Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ИНТЕРЕС / ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакурова Н. Н.

В статье исследуется роль исполнительного производства как правового феномена в обеспечении национальной безопасности. Автор рассматривает его, прежде всего, в качестве правового средства обеспечения национальной безопасности в целом, но в то же время и, главным образом, в качестве инструментария обеспечения конкретного властного решения органа, должностного лица в отношении отдельно взятого гражданина, организации. Тем самым доказывается важность роли принудительного исполнения в обеспечении прав человека и гражданина как высшей ценности, властных публично-значимых решений в масштабе деятельности всего государства. Автор объясняет необходимость исполнительного производства, существования института принудительного исполнения наличием государства, приходит к выводу о том, что, пока существует государство, оно будет нуждаться в инструментарии по принудительному исполнению властных решений.По мнению автора, исполнительное производство - средство обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В то же время автор также утверждает, что исполнительное производство - одно из таких средств, поскольку национальная безопасность государства - явление сложное, системное, собирательное, обеспечивается разными органами публичной власти, государственного управления, в том числе и прежде всего органами исполнительной власти.Рассматривая национальную безопасность государства с точки зрения состояния защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, автор безусловно, учитывает многоаспектный характер таких интересов. Это позволяет прийти к выводу о том, что по своей сути последние представляют ценности в различных областях общественных отношений, особенности которых нуждаются в специальном инструментарии, в том числе в форме исполнительного производства, которое используется только в случае защиты правовых ценностей. Таким образом, исполнительное производство стоит на страже обеспечения национальной безопасности государства в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENFORCEMENT PROCEEDINGS IN ENSURING NATIONAL SECURITY

The article examines the role of enforcement proceedings as a legal phenomenon in ensuring national security. The author considers it, firstly, as a legal means of ensuring national security in general, at the same time and mainly as a tool for ensuring a specific decision of an authority, an official in relation to a single citizen, organization. This proves the importance of the role of enforcement in ensuring human and civil rights as the highest value, authoritative publicly significant decisions on the scale of the entire state. The author explains the necessity of enforcement proceedings, the existence of the institution of enforcement by the presence of the state, comes to the conclusion that as long as the state exists, it will need tools for the enforcement of power decisions. According to the author, enforcement proceedings are a means of ensuring the national security of the Russian Federation.At the same time, the author also claims that enforcement proceedings are one of such means, since the national security of the state is a complex, systemic, collective phenomenon, provided by various public authorities, public administration, including, above all, executive authorities. Considering the national security of the state from the point of view of the state of protection of national interests from internal and external threats, of course, the author takes into account the multidimensional nature of such interests.This also allows us to come to the conclusion that, in essence, the latter represent values in various areas of public relations, the features of which need special tools, including in the form of enforcement proceedings, and which are used only in the case of protection of legal values. Thus, enforcement proceedings are on guard to ensure the national security of the state in the economic, socio-cultural, administrative and political spheres of society and the state.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Наталья Николаевна БАКУРОВА,

доцент кафедры административного права и процесса Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Роль исполнительного производства в обеспечении национальной безопасности1

Аннотация. В статье исследуется роль исполнительного производства как правового феномена в обеспечении национальной безопасности. Автор рассматривает его, прежде всего, в качестве правового средства обеспечения национальной безопасности в целом, но в то же время и, главным образом, в качестве инструментария обеспечения конкретного властного решения органа, должностного лица в отношении отдельно взятого гражданина, организации. Тем самым доказывается важность роли принудительного исполнения в обеспечении прав человека и гражданина как высшей ценности, властных публично-значимых решений в масштабе деятельности всего государства. Автор объясняет необходимость исполнительного производства, существования института принудительного исполнения наличием государства, приходит к выводу о том, что, пока существует государство, оно будет нуждаться в инструментарии по принудительному исполнению властных решений. По мнению автора, исполнительное производство — средство обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В то же время автор также утверждает, что исполнительное производство — одно из таких средств, поскольку национальная безопасность государства — явление сложное, системное, собирательное, обеспечивается разными органами публичной власти, государственного управления, в том числе и прежде всего органами исполнительной власти.

Рассматривая национальную безопасность государства с точки зрения состояния защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, автор безусловно, учитывает многоаспектный характер таких интересов. Это позволяет прийти к выводу о том, что по своей сути последние представляют ценности в различных областях общественных отношений, особенности которых нуждаются в специальном инструментарии, в том числе в форме исполнительного производства, которое используется только в случае защиты правовых ценностей. Таким образом, исполнительное производство стоит на страже обеспечения национальной безопасности государства в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества и государства. Ключевые слова: государство, национальная безопасность, исполнительное производство, интерес, ценность.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.99.11.060-069

1 Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидер© Н. Н. ^курм^ 2022 ства «Приоритет-2030».

УНИВЕРСИТЕТА Роль исполнительного производства Q|

имени o.e. кутафина(мгюА) в обеспечении национальной безопасности

NATALYA N. BAKUROVA,

Associate Professor of the Department of Administrative Law and Procedure of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Cand. Sci. (Law) [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

The Role of Enforcement Proceedings in Ensuring National Security

Abstract. The article examines the role of enforcement proceedings as a legal phenomenon in ensuring national security. The author considers it, firstly, as a legal means of ensuring national security in general, at the same time and mainly as a tool for ensuring a specific decision of an authority, an official in relation to a single citizen, organization. This proves the importance of the role of enforcement in ensuring human and civil rights as the highest value, authoritative publicly significant decisions on the scale of the entire state. The author explains the necessity of enforcement proceedings, the existence of the institution of enforcement by the presence of the state, comes to the conclusion that as long as the state exists, it will need tools for the enforcement of power decisions. According to the author, enforcement proceedings are a means of ensuring the national security of the Russian Federation. At the same time, the author also claims that enforcement proceedings are one of such means, since the national security of the state is a complex, systemic, collective phenomenon, provided by various public authorities, public administration, including, above all, executive authorities. Considering the national security of the state from the point of view of the state of protection of national interests from internal and external threats, of course, the author takes into account the multidimensional nature of such interests. This also allows us to come to the conclusion that, in essence, the latter represent values in various areas of public relations, the features of which need special tools, including in the form of enforcement proceedings, and which are used only in the case of protection of legal values. Thus, enforcement proceedings are on guard to ensure the national security of the state in the economic, socio-cultural, administrative and political spheres of society and the state.

Keywords: state, national security, enforcement proceedings, interest, value.

Исполнительное производство закономерно для любого государства, поскольку в случае невыполнения по доброй воле властных публично значимых решений оно обеспечивает их исполнение с использованием средств и методов государственного принуждения. Тем самым гарантируется исполнение государственно-властных решений, большая часть из которых судебные, они являются решениями, принятыми именем Российской Федерации, что означает

I А

II

шЛ

к1 II А

ш Е

Шт ЕЗ та

Ш5

Ы>

Ш1 ап

шС

т Т

ИЬ

УГРОЗЫ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

отведение значимой роли исполнительному производству в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

В этой связи не вызывает сомнения, что исполнительное производство — средство обеспечения национальной безопасности. В то же время следует учитывать, что исполнительное производство — одно из таких средств, поскольку национальная безопасность — явление сложное и многогранное и в этой связи обеспечивается системно компетентными органами в процессе разных видов деятельности2.

Органом принудительного исполнения России взыскиваются ежегодно огромные суммы денежных средств во исполнение судебных и иных актов органов и должностных лиц. Так, в 2021 г. взыскано в пользу различных категорий взыскателей 888 млрд руб., в 2020 г. — 696 млрд руб., в том числе в пользу физических лиц — 113,7 млрд руб., в пользу юридических лиц — 450,4 млрд руб. В бюджетную систему Российской Федерации перечислено 326,6 млрд руб., что превысило взысканные суммы денежных средств в сравнении с предыдущими периодами. Объемы взысканных денежных средств говорят о масштабах деятельности органа принудительного исполнения страны, о его важности и роли исполнительного производства для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Национальная безопасность государства — явление собирательное, обеспечивается разными органами публичной власти, государственного управления, в том числе и прежде всего — органами исполнительной власти3. Рассматривая национальную безопасность нашего государства с точки зрения состояния защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, безусловно, следует учитывать многоаспектный характер таких интересов4. По сути, они представляют собой ценности5 в различных областях общественных отношений, которые с учетом их особенностей нуждаются в специальном инструментарии. И тогда мы можем говорить, что экономические интересы (ценности) обеспечиваются органами публичной власти, государственного управления, органами исполнительной власти в сфере экономики.

Социальные ценности, ценности культуры, национальные интересы в социально-культурной сфере обеспечиваются органами публичной власти, государственного управления, органами исполнительной власти в социально-культурной сфере. Политические интересы государства обеспечиваются органами публичной власти, государственного управления, органами исполнительной власти в административно-политической сфере6.

2 Административный процесс Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Л. Л. Попов. М. : Проспект, 2017. 348 с.

3 Bakurova N. N. The System of Federal Bodies of Executive Power in Russia // Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2019. № 6 (58). С. 81—86.

4 См.: Пономаренко И. Е. Понятия «интерес» и «социальный интерес» в юридической науке: теоретико-правовой аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Право. 2017. Т. 17. № 3. С. 100.

5 Пушкина А. А. Ценностное толкование: роль Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2022. № 5. С. 56—69.

6 Бакурова Н. Н. Государственное управление в административно-политической сфере : учебное пособие для магистрантов. М. : Проспект, 2018. 176 с.

УНИВЕРСИТЕТА Роль исполнительного производства

имени o.e. кугафина(мгюА) в обеспечении национальной безопасности

Из-за отсутствия единого доктринального подхода к наполнению понятия ценностей, конституционных ценностей, исследование этого основополагающего вопроса остается актуальным7. Так, с точки зрения фундаментальной науки конституционного права одни ученые относят к ним от сугубо правовые понятия, другие включают в их состав общечеловеческие моральные ценности8.

Исполнительное производство — инструмент государства, который оно использует только в случае защиты правовых ценностей во всех сферах общественных отношений. И тогда мы приходим к выводу о том, что исполнительное производство стоит на страже обеспечения национальной безопасности в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества и государства, а значит, реально обеспечивает состояние защищенности, указанное в легальном определении понятия9.

С одной стороны, исполнительное производство обеспечивает защиту ценностей разного рода в масштабе всей страны: экономические интересы, экологическую, промышленную, продовольственную безопасность. С другой стороны, безусловно, оно в каждом конкретном случае стоит на страже закона и защищает конкретного субъекта права, его права, законные интересы, выраженные в индивидуальном властном решении органа, должностного лица, что доказывает конституционный посыл о том, что человек, его права и свободы — высшая ценность. Исполнительное производство стоит на страже их обеспечения и претворения в жизнь на основе Закона10.

В то же время исполнительное производство представляет собой средство обеспечения таких прав и свобод, форму выполнения обязанности государства по защите таких интересов человека и гражданина. А значит, в каждом конкретном случае и в их совокупности должна быть обеспечена национальная безопасность Российского государства независимо от того, на что направлена такая защита, будь то финансы, социальное обеспечение, право на труд, отдых, экология или

7 Старилов Ю. Н. Публичная власть и публичное управление: проблемы соотношения и развития с учетом результатов конституционной реформы 2020 года // Публичная власть в современной России : проблемы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических ^ наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина

(VII Саратовские административно-правовые чтения). Саратов : Саратовская государственная юридическая академия ; Саратовский филиал Института государства и права Г А РАН, 2021. С. 21—31. тЬ

Л ст

8 Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник Российской академии наук. 2020. Т. 90. № 5. С. 404. I Г

9 См.: Бакурова Н. Н. Особенности государственного управления в различных сферах общественной жизни // Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть : учебник для магистров / под ред. С. А. Старостина. М. : Проспект, [ЦП

2016. С. 46—59 ; Она же. Понятие исполнительного производства в административном

шС

процессе // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 39—44. О!

ш и

Бакурова Н. Н. Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производ- Ы П

стве: административно-процессуальный аспект // Административное право и процесс. иЬ

2022. № 3. С. 70—73. УГ РОЗЫ

>

10

в М УНИВЕРСИТЕТА

L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

иное, потому что разного рода ценности именно в их сочетании представляют собой охраняемый государством национальный интерес. И в этой связи исполнительное производство само представляет собой сложный по своему содержанию и характеру деятельности механизм.

В то же время большая часть деятельности по принудительному исполнению как способ обеспечения национальной безопасности осуществляется в экономической сфере, поскольку поступающие в Федеральную службу судебных приставов исполнительные документы преимущественно направлены на взыскание денежных средств, и только небольшая часть из них — непосредственно на так называемое неимущественное взыскание: принудительное выселение, вселение, выдворение за пределы иностранного гражданина или лица без гражданства, административное приостановление деятельности, восстановление на работе и т.п. Хотя в каждом из названных видов исполнения, безусловно, так или иначе просматривается финансовая (экономическая) составляющая. Это позволяет также сделать вывод о том, что любое исполнительное производство прямо или косвенно обеспечивает экономическую безопасность нашего государства.

Приведем пример первого типа исполнительного производства. Так, именно посредством рассматриваемого вида административно-юрисдикционной деятельности с юридического лица Google взысканы в бюджет государства денежные средства на сумму более 7,7 млрд руб. за неоднократный отказ удалить запрещенный в России контент11. Такой масштаб взысканий с должников денежных средств, как в указанном случае административного наказания за совершение административного правонарушения, говорит сам за себя и доказывает значимость исполнительного производства в механизме государственных органов, подчеркивает особый характер и важность органа исполнительной власти в системе публичных органов, обеспечивающих национальную безопасность, осуществляющих порученное дело по принудительному исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц.

Поэтому представляется правильным классифицировать исполнительное производство также по экономической значимости (масштабу) и выделять крупные

11 В конце декабря 2021 г Таганский суд Москвы по инициативе Роскомнадзора привлек юридическое лицо Google к административной ответственности и назначил минимальный размер оборотного административного штрафа в размере 5 % от годовой выручки за 2020 г. — более 7,2 млрд руб. Компания была признана виновной по ч. 5 ст. 13.41 КоАП РФ (повторное правонарушение, связанное с неудалением информации владельцем ресурса в Интернете). Срок добровольной уплаты административного штрафа истек 19 марта 2022 г. В конце апреля арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство о наложении ареста на денежные средства, в том числе на те, которые будут поступать на банковские счета, а также имущество ООО Googte. Тогда же судебные приставы возбудили исполнительное производство о принудительном взыскании с ООО Googte административного штрафа. Позднее к указанной сумме добавился исполнительский сбор на сумму 505,5 млн руб. Согласно банку данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП России), исполнительное производство о взыскании с Google 7,2 млрд руб. оборотного штрафа и 505 млн руб. исполнительского сбора окончено. Это означает, что в процессе исполнительного производства долг компании погашен.

УНИВЕРСИТЕТА Роль исполнительного производства

имени o.e. кугафина(мгюА) в обеспечении национальной безопасности

(наиболее значимые для экономической безопасности государства исполнительные производства — от 100 тыс. руб. и более), средние (по взысканию денежных средств в размере от 5 тыс. руб. до 100 тыс. руб.) и малые (менее значительные исполнительные производства — по взысканию денежных средств в размере до 5 тыс. руб.).

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью в соответствии с Основным законом нашей страны. Когда речь идет об обеспечении посредством исполнительного производства прав несовершеннолетних граждан, исполнение полномочий органами публичной власти становится особенно социально значимым. И хотя экономическая подоплека в исполнительном производстве фигурирует чаще, велика социальная роль исполнительного производства, когда оно обеспечивает состояние защищенности несовершеннолетних как части национальной безопасности, когда речь идет о взыскании алиментов в отношении них в соответствии с решением суда, об обеспечении их права на возможность видеться с обоими родителями, об участии обоих родителей в их воспитании, образовании, что гарантируется нормами Семейного кодекса РФ.

Нередко исполнительное производство в отношении подобного рода дел связано с такими мерами принудительного исполнения, как розыск ребенка. Нет ничего более ценного, чем жизнь человека, поэтому, когда идет речь о розыске ребенка в указанных исполнительных производствах, переоценить значение последних невозможно.

Законодательство идет по пути строгого подхода к гражданам, которые не выполняют взятые на себя семейные обязательства или выполняют их недобросовестно, поэтому с целью исключения случаев уклонения должников от обязанности платить алименты на содержание детей в законодательство об административных правонарушениях, уголовное законодательство внесены изменения, которыми предусматривается возможность привлечения в процессе исполнительного производства таких граждан-должников к юридической ответственности при частичной уплате суммы, установленной решением суда или нотариально удостоверенным соглашением.

Это создает условия для более эффективного обеспечения прав несовершеннолетнего гражданина посредством влияния на поведение обязанных граждан — их родителей, позволяет органу принудительного исполнения, используя [Ц свои юрисдикционные полномочия, повысить качество деятельности по взы- х°

реальностью, им обеспечивается исполнение судебных решений, права их защи-

_1 шЛ

m —I

тгг

сканию алиментов, исключить злоупотребления со стороны должников, более действенно защищать права детей, обеспечивать состояние их защищенности.

То же касается нетрудоспособных родителей, в отношении которых осущест- ЕН

вляется принудительное исполнение по взысканию алиментов. Они, как правило, одиноки, нуждаются в заботе, помощи со стороны своих детей. Исполнительное [т

производство — то средство, с помощью которого такая поддержка становится

ш5

щаются, реализуются, становятся реальностью.

Обеспечивая национальную безопасность, орган принудительного исполнения участвует в оптимизации законодательства, касающегося исполнительного производства, инициирует расширение перечня видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание. В него включены выплаты, осуществляемые в

УГРОЗЫ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

целях предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и семьям, имеющим детей, пособия и выплаты беременным женщинам, выплаты малоимущим гражданам в рамках оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта12.

Кроме того, для обеспечения национальной безопасности страны представляется важной такая новелла процессуального законодательства, которая непосредственно обеспечивает в случае необходимости в будущем орган принудительного исполнения достоверной информацией о должнике в возможном исполнительном производстве, а также направлена на избежание ошибок в потенциально возможном процессе принудительного исполнения. Речь идет о норме, закрепляющей обязанность истца указать при подаче искового заявления, заявления о выдаче исполнительного документа данные, идентифицирующие ответчика, если они известны.

Сведения об ответчике включают:

— для гражданина — фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства, дату и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серию и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серию и номер водительского удостоверения, серию и номер свидетельства о регистрации транспортного средства);

— для организации — наименование и адрес, а также, если они известны, идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер.

В исковом заявлении гражданина один из идентификаторов гражданина-ответчика указывается, если он известен истцу13.

В то же время еще одним признаком обеспечения в ходе и в результате исполнительного производства состояния защищенности от внешних и внутренних угроз являются цифровые технологии, которые активно внедряются, используются и обеспечивают информационную составляющую национальной безопасности, которая в настоящее время, по сути, является основой иных ее составляющих. Независимо от того, каков характер общественных отношений, обеспечиваемых исполнительным производством (экономический, социальный или иной), цифровые технологии позволяют облегчить использование ресурсной базы самого исполнительного производства, организовать его наиболее экономичным образом.

Так, благодаря нормам Федерального закона от 21.12.2021 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»14 использование в ходе исполнительного производства государственных информационных систем, принятие решений и обмен информацией между органом принудительного исполнения и иными органами публичной власти в автоматическом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 См.: Итоговый доклад о результатах деятельности ФССП России в 2021 году // Официальный сайт ФССП России. URL: https://fssp.gov.ru/2765741 (дата обращения: 15.06.2022).

13 ГПК РФ в ред. Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ. П. 3 ст. 131 // СЗ РФ. 03.12.2018. № 49 (ч. I). Ст. 7523.

14 СЗ РФ. 2021. № 52 (ч. I). Ст. 8976.

УНИВЕРСИТЕТА Роль исполнительного производства 6/

имени o.e. кугафина(мгюА) в обеспечении национальной безопасности

режиме становится реальностью, что, безусловно, гарантирует достоверность информации о должнике, минимизирует риски ошибок в процессе исполнительного производства.

Исполнительные документы от лиц, осуществивших рассмотрение дела по существу, в форме электронного документа, подписанного принявшим соответствующий акт лицом, усиленной квалифицированной электронной подписью, поступают на принудительное исполнение. Кроме того, Закон позволяет о юридически значимых действиях судебного пристава-исполнителя в процессе исполнительного производства, которые он обязан оформлять постановлением, извещать лиц, участвующих в деле (должника, взыскателя), посредством удаленной связи через единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что, в частности, во-первых, направлено на верную идентификацию лиц, участвующих в исполнительном производстве, во-вторых, минимизирует разного рода расходы (временные, материальные), а в целом обеспечивает информационную безопасность.

Отметим тот факт, что анализ новелл законодательства, правовых норм об использовании цифровых технологий в процессе исполнительного производства позволяет сделать вывод о внедрении в современную сферу юстиции цифрового исполнительного производства. Так, сегодня каждая стадия последнего характеризуется возможностью электронного документооборота.

Подчеркнем большую роль органов исполнительной власти в области цифровых технологий и массовых коммуникаций, так как основой коммуникации по вопросам юстиции являются усовершенствованные и совершенствующиеся ежедневно информационные технологии. На основе взаимодействия органов юстиции и органов в области связи обеспечивается возможность экономии сил и средств в исполнительном производстве.

Требования к форме уведомления об исполнении постановлений, изготовленных и (или) направляемых для исполнения в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий (Минцифры России), если тл

X*

II

шЛ

гпЬ дЕ

иной порядок не установлен федеральным законом.

В связи с этим расширяется круг обязанных лиц в цифровом исполнительном производстве. Так, к ним в настоящее время относятся операторы связи, на которых возложена обязанность предоставления в орган принудительного ЕН

исполнения в течение суток на основании соответствующего запроса сведений о номерах телефонов должника и взыскателя. В Е

Исполнительное производство обеспечивает состояние защищенности и бюджетной системы государства. Современная цифровая возможность организации принудительного исполнения по всем видам платежей в бюджетную систему Российской Федерации существенно увеличивает пополнение бюджетной системы страны по исполнительным документам указанной категории.

В то же время речь идет о больших объемах цифровой трансформации в деятельности органов принудительного исполнения в процессе исполнительного уГ разЫ

>

в М УНИВЕРСИТЕТА

4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)

производства. Внедряется так называемая реестровая модель принудительного исполнения, которая позволит исключить бумажный документооборот, обеспечит упрощение принудительного исполнения на основе имеющейся в государственной информационной системе юридически значимой информации. Например, исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, которые были зафиксированы в автоматическом режиме специальными техническими средствами, будет исполняться без возбуждения исполнительного производства посредством электронного формирования процессуальных документов и списания денежных средств со счета должника.

Это позволит сделать исполнительное производство еще более экономичным, исключить возможность подделки исполнительных документов, сократить количество случаев взыскания излишних средств с должника за счет одновременного исполнения оригинала и дубликата исполнительного документа, сократить сроки процессуальных действий, повысить прозрачность принудительного исполнения для должника и взыскателя, обеспечив контроль процесса исполнения требований исполнительного документа на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Все вышеуказанные положения нацелены на эффективность исполнительного производства и при добросовестном отношении к делу со стороны субъектов публичных органов и организаций направлены на обеспечение национальной безопасности как сложного, системного и необходимого социального феномена.

Иллюстрацией сделанного вывода могут служить государственные награды государственных служащих Федеральной службы судебных приставов. В 2021 г. за высокие достижения в служебной деятельности 16 государственных служащих награждены государственными наградами Российской Федерации, в том числе два сотрудника награждены посмертно Орденом Мужества за проявленные мужество, отвагу и самоотверженность при исполнении служебного долга.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административный процесс Российской Федерации : учебное пособие / отв. ред. Л. Л. Попов. — М. : Проспект, 2017. — 348 с.

2. Бакурова Н. Н. Административная реформа и институт судебных приставов // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 1. — С. 78—84.

3. Бакурова Н. Н. Административное принуждение в исполнительном производстве // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2021. — № 6. — С. 56—62.

4. Бакурова Н. Н. Государственное управление в административно-политической сфере : учебное пособие для магистрантов. — М. : Проспект, 2018. — 176 с.

5. Бакурова Н. Н. Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производстве: административно-процессуальный аспект // Административное право и процесс. — 2022. — № 3. — С. 70—73.

™^ЕСТНИК

в Я УНИВЕРСИТЕТА

/-имени О. Е. Кутафина (МГЮА)

Бакурова Н. Н.

Роль исполнительного производства в обеспечении национальной безопасности

69

6. Бакурова Н. Н. Особенности государственного управления в различных сферах общественной жизни // Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть : учебник для магистров / под ред. С. А. Старостина. — М. : Проспект, 2016. — 336 с.

7. Бакурова Н. Н. Понятие исполнительного производства в административном процессе // Административное право и процесс. — 2019. — № 5. — С. 39—44.

8. Пономаренко И. Е. Понятия «интерес» и «социальный интерес» в юридической науке: теоретико-правовой аспект // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия : Право. — 2017. — Т. 17. — № 3.

9. Пушкина А. А. Ценностное толкование: роль Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. — 2022. — № 5. — С. 56—69.

10. Старилов Ю. Н. Публичная власть и публичное управление: проблемы соотношения и развития с учетом результатов конституционной реформы 2020 года // Публичная власть в современной России : проблемы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Василия Михайловича Манохина (VII Саратовские административно-правовые чтения). — Саратов : Саратовская государственная юридическая академия ; Саратовский филиал Института государства и права РАН, 2021. — С. 21—31.

11. Старостин С. А. Правовые отношения: общетеоретические и отраслевые аспекты (обзор методологического семинара) // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 7 (104). — С. 172—190.

12. Хабриева Т. Я. Конституционная реформа в России: в поисках национальной идентичности // Вестник Российской академии наук. — 2020. — Т. 90. — № 5.

13. Bakurova N. N. The System of Federal Bodies of Executive Power in Russia // Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). — 2019. — № 6 (58). — P. 81—86.

I А

II

шЛ

kI II А

Ш Е Шт ЕЗ та

Ш5

Ш1 ап

шС

т Т

ИЬ

УГРОЗЫ

>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.