DOI: 10.24411/2658-5472-2020-10009 УДК 327.7
В. Г. Ушкина
Историко-социологический институт, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» Саранск, Россия, e-mail: [email protected]
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО общества в процессах ВЗАИМОИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
Аннотация. Статья посвящена роли институтов гражданского общества в процессах взаимоинтеграции России и Белоруссии. Автором представлен анализ политических культур России и Белоруссии. Рассмотрена роль Общественной палаты Союзного государства, Гражданской инициативы СОЮЗ, программы «ДНК-идентификация», Ассоциации профсоюзов СГ, Союза писателей СГ и других наднациональных институтов. Проанализировано значение межрегионального сотрудничества на уровне образовательных учреждений и частных компаний. Обозначена роль союзных СМИ. Сделан вывод, что отсутствие правильных механизмов гражданского общества в союзном государстве может стать причиной денонсации Союзного Договора или же его трансформации в сторону построения «мягкой конфедерации». Отмечена значимость институтов гражданского общества в сохранении общего конфессионального и культурного пространства. Предполагается, что для более успешной взаимоинтеграции стоит переформатировать ценности, чтобы население с большим оптимизмом смотрело на различного рода объединения.
Ключевые слова: Союзное государство, взаимоинтеграция России и Белоруссии, наднациональные институты гражданского общества.
V. G. Ushkina
Historical and Sociological Institute, N.P. Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia, e-mail: [email protected]
THE ROLE OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS IN THE PROCESSES OF MUTUAL INTEGRATION OF RUSSIA AND BELARUS
Annotation. The article is devoted to the role of civil society institutions in the processes of mutual integration of Russia and Belarus. The author presents an analysis of the political cultures of Russia and Belarus. The role of the Public chamber of the Union state, the Civil UNION initiative, a program of "DNA identification", Association of trade unions of SG, the writers of SG and other supranational institutions. The significance of interregional cooperation at the level of educational
institutions and private companies is analyzed. The role of the Union media is outlined. It is concluded that the lack of proper civil society mechanisms in the Union state may lead to the denunciation of the Union Treaty or its transformation towards the construction of a "soft Confederation". The importance of civil institutions in preserving the common confessional and cultural space is noted. It is assumed that for a more successful mutual integration, it is necessary to reformat the values so that the population is more optimistic about various types of associations.
Keywords: Union state, mutual integration of Russia and Belarus, supranational civil society institutions.
Анализируя теорию и практику формирования Союзного государства России и Беларуси, сразу можно отметить одно из его самых уязвимых мест -слабая развитость институтов гражданского общества. Их создание должно происходить снизу, наряду с образованием государственности, однако это далеко не всегда возможно в силу ряда объективных и субъективных причин. Одна из них заключается в низком уровне пассионарности населения и завышенных патерналистских ожиданиях; другая - в тотальном недоверии людей к друг другу, опоре на принципы аморального фамилизма. Все это обуславливает протекание тех или иных процессов, определяющих тип политической культуры. Политическая культура России и Белоруссии определенно имеет точки соприкосновения, которые основываются, в первую очередь, на общем историческом прошлом. Вполне очевидно, и опросы общественного мнения это показывают, что развал Советского Союза выступил серьезным травмирующим событием, который доказал населению двух стран тезис о том, что никакие объединения в принципе не способны привести ни к чему хорошему, а политические обещания лучшего общества выгодны только для самих политиков.
Тем не менее, в последнее время фиксируется рост гражданской активности, и в том числе развиваются наднациональные институты гражданского общества, способные в долгосрочной перспективе трансформироваться в органы управления Союзным государством. Проблема заключается в том, что пока все эти инициативы насаждаются преимущественно сверху, носят формальный характер и напоминают искусственно созданный конструкт Европарламента, в действительности представляющий собой красивую ширму, за которой нет реальной политической власти. Политическим лидерам России и Белоруссии важно не допустить стратегических промашек, способных осложнить и без того достаточно непростые отношения между ними, особенно при наличии внешних и внутренних угроз. В связи с этим можно говорить о высокой степени актуальности тематики настоящей статьи, поскольку инструментальные возможности наднационального гражданского общества обладают серьезным консолидационным потенциалом.
К внешним угрозам относятся так называемые «центры влияния», которые не являются гражданским обществом, но относят себя к их числу. Так, например,
в Белоруссии под финансовым и концептуальным управлением Запада была сформирована авторитетная политико-информационная система, в состав которой включены партии, фонды, общественные организации, аналитические центры, независимые СМИ, религиозные организации, профсоюзы. Их деятельность в будущем может привести к денонсации Союзного Договора или же к его трансформации в сторону построения «мягкой конфедерации». Для того чтобы разрешить эту ситуацию, нужно сформировать механизмы гражданского общества, способствующие трансформированию социальной энергии в политические решения. Без этого Союзное государство неизбежно превратится в союз чиновников, которых волнуют лишь корпоративные интересы, а идея единения народов будет и вовсе дискредитирована.
Одной из главных внутренних угроз Союзного государства является то, что в его состав входят многие нации и народы, поэтому в данном контексте имеет место вопрос о значимости гражданского общества в обеспечении их суверенитета. В условиях глобализации и жесткой межцивилизационной борьбы население может чувствовать реальную защиту только со стороны действительно единого и сильного государства с развитым механизмом гражданского общества. Если данной проблеме не будет уделено должного внимания, то разработка стратегии устойчивого развития Союзного государства будет невозможна. История показывает, что абсолютная власть государства, отрицающего институты народной демократии, всегда приводила к разложению чиновничества, смуте и революциям, от которых страдало и общество, и государство. Таким образом, исследование проблематики системы роли наднационального гражданского общества в процессе взаимоинтеграции России и Белоруссии имеет выраженную научно-теоретическую актуальность, а также практическую значимость.
Цель данной статьи - проанализировать роль наднациональных институтов гражданского общества в процессах взаимоинтеграции России и Белоруссии.
В ходе исследования проведён анализ общественно-значимых программ и организаций Союзного государства. Для этого использовались структурно-функциональный и нормативно-институциональный подходы. Среди смысловых единиц анализа выделены словосочетания Союзное государство, взаимоинтеграция России и Белоруссии, наднациональные институты гражданского общества.
В учредительных межгосударственных документах Союзное государство определяется именно как государство, что предусматривает наличие органов управления. На уровне Союза были созданы такие ведомства, как Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, Совет министров, Высший Государственный Совет и Постоянный комитет Союзного Государства. Эти органы решают основные вопросы развития российско-белорусского союза: утверждают бюджет, государственную символику, заслушивают отчеты
Председателя Совета Министров о реализации совместных проектов и принятых решений [6].
Изначально в Союзном государстве не были предусмотрены механизмы, призванные выполнять такие важнейшие функции, как: корректировка государственной политики, помощь в решении социальных конфликтов, сохранение баланса частных и национальных интересов, обновление элит, региональное сотрудничество, объединение общественно активных граждан в различных сферах жизнедеятельности общества и др. Однако, можно утверждать, что сегодня Союзное государство вышло на новый этап своего развития, когда в его рамках начали появляться наднациональные институты гражданского общества.
В данном контексте в первую очередь стоит сказать об Общественной палате Союзного государства, созданной в 2017 году. Общественная палата СГ - международная экспертная и коммуникационная площадка, созданная с целью служить укреплению равноправного и взаимоуважительного российско-белорусского сотрудничества, поддержке процессов взаимовыгодной экономической интеграции. Инициаторами формирования палаты выступили деятели народной дипломатии, культуры, науки, образования, здравоохранения, экспертов. Общественная Палата СГ выступает в роли совещательного органа, обсуждает эффективность двусторонних программ и мероприятий, является важным механизмом обмена опытом, координатором целевых программ и проектов [10].
Основные задачи Общественной палаты Союзного государства: укрепление СГ и развитие его институтов; популяризация СГ и его ценностей; эффективное продвижение имиджа СГ, его экономических, социальных и гуманитарных интересов инструментами народной дипломатии; увеличение присутствия СГ в информационном поле; поддержка общественных проектов и инициатив интеграционной направленности [10].
Палата разрабатывает и направляет предложения и инициативы Президенту Российской Федерации, Президенту Республики Беларусь, в парламентские структуры, в государственные органы и профильные ведомства Российской Федерации и Республики Беларусь. Регулярно проводятся пленарные заседания, заседания профильных комиссий, экспертные совещания, информационно-аналитическая работа [10].
Общественная палата СГ включает в себя 12 комиссий, 3 комитета в составе комиссий и 2 межкомиссионные рабочие группы по различным направлениям: национальная безопасность, гражданско-патриотическое воспитание, гуманитарное сотрудничество и культура, здравоохранение, экономика и другие [10].
Отдельного внимания заслуживает Гражданская инициатива СОЮЗ. Это добровольная организация граждан и юридических лиц России и Белоруссии, созданная для совместной работы в сфере укрепления Союзного государства. Основными задачами являются: помощь властям двух стран в реализации
Договора о создании Союзного государства, наполнение союзного проекта общим и важным для граждан обеих стран цивилизационным содержанием, информационное противодействие антисоюзной пропаганде, формирование гуманитарной основы российско-белорусских интеграционных проектов [14].
Общественная палата СГ и СОЮЗ играют значительную роль в формировании элит и преобразования модели объединения в сторону той, которая обеспечит стабильное развитие общества и государства.
Также следует отметить такую общественно-значимую программу, как «ДНК-идентификация». Программа рассчитана на 2016-2020 годы и состоит из двух основных блоков - исследования в области медицинской генетики и исследования, направленные на развитие криминалистики. Специалисты разрабатывают механизмы установления личности по образцу ДНК, его возможной внешности, возраста и этногеографического происхождения. Сейчас в сфере медицинской генетики, как правило, используются зарубежные технологии, и успешная реализация этой программы обеспечит независимость Союзного государства от иностранных партнеров. Помимо этого, специалисты ведут работу над определением предрасположенности людей к различным заболеваниям, что даст возможность прогнозировать и даже избежать образования опасных патологий. Несмотря на то, что программа еще не завершена, можно предположить, что она станет прорывом в медицине и генетике Союзного государства [5].
Среди профессиональных организаций в рамках СГ существует Ассоциация профсоюзов Союзного государства, созданная в 2013 году. Ассоциация поставила перед собой задачу добиться абсолютного соблюдения государственными органами и работодателями двух стран норм международного права и национальных законодательств, которые не допускают никакой дискриминации трудящихся, посягательства на их права и интересы. Главная задача объединения - создание четкой законодательной базы России и Беларуси в сфере трудовых отношений, гарантия ее соответствия основополагающим Конвенциям МОТ № 87 и 98 и Конституциям обеих стран [16].
Еще одно значимое направление деятельности Союзного государства -развитие межрегионального сотрудничества на уровне школ, вузов и других образовательных учреждений. Важную роль здесь играет реализация ежегодных коллективных проектов, конкурсов, организация выставок, программ по обмену школьниками, студентами и преподавателями, проведение Дней образования Республики Беларусь в регионах Российской Федерации. Межвузовское сотрудничество двух стран состоит из различных направлений и поддерживает подготовку высококвалифицированных специалистов, усиливает научно-технический потенциал Союзного государства [9, а 39]. Также было внесено предложение о создании российско-белорусского образовательного агентства, которое будет способствовать привлечению студентов из других стран в российские и белорусские ВУЗы и развитию внешнего образовательного
туризма, но этот вопрос пока остается открытым. И еще один проект, который пока находится в разработке - создание единого образовательного пространства Союзного государства, в рамках которого планируется сформировать единый классификатор профессий, провести инвентаризацию законодательных и нормативных актов в образовательной и трудовой сферах. Также планируется, что российские вузы смогут принимать у белорусских абитуриентов сертификаты национального Центрального тестирования, а также появится возможность сдачи российского ЕГЭ в Минске [3]. Однако, стоит заметить, что конкретных институтов наднационального гражданского общества в сфере образования в Союзном государстве пока нет.
Также следует обратить внимание на тот факт, что многонациональной и многоконфессиональной страной является не только Россия, но и Беларусь. В обеих странах существует определенный уровень напряженности по этому поводу, а в рамках союза он становится еще выше. К сожалению, эта напряженность в будущем может привести к так называемому «столкновению цивилизаций». Столкновение можно предотвратить при условии, что у каждого народа Союзного государства появится возможность свободно развиваться в рамках собственной культурно-исторической и религиозной традиции. В данных условиях институты гражданского общества могут оказать значительную помощь в сохранении общего конфессионального и культурного пространства, что еще раз подчеркивает их значимость в рамках российско-белорусской интеграции.
Примером института наднационального гражданского общества в данной сфере можно считать Союз писателей Союзного государства. Союз объединяет писателей России и Беларуси независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности в творческое содружество для создания условий их профессионального роста, а также для сохранения общего культурного пространства и взаимоинтеграции населения. Особое внимание Союз уделяет помощи молодым авторам. В его рамках проводятся курсы, встречи, кружки, где начинающие писатели могут получить новые навыки в своей сфере, так и приобщиться к другим культурам. Регулярно проходят встречи авторов и читателей России и Белоруссии. Помимо этого, объедение помогает в решении вопросов социальной защиты писателей и издания книг [12].
В 2005 году был создан экспертный совет по премиям Союзного государства в области литературы и искусства. Премии назначаются за произведения, вносящие значительный вклад в укрепление отношений, дружбы и всестороннего сотрудничества России и Беларуси, авторами которых являются граждане - участники Союзного государства [11].
В условиях резкого раскола населения России и Белоруссии по поводу отношения к Союзному государству, появилась необходимость в создании механизмов, которые демонстрировали бы обеим странам полную и достоверную информацию о деятельности Союза, а также об успехах в сфере интеграции. Одним из таких механизмов стала газета «Союзное вече» - издание
для свободного и общедоступного анализа процесса интеграции в СГ. Газета является одним из самых массовых и общественно значимых союзных СМИ. Издание публикует актуальную информацию, затрагивающую интеграционные проекты, информирует о деятельности Парламентского Собрания Союза и Постоянного Комитета СГ, ведет активное сотрудничество с Белорусским Посольством в Москве и Российским Посольством в Минске, проводит анализ различных социально-экономических явлений, тенденций во внешней и внутренней политике двух стран, обнародует культурные и молодежные проекты. Еще в газете публикуются статьи о развитии туризма двух стран и интервью с ведущими деятелями культуры и искусств России и Белоруссии [4]. Помимо печатной версии издание имеет сетевой формат с таким же названием. В сетевом варианте «Союзного вече» можно найти более актуальную и свежую информацию, так как там новости публикуются каждый день [13].
С целью дальнейшего укрепления отношений дружбы и сотрудничества между участниками Союзного государства была создана Телерадиовещательная организация Союзного государства «БелРос» («ТРО Союза»). Задачами организации являются создание благоприятных условий для функционирования единого информационного пространства, обеспечение свободы слова и СМИ, сохранение культурной самобытности народов государств-участников СГ и взаимообогащение культур России и Белоруссии. «БелРос» производит тематические теле- и радиопередачи и документальные фильмы [15].
10 декабря 2019 года в Москве состоялась научно-практическая конференция «Союзное государство: достижения, проблемы, перспективы», в рамках которой были проведены дискуссии и заседания, посвященные вопросам сближения законодательств, усовершенствования транспортной инфраструктуры, социальной политики, сотрудничества в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Участники подчеркнули значимость масштабных совместных проектов в дальнейшем развитии и углублении интеграционных процессов. Вполне вероятно, что главными такими проектами станут высокоскоростная магистраль Санкт-Петербург-Орша-Минск-Берлин-Гамбург, создание нового космического спутника и энергетика [8].
Активизация интеграционного взаимодействия в конце 1990-х годов оказала благоприятное влияние на динамику торгово-экономического межрегионального сотрудничества между Россией и Белоруссией [2, а 25]. Однако, в сфере экономики наднациональных институтов гражданского общества также пока нет. Прослеживается интеграция лишь на уровне частных компаний. В Беларуси представлены такие компании, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», Сбербанк России, Группа ВТБ, «Росатом», «Транснефть», «Яндекс», «Связной», КамАЗ, «Кари» и другие [1]. Помимо этого, как в России, так и в Белоруссии регулярно проводятся различные традиционные выставки и ярмарки продукции предприятий, появляются сети оптовой и розничной торговли, строятся новые дороги, гостиницы, выставочные зоны. Россия является для Белоруссии основным экономическим и торговым партнером -
товарооборот с российскими регионами достигает более 50%. При этом Белоруссия для России - также важнейшее экспортное направление. Для увеличения товарооборота между странами создано немало условий: отсутствуют торговые барьеры в зонах свободной торговли, были созданы единые таможенные правила тарифов для сотрудничества с третьими странами, был сформирован общий рынок со свободным перемещением продукции, рабочей силы и капитала по российским регионам и белорусским областям [7, а 119].
Проанализировав существующие наднациональные институты гражданского общества в рамках российско-белорусских отношений можно сделать вывод, что сегодня они находятся на этапе развития. В некоторых сферах жизнедеятельности общества институты только зарождаются, а в некоторых их нет совсем, однако, встречаются и более позитивные примеры. Так, например, важное значение имеет Общественная палата Союзного государства, которая занимается укреплением российско-белорусского сотрудничества в целом. Помимо этого, в рамках СГ действуют такие наднациональные институты гражданского общества, как профессиональные организации, организации в области культуры, здравоохранения, общественно-полезные НПО. Также прослеживается интеграция в сфере образования, здравоохранения и экономики, однако полноценные институты наднационального гражданского общества в этих сферах еще не сложились. Можно лишь предположить, что в ближайшие несколько лет они сформируются, так как для этого есть все предпосылки. Значимость также имеют союзные СМИ, которые своевременно освещают события в рамках Союзного государства.
В целом, Россия и Белоруссия имеют множество предпосылок для интеграции, причем обе страны понимают, что каждая из них получит от этого определенную выгоду. Однако не следует считать основными ее предпосылками такие факторы, как общая история, религия, или сходное географическое положение. Негативный опыт, связанный с Украиной, показал, что нельзя полагаться исключительно на историческую предрасположенность и неминуемую интеграцию братских народов. Лидеры стран должны проявить немало усилий, разработать взвешенную и последовательную политику, направленную на сближение России и Белоруссии. Также необходимо в некоторой степени переформатировать ценности, чтобы население с большим оптимизмом смотрело на различного рода объединения, так как зачастую последние представляются исключительно в негативном ключе. В первую очередь, это ценности солидаризационного плана и доверия. К сожалению, на сегодняшний день практика показывает, что уровень участия граждан, как на уровне союза, так и внутри своей страны, еще не достаточно высок. Без всего этого процесс интеграции может остановиться на долгие годы, а учитывая внешнее агрессивное воздействие со стороны США и стран Запада, и вовсе -привести к очень плачевному результату.
Библиографический список
1. 50 крупнейших российских компаний, которые имеют активы в Беларуси. URL: https://officelife.media/article/money/the-50-largest-russian-companies-that-have-assets-in-belarus/ (дата обращения: 20.08.2020).
2. Бахлова О. В. Политические механизмы и технологии российско-белорусской интеграции: автореф. дисс. ... докт. полит. наук. М., 2007. 42 с.
3. В Союзном государстве предлагают создать российско-белорусское образовательное агентство. URL: http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/30291.html (дата обращения: 20.08.2020).
4. Газета «Союзное вече». URL: http: //belrus .ru/press/smi_souznogo_gosudarstva/veche.html (дата обращения: 20.08.2020).
5. Генетики Беларуси и России рассказали о программе «ДНК-идентификация». URL: https://www.postkomsg.com/science/206884/ (дата обращения: 20.08.2020).
6. Договор о создании Союзного государства. URL: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/ (дата обращения: 20.08.2020).
7. Жвитиашвили А. Ш. Россия и Белоруссия: некоторые аспекты сравнения // Россия и современный мир. 2015. № 1. С. 110-121.
8. Итоги научно-практической конференции, посвященной 20-летию подписания Союзного договора. URL: https://www.kp.ru/radio/27068.5/4137091/ (дата обращения: 20.08.2020).
9. Козляков В. Е. Роль союзного государства в развитии межвузовского сотрудничества Белоруссии и России // Труды БГТУ. 2017. № 2. С. 38-41.
10. Общественная палата Союзного государства. URL: https://op-soyuz.ru/kratkayspravka/ (дата обращения: 20.08.2020).
11. Положение о премиях Союзного государства в области литературы и искусства. URL: https://www.postkomsg.com/culture/210036/ (дата обращения: 20.08.2020).
12. Создан Союз писателей Союзного государства. URL: https://www.sb.by/articles/sozdan-soyuz-pisateley-soyuznogo-gosudarstva.html (дата обращения: 20.08.2020).
13. Союзное вече. URL: https://souzveche.ru/news/ (дата обращения: 20.08.2020).
14. Статут гражданской инициативы «СОЮЗ». URL: http://rosbelsoyuz.su/2018/09/08/%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D 1 %81/ (дата обращения: 20.08.2020).
15. Телерадиовещательная организация Союзного государства «БелРос». URL: http://belrus.ru/press/smi_souznogo_gosudarstva/tro_soyuza.html (дата обращения: 20.08.2020).
16. Учреждена ассоциация профсоюзов Союзного государства. URL: https://www.eseur.ru/Uchrejdena_Associaciya_profsouzov_Souznogo_gosudarstva/ (дата обращения: 20.08.2020).
References
1. 50 krupnejshih rossijskih kompanij, kotorye imeyut aktivy v Belarusi (50 largest Russian companies with assets in Belarus). URL: https://officelife.media/article/money/the-50-largest-russian-companies-that-have-assets-in-belarus/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
2. Bahlova O. V. Politicheskie mekhanizmy i tekhnologii rossijsko-belorusskoj integracii (Political mechanisms and technologies of Russian-Belarusian integration): avtoref. diss. ... dokt. polit.nauk. M., 2007. 42 s.
3. V Soyuznom gosudarstve predlagayut sozdat' rossijsko-belorusskoe obrazovatel'noe agentstvo (The Union State proposes to create a Russian-Belarusian educational agency). URL: http://www.soyuz.by/news/humanitarian-dimension/30291.html (data obrashcheniya: 20.08.2020).
4. Gazeta «Soyuznoe veche». URL: http: //belrus .ru/press/smi_souznogo_go sudarstva/veche.html (data obrashcheniya: 20.08.2020).
5. Genetiki Belarusi i Rossii rasskazali o programme «DNK-identifikaciya» (Geneticists of Belarus and Russia told about the program "DNA-identification"). URL: https://www.postkomsg.com/science/206884/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
6. Dogovor o sozdanii Soyuznogo gosudarstva (Treaty on the Establishment of a Union State). URL: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
7. ZHvitiashvili A. SH. Rossiya i Belorussiya: nekotorye aspekty sravneniya (Russia and Belarus: some aspects of comparison) // Rossiya i sovremennyj mir. 2015. №1. S. 110-121.
8. Itogi nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 20-letiyu podpisaniya Soyuznogo dogovora (Results of the scientific and practical conference dedicated to the 20th anniversary of the signing of the Union Treaty). URL: https://www.kp.ru/radio/27068.5/4137091/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
9. Kozlyakov V. E. Rol' soyuznogo gosudarstva v razvitii mezhvuzovskogo sotrudnichestva Belorussii i Rossii (The role of the union state in the development of interuniversity cooperation between Belarus and Russia) // Trudy BGTU. 2017. №2. S. 38-41.
10. Obshchestvennaya palata Soyuznogo gosudarstva (Public Chamber of the Union State). URL: https://op-soyuz.ru/kratkayspravka/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
11. Polozhenie o premiyah Soyuznogo gosudarstva v oblasti literatury i iskusstva (Regulations on prizes of the Union State in the field of literature and art). URL: https://www.postkomsg.com/culture/210036/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
12. Sozdan Soyuz pisatelej Soyuznogo gosudarstva (Union of Writers of the Union State established). URL: https://www.sb.by/articles/sozdan-soyuz-pisateley-soyuznogo-gosudarstva.html (data obrashcheniya: 20.08.2020).
13. Soyuznoe veche. URL: https://souzveche.ru/news/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
14. Statut grazhdanskoj iniciativy «SOYUZ». URL: http://rosbelsoyuz.su/2018/09/08/%D0%BE-%D0%BD%D0%B0%D 1 %81/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
15. Teleradioveshchatel'naya organizaciya Soyuznogo gosudarstva «BelRos» (Television and radio broadcasting organization of the Union State "BelRos"). URL: http: //belrus .ru/press/smi_souznogo_go sudarstva/tro_soyuza. html (data obrashcheniya: 20.08.2020).
16. Uchrezhdena associaciya profsoyuzov Soyuznogo gosudarstva (Association of Trade Unions of the Union State established). URL: https://www.eseur.ru/Uchrejdena_Associaciya_profsouzov_Souznogo_gosudarstva/ (data obrashcheniya: 20.08.2020).
Сведения об авторе:
Ушкина Валентина Геннадьевна - студентка Историко-социологического института Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Занимается политическими исследованиями.
E-mail: valentina. ushkina2017@gmail. com
About the author:
Ushkina Valentina Gennadievna - a student of the Historical and Sociological Institute of the N. P. Ogarev Mordovia State University. Engaged in political research.
E-mail: [email protected]