Набиев Н. Роль культурно- просветительных учреждений в развитии новой культуры в северных районах Таджикистана в первой половине ХХ века
УДК 379 (Т) Н. НАБИЕВ
ББК 63.3. (543.0)6
РОЛЬ КУЛЬТУРНО- ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕВЕРНЫХ РАЙОНАХ ТАДЖИКИСТАНА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (на примере Джабборрасуловского района)
Важную роль в развитии культуры в среднеазиатских республиках сыграло Четвертое совещание ЦК РКП(б) с ответственными работниками национальных республик и областей, проходившее с 9 по 12 июня 1923 года в Москве. В резолюции, принятой на совещании, подчеркивалось: «Устройство клубов... и других просветительных учреждений. расширение сети всех ступеней учебных заведений и создание рабфаков на местных языках». Благодаря этой политике, защищавшей интересы всех народов Средней Азии, им была оказана помощь в создании учреждений культуры на родном языке [7, с. 250], что шло до этого с большими трудностями. Большие трудности, связанные с культурными преобразованиями в среднеазиатских республиках, в том числе в Ходжентском уезде, куда входила и нынешняя территория Джабборасуловского района, были в основном вызваны малограмотностью населения. Исходным пунктом этих преобразований явилась ликвидация неграмотности трудящихся. С начала 1920 года повсеместно открывались школы ликбеза. Так, районное исполбюро станции Драгомирово 22 января 1921 года специально рассмотрело вопрос о ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В принятом постановлении говорилось о необходимости организации вечерних курсов, обеспечении их бумагой, письменными принадлежностями, азбукой на местном языке [5, с. 41].
По определению профессоров С. Абдуллаева и Г. Хайдарова [1, с. 149], в те годы советские органы настойчиво и целенаправленно уделяли основное внимание решению следующих задач: первая - главная ставка на развертывание всеобуча, создание новой системы образования, отчего прежде всего зависел успех деятельности на других участках культурного строительства; вторая - быстрая ликвидация поголовной неграмотности населения, возрождение духовной жизни народа; третья - подготовка специалистов, от организации которой зависел не только подъем культурного уровня, но и само развитие народного хозяйства; четвертая - создание и развертывание широкой сети культурно-просветительных учреждений, деятельность которых играла решающую роль в борьбе со старыми предрассудками, традициями и обычаями.
В ходе культурных преобразований главное внимание было обращено на решение трёх узловых взаимосвязанных проблем: формирование системы всеобщего
- 182 -
Nabiyev N. The Role of Cultural-Enlightening Institutions in the Development of New Culture in Northern Areas of Tajikistan in the first Half of the XX-th Century
школьного образования, ликвидация неграмотности и подготовка кадров национальной интеллигенции [11, с. 492].
Накануне преобразования Таджикистана в союзную республику только 5 % его населения ликвидировали неграмотность [3, с. 75].
С ликвидацией неграмотности и развитием школьного образования в Таджикистане закладывался прочный фундамент для дальнейшего подъема культуры в республике [7, с.8] «Первые практические шаги, направленные на создание и развитие новой...культуры в её многообразных формах...в целом, отвечали интересам коренных национальностей» [11, с. 75]. Самые разнообразные методы и средства, применявшиеся для быстрейшей ликвидации неграмотности, позволили в короткий срок достигнуть больших успехов.
Несмотря на тяжелое экономическое и политическое положение, уже в первые годы Советской власти были сделаны заметные шаги в деле строительства новых русско-туземных школ. К концу 1918 года в Северном Таджикистане открылись 15 школ, а в 1919 году общее число их было доведено до 73.
Период Гражданской войны 1917-1920 гг. требовал усиления политической работы среди населения, преобразования культурной жизни. А это в свою очередь требовало организации Красных чайхан, создания красных уголков, агитбригад, клубов, библиотек, где могла бы вестись разъяснительная работа. В этом плане Драгомировский РКП (б) оказывал волостным комячейкам действенную помощь. Волостной комитет партии по почте распространял газеты и различную литературу на таджикском языке среди рабочих и местного населения. Так, 29 января 1919 года в Драгомирово было препровождено 10 экземпляров журнала «Пламя революции» [2, д. 11, л.33]. 18 сентября 1919 года из Ходжентского уездного продовольственного отдела поступил первый номер газеты «Голос деревни» [2, д.11, л. 96], а затем и другие номера. В 30-х гг. специально для малограмотных стала выходить газета «Барои коллективи» [6, с. 9].
Препровождая газеты и журналы, исполком партии коммунистов (большевиков) Ходжентского уезда отправлял сопроводительные письма с предложением распространять литературу среди членов организации [2, д.11, л.148]. Эти издания освещали конкретные вопросы борьбы с басмачеством, экономической разрухой, ликвидацией безграмотности и возрождения и развития национальной культуры таджиков. Здесь следует отметить безукоризненную и быструю работу уездной почты. Отправленные 10 декабря 1919 года из Ходжента 10 экземпляров газеты (к сожалению, в документе нет названия газеты - Н. Н.) Гулякандозская волость получила 11 декабря [9, с. 153]. Отправленные 3 декабря 1919 года 16 экземпляров газеты были получены 5 декабря [2, д. 11, л. 148].
Для организации библиотеки в селе Гулякандоз организация партии большевиков при станции Драгомирово предложила (письмо за №233 от 29 мая 1920 г.) приобрести 42 брошюры на политические темы, 9 учебников, газеты, журналы, плакаты, портреты и календари [10, д.1, л.84]. А Ходжентский уездногородской комитет РКП (б) отправил в Драгомирово комиссию Агитпросвета для организации изб-читален и просил оказывать полное содействие комиссии в выполнении возложенных на неё обязанностей [10, д.1, л.88].
- 183 -
Набиев Н. Роль культурно- просветительных учреждений в развитии новой культуры в северных районах Таджикистана в первой половине ХХ века
Выполняя эти и другие инструктивные указания уездгоркома и предложения различных комиссий, Драгомировский РК КП (б) проводил различные мероприятия по развитию системы культпросвета. Председатель партячейки станции Драгомирово П. Парахин 3 ноября 1920 года обратился в Ходжентский уездгорком с просьбой дать ему полный инструктаж по организации красных чайхан. Он просил также выслать для выделенного для этих целей помещения литературу на мусульманском языке, брошюры, газеты, оборудование и посуду [10, д.1, л. 88].
Общее собрание Драгомировской организации РКП (б), обсудив вопрос о культурно-просветительной работе (14 января 1920 г.), приняло постановление назначить воскресные дни днями чтения лекций и разъяснения программных вопросов. Посещение таковых было обязательным для всех членов партии [10, д.63, л.1].
С вниманием в районе стали относиться и к подготовке руководящих кадров и специалистов по культуре. Когда стоял вопрос об отправке двух членов партии в Москву на учебу в Рабоче-крестьянский университет, этот вопрос стал предметом обсуждения общего собрания членов Драгомировской районной организации РКП
(б). Собрание решило: «В Московский рабоче-крестьянский университет отправить изъявивших желание и получивших наибольшее количество голосов Порфирия Вершинина и Сафарбека Каримова» [10, д.63, л.73].
19 сентября 1920 года заседание РК КП(б) Драгомирово удовлетворило просьбу отдела женщин о том, чтобы командировать несколько женщин - работников отдела на курсы в Туркестанскую школу партийной и советской работы [10, д.45, л. 2а].
До 1920 года в северных районах современного Таджикистана, куда входил и Джабборрасуловский район, не было объединенного центрального аппарата, который руководил бы политико-просветительной работой. Жизнь настойчиво требовала создания специальной самостоятельной организации, которая могла бы сосредоточить в своих руках всю многогранную и большую работу по просвещению масс.
С этой целью Реввоенсовет Туркфронта 31 декабря 1920 года издал постановление, которое гласило: «... для объединения всей политико-просветительной работы, для .более целесообразного использования культурно-просветительных работников, рассыпанных между учреждениями, при Народном комиссариате просвещения учреждается Туркестанский политико-просветительный комитет (Туркполитпросвет)» [1, с. 87].
В процессе развертывания культурных преобразований трудящиеся Джаб-боррасуловского района все активнее включались в сферу новых отношений, менялось их мировоззрение, взгляды и, главное, - повышался их культурный и эстетический уровень. Теперь они читали газету, слушали радио, посещали не только красную чайхану, но и кинотеатр, и библиотеку, и Дома культуры.
В изданном вскоре «Положении о Туркестанском политико-просветительном комитете» конкретно указывалось, что эта организация осуществляет следующие задачи: «а) ликвидирует общую и политическую безграмотность; б) заботится о повышении общего культурного развития населения; в) ведет агитацию и пропаганду среди масс коренного населения, организует художественное воспитание масс, пользуясь всеми видами искусства» [1, с. 87].
- 184 -
Nabiyev N. The Role of Cultural-Enlightening Institutions in the Development of New Culture in Northern Areas of Tajikistan in the first Half of the XX-th Century
После образования Туркполитпросвета в деятельности культурно-просветительных учреждений произошли серьёзные сдвиги. Созданная 11 июля 1919 года уездная культурно-просветительная комиссия открывала клубы, красные чайханы, учреждала библиотеки, руководила всей работой. Так, для улучшения работы вновь построенного Сулюктинского клуба имени Артёма (этот клуб находился в центре поселка Пролетарск. Здесь не только велась клубная работа, но и регулярно демонстрировались кинофильмы) было перечислено 7 000 рублей профсоюзному комитету Сулюкты для отдела народного образования и финотдела [ 2, д. 18, л. 89].
Были установлены и цены на билеты в кинотеатры. Для этого колхозам необходимо было заключить договор с дирекцией киноустановок. Если количество дворовых хозяйств было от 20 до 50, цены на билеты устанавливались в 30 рублей, от 50 до 100 дворов - 40 рублей, от 100 до 150 - 50 рублей, и свыше 150 дворов - 60 рублей [2, д. 18, л. 90].
Особое место стала занимать работа с женщинами. В начале 1936 года было решено создать женский клуб на базе одной из красных чайхан, функционирующих в Гулякандозе. Для этого красная чайхана была передана с баланса райпотребсоюза на баланс райисполкома.
Ежемесячно нуждающимся многодетным матерям выделялось пособие в размере 2 000 рублей [ 2, д. 18, л. 211]. В том же году для составления проекта и строительства красной чайханы в селе Дигмай решением райисполкома была выделена сумма в размере 39 431 рубль. К этому времени в районе уже функционировали 35 красных чайхан, которые были полностью телефонизированы. Но только в 19 из них имелись радиоточки [ 2, д. 18, л. 264]. Были приняты меры по радиофикации и остальных. Уделялось большое внимание благоустройству райцентра - посёлка Пролетарск, улучшению санитарно-экологического состояния улиц. 62 семьям были выделены земельные участки для строительства индивидуальной жилой площади [ 2, д. 18, л. 276]. В октябре в связи с решением СНК СССР было принято специальное решение райисполкома о введении паспортной системы. Нарушители подвергались штрафу или принудительным работам сроком на один месяц. Кроме того, были строго запрещены азартные игры в общественных местах [ 2, д. 18, л. 19].
Одним из важнейших вопросов культурных преобразований в жизни сельских районов Севера Таджикистана было здравоохранение. До 1917 года населению республики, по существу, вовсе не оказывалась квалифицированная медицинская помощь, не было медицинских учреждений. Население вынуждено было обращаться за лечебной помощью к знахарям, табибам и прочим «лекарям» [4, с. 4].
Только после революции началось создание новой медико-санитарной сети. Так, уже в 1920 году в Ходжентском уезде работали 4 больницы, 2 зубоврачебных кабинета, 7 амбулаторий [4, с. 7]. Одним из первых медицинских учреждений, открытых на территории современного Джабборрасуловского района, была зубная амбулатория в Гулякандозе, которая открылась в 1924-1925 годах [4, с. 7].
Сразу же после образования Таджикской АССР здесь вместе с больничными учреждениями стали создаваться и аптеки. Если первая аптека возникла в Душанбе в 1925 году, то в райцентре Джабборрасуловского района строительство первой
- 185 -
Набиев Н. Роль культурно- просветительных учреждений в развитии новой культуры в северных районах Таджикистана в первой половине ХХ века
аптеки началось чуть позже - в 1937 году, после образования Пролетарского (Джабборрасуловского) района [4, с. 15].
Преобразования в сельском хозяйстве создавали благоприятные условия для расширения медицинской помощи на селе. Так, Ходжентский окружной отдел здравоохранения 22 февраля 1930 года сообщал окрисполкому о том, что в связи с начавшейся массовой коллективизацией к каждому колхозу прикреплялся врач из райцентра, который устраивал амбулаторный приём не реже двух раз в месяц; во время посевной кампании приём больных проводился каждые 5-10 дней. В районах сплошной коллективизации (Джабборрасуловский район, входивший в состав Науского района, был именно таковым) было форсировано открытие пунктов медпомощи. Так, 1 февраля 1930 года был открыт фельдшерский пункт в Дигмае [4, с. 33].
В середине 30-х годов прошлого столетия, по мере ликвидации неграмотности, произошли определенные сдвиги и в области санитарного просвещения. Помимо бесед и лекций, стала практиковаться наглядная агитация. Первая листовка, выпушенная в Таджикистане в 1933 году, была посвящена борьбе с малярией [4, с. 50].
17 июня 1936 года ЦК ВКП (б) и СНК СССР приняли постановление и рекомендовали вести делопроизводство в государственных учреждениях на языке коренного населения. Но во многих организациях и учреждениях это решение не выполнялось и делопроизводство велось на русском языке. Это стало предметом обсуждения на заседании райисполкома. За невыполнение постановлений были предупреждены руководители райзаготконторы, финотдела, райпотребсоюза и райшёлка (Каримбоев, Ахмедов, Саидов, Кунц).
По мере дальнейшего развития народного хозяйства и культуры, агитационномассовая работа, проводимая в культурно-просветительных учреждениях района, становилась все более разносторонней и содержательной. В тот период Первый учредительный съезд КП Таджикистана принимает решение «реорганизовать всю систему культурной работы и перестроить органы и аппараты культурного строительства».В конце 40-х годов прошлого столетия, как и повсюду, в Джабборрасуловском районе началось широкое строительство новых благоустроенных клубов, которые стали центрами общественно-политической и культурной жизни. Они располагали большими возможностями для организации культурнопросветительной работы. Широкой популярностью среди населения пользовались показываемые в новых клубах кинофильмы, в том числе и хроникально-документальные. Они знакомили их с достижениями народного хозяйства и культуры.
Таким образом, культурно-просветительные учреждения всю свою деятельность направляли на то, чтобы население района плодотворно трудилось и культурно отдыхало. Достижения Ленинабадской (Согдийской) области, в том числе и Джаб-боррасуловского района, в культурном развитии создали благоприятные условия, начальную базу для завоевания новых высот культуры.
Список использованной литературы:
1. Абдуллаев, С., Хайдаров, Г. Из истории культурных преобразований в Таджикистане в новейшее время / С. Абдуллоев, Г. Хайдаров. - Худжанд: Ношир, 1998. -182 с.
2. ГАСО. Ф. 141, оп. 2, д. 7, 11, 18.
- 186 -
Nabiyev N. The Role of Cultural-Enlightening Institutions in the Development of New Culture in Northern Areas of Tajikistan in the first Half of the XX-th Century
3. Искандаров, М. Из истории советского строительства в Таджикистане / М. Искандаров -Душанбе: Дониш, 1983. -228 с.
4. История культурного строительства в Таджикистане 1917-1977/ отв. ред.: К.М. Марсаков. - Т. 2. -Душанбе: Дониш, 1983. -472 с.
5. История культурного строительства в Таджикистане 1917-1977 / отв. ред.: К.М. Марсаков. -Т. 1. -Душанбе: Дониш, 1979. -284 с.
6. Каширина, Т.В. Народное образование в Таджикистане (1924-1932) / Т.В. Каширина. -Душанбе: Дониш, 1986. -156 с.
7. Масов, Р. М. История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане / Р.М. Масов. - Душанбе: Дониш, 1988. -320 с.
8. Масов, Р.М. Историография социалистической реконструкции сельского хозяйства и дальнейшего развития колхозного строительства в Таджикистане (1917-1967 гг.)/
Р.М. Масов. -Душанбе: Дониш, 1974. -128 с.
9. Холджураев, Х. Колхоз - гигант на Севере Таджикистана. (Рукопись) / Х. Холджураев. - Душанбе, 1986. -543 с.
10. ЦГА РТ. Ф. 5346, оп. 1, д. 1, 45, 63.
11. Шукуров, М. Р. История культурной жизни Советского Таджикистана (19171941гг.) / М.Р. Шукуров. -Ч.1. - Душанбе: Ирфон, 1970. -496 с.
Reference Literature:
1. Abdullayev S., Khaydarov G. From the History of Cultural Transformations in Tajikistan in the Newest Time. - Khujand: Noshir, 1998. - 182 pp.
2. State Archive of Sughd Viloyat (SASV), fund 141, inventory 2, dossiers 7,11,18.
3. Iskandarov M. From the History of Soviet Construction in Tajikistan. - Dushanbe, Knowledge, 1983. - 228pp.
4. History of Cultural Construction in Tajikistan. 1917-1977. V.2./editor-in-charge: К.М. Мarsakov. - Dushanbe: Knowledge, 1979. -472pp.
5. History of Cultural Construction in Tajikistan. 1917-1977. V.1 / editor-in-charge: К.М. Мarsakov. - Dushanbe: Knowledge, 1979. -284pp.
6. Kashirina T.V. People's Education in Tajikistan (1924-1932). - Dushanbe: Knowledge, 1986. -156pp.
7. Masov R.M. History of Historical Science and Historiography of Socialist Construction in Tajikstan. - Dushanbe: Knowledge, 1988. - 320pp.
8. Masov R.M. Historiography of Socialistic Reconstruction of Agriculture and Further Development of Collective-Farm Building in Tajikistan (1917-1967). - Dushanbe: Knowledge, 1974. - 128pp.
9. Kholdjurayev Kh. Collective-Farm - Giant in the North of Tajikistan (manuscript) -Dushanbe, 1986. - 543pp.
10. RT Central State Archive (CSA). Fund 5346, inventory 1, dossiers 45, 63.
11. Shukurov M.R. The History of Cultural Life of Northern Tajikistan (1917-1941). -Dushanbe, 1970.
- 187 -
Набиев Н. Роль культурно- просветительных учреждений в развитии новой культуры в северных районах Таджикистана в первой половине ХХ века
Роль культурно- просветительных учреждений в развитии новой культуры в северных районах Таджикистана в первой половине ХХ века
(на примере Джабборрасуловского района)
Ключевые слова: культурно-просветительные учреждения, неграмотность,
красные чайханы, радио, кино, газеты и журналы, лекции и беседы
В статье на основании исторических документов, хранящихся в фондах Государственного архива Согдийской области, и на основе публикаций на страницах печати и научных трудов учёных-историков раскрывается роль культурно-просветительных учреждений в развитии новой культуры в северных районах Таджикистана на примере Джабборрасуловского района. На конкретных примерах показываются успехи таджикистанцев, и в частности тружеников района, в этом процессе исторического развития. Автор справедливо отмечает, что создание первых школ нового типа, клубов, кинотеатров, красных чайхан сыграло решающую роль в ликвидации неграмотности, в подъёме политической активности масс, формировании у них сознательности и трудового энтузиазма, в создании благоприятных условий для подъёма их культурного уровня. Культурно-просветительные учреждения создали отправную базу для завоевания новых высот культуры.
The Role of Cultural-Enlightening Institutions in the Development of New Culture in Northern Areas of Tajikistan in the first Half of the XX-th Century
Key words: cultural-enlightening institutions, illiteracy, red chayhanas, broadcasting, cinema, newspapers and magazines, lectures and discourses
Proceeding from historic documents kept in the funds of the State archive of Sughd viloyat, publications on press pages and scientific works of scientists-historians, the author of the article reveals the role of cultural-enlightening institutions in the development of new culture in the northern areas of Tajikistan on the example of Djabborrasulov (Proletar in the times spoken of) nokhiya. Progresses of the residents of Tajikistan are shown on concrete examples. The author marks justly that the creation of the first new type of schools, clubs, cinema-theatres, red chaykhanas played the decisive role in liquidation of illiteracy, upsurge of political activities of masses, formation of consciousness and working enthusiasm, creation of favourable conditions for elevation of cultural level. Cultural-enlightening institutions created an initial base for gaining superior heights of culture.
Сведения об авторе:
Набиев Нигматджон, соискатель кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: aziz751203@mail.ru
Information about the author:
Nabiyev Nigmatdjon, claimant for candidate’s degree of the department of the history of the Tajik people under the Tajik State University of Law, Business and Politics, (Tajikistan, Khujand), e-mail: aziz751203@mail.ru
- 188 -