ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
Роль корпоративных интернет-порталов в обеспечении восприимчивости предприятий к инновациям
И. Н. Джазовская,
к. э. н., доцент, кафедра экономики, финансов и менеджмента, Пензенский государственный университет
e-mail: [email protected]
И. Г. Хохлова,
аспирант, кафедра экономики, финансов и менеджмента, Пензенский государственный университет
e-mail: Irina [email protected]
В статье рассмотрены возможности использования корпоративных интернет-порталов как инструмента реализации концепции открытых инноваций для повышения инновационной восприимчивости промышленных предприятий.
Ключевые слова: открытые инновации, инновационная восприимчивость, корпоративные порталы, общедоступные порталы.
Общемировыми тенденциями экономического развития являются повышение наукоемкости современного промышленного производства, рост разнообразия потребностей людей и интернационализация экономических, политических, технологических и социальных процессов. В связи с этим инновации, являясь результатом соединения возможностей научно-технического прогресса с потребностями в них производства и конечных покупателей, выступают фактором обеспечения конкурентоспособности продукции, предприятий, экономики страны в целом. Новые направления в поддержании инновационной восприимчивости и активности промышленности развитых стран открывают интернет-технологии. Цель данной статьи — выявить характерные черты корпоративных интернет-порталов, реализующих концепцию «open innovation», и определить возможность их влияния на формирование готовности составляющих экономическую систему элементов к инновационному развитию.
Под восприимчивостью предприятий к инновациям (ВПИ) будем понимать способность предприятия как социально-экономической и производственной системы своевременно осваивать новые изделия, технологии как в режиме «рыночной тяги», так и в режиме «технологического толчка», и эффективно реализовывать результаты инновационной деятельности на рынке.
Классификация аспектов ВПИ в зависимости от объекта восприятия приведена на рис. 1.
Важнейшим аспектом в стратегии повышения инновационной восприимчивости предприятия является формирование способности обнаруживать инновации в инновационной сфере, различить и идентифицировать их отдельные признаки, выделить в них информативное содержание, адекватное цели действия, сформированному образу развития организации и принять инновацию к использованию в целях повышения своей конкурентоспособности [2, 6]. Это согласуется с концепцией «open innovation», предложенной Г. Чесбро (H. Chesbrough), ее известными принципами [5].
Процессы восприятия инноваций требуют порой существенных затрат времени, образуя временной лаг, длительность которого характеризует среди всего прочего и восприимчивость к инновациям. Упрощенно схема восприятия инноваций во внутренней среде
Объекты
восприятия
Внешняя Передовой Новшества Идеи
информация опыт сотрудников
о новшествах
Рис. 1. Классификация объектов восприятия в инновационной деятельности
Поиск и идентификация источника информации об инновации
Система
передачи
информации
Система
принятия
решений
Система
воздействия
Объект
воздействия
Рис. 2. Схема восприятия инноваций предприятием
предприятия с учетом информационного аспекта изображена на рис. 2.
Представляя информационную модель восприятия предприятием инновации (рис. 3) следует отметить, что информационная база предприятия (тезаурус) характеризуется величиной информационных фондов, степенью использования и видами информационных поисковых систем, формами и методами информационного обеспечения квалифицированных работников, службы научно-технической информации [1].
Одним из наиболее популярных инструментов инициации процессов восприятия инноваций, то есть ее поиска, индентификации и оценки ее соответствия целям предприятия, становится создание онлайн-сообществ по поиску и обмену технологиями. Во многих странах мира уже созданы либо государственные порталы открытых инноваций, либо порталы частных фирм (рис. 4). Интернет-порталы «открытых инноваций» максимально расширяют информационную базу предприятия и облегчают поиск необходимой информации. После ее осмысления и выявления несоответствий (проблем) информация поступает в блок принятия решений, где формулируются необходимые изменения в краткосрочных и долгосрочных планах деятельности предприятия, формируется пакет необходимых инноваций, как внутренних, так и внешних, полученных через «открытые инновации».
Все порталы, посвященные «открытым инновациям» можно классифицировать по доступу к информации: корпоративные, принадлежащие конкретным производителям или объединению производителей,
где только ограниченный круг лиц может получить доступ к предложениям технологий, и общедоступные, государственные или частные порталы, не имеющие конкретных областей и представляющие собой базу данных различных патентов и технологий. Кроме того порталы различаются по уровню завершенности предлагаемых проектов на: обмен законченными технологиями и поиск партнеров или идей для завершения проекта.
Основная задача корпоративных порталов состоит в привлечении технологий по конкретным запросам производства и получение дохода от передачи патентов, принадлежащих компаниям, но не используемых в основной деятельности.
Одним из наиболее обсуждаемых и успешных онлайн-порталов «открытых инноваций» стал Connect & Develop компании Procter & Gamble [7]. В течение длительного времени Procter & Gamble была известна как компания, использующая преимущественно внутренние разработки и в редких случаях передававшая технологии по лицензионным договорам. В 1990-х гг., когда у компании возникли трудности — бизнес прекратил расти, количество успешно внедренных инноваций упало, снизился возврат на инвестиции в НИОКР — руководство приняло решение в качестве одного из инструментов реализации концепции «открытых инноваций» создать подразделение Connect & Develop («соединяй и развивай»), основная задача которого состояла в формировании сообщества изобретателей для привлечения в компанию новых идей и технологий, а также получения дохода от уже существующих неиспользуемых патентов.
В 2001 г. отделом Connect & Develop был создан одноименный сайт, состоящий из двух основных частей [7]:
Рис. 3. Информационная модель восприятия предприятием инновации
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010
Порталы «открытых инноваций»
Корпоративные Общедоступные
Обмен законченными технологиями Поиск партнеров для завершения проекта
Рис. 4. Классификация интернет-порталов, реализующих концепцию «open innovation»
1. Innovation Needs — представляющий собой перечень необходимых компании разработок, технологий, методов производства и управления бизнесом по отраслям деятельности. В этом разделе посетители сайта могут посылать свои предложения экспертам компании. Важными требованиями Procter & Gamble является то, что предложения должны содержать законченные инновационные разработки, а не предложения о проведении исследований, в сообщении не должны быть указаны конфиденциальные сведения о разработке. Поступающие предложения рассматриваются экспертом отдела Connect & Develop, и если оно соответствует интересам компании, его передают руководителям соответствующих подразделений. Кроме того менеджеры всех отделов имеют доступ к предложениям и могут подбирать подходящие к проводимым в отделах исследованиям. В случае если предложение сочтут интересным, а его внедрение экономически целесообразным, эксперт связывается с заявителем и согласует с ним стоимость передачи, либо использования технологии исходя из ее коммерческого потенциала и необходимости проведения дополнительных исследований для ее внедрения.
2. Innovation Assets — описание технологий, продуктов, торговых марок, методов ведения бизнеса, права на которые компания готова передать по лицензионным договорам. В разделе представлена только общая информация о технологиях, а за непосредственными разъяснениями необходимо обращаться к менеджерам.
С помощью Connect & Develop подразделениями Procter & Gamble было разработано свыше 400 новых продуктов, были открытых новые направления бизнеса, к 2009 г. производительность НИОКР выросла на 60%, а затраты сократились на 30%. В настоящее время более 50% инноваций в Procter & Gamble содержат хотя бы один внешний патент [11].
Другой компанией активно применяющей концепцию открытых инновация является компания General Mills, крупнейший американский производитель сухих завтраков. Свой портал они открыли в мае 2007 г. и назвали его General Mills Worldwide Innovation Network (G-WIN) [8]. В настоящий момент на нем представлено около 50 технических заданий.
Отличительной особенностью G-WIN является то, что посетители могут предлагать не только конкретные технологии, но и оставлять свои оригинальные предложения, касающиеся товаров, брендов, технологий производства, упаковки и даже идеи по созданию новых продуктов.
Сотрудники G-WIN Mills обещают ответить на любое предложение в течение 3 недель. Кроме того посетитель, зарегистрировавшийся на сайте, сможет получать обновления касающиеся как технических заданий, так и технологий предлагаемых компанией для передачи.
В настоящее время более 40 новых продуктов компании разработаны с использованием внешних инноваций [9]. В General Mills утверждают, что технология «открытых инноваций» позволяет ускорить собственные инновационные разработки путем сопоставления их с мнением внешних экспертов и разработками других производителей.
Основные причины, по которым предприятия создают порталы «открытых инноваций»:
1. Понимание необходимости повысить эффективность процесса разработки и внедрения инноваций.
2. Истощение внутренних ресурсов по генерации идей.
3. Возможность соединить потребности компании с возможностями людей вне ее, которые, возможно, имеют решение поставленных задач.
4. Возможность добиться успеха с помощью синергетического эффекта, объединяя свои возможности и возможности партнеров.
5. Сокращение трансакционных издержек за счет исключения услуг посредников.
Основными требованиями к корпоративным порталам являются:
1. Широкая известность компании создающей портал.
2. Активная реклама портала.
3. Сотрудничество с вузами и исследовательскими центрами.
Однако основным недостатком подобных порталов является высокая стоимость его содержания. Поэтому только крупные, широко известные корпорации, такие как Procter & Gamble и General Mills, решаются создать подобные порталы.
Если для предприятия создание собственного корпоративного портала слишком дорого, оно может участвовать в общедоступных порталах. Например, Ideawicket, Innoget, OTTC, TekScout и других. Зачастую общедоступные порталы представляют собой каталог предложений, идей, технических заданий. На данных порталах нет узкой специализации присущей корпоративным, ориентации на определенные необходимые технологии, однако каждый производитель может изучать предложения, относящиеся к интересующей его области, а также оставлять информацию о своих заданиях. Подобные порталы зачастую представлены в открытом доступе и могут быть как государственными, так и частными.
В России наиболее ярким опытом создания интернет-портала в целях обмена информацией о предложении и спросе на научно-технические разработки является Российская сеть трансфера технологий (RTTN), созданная в 2002 г. Сеть была создана на основе опыта релей-центров Европейской сети IRC (с 2008 г. IRC сеть реструктуризирована в Европейскую сеть поддержки предпринимательства). На портале RTTN представлены технологические запросы и технологические предложения, в качестве готовых
технологий, и запросы на проведение НИОКР и предложения на проведение исследований [4].
Кроме RTTN, в России существует еще и NTPO (независимый научно-технический портал), представляющий собой коллекцию описаний патентов, актуальных изобретений и технологий. Отличается этот портал тем, что содержит не только краткое описание технологии или патента, а развернутую статью касательно не только разработки, но и направления исследований в этой области, а также контакты с изобретателями для тех, кто хочет приобрести не только лицензии, но и готовые изделия для личного пользования.
Особую группу порталов по «открытым инновациям» представляют собой порталы, предназначенные для обмена идеями и поиска партнеров для завершения проекта. На подобного рода ресурсах потребители публикуют свои идеи, предложения касательно существующих или новых продуктов или услуг, однако эти предложения не имею под собой технического обоснования и не являются инновациями.
Посетители порталов размещают и обсуждают идеи и способы их реализации в надежде, что какой-нибудь изобретатель или компания-производитель заинтересуется их предложением. Вознаграждение определяют сами заявители, зачастую это товары, произведенные с использованием технологий основанные на представленной идее. Примером такого портала может служить «CreatmtyPool» [12].
Иногда порталы компаний по открытым инновациям имеют соответствующий раздел на своих сайтах, основное достоинство такого раздела состоит в возможности исследовать желания потребителей и возможности получения новых идей (табл. 1). К. Кри-стеансен обращал внимание в своих исследованиях на важность выявления подрывных технологий, а порталы типа «CreativityPool» могут послужить индикатором настроений на рынке, позволяют увидеть настрой творческой молодежи [3].
Сравнивая два выделенных типа порталов по эффективности их влияния на инновационную восприимчивость предприятий, мы сделали вывод о преимуществе корпоративных порталов, позволяющих осуществлять направленный поиск новых идей, формировать собственную базу данных патентов, которые представлены на рынке и при возникновении потребности в привлечении какой-либо технологии экономить время на ее поиск и идентификацию.
Причины для обращения к концепции «открытые инновации» у российских и зарубежных предприятий различны. В России предприятия стремятся сами заниматься разработками и внедрять их в производство. Если нововведение не соответствует стратегии компании, оно не реализуется. Основными причинами этого подхода, на наш взгляд, являются:
Справедливые опасения руководителей предприятий в отношении участия в трансфере технологий, не подкрепленных отлаженным законодательством в сфере интеллектуальной собственности.
Разрушение сферы заводской науки, и, как следствие, нацеленность конструкторских подразделений предприятия разработку улучшающих инноваций
Таблица1
Отличительные особенности корпоративных и некорпоративных порталов
Характеристика Корпоративный портал Некорпоративный портал
Узкая ориентация + -
Заявитель знает компанию, с которой собирается работать + -
Неограниченный доступ всех желающих + —
Несоответствие финансовых и кадровых возможностей российских предприятий требованиям ведения грамотной патентной стратегии на внутреннем и внешних рынках
Разрыв взаимосвязей с отраслевыми НИИ, занимавшихся прикладными исследованиями и разработками, неадекватность их предложений организационным и производственным возможностям предприятий Однако в условиях технологического кризиса приходит осознание предприятиями нерациональности и консервативного подхода. Кроме того, постепенно происходят изменения в законодательстве и налоговом регулировании инновационной деятельности, создавая условия для развития концепции «открытая инновация», применение которой через использование в промышленности России позволит увеличить конкурентоспособность отечественных производителей и ускорит переход на инновационный путь развития.
Список использованных источников
1. И. Н. Джазовская. Стратегия повышения восприимчивости предприятий к инновациям: монография. Пенза: ИИЦ ПГУ, 2009.
2. П. Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы/Пер. с англ. М.: СП Бук Чембер Интернешнл, 1992.
3. К. М. Кристеансен. Дилемма инноватора/Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
4. О. Лукша, Г. Пильнов, О. Тарасова, А. Яновский. Как работать с сетями трансфера технологий. http://ictt.by/Docs/CommercGuides/guide_07.pd.
5. Г. Чесборо. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. М.: Поколение, 2007.
6. И. В. Шестаков. Формирование механизма реализации инновационной политики в РФ. А/р к. э. н. по спец. 080005. СПб: Изд-во СПбГУЭиФ, 2007.
7. http://www.pgconnectdevelop.com.
8. https://openinnovation.generalmills.com.
9. http://developnewproducts.wordpress.com/2009/12/01/general-mills-worldwide-innovation-network-a-model-portal.
10. http://www.quman.ru/otkrytye-innovacii-v-procter-gamble/#more-267.
11. http://www.quantaconsulting.com/article 10.php.
12. http://www.creativitypool.com.
The role of the corporate Internet portals in maintaining of the industrial enterprise innovation susceptibility I. N. Djasovskaia, Candidate of economic sciences, associate professor, Economy, finance and management department, Penza State University.
I. G. Khokhlova, post-graduate student, Economy, finance and management department, Penza State University.
The article is concerned enterprise innovation susceptibility maintaining by corporate internet portals as an element of open innovation concept.
Keywords: open innovation, innovation susceptibility, corporate portal, public portal.
ИННОВАЦИИ № 7 (141), 2010