Научная статья на тему 'Роль институтов развития в укреплении местного самоуправления сельских поселений'

Роль институтов развития в укреплении местного самоуправления сельских поселений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунов А. С.

В статье дан обзор деятельности отдельных институтов развития, таких, как Российский сельскохозяйственный банк и Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг», способствующих не только развитию агропромышленного комплекса Российской Федерации, но и социально-экономическому развитию сельских территорий, а также уделено значительное внимание такому важному институту взаимоотношений бизнеса и государства, как частногосударственное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the work of some development institutions, such as the Russian Agricultural Bank and the State Agricultural Leasing Company 'Rosagroleasing' which promote not only the development of agro-industrial complex of the Russian Federation but also foster the social and economic development of rural areas. The article also pays serious attention to such an important institution of relations between business and state as private-state partnership.

Текст научной работы на тему «Роль институтов развития в укреплении местного самоуправления сельских поселений»

вания естественных монополий, и это понятно, ведь и потребители, и монополисты, и сами службы по регулированию стремятся получить максимальную прибыль. Однако это не единственная причина разногласий, так как на самом деле существующая система регулирования естественных монополий далеко не совершенна. Поэтому рассмотренные методы государственного регулирования естественных монополий будут постоянно совершенствоваться, хотя вряд ли подобного рода перемены смогут удовлетворить всех. Следовательно, этот вопрос будет одним из основных в экономике и интерес общества к нему никогда не угаснет.

Список литературы

1. Дейли Дж. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества : пер. с англ. - М. : Вильямс, 2004.

2. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. - М. : КноРус, 2006.

3. Мищенко В. В. Государственное регулирование экономики : учебное пособие. - М., 2002.

4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в редакции от 8 ноября 2007 г.).

5. Ходов Л. Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М. : Экономистъ, 2005.

6. www.fstrf.ru

А. С. Трунов

РОЛЬ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ В УКРЕПЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

В статье дан обзор деятельности отдельных институтов развития, таких, как Российский сельскохозяйственный банк и Государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Рос-агролизинг», способствующих не только развитию агропромышленного комплекса Российской Федерации, но и социально-экономическому развитию сельских территорий, а также уделено значительное внимание такому важному институту взаимоотношений бизнеса и государства, как частногосударственное партнерство.

Ключевые слова: частногосударственное партнерство, лизинг.

Прошло почти пять лет с принятия новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». И сегодня, подводя некоторые итоги реформы

местного самоуправления, необходимо отметить, что в наиболее тяжелом положении, как и прежде, находятся сельские муниципальные образования. Это связано прежде всего с практическим отсутствием доходной базы, да и откуда ей взяться, если темпы роста производительности труда в сельском хозяйстве намного отстают от темпов экономического роста страны в целом.

Политика инновационного пути развития экономики, выбранная правительством РФ в качестве основного вектора развития и диверсификации российской экономики, постепенно начинает приносить результаты. Все более значимую роль в развитии экономики играют механизмы частногосударственного партнерства. Создание новых и работа уже созданных институтов развития дают возможность практически с нуля воссоздавать инфраструктуру российской экономики.

Вместе с тем институты развития могут служить не только в качестве инструмента для развития инфраструктуры страны, но и для модернизации отдельных секторов экономики, даже таких, казалось бы, отсталых, как российское сельское хозяйство, которое в 90-х гг. прошлого века потеряло свою эффективность и конкурентоспособность. Ярким примером такого частногосударственного партнерства служит Российский сельскохозяйственный банк (ОАО «Россельхозбанк»), на который приходится около половины кредитных вложений банковской системы Российской Федерации в предприятия и организации агропромышленного комплекса России.

ОАО «Россельхозбанк» - кредитная организация, созданная в 2000 г. в целях формирования эффективной системы кредитно-финансового обслуживания агропромышленного комплекса. Основными целями банка как финансового агента государства должны были стать обеспечение доступного, качественного и эффективного удовлетворения потребностей сельхозпроизводителей и сельского населения Российской Федерации в банковских продуктах и услугах, содействие формированию и функционированию современной кредитно-финансовой системы агропромышленного комплекса России, поддержка и развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий Российской Федерации.

Правовой основой для создания подобного института развития в области сельского хозяйства послужило распоряжение Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 75-рп о создании Российского сельскохозяйственного банка для формирования на его базе национальной кредитно-финансовой системы обслуживания товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.

Создание банка позволило решить целый ряд стратегических задач развития российской экономики. С одной стороны, банк способст-

вует реализации стратегии развития банковского сектора в Российской Федерации - одной из приоритетных задач по диверсификации экономики. С другой стороны, банк является одним из ключевых инструментов реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. и приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Создание инструментов, выступающих в качестве финансово-кредитных инструментов реализации государственной программы развития сельского хозяйства, не является уникальным и базируется на опыте таких стран, как Франция, Германия, США, Китай. Стабильное развитие сельского хозяйства, повышение его инвестиционной привлекательности невозможны без проведения активной государственной политики по финансовому оздоровлению агропромышленного комплекса, привлечения в отрасль инвестиций, облегчения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к источникам заемных ресурсов, обеспечения доступности банковских услуг для сельского населения. Таким образом, ОАО «Россельхозбанк» ориентирован на работу с предприятиями сельского хозяйства и сельских территорий.

Основу клиентской базы банка составляют:

- производители сельскохозяйственной продукции, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства;

- предприятия, занимающиеся хранением и переработкой сельхозпродукции;

- предприятия, осуществляющие внутренние и экспортно-импортные торговые операции с товарами сельскохозяйственной номенклатуры;

- предприятия и организации, обеспечивающие обслуживание и техническую поддержку сельскохозяйственного производства.

Основным видом деятельности банка является кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса и жителей сельской местности. По данным ОАО «Россельхозбанк», представленным в Минсельхоз России, в период с 2000 по 2007 г. банк предоставил экономике более 380 тыс. кредитов на общую сумму более 380 млрд. рублей, в том числе более 290 млрд. рублей (около 80%) приходится на сектор АПК. Высокий уровень финансовой устойчивости, размеры капитала, широкий спектр кредитных продуктов, технологических возможностей и опыта работы в аграрном секторе, эффективная система управления рисками и постоянное расширение региональной сети - все это дает банку возможность успешно наращивать объемы кредитных услуг.

К 2007 г. ОАО «Россельхозбанк» располагал второй по величине, после Сбербанка России, сетью подразделений на территории Российской Федерации, оказывая услуги клиентам в 78 субъектах Федерации. Сегодня банк продолжает развивать сеть дополнительных офисов, поскольку это позволяет максимально приблизить банковские услуги к их потенциальным потребителям - производителям сельскохозяйственной продукции и населению сельских территорий. Кроме того, это позволяет более эффективно консолидировать временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, размещая их в доходные активы.

Одна из важных миссий, которую ОАО «Россельхозбанк» выполняет как банк развития, заключается в том, что банк выступает агентом правительства Российской Федерации по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий, проводит работу по возвращению бюджетных кредитов АПК, выданных в 1992-2000 гг.

Таким образом, банк как финансовый агент правительства РФ осуществляет следующие агентские функции:

- взыскание долгов по государственным займам, ссудам и кредитам;

- ведение счетов по реструктуризации бюджетных недоимок и других задолженностей;

- обеспечение товарно-закупочных интервенций на рынках сельскохозяйственной продукции;

- финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов АПК;

- участие в разработке и реализации государственных программ и проектов.

Помимо развития инфраструктуры непосредственно самого АПК ОАО «Россельхозбанк» играет большую роль в социально-экономическом развитии сельских территорий, в том числе и в развитии социально-инженерной инфраструктуры села.

Российский сельскохозяйственный банк осуществляет банковское обслуживание и кредитование предприятий и организаций социально-инженерной инфраструктуры, включая проведение расчетных, платежных, документарных и прочих операций в интересах клиентов; оказывает кредитно-финансовую поддержку сельскохозяйственной потребительской кооперации для расширения доступа сельского населения к ресурсным рынкам и рынкам готовой продукции; обеспечивает сельским жителям и мелким хозяйствам большую доступность к кредитно-финансовым ресурсам, в том числе содействуя созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов; осуществляет банковское обслуживание программ социального развития сельского населения, стимулирующих процесс социально-экономической адаптации к рыноч-

ным условиям; развивает потребительское кредитование, способствующее увеличению платежеспособного спроса и жизненного уровня сельских жителей.

Приоритеты поддержки развития сельских территорий определяются в первую очередь ориентирами государственной аграрной политики в области формирования эффективной системы государственного регулирования АПК на основе проведения целенаправленной сбалансированной бюджетной, кредитной, налоговой и социальной политики в интересах сельского населения, сельскохозяйственных товаропроизводителей и российской экономики в целом, регулирования агропродо-вольственных рынков, развития рыночной инфраструктуры.

Кроме того, приоритетными сферами в решении задач кредитно-финансового сопровождения и стимулирования процессов социального развития жителей сельской местности должны стать программы, направленные на преодоление обособленности села на основе расширения и углубления его связей с городом, встраивание села в единую общеэкономическую систему путем агропромышленной интеграции и укрепления экономических связей, развития дорожно-транспортных коммуникаций, телефонных и других форм связей, создания единых систем общественного обслуживания населения.

Еще одним институтом развития, работающим в агропромышленном секторе, является государственная агропромышленная лизинговая компания ОАО «Росагролизинг». Компания была создана в 2001 г. с целью обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей на основе системы аграрного лизинга сельскохозяйственной техникой и оборудованием, комплектующими и запасными частями, а также племенной продукцией за счет средств, выделяемых из бюджета Российской Федерации. Она сформировалась как система аграрного лизинга, включающая в себя сеть из 200 крупных региональных лизинговых компаний-операторов в 72 регионах России, активно участвуя в реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части развития племенного животноводства.

По состоянию на 1 июля 2007 г. объем активов госкомпании составлял 45,8 млрд. рублей, объем средств федерального бюджета, направленных в уставный капитал компании, - 35,3 млрд. рублей1.

За время своего существования компания заключила 4152 договора, из них 3645 договоров лизинга сельскохозяйственной техники, оборудования и племенной продукции по программе федерального лизин-

1 По данным ОАО «Росагролизинг», представленным в Минсельхоз России.

га, 507 договоров в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Общая сумма заключенных договоров по состоянию на 1 июля 2007 г. составляла 48,7 млрд. рублей.

Сегодня лизинг является, наверное, единственным источником приобретения современной технической базы сельским товаропроизводителем. К сожалению, число договоров лизинга сельскохозяйственной техники, заключенных непосредственно с фермерами, мизерно по отношению к общей потребности, существующей в нашей стране.

Почему, говоря о роли институтов развития в укреплении местного самоуправления сельских поселений, мы так много внимания уделяем развитию лизинга? Ответ предельно прост: обеспечение конкурентных преимуществ отечественного производителя сельскохозяйственной продукции невозможно без реализации инновационных подходов к развитию сельскохозяйственного производства, роста производительности труда и качества товарной продукции. В свою очередь это позволяет решить задачу обеспечения продовольственной безопасности страны, роста благосостояния фермеров.

Таким образом, действующие в агропромышленном комплексе институты развития позволяют развивать и модернизировать инфраструктуру отрасли, а также непосредственно влияют на социально-экономическое развитие сельских территорий, рост доходной базы местных бюджетов, на укрепление местного самоуправления в сельских муниципальных образованиях.

Список литературы

1. Государственные институты развития как средство модернизации российской экономики // Бизнес и банки. - 2008. - 14 марта.

2. Технологическая политика для России // Российское экспертное обозрение. - 2006. - № 3 (17).

3. www.government.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentsessi on/2008/i070208/materials/5529292.htm

4. www.rusventure.ru/?page_id=89

5. www.kfw.ge

6. www.bdc.ca

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.