, которая в условиях нынешних трансформационных процессов наиболее уязвима в моральном смысле. Этому способствуют юношеский максимализм, неподготовленность и порой непросвещенность молодежи в сложных социальных и политических проблемах общества. Зачастую молодые люди становятся жертвами того, что строящаяся на коммерческих отношениях культурная индустрия транслирует в массы. Совершенно очевидно, что вырабатываемая и широко транслируемая ею медиа-продукция не всегда представляет культурную ценность и ориентирована прежде всего на коммерческий успех [22; 32].
Неизбежное следствие всеохватывающего процесса коммерциализации сознания молодежи - рост её аполитичности. Вот почему в условиях создания новой парадигмы общества необходимы изменение отношения к гуманитарному образованию в дагестанских вузах, осознание важности формирования у нашей молодежи политической культуры, которая воспитывает граждан, личностей, определяющих свое место в этом мире. Серьезной проблемой высшей школы является поиск людей, способных мыслить творчески и самостоятельно. Особая роль здесь принадлежит высшей школе, способной воспрепятствовать появлению тех социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности молодежи.
Есть и такая проблема: в республике стали излишне увлекаться изучением и пропагандой компонентов арабской духовной культуры, при этом игнорируя местные многовековые традиции и обычаи [9, с. 12]. Происходит одностороннее преувеличение культурных ценностей народов, географически весьма далеких от нашей республики. Нам всегда надо помнить, что Дагестан - это не только административно-политическое понятие, но и исторически сложившаяся этнографическая общность - Страна гор, для
которой характерны ярко выраженная этническая близость и преобладание общей культуры для всех её народов [2; 10].
Информационная революция ускорила процесс вхождения стран и народов в мировую цивилизацию. Изолированным народам приходится адаптироваться к новым условиям, трансформируя собственную культуру. При этом нередко происходит крушение традиционных систем ценностей, появляется множество соблазнов как в сфере материального потребления, так и в культурной сфере [6; 7; 25].
Этот процесс усиливается массовым туризмом, который ведёт к увеличению и углублению контактов и заимствований, к интернационализации экономики и трансформации культуры [5; 23]. Обновляясь, последняя так или иначе будет в сочетании с местными природными и культурными ландшафтами отличаться от таковых в других местах [7, с. 74].
Важно понимать, что глобализация не разрушает культурное наследие там, где общество принимает её правила игры и развивает индустрию туризма по цивилизованным стандартам. То, что недавно было сокровенным, эзотерическим, в сфере туризма выставляется напоказ и продаётся. Но культура, духовность, как бы мы их ни понимали, не всегда от этого страдают. Если браться за дело с умом и тактом, то в условиях туристического бума процессы девальвации и опошления ценностей местного населения не происходят [7, с. 75].
Защитой от таких деструктивных процессов служит народная нравственность. На наш взгляд, совершенно справедливо утверждение Ш.А. Мирзоева о том, что любые действия дагестанца, любое проявление его умственных и физических качеств расцениваются в народе с точки зрения соответствия таким нравственным понятиям, как «честь», «совесть», «достоинство», «заветы дедов», «доблесть», «благородство» и др. [17, с. 38]. Народная нравственность, развивая и укрепляя в человеке чувства доброты, уважения к людям, любви к труду, народу и родине, всемерно развивает чувство патриотизма. В Дагестане исстари в человеке высоко ценилось чувство любви к земле своих предков, неподдельное патриотическое поведение [17, с. 43].
Вместе с тем национальные воспитательные идеалы не должны противоречить целевому курсу становления инициативного и компетентного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа Российской Федерации [1; 4; 15]. В соответствии с национальным воспитательным идеалом, закрепленным в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в настоящее время достаточно четко сформулирована основная цель деятельности современного работника сферы культуры. Ею является воспитание и психолого-педагогическая поддержка становления инициативного и компетентного гражданина, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей родины, разделяющего духовные и культурные традиции многонационального народа страны [13; 15]. Таким образом, истинная забота и ответственность молодого дагестанца за будущее своей страны станет по-настоящему осознанной лишь при достаточно глубоком осмыслении им того богатейшего культурного наследия, которое за века было накоплено народами его большой и малой родины.
Заключение
Один из пунктов, выделенных в хартии ЮНЕСКО, призывает молодежь к активному участию в сохранении культурно-исторического наследия. Понимание своего собственного наследия, а также наследия других народов - это важный шаг, способствующий осмыслению молодыми людьми их индивидуальности и идентичности. Ре-
шающую роль в популяризации культурного наследия Дагестана среди молодежи должны играть органы государственной власти и местного самоуправления, ведущие общественные организации и республиканские СМИ. Очень актуальной представляется задача разработки специальной стратегии развития дагестанского кинематографа и серийных художественных телепередач, направленных на популяризацию культурно-исторического наследия и вместе с тем интересных для молодежной аудитории. Также важно привить тягу молодежи к тем направлениям дагестанской журналистики, которые затрагивают наиболее острые вопросы охраны и воспроизводства исторического, культурного и природного наследия Страны гор.
Литература
1. Абакарова Р.М., Рабаданов М.Х. Поликультурная модель университетского образования // Региональные аспекты социальной политики. 2021. № 23. - С. 5-11.
2. Агларов М.А. Межэтнический мир - историческое достояние народов Дагестана // Научно-просветительский семинар «Городские чтения»: сб. материалов 2010/2011. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2017. - С. 177-181.
3. Алексеев Ю.В., Сомов Г.Ю. Объекты культурного наследия: учебник. - М.: Проспект, 2017. Т. 1. - 327 с.
4. Баева Л.В. Сохранение культурного наследия как воплощение ценности традиции // Культура и образование. 2012. № 1 (65). - С. 109-118.
5. Веденин Ю.А. Развитие туризма в контексте сохранения и эффективного использования культурного и природного наследия России // Туризм и региональное развитие. 2020. № 1. - С. 5-16.
6. Веденин Ю.А., Эльдаров Э.М. Николай Мироненко и гуманистические начала российской рекреационной географии // Туризмът в епохата на трансформация: сб. с до-клади от юбилейна Международна научна конференция в Икономически университет. -Варна: Наука и икономика, 2015. - С. 792-800.
7. Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Взаимодействие глобализации и традиций в открывающих границы странах (на примере Непала и Бутана) // Региональные аспекты социальной политики. 2021. № 23. - С. 71-76.
8. Дагестан представил свой туристический потенциал на Фестивале РГО [Электронный ресурс]. Сайт Русского географического общества. Новости регионов. 30 августа 2022. - Режим доступа: https://www.rgo.ru/ru/artide/dagestan-predstavil-svoy-turisticheskiy-potencial-na-festivale-rgo (дата обращения 26.10.2022).
9. Декларация о Горной хартии России / Баденков Ю.П. и др. ; отв. ред. Д.Ш. Ха-лидов. - Махачкала, 2016. 20 с.
10. Демография: пособие для студентов-экономистов / Агларов М.А., Акутаев Р.М., Алиева В.Ф. и др. - Махачкала: ДГУ, 2001. 184 с.
11. Живые традиции. Главное о Годе культурного наследия народов России [Электронный ресурс]. ТАСС информационное агентство. - Режим доступа: https://tass.ru/spec/mincult22 (дата обращения: 26.10.2022).
12. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия / Сайт ООН. Конвенции и соглашения. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventi ons/heritage.shtml (дата обращения : 26.10.2022).
13. Кондаков А.М., Сергеев И.С. Образование в условиях конвергентной сетевой среды // Проблемы развития дидактики в условиях цифровой трансформации образования: сб. науч. трудов / сост. В.Г. Мартынов, В.М. Жураковский. - М., 2022. - С. 98-121.
14. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - 3-е изд. - М.: КомКнига, 2005. - 350 с.
15. Кошкин Р.П. Влияние культуры, образования и воспитания на национальную безопасность // Стратегические приоритеты. 2016. № 4. - С. 19-26.
16. Культурное наследие. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. -Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Культурное_наследие (дата обращения: 26.10.2022).
17. Мирзоев Ш.А. О нравственной культуре народов Дагестана // Региональные аспекты социальной политики. 2020. № 22. - С. 38-50.
18. Мугадова М.В., Эльдарова К.К. Художественное образование как фактор развития национальной культуры Дагестана // Региональные аспекты социальной политики.
2018. № 20. - С. 133-137.
19. Определение понятия «культурное наследие» [Электронный ресурс]. Фонд сохранения культурного наследия. - Режим доступа: https://saveheritage.fund/cultural-heritage/ (дата обращения: 26.10.2022).
20. Основы гуманитарного знания / под ред. В.А. Тишкова. - М.: НИЯУ МИФИ,
2019. - 363 с.
21. Социальная демография: понятийно-терминологический словарь / отв. ред. Э.М. Эльдаров, И.И. Эфендиев. - Махачкала: ДГУ, 2004. - 155 с.
22. Полякова М.А. Культурное наследие России. Сохранение и актуализация: учебник. - М.: РГГУ, 2018. - 395 с.
23. Рынок и управление туризмом в регионе / Амутинов А.М. и др. - Махачкала: Изд. «Деловой мир», 2003. - 112 с.
24. Султанов К.К. Тенденции и политика этноотчуждённости в современной России // Региональные аспекты социальной политики. 2011. № 13. - С. 128-133.
25. Шапинская Е.Н. Впечатления на продажу: современные тенденции в культуре потребления // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). - С. 162-169.
26. Шерифов М.Ш. Основные проблемы молодежи в Дагестане Молодой ученый. 2011; № 5 (28). - С. 112-114. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3192/ (дата обращения: 26.10.2022).
27. Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18230
28. Флиер А.Я. Культура человеческой деятельности // Культура и наука Дальнего Востока. 2020. № 1 (28). - С. 58-62.
29. Эмиров Э.Д. Человек. Семья. Государство. Общество: аспекты взаимоотношений. // Социально-политические проблемы современной России: сб. науч. статей. -Махачкала: Изд-во ДГПУ, 2005. Вып. 1. - С. 96-101.
30. Ястребов Г.А., Шкаратан О.И. Социокультурная преемственность в российской семье // Общественные науки и современность. 2010. № 1. - С. 5-27.
31. Homo Creator: образовательные решения и культурные практики: коллективная монография / Г.М. Каченя и др.; сост., науч. ред. Е.А. Селютина, А.В. Штолер; Че-ляб. гос. ин-т культуры. - Челябинск: ЧГИК, 2022. - 486 с.
32. O 'Shaughnessy M., Stadler J., Casey S. Media and Society. Sixth Edition. - Oxford: Oxford University Press, 1999. - 560 p.
Поступила в редакцию 21 апреля 2023 г.
Принята 23 мая 2023 г.
UDC 008.009:39; 008:351.858
DOI: 10.21779/2500-193 0-2023 -38-2-121-127
The Role of Cultural Heritage in Education and Upbringing of Dagestan Youth
K.K. Eldarova
Ministry of Culture of the Republic of Dagestan; Russia, 367000, Makhachkala, Rasul Gamzatov av., 93; gurmc'a mail. ru
Abstract. The purpose of the article is to show the role of cultural heritage in the process of educating the younger generation of Dagestanis. The author argues that the richest cultural and historical heritage of the Land of Mountains should permeate the content of all the significant events held by educational, cultural and tourism institutions of the republic. The importance of folk morality is shown both in the development of the patriotic consciousness of young people and in protection from the negative influence of modern transformational processes, including those associated with the development of mass tourism in the region. It is concluded that the true concern and responsibility of a young Dagestani Dagestani for its future are possible only with a sufficiently deep understanding of the cultural heritage that has been accumulated over the centuries by the peoples of his large and small homeland.
Keywords: cultural heritage, educational work, youth policy, cultural code, folk morality.
Received 21 April 2023 Accepted 23 May 2023 г.