Научная статья на тему 'Роль конфессионального фактора в тюремных реформах Великобритании в конце XVIII - середине XIX века'

Роль конфессионального фактора в тюремных реформах Великобритании в конце XVIII - середине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ РЕФОРМЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ / GREAT BRITAIN PRISON REFORMS / МЕТОДИСТЫ / METHODISTS / КВАКЕРЫ / QUAKERS / ПАСТОРСКОЕ ТЮРЕМНОЕ СЛУЖЕНИЕ / PASTORAL PRISON MINISTRY / ТЮРЕМНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / PRISON CHARITY / ИСТОРИЯ ТЮРЕМНОГО ПАТРОНАТА / THE HISTORY OF THE PRISON PATRONAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Васильева Светлана Анатольевна, Эрлихсон Ирина Мариковна

статья посвящена изучению религиозных истоков пенитенциарных реформ Великобритании в конце XVIII середине XIX века. Эпоха европейского Просвещения привела к радикальным изменениям в системе уголовного правосудия. Конец XVIII начало XIX столетия принято считать началом «эры карательной сдержанности», когда важнейший вид уголовного наказания смертная казнь рассматривается уже как средневековый анахронизм, не достойный высокоморального и цивилизованного общества. Особенность реформирования системы наказания в Англии активное вмешательство в этот процесс представителей различных течений английского протестантизма. В статье освещены малоизвестные страницы истории пасторского тюремного служения представителей раннего английского методизма. Немаловажное влияние на утверждение новых гуманистических принципов уголовного правосудия оказала группа политически активных протестантов-квакеров, которые вели активную работу по обе стороны океана в Соединенных Штатах и Великобритании. Именно квакеры впервые заговорили о наказании как о средстве перевоспитания осужденного посредством религии и образования. Особенности социально-политического и, главное, духовного развития английского общества на рубеже Средневековья и Нового времени, религиозные искания английского протестантизма обусловили прямую зависимость пенитенциарных реформ от религиозного фактора. Материал подготовлен на основе источников, ранее не переведенных на русский язык

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RELIGIOUS FACTORS IN PRISON REFORMS OF GREAT BRITAIN IN THE LATE XVIII - THE MIDDLE XIX CENTURIES

the article is devoted to the study of the religious origins of prison reforms of Great Britain in the late XVIII-mid XIX centuries. The age of the European Enlightenment led to radical changes in the criminal justice system. The end of XVIII early XIX century is commonly supposed to be the beginning of «the era of punitive moderation» when the most important form of criminal punishment the death penalty is considered already as a medieval anachronism, not worthy of highly moral and civilized society. The peculiarity of English prison reforms was the active intervention in the process of representatives of various currents of English Protestantism. The article highlights the unknown pages of pastoral prison ministry representatives of early British Methodism. Important influence on the adoption of new humanistic principles of criminal justice was a group of politically active Protestant Quakers who were active on both sides of the ocean in the United States and Great Britain. It was the Quakers who first talked about punishment as a means of rehabilitation through religion and education. The material is based on sources that earlier were not translated into Russian. The authors conclude that the characteristics of the socio-political and spiritual development of English society at the turn of the Middle Ages and Modern times, religious searching of English Protestantism led to the direct penal reforms dependence of the religious factor.

Текст научной работы на тему «Роль конфессионального фактора в тюремных реформах Великобритании в конце XVIII - середине XIX века»

УДК 343.8 СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА ВАСИЛЬЕВА,

ББК 67.409(4/8) кандидат исторических наук, доцент,

В19 заместитель начальника кафедры философии и истории

(Академия ФСИН России), е-шаП: vasi-svetlana@yandex.ru; ИРИНА МАРИКОВНА ЭРЛИХСОН,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры всеобщей истории и международных отношений (Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина),

е-mail: i.erlihson@rsu.edu.ru

РОЛЬ КОНФЕССИОНАЛЬНОГО ФАКТОРА В ТЮРЕМНЫХ РЕФОРМАХ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В КОНЦЕ XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

Реферат: статья посвящена изучению религиозных истоков пенитенциарных реформ Великобритании в конце XVIII - середине XIX века. Эпоха европейского Просвещения привела к радикальным изменениям в системе уголовного правосудия. Конец XVIII - начало XIX столетия принято считать началом «эры карательной сдержанности», когда важнейший вид уголовного наказания - смертная казнь рассматривается уже как средневековый анахронизм, не достойный высокоморального и цивилизованного общества. Особенность реформирования системы наказания в Англии - активное вмешательство в этот процесс представителей различных течений английского протестантизма. В статье освещены малоизвестные страницы истории пасторского тюремного служения представителей раннего английского методизма.

Немаловажное влияние на утверждение новых гуманистических принципов уголовного правосудия оказала группа политически активных протестантов-квакеров, которые вели активную работу по обе стороны океана - в Соединенных Штатах и Великобритании. Именно квакеры впервые заговорили о наказании как о средстве перевоспитания осужденного посредством религии и образования.

Особенности социально-политического и, главное, духовного развития английского общества на рубеже Средневековья и Нового времени, религиозные искания английского протестантизма обусловили прямую зависимость пенитенциарных реформ от религиозного фактора.

Материал подготовлен на основе источников, ранее не переведенных на русский язык.

Ключевые слова: пенитенциарные реформы Великобритании, методисты, квакеры, пасторское тюремное служение, тюремная благотворительность, история тюремного патроната.

Крупнейший специалист по английской социальной истории Дж. М. Тревельян, оценивая реформы закона и наказания в Европе и Англии конца XVIII века, рассматривает их как «часть общего движения гуманности, связанного на континенте с Вольтером и «философами», а в Англии - с философией и с религией» [13, с. 378]. Историк тонко подметил концептуальное отличие характера английских пенитенциарных реформ от более поздних европейских: изменения в системе наказания были следствием бурной деятельности, которую развернули представители различных течений английского протестантизма. Самыми ранними борцами за изменение условий тюремного содержания стали представители английского методизма и «Религиозного общества друзей» - квакеры.

Возникновение методизма связывают с деятельностью «Святого клуба», который основали в Оксфорде братья Уэсли в 1720-х годах. Исследова-

тели считают, что к успеху первых методистов привело введение в практику нового способа общественной проповеди, перенесенной из полупустых церквей под открытое небо: в порт, на фабрику, в тюрьму, то есть туда, где они находили своих слушающих - фабричных рабочих, грузчиков, заключенных, жителей лондонских трущоб и пр. [11, с. 53]. Эти низшие слои, оторванные от участия в духовной жизни общества, тянулись к новым проповедникам, которые с жаром доказывали возможность спасения для всех через веру в Христа.

Первые посещения тюрем стали практиковать в Лондоне Джон и Чарльз Уэсли. Их последователи по «Святому клубу», облачившись в странствующих миссионеров, пытались проникнуть в места заключения в пределах закрепленного за ними округа, организовывали коллективные богослужения в мелких тюрьмах и при полицейских участках, проповедовали арестантам, раздавали милостыню. В системе исполнения наказаний Англии середины

XVIII в. деятельность священников внутри тюремных стен была еще никак не регламентирована, поэтому с разрешения тюремной администрации можно было собрать заключенных для проповеди странствующего проповедника.

Уникальный исторический источник - дневник Дж. Уэсли - хранит свидетельства ежедневных проповедей в населенных пунктах Англии и Шотландии в 1750-х годах: декорациями для поучений бродячего миссионера становились корнуоллские штольни, лондонские трущобы, нортумберлендские болота, порты Бристоля и, конечно, тюремные застенки. После проповеди в печально знаменитой по романам Ч. Диккенса тюрьме Маршалси на южном берегу Темзы в 1753 г. Дж. Уэсли оставил следующее резюме: «В субботу, 3 февраля я посетил заключенного в тюрьме Маршалси, рассаднике вселенского зла. Человеку должно быть стыдно за то, что он допустил существование ада на земле! Позор тем, кто чтит имя Христа, но допускает существование такой тюрьмы для христиан!» [8, с. 276]. В апреле того же года Дж. Уэсли добился проповеди в крупной тюрьме Глазго (400 миль от Лондона!) [8, с. 282] В дневнике встречаются свидетельства о выступлениях перед народом у тюремных стен и дверей, в местах лишения свободы в Европе, куда проповедник попал в 1756 г. с миссионерской деятельностью.

Первым тюремным капелланом крупнейшей Лондонской тюрьмы Ньюгейт иногда называют методистского проповедника С. Толда, который посвятил свою жизнь посещению заключенных и приговоренных к смертной казни с целью духовных бесед и утешений. С 1745 по 1775 год он регулярно добивался визитов в Ньюгейт и пытался создать в тюрьме группу из новообращенных в методизм арестантов. В своих мемуарах он отмечал, что гораздо чаще ему приходилось выдерживать бои с враждебными тюремщиками, которые противились его служению в Ньюгейте, чем с внутренними демонами, обуревающими души несчастных узников [2, с. 94]. Таким образом, методиста-проповедника можно считать прообразом тюремного капеллана - должности в штате пенитенциарного учреждения, которая впервые появится именно в Великобритании в Тюремном статуте 1779 г.

В методистских доктринах середины XVIII века можно также отыскать истоки тюремной благотворительности. Как известно, отличительной чертой духовных метаний английских бизнесменов являлось периодически возникающее противоречие между пренебрежением ради успеха моралью и этикой и суеверной богобоязненностью. Методизм предлагал им сгладить данное противоречие и заслужить Божье благоволение посредством филантропии и богоугод-

ных дел. Показательный пример - жизнь и деятельность знаменитого бизнесмена и филантропа В. Вен-нинга. К 30 годам В. Веннинг, получив титул эсквайра, считался одним из самых молодых и процветающих торговцев в Лондоне. Находясь на гребне финансового успеха, молодой человек неожиданно обратился к религии, вступил в одну из конгрега-ционалистских общин и посвятил остаток жизни филантропической деятельности в тюрьмах Великобритании и Российской империи. Именно В. Веннинг стал инициатором создания в России первого «Попечительного о тюрьмах общества» по английскому образцу, которое ведало хозяйственной деятельностью тюрем, организацией нравственного воздействия на заключенных, а также оказывало содействие тюремной администрации.

Итак, методистские религиозные искания стали своеобразным фундаментом для начала обширной филантропической и проповеднической деятельности в пенитенциарных учреждениях Великобритании. Однако, ввиду того что заключенные не являлись основным объектом воздействия для проповедников методизма и значительная часть методистов переехала за океан, в истории пенитенциарного реформирования Великобритании за этой протестантской церковью не закрепилась слава зачинателей и вдохновителей британской тюремной реформы. Это реноме, бесспорно, принадлежит «Религиозному обществу друзей», именуемому в народе квакерами.

Реформаторская деятельность квакерских общин в английских тюрьмах, выразившаяся в борьбе за изменение условий содержания арестантов, улучшение продовольственного снабжения, организацию учебных занятий и лекций-проповедей, стала следствием их активной общественной борьбы за отмену смертной казни. С точки зрения религиозной доктрины «друзей» смертная казнь рассматривалась как санкционированный государством акт убийства, что, по их мнению, являлось духовно, морально и юридически недопустимым. Основоположник квакерства Дж. Фокс, ссылаясь на Священное Писание, где сказано: «Кто крал, впредь не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся», склонялся к мысли, что наказание должно быть соразмерно преступлению и преступнику необходимо обязательно сохранять жизнь для того, чтобы он мог исправить причиненный обществу вред. В идеологических установках ранних квакеров впервые звучат идеи о предупредительном значении наказания, реабилитации и возможности исправления заключенного. Так, теологи «Религиозного общества друзей» практически на столетие опередили европейских

пенитенциарных реформаторов, таких как Ч. Бекка-риа и И. Бентам, высказав радикальные для XVII века идеи. Еще в 1699 г. идеолог «друзей» Дж. Бел-лерс в своем эссе «Некоторые доводы в пользу отмены смертной казни» пишет о том, что законодатель, выносящий смертный приговор, ставит «несмываемое пятно на религии», карая за убийство, но совершая такое же непоправимое зло [3, с. 275]. Десятилетие спустя в трудах Ч. Беккариа прозвучит та же мысль, лишенная разве что религиозного налета: «Мне кажется абсурдным, когда законы... которые порицают убийство и карают за него, сами совершают то же самое» [12, с. 77].

Таким образом, несмотря на то что реформу английского правосудия считают детищем правоведа И. Бентама, вдохновленного идеями Ч. Беккариа, квакерам все же принадлежит первенство в обосновании нравственной стороны пенитенциарного исправления. Борьба за тюремную реформу стала логическим продолжением более ранних социальных проектов «Религиозного общества друзей». Исследователи, которые занимались изучением общественной деятельности квакеров на рубеже XVIII-XIX столетий, отмечают их неуемную энергию, стремление привнести свои гуманистические взгляды на природу человека во все социальные реформы грядущего столетия. Активисты-квакеры, как правило, являлись членами сразу нескольких общественных организаций, поддерживая разносторонние социальные проекты. Яркий пример - жизненный путь самого, пожалуй, знаменитого и одиозного представителя общины «друзей» Уильяма Аллена - владельца Лондонского фармацевтического концерна. В рассматриваемый период У. Аллен состоял более чем в десяти общественных организациях, включая общества борьбы против рабства и работорговли, многочисленные ассоциации, ратовавшие за реформу образования, Общество оказания помощи пострадавшим от несчастных случаев на производстве и др. Являясь активными сторонниками ликвидации безграмотности, квакеры в своих памфлетах последовательно проводили идею о том, что всеобщее образование приведет к резкому снижению уровня преступности. Рабочий класс, утверждали публицисты, посредством образования можно приобщить к таким добродетелям, как бережливость, трудолюбие, совесть, и тогда в обществе, оздоровленном изнутри, необходимость в смертной казни и суровом тюремном заключении отпадет сама по себе. Таким образом, поддерживая движение за реформу образования, многие квакеры оказались косвенно включены в борьбу за пенитенциарную реформу, которая для многих из них вскоре стала первостепенной задачей и целью всей жизни.

Второй источник пополнения рядов пенитенциарных реформаторов - общественная борьба против рабства и работорговли в начале XIX в. По мнению исследователей, образ страдания раба легко трансформировался в понятие о страдании преступника [4, с. 399]. Так, среди тюремных реформаторов оказались такие известные квакеры-аболиционисты, как С. Ромилль, У. Аллен и У. Фос-тер. В 1808 г. от Лондонского общества аболиционистов ответвляется «Общество распространения информации о смертной казни и улучшения тюремной дисциплины». Устав новой организации, апеллируя к успеху широкого общественного резонанса в борьбе за прекращение работорговли, утверждал, что подобное упорство может привести к успеху и в этом начинании [6, с. 6]. Даже приемы, используемые в борьбе за улучшение тюремного быта, копировали ранее уже успешно сработавшие методы ажитации общественного интереса в вопросе работорговли. Например, уловка с опубликованием нашумевшей некогда схемы корабля невольников «Брукс», которая демонстрировала расположение рабов на судне, предназначенном для их перевозки, вызвавшая бурю эмоций и общественного негодования, с точностью повторилась в отчете Общества, опубликованном в 1816 г. Схема подземелья, в котором содержались арестанты, обозначение размеров камер содержания «с болью в сердце напомнили печально-известный корабль!» [6, с. 4-6]. С этого момента рассчитанные на широкую огласку взывания к гуманности тюремного заключения зазвучали так же громко, как некогда лозунги противников работорговли.

Журнал «Филантроп», издаваемый У. Алленом, служил своеобразным рупором для обоих обществ. На страницах журнала развернулась острая полемика вокруг истории неграмотного 22-летнего юноши, приговоренного к смертной казни за кражу нескольких шиллингов. У. Аллен ораторствовал: «За преступлением, несомненно, должно следовать наказание, однако высшая мера, назначенная парню в данном конкретном случае, так шокирующе несоразмерна, что разум отказывается принимать это, уступая место ужасу. Почему человеку, совершившему кражу без отягчающих обстоятельств, назначают такое же наказание, к которому приговаривают виновных в варварском убийстве? Не станет ли славным свидетельством триумфа нашей цивилизованности возвращение преступника в качестве полезного члена общества?» [1, т. 1, с. 173]. Так формировалась ключевая идея, вокруг которой будут построены пенитенциарные реформы XIX столетия в Великобритании и Европе, -возможность пенитенциарной реабилитации и ре-социализации. Идеалистическую убежденность

квакеров, подкрепленную их религиозными воззрениями на природу человеческого духа, в возможности перевоспитать преступника и вернуть в общество полноценного члена заимствуют различные политические силы как в Англии, так и Европе, которые сделают тюремную реформу частью своей обширной политической программы.

С 1816 г. движение за тюремную реформу окончательно выделилось из смежных социальных проектов и оформилось в качестве «Общества улучшения тюремного содержания». В новую организацию вошли коллеги У. Алена по обществу 1808 г., однако его состав обновился за счет молодых и активных реформаторов протестантского вероисповедания, таких как П. Бедфорд, И. Форстер, Р. Барретт и Дж. Т. Барри - все квакеры, идеологически связанные с большинством социальных реформ 1830-х годов. В 1818 г. в «Общество улучшения тюремного содержания» вливается еще организация - «Общество по расследованию причин роста преступности среди несовершеннолетних», образованное в 1815 г. при активном участии «Религиозного общества друзей». Учредительное собрание обновленного «Общества улучшения тюремного содержания и исправления малолетних преступников» постановило «объединить усилия двух обществ по исследованию условий тюремного заключения». Резолюция первого собрания вынесла концептуальное предположение: «одна из главных причин рецидива преступности -пренебрежение к условиям тюремного содержания» [7, с. 23].

Манифестом общества стала работа знаменитого общественного деятеля, публициста и филантропа, квакера Томаса Фауэлла Бакстона «Рассуждение на предмет того, как преступление и нищета могут быть вызваны существующей системой тюремного заключения, или ей же предотвращены». Т. Ф. Бакстон высказал идеи, которые лягут в основу исследований известных ученых-пенитен-циаристов ХК-ХХ столетий: «В условиях, в каких существовал ранее преступник, кроются корни его преступности: невежество, праздность и разврат сформировали порочные привычки, которые подчинили его поведение и поступки». После того, как преступник попадает в тюрьму, условия тюремного содержания становятся главным фактором, определяющим дальнейшее формирование его личности и поведения. Тюрьмы, где условия «плачевны» (Бакстон приводит пример Ньюгета), и предлагают только «грязь, леность, скудную пищу, пренебрежение здоровьем, и режим, где беззаконие - норма» только усилят порочные наклонности, особенно у несовершеннолетних нарушителей, впервые попавших за решетку. Такие условия

тюремного режима публицист считает «недостойными великой и состоятельной империи» и клеймит их позором за «развращение национальной морали и порочение национального характера» [10, с. 139].

«Порок и нищета рождаются в современной тюрьме, - пишет Т. Ф. Бакстон, - но они могут быть этой тюрьмой искоренены». Продолжая и развивая взгляды ранних квакеров на пенитенциарную ресоциализацию, он приходит к мысли о том, что в тюрьмах можно и нужно создавать условия, необходимые для реабилитации правонарушителей: «Дружественные увещевания и религиозное обучение, которые он (заключенный) получает ежедневно, способны вызвать искреннее покаяние, открыть ценность справедливой жизни, убедив его, что перемены подвластны даже ему. Таким образом, озаряя светом религии, прививая навыки труда и бережливости, тюрьма может дать импульс к искоренению праздности и порока» [10, с. 140].

Эта работа стала декларативным документом, на основе которого идеологи и теологи квакеров выстраивали последующие программы реформирования пенитенциарной системы. В частности, был составлен перечень условий тюремного режима, необходимых как для физического благополучия заключенных (одежда, питание, здравоохранение), так и для духовного (получение образования и навыков труда, религиозное воспитание). Общество впервые выносит на обсуждение общественности вопрос о патронате над освободившимися из заключения: на страницах «Филантропа» развернулись дискуссии и сбор средств на создание приютов временного пребывания, где освободившемуся предоставлялась одежда, инструменты, в общем, первичные условия для начала трудовой жизни. Общественность с энтузиазмом поддержала идею патроната над малолетними осужденными, средства были собраны в рекордные сроки.

Еще одним нововведением квакеров, определившим ход дальнейшего движения за модернизацию тюремной системы, стала практика посещения заключенных членами общины, получившая широкую известность благодаря легендарной «леди-посетительнице» Элизабет Фрай и ее родственнику Самуэлю Хору. Эти визиты имели существенное отличие от пасторских проповедей, которые практиковали методисты, - ярко выраженный филантропический характер. В то время как идеологи общества сосредоточились на «гальванизации» общественного мнения с целью изменения уголовной политики, женщины-квакеры включились в непосредственную борьбу за улучшение практических условий содержания в тюрьмах.

Э. Фрай впервые посетила женскую половину Ньюгейта 1812 г. и организовала успешную кампанию по сбору детской одежды и медикаментов для заключенных женщин. С 1816 г., присоединившись к обществу, Э. Фрай выводит на регулярную основу посещение заключенных Ньюгейта: главная цель ее визитов не столько проповеди, сколько организация швейного дела и улучшение провизии арестанток. С. Хор одновременно организовал подобную кампанию в не менее знаменитой английской тюрьме Колдбэс Филдс.

В апреле 1817 г. Э. Фрай основала и возглавила подкомитет общества - Ассоциацию по улучшению содержания женщин-заключенных, где из 13 членов 11 разделяли религиозные убеждения квакеров. В 1818 г. ей было поручено выступить перед парламентской комиссией по расследованию состояния лондонских тюрем. Э. Фрай в своем докладе обозначила миссию своей ассоциации: предоставить женщинам возможность получить рабочее место в условиях пенитенциарной системы, а также добиться появления женщин (надзирательниц) в составе тюремной администрации. Ею также были озвучены основные требования к тюремному режиму, составленные на основе уже известной работы ее родственника Т. Бакстона. Основное внимание было уделено вопросу морального исправления и обоснованию необходимости религиозного образования в условиях пребывания в пенитенциариях, а также возможности трудоустройства и приобретения навыков, которые осужденные могли бы использовать после освобождения. В 1825 г. общество издает большим тиражом «Правила и нормы тюремного режима» - кодекс правил, охватывающий все вопросы функционирования модернизированного пенитенциарного учреждения [5].

Таким образом, значение того влияния, которое квакеры оказали на пенитенциарные реформы XIX столетия, трудно переоценить. В борьбе за отмену высшей меры слились воедино и философская концепция идеологов «Религиозного общества друзей» о фундаментальных правах человека, и религиозная доктрина теологов квакерства о моральном совершенствовании человеческой природы. В конструировании идеальной модели пенитенциарной системы английские протестанты отдавали преимущество религиозному обучению, которое должно стать действенным способом реформирования нравственности заключенных и дать им шанс стать высокоморальными и честными гражданами. В тюрьме квакеры видели ту среду, которая сможет при условии гуманистического реформирования стать местом реабилитации и ресоциализации. Но, для того чтобы это произошло, существующей системе нужна кардинальная трансформация, и «друзья» усердно работали в этом направлении. Идеальным долгосрочным результатом, верили они, станет высокоморальное общество, где необходимость наказания постепенно отпадет сама по себе: люди, обеспеченные необходимыми знаниями (из Библии) и трудовыми навыками, не вернутся более к преступному ремеслу. Дж. Тревельян, подчеркивая роль квакеров - «этих исключительных людей» в британской истории, писал о том, что «Англия может гордиться тем, что создала и увековечила эту категорию людей». Историк выделяет тончайшую сущность, которая отличала членов «Религиозного общества друзей» от других многочисленных движений внутри английского протестантизма - «идея, что внутренние качества христианина имеют большее значение, чем христианская догма» [13, с. 290]. Это жизненное правило отличало активных борцов за тюремную реформу в Великобритании.

Список литературы

1. Allen W. Life of William Allen. With Selections from His Correspondence. London, 1846, In Three Volumes.

2. An account of the life, and dealings of God with Silas Told. Written by himself / Pr. By W. Cowdroy. London, 1805. 143 р.

3. Bernstein E. Cromwell and Communism: socialism and democracy in the great English Revolution. London, 1930.287 р.

4. Gatrell V.A.C. The Hanging Tree: Execution and the English People 1770-1868. Oxford, 1994. 656 р.

5. Rules and Regulations of the General Penitentiary. London, 1825. 106 р.

6. Society for the Diffusion of Knowledge upon the Punishment of Death and the Improvement of Prison Discipline, An Account of the Origin and Object of the Society for the Diffusion of Knowledge Upon the Punishment of Death and the Improvement of Prison Discipline, London, Richard Taylor and Co, 1812. 23 p.

7. Society for the Improvement of Prison Discipline, and for the Reformation of Juvenile Offenders, Report of the Committee of the Society for the Improvement of Prison Discipline. 1818. 63 p.

8. The Works of the Rev. John Wesley: The sixth, seventh, eighth, ninth, tenth, and eleventh numbers of his journal. Vol. II. 1st American ed. N.-Y., 1827. 466 p.

9. Third Report of the Society for the Diffusion of Information upon the Punishment of Death and the Improvement of Prison Discipline, London, Printed by Richard and Arthur Taylor, 1816, pp. 4-6.

10. Thomas Fowell Buxton, An inquiry, whether crime and misery are produced or prevented by our present system of prison discipline, 3rd ed., London, J & A Arch, 1818. 146.

11. Артеменко С. А. Причины возникновения и развитие движения методистов в Англии XVIII века // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. История и политология. 2010. Вып. 1. С. 51-60.

12. Сыч В. К. Фундаментальные идеи Ч. Беккариа и становление классической школы уголовного права // Человек: преступление и наказание, 2014. № 1. С. 76-78.

13. Тревельян Дж. М. Социальная история Англии от Чосера до королевы Виктории. Смоленск, 2002. 624 с.

SVETLANA ANATOL'EVNA VASILIEVA,

phd in history, associate professor, deputy head of the philosophy and history department (Academy of the FPS of Russia), е-mail: vasi-svetlana@yandex.ru; IRINA MARIKOVNA JERLIHSON, dsc in history, associate professor, professor of the world history and international relations department

(Esenin Ryazan state university), е-mail: i.erlihson@rsu.edu.ru

ROLE OF RELIGIOUS FACTORS IN PRISON REFORMS OF GREAT BRITAIN IN THE LATE XVIII - THE MIDDLE XIX CENTURIES

Annotation: the article is devoted to the study of the religious origins of prison reforms of Great Britain in the late XVIII-mid XIX centuries. The age of the European Enlightenment led to radical changes in the criminal justice system. The end of XVIII - early XIX century is commonly supposed to be the beginning of «the era of punitive moderation» when the most important form of criminal punishment - the death penalty is considered already as a medieval anachronism, not worthy of highly moral and civilized society. The peculiarity of English prison reforms was the active intervention in the process of representatives of various currents of English Protestantism. The article highlights the unknown pages of pastoral prison ministry representatives of early British Methodism.

Important influence on the adoption of new humanistic principles of criminal justice was a group of politically active Protestant Quakers who were active on both sides of the ocean - in the United States and Great Britain. It was the Quakers who first talked about punishment as a means of rehabilitation through religion and education. The material is based on sources that earlier were not translated into Russian. The authors conclude that the characteristics of the socio-political and spiritual development of English society at the turn of the Middle Ages and Modern times, religious searching of English Protestantism led to the direct penal reforms dependence of the religious factor.

Key words: Great Britain prison reforms, methodists, quakers, pastoral prison ministry, prison charity, the history of the prison patronage.

References

1. Allen W. Life of William Allen. With Selections from His Correspondence. London, 1846, In Three Volumes.

2. An account of the life, and dealings of God with Silas Told. Written by himself / Pr. By W. Cowdroy. London, 1805, 143 р.

3. Bernstein E. Cromwell and Communism: socialism and democracy in the great English Revolution. London, 1930, 287 р.

4. Gatrell V.A.C. The Hanging Tree: Execution and the English People 1770-1868. Oxford, 1994, 656 р.

5. Rules and Regulations of the General Penitentiary. London, 1825, 106 р.

6. Society for the Diffusion of Knowledge upon the Punishment of Death and the Improvement of Prison Discipline, An Account of the Origin and Object of the Society for the Diffusion of Knowledge Upon the Punishment of Death and the Improvement of Prison Discipline, London, Richard Taylor and Co, 1812, 23 p.

7. Society for the Improvement of Prison Discipline, and for the Reformation of Juvenile Offenders, Report of the Committee of the Society for the Improvement of Prison Discipline. 1818, 63 p.

8. The Works of the Rev. John Wesley: The sixth, seventh, eighth, ninth, tenth, and eleventh numbers of his journal. Vol. II. 1st American ed. N.-Y., 1827, 466 p.

9. Third Report of the Society for the Diffusion of Information upon the Punishment of Death and the Improvement of Prison Discipline, London, Printed by Richard and Arthur Taylor, 1816, pp. 4-6.

10. Thomas Fowell Buxton, An inquiry, whether crime and misery are produced or prevented by our present system of prison discipline, 3rd ed., London, J & A Arch, 1818, 146.

11.Artemenko S. A. Prichiny vozniknovenija i razvitie dvizhenija metodistov v Anglii XVIII veka [The causes of emergence and development of Methodist movements in England in XVIII century]. Vestnik Mosk-ovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M. A. Sholohova. Istorija i politologija - Bulletin of the Sholokhov Moscow State Humanitarian University. History and Political Science. 2010, no. 1, pp. 51-60.

12. Sych V. K. Fundamental'nye idei Ch. Bekkaria i stanovlenie klassicheskoj shkoly ugolovnogo prava [Ch. Beccarias fundamental ideas and formation of the classical school of criminal law]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2014, no 1, pp. 76-78.

13. Trevel'jan Dzh. M. Social'naja istorija Anglii ot Chosera do korolevy Viktorii [Social History of England from Chaucer to Queen Victoria]. Smolensk, 2002, 624 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.