Научная статья на тему 'РОЛЬ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА'

РОЛЬ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отмывание денег / финансирование терроризма / криминальные доходы / инструменты противодействия / money laundering / terrorist financing / criminal proceeds / countermeasures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курьянова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены механизмы принимаемых банками мер, направленных на противодействие отмывания доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма. Раскрыт сущностный цикл использования «грязных» денег в экономике. Систематизированы и описаны основные инструменты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, используемых в банке по трем основным направлениям: непосредственно финансовый мониторинг, обучение сотрудников и взаимодействие с внешними институтами. Сделан вывод, что система предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в банке это совокупность инструментов банка, направленных на идентификацию и оценку риска своих клиентов на этапе установления отношений, а также контроль за операциями клиента на этапе его сотрудничества с банком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CREDIT INSTITUTIONS IN THE FIGHT AGAINST MONEY LAUNDERING AND THE FINANCING OF TERRORISM

The article examines the mechanisms of measures taken by banks aimed at combating the laundering of proceeds from crime and the financing of terrorism. The essential cycle of using «dirty» money in the economy is revealed. The main anti-money laundering tools used in the bank in three main areas are systematized and described: direct financial monitoring, employee training and interaction with external institutions. It is concluded that the system for preventing and combating money laundering in a bank is a set of bank tools aimed at identifying and assessing the risk of its clients at the stage of establishing relationships, as well as monitoring the client’s operations at the stage of his cooperation with the bank.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА»

ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ

УДК 336.025 doi 10.29039/2312-5330-2024-2-78-88

Курьянова Ирина Владимировна,

к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита,

Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,

г Симферополь Российская Федерация.

Kurianova Irina Vladimirovna,

Ph.D., Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

РОЛЬ КРЕДИТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В БОРЬБЕ С ОТМЫВАНИЕМ ДЕНЕГ И ФИНАНСИРОВАНИЕМ ТЕРРОРИЗМА

THE ROLE OF CREDIT INSTITUTIONS IN THE FIGHT AGAINST MONEY LAUNDERING AND THE FINANCING OF TERRORISM

В статье рассмотрены механизмы принимаемых банками мер, направленных на противодействие отмывания доходов, полученных преступным путём и финансирования терроризма. Раскрыт сущностный цикл использования «грязных» денег в экономике. Систематизированы и описаны основные инструменты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, используемых в банке по трем основным направлениям: непосредственно финансовый мониторинг, обучение сотрудников и взаимодействие с внешними институтами. Сделан вывод, что система предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в банке это совокупность инструментов банка, направленных на идентификацию и оценку риска своих клиентов на этапе установления отношений, а также контроль за операциями клиента на этапе его сотрудничества с банком.

Ключевые слова: отмывание денег, финансирование терроризма, криминальные доходы, инструменты противодействия.

The article examines the mechanisms of measures taken by banks aimed at combating the laundering of proceeds from crime and the financing of terrorism. The essential cycle of using «dirty» money in the economy is revealed. The main anti-money laundering tools used in the bank in three main areas are systematized and described: direct financial monitoring, employee training and interaction with external institutions. It is concluded that the system for preventing and combating money laundering in a bank is a set of bank tools aimed at identifying and assessing the risk of its clients at the stage of establishing relationships, as well as monitoring the client's operations at the stage of his cooperation with the bank.

Key words: money laundering, terrorist financing, criminal proceeds, countermeasures.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение текущей ситуации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма показывает, что деятельность банков играет важную роль в этом процессе. Без их участия невозможно эффективно противодействовать этим негативным явлениям, что может привести к увеличению теневой экономики и увеличению предикатных преступлений. Однако, на данный момент вопрос противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) для отечественных банков является относительно новым и до конца неизученным.

Анализ данных, предоставленных Федеральной службой по финансовому мониторингу, показывает, что банки являются ключевыми участниками в выявлении подозрительных финансовых операций. По данным Росфинмониторинга, около 98 % всех сообщений о подозрительных операциях поступает именно от банков, что подчеркивает их важную роль в борьбе с ОД/ФТ.

В связи с этим, актуальность проведения исследований в данной области обусловлена необходимостью разработки эффективных механизмов предотвращения проведения операций, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, в финансово-кредитных учреждениях.

78

Создание комплексного механизма для количественной оценки риска по ОД/ФТ с клиентами банка станет важным шагом в повышении эффективности работы банковской системы по борьбе с этими преступлениями.

Для достижения поставленных целей исследования были применены различные методы, такие как анализ, синтез, индукция, наблюдение и обобщение. Эти методы позволили провести всесторонний анализ существующей ситуации и выработать рекомендации по повышению эффективности мер, принимаемых банками для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В ходе исследования использовались соответствующие методы: анализа и синтеза, индукции, наблюдения и обобщения.

Исследованием проблем противодействия доходов, полученных преступным путем, а также разработкой процедурного инструментария финансового мониторинга занимались такие ученые как Андрианова А.И. [1], Ануфриева К.Ю. [2], Еманова С.С. [2], Золотухин В.Л. [8], Едроно-ва В Н. [7], Машекуашева М. Х. [9], Оганесян С. Э. [6], Писаренко А.П. [10] и др.

Изучение обеспечения финансовой безопасности государства представлено в трудах как Богатырев С И. [3], Борщ Л.М. [4], Воробьева Е.А. [5], Кудревич В. В., Факов А.М. [11] и др. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Автор исходил из необходимости развития существующих принципов и методов борьбы против легализации доходов, полученных преступным путем, через банковские учреждения. Основная цель заключалась в создании эффективного механизма предотвращения и противодействия легализации преступных доходов в отечественных финансово-кредитных организациях. МЕТОДЫ

Для достижения поставленной цели использована совокупность научных методов, применяемых в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: методы научного обобщения — сравнения, системного анализа; методы индукции, дедукции и синтеза; аналогия и экстраполяция, наблюдение и абстрагирование. РЕЗУЛЬТАТЫ

Исследования показывают, что отмывание денег и финансирование терроризма чаще всего определяются как процесс, направленный на придание легального статуса доходам, их владению, использованию или распоряжению, а также на скрытие происхождения этих средств [1; 7; 10].

Для отмывания денег необходимо присутствие источника преступного происхождения средств, таким источником может быть торговля наркотиками, людьми, оружием или уклонение от уплаты налогов и т.д.

Помимо этого, нельзя не отметить факт существования так называемой «теневой экономики», которая представляет собой экономическую деятельность, остающуюся вне контроля и учета государства и общества. Она является неофициальной и незаметной частью экономики, хотя не включает в себя все виды деятельности, не скрываемые от общества и государства. Также охватывает нелегальные и криминальные виды экономики, но не ограничивается ими. Структура скрытой экономики разнообразна и включает в себя:

• беловоротничковую (фиктивную) скрытую экономику: связана с официальной экономикой, но доходы остаются скрытыми от государственных органов;

• серую (неформальную) скрытую экономику: включает в себя различные виды деятельности, такие как незаконные продажи, контрафактную продукцию и пр.;

• черную (нелегальную, подпольную) скрытую экономику: связана с преступными видами деятельности, такими как наркоторговля, проституция и торговля людьми.

Теневая экономика является губительной для экономики страны, поскольку ее рост провоцирует снижение социального благосостояния населений, в связи с тем, что теневой сектор не выплачивает налоги и имеет меньший доход. Рост теневой экономики тесно связан с ростом коррупции, поэтому развитие страны существенно замедляется.

Условия труда в теневой экономике ужасны, ведь компании и организации устанавливают свои стандарты, которые противоречащие трудовому законодательству. Рост теневых рынков влияет на рост инфляция, а также увеличивает нестабильность платежного оборота в стране. Это также

79

отрицательно сказывается и на банковском секторе. Финансовые учреждения, такие как банки и кредитные организации, отказывают в выдаче кредитов, поскольку гражданин не может подтвердить свой доход.

Обратим внимание на такую страну как Афганистан. Сложно отследить, когда основным продуктом, который производится в этой стране стали наркотические вещества, получаемые из опиумного мака. Естественно, этому поспособствовали природные условия, однако это не единственная причина. Очень многие развитые страны, в частности Великобритания, для осуществления своих внешнеполитических планов, поставила производство этих веществ на поток, направляя в последствии эту продукцию в Китай и другие Азиатские страны. Торговля опиумом вышла на такой уровень, что в XIX веке в Китае успели произойти две опиумные войны, за право владения данным товаром.

Позднее, уже в следующем столетии Советский Союз предпринял попытку нормализации ситуации в этой стране, видя угрозу возможного направления этого сырья в республики Средней Азии. В начале с использования политического влияния, а позднее, и прямым, силовым путём, была осуществлена попытка построения Социалистического государства на территории Афганистана, которая не увенчалась успехом.

В настоящее время, на территории этой страны, большинство граждан проживает в условиях каменного века. Соединённые Штаты Америки, под лозунгом борьбы с терроризмом ввели свои вооружённые силы в эту страну, однако так и не смогли принести мир и порядок. На данный момент, производство наркотиков в Афганистане не только не прекратилось, но и только возросло. К тому же США не смогли удержать контроль над политической ситуацией в стране и в настоящее время власть в стране перешла к движению Талибан, известному своими крайними, под час экстремистскими методами. Разумеется, ситуация в этой стране оказывает негативное влияние на соседствующие страны, в том числе на бывшие Советские республики, которые находясь с Россией в едином экономическом пространстве Евразийского Экономического Союза, невольно являются каналами переправки наркотической продукции на территорию нашей страны, а также радикально настроенных элементов и откровенно настроенных террористов.

Эту проблему можно было бы решить, создав на территории этого государства устойчивую финансовую систему способную противодействовать отмыванию доходов и финансированию терроризма.

К сожалению, искоренить теневую экономику невозможно, однако государство постоянно делает шаги в сторону остановки ее роста. Правительство Российской Федерации ужесточает наказания за экономические преступления и создает благоприятные условия для развития предпринимательства.

Существуют два основных способа легализации теневой экономики—ужесточение предусмотренного наказания, путем увеличения вероятности применения способов наказания и ужесточения их существенности, а также стимулирование добровольного выхода из тени. Наиболее эффективно использовать данные методы одновременно, комбинируя ужесточающие и стимулирующих способы воздействия.

К мерам ужесточения можно отнести:

• улучшение механизма выявления нарушений. К таким способам можно отнести: совершенствование работы с базами данных, объединение усилий контролирующих органов власти, участие в международных соглашениях;

• ужесточение наказаний и санкций. Введение уголовной ответственности, а также продление сроков данности преступлений положительно повлияют на сокращение объёма теневого сектора. Также стоит рассмотреть обновление налогового законодательства.

• повышение грамотности в вопросах финансовых преступлений. Подробное объяснение населению всех негативных последствий от теневого бизнеса, а также прочих финансовых преступлений, помогло бы сократить число попыток уклонений от налогов.

К стимулирующим мерам можно отнести:

1. Превентивные меры. К таким мерам можно отнести упрощение ведения налогового учёта, налоговые стимулы и льготы, поддержка при переходе к режиму «самозанятый», рассмотрение

80

внесения в законодательство новых видов работ и занятости, стимулирование мелкого бизнеса путём развития налоговых режимов.

2. Создание связей и объединений, которые стимулируют к работе в «белом» секторе экономики. Налоговая прозрачность, обмен информацией, обеспечение прозрачности административных процедур и другие способы, склоняющие к развитию честной экономической деятельности.

Одним из эффективных способов борьбы с теневым сектором также является запуск добровольных программ для крупных компаний, направленных на вывод средств из офшоров. В таких программах основной акцент делается на либерализации наказания при добровольном выведении средств из теневой экономики. Ключевыми стимулами являются высокий уровень ответственности за нарушение налогового законодательства и более мягкие наказания для тех, кто решит добровольно признать свою вину. В частности, прекрасно работает мера, при которой если организация сама обнаружила несоответствие или некорректное отражение данных, указанных в отчётах или декларациях и своевременно предоставила исправленные данные, никаких рестрикций в отношении такой организации применяться не будет.

Одновременно с этим если несоответствие данных было установлено в ходе камеральной проверки и на запрос пояснений о причинах таких несоответствий, организация не предоставила ответ в установленный срок, к такой компании, в случае обнаружения нарушений, будут применены соответствующие штрафы и другие способы наказаний.

В настоящее время, политика при которой организация автоматически будет оштрафована, а также лишена возможности проведения операций по расчётному счёту, не за недочёты в отчётности, а за непредоставление этой отчётности, даёт свои результаты.

В данной сфере также есть и ряд наболевших проблем. Одно из основных препятствий, с которыми сталкиваются агенты финансового мониторинга, является недостаточная информационная поддержка со стороны административных и регулирующих органов. Это выливается в ограничение доступа к государственным информационным ресурсам для оценки клиентов, в дисбаланс между компетенцией субъекта права по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и требованиями и рекомендациями надзорных органов, а также недостаток кадровых и 1Т-ресурсов. Ранее банкам было необходимо обращаться к Министерству Внутренних Дел с просьбой не прекращать предоставление услуг по проверке подлинности паспортов. Среди проблем эксперты выделяют жесткую систему наказаний за технические нарушения, формальный подход регулятора к контролю и частые изменения в законодательстве по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем.

Чтобы решить эту проблему, по крайней мере частично, финансовые учреждения всегда должны инвестировать в системы совершенствования ПОД/ФТ. Основными направлениями развития компании являются анализ верификации и поведения клиентов, совершенствование систем мониторинга подозрительных транзакций, использование риск-ориентированного подхода и обучение сотрудников в области ПОД/ФТ.

Таким образом, развитие национальной системы ПОД/ФТ в области возможно с точки зрения финансирования работы Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в первую очередь с позиции получения новых ГТ-ресурсов и других информационных и технологических систем для расширения базы данных и внедрения новых вспомогательных сервисов, а также оптимизация и обновление уже созданных систем. Вышеупомянутые действия положительно скажутся на раскрытии «теневой» экономики и случаев уклонения от налогов или других способов нелегального заработка.

Отмывание денег в криминальном экономическом цикле изображено на рисунке 1, где непосредственно сам процесс отмывания занимает ключевую позицию.

На первой стадии идет накопление криминальных средств, которые могут получаться от любой преступной деятельности, например, от торговли оружием, наркотиками, людьми или же от совершения преступлений в экономической сфере.

Вторая стадия является непосредственно отмыванием денег на которой деньгам придается легальный вид. Отмывание может осуществляться разными методами, среди ученых нет едино-

81

Генерация криминального дохода

Легализация криминального дохода

Использование легализованных криминальных доходов

Криминальные инвестиции

Инвестиции в легальный бизнес

Личное использование

Рис. 1. Цикл использования «грязных» денег (Составлено автором)

душного мнения, как правило, выделяют виды моделей: двух — трех — и четырехфазную. Наиболее распространенной считается трехфазная, согласно которой процесс отмывания «грязных» денег условно делится на третьей стадии [1, 7].

Особенно популярным считается метод использования «коллективных счетов», когда на один счет заносятся многие многочисленные мелкие вклады от большого количества людей, с последующим переводом денег на другой счет, как правило, за границу [8].

Размещение средств возможно и через альтернативные финансовые учреждения, такие как валютные биржи, брокеры ценных бумаг и металлов, товарные брокеры, казино, компании, предоставляющие услуги почтовых переводов и обмена чеков на деньги. Подобные учреждения могут использоваться для легализации средств теми же методами, что и традиционные финансовые институты. Особенно распространены операции по смешиванию денежных средств, происходящих как из законных, так и преступных источников, а также структурирование активов. Наряду с вышеперечисленным, популярными остаются следующие способы размещения средств: покупка различных ценностей (автомобилей, яхт, недвижимости, акций и прочего) за наличные деньги. Этот метод преследует несколько целей: поддержание роскошного образа жизни, инвестирование в ценности, которые могут быть менее подозрительными, купленными наличными, а также приобретение имущества, которое в дальнейшем может использоваться в преступных целях, вывоз доходов, полученных преступным путем, посредством финансовых соглашений, может производиться аналогично банковским финансовым институтам [1].

В различных учреждениях, не связанных с финансовым сектором, активно осуществляется размещение через разные предприятия, такие как заведения развлечений (например, бары, гостиницы, бани, агентства, проводящие культурные мероприятия и т.д.), предприятия, связанные с автомобильным бизнесом (торговля автозапчастями, аренда автомобилей, комиссионная торговля и прочее), розничные магазины (антикварные, комиссионные магазины, магазины электроники, магазины оружия, пункты проката, обувные магазины и другие), а также компании, предоставляющие различные услуги (салоны татуировок, типографии, компании по установке автоматов, агентства, организующие транспортные перевозки и т.д.).

Размещение денег за границей без использования специальных финансовых учреждений осуществляется путем физического вывоза с помощью кэш-курьеров контрабандой различными видами транспорта (самолетом, наземным и т.п.), или с помощью почтовых отправлений.

Прежде чем изучать методы предотвращения и противодействия легализации доходов в банке важно четко определить комплекс мер по борьбе с отмыванием денег. На уровне государства определена система финансового мониторинга как один из способов борьбы с отмыванием денег.

На государственном уровне определена система финансового мониторинга, как метода борьбы с отмыванием денег, фактически весь комплекс мер по борьбе с отмыванием денег в банке называется «финансовый мониторинг», однако, по нашему мнению, данный подход не полный, с точки зрения понимания сущности механизмов противодействия легализации доходов банков. В

82

настоящее время система борьбы с отмыванием денег банка может включать спектр мер, которые нельзя назвать «финансовым мониторингом», поскольку это более узкое понятие, представляющее собой финансовый мониторинг транзакций клиентов банка, а также проведение идентификации в соответствии с законодательством. По нашему мнению, инструменты противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, у банка имеет структуру, изображенную на рисунке 2.

Рис. 2. Инструменты противодействия отмывания доходов, полученных преступным путем, используемых в банке (Составлено автором)

Перед тем, как начать анализ подходов к построению системы предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в банке нужно четко определить, что представляет собой комплекс мер по борьбе с отмыванием денег На государственном уровне определена система финансового мониторинга, как метода борьбы с отмыванием денег, фактически весь комплекс мер по борьбе с отмыванием денег в банке называется «финансовый мониторинг», однако, по нашему мнению, данный подход не полный, с точки зрения понимания сущности механизмов противодействия легализации доходов банков. В настоящее время система борьбы с отмыванием денег банка может включать спектр мер, которые нельзя назвать «финансовым мониторингом», поскольку это более узкое понятие, представляющее собой финансовый мониторинг транзакций клиентов банка, а также проведение идентификации в соответствии с законодательством.

Финансовый мониторинг транзакций — это звено в системе борьбы с отмыванием денег, хотя данное направление достаточно важно, не нужно отождествлять систему борьбы с отмыванием денег в банке только с проведением финансового мониторинга транзакций клиента банка. Если разделить отношения клиента с банком на два этапа: этап установления отношений и этап непосредственного сотрудничества клиента и банка, то к первому этапу можно отнести работы по идентификации клиента, установление ему соответствующей степени риска и построения стратегии банка по отношению к этому клиенту, а ко второму — непосредственно мониторинг транзакций клиента. Мониторинг транзакций клиента должен включать в себя не только проверку операций на принадлежность к внутреннему или обязательному финансовому мониторингу, но и их непосредственную связь с бизнес-деятельностью клиента банка.

Следующим инструментом системы является тренировка специалистов банка. Обучение по направлению противодействия легализации доходов, которые можно разделить на внешние учения, проводимые для специалистов отдела противодействия легализации доходов, а также обучение для работников «фронт-офиса», непосредственно участвующих в общении с клиентами банка. Обучение для работников отдела противодействия легализации доходов банка должно проводиться с участием специалистов органов надзора и других структур, взаимодействующих с банками в вопросах противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Программы обучения для работников «фронт-офиса», как правило, разрабатываются специалистами отдела противодействия легализации доходов банка.

83

Взаимодействие с внешними институтами банка является тем инструментом системы предупреждения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в банке через который банк либо получает дополнительную информацию, либо предоставляет ее запрашивающей стороне в пределах, установленных законодательством.

Основной инструмент системы предупреждения и противодействия легализации доходов в банке — финансовый мониторинг транзакций, некоторые ученые отождествляют финансовый мониторинг с системой предупреждения и противодействия легализации доходов в банке. Не умаляя роли данного инструмента системы, хотим выделить финансовый контроль транзакций в отдельную категорию. На наш взгляд, такая разбивка позволит более подробно разделить функции составляющих элементов, выявить сильные и слабые стороны системы предупреждения и противодействия легализации доходов в банке и найти резервы для улучшения работы системы. Что касается подходов к повышению эффективности — то основным механизмом остается разработка автоматизированных систем по выявлению операций, подпадающих под финансовый мониторинг. На данном этапе развития банковских информационных технологий, можно утверждать, что существует достаточное количество программных решений, удовлетворяющих требованиям банков, однако нужно заметить, что у всех подобных систем решение об уведомлении государственного органа о той или иной операции должно быть за ответственным работником. На наш взгляд, именно финансовый контроль транзакций клиента является основой выполнения принципа «знай операции своего клиента».

Следующим инструментом системы предупреждения и противодействия легализации доходов в банке выступают обучающие программы, семинары, как для работников ответственных за функционирование системы предупреждения и противодействия легализации доходов, в банке, так и работников «фронт-офиса», принимающих непосредственное участие во взаимодействии с клиентами банка. Согласно национальному законодательству в банке должна быть утверждена программа обучения сотрудников, а также не реже одного раза в год работники должны посещать семинары по противодействию отмыванию денег в банках, которые проводятся при участии сотрудников банка России, Росфинмониторинга, специалистов из стран, имеющих значительные достижения в борьбе с отмыванием денег, также приглашаются сотрудники из банков, имеющие значительные достижения в создании систем по предупреждению и противодействию легализации доходов, в банке и осуществляющих свою деятельность на территории, тому подобное. Данные семинары, кроме своего прямого назначения, выполняют еще одну положительную функцию, а именно: специалисты разных банков могут встретиться, обсудить «наболевшие» вопросы или выработать новые решения относительно некоторых нестандартных ситуаций или взаимодействия с контролирующими органами и т.д.

Взаимодействие с внешними институтами также выделим в отдельный инструмент системы, поскольку на данный момент данное взаимодействие не ограничивается только передачей информации об операциях, подпадающих под финансовый мониторинг. В данном направлении банкам необходимо развивать взаимодействие с правоохранительными органами, иметь доступ к базе утраченных паспортов, нужно иметь унифицированные внешние списки мошенников и т.д. Направленная на взаимодействие субъектов государственной системы борьбы с отмыванием денег, создана ЕИС (Единая информационная система) подтверждение, что данное направление является одним из приоритетных.

Идентификация клиентов банка, согласно законодательству, является лишь частью системы финансового мониторинга банка. По нашему мнению, идентификации клиента на современном этапе отведена маловажная роль, особенно в реалиях сегодняшнего дня, где именно идентификация может стать действенным механизмом в борьбе с отмыванием денег. Проводить идентификацию клиента банка необходимо для уменьшения не только риска быть вовлеченным в схемы отмывания денег, а это не только операционный риск, но и риск потери репутации, но и для уменьшения кредитных рисков, при выдаче кредита, идентификация принимаемого на работу необходима банка для уменьшения риска использования банка в финансовых махинациях недобросовестными сотрудниками, а «инсайдерские» посягательства становятся все более актуальными [1, 2,

84

4]. Идентификация должна производиться и бизнес-партнеров банка, например, арендодателей. Все эти виды проведения идентификации и будут обеспечивать тот комплекс политик, придерживаться которых должен банк: «знай своего клиента», «знай клиентов своего клиента», «знай своих сотрудников», «знай своих бизнес партнеров».

Несомненно, недооценена роль компонента идентификации как на государственном уровне, что указано в нормативно-правовых документах, так и со стороны банков, ограничивающих себя лишь нормативной базой, не делая действенных шагов на пути усовершенствования методик оценки риска клиента возможности им проводить операции по легализации доходов , полученных преступным путем Роль проведения качественной идентификации клиента недооценена и с позиции проведения операций по легализации доходов, полученных преступным путем, так согласно трехфазной модели отмывания, что изображено на рисунке 2 процесс отмывания наиболее уязвим на первой стадии — размещение преступных доходов, поэтому качественно проведенная идентификация с пониманием источников доходов своего клиента является необходимым условием для создания эффективной системы предупреждения и противодействия легализации доходов в банке.

Также ввиду того, что в реалиях нынешнего развития экономических отношений и широкого распространения расчетов в наличной форме внутри государства, складываются условия при которых превращать наличные денежные инструменты в безналичные без смысла, поэтому заимствованные из развитых стран системы контроля финансовых операций и в полной мере не адаптированные к нынешним условиям могут иметь незначительный эффект. Именно поэтому в нашей стране чаще всего предикативным преступлением является уклонение от уплаты налогов предприятиями с помощью оффшорных территорий и экономических зон с ослабленным налоговым контролем. В результате удачной манипуляции расчетами с подрядчиками, партнерами и дочерними компаниями, расположенными в оффшорных юрисдикциях отечественные предприятия удачно «оптимизируют» налоговую нагрузку, при чем, освобожденные, в результате таких действий, деньги конвертируются в наличные деньги, которые являются процессом прямо противоположным. Фактически вся борьба с отмыванием денег превратилась в борьбу с «конвертационными» центрами [4] и для эффективного выявления деятельности последних должны быть разработаны процедуры идентификации, которые и оценивали бы клиентов банка учитывая его деятельность, территории на которых предприятие действует, проводили оценку конечных выгодополучателей и продуктов банка, что в значительной степени укрепило «антиотмывочные» мероприятия.

Достижение наивысшей эффективности работы системы предупреждения отмывания денег клиентом банка возможно только при гармоническом влиянии в общую систему ПОД/ФТ банковского учреждения. Исходя из позиции, что в классическом понимании отмывание денег является прибыльной операцией для банка, то реалии настоящего таковы, что банку необходимо внедрять системы ПОД/ФТ не только с позиции не нарушения международных норм и национального законодательства, поскольку это является одним из условий функционирования банка, но и социальной, как противодействие такому позорному явлению, как отмывание денег, мировой терроризм и другие предикативные преступления, предшествующие отмыванию денег. Учитывая необходимость проведения системы противодействия отмыванию денег, банку нужно выбирать подходы, при которых банк будет тратить минимум временных, трудовых и денежных ресурсов на инновации.

Рассмотрим оценку риска клиента на предмет отмывания денег в общей системе проведения идентификации своих клиентов банком (рис. 3).

Из представленных данных видно, что для минимизации собственных рисков банку нужно проводить детальное исследование собственных клиентов. Поэтому банку нужно ответственно подойти к идентификации своих клиентов. Рекомендацией в этом направлении служит разработка унифицированной анкеты, которую клиенту нужно заполнять. А, учитывая современное состояние развития информационных технологий, в качестве рекомендации можно предложить заполнять электронные анкеты, причем это могут быть терминалы, расположенные непосредственно в помещении банка, или заполнение форм, представленных на сайте банка в информационной сети Интернет. После заполнения электронной анкеты клиенту необходимо будет обратиться в бли-

85

По перечню террористов и экстремистов

Деловые взаимоотношения с клиентом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прием на

работу нового

сотрудника

Деловые взаимоотношения с бизнес-партнером

идентификация

идентификация

идентификация

По перечню финансовых мошенников, в т.ч. «дропов»

По спискам адресов массовой регистрации

По спискам недобросовестных работников

По спискам разыскиваемых правоохранительными органами

По спискам массовых учредителей и директоров

Рис. 3. Место оценки риска клиента в общей системе проведения идентификации клиентов

банка (Составлено автором)

жайшее отделение банка, где предъявить идентификационные документы, подтверждающие заполненные электронные формы.

Рассматривая интеграцию системы оценки риска клиента банка в систему противодействия отмыванию денег банка, следует отметить, что фактически данные, которые берутся для оценки риска в банке, уже есть, если банк провел идентификацию клиента в соответствии с национальным законодательством. Банку нужно к своей автоматизированной системе подключить базы данных с оценками параметров, в соответствии с которыми проходит оценка риска клиента, а также добавить алгоритм автоматизированного расчета оценки на основе данных, что является достаточно простой задачей и может быть выполнено на базе имеющейся автоматизированной банковской системы, или, например, базу данных можно организовать, используя любую систему управления базами данных.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что система предотвращения и противодействия легализации незаконно полученных доходов в банке представляет собой совокупность инструментов, направленных на идентификацию и оценку риска клиентов на этапе установления отношений, а также контроль за операциями клиента в процессе его сотрудничества с банком. Целью этой системы является предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.

ВЫВОДЫ

Отмывание денег явление достаточно развито и многогранно в наше время, поэтому следует четко отдавать себе отчет, что для эффективной борьбы нужно применять различные механизмы контроля, на разных этапах отношений банка с клиентом.

Ключевым элементом ПОД/ФТ является сбор информации о подозрительных операциях и ненадлежащих клиентах с помощью служб внутреннего контроля всех финансовых учреждений. В Российской Федерации в полной мере реализованы все возможные способы противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма. В нашей стране налажены как внутренние связи между подразделением финансовой разведки и другими надзорными органами, так и за предела-

86

ми страны в разрезе международного сотрудничества и программами обмена опыта в сфере ПОД/ФТ

Учитывая тенденции развития и трансформации новых методов и способов отмывания денег, считаем, что следует сосредоточить внимание именно на совершенствовании подсистемы идентификации клиента банка, используя подходы «знай своего клиента», «знай клиентов своего клиента» и т.д.

В нынешних реалиях настоящего, а также, учитывая перспективы дальнейшей интеграции отечественной экономики в мировую, считаем, что эффективным методом будет проведение моделирования оценки риска клиента банка, которая осуществляла бы многогранный подход в оценке риска отмывания доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андрианова, А.И. Процедурный инструментарий финансового мониторинга в банковской сфере России / А.И. Андрианова // Теория и практика судебной экспертизы. — 2017. — Т. 12. N° 3. — С. 89-96.

2. Ануфриева, К.Ю. Вопросы противодействия финансирования терроризма в Российской Федерации / К.Ю. Ануфриева, С.С. Еманова // Хроноэкономика. — 2022. — №3 (37). — URL: cyberleninka.ru/article/n/ voprosy-protivodeystviya-íinansirovaniya-terrorizma-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.06.2024).

3. Богатырев, С.И. Обеспечение экономической безопасности финансовой системы России в условиях развития теневого банкинга на основе цифровых финансовых технологий / С.И. Богатырев // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. — 2018. — № 1. — С. 193-202.

4. Борщ, Л.М. Финансовая безопасность российской финансовой системы: современные вызовы и угрозы / Л. М. Борщ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — № 1 (58). — С. 5-17.

5. Воробьева, Е.И. Финансовая безопасность национальной экономики / Е.И. Воробьева, Ю.М. Дененберг // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — № 1 (54). — С. 5-15.

6. Егоров, Д. А. Использование современных методов вовлечения лиц в террористическую деятельность: аналитический обзор / Д. А. Егоров, Т. А. Гончарова, А. Е. Бондаренко, С. Э. Оганесян; под общ. ред. А. П. Новикова. — М., 2013.

7. Едронова, В.Н. Развитие системы финансового мониторинга в Российской Федерации / В.Н. Едронова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — Т. 12. № 5. — С. 4-17.

8. Золотухин, В.Л. Финансирование терроризма: каналы, формы, методы и источники / В.Л. Золотухин // Ведомости УИС. — 2013. — №9 (136). — URL: cyberleninka.ru/article/n/finansirovanie-terrorizma-kanaly-formy-metody-i-istochniki (дата обращения: 06.06.2024).

9. Машекуашева, М.Х. Характерные черты терроризма как идеологические факторы / М.Х. Машекуаше-ва, И.К. Анимоков // Образование и право. — 2022. — № 1. — С. 213-215.

10. Писаренко, А. П. Актуальные вопросы противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения / А. П. Писаренко // Вестник ТИУиЭ. — 2022. — №1 (35). — URL: cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-protivodeystviya-legalizatsii-prestupnyh-dohodov-finansirovaniyu-terrorizma-i-rasprostraneniyu-oruzhiya-massovogo (дата обращения: 10.06.2024).

11. Факов, А.М. Особенности финансирования экстремизма и терроризма / А.М. Факов // Право и управление. — 2022. — №11. — URL: cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansirovaniya-ekstremizma-i-terrorizma (дата обращения: 11.06.2024).

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 // СПС «КонсультантПлюс». — URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 10.06.2024).

13. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-Ф3 (ред. от 10.07.2023) // СПС «КонсультантПлюс»—URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения: 10.06.2024).

14. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 10.07.2023) // СПС «КонсультантПлюс — URL: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_32834 (дата обращения: 10.06.2024).

SPtSOKLTTERATURY

1. Andrianova, A.I. Protsedurnyy instrumentariy finansovogo monitoringa v bankovskoy sfere Rossii / A.I. Andrianova // Teoriya i praktika sudebnoy ekspertizy. — 2017. — T. 12. № 3. — S. 89-96.

2. Anufriyeva, K.Yu. Voprosy protivodeystviya finansirovaniya terrorizma v Rossiyskoy Federatsii / K.Yu. Anufriyeva, S.S. Yemanova // Khronoekonomika. — 2022. — №3 (37). — URL: cyberleninka.ru/article/n/ voprosy-protivodeystviya-finansirovaniya-terrorizma-v-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 05.06.2024).

3. Bogatyrev, S.I. Obespecheniye ekonomicheskoy bezopasnosti finansovoy sistemy Rossii v usloviyakh razvitiya tenevogo bankinga na osnove tsifrovykh finansovykh tekhnologiy / S.I. Bogatyrev // Nauchnoye obozreniye. Seriya 1: Ekonomika i pravo. — 2018. — № 1. — S. 193-202.

87

4. Borshch, L.M. Finansovaya bezopasnost' rossiyskoy finansovoy sistemy: sovremennyye vyzovy i ugrozy I L. M. Borshch II Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — №2 1 (3S). — S. 3-17.

3. Vorobyova, E.I. Finansovaya bezopasnost' natsional'noy ekonomiki I E.I. Vorobyova, Yu.M. Denenberg II Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — №2 1 (34). — S. 3-13.

6. Yegorov, D. A. Ispol'zovaniye sovremennykh metodov vovlecheniya lits v terroristicheskuyu deyatel'nost': analiticheskiy obzor I D. A. Yegorov, T. A. Goncharova, A. Ye. Bondarenko, S. E. Oganesyan; pod obshch. red. A. P. Novikova. — M., 2013.

7. Yedronova, VN. Razvitiye sistemy finansovogo monitoringa v Rossiyskoy Federatsii I V.N. Yedronova II Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. — 2016. — T. 12. №2 3. — S. 4-17.

5. Zolotukhin, V.L. Finansirovaniye terrorizma: kanaly, formy, metody i istochniki I VL. Zolotukhin II Vedomosti UIS. — 2013. — №9 (136). — URL: cyberleninka.ruarticleMfinansirovanie-terrorizma-kanaly-formy-metody-i-istochniki (data obrashcheniya: 06.06.2024).

9. Mashekuasheva, M.kH. Kharakternyye cherty terrorizma kak ideologicheskiye faktory I M.KH. Mashekuasheva, I.K. Animokov II Obrazovaniye i pravo. — 2022. — №> 1. — S. 213-213.

10. Pisarenko, A. P. Aktual'nyye voprosy protivodeystviya legalizatsii prestupnykh dokhodov, finansirovaniyu terrorizma i rasprostraneniyu oruzhiya massovogo unichtozheniya I A. P. Pisarenko II Vestnik TIUiE. — 2022. — №1 (33). — URL: cyberleninka.ru/articleInIaktualnye-voprosy-protivodeystviya-legalizatsii-prestupnyh-dohodov-finansirovaniyu-terrorizma-i-rasprostraneniyu-oruzhiya-massovogo (data obrashcheniya: 10.06.2024).

11. Fakov, A.M. Osobennosti finansirovaniya ekstremizma i terrorizma I A.M. Fakov II Pravo i upravleniye. — 2022. — №11. — URL: cyberleninka.ruIarticleInIosobennosti-finansirovaniya-ekstremizma-i-terrorizma (data obrashcheniya: 11.06.2024).

12. O Strategii natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 N 400 II SPS «Konsul'tantPlyus». — URL: www.consultant.ruIdocument/cons_doc_LAW_389271I (data obrashcheniya: 10.06.2024).

13. O protivodeystvii terrorizmu: Federal'nyy zakon ot 06.03.2006 № 33-F3 (red. ot 10.07.2023) II SPS «Konsul'tantPlyus» — URL: www.consultant.ruIdocumentIcons_doc_LAW_3SS40I (data obrashcheniya: 10.06.2024).

14. O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: Federal'nyy zakon ot 07.0S.2001 № 113-FZ (red. ot 10.07.2023) II SPS «Konsul'tantPlyus — URL: www.consultant.ruIdocumentI cons_doc_LAW_32S34 (data obrashcheniya: 10.06.2024).

Статья поступила в редакцию 16 июля 2024 года Статья одобрена к печати 3 сентября 2024 года

SS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.