Научная статья на тему 'Роль когнитивной способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений об ортобиозе'

Роль когнитивной способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений об ортобиозе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
190
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ / ФЕНОМЕН ОБМАНА / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЕНОК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ОРТОБИОЗ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / COGNITIVE ABILITY / THE PHENOMENON OF DECEPTION / SICKLY OVER-FIVES / ORTHOBIOSIS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE FAMILY / MOTHERING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Штумф Валентина Оскаровна

В статье рассматривается актуальность проблемы здорового образа жизни (ортобиоза) и проблематики часто болеющих детей. Рассматривается особая социальная ситуация развития часто болеющего ребенка. Приведены результаты исследования роли когнитивной способности часто болеющего старшего дошкольника (на примере понимания феномена обмана) в формировании представлений об ортобиозе. Описано влияние на ортобиоз детей социально-психологических характеристик семьи и типов материнского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COGNITIVE ABILITY OF SICKLY OVER-FIVES IN THE FORMATION OF IDEAS ABOUT ORTHOBIOSIS

The paper discusses the importance of the problem of a healthy lifestyle (orthobiosis) and the problems of sickly children. It considers a special social situation of a sickly child’s develoment. The paper presents the research results on the role of sickly over-fives’ cognitive ability (by the example of the understanding of the phenomenon of deception) in the formation of ideas about orthobiosis. Besides, it describes the influence of socio-psychological characteristics of the family and the types of mothering on children’s orthobiosis.

Текст научной работы на тему «Роль когнитивной способности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста в формировании представлений об ортобиозе»

РОЛЬ КОГНИТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРТОБИОЗЕ

THE ROLE OF COGNITIVE ABILITY OF SICKLY OVER-FIVES IN THE FORMATION OF IDEAS ABOUT ORTHOBIOSIS

В.О. Штумф V.O. Shtumf

Когнитивная способность, феномен обмана, часто болеющий ребенок старшего дошкольного возраста, ортобиоз, социально-психологические характеристики семьи, материнское отношение. В статье рассматривается актуальность проблемы здорового образа жизни (ортобиоза) и проблематики часто болеющих детей. Рассматривается особая социальная ситуация развития часто болеющего ребенка. Приведены результаты исследования роли когнитивной способности часто болеющего старшего дошкольника (на примере понимания феномена обмана) в формировании представлений об ортобиозе. Описано влияние на ортобиоз детей социально-психологических характеристик семьи и типов материнского отношения.

Cognitive ability, the phenomenon of deception, sickly over-fives, orthobiosis, socio-psychological characteristics of the family, mothering. The paper discusses the importance of the problem of a healthy lifestyle (orthobiosis) and the problems of sickly children. It considers a special social situation of a sickly child's develoment. The paper presents the research results on the role of sickly over-fives' cognitive ability (by the example of the understanding of the phenomenon of deception) in the formation of ideas about orthobiosis. Besides, it describes the influence of socio-psychological characteristics of the family and the types of mothering on children's orthobiosis.

На период до 2020 года на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р важными приоритетами в системе государственных и общественных мер, включённых в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, являются формирование и реализация здорового образа жизни.

Ортобиоз, или здоровый образ жизни (ЗОЖ), рассматривается как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, к которым относят: труд, нормальный сон, положительное эмоциональное состояние, оптимизм, рациональное питание, соблюдение режима, закаливание, физические упражнения. Цель ортобиоза - научение человека правильному и безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоро-

вью и отказ от всего вредного [Груздева, 2013, с. 20; Капилевич, 2008, с. 4; Штумф, 2014, с. 144].

Исследования по выявлению специфики развития часто болеющих детей (ЧБД) не теряют актуальности, что обусловлено увеличением количества заболеваний среди детей, в том числе дошкольного возраста, «омоложением» заболеваний, возрастанием числа детей с функциональными расстройствами и хроническими болезнями [Груздева, 2013, с. 23].

ЧБД по-прежнему требуют повышенного внимания со стороны специалистов, что обосновывает потребность в дальнейшей разработке и реализации системного медико-психолого-педагогического сопровождения и поддержки детей данной категории [Груздева, 2013, с. 25; Ковалевский, Груздева, 2009, с. 20].

Анализ факторов и условий развития детей показывает, что наиболее значимым в возник-

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

о я

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

[121]

S

д

н и

М

новении и прогрессировании заболеваний является внешний, социальный фактор. Неблагоприятное влияние условий и образа жизни является причиной заболевания в 50 % случаев [Груздева, 2013, с. 26].

Наличие у ребенка соматического заболевания приводит к формированию особой социальной ситуации развития, которой присущи: ограничение движений и условий активного познавательного развития, дефицитарность общения со сверстниками, отсутствие условий для реализации ведущего вида деятельности - игры, ограниченность общения кругом семьи, неблагоприятные личностные проявления родителей, наличие у них неэффективных стилей воспитания и непродуктивных установок [Вылегжани-на, 2007, с.152; Груздева, 2013, с.12, 22; Ковалевский, Груздева, 2009, с. 20; Штумф, 2014, с. 144].

Позитивное изменение социальной ситуации развития ребенка, препятствующей преодолению им ситуации болезни возможно через изучение роли в формировании представлений об ортобиозе когнитивной способности детей (на примере понимания детьми феномена обмана). Когнитивная способность здесь выступает основой для формирования биопсихологического и ноэтического компонента биопсихосоционоэ-тической модели болезни и здоровья, которая влияет на соматический статус ребенка [Штумф, 2012, с. 3].

Цель данного исследования заключалась в выявлении роли когнитивной способности ЧБД старшего дошкольного возраста (на примере понимания феномена обмана) в формировании их представлений и реализации ЗОЖ.

Исследование проводилось в 2008-2010 годах в г. Красноярске. Выборка составила 120 детей (60 ЧБД и 60 здоровых) в возрасте 5-7 лет и их 120 матерей. Были использованы: метод сбора эмпирических данных - индивидуальные карты детей заявленных возрастных групп для оценки состояния здоровья (форма № 026/У) и медицинские карты детей; методики А.С. Герасимовой для изучения особенностей понимания детьми обмана: «Склонность к обману», «Опросник», «Распознавание обмана в разных

областях»; методика изучения социально-ва-леологического состояния семьи Р.А. Захаровой и анкета по выявлению и реализации ЗОЖ детьми (была составлена на основании методики Р.А. Захаровой); тест-опросник родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга - В.В. Столина; методы математической статистики (t-критерий Стьюдента, G-критерий знаков; r-Спирмена, факторный анализ с анализом главных компонент и варимакс-вращением).

Результаты исследования показали.

1. Когнитивная способность ЧБД дошкольного возраста (на примере понимания феномена обмана) характеризуется рядом особенностей. Общее и абстрактное понимание обмана характеризуется большей степенью затруднений (p<0,01) и более редким использованием синонимов обмана при определении ситуации (p<0,01); понимание обмана как абстрактного понятия характеризуется большей степенью затруднений в определении понятия и более редким использованием синонимов и самого понятия «обман» (p<0,05), чем у здоровых сверстников. Успешность распознавания обмана представлена в большей степени, чем у здоровых, стратегией принятия обмана за правду в области знаний (p<0,001) и в меньшей степени - стратегией отрицания правдивой информации (p<0,01) в той же области; в большей степени проявлена смешанная, нечеткая стратегия распознавания обмана в области эмоций (p<0,05). Условия применения разных признаков распознавания обмана в условиях собственного обмана чаще реализуются через распознавание контекста ситуации (p<0,05). В условиях обмана со стороны другого дети реже опираются на поведенческие проявления обманщика, контекст ситуации (p<0,05), индивидуальные особенности обманщика (p<0,01). Самостоятельное использование обмана проявлено меньшей склонностью ЧБД к обману в области намерений (p<0,05).

В целом выявленные результаты отражают специфику социальной ситуации развития ЧБД. Отечественные исследователи: Г.А. Арина, Б.С. Братусь, В.Н. Касаткин, В.А. Ковалевский,

А.А. Михеева, В.В. Николаева и др., считают, что болезнь, независимо от ее нозологии, ставит ребенка в совершенно иную, «особую», социальную ситуацию развития, сужает пространство возможной активности, создает дефицитарные условия для развития личности, может спровоцировать кризис психического развития и привести к появлению новообразований как нормального, так и патологического типа [Груздева, 2013, с.17; Штумф, 2012, с. 15].

2. Присутствует значимая положительная корреляционная связь между затруднениями при объяснении обмана как общего понятия и такими типами родительского отношения со стороны матерей, как: «эмоциональное отвержение», «симбиоз» (p<0,01), «маленький неудачник» (p<0,05); использованием детьми синонимов и характеристикой семьи (p<0,01), типом отношения «кооперация» (p<0,01); использованием детьми синонимов при объяснении обмана как абстрактного понятия и возрастом матери, уровнем ее образования (p<0,05), затруднениями и «эмоциональным отвержением» со стороны матерей (p<0,01).

Данные результаты представляются ценными в плане обоснованного психокоррекционного вмешательства, так как материнское отношение к ЧБД старшего дошкольного возраста характеризуется достоверно большими проявлениями эмоционального отвержения (p<0,05) и достоверно меньшими проявлениями авторитарной гиперсоциализации (p<0,05), то есть мать преимущественно воспринимает ребенка не приспособленным к жизни, неудачливым, «недалеким» в плане умственных способностей, испытывает дефицит уважения и доверия, испытывает к ребенку преимущественно злость, досаду, раздражение и обиду. При этом она сама поддерживает такое поведение ребенка через проявления меньшей критичности, требовательности и контроля к выполнению ребенком необходимых требований, чем мать здорового ребенка.

3. Преобладающими в понимании ЧБД обмана по результатам факторного анализа являются: возрастные способности ребенка к пониманию обмана (15,88 %), опыт собственного обма-

на (8,14 %), опыт распознавания чужого обмана в области намерений (7,33 %), эффективное материнское отношение (кооперация) (5,58 %), опыт обмана со стороны других с целью избегания неприятностей (4,99 %), опыт собственного обмана в области эмоции (4,68 %), наличие полной семьи (4,50 %). Результаты показывают, что лучшее понимание ребенком феномена обмана будет обусловлено: взрослением, приобретением опыта собственного обмана, знакомством с опытом чужого обмана, реализованного в действии, проявлением матерями кооперации с ребенком - искренней заинтересованности в делах и планах, со стремлением помочь, позитивной оценкой интеллектуальных и творческих способностей.

4. Представления о ЗОЖ и их реализация в реальной жизни матерей не совпадают (р<0,01 и р<0,001). Сравнительный анализ идеального представления о ЗОЖ и реального соблюдения факторов ЗОЖ ЧБД, а также здоровыми детьми показал, что представления о ЗОЖ (о здоровом ребенке) и реализация поведения здорового ребенка в реальной жизни детей совпадают, то есть дети демонстрируют то поведение ЗОЖ, представление о котором имеют. При этом статистически достоверных различий между представлениями о ЗОЖ и соблюдаемыми факторами ЗОЖ между матерями ЧБД и матерями здоровых детей, а также между самими ЧБД и здоровыми детьми не наблюдалось.

Соматический статус ЧБД показывает, что соблюдаемый ЧБД ЗОЖ оказывается недостаточным для достижения детьми состояния здоровья. Данный факт может быть связан с неэффективным материнским отношением к ЧБД, в частности большими проявлениями эмоционального отвержения и меньшими проявлениями авторитарной гиперсоциализации.

Значение здесь также имеет собственная активность ребенка, которая, в свою очередь (действуя по механизму замкнутого круга), во многом определяется позицией родителей, образцом их поведения в плане соблюдения ЗОЖ и правдивого поведения. Важным здесь представляется не только психологический настрой, но и реальные действия матерей, направленные на

<С £

d pq

0

ь

к

1 W m Е-

U

CL

<

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

ь

I—

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

развитие ребенка в ситуации болезни и ее преодоления.

5. Результаты факторного анализа показали высокий уровень информативности фактора «возрастные способности ребенка к пониманию обмана как общего понятия» с его максимальной нагрузкой в 15,88 % от суммарной дисперсии признаков, что указывает на возможность самоорганизации структуры понимания обмана с возрастом ребенка; а также фактора «эффективное материнское отношение (кооперация)» в 5,58 % от суммарной дисперсии признаков, что позволяет обосновать возможность улучшения когнитивной способности ЧБД в рамках формирующего эксперимента через улучшение материнского отношения к детям (через повышение искренности отношения к детям, пример правдивого родительского поведения и реализации матерями ЗОЖ).

Формирующий эксперимент был реализован в 2009 году в течение 4 месяцев. Его участниками стали 60 ЧБД старшего дошкольного возраста, их матери и 17 педагогов. Содержание первого этапа: расширение у родителей и педагогов знаний о психолого-педагогических особенностях ЧБД, особенностях понимания детьми обмана, эффективном типе родительского отношения (с формированием собственного эффективного); оптимизация факторов ЗОЖ и формирование адекватных психологических приемов преодоления болезни. Содержание второго этапа: занятия с матерями и их часто болеющими детьми по гармонизации детско-родительских отношений по программе «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской; работа по осознанию ребенком и матерью состояния болезни на интеллектуальном, эмоциональном и мотивационном уровнях.

Результаты контрольного среза показали следующее.

1. Наличие достоверных различий между материнским отношением к ЧБД до и после формирующих мероприятий по характеристикам: «эмоциональное отвержение» (р<0,001), «симбиоз» (р<0,0001), «авторитарная гиперсоциализация» (р<0,0001), «маленький неудачник» (р<0,0001) и, что наиболее значимо, «коопера-

ция» (р<0,0001). Эти изменения проявлялись большим эмоциональным принятием детей, появлением большей оптимистичности в оценке их способностей и возможностей, уменьшением дистанции в отношениях, снижением количества ограничений и контроля часто болеющих старших дошкольников, повышением веры в их способности, стремлением к объединению усилий родителей и детей, помощи и поддержки детей в сложных ситуациях.

2. Улучшение показателей когнитивной способности ЧБД дошкольного возраста (на примере понимания феномена обмана). В определении обмана как общего понятия дети стали испытывать меньше затруднений (р<0,001), стали чаще использовать понятие «обман» (р<0,05); в понимании обмана как абстрактного понятия снизилось количество затруднений (р<0,05), дети стали чаще приводить примеры обмана (р<0,05); ЧБД стали реже ошибаться при распознавании ситуаций обмана в области основных (р<0,01) и дополнительных эмоций (р<0,001); основных (р<0,01) и дополнительных знаний (р<0,001), а также основных намерений (р<0,01); произошло уменьшение количества ошибок при распознавании ситуаций обмана и правды в области знаний (р<0,001), обмана и правды в области эмоций (р<0,001) и намерений (р<0,05); увеличилась способность к распознаванию основных и дополнительных знаний (р<0,01 и р<0,001), основных и дополнительных эмоций (р<0,01 и р<0,001), основных намерений (р<0,01); выросла адекватность стратегии распознавания обмана в области эмоций (р<0,001).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Улучшилось идеальное представление матерей о факторах ЗОЖ (р<0,05), выросли показатели реального соблюдения этих факторов в жизни (р<0,05), увеличилось количество семей, соблюдающих ЗОЖ (р<0,01). Улучшилось идеальное представление детей о здоровом ребенке (р<0,001), выросли показатели реального соблюдения факторов ЗОЖ детьми в жизни (р<0,001). Это проявилось через увеличение количества выборов детьми таких критериев поведения, как: «я много гуляю, бегаю, прыгаю», «я всегда хорошо сплю и ночью, и днем», «я споко-

ен в любых ситуациях», «у меня всегда хорошее настроение», «я много играю», «я самостоятельный», «я имею хорошие отношения с родителями и братьями-сестрами».

Отсроченный контроль за частотой соматических заболеваний детей через 12 месяцев с даты окончания формирующих мероприятий показал снижение частоты заболеваемости у детей, подвергшихся формирующему экспе-рименту.

В целом можно констатировать, что осуществляемая коррекционная деятельность позволила достичь повышения эффективности материнского отношения, а через него - улучшения понимания детьми отдельных аспектов обмана, расширения представлений детей и матерей о ЗОЖ. Результатом стало увеличение количества семей, соблюдающих ЗОЖ.

Библиографический список

1. Вылегжанина Г.Г. Часто болеющий ребенок в семье // Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия / авт.-сост.: И.В. Добряков, О.В. Защиринская. СПб.: Речь, 2007. С. 152-156.

2. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления их характера: монография. Красноярск, 2013. 164 с.

3. Капилевич Л.В. Здоровье и здоровый образ жизни: учеб. пособие / Томск, 2008. 102 с.

4. Ковалевский В.А., Груздева О.В. Соматически больной ребенок дошкольного возраста: специфика социально-психологического развития // Медицинская психология в России. 2009. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2009-1-1/ nomer/nomer20.php

5. Штумф В.О. Возможности формирования ортобиоза у часто болеющих старших дошкольников // Вестник КГПУ. 2014. № 4. С. 144-146.

6. Штумф В.О. Роль понимания обмана в формировании представлений и реализации здорового образа жизни у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Красноярск, 2012. 25 с.

<С £

d pq

0

ь

к

1 W Р2 Е-

U

CL < ^

о ^ о о

О Й

2S

ш Е-

S

О

Рч

W

13

о §

к

%

о

W :г s

b U

<с п

W

с

S

д

н

U

W М

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.