6 Ася В. 2 - 4
7 Магомед В. 0- 5
8 Пятимат Г. 2 - 4
9 Зоя Г. 2 - 4
10 Мадина Д. 0 - 5
11 Макка К. 1 - 4
12 Динара К. 1 - 4
13 Амина Л. 1 - 4
14 Фатима Л. 0 - 5
15 Надя М. 0 - 5
16 Залина П. 0- 5
17 Марина П. 4 -3
18 Танзила Т. 1 - 4
19 Аслан Т. 1 - 4
20 Хади Х. 3 - 3
21 Хава Х. 1 - 4
22 Зарема Ч. 0- 5
23 Нурдин Я. 2 - 4
7 учащихся получили по «5» баллов, 14 учащихся - по «4» балла, 2 учащихся - по «3» балла.
Отметим, что учащиеся, не справившиеся с заданием на первом этапе исследования, показали более высокий результат, выразившийся в умении видеть и отмечать границы предложений.
Таким образом, в результате проведенного исследования, нам удалось выявить, что систематическое использование предложенного комплекса упражнений, включающего в себя: элементы игрового обучения, графические диктанты, диктанты с предварительной подготовкой, обращение к словарям, работу со словарными словами, выразительное чтение, способствуют повышению грамотности учащихся-билингвов, которая определяется следующими критериями:
- повышение эффективности учебной деятельности;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- увлечение учащихся исследовательской деятельностью.
Библиографический список
1.
4.
5.
6. 7.
Погодина Е.В. Активные методы обучения в системе методической подготовки учителей информатики. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Череповец, 2005.
Айнаева Т.Ш., Барахоева Ж.М., Озиева Е.М. Формирование у учащихся младшей школы пунктуационных навыков в предложениях, осложненных однородными членами. Рефлексия. Назрань: «Пилигримм», 2017; 6: 36 - 42.
Львов М.Р, Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. 2-е изд., перераб. Москва: Просвещение, 1987.
Алексеева Т.В. Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма. Начальная школа. 2000; № 5: 5. Лингвистический энциклопедический словарь. Главный редактор Ярцева Е.Н. Москва, 1990. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. Москва,1998.
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Издание 5-е. Назрань: «Пилигримм», 2010. Абакумов С.И. Методика пунктуации. Москва: Учпедгиз, 1951.
Барахоева Н.М., Барахоева Ж.М., Кодзоев Н.Д., Хайров Б.А. Ингушско-русский и русско-ингушский словарь терминов. Ростов-на-Дону, 2016.
References
1. Pogodina E.V. Aktivnye metody obucheniya v sisteme metodicheskoj podgotovki uchitelej informatiki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Cherepovec, 2005.
2. Ajnaeva T.Sh., Barahoeva Zh.M., Ozieva E.M. Formirovanie u uchaschihsya mladshej shkoly punktuacionnyh navykov v predlozheniyah, oslozhnennyh odnorodnymi chlenami. Refleksiya. Nazran': «Piligrimm», 2017; 6: 36 - 42.
3. L'vov M.R., Ramzaeva T.G., Svetlovskaya N.N. Metodika obucheniya russkomu yazyku v nachal'nyh klassah. 2-e izd., pererab. Moskva: Prosveschenie, 1987.
4. Alekseeva T.V. Nekotorye priemy formirovaniya navyka gramotnogo pis'ma. Nachal'naya shkola. 2000; № 5: 5.
5. Lingvisticheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnyj redaktor Yarceva E.N. Moskva, 1990.
6. Rozental' D.'E. Punktuaciya i upravlenie vrusskom yazyke. Moskva,1998.
7. Zherebilo T.V. Slovar'lingvisticheskih terminov. Izdanie 5-e. Nazran': «Piligrimm», 2010.
8. Abakumov S.I. Metodika punktuacii. Moskva: Uchpedgiz, 1951.
9. Barahoeva N.M., Barahoeva Zh.M., Kodzoev N.D., Hajrov B.A. Ingushsko-russkijirussko-ingushskijslovar'terminov. Rostov-na-Donu, 2016.
Статья поступила в редакцию 27.09.18
УДК 371.72
Bochkaryova Ye.D., postgraduate, Department of Cultural and Leisure Activities, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: mgukidissov@mail.ru
THE ROLE OF HISTORICAL MEMORY IN CIVIL PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH. The role of historical memory in civil patriotic education of students is examined in the article, the urgency of education of the historical memory of students is grounded. Historical memory is a basis of the socio-cultural process of preserving and reproducing the past of the country, the experience of the people, the state for its use in the activities of cultural institutions. The historical memory of young students in its modern sense is not only an independent concept, but also acquires features of a scientific one, formed on the basis of interdisciplinarity. The author states that the theory of education of historical memory dynamically develops in the modern socio-cultural situation. Key words: historical memory, civic-patriotic education, student youth.
Е.Д. Бочкарева, аспирант каф. культурно-досуговой деятельности Московского государственного института культуры, г. Москва, E-mail: mgukidissov@mail.ru
РОЛЬ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
В статье рассматривается роль исторической памяти в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодёжи, обосновывается актуальность воспитания исторической памяти учащейся молодёжи. Историческая память - основа социально-культурного процесса сохранения и воспроизводства прошлого страны, опыта народа, государства для его использования
в деятельности учреждений культуры. Историческая память учащейся молодёжи в её современном понимании является не только самостоятельной концепцией, но и приобретает черты научной, образовавшейся на основе междисциплинарности. В современной социокультурной ситуации динамично развивается теория воспитания исторической памяти. Ключевые слова: историческая память, гражданско-патриотическое воспитание, учащаяся молодёжь.
Историческая память является основой социально-культурного процесса сохранения и воспроизводства прошлого страны, опыта народа, государства для его использования в деятельности учреждений культуры. Историческая память является устойчивой системой представлений о прошлом, заложенных в общественном сознании учащейся молодёжи.
Мы согласны с профессором А.Д. Жарковым в том, что «историческая память тогда представляет собой общественную структуру, когда её главным смыслом является актуализация исторического опыта в культуре через структуры повседневности. Как и любая система, историческая память представляет с собой достаточно сложное образование, что обусловлено как её функциями, так и элементами, её составляющими» [1, с. 174].
Историческая память имеет удивительную особенность фиксировать в сознании учащейся молодёжи важнейшие исторические события прошлого, превращать исторические знания в разнообразные виды мировоззренческого восприятия опыта прошлого страны, его фиксации в сказках, легендах, преданиях, как единый технологический процесс.
Историческая память молодёжи является сложным и многогранным духовным образованием, являющимся устойчивым и изменчивым состоянием в общественном развитии и обеспечивающим связь времен и поколений, преемственность, что представляет собой основу для правильной ориентации в будущее. Фундаментальным свойством исторической памяти учащейся молодёжи является способность воспринимать и воспроизводить прошлое и связывать его с будущим.
Историческая память учащейся молодёжи представляет собой новый объект педагогических исследований в социально-культурной деятельности, и позволяет принимать более взвешенные, обоснованные решения в гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодёжи в учреждениях культуры.
Процесс социализации учащейся молодёжи протекает очень сложно и обращает на себя постоянное внимание со стороны государства и деятельности учреждений культуры по воспитанию исторической памяти учащейся молодёжи.
Практическая важность в проблеме воспитания исторической памяти учащейся молодёжи осознана педагогической общественностью и властью. Это подтверждается изданием ряда законодательных актов и организацией социально-культурных программ, рассматривающих вопросы о необходимости граж-данско-патриотического воспитания учащейся молодёжи с одной стороны. С другой стороны подтверждается в процессе активной разработки и издания учебных пособий и общеобразовательных программ, в которых вопросы гражданско-патриотического воспитания дополняют информацию политологического и исторического содержания или выделяются в особую образовательную дисциплину «граждановедение» с элементами краеведения.
Гражданская позиция и ответственность формируется, когда учащаяся молодёжь имеет представление о настоящих проблемах своей страны, старается защищать и отстаивать её интересы. Сформированная историческая память учащейся молодёжи в современных условиях становится важным гражданским качеством, благодаря которому учащаяся молодёжь может разумно существовать в условиях выбора, ответственности и свободы.
Процесс гражданско-патриотического воспитания учащейся молодёжи будет наиболее эффективен, если:
- гражданско-патриотическое воспитание основывается на знании истории своей Родины, предков и исторических событиях, на понимании значимости государства и определении роли личности в условиях социальных перемен, а также определении отрицательных и положительных сторон этих процессов;
- методика и содержание гражданско-патриотического воспитания будут находиться в гармонии с представлениями исторической памяти учащейся молодёжи;
- взаимоотношения педагогической общественности с учащейся молодёжью строятся на принципах демократических ценностей, составляющих основу воспитания исторической памяти;
- направленная на воспитание исторической памяти педагогическая деятельность будет включать в себя умение самостоятельно решать проблемы на различном уровне и руководить коллективом, разрабатывать и реализовывать социально значимые проекты.
Проблема гражданско-патриотического воспитания учащейся молодёжи заставляет более подробно изучить вопрос обновления содержания гражданско-патриотического воспитания и социальные факторы становления воспитания исторической памяти учащейся молодёжи.
В настоящее время в России гражданское образование находится в стадии становления. В развитии гражданского образования особую роль играют общественные объединения и организации. Педагоги должны принимать активное участие в деятельности этих организаций и сосредоточить свои усилия на воспитании исторической памяти молодёжи, а также граждан-ско-патриотическом воспитании, которые могли бы оказать учащейся молодёжи существенную поддержку и помощь.
Основная цель гражданско-патриотического воспитания - воспитание исторической памяти учащейся молодёжи посредством примеров нравственных идеалов общества, потребности в деятельности на благо общества и чувства любви к Родине.
Как отмечает А.И. Ракитов, «социально-историческая» память человечества, выступающая как знание о прошлом, дает множество образцов социально значимого поведения. Поступки исторических персонажей, различные исторические ситуации, типы разрешения определенных конфликтов, ведущих к укреплению данного общественного строя, данной этнической общности, социальной группы или организации, со временем становясь эталонами, дают обоснование нормам предпочтительного, санкционированного обществом поведения» [2, с. 10].
Таким образом, историческая память учащейся молодёжи представляет собой важную общественную структуру. Главным смыслом воспитания исторической памяти учащейся молодёжи является актуализация исторического опыта в культуре через структуры повседневности. Историческая память учащейся молодёжи является достаточно сложным образованием, что обусловлено её составляющими, элементами и функциями.
Современное состояние исторической памяти учащейся молодёжи отмечено непосредственной зависимостью от знаковых и семиотических конфигураций. В.М. Межуев считает, что историческая память вынуждена «иметь дело с тем, что находится за пределами всякого опыта, то есть с идеальной, умопостигаемой сущностью мира, в данном случае социального» [3, с. 45].
Все это позволяет сделать вывод об эвристическом потенциале исторической памяти учащейся молодёжи, который создает предпосылки для быстрого поиска новых подходов и форм к пониманию феномена культуры.
С позиций исторической памяти учащейся молодёжи, постоянно ускоряющиеся темпы цивилизационного развития все больше делают будущее трудно доступным. А ускорение сокращает пространство исторического опыта, актуализирует не изученные, принципиально новые факторы общественной жизни учащейся молодёжи. Другими словами мы существуем в эпоху постоянно меняющейся социокультурной ситуации.
А. Шлезингера отмечает, что «последние два поколения явились свидетелями большего количества достижений в области науки и технологии, чем предыдущие 798 поколений вместе взятых. Переход к быстро меняющемуся обществу ... внес глубокие изменения во внутренние ощущения и ожидания человека [4, с. 32].
По мнению М.В. Соколовой, «концепция исторической памяти учащейся молодёжи в современном гуманитарном знании становится одной из самых востребованных. К этой концепции обращаются не только историки, но и культурологи, социологи, писатели и политики» [5, с. 94].
Историческая память учащейся молодёжи в её современном понимании является не только отдельно взятой концепцией, но и приобретает черты научной, образовавшейся на основе ме-ждисциплинарности. В современной социокультурной ситуации динамично развивается теория воспитания исторической памяти.
Любовь к родному краю, знание его истории является основой, осуществляющей рост духовной культуры молодого человека и всего социума, где находится учреждение культуры. Тогда воспитание исторической памяти учащейся молодёжи в учреждениях культуры наиболее эффективно способствует граждан-
ско-патриотическому воспитанию, формированию общественного сознания, любви к родному краю. Следовательно, учреждения культуры должны пропагандировать роль исторического прошлого нашего многонационального и многоконфессионального народа.
Библиографический список
Воспитание исторической памяти учащейся молодёжи России будет эффективным с помощью традиционных форм деятельности учреждений культуры, ярких запоминающихся программ для огромной возрастной и социальной категории, приуроченных к памятным датам и государственным праздникам.
1. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности: учебник. Москва: МГУКИ, 2012.
2. Ракитов А.И. Историческое познание: Системно-гносеологический подход. Москва, 1982.
3. Межуев В.М. Социализм как идея и как реальность. Вопросы философии. 1990; 11.
4. Шлизенгер А. Циклы американской истории. Москва, 1992.
5. Соколова М.В. Педагогика исторической памяти: границы понятия. Ярославский педагогический вестник. 2013; 1; Том II (Психолого-педагогические науки): 92 - 98.
References
1. Zharkov A.D. Teoriya, metodika i organizaciya social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: uchebnik. Moskva: MGUKI, 2012.
2. Rakitov A.I. Istoricheskoe poznanie: Sistemno-gnoseologicheskijpodhod. Moskva, 1982.
3. Mezhuev V.M. Socializm kak ideya i kak real'nost'. Voprosy filosofii. 1990; 11.
4. Shlizenger A. Cikly amerikanskojistorii. Moskva, 1992.
5. Sokolova M.V. Pedagogika istoricheskoj pamyati: granicy ponyatiya. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2013; 1; Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki): 92 - 98.
Статья поступила в редакцию 25.09.18
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
lakobiuk L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: Lyakobuk@yandex.ru
THE INTRODUCTION OF INTERACTIVE FORMS IN TEACHING OF MATHEMATICS IN A UNIVERSITY OF AGRICULTURE.
The article reveals the experience in solving a problem of activation of cognitive activity of students of a modern university. The ways of using interactive teaching methods in the process of professional training of students are considered. The attention is focused on such methods of teaching as different kinds of lectures, discussions, methods of group decision creative tasks, etc. from the standpoint of pedagogical interaction. The paper concretizes and gives examples of the use of interactive forms of teaching mathematics at a university. The work substantiates the idea of the use of interactive teaching methods with the purpose of intensification of informative activity of students during training. The necessity of using interactive teaching methods is determined, their training value is shown. The authors come to the conclusion that the completeness and quality of homework has increased. The number of students using additional sources of information in their performance has increased. A larger number of students became interested in additional tasks. There is an increased initiative and independence in the development of educational material, assignments, increased the degree of assimilation of the content of educational material.
Key words: pedagogical interaction, interactive learning, interactive methods, binary lecture, lecture with pre-planned errors, training.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: vinmarvlad@yandex.ru
Л.И. Якобюк, канд. пед. наук, доц. каф. математики и информатики, ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, Е-mail: Lyakobuk@yandex.ru
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В АГРОУНИВЕРСИТЕТЕ
В данной статье раскрывается опыт работы по решению проблемы активизации познавательной деятельности студентов современного вуза. Рассмотрены пути использования интерактивных методов обучения в процессе профессиональной подготовки студентов. Акцентируется внимание на таких методах обучения как различного рода лекции, дискуссии, методы группового решения творческих задач и т. п. с позиций педагогического взаимодействия. Конкретизируются и приводятся примеры использования интерактивных форм обучения математике в вузе. Обосновывается идея использования интерактивных методов обучения с целью активизации познавательной активности студентов в процессе профессиональной подготовки. Определена необходимость использования интерактивных методов обучения, показана их обучающая ценность. Авторы приходят к выводу, что повысилась полнота и качество выполнения домашних заданий. Увеличилось число студентов, использующих дополнительные источники информации при их выполнении. У большего числа студентов появился интерес к дополнительным заданиям. Возросла инициативность и самостоятельность при освоении учебного материала, выполнении заданий, повысилась степень усвоения содержания учебного материала.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, интерактивное обучение, интерактивные методы, бинарная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками, обучение.
Интенсивная информатизация всех сфер человеческой деятельности устанавливает новые требования к высшему профессиональному образованию, в том числе к подготовке конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов.
В этой связи инновационные методы и технологии обучения должны быть направлены на воспитание творческой деятельности и инициативе студентов. Для достижения этой цели необходимо активировать и методично обеспечить контактную и самостоятельную работу студентов, которая адаптирует её к ди-
намично меняющейся реальности. Особой формой организации познавательной деятельности является интерактивное обучение, на основе которого, приобретая знания и навыки студента, создает основу для работы над решением проблем после окончания обучения.
Внедрение интерактивных форм обучения является одной из важнейших областей современного профессионального образования. Сейчас недостаточно, чтобы преподаватель был компетентен по специальности и передал огромную базу знаний