Татаринов Сергей Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета, e-mail: cafedra206@mail.ru
12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УКРЕПЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Аннотация. В статье исследуется роль Конституционного Суда Российской Федерации в расширении воздействия фундаментальных конституционных ценностей на государственную деятельность. Отмечается влияние этих ценностей, содержащиеся в его правовых позициях, на правотворчество и правоприменение, направленное на обеспечение конституционности актов текущего законодательства, преодоление деформаций в правоприменении.
Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, конституционно-правовая доктрина, конституционно-правовое мировоззрение и мышление, конституционные нормы и ценности, конституционализация текущего законодательства, решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
УДК - 342 ББК - 67.400
Tatarinov Sergey Aleksandrovich,
Assistant Professor of the Department of Constitutional and international Law Institute of the Tomsk
State University, Candidate of Legal Sciences
THE ROLE OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE
RUSSIAN FEDERATION IN REINFORCEMENT AND DEVELOPMENT OF CONSTITUTIONAL VALUES
Abstract. In this article the author considers role of the Constitutional Court of the Russian Federation on development of fundamental constitutional values over state activity. It is noted the influence of these values, contained in its legal determination to litigation and law enforcement, directed to provide constitutionality of acts of existed legislation, overruling of deformation in law enforcement.
Key words: the Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional doctrine, constitutional ideology and reasoning, constitutional norms and values, constitutionality of existed legislation, decisions and legal positions of the Constitutional Court of the Russian Federation.
Необходимость дальнейшего расширения процессов конституционно-правового регулирования общественных отношений в нашей стране предполагает повышение роли Конституционного Суда
Российской Федерации в укреплении и развитии конституционных ценностей в ходе отправления конституционного правосудия, способствующего осуществлению правотворческой, правоприменительной, нормативно-интерпретацион-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018
ной, мировоззренческой основ становления и развития отечественного конституционализма. Выступая в качестве Основного Закона всего российского общества и государства, Конституция РФ является тем уникальным, базовым политико-правовым актом, содержащим в себе высшие юридические, социально-политические, духовно-нравственные начала, определяющие главные цели и задачи, пути и формы взаимодействия между личностью, гражданским обществом и государством [5, с. 8; 4, с. 10].
В первую очередь таким основным направлением трансформации конституционных норм-ценностей в деятельности органов государственной власти в сфере правотворчества выступает выполнение Конституционным Судом РФ своей традиционной функции - судебного конституционного контроля проверки конституционности оспариваемых законодательных актов, предусматривающие в необходимых случаях признание их неконституционными, если они противоречат заложенным в Конституции базовым правоустановлениям. Вследствие этого наиболее сложным вопросом в теории и практике осуществления нормоконтроля Конституционного Суда является измерение степени соответствия Конституции РФ актов текущего законодательства на основе иерархии конституционных ценностей и сложившейся конкретной конституционно-правовой ситуации. Так, например, в решении от 21 декабря 2005 г. № 13-П Конституционный Суд РФ, обосновывая порядок наделения глав исполнительной власти субъектов РФ полномочиями Президентом РФ, сославшись на произошедшие в обществе серьезные социально-правовые изменения, сделал спорный вывод о приоритете действия в этом случае принципа единства системы исполнительных органов государственной власти, не равноценного по своему значению в системе конституционных ценностей принципу народовластия, предоставляющего возможность самостоятельно устанавливать в регионах процедуру прямых выборов губернаторов [8].
Не менее важное значение в оценке конституционности принятых законодательных актов Конституционным Судом с точки зрения воплощения в них конституционных требований имеет не только соблюдение иерархии конституционных ценностей, но и правильное правопони-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018
мание и выстраивание отношений координации и гармонизации между ними в рамках ранжирования шкалы конституционных норм-ценностей [5, с. 12]. Именно таким господствующим типом правопонимания, лежащим в основе Конституции РФ, является естественно-правовая концепция объяснения природы прав и свобод индивида, ориентированная на конкретизацию и развитие конституционных положений в отраслевом законодательстве ,базирующихся на таких универсальных конституционных принципах, как формальное равенство, социальная справедливость и человеческое достоинство, обусловливающие особенности регулирования взаимодействия между личностью, гражданским обществом и государством [1, с. 9, 10; 2, с. 457, 461, 471, 472; 5, с. 5; 3, с. 131, 132].
Одновременно правотворческая деятельность органов государственной власти по конкретизации и развитию конституционных ценностей в актах текущего законодательства требует от них разработки специальных юридических механизмов, направленных на поиск паритета и преодоление конкуренции смежных конституционных интересов с учетом внесенных предложений и рекомендаций Конституционного Суда РФ о регулировании отельных видов частноправовых и публично-правовых отношений. В частности, Конституционный Суд, опираясь на баланс публичных и частных конституционных интересов, в постановлении от 16 мая 2000 г. № 8-П рекомендовал законодателю обосновать передачу части имущества коммерческого предприятия из конкурсного производства в муниципальную собственность для государственных и муниципальных нужд, исходя из действия принципов соблюдения публичных интересов и неприкосновенности частной собственности при условии выплаты соразмерной и справедливой компенсации собственнику [7]. Однако в наибольшей мере правообразующая роль Конституционного Суда во внедрении в сферу правотворчества универсальных конституционных принципов-ценностей проявляется, если он не ограничивается лишь констатацией возникшего правового пробела и необходимости его устранения законодательным способом вследствие признания оспариваемого акта неконституционным, но стремится на основе выработанной собственной правовой позиции по разрешению конкретного конституционно-право-
вого вопроса обосновать параметры разработки будущего правового акта, учитывая новое законодательное регулирование в выявленном конституционно-правовом смысле оспариваемых положений акта отраслевого законодательства. В качестве примера можно привести постановление Конституционного Суда РФ от 22 марта 2007 г. № 4-П о признании неконституционной ранее действовавшей нормы проверяемого акта, ограничивавшей максимальный размер выплаты пособия по беременности, родам, и внесении предложения законодателю о новом порядке регулирования социальных выплат по аналогии с правами, закрепленными в международном трудовом праве и налоговом законодательстве, об исчислении величины пособия соразмерно предшествующему среднему заработку женщины и ставке взимания единого социального налога, позволяющего гарантировать соблюдение таких универсальных конституционных ценностей, как равенство, справедливость и достоинство, при осуществлении права работника на государственное социальное обеспечение [9].
Следующим основным направлением претворения Конституционным Судом фундаментальных конституционных ценностей в конституционно-правовую политику является конституци-онализация правоприменительной деятельности органов публичной власти, призванная провести ее своеобразную «очистку» от дефектов и коллизий, вызванных искажением смысла оспариваемой нормы акта текущего законодательства, придаваемой ей толкованием в конкретном деле или сложившейся правоприменительной практике судебными и иными правоприменительными органами. В этих случаях Конституционный Суд РФ обычно воздерживается объявлять такую норму правового акта не соответствующей Конституции для предотвращения возникновения пробела в законодательном регулировании и необходимости внесения корректив в отраслевое законодательство и предполагает скорректировать сферу ее действия в новой интерпретации, исключающей в дальнейшем неконституционное применение юридической нормы, расходящейся с выявленным конституционно-правовым смыслом, даваемым в решении Конституционного Суда. Таким примером может служить постановление Конституционного Суда РФ от 3 февраля 2010 г. № 3-П, в котором он расширительно истолковал условия
выплаты ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, проходящим военную службу по контракту найма (поднаема) жилых помещений, включенным в списки на улучшение жилищных условий и уволенным либо подлежащим увольнению со службы до 1 января 2005 г., ибо иное понимание и применение оспариваемой нормы законодательного акта нарушает принципы равенства и справедливости регулирования статуса личности и может привести на практике к произвольному ограничению реализации права в жилищных правоотношениях в отношении категории граждан, принадлежащих к одной и той же профессиональной группе лиц [10].
В другой схожей ситуации для преодоления препятствий в правоприменительной деятельности органов публичной власти, связанных с отсутствием надлежащей нормативной базы в текущем законодательстве, Конституционный Суд может, опираясь на содержание универсальных конституционных принципов-ценностей, временно восстановить прежнее законодательное регулирование общественных отношений либо указать на обязанность прямого, непосредственного применения норм Конституции РФ, затрагивающих права и свободы человека и гражданина. Так, в определении от 3 октября 2006 г. № 471-О Конституционный Суд РФ признал возможным восстановить ранее установленный порядок приобретения права на получение льготной пенсии лицами, проработавшими в особо сложных и тяжелых условиях труда, предусмотренных прежним пенсионным законодательством измерения периодов времени на таких работах, засчитываемых в специальный трудовой стаж независимо от сроков его исчисления до или после 1 января 2003 г., исходя из действия принципов равенства и справедливости, до момента принятия специального федерального закона о профессиональных пенсиях [6].
В противоположном случае, если Конституционный Суд приходит к выводу, что объявление правового акта неконституционным предполагает возникновение пробела в законодательном регулировании, который нельзя будет восполнить прямым применением Конституции РФ либо конституционно-правовым истолкованием оспариваемых положений проверяемого нормативного акта и существует необходимость внесения существенных изменений в текущее законода-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018
тельство, то он вправе признать оспариваемые нормы в определенной части не противоречащими Конституции для предупреждения наступления более негативных юридических последствий, вызванных повторным нарушением в правоприменительной практике защиты основных прав и свобод личности. В частности, Конституционный Суд РФ в постановлении от 5 февраля 2007 г № 2-П признал соответствующим Конституции ряд оспариваемых положений ГПК РФ в той части, касающейся совершенствования законодательной регламентации способов пересмотра и отмены вынесенных судебных решений в надзорном порядке, обеспечивающих соблюдение таких конституционных норм-принципов, как равенство, справедливость и достоинство, по восстановлению и охране нарушенного конституционного права индивида на судебную защиту путем применения надлежащих юридических процедур выявления, проверки и исправления судебных ошибок в надзорной инстанции [11].
Список литературы:
[1] Бондарь Н.С. Конституционные ценности - категория действующего права (в контексте практики Конституционного Суда России) // Жур -нал конституционного правосудия. 2009. № 6 (12).
[2] Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма; Инфра-М, 2011.
[3] Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М.: Норма: Инфра-М, 2011.
[4] Кондрашев А.А. Конституционные ценности в современном российском государстве: о конфликтах и девальвациях // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 1.
[5] Маврин С.П. Конституционные ценности и их роль в российской правовой системе // Журнал конституционного правосудия. 2012. № 3(27).
[6] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 октября 2006 г. № 471-О по запросу Курчатовского городского суда Курской области о проверке конституционности пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и по жалобе гражданки Степановой Ольги Александровны на нарушение ее конституционных прав той же нормой // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 5. Ст. 679.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018
[7] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 г. № 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в связи с жалобой компании «Timber Holdings International Limited» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 21. Ст. 2258.
[8] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобами ряда граждан // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 3. Ст. 336.
[9] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 г. № 4-П по делу о проверке конституционности положения части первой статьи 15 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» в связи с жалобой гражданки Т.А. Баныкиной // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 14. Ст. 1742.
[10] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 3-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и пункта 1 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Глушкова // Российская газета. 2010.12 февраля.
[11] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2007 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданско-
го процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 7. Ст. 932.
Spisok literatury:
[1] Bondar' N.S. Konstitucionny'e cennosti - kategoriya dejstvuyushhego prava (v kon-tekste praktiki Konstitucionnogo Suda Rossii) // Zhurnal konstitucionnogo pravosu-diya. 2009. № 6 (12).
[2] Bondar' N.S. Sudebny'j konstitucionalizm v Rossii v svete konstitucionnogo pravosudiya. M.: Norma; Infra-M, 2011.
[3] Zor'kin V.D. Konstitucionno-pravovoe razvitie Rossii. M.: Norma: Infra-M, 2011.
[4] Kondrashev A. A. Konstitucionny'e cennosti v sovremennom rossijskom gosudar-stve:
0 konfliktax i deval'vaciyax // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2017. № 1.
[5] Mavrin S.P. Konstitucionny'e cennosti
1 ix rol' v rossijskoj pravovoj sisteme // Zhurnal konstitucionnogo pravosudiya. 2012. № 3(27).
[6] Opredelenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 3 oktyabrya 2006 g. № 471-O po zaprosu Kurchatovskogo gorodskogo suda Kurskoj oblasti o proverke konsti-tucionnosti punkta 3 stat'i 27 Federal'nogo zakona «O trudovy'x pensiyax v Rossijskoj Federacii» i po zhalobe grazhdanki Stepanovoj Ol'gi Aleksandrovny' na narushenie ee konstitucionny'x prav toj zhe normoj // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federa-cii. 2007. № 5. St. 679.
[7] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 maya 2000 g. № 8-P po delu o proverke konstitucionnosti otdel'ny'x polozhenij punkta 4 stat'i 104 Federal'nogo zakona «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» v svyazi s zhaloboj kompanii «Timber Holdings International Limited» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Fede-racii. 2000. № 21. St. 2258.
[8] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 21 dekabrya 2005 g.
№ 13-P po delu o proverke konstitucionnosti otdel'ny'x polozhenij Federal'nogo zakona «Ob obshhix principax organizacii zakonodatel'ny'x (predstavitel'ny'x) i is-polnitel'ny'x organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii» v svya-zi s zhalobami ryada grazhdan // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2006. № 3. St. 336.
[9] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 22 marta 2007 g. № 4-P po delu o proverke konstitucionnosti polozheniya chasti pervoj stat'i 15 Fede-ral'nogo zakona «O byudzhete Fonda social'nogo straxovaniya Rossijskoj Federacii na 2002 god» v svyazi s zhaloboj grazhdanki T.A. Bany'kinoj // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2007. № 14. St. 1742.
[10] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 3 fevralya 2010 g. № 3-P po delu o proverke konstitucionnosti abzaca vtorogo punkta 14 stat'i 15 Fe-deral'nogo zakona «O statuse voennosluzhashhix», punkta 4 Postanovleniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «O poryadke vy'platy' denezhnoj kompensacii za naem (podnaem) zhily'x pomeshhenij voennosluzhashhim - grazhdanam Rossijskoj Federacii, proxodyashhim voennuyu sluzhbu po kontraktu, grazhdanam Rossijskoj Federacii, uvolenny'm s voennoj sluzhby', i chlenam ix semej» i punkta 1 Polozheniya o vy'plate denezhnoj kompensacii za naem (podnaem) zhily'x pomeshhenij grazhdanam Rossijskoj Federacii, uvolenny'm s vo-ennoj sluzhby', i chlenam ix semej v svyazi s zhaloboj grazhdanina S.V. Glushkova // Ros-sijskaya gazeta. 2010. 12 fevralya.
[11] Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 5 fevralya 2007 g. № 2-P po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij statej 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 i 389 Grazhdanskogo processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s zaprosom Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan, zhalobami ot-kry'ty'x akcionerny'x obshhestv «Nizhnekamsk-neftexim» i «Xakase'nergo», a takzhe zhalo-ba-mi ryada grazhdan // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2007. № 7. St. 932.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018