УДК: 008: 316
Костромицкая А.В.,
кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии философского факультета Таврической академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация
РОЛЬ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В. И. ВЕРНАДСКОГО В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА
ГОРОДОВ КРЫМА
Аннотация
Статья посвящена определению роли структурных подразделений и филиалов Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского в культурном пространстве городов Республики Крым. Автор статьи рассматривает культурное пространство как определенный пространственно-временной континуум, искусственно созданный (то есть ставший элементом мира культуры) и обладающий рядом уникальных свойств и характеристик.Одной из ключевых символических доминант в культурном пространстве города, региона, страны или даже мира автор предлагает рассматривать университет. Исследование организовано на материале старейшего университета юга России, который более ста лет обладает символическим статусом центра образования и просвещения.
Ключевые слова: город, культурное пространство, Крым, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского.
Kostromitskaya A. V.,
associate professor at the Department of Culturology at the Faculty of Philosophy, Taurida Academy, V.I. Vernadsky Crimean Federal University,
candidate of Culturology, Simferopol
THE ROLE OF V. I. VERNADSKY CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY IN THE DEVELOPMENT OF THE CULTURAL SPACE OF CRIMEAN CITIES
Abstract
The article is devoted to the definition of the role of structural units and branches of the Crimean Federal V. I. Vernadskiy University in the cultural space of the cities of the Republic of Crimea. The author of the article considers the cultural
space as a certain space-time continuum, artificially created (that is, which became an element of the world of culture) and possessing a number of unique properties and characteristics.One of the key symbolic dominants in the cultural space of a city, region, country, or even the world offers to consider the university.The study is organized on the material of the oldest university in the south of Russia, which for more than a hundred years has a symbolic status of the center of education and awareness.
Keywords: city, cultural space, Crimea, Crimean Federal V. I. Vernadsky University.
В культурологических исследованиях мы наблюдаем устойчивый интерес к изучению феномена культурного пространства, общепризнанного определения которого на данный момент нет. Исследователи сходятся во мнении, что культурное пространство - это определенный пространственно-временной континуум, искусственно созданный (то есть ставший элементом мира культуры) и обладающий рядом уникальных свойств и характеристик. Среди характеристик культурного пространства называют историческую преемственность, непрерывность, дискретность, отсутствие унификации [2, с. 41], текстовую природу (концепция Ю. М. Лотмана), мифологические компонентыи другое. Культурное пространство разномасштабно: европейский культурный регион, национальная культура России, этническая культура крымчаков, историческая часть малого провинциального города Крыма или набережная курортного города отличаются самобытностью и обладают полным набором признаков культурных пространств.
При использовании культурологического подхода к исследованию городской проблематики важны дополнительные смыслы, символы и образы, которые продуцируются городским сообществом и нерезидентами - всеми, кто способен «писать» и «читать» текст города, к элементам которого семиотик В. Н. Топоров относит«"объектный" состав, "природные" и "культурные" явления, "душевные" состояния», взаимосвязанные между собой изакодированные«с помощью некоего набора символов» [6], смыслы которых сознательно конструируются или улавливаются интуитивно.
Культурное пространство города неоднородно, потому отдельные его локусы способны порождать образы различной силы. Чем значимее символическая доминанта в культурном пространстве, чем более она устойчива, но способна отвечать требованиям современной социокультурной обстановки, тем большая вероятность её актуализации на всех этапах развития территории. На наш взгляд, одним из примеров таких символических доминант
в культурном пространстве города, региона, страны или даже мира может быть университет - символ просвещения, науки и возможности приобретения высокого социального статуса. Попробуем доказать это на материале Крымского федерального университета имени Владимира Ивановича Вернадского.
Крымский университет - старейший университет юга России, он основан в 1918 году, и вот уже более ста лет обладает символическим статусом центра образования и просвещения.На данный момент в структуре унвиверситета двадцать девять структурных подразделений и двенадцать филиалов. Закономерно, что наиболее активно и существенно на развитие культурного пространства городов Крыма влияют старейшие учебные заведения, вошедшие в состав университета: Таврическая академия и Медицинская академия имени С. И. Георгиевского. Ощущается это влияние, в первую очередь, через пополнение крымского рынка труда квалифицированными специалистами различных профилей (за университетом закреплен символический статус «кузни кадров Крыма»), ведь университет - Alma Matern только для кандидатов и докторов наук, преподавателей, врачей, но и для многих других успешных крымчан: министры, депутаты, успешные предприниматели, работники сферы культуры и сельского хозяйства - выпускники вуза.
Университет - константа в культурном пространстве Крыма касательно непрерывности классического университетского образования: при вузе существуют средне-специальное образование и высшее профессиональное образование, ведется профессиональна переподготовка, постоянно модернизируются программы дополнительного профессионального образования, разрабатывается необходимая материальная база для реализации концепции LifeLongLearning (непрерывное образование).
Помимо научного и образовательного потенциала, университет ориентирован на практическое освоение культурного пространства Симферополя и Крыма: студентами и преподавателями ведется активное сотрудничество с властными структурами, открываются базовые кафедры, проводятся совместные научно-практические конференции и другие мероприятия. В рамках проектной деятельности обучающихся открываются медицинские лаборатории, развивается робототехника, создаются пешеходные и виртуальные экскурсионные туры, циклы передач об истории и культуре (к примеру, «Крымский университет в Крымской весне») и многое -многое другое.В 2016 году был создан Музей истории Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского[3], сотрудники которого стремятся не только восстановить историю университета структурных подразделений и
филиалов главного вуза Крыма, но и зафиксировать состояние современной научной мысли и инфраструктурных изменений.
Культурологизация образования, о которой заявляют российские культурологи, находит подтверждение и в Крыму. С 1996 года происходит становление кафедры культурологии, сотрудники которой готовят специалистов в сфере культуры, обладающих всеми необходимыми компетенциями для качественной трансформации культурного пространства Симферополя и Республики Крым. Образовательные программы бакалавриата [5]и магистратуры состоят из нескольких модулей, каждый из которых открывает широкие возможности для дальнейшей профессиональной реализации в области культуры - от преподавания и менеджмента культуры до музейной работы, журналистики и организации мероприятий. Практические навыки формируются не только в рамках дисциплин, но также в проектном модуле и практиках.
Одним из наиболее ярких примеров влияния университета на культурное пространство Симферополя может служить Ботанический сад имени Н. В. Багрова (одного из ректоров университета, географа, общественного деятеля).Парк площадью 32 гектара создан в 2004 годуна основе одного из первых парков Симферополя - парка-памятника Салгирка (от названия главной реки Крыма - Салгир). Территория ботанического сада представляет единый историко-природный комплекс, включающий усадьбы академика П. С. Палласа и графа М. С. Воронцова. «Коллекционные фонды насчитывают около 2000 таксонов декоративных древесно-кустарниковых и травянистых видов, сортов и форм растений, в том числе редких, исчезающих и реликтовых» [1]. Специализированные экспозиции - розарий, сирингарий, Лабиринт, зимний сад, каскад водоемов и другие - не только постоянные площадки для досуга, фотосетов, свадебных прогулоксимферопольцев и крымчан, но и экскурсионные площадки.
Стоит упомянуть о Научной библиотеке университета, которая «располагает многоотраслевыми фондами, насчитывающими около 3 млн. экземпляров традиционных изданий» [4]и помимо выполнения основной своей функции, способствует продвижению университета как площадки для проведения мероприятий федерального и регионального уровней, а также дает преподавателям и студентам возможность проведения профильных конференций, камерных творческих вечеров, тематических выставок, лекториев и прочих мероприятий. Экскурсионным потенциалом обладает Музей редкой книги при библиотеке, коллекция которого насчитывает порядка пятидесяти тысяч отечественных и зарубежных документов ХУ-начала ХХ веков. Среди
них «рукописный "Номоканон" - свод церковных правил и императорских указов» 1643 года, привезенный из Киево-Печерской Лавры«в старинном кожаном переплете с металлическими застежками (написана мелким почерком с многочисленными киноварными вставками)» [4], инкунабулы, русские старопечатные книги (издания Симеона Полоцкого, Петра Мстиславца), два экземпляра Острожской «Библии» Ивана Фёдорова, несколько томов первой французской энциклопедии, книги библиотекПетра I и Екатерины II, множество книг о Крыме, изданных после первого присоединения Крыма к России, автографы Х. Х. Стевена, Э. К. Циалковского, В. И. Вернадского и других деятелей отечественной культуры.
Помимо указанных структурных подразделений Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, важно сказать и о других филиалах, которые находятся в беспрерывном взаимодействии с городами Крыма, формируя уникальное культурное пространство полуострова, помогая ему найти актуальные,научно обоснованные, достойные и компетентные ответы на вызовы современности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ботанический сад имени Н. В. Багрова [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье: http://крымнеочевидный.рф/page/botamces ку-Баё-тет-п-у-bagrova.
2. Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. -СПб.: Питер, 2005. - 474 с.
3. Музей истории Крымского федерального университета имени
B.И.Вернадского [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье: http://museum.cfuv.ru/.
4. О библиотеке [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье: http://lib.cfuv.ru/o-biblioteke/.
5. Образовательная программа бакалавриата «Современные культурные практики и образовательные технологии в сфере культуры» [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье: http://olimpiada_most.tilda.ws/bakalavriat.
6. Топоров В. Н. Петербургский текст: его генезис и структура, его мастера // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс»-«Культура», 1995. -
C. 259-367.