С. В. Новикова
(г. Междуреченск, Кемеровская обл.)
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Рассмотрены различные аспекты организации исследовательской деятельности учащихся как имеющей особую роль при реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. Проведен анализ авторского опыта по данному направлению
Изменения в практике отечественного образования показали, что применение компетентностного подхода обусловлено запросами современного общества. Попытка кардинального обновления стандартов и содержания образования на основе компетентностно-го подхода была предпринята еще в 2002 году. По мнению В. В. Краевского, «стало ясно, что необходима смена ориентации, переосмысление всего комплекса вопросов, связанных с содержанием образования» [3, с. 58].
Экспериментальная деятельность общеобразовательного учреждения обусловлена запросами современного общества. Стратегия модернизации российского школьного образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции. Поэтому компетентностный подход в современных условиях образования относится к числу приоритетных.
В месте с тем этот подход вступает в противоречие со многими сложившимися в системе образования стереотипами, существующими критериями оценки учебной деятельности детей, педагогической деятельности педагогов, работы школьной администрации.
Выделяя противоречия современного образования, мы видим, что в общеобразовательную школу компетентностный подход входит с большими трудностями: во-первых, у некоторых ученых и педагогов возникают опасения, не разрушит ли данный подход фундаментальность, систематичность знаний учеников; во-вторых, учителям не ясно, чем отличаются компетенции от общих учебных знаний, умений, навыков; в-третьих, нет научно обоснованных моделей формирования ключевых компетенций обучающихся.
Однако специфика современного образования состоит в том, что оно должно не только формировать знания, но и создавать условия для готовности решать жизненные задачи в меняющихся условиях социума.
Поэтому главная цель деятельности общеобразовательного учреждения - это формирование компетентной личности, способной к профессиональному самоопределению и успешному взаимодействию в социуме, а его основные задачи - создать на основе компетент-ностного подхода образовательную среду, направленную на повышение качества образования, и условия для развития исследовательской деятельности обучающихся.
Важнейшим условием в реализации данных задач является включение каждого ученика в различную, в том числе и учебно-исследовательскую, деятельность на всех этапах обучения с учетом его возможностей и способностей.
Главная особенность исследовательской деятельности - это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную (научную] истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде.
Осуществление основных задач экспериментальной работы обеспечивается: организацией сопровождения коллективных и индивидуальных творческих проектов, учебных исследований; разработкой заданий исследовательского и проблемного типа в различных предметных областях; включением школьников через исследовательскую деятельность в социально-полезную деятельность.
Основные критерии оценки учебного исследования это: научная значимость темы; обоснованность выбора методов исследова-
ния и грамотность их использования; глубина и грамотность анализа полученных результатов [7].
Важнейшим условием в реализации данных задач является включение каждого ученика в различную, в том числе и учебно-исследовательскую деятельность на всех этапах обучения с учетом его возможностей и способностей. Поэтому в гимназии организовано педагогическое сопровождение исследовательской деятельности старшеклассников.
В педагогическом сопровождении исследовательской деятельности ведущая роль должна отводиться следующим организационно-педагогическим факторам:
- наличие знаний обучающихся о научном познании;
- готовность педагогов организовать учебно-исследовательскую деятельность по своему предмету;
- значимость учебного исследования для ученика и оценка результативности исследовательской деятельности.
Остановимся на каждом из них более подробно, основываясь на опыте работы гимназии № 24 г. Междуреченска Кемеровской области, работающей по научно-методической теме «Компетентностный подход в обеспечении и повышении качества гимназического образования».
1. Наличие знаний обучающихся о научном познании. Исследователи утверждают, что специфика компетентностного подхода к обучению состоит в том, что обучаемый не усваивает «готовое знание», а сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи [2]. При таком подходе учебная деятельность, приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Так, по мнению А. В. Леонтовича исследовательская деятельность школьников заключается «в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения - субъективно новых знаний» [4, с. 14].
Поэтому одним из основных направлений в работе является организация исследовательской деятельности школьников, в которую включены учащиеся как 3-7, так и 8-11 классов. В положение об итоговой аттестации
классов вносится пункт о том, что учебно-исследовательская работа является обязательным компонентом гимназического образования. Учащиеся старших классов выполняют по одному проекту или исследованию в течение учебного года.
Исходя из этого в общеобразовательном учреждении возникла необходимость в составлении и реализации учебного курса «Технология учебного исследования» для 8-11 классов. Данный курс знакомит обучающихся с основными этапами учебного исследования и принципами самостоятельной организации поисковой и учебно-исследовательской работы, а также с проектированием самостоятельного исследования. Актуальность курса обусловлена перспективами продолжения обучения в старшем звене школы и вузах, со всей его спецификой и разнообразием видов самостоятельной работы.
На первом этапе реализации технологии учебное исследование осуществляется в группе под контролем учителя по заданной им теме. Преподаватель помогает учащимся определить тему, сформулировать гипотезу исследования, разработать план деятельности, а также осуществляет контроль на всех этапах исследования. Главной задачей здесь является становление исследовательской позиции учащихся.
Второй этап реализации технологии учебного исследования заключается непосредственно в проведении научного исследования, что включает в себя два последовательных подэтапа: проведение исследования (технологический подэтап] и аналитически-рефлек-тивный подэтап.
Особая роль отводится освоению различных форм презентации материалов исследования (тезисы, статья, реферат, стендовый доклад и др.]. Это позволяет формировать одновременно коммуникативную и социальную компетенции. Для презентации продуктов деятельности можно использовать компьютерную презентацию, что способствует овладению технической составляющей учебноинформационных умений и создает дополнительный стимул для их освоения.
2. Готовность педагогов организовать учебно-исследовательскую деятельность по своему предмету. Внедрение современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс способствовало организации работы среди учителей гимназии по отбору содержания учебного материала компе-
тентностного характера, технологии организации уроков, форм и видов контроля. Для этого на методическом совете было решено разработать задания исследовательского интегрированного типа в различных предметных областях. Результатом данного направления деятельности учителей стали сборники интегрированных исследовательских заданий в области гуманитарного образования и разработана тематика исследовательских работ в различных областях для 8-11 классов.
Как уже указывалось, на первом этапе учебного исследования основная роль принадлежит учителю. Организация учебного исследования на этом этапе требует от педагога большого спектра видов деятельности:
- подготовка примерных тем;
- мотивация обучающихся на выбор тем;
- подбор научно-популярной литературы по темам исследования;
- обсуждение самостоятельных выдвинутых тем;
- руководство учащимися и их консультирование;
- организация индивидуального и коллективного исследования.
Исследовательская деятельность, организуемая учителем, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность провести учебное исследование обстоятельно и углубленно. Поэтому исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время может выступать «...как форма центрообразующего стержня совместной деятельности учеников разных классов ... с преподавателями на основе достижения общей цели» [6, с. 34]. Логическим продолжением урока может стать какая-либо форма исследовательской, экспериментальной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время.
Также исследовательскую деятельность можно осуществлять через систему курсов по выбору, которая позволяет гимназистам попробовать себя в социальной роли; при этом моделируются реальные социальные, жизненные ситуации, где ученики демонстрируют и применяют свои исследования на практике (см. табл].
Анализ активности и участия гимназистов в исследовательской деятельности показывает: из параллели 8-х классов выбирают и реализовывают свои исследования 80%, из па-
раллели 9-х классов - 82%, а из параллели 10-х - уже 95% гимназистов.
3. Значимость учебного исследования для ученика и оценка эффективности результативности исследовательской деятельности. Целесообразность и эффективность организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся активно обсуждается как учеными, так и педагогами-практиками. В понятиях «учебное исследование» и «учебно-исследовательская деятельность» изначально заложено отличие от научной деятельности ученого. По мнению А. В. Леонтовича, главный смысл исследования в сфере образования - это то, что оно является учебным [4, с. 14]. В настоящее время трактовка исследовательской деятельности учащихся многогранна. В условиях общеобразовательного учреждения под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность, связанную с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие следующих основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы; изучение разной информации по данной проблематике; выбор методов исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала; анализ и обобщение; формулировка выводов.
Процесс исследования позволяет проверить не только понимание учащимся учебного материала, но и его умение самостоятельно добывать и интерпретировать знания, в том числе работать с источниками информации. Суть данной работы в том, что учащиеся постигают реальные процессы, проживают конкретные жизненные ситуации, проникают в глубь теоретических явлений, в результате у них появляется способность решать конкретные жизненные проблемы. Результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих учеников.
Очень важными в исследовательской деятельности являются аргументированное обоснование позиции, использование избранных способов достижения результатов исследования, специальная проверка результатов адекватности применения их в жизнедеятельности, - все это способствует развитию ключевых компетенций.
Многие ученые сходятся во мнении о том,
Таблица
Учебная исследовательская деятельность, реализуемая посредством курсов по выборов
Класс и название курса по выбору Цель деятельности Организация исследовательской деятельности
9-10 классы «Основы журналистики» Развитие коммуникативной компетенции через ознакомление с особенностями жанров в журналистике Социологические опросы по актуальным проблемам гимназии
10 класс «Культура делового взаимодействия» Развитие коммуникативной компетенции через организацию различных форм деловой коммуникации Организация исследований в сфере делового общения
8, 9 классы «Знаешь ли ты свои права» Развитие социальной компетенции через повышение правовой грамотности и социальной активности гимназистов Организация исследований по направлениям: «Права и обязанности старшеклассника», «Проблемы современной семьи»
8, 9, 10 классы «Портрет экскурсовода на фоне профессии» Совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся через подготовку и проведение экскурсий Социологические опросы
8, 9 классы «Здоровье человека и окружающая среда» Формирование здорового образа жизни и содействие повышению социальной компетентности гимназистов Исследовательские работы по теме «Здоровый образ жизни гимназиста XXI века»
что учебно-исследовательская деятельность школьников является одним из перспективных средств развития познавательной мотивации учащихся [1, с. 31]. Успешность исследовательской деятельности во многом зависит от личностного смысла, поэтому в нашей гимназии изучается характер мотивов исследовательской деятельности, приносящий удовлетворение учащимся.
Ведущие мотивы старшеклассников нашей гимназии в учебно-исследовательской деятельности распределялись следующим образом (2007 год]:
- характер взаимодействия с другими людьми - 36%;
- возможность проявить свои способности - 27%;
- возможность проявить творчество и инициативу - 19%.
В 2011 г. ведущие мотивы в учебно-исследовательской деятельности старшеклассников распределяются следующим образом:
- возможность проявить творчество и инициативу - 42%;
- возможность проявить свои способности - 36%;
- характер взаимодействия с другими людьми - 22%.
Анализируя эти данные, мы видим, что в 2011 г. произошли сдвиги в выборе ведущих мотивов учебно-исследовательской деятельности старшеклассников. В настоящее время преобладает такой мотив, как «возможность проявить творчество и инициативу». Это подтверждается и тем, что из года в год растет число учащихся, проявляющих повышенный интерес к учебному исследованию, что отражается на активности учащихся в научнопрактических конференциях. Гимназисты демонстрируют позитивное отношение к учебному исследованию и высокий уровень осознанности этого вида деятельности.
Обобщив педагогический опыт по руководству учебными исследованиями, мы определили главный фактор успешности учебно-исследовательской деятельности обучающихся: проблема должна быть взята из реальной жизни, быть известной и значимой для ученика [5, с. 46]. Личный интерес учащегося является необходимым условием успешной работы. Для решения исследовательских задач необходимы как ранее полученные знания, так и те, которые предстоит приобрести в ходе проведения исследования, т.е. должен применяться принцип актуальности и востребованности, направленность не столько на веч-
ные проблемы бытия, сколько на животрепещущие практически значимые конкретные проблемы города и области. Иными словами, учебно-исследовательская работа учащихся должна соответствовать реальным задачам конкретных школы, города, области, иметь практическую направленность и возможность использования полученных результатов в жизни. Действия руководителя учебного исследования и учеников на всех этапах исследования должны быть подчинены достижению его цели. Большое значение при этом имеет способность учителя создать мо-
тивацию к исследовательской деятельности, которая может быть обусловлена интересом к данному предмету, эмоциональным восприятием поднимаемой проблемы, значимостью конкретного знания для будущего профессионального выбора. Соответственно, исследовательская деятельность ученика представляет собой новую ценность, такую, как проба сил в практической деятельности по выбранному направлению, а вся система работы по данному направлению способствует развитию ключевых компетенций через учебное исследование.
Литература
1. Бруднов А. К. О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования // Вестник образования. - 1996. - № 5. - С. 31-51.
2. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Известия Российской академии образования. - 2000. - № 2. - С. 37.
3. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. -256 с.
4. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и. проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 12-17.
5. Новикова С. В. Развивающий потенциал учебного исследования // Воспитание школьников. - 2007. - № 2. - С. 46-52.
6. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. - 2001. - № 5. - С. 26-35.
7. Методические рекомендации «О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» : письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. М 03-413 (Приложение № 1).