вариант предполагает, наряду с использованием некондиционного яйца, переработку товарного яйца в количестве 16 млн 640 тыс. шт. Глубокая переработка товарного яйца обусловлена, в первую очередь, необходимостью избежать потерь в период сезонного падения потребительского спроса на яйцо.
Проектный вариант предполагает производство пастеризованного охлажденного меланжа в объеме 584 тыс. т, жидкого пастеризованного яичного белка — 408,8 тыс. т, а жидкого яичного желтка — 175,2 тыс. т.
Внедрение на птицефабрике мощностей по глубокой переработке яйца позволит получить дополнительный доход от переработки некондиционного яйца, который составит 7 млн 252 тыс. р., а дополнительный доход от переработки товарного яйца — менее значимую сумму (1 млн 285 тыс. р.), что связано с относительно высокой доходностью реализации натурального яйца.
Чистый дисконтированный доход за 7 лет нормативного срока эксплуатации оборудования превысит 42 млн р. Капитальные затраты должны окупиться в течение 8 мес эксплуатации. Таким образом, инвестиционные проекты в области глубокой переработки яйца могут характеризоваться высокой экономической эффективностью. В первую очередь данное направление рекомендуется для птицефабрик, которые входят в состав агрохолдингов и имеют тесные связи с предприятиями перерабатывающей промышленности
Перспективы и потенциальная эффективность глубокой переработки яйца на российском рынке мотивирует транснациональные компании к инве-
стициям в данной сфере. В 2008 г. российско-израильская фирма «Прима-Меланж» ввела в эксплуатацию один из крупнейших в России завод по изготовлению жидких яичных продуктов. Несмотря на масштабные инвестиции (около 2 млн евро), по оценке руководства предприятия срок окупаемости капитальных затрат должен составить не более двух лет.
Несмотря на трудности, связанные в том числе с мировым финансовым кризисом, в долгосрочной перспективе российское птицеводство не сможет устойчиво развиваться в будущем без наращивания производственных мощностей по глубокой переработке яйца.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, № 31, ст. 4080.
2. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17 января 2007 г. № 12 «Об утверждении направлений использования и перечня документов, подтверждающих целевое использование, по инвестиционным кредитам на срок до 5 лет» // Интернет-портал Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. — Режим доступа: Ьйр://'^^^ mcx.ru/documents/document/show/1930.77.htm.
3. Фисинин, В.И. Стратегия развития яичного и мясного птицеводства России / В.И. Фисинин // Агрорынок. — 2008. — № 5. — С. 4-6.
4. Росптицесоюз: итоги работы в 2008 году // Птица и птицепродукты. — 2009. — № 1. — С. 21-23.
5. Нечаев В.И. Проблемы инновационного развития животноводства: монография / В.И. Нечаев, Е.И. Артёмова. — Краснодар: Атри, 2009. — 368 с.
УДК 338. 436
Т.М. Василькова, канд. экон. наук М.Б. Комарова, соискатель
ФГОУ ВПО «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»
РОЛЬ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЗДАНИИ БЛАГОПРИЯТНОГО ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА В АПК РЕГИОНА
В основе инновационной деятельности лежит научно-техническая деятельность. Она тесно связана с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. В соответствии с международным стандартом инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, использованного в прак-
44
тической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
Следовательно, инновации должны:
• обладать новизной;
• удовлетворять рыночному спросу;
• приносить прибыль создателю и производителю, реализовавшему инновацию.
Также под инновациями следует понимать нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта,
а также использование этих новшеств в самых различных областях и сферах деятельности.
Выход АПК из кризиса возможен только на основе реализации достижений научно-технического прогресса. А информационно-консультационная служба в АПК является связующим звеном между потребителями и разработчиками инновационной продукции, так как сам сельхозтоваропроизводитель остается незащищенным от потока различных инноваций и не всегда способен оценить их экономическую эффективность. Следовательно, к числу важнейших задач, стоящих на сегодняшний день перед информационно-консультационной службой АПК, относятся:
• распространение актуальной информации о рынке сельхозпродукции и услуг;
• внедрение инновационных технологий;
• распространение научно-технических достижений и передового опыта.
Развитие консультационной деятельности позволяет создавать благоприятный инновационный климат в российской экономике за счет всесторонней поддержки предпринимательской активности по внедрению в производство результатов научных исследований и разработок. Со стороны консультантов ведется активная работа по изучению и трансформации в производство научных разработок, передового опыта, новых систем машин и оборудования с учетом результатов развития не только отечественных передовых предприятий, но и мировых тенденций.
Информационно-консультационная служба может оказать реальное содействие росту эффективности сельскохозяйственного производства путем повышения мотивации сельхозтоваропроизводителей к принятию решений в пользу внедрения в производство новейших инновационных технологий, экономически выгодных проектов и передового производственного опыта. Таким образом, поддерживая консультационную деятельность, государство решает задачу управления инновационным процессом, так как сельхозтоваропроизводитель не только получает информацию, но и пользуется услугами консультантов в процессе освоения инновационных технологий в своем производстве. Консультанты в свою очередь должны иметь высокий уровень знаний по специальности и навыки в обучении. В их функции входит информирование товаропроизводителей о результатах внедряемых инновационных технологий, передового производственного опыта. При этом консультант использует различные приемы и методы для побуждения обратившихся клиентов к внедрению инноваций.
Для того чтобы сельхозтоваропроизводитель захотел внедрить новейшие разработки в свое производство он должен располагать достаточной информацией. Неслучайно создание единой системы
доведения до сельхозтоваропроизводителей инновационных разработок и передового опыта с участием информационно-консультационной службы является одной из приоритетных задач Минсель-хоза России и органов управления АПК субъектов федерации.
По мнению М.Я. Веселовского [1, с. 144], становится актуальной задача формирования банка инновационных разработок и выработки мероприятий по быстрому доведению их до сельхозтоваропроизводителя. Он должен функционировать в составе Федерального центра сельскохозяйственного консультирования и иметь тесную связь с аналогичными структурами региональных и районных информационно-консультационных служб.
Слабым звеном в развитии инновационной деятельности АПК, на взгляд Л.С. Колотова [2, с. 84], является изучение спроса на инновации. По его мнению, при отборе инновационных проектов не проводится их экономическая экспертиза, не рассчитываются показатели эффективности освоения и не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Ежегодно остаются невостребованными примерно 40...50 % законченных инновационных разработок.
Для более успешного внедрения научных разработок с учетом региональных особенностей и адаптации к условиям конкретного товаропроизводителя, как считают авторы статьи, необходимо более детально проводить финансово-экономический анализ с привлечением независимых экспертов из числа местных консультантов. Это позволит снять вопрос о квалифицированной оценке спроса на инвестиции.
На стадии зарождения инвестиционных проектов сельхозтоваропроизводители самостоятельно не способны сориентироваться в перспективах, стратегии развития выбранного направления деятельности, из-за отсутствия данных о мировых, общегосударственных, региональных тенденциях развития осваиваемого рынка продукции. И в этом случае на помощь снова приходит консультант.
Кроме этого, сложная экономическая ситуация в АПК, низкая платежеспособность многих предприятий привели к незначительному спросу на научно-техническую продукцию, что плохо способствует развитию НТП. А государственная научнотехническая и инновационная политика сельского хозяйства разрабатывается очень слабо и зачастую не реализуется.
Отечественные сельхозтоваропроизводители не располагают достаточными денежными средствами для осуществления инновационной деятельности. Финансирование научных учреждений и высших учебных заведений также недостаточно для проведения ими инноваций, поэтому основные денежные ресурсы на инновационные и науч-
ные разработки, а также на консультационную деятельность должны поступать из местных бюджетов регионов и федерального бюджета. Добиться снижения себестоимости внедрения научно-исследовательских разработок на отдельного товаропроизводителя можно массовостью разработок и типовыми проектами.
Несмотря на достаточно трудное материальное положение, сложившееся в настоящее время в АПК, некоторые сельхозтоваропроизводители заинтересованы в применении инновационных технологий. Они интенсивно осваивают и внедряют научные разработки, получая взамен значительную выгоду в виде повышения экономических и производственных показателей. Это наглядно просматривается в виде повышения урожайности в растениеводстве и увеличения продуктивности в животноводстве. Новейшие инновационные технологии позволяют работникам, занятым в сельском хозяйстве, увеличивать объемы производства без роста затрат, а иногда и добиваются их уменьшения. Применение современных разработок позволяет также увеличить выход продукции на единицу ресурсов.
Основная роль информационно-консультационной службы в сельскохозяйственном производстве состоит в получении научных достижений от разработчиков, их адаптации к конкретным условиям производства и обеспечении их масштабного распространения. При этом она является своего рода переводчиком с языка науки на язык практического совета, обеспечивает обратную связь сельхозтоваропроизводителей с научными организациями. Кроме этого информационно-консультационные службы содействуют инновационно-инвестиционной деятельности, оказанию помощи в подготовке бизнес-планов, инвестиционных проектов, поиске выгодных кредитов и инвесторов.
Опыт консультационной деятельности свидетельствует о том, что востребованность консультаций возрастает как раз в случае возрастания инновационной активности, убежденности в успехе нововведений и их экономической эффективности.
Консультации по вопросам стратегического развития, бизнес-планированию, инновационной деятельности заметно повышают эффективность сельскохозяйственных предприятий. Так обращающиеся в консультационный центр клиенты получают: объективную информацию; помощь при выборе инновационного решения, технологического оборудования; точную информацию по интересующим их вопросам.
В качестве примера консультационной деятельности можно привести проект по реконструкции животноводческого комплекса на 800 голов дойного стада на базе ранее существовавшего комплекса с использованием современной технологии содер-
46
жания животных. Проект планируется реализовать в 2010-2018 годы.
В процессе консультирования по реализации инвестиционного проекта преследовались следующие цели:
• разработка научно обоснованных производственного, организационного, экономического и финансового планов производства;
• получение предприятием дополнительного дохода, расширение видов деятельности, повышение ликвидности и экономической устойчивости;
• оценка целесообразности и экономической эффективности организации внутрихозяйственной переработки молока, производство и реализация различных видов молочной продукции;
• снижение себестоимости производства кормовых культур, молока и молочной продукции;
• увеличение прибыли и рентабельности производства и реализации продукции;
• насыщение рынка сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продукцией собственной переработки;
• создание современного, демонстрационного предприятия, на котором будут апробироваться и исследоваться передовые технологии и современная система машин в молочном скотоводстве и кормопроизводстве;
• избежание предприятием ошибок при осуществлении инвестиций;
• участие консультируемого предприятия в инициации, разработке и реализации социальных программ;
• создание квалифицированных высокооплачиваемых рабочих мест на селе;
• создание бюджетообразующего предприятия, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
• устойчивое развитие сельской территории за счет сбалансированного развития производственной и социальной инфраструктуры предприятия и села.
Для осуществления проекта были определены необходимые финансовые средства в объеме 450 млн р. Проект финансировался как за счет собственных, так и за счет заемных средств.
При подготовке тендерной документации основной целью было выявление наиболее конкурентоспособной компании, отвечающей принципу «цена-качество». Для выбора поставщиков оборудования были проведены несколько тендеров, в которых участвовали как компании — производители оборудования, так и ведущие компании, являющиеся официальными дилерами мировых лидеров по производству животноводческого оборудования, самоходной, прицепной и навесной сельскохозяйственной техники.
Совместно с независимыми экспертами-кон-сультантами при разработке проекта удалось создать оптимальную технологическую конфигурацию оборудования и необходимой техники для животноводства и кормопроизводства.
Проведенное сравнение коммерческих предложений по сметной стоимости приобретаемого оборудования выявило наилучшие технико-экономические показатели по стойловому оборудованию у ООО «Арнтьен», по оборудованию доильного зала у ООО «Вестфалия-Сёрдж», а по переработке молока наиболее интересно с точки зрения экономичности, технологии и мобильности предложение ЗАО «Колакс-М».
В результате была получена надежная техника по оптимальным ценам и с удобной схемой оплаты. Расчет выполнен в постоянных ценах по состоянию на июнь 2010 года. Жизненный цикл проекта, определяющий продолжительность расчетного периода, составляет 8 лет. Ставка дисконтирования включает в себя безрисковую ставку с поправкой на риск.
Расчеты свидетельствуют об экономической целесообразности внедрения нового оборудования. Чистый дисконтированный доход проекта становится положительным в первом квартале 2015 года, т. е. через 54 мес осуществления проекта. Дисконтированный срок окупаемости составляет 4,5 года, что вполне оправдано с учетом специфики сельско-
хозяйственного производства. Чистая приведенная стоимость, равная значению чистого дисконтированного дохода на последнем интервале планирования, составляет 127,3 млн р. Внутренняя норма доходности (IRR) равна 30,1 %, таким образом, она превышает годовую процентную ставку по инвестиционным кредитам в 2 раза, что свидетельствует об эффективности и достаточной устойчивости проекта.
Налоговые поступления в бюджеты всех уровней при выходе предприятия на проектную мощность будут постепенно увеличиваться с 10,5 млн р. до 21,3 млн р., что благоприятно скажется на экономической ситуации в регионе и на повышении уровня развития социальной и производственной инфраструктуры региона.
Внедрение аналогичных инновационных разработок, обеспечивающих повышение эффективности отдельно взятого сельскохозяйственного предприятия, будет способствовать успешному развитию экономики АПК в целом.
Список литературы
1. Веселовский, М.Я. Информационно-консультационная служба АПК России (Вопросы теории и практики) / М.Я. Веселовский. — М.: Росинформагротех, 2002. — 228 с.
2. Колотов, Л.С. Служба сельскохозяйственного консультирования: наука, практика, задачи и проблемы: монография / Л.С. Колотов. — М.: РАКО АПК, 2004. — 120 с.
УДК 330.33:636
И.А. Ганиева, канд. экон. наук, доцент
ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»
ЦИКЛИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
На протяжении всего развития человечества люди отмечали повторяющийся характер некоторых явлений в жизни нашей планеты. На основании констатации таких повторений появились первые календари, упорядочившие жизнь людей во временном поле, промышленные и сельскохозяйственные порядки, обеспечивающие оптимальное ведение хозяйства. Наблюдения за изменениями экономических условий позволили ученым утверждать, что промышленность, сельское хозяйство, торговля развиваются циклически, подвержены периодическим колебаниям активности. Цикл развития—это закономерность, которая присутствует во всех сферах жизни человека и общества, в экономике любых форм хозяйствования, в странах с любым уровнем развития.
Циклическая динамика является всеобщей формой движения природы, общества и экономи-
ки. Специфика экономической динамики состоит в том, что ей присущ более вероятностный характер, чем, например, природным циклам. В циклической динамике присутствуют как колебательная составляющая, так и составляющая поступательного движения.
Исследование закономерностей циклического развития сельскохозяйственной экономики наряду с планированием будущих потребностей населения в продуктах питания, а промышленности — в сельскохозяйственном сырье, должно являться основой для составления прогнозов развития отрасли.
Основными продуктами сельскохозяйственного производства Сибири являются зерно, картофель, овощи, мясо, молоко и яйца — 90.95 %; эмпирические значения показателей производства этих продуктов за 70 лет представлены в табл. 1.
47