ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
К.М. Беркимбаев1, Б.К. Мухамеджанов1, М.М. Акешова2
:Кафедра общей педагогики и этнопедагогики 2Кафедра английской филологии Международный казахско-турецкий университет им. А. Ясави Пр. Б. Саттарханова, 29, Туркестан, Республика Казахстан, 161200
В статье обсуждается использование информационных технологий в обучении будущих учителей английского языка и их роль формировании коммуникативной компетенции.
Ключевые слова: информатизация образования, коммуникативная компетенция, информационные технологии, студент.
Современная модернизация казахстанского образования определяет основную цель профессионального образования как подготовку высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к профессиональному росту и профессиональной мобильности.
Социально-политическое устройство мира, тесно связанное с информационными технологиями и информатизацией общества, требует новых подходов к получению и переработке колоссальных объемов знаний. Одним из приоритетных направлений модернизации образования выступает компетентностный подход, который рассматривается в трудах Н.В. Баграмовой, А.В. Хуторского, Б.Д. Элько-нина, В.А. Болотова, Р.П. Мильруда и других ученых.
В настоящее время созданы и успешно используются игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др. Все они основаны на методах активного обучения. К ним прежде
всего относятся компьютерные и сетевые технологии, технологии индивидуализации обучения и другие методы обучения, базирующиеся на компетентностном подходе [2].
Внедрение новых информационных технологий и применение компетентност-ного подхода в учебном процессе Международного казахско-турецкого университета им. А. Ясави (МКТУ им. А. Ясави) является одной из приоритетных направлений подготовки специалистов международного уровня. Среди них — разработка методов использования современных образовательных технологий в формировании профессиональной и коммуникативной компетенции будущих специалистов разных профилей.
В условиях современной всемирной глобализации развитие информационных технологий приводит к образованию новых способов использования Интернета. В настоящее время в мире наблюдается последовательное и устойчивое движение к построению информационного общества, которое призвано создавать наилучшие условия для максимальной самореализации каждого человека. Основаниями для такого процесса является интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий и создание развитой информационно-образовательной среды.
Использование интернет-технологий студентами в процессе обучения требует от них знаний и иностранных языков. В МКТУ им. А. Ясави уделяется большое внимание обучению студентов иностранным языкам. Улучшается учебный процесс по подготовке высококвалифицированных специалистов, что способствует развитию у студентов высокого уровня информационной компетентности и формированию профессионального мышления на иностранном языке, повышению мотивации к изучению учебных предметов и создает аутентичные ситуации общения, что способствует формированию профессиональной и коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка.
Использование образовательных ресурсов глобальной сети Интернет в обучении иностранному языку позволяет студентам получить доступ к широкому спектру современной информации с целью развития различных компетенций. Среди такой информации — web-страницы газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедии и др. Студенты на практических занятиях по английскому языку обучаются, используя компьютерные словари, страноведческие сайты, которые дают возможность получить полезную информацию о быте и культуре той или иной страны. В сети Интернет содержатся различные образовательные сайты, посвященные обучению английскому языку.
Наиболее важными учебными задачами, которые реализуются при обучении английскому языку с использованием интернет-технологий, являются:
— развитие умений иноязычного общения в разных сферах и ситуациях;
— формирование и совершенствование языковых навыков;
— развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы обучающихся за счет специально организованной деятельности с использованием интернет-технологий, что способствует инициированию самостоятельной деятельности и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
— повышение мотивации и формирование потребности в изучении английского языка;
— реализация индивидуального подхода посредством учета индивидуальных особенностей обучающихся за счет использования коммуникативных служб сети Интернет;
— формирование коммуникативных навыков и культуры общения.
Современные информационные технологии позволяют студентам в процессе
обучения английскому языку использовать электронную почту (e-mail); телеконференции (UseNet); видеоконференции; создавать авторские домашние странички (homepage) и размещать их на web-сервере; получить доступ к электронным справочным ресурсам (Yahoo, InfoSeek/Ultra Smart, Look Smart, Galaxy) и поисковым системам (Google, Yandex, Hotbox, Open Text, WebCrawler, Excite); организовать в режиме реального времени личный разговор в сети (Chat); разместить конкретную информации и др.
Основными видами учебной деятельности студентов с применением интернет-технологий, способствующей формированию коммуникативной компетенции, являются: работа с web-сайтами, ориентированными на обучение английскому языку; использование Интернета как источника аутентичных материалов о культуре страны изучаемого языка; проведения web-форумов или телекоммуникационных проектов, а также применение интернет-технологий для разработки и проведения web-квест проектов.
Web-проект является результатом объединения проектной методики с возможностями сети Интернет и может быть эффективно интегрирован в процесс обучения английскому языку. Web-проекты, являясь сложным видом задания, требуют от преподавателя, как руководителя этого проекта, высокого уровня предметной и информационной компетентности, а от студента — навыков и умений работы с информацией и информационными технологиями. При обучении английскому языку использование заданий на основе электронных ресурсов требует от студентов высокого уровня владения английским языком для работы с аутентичными ресурсами Интернета.
Использование методов проектов в обучении иностранному языку рассматривались в исследованиях Е.С. Полат, И.А. Зимней, Н.Ф. Коряковцевой и других. Особенностью web-сайтов, представленных в виде различных документов, статей, аудио- и видеозаписей, созданных носителями изучаемого языка, является их аутентичность [5].
Как известно, одним из важных направлений повышения эффективности обучения студентов является оптимизация их самостоятельной работы. В условиях информатизации образования эффективная подготовка будущих учителей английского языка возможна в том случае, когда делается упор на самостоятельную деятельность студентов.
В МКТУ им. А. Ясави на кафедре английской филологии в процессе обучения будущих учителей английского языка по кредитной технологии в соответствии с утвержденным учебным планом самостоятельная работа по общеобязательным,
профилирующим и альтернативным дисциплинам осуществляется в аудиторной и внеаудиторной работе. Каждому виду учебной работы отводится определенное количество кредитных часов. Например, в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки Республики Казахстан образовательным стандартом по дисциплине «Иностранный язык для специальных целей» для специальностей 5В011900 «Иностранный язык»: два иностранных языка (английский и турецкий, английский и китайский, английский и арабские языки) на 5-й семестр обучения дано 180 кредитных часов, 120 из которых отводятся аудиторной (60 часов) и внеаудиторной (60 часов) самостоятельной работе обучаемых. Аудиторная самостоятельная работа студента предполагает выполнение заданий в компьютерном классе, оснащенном Интернетом, в рамках занятий по английскому языку под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя. Второй вариант при использовании возможностей Интернета подразумевает внеаудиторную самостоятельную работу по выполнению специально подготовленных задач при широком использовании заранее обозначенных возможностей Интернета. Самостоятельная работа в данном случае построена таким образом, что дает возможность обучающемуся выполнять учебные задачи в любом удобном для него месте с точкой доступа в Интернет.
Внеаудиторный вариант интеграции интернет-технологий позволяет реализовать ряд задач:
— учитывать индивидуальные особенности обучающихся, предоставляя им большую свободу во времени и информационном пространстве для действий;
— минимизировать техническую сложность поставленных задач путем учета уровня владения компьютером и навыков работы в Интернете;
— оптимально интегрировать формы использования интернет-технологий обучения с учетом основных аспектов учебного процесса при обучении английскому языку с минимальными затратами.
Выделяют два основных способа самостоятельной деятельности, осуществляемые в сети Интернет при изучении английского языка, которые представляют собой спланированный и контролируемый учебный процесс, требующий от преподавателя особых знаний, умений и навыков по работе с компьютером и сетью Интернет, а также знания методик по использованию и интеграции интернет-технологий в процессе обучения [6]:
— самостоятельная работа с электронными ресурсами, которая предполагает специально организованный поиск, анализ и преобразование информации, а также специально организованное участие в web-проектах;
— специально организованное общение посредством электронной почты и форума.
Самостоятельной работе по поиску, анализу и преобразованию информации из сети Интернет наиболее полно соответствует следующая классификация типов заданий на основе электронных ресурсов при учете уровня владения английским языком (elementary, intermediate, upper- intermediate, advanced):
— список тематических ссылок (hotlist) — подразумевает работу с электронными ресурсами в качестве дополнительного материала по изучаемой теме, что
позволяет более полно рассмотреть изучаемую тему или ее аспект; создание ссылок по грамматике английского языка, деловому английскому языку и т.д. со своими упражнениями с обзором сайтов по этому вопросу;
— «охота за сокровищами» (treasure hunt) — включает поиск и отбор определенного количества ссылок по теме, обычно 10—15; составление вопросов к каждому информативному сайту. Студенты должны сформулировать ключевой вопрос, требующий логического заключения и направленный на широкое понимание темы. Данное задание нацелено на формирование объективных знаний по теме и ориентировано на объективные факты. Его можно предложить для всех уровней владения английским языком (начальный, средний, продвинутый);
— образец постановки проблемы (subject sampler) — представляет собой отобранный список ссылок на электронные ресурсы, которые предлагают обучающимся сделать что-либо: прочитать; посмотреть и т.д. После этого студенты должны выразить собственную точку зрения, исходя из прочитанного либо жизненного опыта или интерпретировать произведения искусства и т.д. Это задание ориентировано на субъективную оценку какого-либо вопроса или проблемы, и больше подходит студентам со средним или продвинутым уровнем владения английским языком.
Как известно, существуют разнообразные типы коммуникации в Интернете. Однако основными типами является синхронная и асинхронная коммуникация. Асинхронная коммуникация предполагает общение в несовпадающих временных отрезках, неодномоментную коммуникацию с помощью различных средств передачи информации между двумя и более участниками. При этом средствами передачи информационных сообщений могут служить электронная почта, гостевая книга, форум, или асинхронная конференция. Синхронная коммуникация является сеансом общения двух и более участников в один момент времени, т.е. коммуникацией в пределах одного временного среза, когда задержка сообщения от начала его передачи до получения реципиентом не составляет нескольких секунд, а в идеальном варианте полностью отсутствует [7].
В заключение отметим, что анализ подходов к обучению будущих учителей английского языка, реализуемых в МКТУ им. А. Ясави на кафедре английской филологии, показывает, что использование интернет-технологий в процессе обучения английскому языку имеет существенную значимость и способствует формированию коммуникативной компетенции будущих учителей английского языка.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011— 2020 годы. — URL: www.edu.gov.kz
[2] Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Академия, 2002.
[3] Агафонова Е.А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе // Молодой ученый. — 2011. — № 6. — С. 114—116.
[4] Полат Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. — М.: ВЛАДОС, 2001.
[5] Халяпина Л.П. Методическая система формирования поликультурной языковой личности посредством интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам: Диса ... канд. пед. наук. — СПб., 2006.
[6] Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 3. — С. 39—41.
[7] Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. — 2003. — № 3. — С. 73—78.
ROLE OF INTERNET TECHNOLOGIES IN FORMATION COMMUNICATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE ENGLISH TEACHERS OF LANGUAGE
K.M. Berkimbayev1, B.K. Mukhamedzhanov1, M.M. Akeshova2
1Chair of the general pedagogics and ethnopedagogics 2Chair of English philology International Kazakh-Turkish university named after A. Yasavi B. Sattarkhanov str., 29, Turkestan, Republic of Kazakhstan, 161200
In article use of information technologies in education of future English teachers of language and their role formation of communicative competence is discussed.
Key words: informatization of education, communicative competence, information technologies, student.