Научная статья на тему 'Роль классического университета в воспроизводстве элиты общества'

Роль классического университета в воспроизводстве элиты общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
456
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / REFORM OF THE HIGHER EDUCATION / СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / SPECIFIC SITUATION IN EDUCATION / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / CLASSICAL UNIVERSITY / ЭЛИТА / ELITE / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / POLITICAL ELITE / НАУЧНАЯ ЭЛИТА / SCIENTIFIC ELITE / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ACADEMIC AND INTELLECTUAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Осипова Надежда Геннадьевна

В статье анализируются проблемы, связанные с модернизацией высшего образования в России и подготовкой высокоинтеллектуальных, элитных кадров, необходимых для управления страной. Автор обосновывает вывод о том, что поспешные шаги, предпринятые в ходе реформирования российской системы высшего образования в конце первого десятилетия XXI столетия, обусловили специфическую образовательную ситуацию. Для нее характерна политика ускоренной реорганизации сферы образования, нацеленная, в первую очередь, на внедрение под диктатом Запада догматизированных, предназначенных для отсталых стран, моделей и инструментов управления образовательными учреждениями. К сожалению, обозначенная ситуация обусловила дисфункциональное состояние отдельных компонентов образовательной сферы, прежде всего, классического университетского образования. Вполне предсказуемым последствием этого стала дезориентация студенческой молодежи, ее нацеленность на узкоприкладные аспекты будущей профессиональной деятельности, носящие второстепенный с точки зрения социальной значимости характер. В статье подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного высшего образования, созданных в рамках классических университетов, которые всегда играли ведущую роль в воспроизводстве элиты общества. Обозначены ключевые моменты, которые позволят конкретизировать сущность именно той элиты, воспроизводством которой занимаются классические университеты. Автор показывает, что именно известнейшие университеты мира “выпустили” будущих президентов и премьер-министров, лауреатов Нобелевской премии, писателей с мировым именем, а Московский университет занимает в их числе ведущее место. Например, в пору максимального взлета отечественной академической науки во главе ее стояли выпускники Московского университета: С.И. Вавилов, А.Н. Несмеянов, М.В. Келдыш. Важнейшей задачей в области реформирования системы образования автору представляется преодоление популистских подходов к современному образованию, возврат к фундаментальности и широте отечественного образования, ориентация на традиционную для нашей страны “научность образования”, а также интеллектуальный потенциал лучших образовательных учреждений России, среди которых ведущую роль, несомненно, играют и будут играть классические университеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the classical university in elite reproduction

The article examines problems concerning the modernization of the higher education in Russia and training of highly intellectual, elite persons for managing the country. The author concludes that the hasty steps taken in the course of reforming the Russian system of higher education at the end of the first decade of the 21st century led to a specific situation. This situation is characterized by a policy of accelerated reorganization of education, primarily aimed at accepting the dogmatized models and tools for educational institutions management, which were imposed by the West and initially designed for underdeveloped backward countries. Unfortunately, this situation has determined many disfunctions in education, concerning foremost classical university education. Completely predictably, it led to disorientation of student youth that began focusing on narrowly applied aspects of future professional activity, which are secondary in terms of social significance. The article emphasizes the importance of preserving the best traditions of the Russian higher education within the framework of classical universities, which have always played a leading role in the reproduction of the elite of the society. Key points are identified that make it possible to specify the essence of the elite reproduced by classical universities. The author demonstrates that the future presidents and prime ministers, Nobel laureates, internationally renowned writers graduated from the most famous universities in the world, with the Lomonosov Moscow State University preserving a leading place among them. For example, when Russian science was living through its historical rise, it was led by the Moscow University graduates, including S.I. Vavilov, A.N. Nesmeyanov, M.V. Keldysh. Overcoming the populist approaches to contemporary education, return to the fundamentality and breadth of domestic education, focus on the traditional “scientific education”, as well as the intellectual potential of the best educational institutions in Russia are regarded as the most important tasks for reforming the whole system of education in which classical universities played and will play a major role.

Текст научной работы на тему «Роль классического университета в воспроизводстве элиты общества»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. Т. 23. № 4

XI МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ". "УНИВЕРСИТЕТ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: НОВЫЙ СТАТУС И МИССИЯ"

001:10.24290/1029-3736-2017-23-4-9-31

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛИТЫ ОБЩЕСТВА

Н.Г. Осипова, докт. социол. наук, проф., декан социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1. стр. 33, г. Москва, Россия, 119234*

В статье анализируются проблемы, связанные с модернизацией высшего образования в России и подготовкой высокоинтеллектуальных, элитных кадров, необходимых для управления страной.

Автор обосновывает вывод о том, что поспешные шаги, предпринятые в ходе реформирования российской системы высшего образования в конце первого десятилетия XXI столетия, обусловили специфическую образовательную ситуацию. Для нее характерна политика ускоренной реорганизации сферы образования, нацеленная, в первую очередь, на внедрение под диктатом Запада догматизированных, предназначенных для отсталых стран, моделей и инструментов управления образовательными учреждениями.

К сожалению, обозначенная ситуация обусловила дисфункциональное состояние отдельных компонентов образовательной сферы, прежде всего, классического университетского образования. Вполне предсказуемым последствием этого стала дезориентация студенческой молодежи, ее нацеленность на узкоприкладные аспекты будущей профессиональной деятельности, носящие второстепенный с точки зрения социальной значимости характер.

В статье подчеркивается важность сохранения лучших традиций отечественного высшего образования, созданных в рамках классических университетов, которые всегда играли ведущую роль в воспроизводстве элиты общества. Обозначены ключевые моменты, которые позволят конкретизировать сущность именно той элиты, воспроизводством которой занимаются классические университеты.

Автор показывает, что именно известнейшие университеты мира "выпустили" будущих президентов и премьер-министров, лауреатов Нобелевской премии, писателей с мировым именем, а Московский университет занимает в их числе ведущее место. Например, в пору максимального взлета отечественной академической науки во главе ее стояли выпускники Московского университета: С.И. Вавилов, А.Н. Несмеянов, М.В. Келдыш.

* Осипова Надежда Геннадьевна, e-mail: [email protected]

Важнейшей задачей в области реформирования системы образования автору представляется преодоление популистских подходов к современному образованию, возврат к фундаментальности и широте отечественного образования, ориентация на традиционную для нашей страны "научность образования", а также интеллектуальный потенциал лучших образовательных учреждений России, среди которых ведущую роль, несомненно, играют и будут играть классические университеты.

Ключевые слова:реформа высшего образования, специфическая образовательная ситуация, классический университет, элита, политическая элита, научная элита, образовательный и интеллектуальный потенциал.

ROLE OF THE CLASSICAL UNIVERSITY IN ELITE REPRODUCTION

Osipova Nadezda G., Doctor of Sociological Sciences, Professor, Dean of the Faculty of sociology Lomonosov Moscow State University, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: [email protected]

The article examines problems concerning the modernization of the higher education in Russia and training of highly intellectual, elite persons for managing the country.

The author concludes that the hasty steps taken in the course of reforming the Russian system of higher education at the end of the first decade of the 21st century led to a specific situation. This situation is characterized by a policy of accelerated reorganization of education, primarily aimed at accepting the dogmatized models and tools for educational institutions management, which were imposed by the West and initially designed for underdeveloped backward countries.

Unfortunately, this situation has determined many disfunctions in education, concerning foremost classical university education. Completely predictably, it led to disorientation of student youth that began focusing on narrowly applied aspects of future professional activity, which are secondary in terms of social significance.

The article emphasizes the importance of preserving the best traditions of the Russian higher education within the framework of classical universities, which have always played a leading role in the reproduction of the elite of the society. Key points are identified that make it possible to specify the essence of the elite reproduced by classical universities.

The author demonstrates that the future presidents and prime ministers, Nobel laureates, internationally renowned writers graduatedfrom the most famous universities in the world, with the Lomonosov Moscow State University preserving a leading place among them. For example, when Russian science was living through its historical rise, it was led by the Moscow University graduates, including S.I. Vavilov, A.N. Ne-smeyanov, M. V. Keldysh.

Overcoming the populist approaches to contemporary education, return to the fundamentality and breadth of domestic education, focus on the traditional "scientific education", as well as the intellectual potential of the best educational institutions in Russia are regarded as the most important tasks for reforming the whole system of education in which classical universities played and will play a major role.

Key words: reform of the higher education, specific situation in education, classical university, elite, political elite, scientific elite, academic and intellectual potential.

История университетского образования в России и его актуальное состояние определяют серьезные конкурентные преимущества по сравнению с узкопрофессиональными образовательными учреждениями. Главное из них — фундаментальность образования, основанная на академических традициях, неразрывной связи образования, науки и практики, на тесном и конструктивном академическом взаимодействии всех участников образовательного процесса.

В настоящее время в нашей стране проводится серьезная реформа всей системы образования, и, особенно, высшего. Ее общая цель, отраженная в Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 гг., заключается "в создании условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально-ориентированного развития Российской Федерации"1. Однако реформа системы высшего образования в современной России достаточно длительное время сталкивается с внешними и внутренними вызовами, имеющими место на разных уровнях функционирования образовательного процесса.

Внешние вызовы обусловлены глобализацией образовательного пространства и особенностями интеграции в него институтов отечественного высшего образования. К этим особенностям, прежде всего, следует отнести "спонтанность" и "хаотичность" тех интеграционных мероприятий, с помощью которых предполагалось ускорить включение в данный процесс российского образования.

Действительно, поспешные шаги, предпринятые в ходе реформирования российской системы высшего образования в конце первого десятилетия XXI столетия, обусловили специфическую образовательную ситуацию. Для нее характерна политика ускоренной реорганизации сферы образования, можно сказать — радикальная ее либерализация, нацеленная, в первую очередь, на внедрение под диктатом Запада догматизированных, предназначенных для отсталых стран, моделей и инструментов управления образовательными учреждениями.

К сожалению, обозначенная ситуация обусловила дисфункциональное состояние отдельных компонентов образовательной сферы,

1 Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы // Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. URL: www.government. ru (дата обращения: 30.05.2017).

прежде всего, классического университетского образования. Самыми существенным из них представляются:

— замещение базового (фундаментального) содержания подготовки по отдельным направлениям, которое должно обеспечивать теоретические и практические основы будущей профессиональной деятельности выпускникам, некими едиными весьма абстрактными общепрофессиональными компетенциями. Эти компетенции предполагаются одинаковыми для целого ряда самостоятельных (в научном и прикладном аспектах) направлений (дисциплин), искусственно объединенных в так называемые "укрупненные блоки", в силу чего они неизбежно приобретают фрагментарный характер;

— ориентация в первую очередь, на количественные (в том числе, наукометрические или рейтинговые), а не на качественные показатели. Результатом является унификация организаций высшего образования по произвольно выбранным критериям, смещение акцентов в образовательном процессе от фундаментального содержания к упрощенной форме, ориентация не на конкретные знания и умения, а на некие размытые "практические навыки", диктуемые рыночными процессами;

— значительное увеличение и усложнение внешнего и внутреннего документооборота по различным вопросам жизнедеятельности университетов, что порой ведет к созданию нормативной базы, противоречащей действующему законодательству, распоряжениям, не учитывающим сложность и специфику собственно образовательного процесса.

Вполне предсказуемым последствием стала дезориентация студенческой молодежи, ее нацеленность на узкоприкладные аспекты будущей профессиональной деятельности, носящие второстепенный с точки зрения социальной значимости характер.

В свою очередь, процесс функционирования высшего образования в России сталкивается с рядом трудностей внутреннего характера. Например, резкое увеличение числа учреждений в системе высшего образования России, которым искусственно было присвоено название "университет", обусловило рост конкуренции за лидерство между ними. При этом подобная конкуренция не всегда имела добросовестный характер.

Специально проведенные исследования показали, что несмотря на острую конкуренцию только государственные (классические) университеты России имеют достаточные условия для подготовки специалистов высокой квалификации. Важнейшими из них являются возможность осуществлять относительно большие наборы абитуриентов, наличие кафедр, сотрудники которых могут препо-

давать весь спектр социологических дисциплин, хорошая сбалансированность учебных планов, предполагающих полное использование педагогического и научного потенциала преподавателей (факультетов и университетов), стабильный и высококвалифицированный кадровый состав2.

На самом деле, модернизация высшего образования предполагает включение в образовательный процесс как новейших информационных технологий, так и всех достижений современных наук. Наряду с этим главным представляется сохранение лучших традиций отечественного высшего образования, созданных в рамках классических университетов, а также учет специфики отдельных его направлений и структурных элементов, их обеспечивающих. Всегда именно классический университет3 играл ведущую роль в воспроизводстве элиты общества.

Несмотря на то что концептуализации понятия "элита", ее месту в социальной структуре общества и особенностям посвящено множество работ, целесообразно обозначить некоторые ключевые моменты, которые позволят конкретизировать сущность именно той элиты, воспроизводством которой занимаются классические университеты.

Термин "элита" происходит от латинского слова "eligere" (выби-рать) и французского слова "elite", означающего "лучший, отборный, избранный"4. Начиная с XVII в. так назывался товар наивысшего качества, а в XVIII в. применение этого термина расширилось — он начал употребляться для наименования отборных воинских частей, а затем и высшей знати5.

Сегодня в социологии "элитой" обозначают "высший уровень в системе стратификации (независимо от оснований этой стратификации) в обществе — привилегированные группы"6.

Известно, что элиты присущи всем обществам и государствам, а их наличие обусловлено действием следующих факторов:

1) психологическим и социальным неравенством людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в жизни общества;

2 См. подробнее: Анализ образовательных программ по подготовке социологов и предложения по мерам совершенствования образовательного стандарта МГУ и программ высшего профессионального образования по направлению социология социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2012.

3 Классический от слова "классик" — человек, труды которого признаны общим мнением классическими, — "превосходными, примерными, образцовыми" (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. 2. С. 113).

4 Ашин Г.К. Элита. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 800.

5 Элита во власти. URL: www.perfecting.ru/politika

6 Ашин Г.К. Указ. соч.

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управленческим трудом;

3) высокой общественной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.

В классической социологии элитой принято называть правящую группу общества, противопоставляя ее массе. С тех пор как общество обнаружило социальную неоднородность, как появились власть имущие и "народ", мыслители пытались объяснить феномен элиты общества.

В качестве определенной системы взглядов теории элит были сформулированы в начале ХХ в. социологами В. Парето, Г. Моской и Р. Михельсом.

Согласно Вильфредо Парето, "общество предстает перед нами как гетерогенная масса с иерархией компонентов. Такая иерархия существует всегда, за исключением, пожалуй, популяции диких людей, живущих, подобно животным, в состоянии рассеяния. Следствием этого факта является общество, которое всегда находится под управлением небольшого числа людей, элиты, даже когда кажется, что оно устроено совершенно демократически"7.

"Тем, кто имеет наивысший показатель в своей области деятельности, мы даем название элиты"8, — писал ученый. Интересно, что синонимом понятия "элиты" у В. Парето являлся термин "аристократии" (aristocraties), которым он также обозначал "индивидов, которые оказываются наилучшими по тем или иным качествам"9.

Элита и неэлита образуют высший и низший слои общества. В свою очередь элита подразделяется на две части, одна из которых прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом ("правящая элита"), а вторая не участвует в управлении и подвизается в художественной или научной сферах ("неуправляю-щая элита")10.

Как отмечают специалисты, "В. Парето вводит понятие элиты как избранного элемента населения. Остальная его часть приспосабливается к полученным от нее стимулам. Представители низов поднимаются наверх, пополняя правящую элиту, члены которой, деградируя, опускаются вниз, в массы. Происходит циркуляция

7 Парето В. Учебник политической экономии | Предисл. В.С. Автономова. М., 2017.С. 285.

8 Pareto V. Trattato di Sociologia Generale. Milano, 1964. Vol. II. P. 530.

9 Словарь специальных терминов В. Парето II Парето В. Учебник политической экономии. С. 466.

10 Pareto V Op. cit. P. 531.

элит — процесс взаимодействия между частями гетерогенного общества, которое представляется В. Парето в виде пирамиды с элитой в ее вершине"11.

В. Парето подчеркивал, что "члены элиты свободны от эмоций, затемняющих рассудок, их характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их к своей выгоде, предоставляя массам запутываться в сетях эмоций и предрассудков .

Гаэтано Моска отождествлял элиту с "правящим классом"13, а Роберт Михельс — с классом "господствующим"14.

Согласно Г. Моске, "среди неизменных явлений и тенденций, проявляющихся во всех политических организмах, одно становится очевидно даже при самом поверхностном взгляде. Во всех обществах (начиная со слаборазвитых или с трудом достигших основ цивилизации, вплоть до наиболее развитых и могущественных) существуют два класса людей — класс правящих и класс управляющих. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и контролируется в форме, которая в настоящее время более или менее законная, более или менее произвольная и насильственная и обеспечивает первому классу, по крайней мере внешне материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма"15. И далее: "С точки зрения научного исследования реальное преимущество понятия правящего или политического класса заключается в том, что изменчивая структура правящих классов имеет преимущественное значение в определении политического режима, а также уровня цивилизации различных народов"16.

Р. Михельс особо отмечал незыблемость данного элемента социальной структуры, его перманентную возобновляемость. В частности, этот ученый писал: "... даже в том случае, если когда-либо недовольным массам удастся лишить господствующий класс его власти, то <...> в среде самих масс с необходимостью появится но-

11 Осипова Е.В. Патриархи социологии. М., 2011. С. 387.

12 Pareto V. Op. cit. P. 531.

13 Mosca G. Elementi di Scienza Politica. Rome, 1986 (На англ. яз.: The Ruling Class. N.Y.; L., 1936).

14 Michels R. Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie. Untersuchungen über die oligarchischen Tendenzen des Gruppenlebens (A sociological study of the oligarchical tendencies of modern democracy). Leipzig, 1911.

15 Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10. С. 187.

16 Там же.

вое организованное меньшинство, которое возьмет на себя функции господствующего класса"17. Таким образом, он вывел формулу "о необходимости смены одного господствующего слоя другим" и вытекающий из нее "закон олигархии" как "предустановленную форму общежития в больших союзах".

Серьезное внимание уделял "элите", ее политическим аспектам, крупнейший американский политолог-теоретик Джованни Сар-тори в работе "Пересматривая теорию демократии"18. По Дж. Сар-тори, " когда политический аналитик обращается к исследованию вертикальной демократии, его интересует не всякое возможное меньшинство, а лишь такое, которое складывается в ту или иную контролируемую группу". Объектом его исследования служат "мера и характер политической контролирующей власти, коей обладают группы численностью меньше половины того социума, в отношении которого власть осуществляется". Существуют два критерия первостепенной важности для выделения контролирующего меньшинства. Первый критерий — альтиметрический — контролирующая группа является таковой потому, что располагается по вертикальному разрезу строения общества — "наверху". Соответственно можно сказать, что во всяком обществе власть находится в руках у высшего властвующего класса. Однако, "некто не потому оказывается наверху, что обладает властью, а как раз наоборот — лицо обладает властью и находится наверху, потому что того заслуживает.

XX (j (J (j / (j

Итак, другой критерий — критерий заслуги (меритократический критерий - Прим. Н.О.)"19.

В целом, определения элиты в зарубежной социологии неоднозначны, многие из них противоречат друг другу. Существуют десятки концепций относительно данного термина, анализ которых возможен лишь в специальных работах.

Так, элитой называются:

1) люди, получившие наивысший индекс в области своей деятельности;

2) наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть; организованное меньшинство;

3) люди, обладающие высоким положением в обществе и, благодаря этому, влияющие на социальный процесс;

4) люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, богатством;

17 Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. 1990. № 5, 9; 1991. № 4. URL: www.studfiles.ru/preview/3025802/ (дата обращения: 05.05.2017).

18 Sartori G. The theory of democracy revised. N.Y., 1987.

19 Сартори Дж. Вертикальная демократия // Политические исследования. 1993. № 2. С. 80.

5) люди, обладающие интеллектуальным и моральным превосходством над массой, безотносительно к своему статусу;

6) люди, обладающие наивысшим чувством ответственности;

7) люди, обладающие позициями власти;

8) люди, обладающие формальной властью в организациях и институтах, определяющих социальную жизнь;

9) "боговдохновленные" личности, почувствовавшие в себе способность к лидерству;

10) творческое меньшинство общества в противовес нетворческому большинству;

11) сравнительно небольшие группы, состоящие из лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества;

1?) лучшие, наиболее квалифицированные представители определенной социальной группы90.

Можно также обобщить наиболее распространенные взгляды на содержательное наполнение данного термина. Тогда элита — это:

1) меньшинство, обладающее монополией на власть, на принятие решений относительно содержания и распределения основных ценностей в обществе;

2) наиболее активные в политическом отношении люди, ориентированные на власть, осуществляющие наиболее важные функции в обществе;

3) лица, получившие высшие показатели в своей деятельности,

обладающие интеллектуальным или моральным превосходством

21

над массой, наивысшим чувством ответственности21.

Следует отметить, что сегодня понятию "элита" уже отнюдь не равнозначны, как это было принято считать в классический период развития социологии, "правящая верхушка", "правящий слой" или

44 55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

высший класс .

Действительно, в отношении категории "социальный класс", критериев его выделения, а также различных типологий социальных классов имеет место множество трактовок. При этом число типологий значительно меньше количества подходов и сводится

44 ^ 55 44 55 44

к констатации двухуровневой , трехуровневой , а иногда четырехуровневой" и "семиуровневой" моделей социальной структуры общества. Практически в каждой из представленных моделей обозначено присутствие высшего класса, обобщены его качественные и количественные характеристики, сформулированы социальные функции и место в системе общественного разделения

20 Осипова Н.Г. Элита // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010. С. 580.

21 Там же.

труда. Как правило, данный класс характеризуется владением крупной частной собственностью, высоким уровнем дохода, элитным образованием, господствующим положением в системе властных отношений и распределения социальных благ, существенным влиянием на экономическую политическую, культурную и иные сферы общественной жизни, а также позитивной оценкой места, занимаемого в системе социальной иерархии. В состав высшего класса включают индивидов, занимающих ключевые посты в финансовой, политической, военной сферах, руководителей крупных компаний и государственных корпораций, чиновников высшего уровня,

22

промышленников и крупных предпринимателей22.

Во второй половине XX в. представление о высшем классе, как о господствующей социальной группе, претерпело ряд изменений, связанных с признанием его доминирующего места в системе властных отношений, наряду с материально-имущественным положением в качестве превалирующего критерия идентификации анализируемого социального класса. Помимо этого, в качестве важнейших признаков принадлежности к данному классу стали выделяться обладание знаниями и доступ к информации, уровень образования и культуры, индивидуальные вкусы и стиль жизни23.

В середине ХХ столетия американский социолог Чарльз Райт Миллс в работе "Властвующая элита" доказал отсутствие тожде-

<_> ее 55 44 55

ства категорий высший класс и элита , а также указал на возможные точки их пересечения. В данном произведении этот ученый осуществил целенаправленный анализ характеристик и функций социальных групп, занимающих доминирующее положение в системе социальной иерархии, и пришел к выводу о важности таких атрибутов принадлежности к высшему классу, как демонстративный образ жизни, элитное образование, воспитание и социальное происхождение. Однако именно экономическое положение и обладание властными полномочиями являются ключевыми критериями классового расслоения24.

Дискуссия по вопросу о соотношении понятий "высший класс" и "элита" в научном сообществе продолжается на протяжении нескольких веков и имеет свои корни в споре об историческом развитии и взаимоотношениях теории элиты и классовой теории общества. Наиболее адекватной многим исследователям представляется точка зрения известного отечественного элитолога Г. К. Ашина, согласно которой господствующий (высший) класс определяется

22 Козлова Л.В. Критерии идентификации высшего класса в Западной социологии. Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2015. С. 17—18.

23 Там же. С. 30.

24 Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 2007.

через владение собственностью на средства производства, а также способ производства материальных благ, а элита идентифицируется через ее роль в общественной жизни25.

В отношении понятия "элита" в истории социологии дифференцировались властный и меритократический подходы, фундаментальным отличием которых являются критерии идентификации элиты в обществе. Сторонники властного подхода (Г. Моска, Р. Ми-хельс, Г. Лассуэл, Ч.Р. Миллс, Т. Дай, Х. Зиглер, С. Элдерсфельд и др.) определяют элиту через критерий обладания высоким положением в системе властных отношений, что позволяет ей осуществлять управленческие функции и оказывать воздействие на принятие политических решений. Однако данный подход приводит к узкому пониманию рассматриваемого феномена и его сведению к понятию политической элиты.

Представители меритократического подхода (В. Парето, М. Ве-бер, Т. Карлейль, А. Тойнби, Х. Ортега-и-Гассет и др.) выводят анализируемый термин за пределы политической сферы и выделяют многообразные виды элит, существующие в различных социальных слоях, т.е. рассматривают элиту в качестве специфического и в известной степени универсального социального феномена.

Известный интерес в рамках данной позиции представляет работа Т. Боттомора "Элита и общество". В ней, в результате критического анализа теорий В. Парето, Г. Моски и Ч.Р. Миллса, английский социолог пришел к выводу о том, что элита не является неотъемлемым элементом политической системы. Она включает в себя функциональные, преимущественно профессиональные группы (управляющих, бюрократов, инженеров, ученых и т.п.), члены которых имеют высокий статус в обществе и оказывают воздействие на общественное мнение и социальную политику государства26.

Научный интерес сторонников данного подхода направлен не на выявление объективных критериев принадлежности к элитным слоям общества, а скорее на поиск источников, обосновывающих привилегированное положение рассматриваемой социальной группы. В качестве таких причин выделяются исключительные индивидуальные качества членов элитного сообщества: интеллектуальные способности, профессиональные навыки и знания, моральные свойства и иные характеристики, наиболее ценящиеся в обществе27.

25 См. об этом: Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7. С. 58-59; Он же. Курс истории элитологии. М., 2003.

26 Bottomore T.B. Elites and society. N.Y., 1964.

27 Козлова Л.В. Критерии идентификации высшего класса в Западной социологии. С. 45.

В частности, известный испанский философ и социолог Х. Ортега-и-Гассет в своих работах28 утверждает, что дифференциация массы и избранного меньшинства (элиты) является непреложной характеристикой любого общества. Однако данное разделение является типологическим и не коррелирует с классовым делением общества, а также с системой социальной иерархии, поскольку социальные классы и группы представляют собой разобщенные социальные образования, внутри которых также можно выделить собственные массы и избранные меньшинства: "...деление общества на массы и избранные меньшинства типологическое и не совпадает ни с делением на социальные классы, ни с их иерархией"29. "На самом деле внутри любого класса есть собственные массы и меньшинства. плебейство и гнет массы даже в кругах традиционно элитарных — характерный признак нашего времени"30. И далее: "...в рабочей среде, которая прежде считалась эталоном массы, не редкость се-

31

годня встретить души высочайшего закала 31.

В настоящее время современные ученые выделяют наиболее существенные признаки, имеющие отношение к концептуализации категории элиты.

1. Элита — необходимый элемент социальной структуры общества. Часто элита противопоставляется массам, "внеэлитным группам". При этом отношению "элита — массы" часто придается фундаментальное, даже системообразующее значение.

2. Основная функция элиты заключается в управлении обществом (понимаемом, впрочем, достаточно широко).

3. Члены элиты, как правило, должны обладать хорошим набором социальных и психологических качеств, что может определяться происхождением и/или обучением.

4. Среди качеств, присущих элите, в современном обществе наибольшее значение имеют властные возможности, богатство, знания, профессиональные умения, социальное положение (статус, престиж).

5. Члены элиты обычно обладают яркой индивидуальностью и являются самостоятельными персонифицированными субъектами социального действия.

6. Элита (или элиты) представляют собой референтную группу как для индивидуальных представителей элиты, так и для вне-элитных групп ("масс" или каких-то отдельных слоев и групп общества, не принадлежащих к элите).

28 См.: Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. М., 2008.

29 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб., М., 2003. С. 19—20.

30 Там же. С. 20.

31 Там же.

7. Представители (члены) элиты занимают высшие уровни социальных иерархий, причем эти иерархии могут быть образованы по различным признакам (власть, богатство, интеллект и др.) 32.

Итак, элита представляет собой социальный слой, обладающий таким положением в обществе и такими качествами, которые позволяют ему управлять обществом, либо оказывать существенное воздействие на процесс управления им, влиять (позитивно или негативно) на ценностные ориентации и поведенческие стереотипы в обществе. В конечном счете, — более активно, чем все другие слои, участвовать в формировании тенденций развития общества, возникновения и разрешения социальных конфликтов, одновременно обладая гораздо большим, чем другие группы, суверенитетом в формировании собственного положения, в выборе своей групповой ориентации по основным общественным проблемам.

Несмотря на то что в советской научной литературе долгое время понятие элиты использовалось в социально-негативном значении33, сегодня не подлежит сомнению то, что элите в целом присущи социально-значимые качества.

Так, к элите относят наиболее авторитетных, выдающихся в интеллектуальном (профессиональном) плане представителей определенной социальной группы, реализующих себя в одной из важнейших сфер общественной жизни — политике, экономике, науке, образовании, культуре, пользующихся там несомненным авторитетом и принимающих значимые управленческие решения.

В настоящее время никто не отрицает тот факт, что элита является необходимым, системообразующим элементом социальной структуры любого социума. Как правило, представители элиты занимают высшие уровни социальной иерархии, которые, однако, могут быть образованы по различным признакам. Так, разнообразная и сложная социальная структура общества порождает соответствующую структуру элиты, в которой выделяют элиту политическую (властную), элиту военную, элиту экономическую, элиту научную и т.п.

Проблемам идентификации отдельных видов элит, выделения устойчивых критериев "элитности" в определенной сфере жизнедеятельности социума, посвящено достаточно много исследований.

32 Осипова Н.Г. Элита // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010. С. 580.

33 См. об этом: Буренкова Э.Э. Трансформация общества и внутренние характеристики элитных групп // Мир России. 1995. № 3—4. С. 3—24; Дука А.В. Теоретические проблемы исследования властных элит // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 1. С. 63—66.

В частности, под политической элитой — в самом широком смысле данного термина — понимают избранную часть общества, определяющую государственную политику. В отечественной науке термин "политическая элита" достаточно противоречив, но широко распространен. Обычно он "пересекается" с понятием "политический класс" (понимаемым как совокупность лиц, профессионально занятых в сфере политики) и понятием "правящий класс" (содержащим определенные социальные характеристики). Иногда это символическое обобщенное название высокой политической "тусовки" — собрания разнородных партий, кланов, клубов, учреждений, группировок. К политической элите, безусловно, относят Президента, депутатов представительных органов; глав и членов Правительства, высшее военное руководство; высшее чиновничество, лидеров наиболее влиятельных политических партий и движений34.

Экономическая элита — это люди, контролирующие основные финансово-экономические структуры на локальном, государственном или межгосударственном уровне. Экономическая элита условно распадается на две основные группы: руководителей государственных корпораций и руководителей (собственников или топ-менеджеров) коммерческих структур — "бизнес-элиту", граница между которыми постепенно стирается.

Исследователями отмечается тенденция установления экономической элитой специфического вида господства, источниками которого в условиях экономических трансформаций служат функции, связанные с контролем над собственностью, процессами приватизации, распределением бюджетных средств и централизованных инвестиций, экономической политикой, а также с подготовкой и принятием соответствующих нормативных документов и законодательных актов35.

Научная элита выделяется из множества ученых, а ученые, в свою очередь, выделяются из множества научных работников. Основанием для отнесения ученых к научной элите является совокупность их научных достижений, оценка научным сообществом ценности и значимости полученных научных результатов36.

Известно, что важными задачами любого социума являются достижение высокого качества имеющейся у него элиты, а также обеспечение постоянного ее воспроизводства. Под воспроизводством элиты понимают непрерывно продолжающийся процесс,

34 Челищев В.И. Элита политическая // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010. С. 582-583.

35 Осипова Н.Г. Элита экономическая // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010. С. 584.

36 Там же. С. 581.

в ходе которого воспроизводится (возобновляется, воссоздается) данный элемент социальной структуры общества.

Значимая роль в процессе воспроизводства элиты принадлежит высшему образованию, и, в первую очередь, классическим университетам, обеспечивающим научность образования, его фундаментальность и энциклопедичность. В данной связи вполне закономерно, что именно из стен самых известных университетов мира вышли представители различных видов элиты — политической — президенты и государственные деятели; научной — выдающиеся философы и первооткрыватели научных законов, лауреаты Нобелевской премии; экономической — олигархи, руководители крупнейших корпораций мира, наконец, культурной — писатели с мировым именем.

Признанным лидером в воспроизводстве политической элиты является Гарвардский университет, среди выпускников которого восемь Президентов США: Джон Адамс — 2-й президент США, Джон Куинси Адамс - 6-й, Резерфорд Хейз - 19-й, Теодор Рузвельт — 26-й, Франклин Рузвельт — 32-й, Джон Кеннеди — 35-й, Джордж Буш — 43-й, Барак Обама — 44-й президент США37.

В числе выпускников Гарвардского университета — лауреаты Нобелевской премии: Теодор Ричардс — лауреат Нобелевской премии по химии; Роалд Хофман — лауреат Нобелевской премии в области химии; Альберт Гор — лауреат Нобелевской премии мира, а также вице-президент США с 1993 по 2001 г. в администрации Билла Клинтона; Пол Самуэльсон — лауреат Нобелевской премии в области экономики, а также лауреаты Пулитцеровской премии Эллиот Картер (американский композитор), Артур Шлейзингер (американский писатель и историк), Дэвид Сангер (сотрудник Нью-Йорк Таймс, шеф Вашингтонского бюро, член Совета по международным отношениям), Саманта Пауэр (американский журналист, ученый и государственный деятель).

Среди выпускников Гарвардского университета много известных бизнесменов, в числе которых Дэвид Рокфеллер — известный американский банкир, государственный деятель, глобалист и нынешний глава дома Рокфеллеров и Стив Балмер — генеральный директор корпорации Майкрософт38.

37 7 интересных фактов о Гарварде, которые вы не знали. Как живет главный американский университет // Мел. 2017. URL: http://mel.fm/mirovoy_opyt/3659271-harvard_facts (дата обращения: 01.06.2017).

38 Известные выпускники Гарварда // My-uni.ru. Все об образовании. 2014. URL: http://my-uni.ru/известные-выпускники-гарварда/ (дата обращения: 01.06.2017).

В рядах знаменитых выпускников Кембриджского университета Чарльз Дарвин, Фрэнсис Бэкон, Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл, Лорд Байрон, Владимир Набоков, Бертран Рассел — выдающийся британский философ, математик и общественный деятель, а также Дэвид Фредерик Аттенборо — один из наиболее знаменитых в мире телеведущих и натуралистов39.

Выпускниками Оксфордского университета являлись короли Великобритании — Эдуард VII и Эдуард VIII, а также правители — Премьер-министры Великобритании — Уильям Гладстон, Гарольд Вильсон, Маргарет Тэтчер, Тони Блэр, Дэвид Кэмерон, Тереза Мэй, иностранные политические и общественные лидеры — Индира Ганди (1938), Билл Клинтон — 42-й президент США (1993—2001) от Демократической партии, Беназир Бхутто (1969) — премьер-министр Исламской республики Пакистан (в 1988—1990 и 1993—1996 гг.), первая в новейшей истории женщина — глава правительства в стране с преимущественно мусульманским населением.

Среди окончивших "Оксфорд" — ученые с мировым именем — Роджер Бэкон (1231), Томас Мор, Роберт Бойл, физик и химик, Томас Гоббс, Джон Локк, Стивен Хоккинг — выдающийся физик-теоретик и космолог нашего времени, а также писатели — Джонатан Свифт, Оскар Уайлд, Олдос Хаксли — современный выдающийся английский писатель, автор романа-антиутопии "О, дивный новый мир" 40.

В целом Оксфордский университет выпустил 27 британских премьер-министров, более 30 национальных лидеров, 50 лауреатов Нобелевской премии и 120 Олимпийских чемпионов41.

Особое место в процессе воспроизводства различных элит российского общества занимает Московский университет. Среди выпускников этого старейшего учебного заведения — писатели-классики: Константин Сергеевич Аксаков, Валерий Яковлевич Брюсов, Александр Иванович Герцен, Иван Александрович Гончаров, Иван Сергеевич Тургенев, Антон Павлович Чехов.

39 Известные выпускники Кембриджского университета // UNIPAGE. 2017. URL: https://www.unipage.net/ra/university_of_cambridge#ИзвестньIе_вьшускники_ Кембриджского_университета (дата обращения: 01.06.2017).

40 Знаменитые выпускники лучших университетов мира // Сайт Информационного агентства России ТАСС. 2016. 22 сент. URL: http://tass.ru/obschestvo/1019826 (дата обращения: 01.06.2017).

41 Oxford people. Famous Oxonians. Gifted men and women have studied or taught at the University throughout its history. Among them are 27 British Prime Ministers, at least 30 international leaders, 50 Nobel Prize winners, and 120 Olympic medal winners // University of Oxford. URL: http://www.ox.ac.uk/about/oxford-people/famous-oxonians (accessed: 01.06.2017).

Александр Грибоедов окончил словесное отделение философского факультета Московского университета в 15 лет. В 1808 г. он получил степень кандидата словесных наук, но не оставил учебу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет42.

Многие современные политики также вышли из стен этого учебного заведения. В их числе Михаил Сергеевич Горбачёв, Егор Тимурович Гайдар), Эльвира Сахипзадовна Набиуллина — российский экономист, государственный деятель, председатель Центробанка, Джахан Реджеповна Поллыева — помощник Президента Российской Федерации, Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (1998), Игорь Иванович Шувалов (юридический факультет МГУ) — российский государственный деятель, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации с 12 мая 2008 г. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (2004). первый вице-премьер, Аркадий Владимирович Дворкович (экономический факультет МГУ) — российский экономист, заместитель председателя правительства Российской Федерации с 21 мая 2012 г., Ольга Юрьевна Голодец — российский государственный деятель, Заместитель председателя Правительства Российской Федерации с 21 мая 2012 г., окончила экономический факультет МГУ, Денис Валентинович Мантуров — министр промышленности и торговли Российской Федерации, заведующий кафедрой социальных технологий социологического факультета МГУ, окончил социологический факультете МГУ43.

Целый ряд богатейших бизнесменов России по версии журнала "Форбс" также выпускники Московского университета. Это: Олег Дерипаска — 41-е место в рейтинге, окончил физический факультет МГУ в 1993 г.; Петр Авен — 19-е место в рейтинге, в 1977 г. окончил экономический факультет МГУ по специальности "экономическая кибернетика"; Александр Мамут — 37-е место в рейтинге, в 1982 г. окончил юридический факультет МГУ; Юрий Мильнер — 32-е место в рейтинге, окончил физический факультет МГУ в 1985 г. по специальности "теоретическая физика"; Дмитрий

42 Замечательные питомцы Московского университета XVIII—XIX веков. Профессора Московского университета XVIII—XIX веков // Сайт Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 1997-2017. 2017.25.01. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Profess/Students/ Studalph.htm (дата обращения: 01.06.2017).

43 Знаменитые выпускники МГУ во власти // Сайт Информационного агентства России ТАСС. 2015. 25 янв. URL: http://tass.ru/obschestvo/1717011 (дата обращения: 01.06.2017).

Каменщик — 29-е место в рейтинге, окончил социологический факультет МГУ в 2000 г.; Глеб Фетисов — 63-е место в рейтинге, в 1988 г. с отличием окончил экономический факультет МГУ44.

Следует отметить, что процессу воспроизводства научной элиты общества в Московском университете служат основные принципы классического университетского образования — органическое единство научной и образовательной деятельности, сочетание естественнонаучной, социально-экономической и гуманитарной подготовки, широкое использование академических свобод преподавателей и студентов, известная автономия управления45.

Так, за годы существования Московского университета, не считая Нобелевских лауреатов естествоиспытателя XX в. Николая Семенова (по химии 1956 г.), физиков Игоря Тамма и Ильи Франка (по физике 1958 г.), физиков Виталия Гинзбурга и Алексея Абрикосова (по физике 2003 г.)46, ряды научной элиты российского общества пополнили такие его выпускники, как С.М. Соловьев, П.Л. Чебышев, В.И. Вернадский, А.Н. Колмогоров, А.Р. Лурия, П.А. Флоренский, П.С. Александров и целый ряд других47.

В пору максимального взлета отечественной академической науки во главе ее стояли выпускники Московского университета: Сергей Иванович Вавилов, Александр Николаевич Несмеянов и Мстислав Всеволодович Келдыш. Именно через Московский университет академическая наука перелилась в студенческие аудитории, что и выдвинуло его в число лучших университетов в мире. Это, несомненно, научность образования48.

Термин " элита" имеет еще одну, достаточно оригинальную трак -товку, которая нашла отражение в известной работе Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс". Элита в трактовке этого ученого — явление духовно-культурное, которое носит особенный, духовно-нравственный характер.

В частности, Х. Ортега-и-Гассет отмечал, что обычно, говоря об "избранном меньшинстве", передергивают смысл этого выраже-

44 Миллиардеры из МГУ: где закалялись олигархи // Forbes. 2017.25.01. URL: http://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/337939-milliardery-iz-mgu-gde-zakalyalis-oligarhi (дата обращения: 01.06.2017).

45 Садовничий В.А. Университеты. Настоящее, будущее // Университеты и общество. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы Первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии (МГУ имени М.В. Ломоносова, 23-24 марта 2001 г.). М., 2001. С. 26.

46 Лауреаты Нобелевских премий из МГУ // Официальный сайт МГУ имени М.В. Ломоносова 1997-2017. URL: http://www.msu.ru/info/nobel.html (дата обращения: 01.06.2017).

47 Sadovnichy V. Great scholars of Lomonosov State University. M., 2016.

48 Садовничий В.А. Университеты. Настоящее, будущее. С. 26.

ния, притворно забывая, что избранные не те, кто кичливо ставит себя выше, но те, кто требует от себя больше, даже если требование к себе непосильно49. Проводя дифференциацию понятий элиты и массы, этот исследователь писал следующее: «Масса — всякий и каждый, кто ни в добре, ни в зле не мерит себя особой

44 55

мерой, а ощущает таким же, как и все , и не только не удручен, но доволен собственной неотличимостью»50.

Масса — это те, кто плывет по течению и лишен ориентиров. Поэтому массовый человек не созидает, даже если возможности и силы его огромны51. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни52.

"С другой стороны, напрасно надеяться, что реальный средний человек, как бы ни был сегодня высок его жизненный уровень, сумеет управлять ходом цивилизации"53. "Даже просто поддерживать уровень современной цивилизации непомерно трудно, и дело это требует бесчисленных ухищрений. Оно не по плечу тем, кто научился пользоваться некоторым"54.

На наш взгляд, последняя фраза вполне применима к анализу процесса реформирования высшего образования в нашей стране. Дело в том, что решительный отказ от познания фундаментальных основ любой, избранной в качестве профессии научной дисциплины в пользу произвольно выбранных ее сугубо прикладных аспектов, сулящих при этом быструю материальную отдачу, неизбежно ведет к посредственности, а то и к невежеству. Не образование, а обучение, сведенное, по сути, ко всем известным бихевиористским методикам "проблемных клеток" (решение конкретных задач в заданных ситуациях), отрицающее необходимость включения серьезных мыслительных процессов, вовсе не способствует развитию или раскрытию талантов, необходимых для "управления ходом цивилизации".

Безусловно, в каждой стране процесс функционирования института образования имеет национальную специфику, которую определяют ее внешняя и внутренняя политика, макроэкономическая динамика, демографическая ситуация, социальная мобильность и т.п. Это также те объективные и субъективные (в первую

49 Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. М., 2003. С. 19.

50 Там же. С. 19.

51 Там же. С. 56.

52 Там же. С. 61.

53 Там же. С. 65.

54 Там же. С. 66.

очередь, интеллектуальный и творческий ресурсы нации) факторы, которые задают необходимые направления реформирования данного института, всей образовательной сферы общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшей задачей в области реформирования системы образования представляется преодоление популистских подходов к современному образованию, навязанных обществу различными политическими силами, некритичного заимствования западных моделей. К ней следует отнести и возврат к фундаментальности и широте отечественного образования, ориентацию на традиционную для нашей страны "научность образования", а также интеллектуальный потенциал лучших образовательных учреждений России, среди которых ведущую роль, несомненно, играют и будут играть классические университеты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7 интересных фактов о Гарварде, которые вы не знали. Как живет главный американский университет // Мел. 2017. URL: http://mel.fm/ mirovoy_opyt/3659271-harvard_facts (дата обращения: 01.06.2017).

Ашин Г.К. Правящая элита и общество // Свободная мысль. 1993. № 7. С. 58-59.

Ашин Г.К. Курс истории элитологии. М., 2003.

Ашин Г.К. Элита. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003.

Буренкова Э.Э. Трансформация общества и внутренние характеристики элитных групп // Мир России. 1995. № 3-4. С. 3-24.

Дука А. В. Теоретические проблемы исследования властных элит // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. № 1. С. 63-66.

Замечательные питомцы Московского университета XVIII-XIX веков. Профессора Московского университета XVIII-XIX веков // Сайт Исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 1997-2017. Дата публикации: 25.01.2017. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/HisUni/Profess/Students/Studalph.htm (дата обращения: 01.06.2017).

Знаменитые выпускники лучших университетов мира // Сайт Информационного агентства России ТАСС. 2016. 22 сент. URL: http://tass.ru/ obschestvo/1019826 (дата обращения: 01.06.2017).

Знаменитые выпускники МГУ во власти // Сайт Информационного агентства России ТАСС. 2015. 25 янв. URL: http://tass.ru/obschestvo/1717011 (дата обращения: 01.06.2017).

Известные выпускники Гарварда // My-uni.ru. Все об образовании. 2014. URL: http://my-uni.ru/известные-выпускники-гарварда/ (дата обращения: 01.06.2017).

Известные выпускники Кембриджского университета // UNIPAGE. 2017. URL: https://www.unipage.net/ru/university_of_cambridge#Известные_ выпускники_Кембриджского_университета (дата обращения: 01.06.2017).

Козлова Л. В. Критерии идентификации высшего класса в Западной социологии. Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2015.

Лауреаты Нобелевских премий из МГУ // Официальный сайт МГУ имени М.В. Ломоносова 1997—2017. URL: http://www.msu.ru/info/nobel. html (дата обращения: 01.06.2017).

Миллиардеры из МГУ: где закалялись олигархи // Forbes. 2017.25.01. URL: http://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/337939-milliardery-iz-mgu-gde-zakalyalis-oligarhi (дата обращения: 01.06.2017).

Миллс Ч.Р. Властвующая элита. М., 2007.

Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог. 1990. № 5,9; 1991. № 4. www.studfiles.ru/preview/3025802

Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. № 10.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: Сб. М., 2003.

Осипова Е.В. Патриархи социологии. М., 2011.

Осипова Н.Г. Элита научная // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010.

Осипова Н.Г. Элита экономическая // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010.

Осипова Н.Г. Элита // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010.

Парето В. Учебник политической экономии / Предисл. В.С. Автоно-мова. М., 2017.

Садовничий В.А. Университеты. Настоящее, будущее // Университеты и общество. Сотрудничество на рубеже веков: Материалы Первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии (МГУ имени М.В. Ломоносова, 23-24 марта 2001 г.). М., 2001. С. 26.

Сартори Дж. Вертикальная демократия // Политические исследования. 1993. № 2.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы // Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. URL: www.government.ru (дата обращения: 30.05.2017).

Челищев В.И. Элита политическая // Социологический словарь / Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М., 2010.

Элита во власти. URL: www.perfecting.ru/politika (дата обращения: 30.05.2017).

REFERENCES

7 interesnykh faktov o Garvarde, kotorye vy ne znali. Kak zhivet glavnyi amerikanskii universitet [7 interesting facts about the Harvard that you did not know. How does the main American university] // Mel [Chalk]. 2017. URL: http://mel.fm/mirovoy_opyt/3659271-harvard_facts (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Ashin G.K. Pravyashchaya elita i obshchestvo [The ruling elite and society] // Svobodnaya mysl' [Free thought]. 1993. N 7. P. 58-59 (in Russian) (in Russian).

Ashin G.K. Kurs istorii elitologii [The course of history elitologii]. M., 2003 (in Russian).

Ashin G.K. Elita. Sotsiologicheskaya entsiklopediya v 2-kh t. T. 2. [Elite. Sociological encyclopedia. In 2 vol. Vol. 2]. M., 2003 (in Russian).

Bottomore T.B. Elites and society. N.Y., 1964.

Burenkova E.E. Transformatsiya obshchestva i vnutrennie kharakteristiki elitnykh grupp [Transformation of society and internal characteristics of elite groups] // Mir Rossii [World of Russia]. 1995. N 3-4. P. 3-24 (in Russian).

Chelishchev V.I. Elita politicheskaya [Political elite] // Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary] / Ed. by G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. M., 2010 (in Russian).

Duka A.V. Teoreticheskie problemy issledovaniya vlastnykh elit [Theoretical problems of the study of power elites] // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropo-logii [Journal of Sociology and Social Psychology]. 2008. N 1. P. 63-66 (in Russian).

Elita vo vlasti [The elite in power]. URL: www.perfecting.ru/politika (accessed: 30.05.2017) (in Russian).

Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody [Federal Targeted Program for the Development of Education for 2016-2020] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. N 497 [Decree of the Government of the Russian Federation of May 23, 2015, N 497]. URL: www.government.ru (accessed: 30. 05.2017) (in Russian).

Izvestnye vypuskniki Garvarda [Famous graduates of Harvard] // My-uni.ru. Vse ob obrazovanii [My university. Everything about education]. 2014. URL: http:// my-uni.ru/izvestnye-vypuskniki-garvarda/ (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Izvestnye vypuskniki Kembridzhskogo universiteta [Famous graduates of Cambridge University] // UNIPAGE. 2017. URL:https://www.unipage.net/ru/ university_of_cambridge#Izvestnye_vypuskniki_Kembridzhskogo_universiteta (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Kozlova L.V. Kriterii identifikatsii vysshego klassa v Zapadnoi sotsiologii. Diss. ... kand. sotsiol. nauk [Criteria for identification of the upper class in Western sociology]. M., 2015. P. 17-18 (in Russian).

Laureaty Nobelevskikh premii iz MGU [Nobel Prize laureates from Moscow State University] // Ofitsial'nyi sait MGU imeni M. V. Lomonosova 1997-2017 [MSU Official Website 1997-2017] URL: http://www.msu.ru/info/nobel.html (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Milliardery iz MGU: gde zakalyalis' oligarkhi [Billionaires from the Moscow State University: where the oligarchs were being tempered] // Forbes [Forbes]. 2017.25.01. URL: http://www.forbes.ru/milliardery-photogallery/337939-mil-liardery-iz-mgu-gde-zakalyalis-oligarhi (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Mills Ch.R. Vlastvuyushchaya elita [The Power Elite]. M., 2007 (in Russian).

Mikhel's R. Sotsiologiya politicheskoi partii v usloviyakh demokratii [Sociology of a political party in a democracy] // Dialog. 1990. N 5, 9; 1991. N 4. www.studfiles.ru/preview/3025802 (in Russian)

Moska G. Pravyashchii klass [Ruling class] // Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 1994. N 10 (in Russian).

Ortega-i-GassetKh. Vosstanie mass [The revolt of mass]. M., 2003 (in Russian).

Osipova E.V. Patriarkhi sotsiologii [Patriarchs of sociology]. M., 2011 (in Russian).

Osipova N.G. Elita nauchnaya [The scientific elite] // Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary] / Ed. by G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. M., 2010 (in Russian).

Osipova N.G. Elita ekonomicheskaya [The scientific elite] // Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary] / Ed. by G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. M., 2010 (in Russian).

Osipova N.G. Elita [Elite] // Sotsiologicheskii slovar' [Sociological dictionary] / Ed. by G.V. Osipov, L.N. Moskvichev. M., 2010 (in Russian).

Oxford people. Famous Oxonians. Gifted men and women have studied or taught at the University throughout its history. Among them are 27 British Prime Ministers, at least 30 international leaders, 50 Nobel Prize winners, and 120 Olympic medal winners // University of Oxford. URL: http://www.ox.ac. uk/about/oxford-people/famous-oxonians (accessed: 01.06.2017).

Pareto V. Trattato di Sociologia Generale. Milano, 1964. Vol. II.

Pareto V. Uchebnik politicheskoi ekonomii [Textbook of political economy] // Ed. by V.S. Avtonomova. M., 2017 (in Russian).

Sadovnichii V.A. Universitety. Nastoyashchee, budushchee [Universities. The present, the future] // Materialy Pervoi mezhdunarodnoi konferentsii uni-versitetov stran SNG i Baltii "Universitety i obshchestvo. Sotrudnichestvo na rubezhe vekov" (MGU imeni M.V. Lomonosova, 23—24 marta 2001g.) [Proceedings of the First International Conference of Universities of the CIS and Baltic States "Universities and society. Collaboration at the turn of the century"]. M., 2001 (in Russian).

Sadovnichy V. Great scholars of Lomonosov State University. M., 2016 (in Russian).

Sartori Dzh. Vertikal'naya demokratiya [Vertical democracy] // Politicheskie issledovaniya [Political studies]. 1993. N 2 (in Russian).

Zamechatel'nye pitomtsy Moskovskogo universiteta XVIII—XIX vekov [Wonderful pupils of the Moscow University of the XVIII—XIX centuries]. Professora Moskovskogo universiteta XVIII—XIX vekov // Sayt Istoricheskogo fakul'teta Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova 1997-2017. 2017.25.01 [Professor of the Moscow University of the XVIII-XIX centuries. Publ. Faculty of History, Moscow State University]. URL: http://www. hist.msu.ru/Science/HisUni/Profess/Students/Studalph.htm (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Znamenitye vypuskniki MGU vo vlasti [Famous graduates of Moscow State University] // Sayt Informatsionnogo agentstva Rossii TASS. 2015. 25 yanv. [Publ. ITAR TASS. 2015.25.01]. URL: http://tass.ru/obschestvo/1717011 (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

Znamenitye vypuskniki luchshikh universitetov mira [Famous graduates of the best universities in the world] // Sayt Informatsionnogo agentstva Rossii TASS. 2016.22 sent. [Publ. ITAR TASS. 2016.22.09] URL: http://tass.ru/ obschestvo/1019826 (accessed: 01.06.2017) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.