Научная статья на тему 'Роль киберпространства социальных сетей в современном спорте'

Роль киберпространства социальных сетей в современном спорте Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1603
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИЯ / INTERNET ADDICTION / СПОРТИВНЫЙ PR / SPORTS PR / СЕЛФИ / SELFIE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комарова Анна Владимировна, Бороева Юлия Олеговна, Намсараева Яна Николаевна

В статье рассматриваются вопросы влияния социальных сетей на развитие спорта и вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Затронуто несколько аспектов: роль соцсетей в формировании имиджа, как средство PR, формирование интернет-аддикции, проявление феномена селфи. Интернет характеризуется общедоступностью, создает чувство сопричастности к важным событиям. С помощью социальных сетей можно не только общаться, но и оперативно получать новости. Одним из негативных проявлений постоянного пользования социальными сетями является формирование интернет-аддикции. Пользователь, который проводит ежедневно в социальной сети по 3-5 часов, полностью погружается в виртуальную жизнь и начинает принимать ее за еще одну реальность. Проведя исследование, мы обнаружили, что у многих спортсменов сформирована интернет-аддикция. Присутствует феномен селфизма. Также отмечается необходимость и неизбежность процесса киберсоциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of social networks'' cyberspace in modern sport

The article considers the issues of the impact of social networks on the development of sport and involvement in physical culture and sport. Some aspects have been concerned: the role of social networks in shaping the image, as a means of PR, the formation of the Internet addiction, the manifestation of the selfie phenomenon. The Internet is characterized by accessibility, it creates a feeling of co-participation in important events. UsOne of the negative manifestations of the constant use of social networks is the formation of the Internet addiction. The user, who every day spends 3-5 hours in the social network, fully immerses in a virtual life and begins taking it as one more reality. After carrying out a research, we have found that the Internet addiction is formed in many athletes. The phenomenon of selfism is observed. The necessity and inevitability of cybersocialization is also noted.

Текст научной работы на тему «Роль киберпространства социальных сетей в современном спорте»

УДК 796:004.5

Роль киберпространства социальных сетей в современном спорте

© Комарова Анна Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории физической культуры, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: annet7782@mail.ru

© Бороева Юлия Олеговна

магистрант факультета физической культуры, спорта и туризма, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: boroeva86@mail.ru

© Намсараева Яна Николаевна

заместитель декана по воспитательной работе факультета физической культуры, спорта и туризма, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: yana_nams@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы влияния социальных сетей на развитие спорта и вовлечение в занятия физической культурой и спортом. Затронуто несколько аспектов: роль соцсетей в формировании имиджа, как средство PR, формирование интернет-аддикции, проявление феномена селфи. Интернет характеризуется общедоступностью, создает чувство сопричастности к важным событиям. С помощью социальных сетей можно не только общаться, но и оперативно получать новости. Одним из негативных проявлений постоянного пользования социальными сетями является формирование интернет-аддикции. Пользователь, который проводит ежедневно в социальной сети по 3-5 часов, полностью погружается в виртуальную жизнь и начинает принимать ее за еще одну реальность. Проведя исследование, мы обнаружили, что у многих спортсменов сформирована интернет-аддикция. Присутствует феномен селфизма. Также отмечается необходимость и неизбежность процесса кибер-социализации.

Ключевые слова: спорт, интернет-аддикция, спортивный PR, селфи.

The role of social networks' cyberspace in modern sport

Anna V. Komarova

PhD in Education, A/Professor, Department of Theory of Physical Culture, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, Russia 670000 Yulia O. Boroeva

Graduate Student of the Faculty of Physical Culture, Sports and Tourism, Buryat State University

24a Smolina St., Ulan-Ude, Russia 670000 Yana N. Namsaraeva

Deputy Dean for Educational Work of the Faculty of Physical Culture, Sports and Tourism, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude, Russia 670000

The article considers the issues of the impact of social networks on the development of sport and involvement in physical culture and sport. Some aspects have been concerned: the role of social networks in shaping the image, as a means of PR, the formation of the Internet addiction, the manifestation of the selfie phenomenon. The Internet is characterized by accessibility, it creates a feeling of co-participation in important events. Us-

ing social networks it is possible not only to communicate, but also to receive news.

One of the negative manifestations of the constant use of social networks is the formation of the Internet addiction. The user, who every day spends 3-5 hours in the social network, fully immerses in a virtual life and begins taking it as one more reality. After carrying out a research, we have found that the Internet addiction is formed in many athletes. The phenomenon of selfism is observed. The necessity and inevitability of cyberso-cialization is also noted.

Keywords: sport, the Internet addiction, sports PR, selfie.

Интернет и социальные сети в развитии и становлении современного спорта играют большую роль. Социальные сети — это интернет-сообщества, которые позволяют общаться группе пользователей, объединенных общими интересами; это интерактивные многопользовательские веб-сайты, контент которых наполняется самими участниками сети.

Социальные сети объединяют людей не только в одной стране или на одном континенте, но и во всем мире. С одной стороны, люди, состоящие в социальных сетях, могут общаться с другими людьми, проживая в разных частях планеты. С другой, возникает вопрос о виртуальной зависимости этих участников сети. С третьей стороны, социальные сети являются отличным средством PR-компаний всех сфер жизнедеятельности человека.

Спорт в наше время, несмотря на его значимость, все же, как и несколько десятков лет назад, нуждается в популяризации. Большое влияние на массовое сознание оказывает Интернет pr [2; 3; 6].

В социальных сетях можно найти большое количество страниц, прямо или косвенно связанных со спортом. Это официальные аккаунты и информационные страницы звезд спорта, которые создаются при участии известных людей и даже частично или полностью ведутся ими. Выкладыванием новостей занимаются либо доверенные лица, либо независимые люди (как правило, из числа фанатов). Причем создание таких групп практически не регламентируется, и при желании каждый фанат может создать сообщество, например, ФК «Селенга» или «Александр Богомоев». Содержание подобных страниц напрямую связано с позицией администрации группы: кому-то нужно просто общаться с единомышленниками, а кто-то старается размещать интересные и полезные сведения.

В соцсетях создаются сообщества, посвященные отдельным спортивным дисциплинам, клубам, спортсменам или развитию спорта в конкретном регионе. Но страницы и группы в соцсетях не только стихийно организованы. Часто ведение этих ресурсов является целенаправленной деятельностью специалистов по PR в Интернете, цель которой состоит в формировании положительного мнения о спортсмене или организации среди аудитории. Не секрет, что многие спортсмены продолжают свою карьеру в качестве депутатов или доверенных лиц известных политиков. Присутствие огромного количества спортивного контента в социальных сетях несомненно служит популяризации занятий спортом. Хотя, пожалуй, в большей степени это касается зрительского интереса, а не стремления заняться каким-то видом спорта на практике. Однако нельзя недооценивать такой вклад созданных фанатами или специалистами сообществ и страниц, привлекающих внимание к ярким представителям мира спорта [6].

Социальные сети не требуют финансовых вложений, регистрация аккаунтов во всех популярных соцсетях бесплатна. В них общение происходит по типу диалога, а зачастую форума, пользователи привыкли комментировать действия друзей, вступать в дискуссии, отмечается более быстрое распространение информации, чем в официальных СМИ, и с помощью репостов можно максимально расширить аудиторию, которая увидит новость. Сейчас даже отмечается тенденция, что целевая аудитория — болельщики, спонсоры, спортивные аналитики — гораздо чаще пользуется социальными сетями, чем официальными сайтами.

В социальных сетях легко проводить пилотажные исследования, особенно связанные с опросом общественного мнения, можно также отслеживать тренды, ведь у каждого пользователя есть профиль, где указаны интересы и увлечения.

PR-компании посредством социальных сетей все же отнимают время, так как с аудиторией нужно постоянно общаться, поддерживать интерес, зачастую требуются услуги дизайнеров, фотографов, видеооператоров. Социальные сети — канал обратной связи, который позволяет слышать болельщиков и спортсменов, оперативно реагировать на события в разных социальных группах. Так как большинство комментариев на официальных сайтах клубов подвергается жесткой цензуре, социальные сети дают возможность высказывать мнения и просьбы в свободном стиле, которые на официальном ресурсе не приветствуются.

Участие в социальных сетях предполагает, что придется получать неприятные вопросы и негативные комментарии, нужно быть готовым к этому.

Для обеспечения сохранности психики современному человеку необходимо селективное восприятие информации: избегание «спама» и актуализация личностно-значимой, в том числе профессионально-ценностной информации. В. А. Плешаков отмечает, что в настоящее время в Интернете находится большой поток информации и необходимо принимать во внимание ограниченность психофизиологических ресурсов людей, которые невольно перегружают собственный организм и психику, что приводит к стрессовым состояниям, депрессиям, неврозам и, как следствие, снижению общей жизнеспособности. Следует использовать психологические методы фильтрации информации, обладающие какими-либо ценностными для человека характеристиками. Пользователям необходимо повысить эффективность работы с информацией, отфильтровывая ненужный для успешной жизнедеятельности «спам». Киберсоциализация уже давно стала фактической реальностью нашего мира, неотъемлемой частью социализации современной личности, а также двигателем научно-технического, экономического и социального прогресса человеческого общества [2; 3].

Особенно нам бы хотелось остановиться на приобретающей сегодня все большее распространение интернет-зависимости и феномене селфи (8еШе) в спорте.

Селфи представляет собой процесс самофотографирования. Этим занимаются многие люди, исключение не составляют и спортсмены, которые используют селфи в качестве средства общения и самопрезентации. В настоящее время практически отсутствуют научные публикации, посвященные проблеме селфи.

Летом 2014 г. в Интернете появилась научно необоснованная информация, о том, что чрезмерное увлечение селфи является психическим заболеванием. Хотя официально пристрастие к селфи не признано патологией, многие известные зарубежные и отечественные психологи, психиатры, наркологи (Е. А. Брюн, 2014; М. Е. Сандомирский, 2014; и др.) сходятся во мнении о том, что чрезмерное увлечение селфи и социальными сетями может сказаться на здоровье [7].

Наряду с лудоманией, трудоголизмом, шопоголизмом селфи обладает признаками нехимической зависимости. Чрезмерное увлечение селфи свидетельствует о трудностях адаптации, расстройствах самооценки (отмечается очень низкий уровень самооценки или, наоборот, завышенная самооценка, нарциссизм; очень часто эти люди занимаются сравнением себя с другими, а это, как мы знаем, отражается на психологическом благополучии человека, способствует формированию невротических расстройств личности). Селфи представляет собой своего рода способ самопрезетации в Интернете. С ростом популярности социальных сетей все большее количество людей, в том числе и спортсменов, обеспокоено своей внешностью, редактируют снимки в фоторедакторах перед тем как опубликовать в Интернете.

Нами было проведено исследование для выявления увлеченности селфи спортсменами. В эксперименте приняло участие 134 спортсмена, средний возраст — 19,24 ± 1,23 года. Мы использовали анкетирование, психодиагностические методики, критерий %2 Пирсона для определения личностных черт и склонности к опубликованию селфи.

Согласно данным анкетирования, 89,6 % опрошенных спортсменов имеют странички «ВКонтак-те», 37,8 % — в «Одноклассниках», 24,1 % — в «БасеЬоок», в «1пБ1адгат» зарегистрировано 14 % опрошенных спортсменов. Таким образом, многие спортсмены зарегистрированы в двух и более социальных сетях.

На общение в социальных сетях ежедневно тратят более 3 часов 41,4 % зарегистрированных участников опроса, от 1 до 2 часов — 31,5 %, проводят меньше часа в день в социальных сетях 27,1 % опрошенных спортсменов. При этом предпочитают скрывать большую часть выкладываемой на страничке информации, используя настройки приватности, 51,7 % респондентов, 41,3 % лишь иногда ограничивают доступ к содержимому своего раздела сети. Считают целесообразной необходимость контроля родителями и педагогами содержания страничек детей и подростков в соцсетях 38,7 % респондентов.

76,11 % опрошенных спортсменов предпочитают выкладывать селфи с соревнований и тренировок, 29,9 % ответили, что часто фотографируются и выкладывают селфи в сеть систематически, причем не только с соревнований, но и снимают себя в повседневной жизни, тем самым они хотят продемонстрировать красоту собственного тела, свой досуг, общение с определенными людьми, значимые события в своей жизни. 14,9 % опрошенных спортсменов ответили, что имеют такие фотографии, но не выкладывают в сеть, отрицательно относятся к селфи, не размещают в Интернете такие

фото 11,2 % опрошенных.

Проведя личностный тест Кеттела, мы обнаружили, что спортсмены, которые часто выкладывают селфи, имеют следующие выраженные черты в структуре личности: открытость (А+), доминантность (Е+), экспрессивность (F+), завышенная самооценка (MD+).

Сопоставив данные методики Кимберли-Янг, направленной на определение уровня интернет-аддикции, и данные анкетирования, мы выявили, что у спортсменов, которые часто выкладывают селфи в сеть, отмечаются высокие значения по шкале интернет-зависимости — 82,06 ± 7,54 балла. Многие спортсмены нуждаются в постоянном присутствии в информационном поле, они жадно ждут сообщений о различных спортивных и околоспортивных событиях, и для них привлекательна возможность комментировать эти новости, выражать свое мнение и в ряде случаев даже самостоятельно создавать контент на эту тему. Все это создает явление сопричастности к важным событиям.

Используя частотный анализ, мы обнаружили, что спортсмены более высокой спортивной квалификации (мастера спорта по сравнению с КМС и перворазрядниками) чаще выкладывают селфи в социальные сети (р < 0,05).

Выводы

Развитие социальных сетей отразилось и на спорте. Большинство подростков зарегистрированы в двух и более социальных сетях, однако, состоя в спортивном интернет-сообществе, подростки, интересуясь новостями спорта, не занимаются спортом. Но все же Интернет обладает мощным PR-потенциалом.

Что касается самих спортсменов, то уже и действующие спортсмены также имеют зависимость от социальных сетей. Проведя исследование, мы обнаружили, что у многих спортсменов сформирована интернет-аддикция. Присутствует феномен селфизма.

Литература

1. Бороева Ю. О. Эмпирическое изучение социально-психологических аспектов феномена селфи в спорте [Электронный ресурс] // ЛОМОНОСОВ-2015: материалы междунар. молодеж. науч. форума / отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андрия-нов, Е. А. Антипов. — М.: МАКС Пресс, 2015. — 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM); 12 см. — Систем. требования: ПК с процессором 486+; Windows 95; дисковод DVD-ROM; Adobe Acrobat Reader.

2. Плешаков В. А. Киберонтология и психология безопасности информационной сферы: аспект киберсоциализации человека в социальных сетях интернет-среды // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2010. — Вып. 4(19). — С. 131-141.

3. Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: монография / под общ. ред. А. В. Мудрика. — М.: МПГУ; HomoCyberus, 2011. — 400 с.

4. Погонцева Д. В. Selfie как современный социально-психологический феномен // Концепт. — 2013. — № 12(28). — С. 111-115.

5. Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» [Электронный ресурс] // The Atlantic. — URL: http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-nationalselfie-portrait-gallery/280651/

6. URL: http://www.hockey-world.net/sport-i-socialnyje-sjeti

7. URL: http://tass.ru/obschestvo/2101678

References

1. Boroeva Yu. O. Empiricheskoe izuchenie sotsial'no-psikhologicheskikh aspektov fenomena self v sporte [Empirical study of socio-psychological aspects of selfie phenomenon in sport]. LOMONOSOV-2015. Proc. Int. Youth Sci. Forum. Moscow: MAKS Press, 2015.

2. Pleshakov V. A. Kiberontologiya i psikhologiya bezopasnosti informatsionnoi sfery: aspekt kibersotsializatsii cheloveka v sotsial'nykh setyakh internet-sredy [Cyber ontology and psychology of network security: the aspect of cyber socializing of a person in social networks environment]. VestnikPSTGUIV: Pedagogika. Psikhologiya — Bulletin of Saint Tikhon's Orthodox University IV: Pedagogy. Psychology. 2010. V. 4(19). Pp. 131-141.

3. Pleshakov V. A. Teoriya kibersotsializatsii cheloveka [Theory of human cyber socializing]. Moscow: Moscow State Pedagogical University; HomoCyberus, 2011. 400 p.

4. Pogontseva D. V. Selfie kak sovremennyi sotsial'no-psikhologicheskii fenomen [Selfie as a modern social-psychological phenomenon]. Kontsept — Concept. 2013. No. 12(28). Pp. 111-115.

5. Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery». The Atlantic. Oct. 17, 2013. Available at: http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-nationalselfie-portrait-gallery/280651/

6. http://www.hockey-world.net/sport-i-socialnyje-sjeti

7. http://tass.ru/obschestvo/2101678

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.