Philology
УДК 811.161.1 DOI 10.21661/r-118467
Е.И. Зыкова
Роль интернет-лозунгов в политическом дискурсе современного Рунета
Аннотация
Статья посвящена анализу функционирования интернет-лозунгов в современном Рунете, а также определению их роли в политическом дискурсе как эффективного языкового средства для манипулирования общественным сознанием. Как показывает анализ, в Рунете среди многочисленных фразеологических средств, появились специфические выражения лозунгового характера, свойственные только онлайн пространству, которые несут социально значимую смысловую нагрузку. Данные интернет-лозунги могут аккумулировать общественное мнение, гражданскую позицию, что, несомненно, делает их мощнейшим средством общественного воздействия и социального манипулирования.
I
Ключевые слова: фразеология, крылатые слова, политические лозунги, хэштеги, политический дискурс, трансформа.
E.I. Zykova
Role of Internet slogans in the political discourse of modern Runet
Abstract
This article analyzes the functioning of the Internet in the modern Runet slogans, as well as the definition of their role in the political discourse of language as an effective means of manipulating public consciousness. The analysis shows that in Runet among numerous idiomatic means of expression were specific slogan to the online space, which carry socially significant meaning. These Internet slogans are insulated public opinion, civic position that undoubtedly debarking of the most powerful means of social influence and social manipulation.
| Keywords: phraseology, winged words, political slogans, hashtags, political discourse, transformer.
Политический дискурс российского общества в последнее десятилетие XXI века отличается стремлением к индивидуальному стилю и экспрессивностью. Политический язык - это особая знаковая система, предназначенная именно для политической коммуникации. Одним из ее важнейших средств является метафорическая модель, которая может служить эффективным орудием для манипулирования социальным сознанием. И неудивительно, что одним из самых востребованных и массово эксплуатируемых, как в речи политиков, так и в медийном политическом пространстве, являются фразеологизмы.
Известно, что включение фразеологических единиц в публицистический текст делает его эмоциональным и экспрессивным, благодаря чему реализуется одна из основных функций публицистики - воздействующая. Фразеологизмы, являясь не только номинативной, но и
оценочной и эмоционально-экспрессивной единицей, используются как оптимальные средства для реализации единства рационального и эмоционального в тексте, его воздействующей силы [1; 6].
Что же представляют из себя фразеологические интернет-средства современного русского политического дискурса?
Не умаляя значения печатных СМИ, должны, однако, отметить, что в наш век информационных технологий на первое место по активности и силе информационного влияния на общество выходят масс-медиа и Интернет. А посему в вопросе функционирования ФЕ хотелось бы сосредоточиться на фразеологической характеристике современных лозунгов, которыми изобилует современное интернет-пространство.
Лозунги являются, на наш взгляд, одним из важнейших фразеологических средств отражения полити-
Филология
ческой жизни в силу своей главной функции, которая сводится к «лаконичному обращению к адресату, выражая при этом руководящую идею, требование того, кто призывает к чему-л» [2, с. 290].
Ориентируясь на «призывную» семантику лозунгов, исследователи выделяют 4 типа крылатых выражений лозунгового типа - лозунги-призывы, лозунги-пожелания, лозунги-констатации, лозунги-патетизмы [2, с. 292].
Вслед за авторами статьи необходимо признать «крылатость», как один из признаков лозунга, а соответственно и явную его соотнесенность с источником или автором. К таким образованиям можно отнести афоризмы, ставшие крылатыми и использующиеся в современном речевом пространстве в качестве призыва. Так, например, говоря о фразеологии политической речи первого президента РФ Б.Н. Ельцина, можно отметить присущий ей некий лозунговый оттенок, так как в настоящее время в политическом дискурсе ельцинские фразеологизмы выполняют функции призыва или декларативного заявления. Так, например, фраза Б.Н. Ельцина берегите Россию, сказанная им в своем Обращении к гражданам при передаче власти В.В. Путину в Кремле 31 декабря 1999 года, активно используется в качестве самостоятельного лозунга в разнообразных контекстах политического дискурса [3, с. 245]. Например,
«Он не успел оставить ни завещания, ничего - все это глупости. У него было одно завещание: «Берегите Россию!», или «Владимир Путин пообещал, что слова Бориса Ельцина «берегите Россию» всегда будут служить нравственным и политическим ориентиром».
Однако анализ речевого пространства Рунета позволяет констатировать появление новой разновидности лозунгов, не имеющих четко обозначенного авторства. К таким выражениям можно отнести хэштэги, вид устойчивых образований, имеющих явно лозунговую основу, который получил широкое распространение в Интернете в последнее время.
Хэштег - это метка, которая используется для распределения сообщений по темам в социальных сетях и блогах. В последнее время, в качестве такой метки-хэ-штега активно используются устойчивые выражения явно политического содержания, которые собирают под своим специальным значком # комментарии, мнения, оценки пользователей Интернета по злободневным проблемам современной российской жизни.
Одним из самых распространенных и устойчивых хэштэгов последнего периода является #Я Шарли. Это выражение - точный перевод французского лозунга Je suis Charlie, с которым европейцы вышли на демонстрации в знак протеста против теракта, совершенного террористической организацией ИГИЛ в редакции французского сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Так, в этом лозунге европейцы выразили свою политическую позицию, а русский эквивалент, став-
шем хэштегом в социальных сетях, собрал под своим значком # огромную аудиторию россиян, присоединившихся к европейскому протесту.
Вскоре выражение Я Шарли было подхвачено СМИ и стало использоваться для обозначения идеи единения, солидарности, дружеской поддержки. Например: «Мощная волна осуждения «варварского исламистского фундаментализма» стала, по сути, копировать антиисламистскую кампанию, развязанную после 11 сентября 2001 г. Уже в день теракта во Франции прошли митинги, собравшие более 100 тысяч человек, а затем, как по сигналу, начинаются хорошо срежи-сированные акции «Я Шарли» (слоган, придуманный французом украино-еврейского происхождения Жоа-кином Ронцином), участники которых вышли с одинаковыми плакатами и в одинаковых футболках...» или «Спецоперация «ЯШарли» - механизм манипулирования в действии».
Фразеологизированность этого лозунга подтверждается появлением его трансформы Я не Шарли. Эта трансформация появилась с легкой руки официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, выразившей свое мнение в своем аккаунте в Facebook по поводу карикатур об авиакатастрофе российского самолета в Египте, в которой погибли 224 человека, после того как Charlie Hebdo опубликовал их в начале ноября 2015. Это выражение быстро распространилось в новом хэ-штеге в русскоязычных сетях, потом перекочевало на страницы он-лайн газет и журналов, приобретя значение «отсутствие солидарности, поддержки».
«Знаете, почему я не «Шарли»? Потому что, на мой взгляд, они обманывают и нас и себя, утверждая, что для их юмора нет запретных тем. Если бы это было так, то и карикатуру на мёртвого сирийского ребёнка можно было быть понять. Но это лишь при одном условии - если бы на следующий день после теракта «Шарли» выпустила свежий номер с карикатурой на погибших товарищей. Что-то вроде изображения мертвых журналистов «Шарли» с подписью: «Вот мы и избавились от коллег, которых стеснялись уволить», - написала Захарова на своей странице в Facebook» [4].
Не менее популярным лозунгом-хэштегом стало выражение Крым наш. Под этим хэштегом в Рунете до сих пор идет активная бурная полемика по вопросу присоединения Республики Крым к РФ. Кроме того, в сети появилась и трансформы Сирия не наш, Асад не наш.
«Сирия не наш: реакция соцсетей на вывод войск РФ. Решение Путина вывести войска из Сирии обсуждают в Сети . По его приказу русская армия начнет выходить из Сирии начиная с 15 марта».
«Асад не наш. (название статьи) Россия больше не дружит с Башаром Асадом, который, как выяснилось, «другой рукой» дружил с террористами ИГИЛ. О наших старых и новых друзьях в Сирии «Фонтанке» рассказал востоковед Григорий Меламедов» [5].
124 Интерактивная наука | 13 • 2017
Philology
Специфичность рассматриваемых фразеологизиро-ванных хэштегов-лозунгов выражается, на наш взгляд, в их злободневности и недолговечности. Но несмотря на это, они являются важным фразеологическим средством современного политического дискурса, т.к. они аккумулируют в своем значении основную идею, призыв или обращение говорящего.
Таким образом, подводя итог анализу использования фразеологизмов-лозунгов в современном полити-
ческом дискурсе, мы видим, что они могут не только выполнять функции призыва и пожелания, констатировать, останавливать внимание читателя на какой-л политической реалии, емко выражать определенные политические взгляды пишущего. Лозунги могут аккумулировать под своим «флагом»-хэштегом общественное мнение, что, несомненно, делает их мощнейшим средством общественного воздействия и социального манипулирования.
Литература
1. Берков В.П. Большой словарь крылатых слов и выражений русского языка: ок. 5000 ед.: в 2-х т. Т. I. А-М / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова; под ред. С.Г. Шулежковой. - 2-е изд., испр. и доп. - Магнитогорск: МаГУ; Greifswald: Е1шЬМог^-АгМШп^егаШ, 2008-2009. - 658 с.
2. Вальтер Х. Структура лозунга и его дефиниции / Х. Вальтер, В.М. Мокиенко // На крыльях слова: Материалы междунар. науч. конф., посвященной юбилею С.Г. Шулежковой. - Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2015. - С. 289-300.
3. Душенко К.В. Словарь современных цитат / К.В. Душенко. - М.: Эксмо, 2002. - 736 с.
4. Политическая Россия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.politrussia.com/news/ya-ne-sharli-675/ 22.5.2016
5. Интервью с востоковедом Григорием Меломедовым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fontanka.ru/2016/05/05/120/
6. Берков В.П. Большой словарь крылатых слов и выражений русского языка: ок. 5000 ед.: в 2-х т. Т. II. Н-Я / В.П. Берков, В.М. Мокиенко, С.Г. Шулежкова; под ред. С.Г. Шулежковой. - 2-е изд., испр. и доп. - Магнитогорск: МаГУ; Greifswald: Emst-Moritz-Amdt-UniveraШ, 2008-2009. - 656 с.