Научная статья на тему 'Роль кооперации в повышении эффективности социально-экономического потенциала северных территорий'

Роль кооперации в повышении эффективности социально-экономического потенциала северных территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КООПЕРАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / МЯСНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черняков Михаил Константинович, Чернякова Мария Михайловна, Акберов Камал Чолуоглы

Рассмотрена роль сельскохозяйственной производственной кооперации (СХПК) как института развития гражданского общества на северных территориях. Предложены теоретические основы развития сельскохозяйственной производственной кооперации. В качестве примера рассмотрен сельскохозяйственный производственный кооператив «Тумэн», расположенный в г. Якутске Республики Саха (Якутия), который занимается производством мяса и мясной продукции: говядины, жеребятины, свинины, оленины, конины, мясных полуфабрикатов, детской мясной продукции. В городе Якутске ни одна фирма кроме сельскохозяйственного производственного кооператива «Тумэн» не выпускает колбасные изделия для детей. По ценности товара и назначению детские колбасные изделия уникальны, технология их производства разработана с учетом потребностей детского организма и во многом является единственным источником жизненно важных веществ. При этом отмечено, что покупатели чувствительны к уровню цен на эту продукцию. Потребители продукции сельскохозяйственного производственного кооператива «Тумэн» оценили ее качество, основанное на экологически чистых ингридиентах. Натуральные свойства продуктов сохранены максимально, отсутствуют искусственные консерванты и красители. SWOT-анализ показал, что предприятие функционирует эффективно и характеризуется как конкурентоспособная и финансово устойчивая организация. Для улучшения деятельности кооператива «Тумэн» необходимо предпринять эффективные маркетинговые действия, направленные на увеличение рынков сбыта продукции, проведение эффективных рекламных компаний, повышение квалификации персонала, усиление работы с посредниками. Особое внимание уделено применению инструментов маркетинга для формирования конкурентоспособной системы производственной кооперации на северных территориях, определению направлений государственной поддержки сельскохозяйственной производственной кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Черняков Михаил Константинович, Чернякова Мария Михайловна, Акберов Камал Чолуоглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of Cooperation in Enhancing the Effectiveness of the Social and Economic Potential of the Northern Territories

Approved the role of agricultural production cooperation (APC) as an institution for the development of civil society in the northern territories. Theoretical bases of development of agricultural production cooperation are offered. As an example, the agricultural production cooperative «Tumen», located in Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), is engaged in the production of meat and meat products: beef, foal, pork, venison, horse meat, meat semi-finished products, baby meat products. In the city of Yakutsk, no firm, except the agricultural production cooperative «Tumen», does not produce sausages for children. According to the value of the product and purpose, the children's sausages are unique, the technology of their production is developed taking into account the needs of the child's organism and in many ways is the only source of vital substances. At the same time, it is noted that buyers are sensitive to the level of prices for these products. Consumers of products of the agricultural production cooperative «Tumen» estimated its quality, based on environmentally friendly ingredients. The natural properties of the products are kept to the maximum, there are no artificial preservatives and colorants. SWOT analysis showed that the enterprise functions effectively and is characterized as a competitive and financially stable organization. To improve the activities of the «Tumen» cooperative, effective marketing actions should be taken to increase sales markets, conduct effective advertising campaigns, improve the skills of staff, and strengthen work with intermediaries. Particular attention is paid to the use of marketing tools to form a competitive system of production cooperation in the northern territories, determining the directions of state support for agricultural production cooperation.

Текст научной работы на тему «Роль кооперации в повышении эффективности социально-экономического потенциала северных территорий»

УДК 334.735:338.43

Роль кооперации в повышении эффективности социально-экономического потенциала северных территорий

М. К. Черняков, д-р экон. наук; М. М. Чернякова, канд. наук; К. Ч. Акберов, канд. экон. наук Сибирский университет потребительской кооперации, Новосибирск

Главная цель повышения эффективности социально-экономического потенциала северных территорий «заключается в создании условий для достижения благополучия населения, формирования там саморазвивающихся и самобытных социо-эколого-экономических территориальных систем, сохранения культурных ценностей; обеспечения воспроизводства и долговременного использования природных ресурсов для сельского хозяйства, местной промышленности, ремесел, промыслов и других сфер хозяйственной деятельности» [1]. Следовательно, главной целью становиться всестороннее обустройство и обеспечение высокого качества жизни граждан, которого можно достичь в результате:

> развития конкурентоспособной и гармоничной сельскохозяйственной производственной кооперации;

> диверсификации сельскохозяйственного производства, повышения экономически значимой активности населения, восстановления традиционных и создания новых ремесел, промыслов и производств;

> повышения потенциала имеющейся в регионе производственной и информационной инфраструктуры.

> всестороннего развития промышленных объектов по переработке местного сельскохозяйственного сырья;

> развития кооперации хозяйств в сферах производства, сбыта и финансов;

> укрепления рынков, производственно-сбытовых связей.

В настоящее время определенную роль в сбалансированном развитии северных территорий играют кооперативы. «Кооперативы как экономические агенты, использующие местное самоуправление и имеющие небольшой объем доходов, обладают высоким уровнем адаптации к изменяющимся условиям рынка и способностью решать социальные проблемы» [2, 5]. В качестве примера можно рассмотреть сельскохозяйственный производственный кооператив (СХПК) «Тумэн», расположенный в г. Якутске Республики Саха (Якутия), который занимается производством мяса и мясной продукции (говядина, жеребятина, свинина, оленина, конина), мясных полуфабрикатов, детской мясной продукции.

К основным видам деятельности кооператива относятся:

Таблица 1

Экономические показатели СХПК «Тумэн», тыс. руб.

Показатель 2015 г. 2016 г. 2016 г. к 2015 г., %

Общий доход 340,751 418,256 122,75

Расходы всего, 330,332 393,761 119,20

В том числе:

расходы на приобретение товара, сырья 302,719 369,535 122,07

транспортные расходы 8,306 8,390 101,01

заработная плата 2,831 4,065 143,59

взносы, налоги 0,445 0,638 143,37

аренда, коммунальные платежи 5,561 5,501 98,92

прочие расходы 5,864 3,193 54,45

выплата процентов по кредитам и займам 4,606 2,439 52,95

Прибыль 10,419 24,496 235,11

Чистая прибыль 8,484 23,214 273,62

^ оптово-розничная торговля мясом, мясопродуктами и продовольственными товарами;

^ заготовительная деятельность - заготовка говядины, жеребятины, свинины, оленины и конины;

^ производственная деятельность - производство мясных изделий и полуфабрикатов из местного экологически чистого сырья.

Организация реализует свою продукцию через торговую сеть «Мясной двор», состоящую из 32 магазинов. Ее усилия направлены на выпуск конкурентоспособной продукции, получение прибыли для дальнейшего развития бизнеса. Сегодня перед кооперативом стоят такие первоочередные задачи: удовлетворение спроса потребителей в качественных продуктах; оптимизация издержек производства; формирование профессионального коллектива [3].

Экономические показатели СХПК «Тумэн» за последние два года приведены в табл. 1.

Как видим, экономическое состояние кооператива улучшается, так как доходы выросли на 22,75%. Такие хорошие результаты получены благодаря тому, что качество продукции высокое, и спрос на нее растет.

Супермаркет «Мясной двор» посещают преимущественно потребители, которые живут или работают недалеко. В основном это семейные люди среднего и высокого уровня достатка, в возрасте 25-50 лет. Каждый день в супермаркет «Мясной двор» в среднем приходит до 450 человек.

СХПК «Тумэн» предлагает широкий ассортимент мясной продукции. Исследование спроса на продукцию СХПК «Тумэн» проводили путем социологического опроса потребителей, купивших продукцию (рис. 1). Из диаграммы видно, что при выборе мясной продукции потребитель прежде всего ориентирует на ее каче-

ство, а цена продукта стоит на втором месте, хотя она тоже должна быть разумной.

Ценообразованием на предприятии занимается финансовый отдел. Ассортимент не меняется и не пере-сматриваетя уже несколько лет. Маркетинговая деятельность в аспекте продвижения товара организации практически не ведется, и маркетинговые планы не составляются. Формируется план объема производства и продажи на год помесячно.

Ассортиментная матрица - это эффективный метод выделения из множества факторов и элементов тех, которые имеют особое значение. Основные факторы формирования ассортимента продукции:

• определить целевых клиентов;

• определить ценовой диапазон;

• сформировать классификатор ассортимента;

• определить широту и глубину ассортимента по товарным категориям.

В дальнейшем маркетинговая и ценовая политика будет ориентироваться на потребителей и на противодействие неблагоприятной ситуации на рынке.

В Якутске ни одна фирма, кроме СХПК «Тумэн», не выпускает колбасные изделия для детей. Технология их производства разработана с уче-

Матрица SWOT-анализа

Таблица 2

Возможности

Тенденция роста уровня спроса на продукцию организации Повышение потребительских предпочтений к натуральным продуктам Проникновение на новые рынки

Сильные стороны

Хорошее качество изделий Достаточность производственных мощностей

Высококачественное производства Низкая текучесть кадров в организации Хорошее социальное обеспечение персонала

Высокий репутационный уровень фирмы Высокий уровень оценки качества продукции со стороны потребителей Финансовая устойчивость компании Богатый ассортимент выпускаемой продукции

Угрозы

Снижение уровня покупательской способности населения

Недопоставка сырья для производства изделий. Ужесточение регулирования со стороны государства и введение правовых норм, повышающих общехозяйственные расходы

Слабые стороны

Товары с ценовой категорией выше среднего не популярны в отдаленных районах Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии компании

Значительная изношенность производственных мощностей

Отставание в области НИОКР Отсутствие в организации отдела маркетинга как самостоятельной единицы и не проводятся маркетинговых исследований рынка Нерегулярность проведения рекламных компаний продукции

Не проводятся мероприятия по стимулированию сбыта

Отставание в области новейших технологий -производства продукции

том потребностей детского организма и является в своем роде уникальной. Эти изделия представляют собой здоровую, сбалансированную пищу. Тем не менее, покупатели чувствительны к уровню цен на эти продукты. Вся продукция СХПК «Ту-мэн» - это качественные, основанные на экологически чистых ингредиентах изделия. Натуральные свойства про-

дуктов сохранены максимально, отсутствуют искусственные консерванты и красители. На рис. 2 показаны основные виды мясной продукции, выпускаемые организациями СХПК «Тумэн», и их доля в объеме производства.

Продукция кооператива, благодаря применению современных способов производства и упаковки соответ-

Вареные колбасы,сосиски,сардельки Детская продукция Полукопченые колбасы Ветчина рубленая Деликатесы с АСК Деликатесы из мяса жеребятины Деликатесы из коннины Деликатесы из мяса курицы Полуфабрикаты Корм для животных

Рис. 2. Структура производства колбасных изделий СХПК «Тумэн», %

Программа маркетингового развития организации СХПК «Тумэн»

Таблица 3

Направление маркетинговой деятельности

Задачи

Мероприятия

Срок выполнения

Стимулирование сбыта

Реклама

Поиск новых партнеров для продвижения продукции с минимальными расходами Увеличение

потребительского спроса на продукцию

Узнаваемость организации среди населения Якутии

Создание определенного имиджа предприятии

Участие в сельскохозяйственных выставках мясной продукции Раздача буклетов с информацией о предприятии 2017 г

Бесплатная дегустация готовой мясной .

продукции потенциальным партнерам и потребителямСпонсорство спортивных соревнований.

Добавить в штат опытного программиста

Создать официальный интернет-сайт организации 2017 г.

Систематический выпуск видео-ролика 2017 г. организации в СМИОрганизовать наружную рекламу организации

ствует стандартам (ГОСТу), что позволяет реализовывать ее не только в г. Якутске, но и в других регионах Республики [4].

Матрица SWOT-анализа показывает (табл. 2), что организация функционирует эффективно и характере-зуется как конкурнтоспособное и финансово устойчивое предприятие. Для улучшения деятельности СХПК «Тумэн» необходимо предпринять эффективные действия, направленные на расширение рынков сбыта продукции, проведение эффективных рекламных компаний, повышение квалификации персонала [5], усиление работы с посредниками.

Для реализации указанных целей кооперативу необходимо решить задачи, направленные на развитие организации и расширение рынка. К ним относятся:

■ исследование спроса потребителей;

■ изучение конкурентов;

■ формирование стратегии поведения фирмы;

■ развитие маркетинговой деятельности организации;

■ разработка мероприятий по развитию организации;

■ разработка рекламной стратегии

Например, в рамках маркетинговой деятельности предприятию СХПК «Тумэн» необходимо ответить на следующие вопросы: какие мероприятия можно предложить потребителям для увеличения потребительского

спроса; какие новые разработки повысят узнаваемость организации.

В табл. 3 приведена программа, которую планируется осуществить для дальнейшего развития организации.

В ходе анализа выявлены лидирующие (группа-А) и перспективные (группы В и С) направления.:

1. Группа А: вареные колбасы, сосиски, сардельки; детская продукция; полукопченые изделия; ветчина рубленая;

2. Группы В С - продукты, имеющие стабильную динамику к росту: деликатесы с АСК; деликатесы из мяса жеребятины; деликатесы из мяса конины; полуфабрикаты.

Товарный ассортимент, не являющийся реальным лидером, но имеющий тенденцию к устойчивому росту, необходимо представлять на одной из наиболее крупных специализированных выставок года. По направлениям, не попавшим в лидирующую или перспективную группу, необходимо проводить анализ и принимать решения о дальнейшем совершенствовании при реальном росте объемов продаж и производства. В результате участия на аналогичной выставке СХПК «Тумэн» имел возможность проанализировать количество клиентов, классифицировать посетителей выставки по сегментам, по видам продукции, которой заинтересовались, а также зафиксировать предложения и замечания потребителей и дать рекомендации производственным и сбытовым отделам организации.

Как уже отмечалось, главный недостаток структуры управления СХПК «Тумэн» - отсутствие отдела маркетинга. Так же минусом является недостаточный ассортимент продукции. Организация добьется большего успеха, если будет учитывать потребности покупателей лучше, чем ее конкуренты, а также вести постоянную борьбу за своих клиентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственная поддержка кооперации на севере страны позволит сохранить базовые принципы социально-экономического развития, о которых было сказано выше и, прежде всего, улучшить жизнеобеспечение населения, проживающего в непростых условиях севера. Исходя из современных трактовок повышения эффективности социально-экономического потенциала регионов, устойчивость развития северных территорий можно охарактеризовать как последовательное равномерное наращивание позитивных социальных показателей (рост показателей жизненного уровня населения, образованности, здоровья) [6]. Эти показатели говорят об удовлетворенности населения жизнью в целом, собственными социальными и экономическими перспективами и перспективами своих детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Палаткин, И. В. Сельскохозяйственная потребительская кооперация как основа развития сельских территорий и гражданского общества // И. В. Палаткин; под ред. И. В. Палат-кина, А. А. Кудрявсцева. - Пенза: ПДЗ, 2012. - 150 с.

2. Тотонова, Е. Е. Развитие кооперативов на Севере: опыт Канады/Е. Е. Тотонова // Региональная экономика. -2015. - Вып. 9 (81).

3. Черняков, М. К. Анализ и прогнозирование маркетинговой деятельности на платформе 1С: Организация/ М. К. Черняков // Вестник Забайкальского государственного университета. Теоретический и научно-практический журнал. - Вып. 9 (112). -Чита, 2014. - С. 130-138.

4. Черняков, М. К. Маркетинговый анализ российского рынка ЕРР-систем/ М. К. Черняков // Рыночное пространство современной России: коммерция, маркетинг, реклама и связи с общественностью. Материалы третьей Междунар. научно-практ. конф., 25-29 апреля 2012 г. - Новосибирск, 2011. -С. 19-23.

5. Черняков, М. К. Маркетинговый анализ использования электронных образовательных ресурсов/М. К. Черняков // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. Международный теоретический научно-практический журнал. - Вып. 1/41. -Белгород. - 2012. - С. 194-197.

6. Черняков, М. К. Управление занятостью на рынке труда/ М. К. Черняков, М. М. Чернякова // Научно-образовательный и прикладной журнал «Гуманитарные и социально-экономические науки». - 2015. - № 2. -С. 139-144.

Роль кооперации в повышении эффективности социально-экономического потенциала северных территорий

Ключевые слова

конкурентоспособность; кооперация; маркетинг; мясная продукция; потенциал; производственный кооператив; территория

Реферат

Рассмотрена роль сельскохозяйственной производственной кооперации (СХПК) как института развития гражданского общества на северных территориях. Предложены теоретические основы развития сельскохозяйственной производственной кооперации. В качестве примера рассмотрен сельскохозяйственный производственный кооператив «Тумэн», расположенный в г. Якутске Республики Саха (Якутия), который занимается производством мяса и мясной продукции: говядины, жеребятины, свинины, оленины, конины, мясных полуфабрикатов, детской мясной продукции. В городе Якутске ни одна фирма кроме сельскохозяйственного производственного кооператива «Тумэн» не выпускает колбасные изделия для детей. По ценности товара и назначению детские колбасные изделия уникальны, технология их производства разработана с учетом потребностей детского организма и во многом является единственным источником жизненно важных веществ. При этом отмечено, что покупатели чувствительны к уровню цен на эту продукцию. Потребители продукции сельскохозяйственного производственного кооператива «Тумэн» оценили ее качество, основанное на экологически чистых ингридиентах. Натуральные свойства продуктов сохранены максимально, отсутствуют искусственные консерванты и красители. БШОТ-анализ показал, что предприятие функционирует эффективно и характеризуется как конкурентоспособная и финансово устойчивая организация. Для улучшения деятельности кооператива «Тумэн» необходимо предпринять эффективные маркетинговые действия, направленные на увеличение рынков сбыта продукции, проведение эффективных рекламных компаний, повышение квалификации персонала, усиление работы с посредниками. Особое внимание уделено применению инструментов маркетинга для формирования конкурентоспособной системы производственной кооперации на северных территориях, определению направлений государственной поддержки сельскохозяйственной производственной кооперации.

Авторы

Черняков Михаил константинович, д-р. экон. наук, профессор; Чернякова Мария Михайловна, канд. экон. наук; Акберов Камал Чолуоглы, канд. экон. наук, Сибирский университет потребительской кооперации, 630087, Новосибирск, пр. Карла Маркса, д. 26, [email protected], [email protected], [email protected].

The role of Cooperation in Enhancing the Effectiveness of the Social and Economic Potential of the Northern Territories

Key words

competitiveness; cooperation; marketing; meat products; potential; production cooperative; territory

Abstracts

Approved the role of agricultural production cooperation (APC) as an institution for the development of civil society in the northern territories. Theoretical bases of development of agricultural production cooperation are offered. As an example, the agricultural production cooperative «Tumen», located in Yakutsk, Republic of Sakha (Yakutia), is engaged in the production of meat and meat products: beef, foal, pork, venison, horse meat, meat semi-finished products, baby meat products. In the city of Yakutsk, no firm, except the agricultural production cooperative «Tumen», does not produce sausages for children. According to the value of the product and purpose, the children's sausages are unique, the technology of their production is developed taking into account the needs of the child's organism and in many ways is the only source of vital substances. At the same time, it is noted that buyers are sensitive to the level of prices for these products. Consumers of products of the agricultural production cooperative «Tumen» estimated its quality, based on environmentally friendly ingredients. The natural properties of the products are kept to the maximum, there are no artificial preservatives and colorants. SWOT analysis showed that the enterprise functions effectively and is characterized as a competitive and financially stable organization. To improve the activities of the «Tumen» cooperative, effective marketing actions should be taken to increase sales markets, conduct effective advertising campaigns, improve the skills of staff, and strengthen work with intermediaries. Particular attention is paid to the use of marketing tools to form a competitive system of production cooperation in the northern territories, determining the directions of state support for agricultural production cooperation

Authors

Chernyakov Mikhail Konstantinovich, Doctor of Economical Science, Professor;

Chernyakova Mariya Mikhaylovna, Candidate of Economical Science; Akberov Kamal Choluogly, Candidate of Economical Science, Siberian University of Consumer Cooperatives, 26, Prospekt Karla Marksa, Novosibirsk, 630087, [email protected], [email protected], [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.