Научная статья на тему 'Роль Кластеров в обеспечении конкурентоспособности региона'

Роль Кластеров в обеспечении конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
185
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Кластеров в обеспечении конкурентоспособности региона»

© 2005 г. Е.О. Миргородская

РОЛЬ КЛАСТЕРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

В условиях геоэкономической конкуренции регионы вступают в конкурентную борьбу за инвестиции, людей, политическое влияние, внешние связи, собственность, товарные и финансовые потоки. Вынесение центров управления предприятиями, товарно-финансовыми потоками и потоками собственности за границы «административных» регионов говорит о нарастании новой регионализации России, теперь уже не на административной, а культурной и экономической основах. Региональная политика перестает быть только компенсирующей объективные территориальные диспропорции. Она все больше становится ориентированной на освоение перспективных хозяйственно-экономических укладов, запуск новых видов деятельности, формирование современных инфраструктур, изменение территориальной структуры хозяйства и системы расселения.

В эру глобализации устойчивые конкурентные преимущества носят часто сугубо «местный» локальный характер. Стандартные факторы производства, информация и технологии легко доступны. Однако конкурентные преимущества более высокого порядка по-прежнему территориально ограничены, поскольку регионы имеют свои, влияющие на уровень их экономического роста особенности, лежащие вне области наделённости факторами производства. Такого рода атрибуты носят взаимосвязанный и взаимодополняющий характер.

Именно поэтому конкурентный успех является результатом сочетания уникальной социально-экономической среды в регионе с конкурентным преимуществом отраслей. Региональные различия очень важны и часто имеют существенное значение для конкурентных преимуществ.

Это и предопределяет необходимость решения проблемы устойчивого регионального развития с позиции кластерного подхода со свойственным ему понятийным аппаратом, инструментарием и логикой, позволяющими в совокупности увязать конкурентный потенциал региона с формированием стратегии его устойчивого развития в современных условиях.

Активизация структурных преобразований в настоящее время сопровождается все более выраженной территориальной концентрацией экономической деятельности. В настоящее время это проявляется в образовании кластеров - новых форм предпринимательских структур, ориентированных на развитие региона.

Феномен кластеров или сетевых форм ведения бизнеса исследуется в экономической литературе уже давно, однако только в последние десятилетия в связи с выходом работ М. Портера кластеризация оценивается как доминантная стратегия регионального развития. «Концепция кластера представляет собой новый способ видения национальной экономики, экономики штата и городской экономики, а также указывает на новые роли компаний, правительств и других организаций, стремящихся к повышению конкурентоспособности» [1].

Согласно его теории, кластер, или промышленная группа, - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций определенной сферы, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [1, с. 207].

М. Портер показал, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ. К ним относятся факторные условия, условия внутреннего спроса, смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей), стратегия и структура фирм, внутриотраслевая конкуренция. Кроме того, существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране: случайные события (их руководство фирм не может контролировать) и государственная политика.

Кластер состоит из трех основных элементов, тесно взаимосвязанных и особо важных для его конкурентоспособности. Прежде всего, это ключевые или «якорные» фирмы, выступающие лидерами и обеспечивающие экономический успех всего кластера, инициатива которых является началом процесса его формирования, а стратегия определяет поведение всех фирм и организаций в нем.

Если эти компании конкурентоспособны, то они как правило зависят от сети поставщиков, и их качество влияет на благополучие всего кластера в целом.

И третий, не менее важный фактор - это бизнес-климат (технологии, информационная и человеческие ресурсы, административная, иные инфраструктуры, существующая экономическая политика правительства). Внутренняя конкурентоспособность компаний и кластера в целом зависит не только от их силы, но и от большого количества внешних факторов: от доступа к качественным человеческим ресурсам, рынкам капитала; уровней социально-экономического развития региона и научно-исследовательской инфраструктуры; от институционали-зации региональной экономики.

Таким образом, представляется, что кластеры - это группы географически сконцентрированных взаимосвязанных компаний и сопутствующих им организаций (поставщиков, инфраструктуры, научно-исследовательских и учебных институтов), специализирующихся в определенной области деятельности, связанной общими технологиями и навыками, которые взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:

- регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

- вертикальные производственные цепочки; довольно узкие сектора, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка «поставщик - производитель - сбытовик - клиент»). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

- отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации или совокупности секторов еще более высокого уровня [2].

Исходя из этого напрашивается вывод, что в кластере всегда присутствуют идеи близости (местоположения и географической концентрации), организации сети и специализации на базе инноваций. Это - три характерных признака кластера, лежащие в основе построения принципов его формирования и развития, а также условия существования в территориально локализованных системах. «Данный подход основывается на учете положительных синергетических эффектов региональной агломерации, т.е. близости потребителя и производителя, сетевых эффектах и диффузии знаний и умений за счет миграции персонала и выделения бизнеса» [3].

Кластер порождает эффект масштаба производства с ядром в виде инновационного кластера, которым служит одна из фирм для производства определенного вида продукции или услуги.

Преимущество кластера заключается в эффекте охвата, возникающем при существовании фактора производства, который может быть использован одновременно для производства нескольких видов продукции. Этот фактор многофункционален, его следует использовать на различных предприятиях для минимизации трансакционных издержек.

Кластерная производственная структура синтезирует эффект синергии, возникающий на основе всеобщей стандартизации продукции. Таким образом, все участники кластера получают дополнительные конкурентные преимущества под воздействием совокупного влияния эффектов масштаба, охвата и синергии.

Кластер как особая организационная форма экономического развития отличается от иных форм совместного бизнеса на определенной территории: технопарков, консорциумов, сетей. Первые предназначены для создания сети разнообразных производств мелких и средних предприятий с особым режимом функционирования. В данной форме присутствуют такие признаки, как местность и организация сети, но специализация не является их характерной чертой, наоборот, именно диверсификация присуща этим структурам.

Вторые представляют собой добровольную ассоциацию компаний для реализации общих некоммерческих целей на согласованном законном основании. Данная форма не всегда территориально локализована, ее нельзя

оценивать как агломерат, что крайне важно для кластерной идентификации.

Сеть означает группу средних фирм, взаимодействующих при реализации общих целей, дополняя друг друга и специализируясь, чтобы преодолеть общие проблемы, достичь коллективной эффективности и захватить новые рынки. Несмотря на то, что кластеры построены на сетевом принципе, инновационный характер, присущий им как критическая характеристика, не всегда имманентен сети.

Кластеры приносят выгоды и бизнесу, и региональной экономике. Для региональной власти их развитие - это, прежде всего, формирование наиболее современного и эффективного инструмента промышленной политики. Кластерный подход способен принципиально изменить ее содержание в рамках государства. В этом случае усилия правительства должны быть направлены не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями; конечными потребителями и производителями; самими производителями и правительственными институтами и т.д. Кроме того, существование кластера в региональной экономике приводит к увеличению количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), снижению зависимости от отдельных бизнес-групп, появлению оснований для диверсификации экономического развития территории. Это хорошая площадка для взаимодействия с бизнесом. И, наконец, кластерный подход в обеспечении регионального развития как раз и есть то, что помогает наладить модель делегирования полномочий в регионе.

Ключевым элементом кластера является бизнес, поэтому без участия последнего кластерные инициативы обречены на провал. Особую роль играет готовность бизнеса к открытому диалогу, обсуждению проблем, которые возникают перед компаниями, а также готовность взять на себя ответственность и инициативу по финансированию и управлению проектами, связанными с развитием кластера. В результате улучшается кадровая инфраструктура; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; создаются возможности для более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки. Развитие кластеров позволяет прежде всего повысить предприятиям гибкость, доступ к инновациям и к определенным ресурсам, способствует развитию конкурентоспособности у поставщиков [4].

Для оценки процесса формирования и функционирования кластеров в регионах с целью эффективного развития и разработки их стратегии необходимо выделить некоторые аналитические подходы, не столь широко освещаемые в литературе, пренебрежение которыми сказывается на достижении экономического успеха кластеров.

1. Кластеры - это специфически локализованные группы предприятий и иных сопутствующих организаций, отличные в разных странах и регионах. Выбор территорий, технологий, компетенций, основополагающих знаний, сопутствующих организаций, политики развития в каждом конкретном случае индивидуален и определяет-

ся всеми этими факторами в каждом определенном кластере.

2. Тезис об «идеальном типе» инноваций кластера ошибочен, поскольку история и специфика страны или определенной территории, типы знания, стадия жизненного цикла кластера и методы организации сети являются самыми важными факторами инновационности, обусловливающими его специфику. Можно говорить об особом инновационном стиле развития каждого определенного кластера, подразумевающем и специфичность региональной политики кластеризации (по отдельным кластерам) для дальнейшего ее усиления.

3. Кластеры могут распространяться за географические пределы региона, например, трансграничные (межрегиональные). Кроме того, кластеры осуществляют глобальную стратегию на мировом рынке, при этом локализуясь в рамках определенного географического ареала. Поэтому даже региональные кластеры могут иметь транснациональные практики и тем самым определять «лицо» не только региона, но и национальной экономики в целом.

4. Инновации в нетехнологических кластерах нельзя сравнивать с инновационным стилем в так называемых Ь^ЫесЬ-кластерах. Если у первых инновационный стиль основан на организационных, управленческих или маркетинговых инновациях, то у вторых - это технологические новшества. Исходя из этого следует учитывать, какую роль играют нетехнологические знания в инновационном стиле каждого кластера.

Кластеры являются динамическими образованиями и имеют свой цикл жизни. Жизненный цикл часто описывается различными способами, но может быть представлен просто как последовательный процесс, содержащий четыре стадии: зарождение кластера, упрочение (признание), зрелость и упадок. Движение от стадии к стадии развития цикла кластера может зависеть от жизненного цикла производства, отрасли, либо отражать жизненный цикл продукта, специфичного для данного кластера.

Вмешательства в деятельность кластера, необходимые на ранней стадии жизненного цикла, вероятно, будут отличаться от соответствующих в более поздних стадиях. Если на стадии зарождения руководство кластера и региональное правительство должно осуществлять одобрительное вмешательство, нацеленное на формирование кооперационных взаимодействий, то на более поздних стадиях оно нужно только для поддержания инновационного стиля кластера, расширения границ его рынка (переход к трансграничному или глобальному развитию), а

также в условиях развития новых продуктов или отраслей кластера.

Все кластеры различны, имеют свои особенности, однако существуют факторы, способствующие их эффективности (рис. 1). Говорить о том, что эти факторы однозначно связаны с эффективностью существования кластера, было бы слишком прямолинейно, однако нельзя не учитывать их влияния.

Относительно доминантных факторов, следует отметить, что сети и взаимодействия выступают основой формирования кластерного развития. Они являются средством достижения коллективного взаимодействия, передачи компетенций и информации, трансляции знаний в рамках кластера, что повышает его конкурентоспособность. Сетевое взаимодействие поддерживается через институциональные структуры, сформированные в рамках кластера, основанные на единых культурных ценностях и общей целевой установке. Ценность неофициальных сетей, базирующихся на социальных отношениях, заключается в возможной и необходимой трансляции знаний не только в рамках кластера, но и вокруг него, для формирования особой среды кластера в виде «сообщества знаний» [5].

Следует выделить три основных принципа эффективно функционирующего кластера на основе сетей:

- способность к распространению позитивного опыта, новых знаний, необходимой информации, эффективных компетенций и технологий в рамках кластера;

- простирание и вне группы, использование неформальных отношений;

- стремление к расширению границ кластера вплоть до глобального рынка.

Кроме того, успешные кластеры - это группы, имеющие доступ к информации и знаниям, соответственные навыки управления и особые качества человеческих ресурсов.

Чтобы обеспечить возможность получения и трансляции информации и создаваемых знаний, кластеру необходимо формировать особые институциональные формы взаимодействия с региональными обучающими институтами и организациями. Создание такого рода связей между компаниями и обучающими организациями, которые способны поставлять квалифицированную рабочую силу, адекватно подготовленную и обученную в соответствии с потребностями и стратегическими приоритетами кластера, становится обязательным условием как его эффективного функционирования, так и повышения конкурентоспособности региональной экономики.

Кластер

тг

Рис. 1. Факторы эффективного функционирования кластера

Третьим доминантным фактором эффективного функционирования кластера являются инновации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность. Именно инновации поддерживают центр силы кластера, причем если они создают возможность усиления рыночной власти его компаний, влияя на продукты и процессы, то научно-исследовательская деятельность позволяет обеспечивать идеи и продукты для будущего, формирует основу технологической, продуктовой, отраслевой, управленческой концепций развития, т.е. создает новое знание и новые компетенции компаний кластера.

Потенциальные преимущества кластеров в осознании необходимости и создании возможности для инноваций очень велики, в не меньшей степени важными оказываются их гибкость и способность к быстрому реагированию на эту потребность [6].

Сегодня в России кластерный подход приобретает особое звучание, ведь он позволяет в корне изменить принципы региональной промышленной политики. Можно говорить о том, что в регионах существует несколько «спонтанных» кластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (химический, нефтегазовый, металлургический, машиностроительный и др.). В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный в Москве, пищевые в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный в Санкт-Петербурге, лесной кластер в Пермской области и т.п.

Но эти структуры еще очень хрупки и вряд ли могут сравниться с настоящими кластерами с хорошо отлаженной системой взаимосвязей в странах с развитой рыночной экономикой, ведь использование кластерного подхода к управлению региональной экономикой имеет уже определенную историю.

Так, полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность, в США больше половины предприятий работают по такой модели производства - предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциал. Ключевые промышленные кластеры в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) сформировались в 50 - 60-е гг. ХХ в. Страны Европейского Союза приняли шотландскую модель кластера, при которой ядром совместного производства становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы. Существует и итальянская модель - более гибкое и «равноправное» сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнесов (так называемые «промышленные районы»).

Анализ отраслевой структуры регионального производства в Ростовской области показал, что в регионе формируются предпосылки для создания кластеров. Наибольшим потенциалом кластеризации для регионального развития обладают пищевая промышленность (рис. 2), машиностроение, металлургия. В этих отраслях взаимодействие компаний таково, что можно говорить о формировании латентных кластерных структур, т.е. такого сообщества компаний и сопутствующих организаций, где существуют лишь отдельные элементы кластерной структуры, но не хватает коммуникативных взаимосвязей для их объединения. В то же время в области просматриваются предпосылки кластеризации в ряде других комплексов отраслей. Думается, что во многом специализация региона позволяет делать такие выводы. Это - транспорт и логистика, сфера бизнес-услуг и дорожное строительство.

Процессы кластеризации можно проанализировать на примере формирующегося латентного кластера продовольствия и напитков. Как видно из рис. 2, в структуру

данного кластера входят ресурсы и услуги, комплекс взаимосвязанных отраслей, отрасли, являющиеся покупателями специализированной продукции кластера, и, естественно, компании, производящие основную продукцию кластера - пиво и минеральную воду, растительное масло, молоко и молочные продукты, мясо и мясные изделия, а

также рыбопродукцию. Такая продуктовая специализации кластера определяется отраслевым анализом пищевой промышленности Ростовской области, где производство этих продуктов имеет наибольшие темпы роста за последние несколько лет.

Специальные ресурсы:

упаковка;

компоненты;

биотехнологии

Специализированные услуги: исследования качества; сертификация; лицензирование

Техника:

рефрижераторы; оборудование

I

Первичные

товары:

пиво;

растительное масло;

молоко и молочные продукты; мясо и колбасные изделия; рыбопродукция; минеральная вода

Взаимосвязанные отрасли:

сельское хозяйство; транспорт; реклама; дистрибьюция; складское хозяйство

Покупатели:

розничная торговля; оптовая торговля

Рис. 2. Ориентировочная структура кластера продовольствия и напитков в Ростовской области (по модели М. Портера)

Становление такого кластера в регионе требует учета всех факторов его эффективного функционирования, что позволило обозначить в соответствии с факторами конкурентоспособности кластера, по модели М. Портера, детерминанты конкурентоспособности регионального кластера продовольствия и напитков. Следует обратить внимание, что каждая детерминанта вбирает в себя как условия роста и повышения конкурентоспособности кластера (+), так и те факторы, которые осложняют его развитие (-), создают препятствия для эффективного функционирования (рис. 3).

В широком смысле кластерная теория представляет собой новый, обеспечивающий дополнительные воз-

можности способ структурирования и понимания региональной экономики, организации теории и практики регионального экономического развития, а также формирования соответствующей экономической политики. Кластеры отражают процесс реального создания благосостояния не только всех его участников, но и общества, территории, социума, в котором функционируют кластеры; они делают конкурентоспособность региона более мощной, а конкуренцию - более действенной.

Управление

+ Местный орган власти интересуется развитием кластера

- Налогообложение

- Образование

Стратегия фирм, структура и соперничество

+ Непрерывный рост ассортимента

+ Конкуренция между национальными и иностранными производителями

+ Высокое качество изделий (национальные брэнды + премии за качество)

- Несовершенные методы оценки качества продукции

- Неэффективная стратегия развития вследствие низких цен

- Неразвитость системы менеджмента и маркетинга в компаниях

- Невысокая производительность

Условия для факторов производства

+Сырье местное - Оборудование импортировано + Известные марки (пиво, колбасы, масло, воды)

+ Оборудование и технологии современные

+ Развитая инфраструктура +Опыт данных производств

Состояние спроса

+ Национальные потребители предпочитают российские продукты + Широкая сеть распределения + Растущий внутренний спрос +Высоко дифференцированный спрос

Родственные и поддерживающие отрасли

+ Развитое сельское хозяйства в данном регионе - Отсутствие возможности замены технологий и оборудования + Развитие эффективного распределения и логистики в данном регионе и в стране (национальные и иностранные розничные сети, складское хозяйство)

+Транспортная инфраструктура

Рис. 3. Детерминанты конкурентоспособности кластера продовольствия и напитков Ростовской области

Литература 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ПортерМ Конкуренция: Пер. с англ. М., 2000.

2. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития 5. // Теория и практика управления. 2003. № 5. С. 24.

3. Ялов Д.А. Кластерный подход как технология управления региональным экономическим развитием // Компас 6. промышленной реструктуризации. 2003. № 3. http: // www.compass-r.ru/magaz/3-2003/1-3-2003.htm

Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров // http://www. krsu.edu.kg/vestnik/v3/a15.html

Granovetter M. Economic Action and Social Structure: The Problem of Embeddedness // American Journal of Sociology. 1985. № 91. P. 481 - 510.

Audretsch D., Feldman M. Innovative Clusters and the Industry Life Cycle. Discussion paper no. 1161. Centre for Economic Policy Research. L., 1995. P. 218 - 224; Harrison B. Industrial Districts: Old Wine in New Bottles? // Regional Studies. 1992. № 26. P. 469-483.

Ростовский государственный университет

17 января 2005 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.