Научная статья на тему 'Роль инвестиционной стратегии в реализации инновационного сценария развития региона'

Роль инвестиционной стратегии в реализации инновационного сценария развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
996
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНАЯ СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ СЦЕНАРИЙ / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Моргунова Н. В., Омаров Т. Д.

В статье рассматриваются вопросы формирования инвестиционной стратегии Владимирской области для реализации инновационного сценария развития. Проведен анализ влияния факторов ускорения и торможения на социально-экономическое развитие региона. Обозначены критерии отбора инвестиционных проектов. Сформулированы основные направления реализации региональной инвестиционной стратегии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль инвестиционной стратегии в реализации инновационного сценария развития региона»

ИННОВАЦИИ И ИНВЕСТИЦИИ

УДК 332.146:338.24

роль инвестиционной стратегии в реализации инновационного сценария

развития региона

н. в. Моргунова,

кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента E-mail: [email protected]

т. д. ОМАРОВ, аспирант кафедры менеджмента E-mail: [email protected] Владимирский государственный университет

В статье рассматриваются вопросы формирования инвестиционной стратегии Владимирской области для реализации инновационного сценария развития. Проведен анализ влияния факторов ускорения и торможения на социально-экономическое развитие региона. Обозначены критерии отбора инвестиционных проектов. Сформулированы основные направления реализации региональной инвестиционной стратегии региона.

Ключевые слова: долгосрочная стратегия, регион, инвестиции, инновационный сценарий, развитие.

Современный этап функционирования российской экономики характеризуется переходом к политике долгосрочного инновационного развития как государства в целом, так и отдельных регионов. Создается единая общегосударственная система стратегических документов, опирающаяся на прогнозы и программы комплексного развития регионов, разрабатываемые, исходя из экономического потенциала страны в целом и с учетом региональных особенностей, предпосылок и ограничений.

Ключевой проблемой развития российской экономики является формирование интенсивного типа

воспроизводства ВВП, обеспечивающего ускорение оборота национального капитала на основе новейших достижений науки и техники и повышение конкурентоспособности государства. Решение этой проблемы возможно только на базе инновационной модели развития экономики. Необходимость выбора данной модели подтверждается мировым опытом, поскольку многие развитые страны именно на ее основе обеспечили прогрессивные сдвиги в своей экономике, сутью которых явилось фундаментальное влияние новых знаний и технологий на экономику [4]. Становление экономики, базирующейся на знаниях, дало возможность говорить о постиндустриальной эпохе экономического развития.

В российской экономической науке проблематике инноваций уделяется много внимания. Эта тема была исследована в работах таких ученых, как В. В. Иванов, А. Н. Фоломьев, А. Л. Гапоненко, Т. К. Кондратьева, С. Д. Валентей, А. А. Дынкин, О. А. Доничев, Н. И. Иванова, О. Г. Голиченко, С. Ю. Глазьев, Ю. В. Яковец и др. Несмотря на имеющиеся различия в воззрениях на само определение термина «инновация» как законченного продукта, а также в трактовках, отражающих содержание инновационной деятельности, исследователи схо-

дятся в одном: признают необходимость создания национальной инновационной системы.

Современный процесс интеграции российской экономики в мировую хозяйственную систему делает формирование национальной инновационной системы особенно актуальным. Однако, несмотря на то, что во всех стратегических документах государственного уровня, включая Основы политики РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, такая задача поставлена, можно согласиться с мнением О. А. Доничева о том, что до сих пор она остается нерешенной [3].

Одной из причин сложившейся ситуации является незаинтересованность большинства хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности ввиду отсутствия должного спроса на инновационную продукцию как со стороны предприятий, так и населения. Разрешить данную проблему из-за специфики сложившихся в России в переходный период экономических отношений силами рыночных механизмов невозможно. Следовательно, необходима целенаправленная политика государства по формированию институтов инновационной деятельности. В связи с этим заслуживает внимания подход С. Д. Валентея. Он считает, что для устойчивого инновационного развития экономики необходимо выполнение следующих условий:

- наличие внутреннего (национального) рынка инноваций;

- экономическая и правовая стабильность деятельности хозяйствующих субъектов;

- общенациональная сеть институтов, обеспечивающих инновационное развитие;

- общенациональное инновационно ориентированное правовое пространство;

- участие государства в нейтрализации антиинновационных процессов методами экономического регулирования, а также администрирования [1].

С учетом того факта, что инновационная политика должна осуществляться не только на государственном, но и на региональном уровнях, возникает острая необходимость определения подходов к формированию инвестиционной стратегии региона при реализации в нем инновационного сценария развития. В настоящее время экономика российских регионов нуждается в притоке средств для создания новых и модернизации действующих производств, освоения новой техники и технологий, что возможно только на основе привлечения в регион значительных объемов инвестиционных ресурсов. Авторами

решение обозначенной проблемы рассматривается на примере Владимирской области, обладающей достаточно развитым научно-техническим, производственным и инвестиционным потенциалом.

В анализируемом регионе с 2009 г. реализуется долгосрочная стратегия социально-экономического развития. В процессе ее разработки ключевым вопросом являлся выбор сценария развития. В качестве возможных рассматривались три варианта:

- инерционный;

- инвестиционный;

- инновационный.

Инерционный сценарий предполагает следование складывающимся тенденциям, развитие отдельных, точечных производств в отраслях материальной сферы. Он был отвергнут, поскольку в случае его реализации замедляется развитие сложных, наукоемких производств, темпы их инвестирования могут быть ниже всех остальных отраслей экономики, т. е. ограничиваются возможности экономического и социального развития региона.

Инвестиционный сценарий предусматривает концентрацию инвестиционных ресурсов на ключевых направлениях экономического развития, обеспечивающую реализацию крупных инвестиционных проектов. Вместе с тем он не гарантирует сбалансированного и комплексного развития региона, поскольку привлекаемые инвестиции не всегда соответствуют стратегическим целям регионального развития и осуществляются в первую очередь с точки зрения максимизации прибыли инвесторов. Таким образом, стратегические цели развития региона и цели инвестора могут не совпадать.

Инновационный сценарий основывается на реализации целевых программ развития, направленных на модернизацию экономики и обеспечивающих максимальную эффективность расходуемых ресурсов и экономический рост [5].

Выбор был сделан в пользу данного сценария, поскольку он предусматривает не только количественное, но и качественное преобразование экономики региона. Эффективность инновационной деятельности на настоящий момент не соответствует целевым установкам стратегии. Эта проблема характерна для России в целом, поскольку наша страна входит в десятку стран по финансированию инноваций, но по экспорту высокотехнологической продукции значительно отстает.

Характеристика инновационного развития региона. Согласно оценкам экспертов [5], по итогам

2009 г. удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составил 10,2 %. В то же время использование научно-технического и инновационного потенциала нельзя назвать эффективным, о чем свидетельствует отсутствие однозначной положительной динамики объема отгруженных инновационных товаров за 2004-2009 гг. (рис. 1) [2].

Основываясь на тесном взаимодействии науки и промышленности, внедрении высоких технологий, инновационный сценарий требует значительных объемов инвестирования в наиболее перспективные и наукоемкие производства, способные обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. По мнению российских бизнесменов самого высокого уровня, драйвером инноваций должен быть инвестиционный климат, причем преобладать обязаны частные инвестиции [6].

Анализ управления инвестиционными процессами в регионе. Эти обстоятельства требуют наличия в долгосрочной стратегии развития региона отсутствующей в ней программы по привлечению инвестиций (инвестиционной стратегии). В данной программе должны быть определены приоритетные направления и потребности вложения капитала с целью обеспечения расширенного воспроизводства и раскрыты возможные источники и пути привлечения инвестиций.

В настоящее время в долгосрочную (до 2027 г.) стратегию социально-экономического развития Владимирской области входят 11 базовых программ. В том числе:

- по развитию промышленности;

6 642

7 000 6 642

6 000

5 000

4 000

- по развитию агропромышленного комплекса;

- по развитию жилищного строительства;

-по поддержке малого бизнеса и предпринимательства;

-по развитию электроэнергетики;

- по развитию туризма;

- по развитию социальной сферы и др.

В регионе отмечается организационная незавершенность системы управления инвестиционным процессом. В структуре инвестиций преобладают иностранные вложения при существенном недостатке внутренних. Инвестиционные проекты слабо увязаны друг с другом и со стратегией социально-экономического развития региона в целом. В условиях нехватки внутренних источников инвестиций политика региональных властей направлена в основном на привлечение крупных внешних инвесторов с быстроокупаемыми проектами, независимо от того, насколько предлагаемые и реализуемые ими проекты способствуют стратегическим целям региона. При этом страдают интересы малого и среднего бизнеса.

Отсутствие четко обозначенных перспектив в инвестиционной сфере приводит к следующим последствиям:

- слабая взаимосвязь между развитием различных секторов экономики региона,

- отсутствие целевого развития отдельных предприятий промышленности, инфраструктуры, сельского хозяйства, туризма.

Анализ предпосылок привлечения инвестиций в регион. Владимирская область входит в состав Центрального федерального округа. Зани-6 546,6

84,4 4 584

3 000 2 413, 2 00 0

1 000 Ш ■ " -7^5.---->434,1

____98,1 -

2004

2005

2006

2007

2008

18,6

902,6

2009

0 Всего — Обрабатывающие производства ■ £ - Производство машин и оборудования —□ - Производство электрооборудования,

электронного и оптического оборудования

Рис. 1. Объем отгруженных инновационных товаров организаций промышленного производства во Владимирской области в 2004-2009 гг., млн руб.

0

мая благоприятное геополитическое положение в центре России, она отличается:

- высокой степенью хозяйственной освоенности;

- выгодным экономико-транспортным положением;

- потенциально высокой емкостью региональных рынков продукции производственно-технологического назначения и товаров народного потребления.

Область имеет хорошие предпосылки для реализации в ней инновационного сценария развития. Однако анализ факторов, способствующих привлечению в регион инвестиций, показывает, что их действие имеет определенные ограничения.

Так, традиционно высокий потенциал развития промышленности сочетается с бедностью сырьевой базы и инфраструктурными ограничениями. Это приводит к следующим последствиям:

- дефицит генерирующих и распределительных электромощностей;

- близость к исчерпанию пропускной способности магистральных газопроводов;

- недостаток инженерно обустроенных площадок для ведения бизнеса;

- высокая степень износа оборудования на большинстве предприятий.

Наличие разветвленной сети территориальных автодорог общего пользования и железных дорог значительно повышает инвестиционную привлекательность региона, в то же время их пропускная способность близка к исчерпанию.

Разработанная в регионе нормативная правовая база, призванная повысить инвестиционную

привлекательность региона за счет преференций инвесторам, во многом носит декларативный характер и нуждается в существенной доработке.

Наблюдаемая в области благоприятная экологическая ситуация способствует развитию туризма и притоку мигрантов. Вместе с тем этот фактор может утратить свое значение с ростром масштабов промышленной деятельности.

Отдельные факторы оказывают на развитие региона двойственное значение. Так, географическая близость к Московскому региону, обеспечивающая устойчивый рынок сбыта продукции области, одновременно порождает проблему «маятниковой миграции», т. е. оттока квалифицированного населения Владимирской области на работу в Московский регион. Относительная политическая стабильность сочетается с недостаточной поддержкой региона со стороны центра.

Под действием перечисленных ограничений развития отмечаются недостаточные конкурентоспособность региона и бюджетная обеспеченность.

Результативность инвестиционных процессов в регионе. В результате действия факторов «торможения» для региона характерны:

- проблема недостатка внутренних накоплений;

- неспособность региональных инвесторов обеспечить необходимые объемы капиталовложений.

Несмотря на положительную динамику инвестиций в основной капитал, показатель инвестиций на душу населения по региону существенно отстает от уровня ЦФО и Российской Федерации в целом (рис. 2). [7].

Проведем сравнительный анализ результативности инвестиционной деятельности по отдельным

2002

2003

2005 2006 2007 2008

Э — ЦФО " Д " Владимирская область

Рис. 2. Динамика инвестиций в основной капитал на душу насе-2009 ления в 20022009 гг., тыс. руб.

регионам Центрального федерального округа, имеющим сходные с Владимирской областью условия хозяйствования (см. таблицу).

Анализ данных таблицы показывает, что за последние четыре года Владимирской области удалось несколько улучшить количественные параметры инвестиционной деятельности по сравнению с другими регионами ЦФО. Вместе с тем итоги 2009 г. (11-е место из 18 регионов ЦФО) свидетельствуют об острой необходимости формирования в регионе работающей инвестиционной стратегии для улучшения количественных и качественных параметров инвестиционной деятельности.

Требования к инвестиционной стратегии для реализации инновационного сценария. В условиях реализации инновационного сценария развития в качестве одного из приоритетных направлений инвестирования выступает сектор «новой экономики», основанный на применении передовых технологий, более совершенной организации труда, обеспечивающей многократное увеличение производительности труда. В настоящее время во Владимирской области такой сектор сформирован главным образом за счет предприятий с иностранными инвестициями. На его долю приходится более 30 % промышленного производства региона, притом, что на предприятиях этого сектора работают только 5 % занятого населения. В то же время возможности создания «новой экономики» далеко не исчерпаны. Об этом свидетельствует тот факт, что иностранные инвестиции составляют только треть от общего объема инвестиций региона. Очевидно, что инвестиционная политика должна в большей степени ориентироваться на поиск и привлечение внутренних инвестиций для создания «нового» сектора экономики. Данный аспект инвестиционной политики должен найти свое отражение в документах стратегического планирования региона.

В «традиционном секторе» экономики области, основу которого составляют крупные предприятия обрабатывающей промышленности, основными проблемами являются:

- высокая степень износа основных фондов;

- использование устаревших технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- низкая конкурентоспособность производимой продукции;

- неустойчивость финансового положения;

- низкая прибыльность предприятий.

Эффективные современные производства на

основе прогрессивных технологий не позволяют создать:

-нехватка свободных финансовых средств для комплексного обновления промышленных фондов;

- исчерпание возможностей роста промышленных мощностей;

- низкие темпы модернизации предприятий традиционного сектора экономики.

Выход собственники находят в реструктуризации, делении неэффективных гигантов с устаревшей инфраструктурой на относительно небольшие, нацеленные на конкретный рынок производства, обладающие вследствие высокого спроса на продукцию повышенной инвестиционной привлекательностью. В связи с этим поиск инвестиций в обновление «традиционных» производств должен стать следующим приоритетом инвестиционной стратегии региона.

Еще одним направлением вложений инвестиционных ресурсов является создание отвечающей современным требованиям инновационной инфраструктуры, основным элементом которой выступают технопарки. Они должны включать в себя:

- производственную зону;

- научную зону;

- логистическую зону;

Инвестиции в основной капитал по отдельным регионам Центрального федерального округа (ЦФО)

в 2005 и 2009 гг. [7]

Субъект РФ Инвестиции в основной капитал, млн руб. Место в ЦФО

2005 2009 2005 2009

Владимирская область 14 950,7 47 888,4 12 11

Воронежская область 27 371,5 85 650,8 6 3

Ивановская область 11 183,3 30 004,7 16 15

Костромская область 15 298,4 11 113,8 11 18

Рязанская область 19 704,3 38 246,8 8 13

Тверская область 22 250,6 67 514,1 7 6

Тульская область 16 106,4 61 813,9 10 7

Ярославская область 35 789,7 51 922,9 3 9

- торговую зону;

- рекреационную зону.

Развитие высокотехнологичных производств потребует инвестиционных ресурсов для решения следующих задач:

- обучение специалистов;

- осуществление НИОКР;

- строительство новых производственных зданий, объектов инженерной инфраструктуры (новых дорог, газопроводов) и энергетики (дополнительных генерирующих и распределительных мощностей).

Реализации инновационного сценария будет способствовать создание в регионе на инженерно обустроенных территориях особых экономических зон (ОЭЗ), которые, за счет предоставления налоговых льгот и других преференций могут привлечь на территорию области крупных инвесторов, осуществляющих проекты на базе прогрессивных технологий. Для обустройства ОЭЗ также необходимы значительные инвестиционные вложения.

Следующим шагом разработки инвестиционной стратегии региона является формирование инвестиционного портфеля региона, соответствующего стратегии развития региона. При этом должны быть разработаны строгие критерии отбора инвестиционных проектов.

На взгляд авторов, главными критериями отбора инвестиционного проекта должны выступать:

- соответствие стратегии развития региона;

- соответствие схеме территориального планирования территории;

- инновационная направленность;

- наличие синергетического эффекта от реализации проекта;

- вхождение в состав кластеров и технологических цепочек;

- модернизация производства, технологических процессов, управления;

- производство продукции (оказание услуг), востребованной в рамках данной территории;

- создание дополнительных рабочих мест.

Формирование инвестиционного портфеля позволяет оценить инвестиционную емкость области, после чего необходимо определиться с возможными источниками инвестиций. На региональном уровне ими могут выступать:

- средства из фондов частных инвестиций;

- банковские кредиты;

- ценные бумаги;

- государственные инвестиции.

В условиях объективной ограниченности бюджетного финансирования в форме государственных инвестиций, высокой стоимости кредитных ресурсов, неразвитости регионального фондового рынка наиболее реальными источниками инвестиций в развитие региона являются фонды частных инвестиций. В связи с этим задачей региональных органов управления является создание благоприятных условий для потенциальных частных инвесторов.

Во Владимирской области в течение последних 15 лет наметились подходы к формированию инвестиционной привлекательности. Ее основными элементами выступают:

- инвестиционное законодательство;

- система налоговых льгот;

- дотационный механизм;

- проведение институциональных преобразований;

- информационное обеспечение инвестиционного процесса и др.

Действия органов управления регионом направлены на обеспечение стабильных «правил поведения» как для внутренних, так и для внешних инвесторов.

Разработка инвестиционной стратегии региона предполагает преемственность зарекомендовавших себя форм и методов управления инвестициями и их дополнение новыми инструментами и механизмами государственной поддержки инвесторов, включая:

- предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;

- предоставление инвесторам в аренду на льготных условиях помещений и иного имущества, находящегося в областной собственности;

- предоставление инвесторам субвенций за счет средств областного бюджета;

- реструктуризация задолженности по платежам в областной бюджет, в том числе по предоставленным ранее кредитам и займам;

- софинансирование за счет средств областного бюджета строительства объектов социальной и инженерной инфраструктуры;

- введение особого режима инвестиционной деятельности.

В рамках осуществления инвестиционной стратегии Владимирской области необходимо решить правовые вопросы, регулирующие порядок:

- создания и функционирования инженерно обустроенных промышленных зон;

- заключения соглашений между администрацией области и инвесторами об условиях реализации одобренного инвестиционного проекта.

Кроме того, необходима разработка системы подзаконных правовых актов, конкретизирующих базовое законодательство в инвестиционной сфере.

Существенным фактором, сдерживающим инвестиционную активность в регионе, является наличие административных барьеров на пути потенциальных инвесторов. Так, для получения разрешения на реализацию инвестиционного проекта ныне необходимо затратить около одного года, получив для этого более 40 согласований в различных ведомствах. Поэтому в рамках инвестиционной стратегии требуется принятие адекватных организационно-технических мер. На взгляд авторов, во Владимирской области целесообразно создание структуры, осуществляющей общее управление инвестиционным процессом. Ее функционирование возможно на основе взаимодействия государственных и муниципальных органов власти и бизнеса. В финансировании этой структуры могут участвовать федеральные и региональные институты развития. Например, Инвестиционный фонд Российской Федерации, Российская венчурная компания, Банк развития, Центр государственно-частного партнерства (ГЧП).

Одной из важных составляющих стратегии привлечения инвестиций в регион является информационно-аналитическое обеспечение, включающее в себя широкую рекламу преимуществ, которые получит инвестор при реализации инвестиционных проектов региона. Эта работа позволяет формировать его положительный имидж и оказывает серьезное влияние на рейтинговую оценку региона.

В целом инвестиционная стратегия призвана способствовать созданию равных условий для деятельности инвесторов и общему улучшению инвестиционного климата в регионе.

Таким образом, разработка инвестиционной стратегии региона представляет собой сложный процесс, направленный в конечном итоге на решение проблемы увеличения темпов и значительного улучшения характеристик качества экономического роста, включая:

- обеспечение устойчивой конкурентоспособности региона;

- оптимизацию структуры его экономики;

- переход к инновационному типу развития.

Список литературы

1. Валентей С. Д. Ограничения формирования экономики инноваций в России // Вестник РАЭ им. Г. В. Плеханова. 2010. № 6.

2. Владимирская область. Статистический ежегодник. Владимир. 2010.

3. Доничев О. Регулирование процессов формирования и управления инновациями в регионе: монография. Владимир: Собор. 2010.

4. Инновационный тип развития экономики: учебник / под ред. А. Н. Фоломьева. М: Изд. РАГС. 2008.

5. Кретинин В. А., Колесников А. В. Состояние и перспективы инновационного развития региона. Инновационный путь развития региональной экономики. Материалы международной научно-практической конференции. Владимир: Собор. 2010.

6. Литвинова А. Бизнес счел Стратегию инновационного развития оторванной от реальности. URL: http://www.rbcdaily.ru/2011/02/23/ focus/562949979758786.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: статистический сборник. Росстат. М. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.