ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Выпуск ХХХ1У (№ 34, 2017)_
© Симония А. А.
ИВ РАН
РОЛЬ КИТАЯ в ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОМ МИРНОМ ПРОЦЕССЕ МЬЯНМЫ
Одной из приоритетных задач демократического правительства Аун Сан Су Чжи является достижение договоренностей с повстанческими этническими армиями и установление мира в стране. Однако проблема эта имеет долгую историю и решить ее непросто.
Самая длительная гражданская война в истории
С момента обретения независимости в 1948 г. в Бир-ме/Мьянме продолжается гражданская война между бирманским большинством, проживающим на центральной равнине и горскими народами, расселившимися в окружающих ее горах и на возвышенностях. Бирма, получившая в результате британского завоевания в XIX веке статус индийской провинции, стала фактически искусственным продуктом колониального правления. Ее границы формировались, в основном, для удобства колониальной администрации. Качины, шаны, чины и многие другие этнические группы никогда не хотели жить в одном государстве с бирманцами. Но лидеру национально-освободительного движения генералу Аун Сану1 удалось в 1947 г. заключить с мятежными народами Панлонское согла-шение2, которое обещало полную автономию внутри границ будущих союзных государств (штатов), а также предусматривало возможность отделения для Качинского государства, и гарантировало гражданам этих территорий основные права и привилегии, присущие демократическим странам. Панлонское соглашение должно было объединить и сохранить одно из са-
3
мых многонациональных государств в Азии . Однако, как свидетельствуют представители этнических меньшинств, после гибели генерала Аун Сана получившее власть в 1948 г. правительство независимой Бирмы, в котором преобладали этнические бирманцы, с первых же дней нарушали условия Панлон-
ского соглашения. Этнические группы стали создавать вооруженные формирования для борьбы за большую автономию вплоть до полной независимости. В стране началась гражданская война, которая стала одной из самых затяжных в мире -она продолжается почти 70 лет.
Ситуация обострилась после военного переворота 1962 г., когда к власти пришел генерал Не Вин и фактически отменил условия Панлонского соглашения. Только в начале 90-х годов ХХ века новой военной хунте, захватившей власть в стране в сентябре 1988 г., удалось заключить соглашения о прекращении огня с основными этническими вооруженными отрядами и армиями, и в стране на какое-то время наступил хрупкий мир. Это было одним из немногих достижений военного руководства.
Одна из главных причин противостояния - несогласие национальных меньшинств с политикой центрального правительства относительно политического устройства страны -централизованное государство без реальной автономии для этнических регионов. Если в начале борьбы целью этнических меньшинств было достижение независимости, то теперь качи-ны и другие народы выступают с требованием предоставить большую автономию национальным штатам. Качины и другие этнические группы, участвовавшие в Панлонской конференции считают, что федеративная структура Союза Мьянма - единственное условие мирного сосуществования с бирманцами в границах одного государства. Военное руководство Мьянмы, в свою очередь, на протяжении десятилетий упорно настаивало на унитарном государственном устройстве.
Сегодня на территории Республики Союз Мьянма (РСМ) действуют 16 вооруженных этнических формирований4, независимых от центрального правительства. Назовем некоторые из них.
Крупнейшим и самым мощным является Армия Объединенного Государства Ва (United Wa State Army - UWSA) численностью, по разным данным, от 30 до 40 тысяч бойцов. Она появилась после распада Коммунистической партии Бирмы в
1989 г., и существует благодаря негласной прямой военной поддержке КНР.
Военный парад сепаратистов UWSA в джунглях Мьянмы (2012 г.)
(Фото Центра АСТ)
Армия демократического альянса народов Мьянмы
(Myanmar National Democratic Alliance Army - MNDAA) была сформирована в 1989 г. в районе Кокан (штат Шан) тоже на базе распавшейся Коммунистической партии Бирмы, состоит, в основном, из этнических китайцев, ее численность составляет до 5 тысяч бойцов. Поддерживается мощной Армией Объединенного Государства Ва.
Народ кокан входит в число 135 народов, официально признанных правительством многонациональной Мьянмы. Территория Кокан была передана Китаем Британской колониальной администрации в рамках Пекинской конвенции 1897 г., по которой строились отношения между Китаем и Бирмой и между Китаем и Тибетом. Но британцам так и не удалось взять под контроль эту отдаленную территорию. Не удалось это и правительству независимой Бирмы. В 50-х годах ХХ века практически вся территория Кокан попала под контроль остатков гоминьдановской армии, бежавшей к границам с Бирмой от коммунистического режима Мао Цзэдуна.
Таким образом можно сказать, что самоуправляемая5 территория Ко-
Самоуправляемая территория Кокан в штате Шан, там же южнее находится самоуправляемая зона Ва.
кан с населением около 150 тысяч человек, из них почти 90% -этнические китайцы, так же как и самоуправляемая территория Ва, с населением около 560 тысяч человек, расположенная южнее в штате Шан, никогда не были под контролем центрального бирманского правительства даже в колониальные времена. Никогда напрямую они не управлялись и Пекином.
Качинская армия независимости (Kachin Independence Army - KIA) - вооруженное крыло Качинской организации независимости (Kachin Independence Organization - KIO), была создана в 1961 г. в ответ на попытки генерала Не Вина консолидировать контроль в приграничных районах через кампанию бирманизации, численность армии около 10 тысяч бойцов.
Вскоре после передачи власти номинально гражданскому правительству Тейн Сейна в 2011 г., повстанческое движение национальных меньшинств вспыхнуло вновь. Так, соглашение о прекращении огня, заключенное правительством в 1994 г. с Качинской армией независимости (KIA), через 17 лет было прервано из-за нежелания MA подчиниться центру и войти в состав правительственной армии в качестве отрядов по охране границ.
Утренняя пробежка солдат Качинской армии независимости (KIA) в тренировочном лагере. (Photo by Steve Tickner. Nikkei Asian Review)
В феврале-марте 2015 г. также возобновились военные действия между повстанцами и правительственными войсками на территории Кокан. Тяжелые бои на местности, как бы специально созданной для партизанской войны, продолжались вплоть до июня с большими потерями с обеих сторон. Почти половина гражданского населения зоны боевых действий (бо-
лее 20 тысяч человек) бежало на территорию КНР. И только 11 июня Армия демократического альянса народов Мьянмы (MNDAA) объявила об одностороннем прекращении огня, а 22
июня при активном посредничестве Китая было подписано
6
мирное соглашение .
Уходящий президент Мьянмы Тейн Сейн стремился достичь общенационального примирения до проведения всеобщих выборов, намеченных на ноябрь 2015 г. Успех в достижении национального согласия в стране мог бы способствовать успеху правящей Союзной партии солидарности и развития на выборах, сам президент вошел бы в историю как примиритель народов Союза Мьянма. Но партия потерпела сокрушительное поражение, а президенту Тейн Сейну не удалось стать национальным миротворцем. Причиной поражения планов общенационального согласия, как представляется, стали допущенные стратегические ошибки. Миротворческие процессы в Мьянме с 2012 г. проводились за счет спонсорских средств от стран Запада и Японии . Этих доноров мира предполагалось назначить и гарантами выполнения условий мирного соглашения. Но среди них была и Япония - традиционный соперник КНР в Азии. Китай же в переговорный процесс демонстративно не был включен. В ответ последовала жесткая реакция Пекина. Для решения этой проблемы был привлечен кадровый китайский дипломат - специальный посланник по делам Азии Сунь Гос-ян. По мнению представителя Мьянманского центра мира (Myanmar Peace Center)8, именно под влиянием китайского дипломата две ключевые военные группировки - Качинская армия независимости (KIA) и Армия Объединенного Государства Ва (UWSA) отказались подписывать документ, так как к переговорному процессу не были привлечены представители Армии демократического альянса народов Мьянмы (MNDAA) и ее союзники - Национально-освободительная армия Та-ан (the Ta'ang National Liberation Army - TNLA) и Араканская армия (the Arakan Army - AA). В результате Общенациональное соглашение о прекращении огня в октябре 2015 г. подписали только восемь из пятнадцати вооруженных групп, с которыми велись переговоры. Можно сказать, что, в целом, ситуация с повстанцами осталась на прежнем уровне. Как пишет автор
статьи в китайской «Global Times»: «С момента подписания соглашения о прекращении огня в 2015 г. северная Мьянма так ни разу и не видела реального перемирия. Долгоиграющий вооруженный конфликт не только вредит национальной гармонии Мьянмы, но также серьезно подрывает стратегические интересы Китая и безопасность границы»9.
Мирная конференция «Панлон XXI века»
Правительство, сформированное победившей на всеобщих выборах ноября 2015 г. Национальной лигой за демократию (НЛД), ставит во главу угла достижение мира в стране. Первые месяцы у власти Аун Сан Су Чжи посвятила подготовке к новым переговорам с представителями мятежных народов. Как и ее отец, Аун Сан Су Чжи считает, что успешное государственное строительство возможно лишь в условиях достижения национального примирения между этническими группами и центральным правительством. Уже в конце августа 2016 г. в Нейпьидо состоялся четырехдневный саммит по национальному примирению, получивший название «Панлон XXI века». В церемонии открытия конференции принял участие Пан Ги Мун, занимавший тогда пост генерального секретаря ООН.
На конференцию были приглашены более 700 представителей различных национальных и международных организаций, но только 150 из них были делегатами вооруженных этнических групп.
Несмотря на то, что по итогам конференции не было заключено конкретных соглашений и не была принята резолюция, несомненным достижением стало то, что на этом мероприятии впервые удалось вместе усадить за стол переговоров представителей почти двух десятков вооруженных формирований, в том числе тех, кто не подписал мирный договор при уходящем президенте Тейн Сейне осенью 2015 г. Однако три группы - MNDAA, TNLA и AA, продолжавшие активные военные действия против правительственных войск, не приняли участия в саммите. Они не были допущены, поскольку отказались сложить оружие по требованию командования правительственных войск.
Открытие конференции «Панлон XXI века».Нейпьидо 31 августа 2016 г. Сидят слева направо: главнокомандующий старший генерал Мин Аун Хлайн, спикер верхней палаты Ман Вин Кхайн Тан, вице-президент Генри Ван Тхио, государственный советник Аун Сан Су Чжи, Президент Тхин Чжо, вице-прзидент Мьин Свей, бывший вице-президент Сей Маук Кхан. Фото Рейтер/Со Зея Тун
Аун Сан Су Чжи назвала «Панлон XXI века» «первым шагом на трудном пути к миру». Она отметила также, что «это была первая встреча, и впереди еще много таких мероприятий, а в промежутках предстоит большая работа»10. «Панлон XXI века» состоялся почти через 70 лет после «Панлона 1947 г.», который не был претворен в жизнь после убийства его организатора генерала Аун Сана.
Накануне открытия «Панлона XXI века» Аун Сан Су Чжи в конце августа 2016 г. посетила Китай. КНР стала первой страной за пределами АСЕАН, куда отправилась Аун Сан Су Чжи после победы на выборах; визит в США состоялся позже.
Хотя официальной целью встречи в верхах называлось обсуждение двусторонних экономических связей, представляется, что этот визит был напрямую связан с миротворческим
процессом и предстоящей мирной конференцией. Роль Китая в процессах противостояния этнических вооруженных формирований и центрального правительства на приграничных территориях трудно переоценить, так же как и его возможности в урегулировании конфликтов. Не исключено, что главной целью поездки Аун Сан Су Чжи в Китай в августе 2016 г. было достижение договоренностей относительно участия Пекина в мирном процессе и, в связи с этим, дальнейшей судьбе китайских экономических проектов на территории Мьянмы. На переговорах с Аун Сан Су Чжи китайские руководители особо подчеркивали поддержку со стороны КНР процессам общенационального примирения в Мьянме. В совместном пресс-релизе, наряду со стратегией экономического сотрудничества, говорится также и о содействии Китая усилиям по установлению мира в соседней Мьянме. Во внешнеполитическом разделе документа говорится, что Мьянма поддерживает принцип «одного Китая» и выражает свою поддержку и понимание китайской позиции по Тайваню, Тибету и Синьцзяну11. Таким образом Аун Сан Су Чжи подтвердила, что она прежде всего прагматичный политик, отстаивающий интересы собственной страны, в том числе и путем компромиссов.
Следующую встречу участников Панлона XXI века планировалось провести в конце февраля 2017 г., однако она дважды переносилась из-за обострившейся ситуации в стране. По последним данным, второй раунд конференции Панлон XXI века намечен на 24 мая, после возвращения государственного советника Аун Сан Су Чжи из ее третьей поездки в Китай на саммит «Китайский новый шелковый путь».
Эскалация военных действий на севере страны
Несмотря на миротворческие усилия нового правительства, уже через несколько месяцев стало ясно, что в мирном процессе наметился скорее регресс чем прогресс. Сразу же после окончания работы Панлонской конференции вооруженные силы Мьянмы возобновили военные операции против мятежников на севере страны в приграничных с Китаем районах.
Кульминацией военных действий стало совместное вооруженное контрнаступление в ноябре 2016 г. так называемого
12
Северного альянса Бирмы (Northern Alliance - Burma) , в который входят четыре вооруженные этнические группировки:
1. Качинская армия независимости (the Kachin Independence Army - KIA) - вооруженное крыло Качинской организации независимости (The Kachin Independence Organisation -KIO).
2. Национально-освободительная армия Та-ан (the Ta'ang National Liberation Army - TNLA), бывшая Армия освобождения народа палаун, около 3 тысяч бойцов.
3. Армия демократического альянса народов Мьянмы (the Myanmar National Democratic Alliance Army - MNDAA).
4. Араканская армия (the Arakan Army - AA), сформирована в 2009 г. араканцами, проживающими на территории штатов Шан и Качин, численность до 2,5 тысяч бойцов.
Вооруженные столкновения с Северным альянсом возобновились 6 марта 2017 г. в городе Лауккай (главный город зоны Кокан). Причем в точности повторились события двухлетней давности (в феврале 2015 г.) в том же регионе, но уже в других политических и военных условиях. Северный альянс 2017 г. -это первая эффективная коалиция мятежников, способная противостоять стратегии центра «разделяй и властвуй». По мнению военного аналитика журнала «Jane's Defence Weekly», командование Объединенной армии государства Ва (UWSA) стало меньше внимания уделять наркоторговле, сконцентрировавшись на оказании политической поддержки и негласной военной помощи своим менее крупным этническим союзникам. В феврале 2017 г. UWSA, в качестве политического лидера военно-этнического блока, провела на своей территории конференцию, где предлагалось аннулировать общенациональное соглашение о прекращении огня (The Nationwide Ceasefire Agreement - NCA) и начать мирный процесс в новом формате
13
при посредничестве Китая и ООН .
Хорошо организованное и скоординированное совместное выступление против правительственных войск четырех этнических армий, не случавшееся в прежние годы, в какой-то мере отбросило мирный процесс назад. Созданные правительством новые институты для мирных переговоров - Центр националь-
ного согласия и мира (май 2016 г.) и Объединенный координационный центр мирного процесса (декабрь 2016 г.), не имея опыта, еще не успели сориентироваться и проявить эффективность.
Между правительством, правительственной армией и этническими группами по-прежнему существует взаимное недоверие. Лидеры повстанцев даже предполагают, что установление мира в стране, хотя и объявлено одной из приоритетных задач, но на самом деле не является главной в стратегии правительства Аун Сан Су Чжи. Возможно, руководство НЛД полагает, что этнические группы можно вынудить подписать мирное соглашение. В то же время вооруженные силы страны, имеющие длительный опыт борьбы с сепаратистами, прекрасно знают, что тех невозможно заставить сделать что-либо методом принуждения. Продолжающийся военный конфликт и углубляющуюся пропасть между сторонами военные рассматривают как признаки поражения правительственной мирной инициативы.
Представляется, что миротворческая политика Аун Сан Су Чжи во многом стимулируется заверениями Пекина, что Китай сможет уговорить сепаратистов в северной Бирме, включая и мощную Армию объединенного государства Ва (UWSA), подписать общенациональное соглашение о прекращении огня. Специальный посланник по делам Азии Сунь Госян объявил лидерам государства Ва, что Китай снимает с себя обязательства поддерживать их армию (UWSA) и убеждал их подписать общенациональное соглашение о прекращении огня. Однако политическое руководство Ва в какой-то степени стало действовать самостоятельно и, как говорилось выше, созвало в феврале саммит лидеров этнических группировок с другой программой. Председатель Партии Объединенного государства Ва подверг критике мирный процесс, проводимый правительством Мьянмы, и призвал лидеров этнических групп выработать новое общенациональное мирное соглашение. Для этого был создан Комитет по политическим переговорам Союза Мьянма (Union Political Negotiation Committee)14. Как пишет автор статьи в журнале «Иравади», «пока трудно сказать, какие рычаги воздействия использует Китай на строптивых лидеров сепара-
тистов, чтобы заставить их пойти на разумный компромисс с правительством... Несмотря на тесные военные, экономические, дипломатические и общинные связи Китая с этническими повстанческими группировками, Пекин не смог, или не захотел, предотвратить мощное скоординированное выступление Северного альянса против правительственных войск Мьянмы15.
Визит президента Тхин Чжо в Китай
В начале апреля 2017 г. состоялся шестидневный государственный визит президента Мьянмы в Китай. Президента Тхин Чжо сопровождала делегация из трех десятков министров и руководителей различных ведомств, связанных с торговлей и строительством. В ходе визита были подписаны девять соглашений о сотрудничестве в области здравоохранения, спорта и транспорта, предварительные договоренности были достигнуты еще в августе 2016 г. во время визита в Китай Аун Сан Су Чжи.
Президент Китая Си Цзиньпин и президент Мьянмы Тхин Чжо. Пекин. 10 апреля 2017 г.
(Photo: Wu Hong/EPA)
Накануне визита всех интересовал вопрос: будет ли решаться судьба проекта Мьитсоне - плотины на реке Иравади, пятнадцатой в мире по масштабу, и комплекса гидросооружений , замороженного на пять лет предыдущим президентом Тейн Сейном в 2011 г. Предлогом для приостановки строительства послужили экологические риски и серьезные антикитайские настроения в бирманском обществе. По сообщению СМИ, эта проблема во время визита обсуждалась, но решения пока не принято, и подробности беседы не сообщаются. Известно, что Пекин раньше настаивал на возобновлении строительства, но
теперь допускается возможность его отмены взамен на новые важные для Китая инфраструктурные проекты на территории Мьянмы.
В ходе визита было подписано другое важное соглашение - о начале эксплуатации нефтепровода Чаупью - Куньмин (с побережья Бенгальского залива до китайской провинции Юньнань), завершенного еще два года назад, и связанное с ним соглашение о развитии и эксплуатации глубоководного порта в Особой экономической зоне Чаупью. Тестовое включение нефтепровода состоялось в январе 2015 г., но введение в эксплуатацию было отложено. По официальной версии причиной было отсутствие договоренностей по коммерческим условиям контракта. Однако представляется, что были и другие веские причины - политические.
Первая. На ноябрь 2015 г. были намечены всеобщие парламентские выборы в Мьянме, и китайская сторона, по-видимому, хотела заключить контракт с новым правительством. После 2011 г. в отношениях Пекина с номинально гражданским правительством произошло некоторое охлаждение из-за отмены руководством Мьянмы ряда запланированных китайских крупных инфраструктурных проектов. Помимо замороженного строительства крупномасштабного комплекса гидросооружений Мьитсоне в штате Качин, было отменено строительство железной дороги, которую намеревались проложить параллельно трубопроводам из города Куньмин к порту в штате Ракхайн, для доставки туда китайских товаров на экспорт в другие страны, стоимость проекта оценивалась в 20 млрд. долл. В 2014 году Китай был также очень разочарован тем, что Мьянма не проявила интереса к новой китайской инфраструктурной инициативе «Один пояс - один путь». Председатель КНР Си Цзиньпин после вступления в должность в 2012 г. не был в Мьянме ни разу, хотя много ездил по всему миру. Поэтому не исключено, что китайское руководство хотело дождаться результатов всеобщих выборов ноября 2015 г. и даже, возможно, надеялось на победу оппозиционной НЛД. Это подтверждает и 5-дневный визит Аун Сан Су Чжи в Китай в канун выборов в июне 2015 г. Принимая Аун Сан Су Чжи на уровне главы государства, руководство КНР подчеркивало важность
контактов с лидером оппозиции в преддверии выборов, понимая, что НЛД имеет большие шансы на победу. Китайские лидеры считали, что именно партия НЛД будет более удобным партнером для переговоров по продвижению китайских интересов в Мьянме.
Вторая. Другим важным фактором можно считать возобновление военных столкновений этнических вооруженных формирований с правительственными войсками в штатах Качин и Шан. По контракту правительство Мьянмы гарантирует безопасность трубопроводов и на стадии строительства, и на стадии эксплуатации, особенно в неспокойных северных штатах, где существовала постоянная угроза военных действий между армией и повстанцами. Еще во время прокладки вдоль маршрута трубопроводов были расположены армейские части, численностью около 14 тысяч солдат. Военные действия возобновились в штате Качин еще в 2012 г. и не прекратились до сих пор. Более того, в 2016 г. на севере страны в приграничных с Китаем районах активизировались военные действия Северного альянса (Бирма).
Достижение мира в стране стало особенно важно на нынешней стадии не только для Мьянмы, но и для КНР.
Усиление китайского фактора в миротворческих
процессах Мьянмы
Китай и раньше участвовал в миротворческих процессах Мьянмы, но в последние месяцы Пекин все активнее принимает участие в межнациональном диалоге. Как говорится в редакционной статье китайской «Global Times», «одна из самых длительных гражданских войн в истории» сказалась на ситуации в приграничных районах Китая, негативно повлияла на перспективы создания «Экономического коридора» и на реализацию стратегии «Один пояс - один путь» («One Belt, One Road» -OBOR), «пора Китаю серьезно рассмотреть вопрос о принятии более активного подхода к содействию прекращения огня»17.
В интервью по итогам визита президент Мьянмы Тхин Чжо заявил китайским СМИ, что китайско-мьянманское дружественное сотрудничество способствует как дружбе между двумя странами и их общему развитию, так и обеспечению ми-
ра и стабильности на всей планете. Остановившись на китайской инициативе «Экономический пояс Шелкового пути» («Один пояс - один путь»), президент Тхин Чжо отметил, что Мьянма занимает самую большую часть суши в континентальной Юго-Восточной Азии и имеет очевидные географические преимущества. Он выразил надежду, что реализация инициативы «Один пояс - один путь» будет способствовать товаропото-ку между Востоком и Западом, экономическому развитию регионов вдоль «Пояса и пути» и развитию инфраструктуры государств, участвующих в строительстве.
Говоря о роли Китая в мирном процессе Мьянмы, президент Тхин Чжо указал, что предоставленная Китаем конструктивная помощь очень важна для достижения мира в Мьянме. Прошли уже два заседания в рамках механизма китайско-мьянманских консультаций по вопросам национальной обороны в формате «2+2», способствующего мирному процессу Мьянмы. Президент выразил правительству и народу Китая
благодарность за помощь, оказываемую мирному процессу в
1 8
Мьянме18.
ТЛ о 1
Китай, заинтересованный в скорейшем открытии нефтепровода, готов принять участие и в урегулировании ситуации с беженцами-мусульманами из штата Аракан в Бангладеш. Об этом заявил специальный посланник по делам Азии Сунь Госян во время своего 4-х дневного визита в Дакку. Но правительство Мьянмы отклонило это предложение, заявив, что по вопросам беженцев оно будет сотрудничать с правительством Бангла-
19
деш .
Между тем на правительство Аун Сан Су Чжи продолжается активное давление со стороны международных правовых организаций. По итогам поездок в Мьянму и Бангладеш специального докладчика ООН Янги Ли на 34-ой сессии Комиссии ООН по правам человека (UNHRC), состоявшейся в марте в Женеве, была принята резолюция о необходимости расследовать факты нарушения прав человека в Мьянме20. Заявление с требованием создать специальную экспертную комиссию ООН для проверки фактов нарушения прав человека в штатах Ара-кан, Качин и Шан подписали представители 23 международных организаций. Однако государственный советник Аун Сан Су
Чжи и главнокомандующий вооруженными силами Мьянмы Мин Аун Хлаин не поддержали эту инициативу и отказались содействовать работе группы экспертов ООН. В своем официальном заявлении Аун Сан Су Чжи объявила, что она отклонила это предложение, так как «оно не соответствует ситуации в 21
стране» . Свою позицию Аун Сан Су Чжи подтвердила и в Брюсселе во время совместной пресс-конференции с Верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини в мае 2017 г. Лидер Мьянмы заявила, что примет рекомендации только от членов экспертной комиссии, работающей под руководством бывшего
99
генерального секретаря ООН Кофи Аннана . Не вдаваясь в детали, она пояснила, что любое другое вмешательство приведет к расколу в обществе23.
По итогам событий последних месяцев главный редактор журнала «Иравади» в своем комментарии задается вопросом: «Бирма, по-прежнему, проводит нейтральную внешнюю политику по отношению к Китаю?». После краткой ретроспективы в историю двусторонних отношений автор приходит к выводу, что ситуация напоминает отношения «слон и ягненок», которые были между Китаем и Бирмой при премьер-министре У Ну в первое десятилетие независимости, но теперь уже в других
24
геополитических и стратегических условиях .
Аун Сан Су Чжи, занимающая также пост министра иностранных дел РСМ, отклонила приглашение Рекса Тиллерсона принять участие в саммите глав дипломатических ведомств стран АСЕАН в Вашингтоне, направив вместо себя советника по национальной безопасности Таун Туна. Официальной причиной был назван запланированный на эти же сроки визит государственного советника в Европу. По словам пресс-секретаря МИД РСМ, Аун Сан Су Чжи не планирует визит в США на ближайшее будущее, но это вовсе не означает охлаждения отношений с США в пользу отношений с Китаем. «Мы не выстраиваем отношения с какой-либо страной за счет другой», -заявил он25 .
Но США и даже Япония - другой важнейший партнер Мьянмы, далеко, а Китай - ближайший сосед с жизненно важными стратегическими интересами в Мьянме. И этот факт не
может игнорировать никакое правительство. В условиях, когда политика США в Азии и в Мьянме, в частности, при новой администрации пока четко не определена, Китай остается главным партнером и важнейшим игроком в миротворческих процессах Мьянмы.
I Генерал Аун Сан - отец лидера НЛД государственного советника Мьянмы Аун Сан Су Чжи - вместе с членами Исполнительного совета был убит 19 июля 1947 г. в результате политического заговора.
Дата подписания Панлонгского соглашения между представителями бирманцев, качинов, шанов и чинов 12 февраля 1947 г. ежегодно отмечается как общенациональны праздник День Союза.
-5
В Мьянме проживают более 135 этнических народов, которые составляют более 35% населения.
4 По некоторым данным, их около двадцати.
5 По Конституции Республики Союз Мьянма 2008 г. шести территориям предоставлен статус самоуправляемых зон: Нага, Дану, Кокан, Ва, Па-лаун, Па-О.
6 Независимое военное обозрение. 28.10.2016.
п
Подробно см.: Симония А.А. «Мьянма: дестабилизирующие факторы в процессе демократизации» в: «ЮВА: актуальные проблемы развития». Выпуск XXI. М., ИВ РАН 2012-2013 гг. С. 177-183.
0
Указом президента от 31 мая 2016 г. Мьянманский центр мира был трансформирован в Центр национального согласия и мира.
9 The Global Times (China). 30.03.2017.
10 AFP. 03.09.2016.
II Синьхуа. 22.08.2016.
12
12 Коалиция четырех этнических вооруженных формирований с ноября 2016 г. стала официально именовать себя Северный альянс Бирмы (the
Northern Alliance-Burma).
1
http://asia.nikkei.com/magazme/20170406/On-the-Cover/Myanmar-s-army-struggles-against-a-strong-new-rebel-alliance?n_cid=NARAN012
14 The Myanmar Times. 03.05.2017.
15 The Irrawaddy. 24.04.2017.
16 Подробнее о проекте Мьитсоне см.: Симония А.А. Новый облик военного режима в Мьянме в: «ЮВА: актуальные проблемы развития». Выпуск XVI. М., ИВ РАН 2011 г. С. 144-145.
17 The Global Times (China). 24.11.2016.
18 Синьхуа. 17.04.2017.
19 The Irrawaddy. 28.04.2017.
20
Китай и РФ голосовали против резолюции.
21 The Irrawaddy. 27.04.2017.
22
Консультативная комиссия по проблемам штата Ракхайн (Аракан) во главе с экс-генсеком ООН Кофи Аннаном создана в конце августа 2016 г.
23 The Reuters. 03.05.2017.
24 The Irrawaddy. 24.04.2017.
25 The Reuters. 02.05.2017.