УДК 61:159.9.072.52:378.14:614.23
РОЛЬ КЛИНИЧЕСКОЙ СУПЕРВИЗИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ К УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2015 Л.А.Взорова (Чернышова)
Самарский государственный медицинский университет
Статья поступила в редакцию 19.11.2014
Профессии сферы «Человек - Человек» предъявляют определенные требования не только к личностным качествам, знаниям и умениям будущего специалиста, но и к процессу его подготовки в ВУЗе. В случае профессии психолога эти требования особенно обоснованы, так как мотивы выбора профессии далеко не всегда предполагают оказание помощи другим людям, хотя студент может и не отдавать себе отчета в истинной мотивации. В ходе клинической супервизии происходит осознание мотивационной составляющей и ее коррекция до завершения обучения.
Ключевые слова: мотивация профессионального выбора, психологические проблемы, клиническая супер-визия.
Профессия психолога подразумевает оказание помощи клиенту в решении его психологических проблем посредством личности, знаний и умений специалиста. Соответственно, сам специалист должен решить свои собственные психологические проблемы и подойти как можно ближе к личностной зрелости еще до завершения обучения, чтобы не решать их в процессе профессиональной деятельности за счет клиента.
С.В.Быков и И.О.Корокошко1 на основании анализа результатов исследований отечественных ученых отмечают следующие ведущие мотивы выбора профессии психолога: потребность в познании себя и решении своих проблем; возможность саморазвития, творческого самовыражения, самореализации; познавательный интерес и желание помогать людям; стремление приобрести престижную профессию; широкую сферу общения; получение высшего образования.
Е.Н.Лисова2 характеризует динамику профессионального развития студентов психологических факультетов. Она отмечает, что в начале обучения представления об учебе и профессии не связаны между собой. Образ профессионала нечеток, студенты рассматривают психологическое образование как возможность изменения,
Взорова (Чернышова) Любовь Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры медицинской психологии и психотерапии. E-mail: chernyshova [email protected]
1 Быков, С.В. Проблема мотивации образовательной деятельности студента / С.В.Быков, И.О.Корокошко // Вестник самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2007. - №2. - С. 60 - 65.
2 Лисова, Е.Н. Особенности профессионального ста-
новления студентов-психологов / Е.Н.Лисова // Терри-
тория науки. - 2006. - №1(1). - С. 148 - 152.
совершенствования себя, а других людей они воспринимают преимущественно как объект психологического воздействия. Отсутствие специальных знаний и понимания сути работы психолога сопровождается завышенной самооценкой своих профессиональных умений. Вчерашние абитуриенты охотно раздают советы, смело «помогают» окружающим, наслаждаясь новой ролью.
К второму-третьему курсам студенты накапливают некоторую информацию, делающую их выбор более опредмеченным. Нередко это связано с разрушением первичных ожиданий и представлений по отношению к себе и профессии. Работа с клиентом видится им уже не как воздействие, а как взаимодействие. Однако идеал психолога еще видится им как «управление собой». Вероятно, это связано с большой значимостью мотива помощи себе, который, не найдя полного удовлетворения, вытесняется и престает быть осознаваемым.
Студентам четвертого-пятого курсов, - пишет Е.Н.Лисова, - профессиональная самореализация видится как воплощение себя в профессии, личностный и профессиональный рост. Образ профессионала становится реалистичным и достижимым. Одновременно с пониманием сути профессии растет чувство неудовлетворенности собой, осознание своего отличия от профессионально-успешных психологов3.
Лисова, Е.Н. Особенности профессионального становления студентов-психологов.....- С. 148 - 152.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(2), 2015
Д.Ю.Грищенко4 в результате проведенного исследования выявил, что выбор профессии психолога обусловлен осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами, которые в сочетании образуют сложный по структуре мотивационный конструкт выбора профессии психолога. Осознаваемая мотивация представлена такими мотивами, как «Помощь другим» и «Помощь себе», причем мотивация помощи себе занимает ведущее положение. Помощь себе заключается в стремлении разрешить имеющиеся травмирующие внутренние конфликты. Неосознаваемая мотивация представлена такими мотивацион-ными факторами, как «Стремление к установлению безопасных доверительных отношений», «Стремление к контролю и осведомлённости» и «Стремление к личностному росту и самоактуализации». Выявленные особенности осознаваемой и неосознаваемой мотивации, замечает Д.Ю.Грищенко - определяют важность включения в профессиональную подготовку компонентов, направленных на осмысление профессиональной позиции.
Крайне важным является умение психолога отличать свои проблемы от проблем своих клиентов, не допускать проекций, переносов, высокой эмоциональной вовлеченности, не позволяющей видеть ситуацию «извне». Этого позволяет добиться клиническая супервизия, которая осуществляется в нашем ВУЗе в течение 4 - 5 лет обучения в индивидуальной и групповой формах.
Основная цель супервизии состоит в том, чтобы с помощью процессов рефлексии помочь супервизируемым выработать эффективные стратегии решения рабочих задач, которые ставит перед ними их профессиональная деятельность, а также выработать у психолога-стажера на заключительном этапе обучения не просто навык, но и потребность в профессиональном самоанализе5.
Процесс супервизии балансирует между учебной и терапевтической ситуацией, поскольку работа идет в личностном контексте и в ходе этой работы выявляются личностные проблемы, требующие коррекции. При этом супервизор должен сохранять позицию учителя, а суперви-зируемый должен решить свои проблемы, которые способны в будущем препятствовать его эф-
4 Грищенко, Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дисс. ... канд.психол.наук: 19.00.01/ Дмитрий Юрьевич Грищенко. - Краснодар, 2003. - 217 с.
Супервизия в клинической психологии. Методические рекомендации для преподавателей. / сост. Н.И. Мельченко. - Самара: ДСМ, 1999. - 40 с.
фективной и успешной профессиональной деятельности.
П.Ховкинс и Р.Шохет6 наряду с образовательной и поддерживающей функциями супервизии выделяют также направляющую (нормативную), которая подразумевает осуществление контроля над собственной личностью (недостатки, слепые пятна, уязвимые стороны, предрассудки). Супер-визия - это не терапия и не личный анализ, но в ходе регулярных занятий происходят изменения, затрагивающие и личность студента, будущего специалиста. Она запускает бессознательные механизмы, в результате которых происходит эмоциональная перестройка. На фоне произошедших изменений становится возможным осознание своих личностных качеств и их изменение.
На начальном этапе клинической супервизии ведется работа по контрактированию, формируется сотрудничество, создается безопасное психологическое пространство, дается анализ семейной истории, происходит работа с семейной генограммой. Работа с семейной историей крайне важна, поскольку часто именно из семьи происходят проблемы, препятствующие личностному росту и профессиональному развитию специалиста. П.П.Горностай отмечает, что «большинство психологических проблем взрослого человека имеют истоки в его детской семье», по количеству «факторов психической травматиза-ции семья стоит на первом месте, опережая все другие сферы, даже школу»7. Довольно часто люди не осознают этого, не связывают свои успехи и неудачи с родителями и не могут изменить привычных паттернов поведения, создавая одни и те же ситуации в своей жизни. Психологические проблемы человека, тянущиеся за ним из детства, оказывают влияние на все стороны его жизни, в том числе на профессиональную, особенно если его профессия относится к группе «помогающих».
Семья самым непосредственным образом участвует в построении жизненного сценария личности. Если семья является источником психических травм, то можно преодолеть многие проблемы, «погрузившись» в историю семейных отношений и разрешив там изначальные конфликты. Стараясь избегать прямого влияния на
6 Ховкинс, П. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы / П.Ховкинс, Р.Шохет. -СПб.: Речь, 2002. - 352 с.
7 Горностай, П.П. Послания рода. Психодраматическая работа с семейной историей / П.П.Горностай // Науковi студи iз сощально! та полггично! психологи. - 2006. -№ 14(17). - С. 140.
личность психолога-стажера, мы, тем не менее, начинаем супервизию с анализа семейной истории, работы с генограммой, к которой регулярно возвращаемся в течение всего времени работы.
Целями работы с семейной историей являются: 1) осознание своей семейной истории, интеграция семейных ресурсов, завершение открытых гештальтов в семейных взаимоотношениях; 2) развитие толерантности и способности к принятию членов семьи; 3) видение и понимание семейных факторов влияющих на личность ребенка; 4) развитие эмоциональной гибкости, отзывчивости и устойчивости в семейных взаимоотношениях.
В результате анализа личной истории и составления генограммы студент самостоятельно, фокусируя внимание на проблемах семьи, приходит к пониманию ее сильных и слабых сторон, и соответственно видит свои сильные и слабые стороны в общении с другими людьми, строящемся по модели внутрисемейного общения. Постепенно он начинает осознавать, с чем связан его выбор профессии и то, в какой степени этот выбор определяется его личностными особенностями, психобиографией, системой ценностей и мировоззрением8.
На промежуточном этапе супервизии студент приобретает необходимые навыки самонаблюдения, фокус внимания перемещается от проблем пациента к реакциям на них стажера. Студента подводят к самостоятельному пониманию того, как он строит взаимоотношения с пациентом, как он понимает проблему психологической помощи. Идет постоянный параллельный процесс: анализ пациента и его ситуации, анализ реакций стажера и его ситуации. Благодаря чему
стажеру становится все более ясной роль собственной личности в психологической помощи, он понимает, чем обусловлен выбор рабочей теории, в ключе которой он работает с пациентом, он без сожаления расстается с установочными нереальными (мифологическими) ожиданиями. Теперь психолог-стажер исследовал и знает свой способ выражения эмоций, свой способ переработки и получения информации, у него установлены четкие отношения с самим собой и с рабочей теорией, он может ответить на вопрос, чем обусловлен его выбор психотерапевтического направления при работе с конкретным больным.
Динамика профессионального развития сту-дентов-клинических психологов, проходящих супервизию в течение всего заключительного года обучения, отчетлива видна в предоставляемых ими вербальных отчетах и форме взаимодействия с супервизором. Если в первые месяцы работы стажер фиксируется на внешней стороне взаимодействия с пациентом, тщательно описывая его внешний вид и воспроизводя фразы, и при этом активно вступает в конфронтацию с супервизором, то уже к середине года в его комментариях к вербальному отчету появляются признаки рефлексивной работы, а к концу обучения возникает довольно зрелая профессиональная позиция.
8Чернышова, Л.А. Анализ семейной истории в суперви-зии как условие успешности профессионального становления клинического психолога / Л.А.Чернышова // Материалы Всеросс. научно-практич. конф. «Современные проблемы и пути их решения в науке, производстве и образовании» (11 - 12 декабря 2013 года). -Темрюк: 2013. - С. 107 - 110.
THE ROLE OF CLINICAL SUPERVISION IN THE TRAINING OF MEDICAL PSYCHOLOGY
STUDENTS FOR A SUCCESSFUL CAREER
© 2015 L.A.Vzorova (Chernyshova)°
Samara State Medical University
"Man to Man" sector jobs make certain demands not only for a future specialist's personal qualities, knowledge and skills, but also for the process of his preparation in higher school. with regard to the profession of psychologist, these requirements are particularly justified because the motives of professional choice do not always involve helping other people, even though the student may not be aware of true motivation. During clinical supervision motivational component become conscious and its correction before the end of training take place. Keywords: motivation of professional choice, psychological problems, clinical supervision.
Lubov Aleksandrovna Vzorova (Chernyshova), Candidate of psychology, Associate professor of Department of medical psychology and psychotherapy. E-mail: chernyshova [email protected]