geopolitical coordinates. He also analyzes the key issues of Russia's transition toward the information society and formulate the urgent issues of restructuring of social sciences and education and the risks and threats of growing geopolitical pressure on Russian society. Russia is now entering into a certain transition period burdened with the international and domestic conflicts. Therefore, civil society and its organizations should participate of in this process.
Keywords: agent, conflict, geopolitics, globalization, information society, science and education, risk, technologies, STR-4, transition period, Russian society
ШИЛОВ Владимир Викторович — кандидат исторических наук, заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (618400, Россия, Пермский край, г. Березники, ул. Химиков, 10, каб. № 205; vvs595959@mail.ru); член правления Российского общества социологов (Пермское отделение)
Роль интернета в политической сфере социума
Насть 2
Аннотация. В статье анализируется роль компьютерных технологий; показываются их сильные и слабые стороны в процессе формирования ценностных установок личности в эпоху цифровых коммуникаций. На основе статистических данных, результатов социологических опросов автор выявляет значение Интернета в повседневной жизни политиков, молодежи и людей старших возрастов и делает вывод о слабом использовании властными структурами платформ социальных медиа в процессе развития гражданского общества, становления правового государства и формирования политической культуры граждан.
Ключевые слова: информационные потоки, избирательная кампания, депутаты, молодежь, люди старших возрастов, культура постиндустриального общества, гражданское общество, правовое государство
Особый интерес исследователей вызывает подрастающее поколение, которое в скором времени будет определять вектор развития российского общества, хотя, как известно, политтехнологи в период предвыборных кампаний отдают предпочтение людям старших возрастов как самому массовому электорату.
С этой целью весной 2018 г. нами был проведен опрос о роли Интернета в повседневной жизни молодого поколения и людей старших возрастов. Респондентов-пенсионеров мы взяли также и для сравнительного анализа, т.к. их мировоззрение уже сформировано и знаний в сфере /Г-технологий по объективным причинам у них меньше, чем у респондентов, относящихся к молодому поколению.
Анкетный опрос проводился в г. Березники Пермского края - крупном индустриальном центре Верхнекамья, втором по социально-экономическому потенциалу городе Западного Урала (после краевого центра г. Перми) с численностью около 150 тыс. жителей. Респондентами 1-й группы выступили студенты Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (БФ ПНИПУ), Березниковского политехнического техникума (БПТ), Березниковского медучилища (техникум) и Березниковского строительного техникума (БСТ). Всего опрошены 220 респондентов; мужчин - 133 чел. (60%), женщин - 87 чел. (40%). Средний возраст опрашиваемых 21,3 года.
Респондентами 2-й группы выступили пенсионеры Березниковского городского округа из Совета ветеранов педагогического труда, Совета ветеранов профтехобразования, Совета ветеранов ПАО «Уралкалий», Совета ветеранов
ОАО «Азот», Совета ветеранов «Новогор-Прикамье», ж/д станция Березники, Совета ветеранов ОАО «Березниковский содовый завод», Совета ветеранов ПАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», Совета ветеранов УВД, Совета ветеранов «Евразия», Совета ветеранов «Пермэнерго», а также пенсионеры вне ветеранских организаций. Всего были опрошены 90 чел., из них представители мужского пола - 15 чел. (17%), женского - 75 чел. (83%). Средний возраст опрашиваемых 62,1 года.
Результаты опроса представлены в табл. 1-12.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «Сколько обычно времени в день Вы проводите в сети Интернет?», %
Вариант ответа Студенты люди старших возрастов
1-2 ч 16 56
3-6 ч 40 17
Более 6 ч 40 8
Другое 4 13
Как видно из данных табл. 1, молодежь значительно больше проводит времени в Интернете, чем люди старших возрастов. 40% молодых людей проводят в Интернете более 6 ч, что не только ставит вопрос о здоровье нации, но и показывает большую значимость Интернета в жизни современного человека, особенно молодежи. В целом этот показатель очень высокий, но у политика закономерно возникает вопрос: что читают пользователи, что они там ищут, как используют?
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос: «Для чего Вы в основном используете сеть Интернет?», %
Варианты ответа Студенты люди старших возрастов
Общение в социальных сетях 28 34
Получение информации и нужных сведений 18 23
Учеба 23 9
Скачивание программ, фото, музыки, фильмов и т.д. 21 16
Для личных целей 17 15
Просмотр новостей 14 12
Отправка и получение электронной почты 12 20
Самообразование 9 10
Игры онлайн 12 8
Поиск групп по интересам 2 2
Ведение блога 2 1
Возможность высказаться, заявить о себе 0 1
Другое 2 12
Примечательно, что пенсионеры больше общаются в социальных сетях (34%), чем молодежь (28%), что вызвано, можно предположить, одинокой старостью, а у молодых пока еще есть возможность прямого контакта с друзьями в учебном заведении, на спортплощадке, в клубах. Закономерно, что молодые люди больше используют Интернет для учебы (23%), чем пенсионеры (9%). Но и цифра 9% тоже довольно приличная для людей старших возрастов, т.к. каждый десятый пенсионер желает и может приносить пользу социуму.
Следующий вопрос уточнял использование Интернета респондентами (см. табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Выберите наиболее важные тематические сайты Интернета», %
Варианты ответа Студенты люди старших возрастов
Развлечения 27 14
Средства массовой информации (СМИ) 20 30
Политика 7 14
Экономика 4 7
Компьютеры 13 1
Наука и образование 20 13
Искусство и культура 9 20
Закономерно, что молодежь чаще выбирает развлечения (27%), хотя и для людей старших возрастов они тоже приятны (14%). К сожалению, молодежь в 2 раза меньше интересуется политикой, чем пенсионеры (7% и 14% соответственно). Довольно значительный процент респондентов интересуются наукой и образованием, поэтому данную нишу нужно более активно использовать для формирования генофонда нации. Достойно сожаления, что молодежь и в 2 раза меньше интересуется искусством и культурой, чем люди старших возрастов.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос: «Зарегистрированы ли Вы хотя бы в одной социальной сети?», %
Вариант ответа Студенты люди старших возрастов
Да 97 69
Нет 2 25
Собираюсь зарегистрироваться 1 7
Полученный результат вполне ожидаем. Стоит только сожалеть, что властные структуры, политические деятели, педагоги мало обращают на это внимание, практически не создают в социальных сетях своих «групп влияния и просвещения».
Полученный нами результат не совсем совпадает с данными Mediascore 2018 г., согласно которому в топ-20 интернет-проектов по посещаемости в России входят следующие соцсети: 1) ВКонтакте - 17,9 млн посетителей в среднем в день на десктопах в феврале 2018 г.; 2) «Одноклассники» - 9,78 млн; 3) Facebook -
Таблица 5
Распределение ответов на утверждение: «Для общения в Интернете я использую...», %
Вариант ответа Студенты Люди старших возрастов
Форумы 5 4
ВКонтакте 53 26
«Одноклассники» 4 30
Telegram 14 1
Мой мир 5 7
Skype 15 23
Discord 2
Instagram 3
Не использую ......~.........; 8
Другое 3 1
3,5 млн; 4) Instagram - 2,2 млн; 5) Twitter - 1,2 млн; 6) LiveJournal - 1,185 млн1. Как видно, «Одноклассники» у наших респондентов-пенсионеров пользуются высокой популярностью (1-е место, а в РФ - 2-е по популярности). В то же время среди опрошенной нами молодежи очень популярен Telegram (делит 2-е место со Skype), тогда как у пенсионеров Telegram практически не пользуется популярностью (1%). Заметим также, что опрос проводился, когда в РФ Роскомнадзор заблокировал Telegram, и подавляющая часть молодых респондентов отнеслась к этому негативно и с уважением отзывалась о создателе Telegram Павле Дурове. Разумеется, стоит учитывать и репрезентативность у нас Mediascore.
Но в целом популярность социальных сетей не вызывает сомнения, что необходимо учитывать современному политику - разумеется, если он пришел в эту сферу всерьез и надолго.
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Смогли бы Вы успешно учиться (работать, саморазвиваться) без помощи Интернета?», %
Вариант ответа Студенты Люди старших возрастов
Да 20 29
Нет 43 44
Не знаю 37 27
Как видно из данных табл. 6, роль Интернета в сфере образования личности довольно значительна как для молодого поколения, так и для людей старших возрастов. Политикам, общественным деятелям и педагогам следует корректировать свою работу с учетом новых реалий.
Полученный результат представляет интерес не только для маркетологов, но и для политиков, которые еще не всегда осознают негативную роль Интернета в организации тех же несанкционированных митингов. Процент доверяющих
1 Калинин К. Взять все, да и заблокировать! Как борются с соцсетями. - Криминал: еженедельная общенациональная газета. 2018. № 20(1049). С. 4.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос: «Влияет ли социальная сеть на ваши поступки в реальной жизни (покупки, митинги и т.д.)?», %
Варианты ответа Студенты люди старших возрастов
Да 24 19
Нет 63 60
Не знаю 13 21
Интернету довольно высок - почти четверть молодых людей и пятая часть пенсионеров плюс солидный процент колеблющихся.
Существует точка зрения, что традиционные СМИ (печать, радиовещание и ТВ) в эпоху Интернета уходят в историю. Ответы на вопрос об основном источнике информации приведены в табл. 8.
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос: «Каков для вас основной источник получения актуальной информации?», %
Варианты ответа Студенты люди старших возрастов
Газеты 2 17
Телевидение 20 48
Радио 1 7
Интернет 75 28
Другое 1 1
Традиционные источники информации (газеты, радио, ТВ - «триумвират» СМИ) у молодежи значительно уступают место Интернету, а для пенсионеров телевидение и во многом газеты пока остаются главным ресурсом получения актуальной информации.
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос: «Вы участвовали в интернет-конкурсах, опросах, тестах или олимпиадах?», %
Варианты ответа Студенты люди старших возрастов
Да, очень часто 25 3
Очень редко 58 26
Нет 16 71
Молодежь здесь более активна, чем пенсионеры (см. табл. 9). Данные формы взаимодействия с пользователями политическим, общественным деятелям нужно развивать шире, что будет способствовать формированию гражданской активности, повышению политической культуры населения в целом.
В рамках вопроса о культуре, который регулярно поднимается в обществе, в табл. 10-11 приведены данные об оскорблениях в Интернете.
Как видно из табл. 10, почти треть молодых респондентов и каждого десятого пенсионера уже оскорбляли в Интернете (часто или редко). Поэтому на данную проблему следует обратить внимание не только правоохранительным органам, но и особенно политикам, представителям науки, педагогам, которые должны
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос: «Вас оскорбляли, запугивали в Интернете?», %
Варианты ответа Студенты Люди старших возрастов
Да, часто 6 3
Редко 27 7
Никогда 67 90
выступить в качестве экспертов в разработке новых законопроектов о защите чести и достоинства граждан РФ на просторах Интернета. Психологи и социальные работники должны помогать пользователям с выявлением причин появившихся оскорблений, запугиваний и давать рекомендации по их нейтрализации.
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос: «Вы оскорбляли кого-либо в Интернете?», %
Варианты ответа Студенты Люди старших возрастов
Да, часто 8 1
Редко 35 6
Никогда 57 93
Данные табл. 11 показывают довольно неожиданный результат: 43% студентов часто или редко сами оскорбляли людей в Интернете (пенсионеры - 7%). Видимо, в учебных заведениях в программах социогуманитарного профиля следует уделить серьезное внимание данной проблеме. Ответы на вопрос о наличии сайта в Интернете приведены в табл. 12.
Таблица 12
Распределение ответов на вопрос: «У Вас есть свой сайт в Интернете?», %
Варианты ответа Студенты Люди старших возрастов
Да 12 13
Нет 83 80
Мечтаю создать 5 7
Полученные данные практически одинаковы у обеих групп респондентов. В анкете одной пенсионерки было написано: «Я - православная. Если и подключусь к Интернету, то только для общения и обучения с верующими людьми. И понесу этот грех на исповедь к батюшке, т.к. все современные средства коммуникации занесены в перечень грехов».
На первый взгляд можно предположить, что социальные общности, которые имеют значительную разницу в возрасте и, конечно, разный жизненный опыт, замкнуты в своем сложившемся мире. Но это не так. Контакты поколений продолжаются и даже расширяются благодаря новой постиндустриальной (информационной) реальности. Студенты Финансового университета по результатам соцопроса получили такие интересные данные. На вопрос: «Общаетесь ли Вы в социальных сетях со своими родителями?» - 65% респондентов ответили «да». При этом 80% опрошенных не блокируют доступ родителей к своим страницам в социальных сетях [Абрадова, Кисловская 2018: 153]. Таким образом, можно констатировать, что социальные сети становятся новым каналом взаимодействия между родителями и детьми. В интернет-пространстве они получают зна-
ния и информацию друг о друге, хотя, как известно, молодое поколение более склонно скрывать свою личную жизнь от старших. Это означает, что и «грамотный» политик (тактичный, вежливый, желательно харизматичный, знакомый с молодежными проблемами и интересами) всегда может найти общий язык с представителями молодого поколения, несмотря на разницу в возрасте.
Пока же представители власти в массе своей недооценивают роль Интернета в современном обществе. Во многом политагитация в российском обществе ориентирована на текст, когда как на Западе больше используется снимок, коллаж, фотожаба. Почти треть депутатов Госдумы не имеют аккаунтов в соцсетях, а те, которые их открыли, креативностью не блещут. Их странички заполнены официальными сухими отчетами, фотоснимки напоминают семейный фотоальбом: депутат на субботнике, на митинге, встреча с бюджетниками, с семьей на природе и т.п.
Возможно, часть политиков и понимают, какую большую помощь им может оказать Интернет в повседневной работе, но в то же время они не имеют навыков и умения сделать при помощи интернет-ресурсов свою деятельность более продуктивной и эффективной.
Есть и такая часть политиков, которые считают Интернет «злом». Известно, что даже великий Платон высказывал тревогу по поводу опасности распространения письменности и чтения, а такое величайшее изобретение, как печатный станок, в свое время было воспринято как угроза общественному порядку, нравственности и даже всей европейской культуре.
Постиндустриальная эпоха (информационное общество) также остро ставит вопрос о новых возможностях (последствиях) влияния на личность (социум) новых высоких технологий. Но данная проблема (двойственный подход к технике и технологиям) была гениально озвучена в ряде социологических концепций и в теориях социальной философии еще более века назад. Так, Макс Вебер отмечал, что научный прогресс (бесконечный и противоречивый) хотя и актуален для своего времени, но все-таки неоднозначен, и в дальнейшем научные открытия могут быть пересмотрены и подвергнуты критическому анализу [Вебер 1990: 712-713].
Подобный подход к технике просматривается и в теории индустриальных волн Э. Тоффлера. В частности, он выявил сходство между периодами «первой волны», которая характеризует традиционное общество, и «третьей волны», связанной с высокотехнологическим обществом, в котором уже стратегии социального развития учитывают многочисленные локальные традиции (культурные, семейные, религиозные ценности, исторически сложившиеся экономические принципы) [Тоффлер 2010: 524].
То есть, общество /Г-технологий не будет свободно от традиционных ценностей, но при этом сами высокие технологии, и прежде всего Интернет, будут представлять собой условие их трансляции, способствуя социализации личности, политической активности граждан.
Продуктивное развитие и использование в российском обществе цифровиза-ции в самом широком смысле этого слова (не только создание цифровой экономики) будет способствовать созданию развитого гражданского общества и правового государства.
Список литературы
Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. 2018. Молодежь в социальных сетях. - Власть. № 3. С. 150-153.
Вебер М. 1990. Избранные произведения. М.: Прогресс. 808 с.
Тоффлер Э. 2010. Третья волна. М.: АСТ: АСТ Москва. 784 с.
SHILOV Vladimir Viktorovich, Cand.Sci. (Hist.), Head of the Chair of General Education, Berezniki branch of Perm National Research Polytechnic University (10 Khimikov St, Berezniki, Perm Region, Russia, 618400; vvs595959@mail. ru); Member of the Board of the Russian Society of Sociologists (Perm Branch)
THE ROLE OF THE INTERNET
IN THE POLITICAL SPHERE OF SOCIETY
Part 2
Abstract. The paper analyzes a role of computer technologies and shows their strengths and weaknesses in the process of formation of the personality values in the era of digital communications. Basing on the statistical data and the results of sociological surveys, the author reveals the importance of the Internet in the everyday life of politicians, youth and older people. He makes an allegation about weak use of social media platforms by the authorities for the development of civil society, the formation of a rule-of-law state and the formation of political culture of citizens.
Keywords: information flows, election campaign, deputies, youth, older people, culture of post-industrial society, civil society, rule-of-law state
КЛИМАШЕВСКАЯ Ольга Викторовна — кандидат политических наук, доцент Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет) (125993, Россия, г. Москва, ГСП-3, А-80, Волоколамское ш., 4; Klimawevskaya@yandex.ru)
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. РФ вступила на путь вхождения в единое глобальное цифровое сообщество, взяв на себя международные обязательства по реализации политики построения цифрового общества. Это происходит через расширение государственной телекоммуникационной инфраструктуры, используемой для взаимодействия с населением, а также через внедрение цифровой идентификации и аутентификации граждан. Парадокс заключается в том, что у страны с такой политикой существует риск частичной утраты национального суверенитета. Несмотря на имеющийся военный потенциал, уязвимыми становятся внутригосударственные формы взаимодействия через электронные системы, где фактически в общедоступной форме содержится вся информация о гражданах России, в частности о военнослужащих и сотрудниках спецслужб. Настолько открытая политика делает возможным совершение преступных, в т.ч. и диверсионных, действий по отношению к гражданам страны, что создает угрозу государственному суверенитету и национальной безопасности России.
Ключевые слова: цифровое общество, внутригосударственная цифровая среда, электронная идентификация, электронная аутентификация, электронное правительство, информационное общество, национальный суверенитет
Российское общество наблюдает за постепенным становлением цифровой среды внутри своей страны, которая включает весь спектр компьютерных, сетевых технологий и интернет-ресурсов. Основным технологическим трендом ее развития является цифровая идентификация и аутентификация граждан, которая служит базой для построения внутригосударственной цифровой среды и цифрового общества. Здесь важно отметить, что человек, входящий в