УДК 329(100)КП
Фам Нгок Хунг
аспирант кафедры государственного управления
и политических технологий, Государственного университета управления; e-mail: ngochungvoro88@gmail.com
РОЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ВЬЕТНАМА
В РАЗВИТИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается руководящая роль Коммунистической партии Вьетнама в развитии рыночной экономики в условиях социалистической ориентации страны, а также трудности и проблемы, с которыми сталкивается КПВ в реализации выбранного курса развития; анализируются переворотные решения КПВ, способствовавшие преодолению состояния застоя и отсталости в экономике страны и достижению положительных результатов в процессе осуществления экономических реформ.
Ключевые слова: коммунистическая партия; социализм; рыночная экономика; рыночная экономика социалистической ориентации; реформа; обновление.
Pham Ngoc Hung
Postgraduate, State Management and Political Technology Department, State University of Management; e-mail: ngochungvoro88@gmail.com
ROLE OF THE COMMUNIST PARTY OF VIETNAM IN THE DEVELOPMENT OF MARKET ECONOMY IN THE SOCIALIST ORIENTATION OF SOCIETY
The article deals with the leading role of the Communist Party of Vietnam in the development of a market economy in the countries of socialist orientation, analyzes turnable decisions of the Communist Party of Vietnam, which helped overcome the state of stagnation and backwardness in the economy and the achievement of positive results in the implementation of economic reforms. The article deals with the difficulties and challenges faced by the Communist Party of Vietnam in the implementation of the selected course.
Key words: Communist Party; socialism; the market economy; socialist market economy orientation; reform; renewal.
Рыночная экономика - это экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции. В ее условиях государством осуществляется
лишь координация деятельности участников рынка. Законодательная и судебная ветви власти реализуют этот процесс непосредственно, а исполнительная власть - только опосредованно, путем введения налогов, сборов, льгот. Это экономика, в условиях которой структура распределения определяется решениями самих потребителей и поставщиков товаров и услуг.
Рыночная экономика основана на следующих принципах:
- предпринимательство;
- многообразие форм собственности на средства производства;
- рыночное ценообразование;
- договорные отношения между хозяйствующими субъектами (людьми, предприятиями и т. д.);
- ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность [6, с. 4].
С точки зрения марксистского подхода, рыночная экономика является неизбежным этапом развития хозяйственных отношений. Любая экономика, чтобы достичь высокого уровня, должна пройти в своем развитии определенные стадии. В этой связи, капиталистическую экономику можно рассматривать как высшую стадию развития рыночной экономики [6, с. 10].
Рыночная экономика имела разные модели развития. Одной из них является социалистическая (или рыночная экономика в странах с социалистической ориентацией). В настоящее время эта модель существует только в двух странах, развивающихся по социалистическому пути: Вьетнаме и Китае. Следует отметить, что в странах социалистической ориентации она является новой политико-экономической концепцией. Этот термин родился в условиях практического применения рыночной модели экономики в условиях построения социализма в Китае и во Вьетнаме [6, с. 7].
Рыночная экономика во Вьетнаме развивается под руководством и контролем со стороны КПВ. В ее основу положены программные установки партии, которые реализуются в политике КПВ. В становлении экономики в современном Вьетнаме можно выделить три этапа.
На первом этапе развития, который включает в себя период после окончания войны 1975 г. до VI Съезда КПВ в 1986 г., осуществлялся переход к социализму. В стране, не готовой к этим преобразованиям, на основе субъективной добровольности были нарушены
условия, прописанные в марксистской концепции о необходимости соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил.
Строительство социализма во Вьетнаме было проведено на основе абсолютной имитации советской модели. Вьетнам устранял рыночную экономику, поддерживал централизованно-бюрократическую систему и сотрудничал только со странами социалистического лагеря, отказался от всех товарно-денежных отношений и рыночных механизмов в экономической сфере. В результате до конца 1970-х - начала 1980-х гг. экономика страны была кризисной.
На данном этапе не было никаких оснований для существования и развития рыночной экономики, в частности наблюдалось:
- отрицание неизбежности многоукладной экономики, частной собственности и законных интересов в соответствии с правом имущества, распределения по принципу взносов в уставный капитал;
- отрицание самостоятельного бизнеса и самостоятельной финансовой ответственности предприятий;
- экономика страны, действовавшая по принципу «натуры», отрицавшего цену и конкуренцию на рынке;
- замкнутая экономика, почти не имеющая связей с внешнем миром, кроме стран социалистического лагеря.
Следует, однако, заметить, что в стране после войны (до начала 1980 г.) сложилась тяжелейшая внешняя и внутренняя обстановка, для которой были характерны:
- бедность и низкий уровень жизни и образования населения;
- несовместимость северной социалистической и южной капиталистической экономических систем, четко обозначившаяся после их слияния;
- нехватка продовольствия в сельскохозяйственной стране;
- нулевая социально-экономическая инфраструктура;
- низкий уровень развития промышленности и науки;
- систематический глубокий дефицит государственного бюджета.
Главным источником дохода в этот период можно считать займы
или дотации со стороны СССР, стран восточной Европы, Китая (незначительные и в настоящее время).
Коммунистическая партия Вьетнама, споткнувшись на пути построения административно-командного социализма, начала предпринимать
меры по ликвидации сложившегося положения и поиску иных вариантов развития страны. Новое руководство КПВ сделало попытку использовать опыт Китая и ввело ряд мер по стимулированию развития экономики по китайскому образцу. КНР в середине 1980-х гг. уже показывала «чудеса» своего экономического развития в деле построения «социализма с китайской спецификой». Начался постепенный пересмотр основных союзников Вьетнама. СССР, приступивший к перестройке народного хозяйства, уже не мог оказать достаточно полной поддержки строительству социализма во Вьетнаме. Переориентация на Китайскую республику ставила целью использование опыта и принципов перевода социалистической экономики на рыночные механизмы хозяйствования.
Второй этап развития - с VI по X съезды КПВ (1986-2006).
О процессе радикальной перестройки и обновления экономики страны было объявлено на VI съезде Компартии Вьетнама в 1986 г. новым Генеральным секретарем ЦК КПВ Нгуен Ван Линем. В подготовительный период реформ (1986-1991) была поставлена задача постепенной ликвидации бюрократического централизма и командно-административной системы [10]. Определена цель создания в стране не стихийного рынка, а регулируемой государством рыночной экономики. В конце 1980-х гг. был взят курс на использование товарно-денежных отношений, введение рыночных механизмов. Компартия Вьетнама не стала будоражить общество ниспровержением старых авторитетов, идеологических целей и отрицанием прошлой истории. В этом заключался главный секрет мирного перехода страны от централизованной экономики к рыночным механизмам развития хозяйственной жизни. Нгуен Ван Линь весьма осторожно осуществлял политику переориентации Вьетнама на новые экономические и политические принципы развития вьетнамского государства. Хотя и в этот период в процессе изменений не обошлось без политической борьбы с силами, требовавшими возвращения к старой традиционной системе.
Однако с VI до VIII съезд КПВ понятие «рыночная экономика в стране с социалистической ориентаций» не было использовано. Только на IX съезде КПВ в 2001 г. было отмечено, что политика развития товарной многоукладной экономики, действующей как рыночный механизм, осуществляется под государственным контролем. Именно так работал механизм создания «рыночной экономики социалистической
ориентации». Это означало, что реформы должны быть ориентированы на достижение оптимального сочетания рынка с элементами государственного регулирования. Поэтому во Вьетнаме пришлось осуществить полное обновление механизма централизованного управления народным хозяйством и создать условия функционирования многоукладной экономики. Главным стержнем экономической политики на всех этапах преобразований стал курс на создание многоукладности экономики на фоне поощрения частной инициативы.
Государственный сектор по-прежнему играл определяющую роль в экономическом и социальном развитии страны и прежде всего там, где другие секторы были не в состоянии эффективно вести производство. Государство пыталось обеспечить надежное развитие энергетической базы, особенно гидроэнергетики, угольной промышленности, добычи и переработки нефти и газа. В новых условиях КПВ стала поощрять государственно-капиталистический сектор экономики. Государство стремилось направить деятельность частного капитала в важнейшие сферы экономики и в этих целях нередко объединяло капиталы госпредприятий и частных лиц. Создание государственного капитализма стало способом контроля и ориентации частного капитала на развитие в интересах всего общества.
Курс на открытость и интеграцию экономики в мировое экономическое хозяйство провозгласил VII Съезд в 1991 г.; IX съезд КПВ в 2001 г. определил основные направления интеграции вьетнамской экономики в систему мирового хозяйства. В основу этой политики было положено привлечение в страну иностранных инвестиций. Для правительства стало очевидным, что индустриализация возможна только в тесной связи с модернизацией, которая практически невозможна без привлечения иностранных технологий и инвестиций.
Однако активная политика «открытых дверей» стала возможной после 1992 г., когда были отлажены механизмы рыночной экономики. Ведущими инвесторами во вьетнамскую экономику стали Франция, Великобритания, Германия, Сингапур, Тайвань, Япония. Еще в начале 1990-х гг. начался процесс восстановления отношений с Соединенными Штатами Америки. В 1994 г. США отменили эмбарго на экономические связи с Вьетнамом, а в 1995 г. отношения были полностью нормализованы. Страны АСЕАН, когда-то враждовавшие с Вьетнамом, тогда же приняли его в свою организацию.
Благодаря последовательно проводимой институциональной трансформации экономика страны добилась впечатляющих результатов развития: рост внешней торговли на 25-40 % за год; рост ВВП достиг рекордных в 1995 г. 9,54 %; прямые иностранные инвестиции - 10 млрд долл. США в 1994 г. и 27 млрд долл. США в 1996 г. [6, с. 16-17].
Большие сдвиги произошли в структуре отраслей экономики, в валовом национальном доходе. Соответственно, отрасли промышленности и сферы услуг внесли более весомый вклад в развитие национальной экономики, а доля сельского хозяйства заметно уменьшилась (см. табл. 1).
Таблица 1
Изменение структуры ВВП за 1991-2001 гг. (в ценах 2001 г., %) [9, с. 349]
Год Сельское хозяйство Промышленность Сфера услуг
1991 40,49 23,79 35,72
1992 33,94 27,26 38,80
1993 29,87 28,90 41,23
1994 27,43 28,87 43,70
1995 27,18 28,76 44,06
1996 27,76 29,73 42,51
1997 25,77 32,08 42,15
1998 25,78 32,49 41,73
1999 25,43 34,49 40,08
2000 24,30 36,61 39,09
2001 23,30 37,75 38,95
Во Вьетнаме успешно реализуется модель рыночной экономики с социалистической ориентацией, главным элементом которой является сосуществование различных форм собственности, которые можно разделить на государственный и негосударственный секторы. Практически государственный сектор еще играет ключевую роль в развитии экономики страны (см. рис. 1).
■ государственный сектор
■ негосударственный сектор
■ сектор с иностранной инвестицией
Рис. 1. Структура ВВП Вьетнама в 2000 г. по секторам [9, с. 375-376]
Интенсивно идет процесс модификации, реконструкции государственных предприятий, создания мощных стратегических государственных корпораций. Бурно развивается и негосударственный сектор, постепенно формируется экономическая и юридическая база для развития частного предпринимательства, среднего и малого бизнеса. Именно в этом секторе экономики создается большое количество рабочих мест.
Третий этап развития рыночной экономики во Вьетнаме -с X Съезда КПВ 2006 г. до сих пор (2016).
На Х Съезде в 2006 г. руководители КПВ подтвердили, что Вьетнам вышел из социально-экономического кризиса, в стране проводились всеобъемлющее изменения. Темпы роста экономики страны с IX Съезда КПВ были стабильными. Продолжались индустриализация и модернизация экономики, уровень жизни населения заметно улучшился.
На Х Съезде Коммунистическая партия Вьетнама проанализировала политику, которая проводилась последние 20 лет, были сделаны выводы о необходимости дальнейшего развития рыночной экономики для успешного перехода к социализму. Программа развития экономики страны, которая была принята Х Съездом КПВ, констатирует необходимость дальнейшего осуществления индустриализации и модернизации, активного участия в международной экономической интеграции со следующими основными задачами:
• продолжить совершенствование социалистически ориентированной рыночной экономики по направлению всестороннего
развития и эффективного управления работой рыночного механизма со свободной конкуренцией;
• осуществлять государственное управление правовой системой, минимизируя административное вмешательство в развитие рынка и частных предприятий;
• развивать разные отрасли и виды производства, в том числе государственный сектор, который играет ключевую роль. Государственная экономика становится все более прочной основой национальной экономики, а частный сектор играет важную роль и является одной из движущих сил экономики [7, с. 67].
На XI Съезде КПВ была подтверждена ориентация развития рыночной экономики и конкретизированы задачи в некоторых ее аспектах, связанных с решением актуальных задач экономики в текущий период с целью превращения Вьетнама в современную промышленную страну к 2020 г. Съезд подтвердил, что «рыночная экономика социалистической ориентации во Вьетнаме является товарной и многоукладной, функционирующей на основе рыночных механизмов, под управлением государства и руководством Компартии. Она является одной из форм рыночной экономики, которая должна функционировать с учетом спроса и предложения и реализовываться на основе доминирования принципов и сущности социализма» [8, с. 73-74].
Основными задачами экономического обновления, установленными Коммунистической партией Вьетнама на XI Съезде, являются:
• повышение роли и эффективности управления государства в сфере экономики в соответствии с требованиями развития социалистической рыночной экономики на основе сотрудничества и интеграции в международное экономическое пространство;
• свободное ведение бизнеса любым гражданином, что дает ему возможность улучшать свое материальное положение, обогащаться и в то же время вносить вклад в развитие всего общества.
Все сектора экономики и субъекты рынка участвуют в хозяйственной деятельности на основе взаимного уважения, сотрудничества, добросовестной конкуренции и долгосрочного развития. В этих условиях государственный сектор экономики играет ключевую роль.
Институциональные рамки развития экономики постепенно совершенствуются, что облегчают деятельность экономических субъектов
национальной экономики в условиях свободной торговли и конкуренции в соответствии с законом. Государственной сектор экономики и система государственных предприятий постепенно перестраиваются. В рамках Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности идет процесс приватизации. Проект реструктуризации государственных предприятий в 2011-2015 гг. был утвержден и активно реализуется. До конца 2014 г. были реструктурированы 6 883 государственных предприятий, 4 136 - приватизированы.
Быстро численно увеличивается частный сектор и повышает эффективность бизнеса, создает новые рабочие места, растет его вклад в ВВП. На частный сектор в настоящее время приходится около 45,7 % ВВП, 86 % рабочих мест и 39 % от общего социального инвестирования. В 2011 г. общий объем инвестиций в частные предприятия составил 340 тыс. млрд вьетнамских донг (¥N0 - вьетнамская денежная единица), в 2012 г. - 385 тыс. млрд ¥N0, в 2013 г. - 410,5 тыс. млрд ¥N0, в 2014 г. - 433 тыс. млрд ¥N0, в 2015 - почти 490 тыс. млрд ¥N0 [11]. Поощряется рост иностранного инвестирования. Предприятия, имеющие прямые иностранные инвестиции, внесли важный вклад в осуществление целей социально-экономического развития, увеличения занятости населения и экспорта.
С положительным изменением экономических реформ, связанных с открытостью и интеграцией в мировую экономику, Вьетнам стал одной из самых привлекательных инвестиционных стран для иностранного капитала Юго-Восточной Азии. За период 19882007 гг. осуществлено 6 685 проектов с участием 100 % иностранного капитала, стоимость которых составила 51,2 млрд долл. США. Предприятия со 100 % иностранным капиталом занимали первое место как по удельному весу в общем количестве проектов (77,2 %), так и по объему инвестиций (61,6 %) [12].
Построение рыночной экономики с социалистической ориентацией связано с международной интеграцией Вьетнама и установлением стратегического партнерства в области экономики в рамках АСЕАН, совершенствованием внутреннего рынка по обязательству ВТО. Сегодня признали рыночную экономику Вьетнама более 50 стран, в том числе самые крупные торговые партнеры. Вьетнам развил многостороннее сотрудничество с большим количеством международных финансовых организаций, таких как Азиатский банк развития (АБР),
Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ). В настоящее время Вьетнам участвует в нескольких соглашениях о зоне свободной торговли (ЗСТ), подписал соглашения о свободной торговле с Южной Кореей и Азиатско-европейским экономическим союзом, стал членом АТЭС (в ноябре 2015 г.).
Экономика страны достигла высоких темпов роста и классифицируется в группе высокого роста в мире. Масштаб национальной экономики быстро растет, ВВП в 2014 г. достиг 184 млрд долл. США. В 2008 г. показатель ВВП на душу населения составил 1047 долл. США. С этим показателем Вьетнам перешел из группы развивающихся стран с низким доходом в группу развивающихся стран со средним доходом. На период 2011-2014 гг. средний темп роста ВВП на душу населения увеличился на 5,82 % и составил в 2011 г. - 1517 долл. США, в 2012 г. - 1749 долл. США, в 2013 г. - 1908 долл. США и достиг в 2014 г. 2028 долл. США. Инфляция находится под контролем государства, ее темпы резко упали с 18,13 % в 2011 г. до 6,81 % в 2012 г., в 2013 г. - 6,04 %, в 2014 г. - около 3 % [11].
В настоящее время в ходе проведения экономической реформы, кроме определенных достижений, связанных с политикой открытости и интеграции в мировую экономику, во Вьетнаме проявились негативные последствия развития рыночной экономики. Наиболее заметны коррупция, фаворитизм, кумовство, бюрократия. В условиях развития рыночной экономики некоторым государственным чиновникам и людям, которые имеют тесные связи с ними, удалось воспользоваться служебными возможностями, чтобы обогатить себя. Вместе с тем, заработная плата государственных служащих и чиновников во Вьетнаме классифицируются как самая низкая в Юго-Восточной Азии.
Во Вьетнаме единственной легальной партией является КПВ, ее представители занимают большинство мест в органах государственной власти всех уровней, в том числе парламенте и правительстве. Это также считается одной из причин порождения коррупции в стране. Когда Вьетнам провозгласил политику «открытых дверей» для иностранных инвестиций и стал развивать свободную рыночную экономику, вирус коррупции поразил и Коммунистическую парию.
В настоящее время коррупция стала национальной болезнью и в последние годы Вьетнам часто занимает одно из мест в рейтингах стран с высоким уровнем коррупции (см. табл. 2). Хотя Политбюро
ЦК КПВ и Парламент Вьетнама издали много постановлений и законов о борьбе с коррупцией, все они до сих пор остаются неэффективными.
Таблица 2
Рейтинг Вьетнама по уровню восприятия коррупции стран мира [1-5]
Год Место в рейтинге
2011 112/182
2012 123/174
2013 116/175
2014 119/174
2015 112/167
Компартия Вьетнама построена как единая, централизованная организация по территориально-производственному признаку, при этом ее функции пересекаются с функциями других органов государственной власти. Учитывая, что существенно возрастает роль государственных корпораций, через которые бюрократия влияет на экономические процессы, происходит утверждение «государственного капитализма» под контролем КПВ. Реформы в экономике, даже будучи незавершенными, привели к перестройке всей социально-экономической системы. Коррупция и бюрократия тормозят развитие многих сторон вьетнамского общества. Они могут привести к ухудшению положения в самой стране и падению престижа Вьетнама на международной арене, что в свою очередь может стать причиной снижения инвестиционной привлекательности страны.
Достижения экономических и политических реформ хорошо известны. Но знакомы и законы рынка. В настоящее время в стране развернулась дискуссия на тему: «Как жить дальше». Компартия, удерживая основные рычаги власти и определяя кадровую политику, сознает, что в ходе рыночных реформ в обществе дают о себе знать «язвы капитализма», такие как социальное неравенство, буржуазные настроения, страсть к деньгам, коррупция, организованная преступность и т. д. Компартия выдвинула программу дальнейшего развития под названием «Второе обновление». Главной задачей страны
остается построение социализма. На данном этапе надо заложить фундамент для инновационной экономики и высоких технологий. Во Вьетнаме оживленно обсуждался вопрос: может ли член партии быть капиталистом, согласуется ли коммунистическая идеология с такими, казалось бы, взаимоисключающими понятиями, как частный бизнес и эксплуатация человека человеком. В обновленном уставе КПВ теперь записано право бизнесмена вступать в партию, но при условии, что он не будет эксплуатировать чужой труд.
Все программные документы КПВ ставят цель - построение социализма, не устанавливая никаких временных ограничений. В 2016 г. XII Съезд партии обнародовал состав руководящих органов партии, а также утвердил Политическую платформу строительства страны на период перехода к социализму. 2020 г. упоминается как срок, до которого Вьетнам должен стать индустриально развитым государством, сохранив социальную и политическую стабильность и независимость. Последнее особенно важно при учете тех трагических событий в истории Вьетнама, которые предшествовали достижению его суверенитета в современных географических границах. Единство партийных рядов, а также отсутствие оппозиции рассматриваются как условия единства страны.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. - 2011. - URL : http:// gtmarket.ru/news/state/2011/12/02/3750
2. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. - 2012. - URL : http:// gtmarket.ru/news/2012/12/05/5198
3. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. - 2013. - URL : http:// gtmarket.ru/news/2013/12/03/6442
4. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. - 2014. - URL : http:// gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004
5. Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. Гуманитарная энциклопедия // Центр гуманитарных технологий. - 2015. - URL : http:// gtmarket.ru/news/2016/01/27/7287
6. Chuyen de 7: Nen kinh te thi traöng dinh hudng Xä hoi chü nghia, toan cäu hoa va hoi nhap quoc te cüa Viet Nam / Tap chi Xäy dung Dang / van kien va
tu lieu (Тематика 7: Рыночная экономика по социалистической ориентации, глобализация и интеграция Вьетнама // Строительство Компартии -документы). - URL : http://www.xaydungdang.org.vn/Home/vankientulieu/ Huong-dan-cua-Ban/2015/8707/7-chuyen-de-thi-nang-ngach-len-chuyen-vien-cao-cap-khoi.aspx (16.09.2015)
7. Báng Cong sán Viet Nam: Van kien Dai hoi Dai bieu toan quoc lan thú X, Nxb. CTQG, Ha Noi, 2006. - 379 tr. (= Коммунистическая партия Вьетнама: Документы Х Съезда. - Ханой : Национальная политика, 2006. - 379 c.).
8. Dáng Cong sán Viet Nam: Van kien Dai hoi Dai bieu toan quoc lan thú XI, Nxb. CTQG, HaNoi, 2011. - 336 tr. (= Коммунистическая партия Вьетнама: Документы XI Съезда. - Ханой : Национальная политика, 2011. -336 c.).
9. General Statistics Office. Viet Nam Nien Giam Thong Ke - Vietnam Statistical yearbook 2000. - Hanoi, Statistical Publishing House, 2001. - 599 p.
10. Luong Ninh. Dong chí Nguyen Van Linh vói khói dau cong cuoc doi mói dat nuóc / Tap chí Cong sán. (= Лыонг Нинь. Товарищ Нгуен Ван Линь с началом инновации страны // Журнал Коммунистов). - URL : http://www. tapchicongsan.org.vn/Home/xay-dung-dang/2015/34051/Dong-chi-Nguyen-Van-Linh-voi-su-khoi-dau-cong-cuoc-doi.aspx
11. Nguyen Dúo Thüy. Mot so thanh tuu trong phát trien kinh te thi truong dinh huóng xa hoi chü nghia ó nuóc ta // Tap chí Cong sán. 22/6/2015 (= Нгуен Д. Т. Некоторые достижения в развитии рыночной экономики социалистической ориентации во Вьетнаме // Коммунистический журнал. 22.06.2015). - URL : http://www.tapchicongsan.org.vn/Home/Viet-nam-tren-duong-doi-moi/2015/33940/Mot-so-thanh-tuu-trong-phat-trien-kinh-te-thi-truong-dinh.aspx
12. Tinh hinh dau tu nuóc ngoai nam 2014. Bo Ke hoach va dau tu nuóc ngoai (Положение иностранных инвестиций в 2014 г. во Вьетнаме. Данные Министерства планирования и иностранных инвестиций). - URL : http:// fia.mpi.gov.vn/tinbai/3206/Tinh-hinh-dau-tu-nuoc-ngoai-nam-2014