УДК 330
РОЛЬ ИНВЕСТИЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ НОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Жусуп Т. Тургунбаев1 Мелисбек Ж. Тургунбаев2
1 Кыргызский национальный университет им. Жусупа Баласагына, 720033, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Фрунзе, 547
2Международный университет в городе Жалал-Абад, 72100, Кыргызская Республика, г. Джалал-Абад, ул. Джениджока, 30 @ [email protected]
Поступила в редакцию 30.11.2017. Принята к печати 23.01.2018.
Ключевые слова: инвестиция, инвестиционный климат, агропромышленный комплекс, инвестиционный ресурс, инновационные процессы, крестьянские и фермерские хозяйства.
Аннотация: Необходимость изучения инвестиционных проблем обусловливается тем, что инвестиции являются одним из основных средств интеграции молодой суверенной национальной экономики в процессе глобализации хозяйства. Инвестиционная политика реципиента капитала, помимо общетеоретических положений и особенностей реформации экономики конкретной страны, должна содержать механизмы, стимулирующие привлечение иностранных инвестиций в целях повышения эффективности национальной экономики.
Экономические преобразования в Кыргызстане протекают в условиях дефицита инвестиций. Незначительная часть долгосрочных кредитных вложений, малые объемы бюджетных вливаний, отсутствие внутреннего рынка инвестиций - все это свидетельствует о явно низкой инвестиционной активности экономики страны.
Цель настоящего исследования заключается в проведении системного обобщения условий инвестирования в новых формах управления в условиях общей глобализации сельского хозяйства. Уточнены основы формирования инновационного развития АПК, выявлены направления устойчивого развития АПК, предложены пути формирования инновационной модели развития аграрного сектора, разработаны некоторые пути оптимизации инвестиционного развития растениеводческой культуры и животноводства Кыргызской Республики. В статье намечены основные пути повышения эффективности их использования, проведена качественная оценка инвестиционного климата национальной экономики.
Для цитирования: Тургунбаев Ж. Т., Тургунбаев М. Ж. Роль инвестиции в формировании новых форм управления в условиях глобализации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 4. С. 67-72
В формировании эффективной организационной формы управления агропромышленным производством важную роль играют инвестиционные ресурсы, которые на современном этапе выступают как один из факторов социально-экономического развития территорий, а также отдельных компаний и производственных единиц. Объективность этой ситуации заключается в том, что компании в ходе осуществления своей деятельности расходуют большое количество денежных средств для приобретения материалов, выплаты заработной платы и для других целей в виде оборотных средств [1, с. 78]. Текущие расходы в стоимостном выражении полностью входят в стоимость готовой продукции, но их возмещение происходит только по мере реализации продукции на рынке. Поэтому время расходования оборотных средств и возмещения их не совпадают, и возникает объективная необходимость инвестиционных ресурсов для нормального протекания производственного процесса с расчетом на то, что произведенная продукция будет реализована на рынке, тем самым будет полностью возмещена стоимость оборотных средств на приобретение материалов, выплаты заработной платы рабочим.
Инвестиционные ресурсы необходимы не только для вышеуказанных целей, но и главным образом для обеспечения перспективного развития компании и производ-
ственной структуры в целом [2, с. 37-38]. При этом под развитием следует понимать широкий круг задач, требующих своего разрешения. Среди перспективных задач и проблем текущей деятельности важное место принадлежит вопросам управления и формирования эффективной организационной формы управления. Специфика такой постановки вопроса сводится к тому, что для осуществления текущей деятельности и формирования будущей организационной формы нужны прежде всего оптимальная структура управления, выработка правильных управленческих решений и их выполнения. Особую актуальность в формировании форм управления приобретает распознавание будущих тенденций управленческих функций, а также оценка их для осуществления эффективной производственной деятельности. Однако следует заметить, что все это, т. е. форма управления, направлено не для создания самой структуры управления, а главным образом для достижения результативности всей производственной системы, ради которой создается управленческая структура.
Отсюда под эффективной формой управления производственной системой следует считать такую структуру управления, которая в наибольшей степени соответствует целям и задачам производственных систем в целом.
Таким образом, инвестиции, направляемые на развитие производственной системы, касаются и управленческих проблем.
Применительно к агропромышленному производству, в особенности в его организации по регионально-отраслевому принципу, следует учитывать условия привлечения инвестиций и критерии, по которым оценивается использование инвестиционных ресурсов.
Необходимо отметить, что каждый регион и отрасль обладает определенным инвестиционным потенциалом, к которому можно отнести намечаемые объемы выпуска продукции АПК, а также весь комплекс производственной и социальной инфраструктуры, связанной с АПК [3, с. 154].
Следует различать экономический и инвестиционный потенциалы. Последний включает такое понятие, как возможность привлечения инвестиций для различных целей. Инвестиционный потенциал характеризуется инвестиционным климатом, инвестиционной привлекательностью, возможностью активизировать инвестиционную деятельность.
В зависимости от места образования и объема различают территориальный, отраслевой, местный, производственный, социальный и другие виды инвестиционного потенциала. Каждый вид характеризуется присущими ему параметрами и свойствами. Поэтому каждый вид инвестиционного потенциала состоит из конкретных измерителей в пространстве и во времени.
Что касается экономического потенциала, то он характеризуется совокупностью ресурсных возможностей, необходимых для ведения хозяйства в той или иной отрасли или в регионе.
На наш взгляд, инвестиционный потенциал следует сопоставлять с экономическим потенциалом для того, чтобы оценить результаты экономической деятельности, которые оцениваются на рынке такими соотношениями, как спрос и предложение, прибыль и затраты, конкурентоспособность и другие, следует результаты инвестиционной деятельности также рассматривать с позиции рыночного механизма.
Вышесказанное означает, что и в привлечении инвестиций широко используются такие понятия, как конкурсный отбор проектов для инвестирования, возвратность инвестиции, экономические выгоды, получаемые инвесторами, и др.
Для агропромышленного производства Кыргызстана на перспективный период предстоят две важные задачи, связанные с инвестициями. Во-первых, значительное повышение инвестиционной привлекательности и инвестиционного климата, в особенности в аграрном секторе экономики. Здесь ситуация такая, что чрезвычайно мала доля внешних инвестиций. Внешний инвестор по сути не желает вкладывать свои средства в сельское хозяйство. Исторически сложилось так, что инвестиции в сельское хозяйство не дают быстрой отдачи из-за длительного цикла инвестиционного процесса, например, вложения в повышение плодородия почвы дают эффект через несколько лет [4, с. 28]. То же самое наблюдается с инвестициями в ирригацию или улучшением стада животных. Инвесторы, как правило, не хотели бы ждать относительно длительный период отдачи инвестиций.
Поэтому инвестиции в аграрный сектор и частично в переработку идут в основном за счет внутренних источ-
ников, например, в виде прямого бюджетного финансирования, предоставления льгот при кредитовании предприятий переработки и сельского хозяйства (например, для сельского хозяйства процентная ставка кредитов составляет 10 %, а для перерабатывающих предприятий - 6 %).
Кроме того, регионы по сути не занимаются повышением инвестиционного климата и инвестиционной привлекательностью территорий. Это создает некоторую неуверенность руководителей регионов в развитии административно-территориальных делений, которые предпочитают прибегать к иным способам управления территориями. Например, районным акимам и представителям Правительства в областях гораздо выгоднее получить дотации, чем приложить колоссальные усилия для повышения эффективности производства территорий и создания эффективных форм управления.
Поскольку принципы корпоративного управления в агропромышленном производстве еще не получили достаточного развития, на наш взгляд, имеет значение отработки форм управления на базе проведения эксперимента. При этом не следует опасаться постановки эксперимента, так как виной неудач бывает не сам эксперимент, а пере-работанность в условиях эксперимента, а также отсутствие кадров и средств для осуществления эксперимента. Чем глубже и шире будут проведены эксперименты, тем лучше будут отработаны формы управления.
Как правило, привлечение и активизация инвестиций сопровождаются инновационной деятельностью, в том числе в сфере управления [5, с. 247]. Это понятно, поскольку инновации, по сути являясь новшеством, базируются на использовании передовых опытов использования достижений научно-технического прогресса.
Инвестиционная деятельность одновременно преследует обеспечение результативности с наименьшими общественными необходимыми затратами. Это вовсе не означает, что таковой является любая инвестиционная деятельность. На практике это не так, так как достаточно примеров, когда те или иные инвестиции не только не достигают своей цели, но и не наносит значительный ущерб экономике регионов или отраслей. Например, в начальном периоде суверенитета инвестиции, направленные на проведение аграрной и земельной реформы или на преобразование предприятий переработки по программе «РЕЗАС», скорее дали отрицательный результат.
Одной из важнейших стратегий инвестиционно-инновационного развития аграрной отрасли является поиск стратегически значимых инноваций, обоснование размеров и форм государственной поддержки инновационных программ развития отрасли за счет доказанной высокой эффективности подобных проектов, обоснованных мер государственного воздействия на сельское хозяйство. С целью модернизации всех малорентабельных хозяйств Кыргызстана необходимо оптимально разработать инновационно-инвестиционную систему. При переходе от точечной модернизации к массовой необходимо создать особые механизмы инвестирования и инновационного развития с учетом того, что у большинства сельхозорганизаций материально-техническая база крайне отсталая, отсутствуют инфраструктура переработки и сбыта продукции и квалифицированные кадры. При этом активный импульс развития должны получить все формы инвестирования.
Несколько иной характер имеют риски в пищевой промышленности. Они связаны с тем, что продукция пищевой промышленности потребляется населением в виде продуктов питания. Само по себе потребление продуктов питания - это совершенно особая сфера в жизнедеятельности людей. Данная сфера хотя и зависит от уровня развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, но тем не менее имеет самостоятельное значение. Дело в том, что природа питания скорее зависит от потребности людей в продуктах питания и платежеспособности населения приобрести их. При этом величина рисков в основном связана с изменениями предпочтений питания и уровня платежеспособности населения.
Велико влияние на процесс питания и традиций, предпочтений, привычек потребления продуктов питания в зависимости от половозрастной структуры населения, его места жительства, характера занятости, тяжести труда, времени года и т. д. В этом же ряду находится влияние процессов глобализации, состояния экологии, структуры питания и т. д. [6, с. 410].
Для Кыргызстана, так же как и для республик Центральной Азии, весьма важное значение имеет культура потребления. Риск в этом случае связан с неопределенностью и непредсказуемостью уровня потребления продуктов питания, например, в последние 10-20 лет в структуре семейных бюджетов расходы на питание в Кыргызстане составляет около 60 % семейного бюджета. Эта величина содержит в себе большой риск, так как на развитие самого человека, в том числе на образование, рост культурного уровня и обеспечение здорового образа жизни, остается мало средств, что само по себе вызывает риск в жизнедеятельности людей. Одной из существенных причин неблагополучной структуры питания с точки зрения охраны здоровья, в частности относительно уменьшения смертности детей, является нездоровое питание матерей во время беременности и несбалансированный состав питательных веществ в организме матерей и детей. Много расходов в семейном бюджете кыргызских семей образуют так называемые непроизводительные расходы. Например, кыргызская семья традиционно тратит много средств на проведение различных торжеств, тойев, похоронных процессов, несмотря ни на какие трудности и нехватку средств. Сплошь и рядом можно встретить примеры, когда такие торжества проводят за счет получения потребительских кредитов, что в значительной степени увеличивает риски в жизнедеятельности людей.
Кроме того, существует много проблем в самом инвестиционном процессе в агропромышленном производстве. Так, существующие инвестиционные отношения не в полной мере соответствуют требованиям рыночной экономики, а именно:
- недостаточно отработаны механизмы инвестирования;
- государственная поддержка сельского хозяйства не обеспечивает эффективность функционирования аграрного производства;
- не обеспечивается возврат вложенных инвестиций ввиду убыточности деятельности сельскохозяйственных предприятий.
В таком положении необходимо комплексно подходить к решению проблем формирования инвестиционных ресурсов, а также совершенствованию инвестиционного
процесса как совокупности норм и правил инвестирования агропромышленных предприятий. В этом случае инвестирование сельского хозяйства в современных условиях должно иметь несколько этапов, таких как программирование, предоставление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем.
В последние годы условия кредитования предприятий сельского хозяйства и переработки значительно улучшились, что создает соответствующие мотивации для развития предпринимательской деятельности [7, с. 125-127]. Однако мы считаем, что не следует останавливаться на достигнутом - необходимо довести процентные ставки кредитования предприятий переработки и сельского хозяйства с 6-10 % в настоящее время до 4 %, как это делается в некоторых зарубежных странах.
Кроме того, развитие предпринимательской деятельности в агропромышленном производстве требует особых подходов, в том числе поддержки со стороны государства, так как условия инвестирования здесь менее привлекательны, чем горнодобывающей отрасли [8].
Известно, что время расходования инвестиции и получения доходов не совпадает. Поэтому в практике для приведения в так называемый сопоставимый вид используется метод дисконтирования. При этом срок окупаемости рассматриваемого проекта определяется как отношение начальных капитальных затрат на среднегодовой чистый денежный поток.
Если приведенная стоимость инвестиций превышает начальные капитальные вложения, то инвестиции будут выгодны.
Разработчик инвестиционного проекта при его оценке пользуется методом расчета чистого приведенного дохода. Расчет чистого приведенного дохода осуществляется формулой:
где И.к - годовые денежные поступления в течение к лет, к=1,2,...,п; 1С - стартовые инвестиции; г - ставка дисконтирования.
Если ^У>0, то проект следует принять; если NPV<0, то проект следует отвергнуть; если NPV=0 , то проект не прибыльный и не убыточный. После подсчета NPV инвестор решает, следует ли выдать инвестиции или нет.
Разумеется, между инвестором и получателем инвестиций для достижения приемлемых для обеих сторон соглашений процедурно проделывается ряд стандартных операций, среди которых - конкурсный отбор проектов, расчет эффективности инвестиций и т. д. Только после них решается вопрос о выделении инвестиции.
Следует подчеркнуть важность инвестиционных процессов с инновационной деятельностью. Каждая подотрасль экономики в этом отношении имеет свои особенности. Важно, чтобы инновационная деятельность способствовала росту результативности функционирования агропромышленной сферы в целом и каждой подотрасли, входящей в нее [9, с. 18].
Необходимо также отметить, что внедрение новых технологий тесно связано не столько с проведениями научных исследований, сколько с умением пользоваться
информационной технологией. Иначе говоря, в Кыргызской Республике ситуация такова, что многочисленные крестьянские и фермерские хозяйства не могут провести научно-исследовательские работы, если даже они объединяются в кооперативы или агрофирмы. Поэтому, скорее всего, новые технологии могут быть внедрены в сотрудничестве с научно-исследовательскими организациями, а также в порядке внедрения опыта передовых хозяйств как внутри Кыргызстана, так и зарубежных стран. Для этого нужна надежная информационная база, из которой крестьянские и фермерские хозяйства могли бы получать необходимую информацию.
В Кыргызской Республике в настоящее время принят курс перехода на цифровую экономику и управление ее на базе использования электронных передаточных устройств вплоть до создания электронного правительства. Разрабатываются и частично внедряются элементы автоматизации управленческих процессов. Так, в настоящее время во всех айыл-окмоту создана служба по выдаче паспортов, свидетельств о рождении, документов о регистрации в брачный союз и других документов с помощью современных аппаратов (т. е. компьютеры, сканеры, передаточные и печатающие устройства и др.). Для этого все отделения связи (почта), которые находились в подчинении министерства транспорта и связи, переданы в государственную регистрационную службу (ГРС). Это освободит граждан Кыргызской Республики от рутинных и иногда бесполезных работ по сбору документов, справок и т. д., к тому же все это, т. е. выдача паспортов и других документов, производилось только в районных центрах.
Можно представить, какую экономию времени получат граждане от введения такого новшества. Например, житель села Папан Кара-Сууйского района Ошской области для получения какой-то справки ездил в районный центр Кара-Суу с протяженностью 50-60 км, теряя весь день. Такое новшество в организации выдачи документов гражданам со стороны государственных служб является первым шагом на пути новой стратегии деятельности Правительства, состоящего из 40 шагов новой стратегии развития страны. В начале 2017 г. была успешно реализована программа по переходу цифровой телепередачи во всех регионах Республики, что также следует считать важным событием в информационной технологии.
Нам представляется, что в управлении агропромышленным производством во всех районах и айыл-окмоту нужно создать службу оказания помощи государства сельскому хозяйству с использованием новых информационных технологий [10, с. 19]. Примерный перечень работы этой службы выглядит следующим образом:
- крестьяне и фермеры получают информацию о наличии площадей земли сельскохозяйственного назначения, в том числе по дворам, арендованным землям, размеру не-распределяемого фонда;
- информация о прогнозных ценах на те или иные сельскохозяйственные культуры, продукции животноводства, приобретаемые крестьянами и фермерами товарно-материальных ценностей и др.;
- условие партнерства государства и крестьянско-фермер-ских хозяйств по закупкам сельскохозяйственной продукции;
- изменения законодательных и нормативных положений касательно аграрного производства и др.
Подобные меры способствовали бы решению многих наболевших проблем жителей села, обосновали мотивацию трудовой деятельности строить, стратегию будущей деятельности.
Стратегия будущей деятельности в сфере агропромышленного производства во многом связана с определением эффективности инвестиционных проектов, включая социальные последствия в результате реализации таких проектов [11].
Правда, в первые 10-15 лет суверенитета Кыргызской Республики организовывались многочисленные семинары, обучение за счет привлечения иностранных инвестиций, были поездки руководителей крестьянско-фермер-ских хозяйств в зарубежные страны. Однако все это организовывалось за счет государства и за счет грантов иностранных государств, при этом истинной заинтересованностью крестьян в организации эффективных форм управления не было, так как реальных шансов получить прямые инвестиции не было. Свидетельством тому является то, что в агропромышленной сфере за годы суверенитета не было создано ни одной эффективно функционирующей агрофирмы с высокими экономическими показателями, соответствующими международному уровню. Поэтому считаем нужным реально перейти к детальным проработкам конкурентоспособных проектов и вопросам привлечения реальных инвестиций, нам думается, что в административно-территориальных делениях (области, районы, айыл-окмоту) должны заботиться о создании конкурентоспособных проектов и реализовывать их в установленном порядке. К сожалению, часто бывает так, что фермеры жалуются, что составленные ими проекты не проходят экспертизы, а государственные органы управления проявляют безразличие в этом вопросе.
На наш взгляд, государственно-частное партнерство как раз заключается в том, чтобы помочь друг другу и настойчиво продвигать в жизнь прогрессивные проекты. Для этого очень важно, чтобы крестьяне и фермеры сами вникали в технологию инвестиционных процессов, с одной стороны, а с другой - местные органы самоуправления перешли от бюрократических и начальствующих амбиций, унаследованных еще с советских времен, к сути реальных инвестиционных процессов ради благополучия жителей данной территории и административного деления в целом.
Дальнейшее улучшение деятельности аграрного сектора связано с комплексом мер, включающих как совершенствование рыночного механизма, так и улучшение производственно-торговой деятельности [12]. В частности, необходимо создание и развитие вторичного рынка земли, формирование новых эффективно работающих структур товаропроизводителей. К числу основных путей улучшения деятельности в аграрном секторе относятся: повышение плодородия почв, вовлечение в оборот неиспользованных ресурсов, использование новых технологий земледелия и инновационных методов организации производства. Кыргызская Республика нуждается в укреплении материально-технической базы сельского хозяйства, обучении и переобучении работников села высокопроизводительному труду, проведении маркетинговых мероприятий.
По нашему мнению, значительная доля инвестиций должна быть направлена на развитие промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Данная сфера
производства на сегодня остается отсталой. Для обеспечения соответствующей интеграции сельского хозяйства и переработки, а также с целью эффективного функционирования перерабатывающей промышленности, следует:
- активно привлекать к отрасли инвестиции;
- воздействовать на оживление финансового положения предприятий;
- ввести в производство интегральную систему в производство с законченным технологическим циклом (от закупки сельскохозяйственного сырья до выпуска готовой продукции);
- оказывать разностороннюю поддержку товаропроизводителям страны;
- устранять разногласия между производителями сельскохозяйственной продукции и ее переработчиками.
В качестве эффективных мер агропромышленной интеграции следует считать также открытие в сельских местностях мини-цехов по переработке сельхозпродукции, которые способствуют рациональному использованию произведенного урожая.
Инвестиционная деятельность, в частности, процесс привлечения инвестиций и их использование в регионах, тесно связана с проводимой инвестиционной политикой в стране в целом. Это понятно, поскольку регион является частью территории республики.
Литература
1. Тепман Л. Н. Корпоративное управление: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 243 с.
2. Тургунбаев Ж. Т. Проблемы территориального развития в рыночных условиях // Сборник научных трудов ЮНАН КР. 2001. № 2.
3. Табышева Ж. Р. Перспективы использования инвестиционных ресурсов Кыргызстана // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2010. № 4. С. 153-154.
4. Долгов С. И., Савинов Ю. А. Новые направления развития глобализации мировой экономики // Российский внешне экономический вестник. 2015. № 8. С. 9-27.
5. Цветков В. А. Корпоративный бизнес: теория и практика. СПб.: Нестор-История, 2011. 504 с.
6. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 416 с.
7. Тавасиев А. М. Банковское дело. Управление и технологии. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 671 с.
8. Сущенцова С. С. Производственная кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств: современные реалии, организационно - экономические механизмы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 12. С. 36-39.
9. Тургунбаев Ж. Т. Некоторые проблемы использования экономического потенциала // Вестник ОшГУ 2001. № 4.
10. Тургунбаев Ж. Т. Резервы использования природных ресурсов в условиях рынка // Молодежь в условиях рынка: материалы международной конференции. Ош, 2000.
11. Исаков Н. Ж. Основные направления инвестиционных портфелей и его использование // Наука и новые технологии. 2009. № 9. С. 59-62.
12. Старченко В. М. Методология и методика разработки моделей эффективно функционирующих сельскохозяйственных производственных кооперативов // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2016. № 2. С. 29-30.
THE ROLE OF INVESTMENT IN THE FORMATION OF NEW FORMS OF GOVERNANCE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Zhusup T. Turgunbaev1 Melisbek Zh. Turgunbaev2
1 Kyrgyz National University named after Zhusup Balasagyn, 547, Frunze St., Bishkek, Kyrgyzstan, 720033
2 Jalal-AbadInternational University, 30, Jenijoka St., Jalal-Abad, Kyrgyzstan, 72100 @ [email protected]
Received30.11.2017. Accepted23.01.2018.
Keywords: investment, Abstract: The need to study investment problems rises from the fact that investment is one
investment climate, of the main means of integrating the young sovereign national economy in the process of
agro-industrial complex, economic globalization. The investment policy of the recipient of capital, in addition to
investment resource, general theoretical and specific features of the economic reform in a particular country, should
innovative processes, peasant contain mechanisms that stimulate the attraction of foreign investment in order to improve the and farm economies. efficiency of the national economy.
Economic transformations in Kyrgyzstan proceed in the conditions of investment deficit. An insignificant part of long-term credit investments, small amounts of budget injections, lack of an internal investment market - all these factors indicate a low investment activity of the country's economy.
The aim of this study is to systematically generalize the conditions for investing in new forms
of governance in the context of a general globalization of agriculture. The paper clarifies the foundations of innovative development of the agro industrial complex, identifies the directions for the sustainable development of the agro industrial complex, introduces some ways of forming an innovative model for the development of the agricultural sector, and develops some ways of optimizing the investment development of crop and livestock production in the Kyrgyz Republic. The article outlines the main ways to improve the efficiency of their use and includes a qualitative assessment of the investment climate of the national economy
For citation: Turgunbaev Zh. T., Turgunbaev M. Zh. Rol' investitsii v formirovanii novykh form upravleniia v usloviiakh globalizatsii [The Role of Investment in the Formation of New Forms of Governance in the Context of Globalization]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 4 (2017): 67-72.
References
1. Tepman L. N. Korporativnoe upravlenie [Corporate governance]. Moscow: UNITY-DANA, 2012, 243.
2. Turgunbaev Zh. T. Problemy territorial'nogo razvitiia v rynochnykh usloviiakh [Problems of territorial development in market conditions]. Sbornik nauchnykh trudov IuNANKR = Collection of scientific works of UNANKR, no. 2 (2001).
3. Tabisheva Zh. R. Perspektivy ispol'zovaniia investitsionnykh resursov Kyrgyzstana [Perspectives of the use of investment resources of Kyrgyzstan]. Izvestiia VUZov Kyrgyzstana = Izvestiya of higher educational institutions of Kyrgyzstan, no. 4 (2010): 153-154.
4. Dolgov S. I., Savinov Yu. A. Novye napravleniia razvitiia globalizatsii mirovoi ekonomiki [New directions of development of globalization of the world economy]. Rossiiskii vneshne ekonomicheskii vestnik = Russian external economic bulletin, no. 8 (2015): 9-27.
5. Tsvetkov V. A. Korporativnyi biznes: teoriia i praktika [Corporate business: theory and practice]. Saint-Petersburg: Nestor-Istoriia, 2011, 504.
6. Panarin A. S. Iskushenie globalizmom [Temptation by globalism]. Moscow: Eksmo-Press, 2002, 416.
7. Tavasiev A. M. Bankovskoe delo. Upravlenie i tekhnologii [Banking. Management and technology]. 3rd ed. Moscow: UNITY-DANA, 2015, 671.
8. Suschentsova S. S. Proizvodstvennaia kooperatsiia krest'ianskikh (fermerskikh) khoziaistv: sovremennye realii, organizatsionno - ekonomicheskie mekhanizmy [Production cooperation of peasant (farmer) economies: modern realities, organizational and economic mechanisms]. Ekonomika sel'skokhoziaistvennykh i pererabatyvaiushchikh predpriiatii = Economics of agricultural and processing enterprises, no. 12 (2016): 36-39.
9. Turgunbaev Zh. T. Nekotorye problemy ispol'zovaniia ekonomicheskogo potentsiala [Some problems of using economic potential]. Vestnik OshGU = Bulletin of the Osh State University, no. 4 (2001).
10. Turgunbaev Zh. T. Rezervy ispol'zovaniia prirodnykh resursov v usloviiakh rynka [Reserves of the use of natural resources in the market conditions]. Molodezh ' v usloviiakh rynka: materialy mezhdunarodnoi konferentsii [Young people in the market: Proc. Intern. Conf.]. Osh, 2000.
11. Isakov N. Zh. Isakov N. Zh. Osnovnye napravleniia investitsionnykh portfelei i ego ispol'zovanie [The main directions of investment portfolios and its use]. Nauka i novye tekhnologii = Science and new technologies, no. 9 (2009): 59-62.
12. Starchenko V. M. Metodologiia i metodika razrabotki modelei effektivno funktsioniruiushchikh sel'skokhoziaistvennykh proizvodstvennykh kooperativov [Methodology and methodology for developing models of efficiently functioning agricultural production cooperatives]. Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom khoziaistve = Economics, labor, management in agriculture, no. 2 (2016): 29-30.