МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070
капитала («горячих денег»).
Позитивная отдача от перестройки национальных банковских структур стран Африки зачастую сдерживается не только объективными внутренними факторами, но и субъективными моментами, в немалой степени связанными с организационными неувязками, отсутствием межбанковской координации, волюнтаристскими решениями, игнорирующими реальную обстановку, и т.п. Многие частные коммерческие банки, несмотря на изменившиеся условия, по-прежнему проявляют осторожность в кредитовании, предоставляя ссуды на крайне ограниченные сроки и под залог или солидное обеспечение.
Безусловно, что для позитивных перемен одних законодательно-реформистских мероприятий будет явно недостаточно. Необходимо осуществление более широкого комплекса рациональных преобразований в банковской сфере. При этом кредитное регулирование необходимо увязывать с оздоровлением всей финансовой сферы, в частности с осуществлением мер по стабилизации бюджета (сокращение военных, управленческих и прочих расходов) и укреплению дисциплины в области эмиссионного кредитования (установление жестких лимитов и своевременное погашение кредитов), а также по обеспечению эффективного надзора за банковской деятельностью. Такой интегрированный подход наряду с увеличением притока официальной помощи развитию (особенно наименее развитым странам) мог бы содействовать рационализации банковского сектора стран Африки и его трансформации в «локомотив» устойчивого экономического роста на континенте.
Список использованной литературы:
1. Beck Th. & Cull R. Banking in Africa. World Bank, Wash., 2013.
2. Finance & Development. IMF, Wash., June 2006.
3.The Global Findex Database 2014. Measuring Financial Inclusion around the World. World Bank, Wash., 2015.
4. Allen F., Otchere I., Senbet L.S. African Financial Systems: A Review // Review of Development Finance. 2011, N 1.
5. Africa Renewal. N.Y., August 2015.
6. Finance & Development. IMF, Wash., September 2012.
7. Pan-African Banks. Opportunities and challenges for cross-border oversight. IMF, Wash., 2015.
8. Making Finance Work for Africa. World Bank, Wash., 2007.
© Маценко И.Б., 2016
УДК 65.01; 334.726
Д.В.Митин
Ст.преподаватель
ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
г. Орел, Российская Федерация
РОЛЬ КРОССКУЛЬТУРНОГО МАРКЕТИНГА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности творческого предпринимательства в сфере культуры в современных условиях. Проанализированы возможности его развития на основе применения эффективных методов, принципов и организационных форм кросскультурного маркетинга.
Ключевые слова
Кросскультурный маркетинг, кросскультурный менеджмент, сфера культуры, творческое предпринимательство, творческие индустрии, креативная экономика.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
Известный британский аналитик и специалист в вопросах городской и культурной политики Филл Вуд отмечал, что «творческие идеи хороши, но ими нельзя оплатить счета». С подобным утверждением трудно не согласиться, поскольку действительно для этого необходимы люди, обладающие управленческими компетенциями, которые смогли бы связать культуру и экономику в практическом аспекте в единое целое. В связи с этим особую актуальность в настоящее время приобретает проблема развития творческого предпринимательства в сфере культуру, которая не может быть решена вне контекста кросскультурных отношений.
Любой продукт (товар, услуга) как объект экономических отношений имеет две ценности: первая -материальная, которая обладает некоторыми физическими свойствами; вторая - интеллектуального или творческого характера - нематериальная и неосязаемая.
В разных индустриях соотношения между этими ценностями варьирует. При этом цена продукта складывается из затрат на его производство (производственная составляющая), продвижения на рынок (маркетинговая составляющая) и стоимостной оценки творческой (креативной) составляющей.
Отличительная особенность культурного (творческого) продукта заключается в том, что он основан на интеллектуальном, творческом вкладе и в большей мере, чем другие компоненты, определяет цену продукта и обеспечивает максимальную добавленную стоимость. Именно творческий продукт выступает объектом экономических отношений в новой экономике, где знания и творчество выступают важнейшими факторами для создания экономического роста.
Ядро креативной экономики составляют творческие индустрии. Под творческими индустриями понимают совокупный цикл создания, производства и распространения товаров и услуг, основанных на креативности и интеллектуальном капитале. Это обширная и разнородная область деятельности, - от традиционных искусств и ремесел до высокотехнологичных и сервисно-ориентированных видов деятельности, в основе которой лежит творческая, интеллектуальная составляющая (исполнительские и изобразительные искусства, литература и издательское дело, кино, видео и мультимедиа, мода и ремесла, дизайн и архитектура).
В мире существуют различные модели сектора творческих индустрии. Так, основанная на авторском праве модель креативных индустрии, предложенная Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) группирует их по следующим группам отраслей экономики:
- основные отрасли, базирующиеся на авторском праве, - пресса и литература, музыка, театр и опера, кино и видео, радио и телевидение, фотография, программное обеспечение и базы данных, визуальное и графическое искусство, рекламные услуги и коллективные общества управления авторским правом;
- смежные (зависимые) отрасли производят продукцию, которая потребляется совместно с продукцией основных отраслей или обеспечивает такое потребление. Включают производство, оптовую и розничную торговлю телевизорами, радиоприемниками, CD-рекордерами, компьютерами, музыкальными инструментами, а также фото- и киноаппаратурой, фотокопировальными устройствами, чистым материалом для записи и т. д.;
- частично зависимые отрасли, в которых только часть работ защищена авторским правом, - дизайн, архитектура, мода, производство одежды и обуви, бытовые товары и игрушки.
Отдельно выделяют так называемые неспециализированные отрасли, куда вошли индустрии, связанные с организацией радио- и телевещания, коммуникацией, дистрибуцией и продажами и т.п. К ним относят, в частности телефонию и Интернет.
При этом распределение долей в общей статистике вклада творческих индустрии по каждой из вышеназванных групп выглядит следующим образом: основные отрасли, основанные на авторском праве (53,3%); смежные (зависимые) отрасли (22,2%); частично зависимые отрасли (7,5%); неспециализированные отрасли (17%).[3, с.177]
В настоящее время от Китая до Латинской Америки, от Великобритании до Индонезии креативные индустрии становятся приоритетом государственной социально-экономической политики. Творчество и креативность осмысляются, с одной стороны, как ключевой ресурс современного экономического развития, с другой - как ресурс личностного роста, способствующего социальному развитию.
Творческие индустрии - сектор инновационной экономики, играющий значительную роль в разви
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
тии городов и территорий. Это один из наиболее динамичных секторов мировой торговли товарами и услугами (годовой прирост 8,7%). По оценкам ООН, их доля составляет 3,4% мировой торговли (425 млрд. долл.). Подсчитано, что деятельность, связанная с культурой, искусством и творчеством, обеспечивает в два раза большие доходы на единицу продукции, чем все европейское автомобилестроение. Культура как отрасль экономики придает развитию более сильный импульс, чем химическая промышленность, рынок недвижимости или производство продовольствия.
Следует также отметить эффективность процесса производства ВВП творческим предпринимательством: 7,3% населения, вовлеченного в цикл производства творческих индустрий, в России производят 6,06% ВВП, в то время как в США 8,49% занятых обеспечивают 11,12% ВВП. Такая эффективность (больше чем в полтора раза) может быть объяснена тем, что в России (как и на Филиппинах, в Мексике и Болгарии) развиваются смежные отрасли, а не ядро творческих индустрии, где стоимостная оценка творческого и интеллектуального вклада ниже. [3, с.177]
Данные ООН позволяют судить о вкладе творческого предпринимательства в доходы государства от внешней торговли.
Экспорт продукции творческих индустрий [1]
Страна Доля продукции творческого предпринимательства в экспорте, %
Россия 0,49
США 7,61
Великобритания 5,67
Китай 18,29
Италия 8,35
Германия 7,38
Канада 3,39
Индонезия 0,84
Данная статистика показывает, что сектор творческих индустрий в России остается неразвитым, несмотря на то, что страна обладает огромным творческим потенциалом, который пока не учитывается в стратегии развития страны. Развитие данного сектора может открыть перспективу изменения структуры внешнеторгового баланса, позволит быть менее зависимым от колебаний цен на энергоносители.
Подобная ситуация отчасти связана с такими особенностями российского кросскультурного маркетинга и менеджмента в творческом предпринимательстве как: 1) привычка к авралам и нелюбовь к ритмичной работе; 2) подозрительность в отношении иностранных партнёров; 3) пессимистические ожидания и манеры поведения; 4) деструктивная зависть и круговая порука.
Данные особенности связаны со сформировавшейся в российской деловой культуре двойственной (дуалистической) системы ценностей. При этом кросскультурный анализ на основе таблицы Г.Хофстеде показывает, что данная российская модель управления творческим предпринимательством в сфере культуры, характеризуется акцентом на личные отношения и связи, тяготеет к относительно высокому контексту и более высокой эмоциональности, подвержена в основном влиянию коллективистских и женственных ценностей.
В заключении хотелось бы отметить, что задача креативной экономики состоит в создании условий для развития инновационной творческой деятельности, предпринимательской активности, превращения идей в творческий продукт и обеспечении материального благополучия не только его создателей, но и страны в целом.
Развитию предпринимательской активности способствует наличие правовых и экономических инструментов по обеспечению деятельности и финансовой устойчивости творческих бизнесов. Это не только налоговые льготы, но и создание условий для инвестиций в творческие бизнесы, в том числе со стороны государства.
В данных условиях многократно возрастает значение кросскультурного маркетинга и менеджмента в сфере культуры как ключевого фактора развития творческой среды города и территорий и повышения их конкурентоспособности. Это требует повышения эффективности существующих культурных институтов и расширения спектра их деятельности, а также создания и развития новых форм предпринимательской актив ности, в частности, сектора креативных индустрий, показывающего во всем мире небывалые темпы роста.
При этом кросскультурный аспект маркетинга и менеджмента выступает важным фактором в развитии творческого предпринимательства в сфере культуры. Действительно, учет различий национальных культур имеет решающее значение особенно в практике предпринимательства в рамках креативных индустрий. В
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_
связи с этим использование эффективных методов, принципов и организационных форм кросскультурного маркетинга может стать важным фактором в повышении уровня творческого предпринимательства в сфере культуры.
Список использованной литературы
1. Creative Economy. Report. 2008. The challenge of assessing the creative economy: towards informed policymaking. United Nations, 2008.
2. Ажлуни А.М., Шестаков Р.Б. К вопросу об управлении социально-экономическими системами: теоретические основы и эволюция понятия // Интеграл. - 2015. - №1-2. - С.59.
3. Мельвиль Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства: учеб. пособие. - М.: Издательский дом: «Дело» РАНХиГС, 2012. - 190с.
4. Митин Д.В. Кросскультурное управление как фактор развития бизнеса в современных условиях // Регион: системы, экономика, управление. - 2015. - №3(30). - С.154-157.
5. Митин Д.В. Место кросскультурного управления в современной системе менеджмента организации // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени. - №7(12). - 2015. -С.П2-П3.
6. Мясоедов С.П., Колесникова И.В., Борисова Л.Г. Российская деловая культура: воздействие на модель управления: учеб. пособие. - М.: Издательский дом: «Дело» РАНХиГС, 2011. - 92с.
7. Фетисов А.В. Теоретические и практические основы социально-культурной политики. - М.: Издательский дом: «Дело» РАНХиГС, 2012. - 152с.
© Митин Д.В., 2016
УДК 338
Э.А.Митина,
ассистент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления (структурное подразделение) Ф^ОУ ВО Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
[email protected] Е.А.Вакуленко,
студент направления «Торговое дело» Института экономики и управления (структурное подразделение) Ф^ОУ ВО Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского.
[email protected] Mitina Ella,
assistant of the department of marketing, trade and customs affairs of the Institute of Economics and Management (a structural subdivision of FSAEI HE Crimean Federal University V. Vernadsky).
[email protected] Vakulenko Evgeny,
student direction "trading business" of the Institute of Economics and Management (a structural subdivision
of FSAEI HE Crimean Federal University V. Vernadsky).
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
CURRENT STATUS, PROBLEMS AND PROSPECTS OF RUSSIAN GOLD INDUSTRY
Аннотация
В статье рассмотрена тесная взаимосвязь золотодобывающей промышленности с другими отраслями Российской Федерации, обозначены крупнейшие золоторудные регионы страны, проанализирована дина мика добычи золота различных месторождений, описаны проблемы и намечены перспективы развития золо