5'2014
Пробелы в российском законодательстве
1.7. РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ГАРАНТИРОВАНИИ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Зайцев Сергей Юрьевич, соискатель. Место учебы: Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Подразделение: кафедра конституционного и муниципального права. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье представлен обзор институтов гражданского общества, имеющих отношение к обеспечению свободы преподавания. Автором проанализированы разновидности таких институтов, уровни учреждения, направления их деятельности. Исходя из имеющихся практических проблем, предложены пути их решения и тенденции дальнейшего развития.
Ключевые слова: свобода преподавания, гражданское общество, институт гражданского общества, общественное объединение, профессиональный союз, съезд, конференция, профессионально-общественная аккредитация.
IMPORTANCE OF CIVIL SOCIETY IN GUARANTEEING FREEDOM OF TEACHING
Sergey Zaitsev, competitor of the Department of Constitutional and municipal Law. Place of study: NRU «BSU», Belgorod. E-mail: [email protected]
Annotation: The article presents an overview of the institutions of civil society, relevance to academic freedom. The author analyzes the variety of such institutions, the institutional level, the direction of their activities. Based on the available practical problems, the ways of their solutions and trends of further development.
Keywords: academic freedom, civil society, the institution of civil society, public association, trade union, congress, conference, professional public accreditation.
В развитых странах современный период соотношения государства и гражданского общества отмечен тенденцией, расширяющей самоорганизационные начала гражданского общества и сокращающей пределы автономности государства, а в ряде случаев и утраты (добровольного отказа) внутреннего суверенитета государства в пользу гражданского общества (многонационального народа, электората)1. В этом аспекте не является исключением и российское государство. Произошедшие в стране в начале 1990-х гг. 20 века преобразования позволили положить начало формированию нового гражданского общества, а его основы и структурные элементы нашли отражение в Конституции России2.
С точки зрения теории вопроса мы солидарны с позицией П.П. Баранова, который сущность гражданского общества сводит к активному правовому поведению широких слоев населения и превращению института
1 См.: Осыченко Е.В. Самоограничение государства правом в контексте правовой автономности гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 10. - С. 13.
2 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
государства в инструмент достижения цели, определяющей организованные и неорганизованные народные массы3.
Безусловно, главным персонажем гражданского общества является гражданин, человек, способный и умеющий самостоятельно определять и осуществлять свои цели и жизненные интересы4. В качестве субъектов гражданского общества выступают индивиды и их объединения. При этом, подчеркнем, первоначальный и главный элемент гражданского общества - это индивид, а уже производный - социальные институты, им образуемые. Каждый индивид принимает участие в правоотношениях внутри гражданского общества в качестве самостоятельного субъекта, члена семьи, члена или участника общественного объединения, части социальной группы. Вместе с тем гражданское общество предполагает деятельность индивида в большей мере в рамках того или иного объединения в соответствии с его интересами и потребностями5.
Исходя из этого, для нас представляется актуальным исследование профессиональной самоорганизации преподавателей, гарантирующей, помимо прочего, их академическую свободу. Тем более, что в юридической литературе уже неоднократно высказывалось мнение о роли институтов гражданского общества в обеспечении прав и свобод человека6. Так, их функционал способствует:
- соблюдению субъективных прав и свобод личности;
- формированию благоприятных условий устойчивого развития иных институтов гражданского общества;
- гармоничному сочетанию прав и свобод с ответственностью личности перед обществом;
- реализации эффективного общественного контроля за деятельностью государственной власти;
- созданию действенной системы социальной защиты;
- развитию системы согласования интересов общества и власти.
Итак, ориентируясь на приведенные параметры, укажем на гарантный потенциал институтов гражданского общества в реализации свободы преподавания. Конечно, важным и неотъемлемым элементом гражданского общества является развитая система общественных объединений. Таковые имеются и в рамках заявленной нами проблематики. Из недавно созданных необходимо указать Всероссийскую ассоциацию учителей русского языка и литературы.
С 13 по 14 ноября 2013 г. в городе Москве в стенах Московского педагогического государственного университета состоялся Учредительный съезд Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы (далее - Ассоциация). В мероприятии приняли участие около 250 учителей из 82 регионов России.
Решение о государственной регистрации некоммерческой организации при создании принято 18 февраля 2014 г. и уже 5 апреля 2014 г. состоялось расширенное заседание Координационного совета Ассоциации. На нем были обсуждены проблемы преподавания русского языка и литературы в школе и пути их решения,
3 См.: Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук.
- Ростов-на-Дону, 2003. - С. 67.
4 См.: Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук.
- Ростов-на-Дону, 2003. - С. 24.
5 Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Деловой двор, 2008.
6 Указ. соч.
44
ГАРАНТИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Зайцев С.Ю.
а также было принято решения о создании рабочих и экспертных групп по разработке концепции филологического образования в России7.
О потенциале гарантирования свободы преподавания указанной Ассоциациией в узкой сфере (русского языка и литературы) свидетельствуют ее цели:
- объединение усилий граждан и юридических лиц в деле формирования у широкого круга лиц бережного и ответственного отношения к русскому языку;
- консолидация сил преподавателей в целях формирования интереса у школьников к богатому наследию русской классической и современной литературы;
- создание единого информационного пространства, необходимого для распространения в профессиональном сообществе современных технологий преподавания.
Организация функционирует на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет общероссийский статус.
Ассоциации в интересующем нас ключе реализует деятельность по следующим направлениям:
- осуществление научных исследований и разработок в сфере гуманитарного знания;
- представление и защита своих прав и законных интересов, а также прав и законных интересов своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления;
- содействие начальному общему и дополнительному образованию в целях обеспечения необходимых условий для личностного и творческого развития детей;
- содействие дополнительному образованию в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства;
- проведение выставок, лекций, конференций, совещаний, круглых столов, симпозиумов и иных аналогичных мероприятий;
- участие в международных общественных (неправительственных) организациях и объединениях, установление и поддержка прямых международных контактов и связей, заключение для этих целей соответствующих соглашений и др.
Если касаться вопросу структуры организации, то Высшим руководящим органом Ассоциации является Съезд, который созывается Координационным советом Ассоциации не реже одного раза в три года.
В период между Съездами постоянно действующим коллегиальным руководящим органом Ассоциации является избираемый Съездом Координационный совет Ассоциации. Координационный совет Ассоциации избирается сроком на три года.
Постоянно действующим единоличным исполнительным органом Ассоциации является Председатель Исполнительного комитета Ассоциации. Председатель Исполнительного комитета Организации избирается Координационным советом Организации сроком на три года.
Контрольно-ревизионным органом Ассоциации является избираемая Съездом Контрольно-ревизионная комиссия. Срок полномочий Контрольно-ревизионной комиссии составляет три года.
Еще раз отметим, что генеральной миссией Ассоциации является привлечение внимания широкой общественности к проблемам преподавания русского языка и литературы, представление взглядов различных слоев населения по тем или иным вопросам
7 http://uchitel-slovesnik.ru/ (дата обращения - 01.09.2014 г.)
школьного филологического образования, систематизация их и представление в виде общественного мнения для руководства страны с целью принятия продуманных решений.
Отметим, что подобного рода общественное образование не является единственным. В России на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях также действуют аналогичные организации (Ассоциация учителей истории и обществознания, Ассоциация учителей черчения и компьютерного моделирования города Москвы; Региональная общественная организация «Единая независимая ассоциация педагогов» города Москвы, Ассоциация учителей истории Калужской области, Межрегиональная ассоциация учителей географии России; Ярославская региональная общественная организация «Ассоциация» учителей английского языка и др.).
Как видим из приведенного многообразия организаций в большинстве остаются региональные их разновидности. Считаем, данный факт положительным, так как есть основания полагать, что в каждом регионе уделяется внимание и в последующем решаются различные проблемы преподавания и преподавателей. Однако, на наш взгляд, современный уровень общественного развития, опыт деятельности региональных и межрегиональных организаций требуют создания всероссийских платформ для объединения усилий в решении проблематики преподавания. В связи с этим, представляется, положительным опыт создания Всероссийской ассоциации учителей русского языка и литературы. В качестве рекомендации, полагаем, целесообразно учреждение на федеральном уровне аналогичных ассоциаций с подобной структурноорганизационной основой, но в иных отраслевых профилях.
Следующей разновидностью объединений, перспективных с точки зрения гарантирования свободы преподавания, укажем профессиональные союзы. В от. 30 Конституции России предусмотрено право каждого на объединение в профессиональные союзы для защиты своих интересов. В заявленной нами сфере действуют как профсоюзы различные по уровню - всероссийские, межрегиональные, региональные. Данные организации также включают в себя структуры с многолетним опытом и недавно созданные. В числе последних можно указать Межрегиональный профсоюз работников образования «Учитель».
16 января 2011 г. в Москве прошла учредительная конференция Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель».
Принявшие участие в конференции педагоги из 15 регионов России приняли Устав и Декларацию, а также определили первоочередные действия по защите прав и свобод работников отрасли.
Созданный профсоюз предполагает объединить не только педагогических работников всех учреждений образования от детских садов до вузов, но также технический персонал. Работодатели, директора школ и чиновники не могут быть членами данного профсоюза
Стремление отличаться от авторитарной структуры традиционных профсоюзов проявилось даже в избранной новым объединением схеме управления.
Вместо единоличного председателя руководство профсоюзом «Учитель» осуществляют три сопредседателя - по одному из Москвы, Ставропольского края и Новосибирска.
При этом, профсоюз намерен использовать не только традиционные формы воздействия, но и «ноу-хау»,
45
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
привнесенные из опыта коллег в других странах. «Почему-то считается, что педагог не имеет права выносить свои проблемы на суд общества. Мы с этим намерены покончить и активнейшим образом вовлекать в борьбу за трудовые права педагогов местные сообщества, родителей, тех, кто кровно вместе с педагогами должен быть заинтересован в сохранении системы доступного и качественного образования. Очевидно, что обеспечить качественное обучение в состоянии лишь педагог, имеющий нормальную зарплату, условия труда и защищенный от произвола» - уверен активист профсоюза Андрей Демидов8.
На всероссийском уровне свою деятельность реализует профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации. Это добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Еще раз повторим, что деятельность профсоюзов в данной сфере развита во всех субъектах России.
Активность гражданского общества в заявленной нами сфере проявляется не только посредством формирования отдельных институтов гражданского общества, функционирующих на постоянной основе. Здесь также можно отметить разовые или регулярные встречи с целью обсуждения вопросов, связанных со свободой преподавания. Такие встречи проходят в форме различного рода конференций, семинарах, съездов и пр. Особое внимание хотелось бы обратить на последние.
Так, Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова возрождена традиция проведения Всероссийских съездов учителей-предметников. Эта традиция, стартовавшая в начале прошлого столетия в качестве особого феномена учительского диалога, в 21 веке приобрела новую актуальность.
В настоящее время съезды учителей - являются9:
- инструментом по восстановлению сущностного единства средней и высшей школы. В диалоге школьного учителя и вузовского преподавателя осуществляется согласование качества образования, наполнения его содержания научным компонентом и осмыслением высоких интеллектуальных стандартов, единых для всех школ и вузов страны.
- действенным инструментом, восстанавливающим статус учителя. Учитель понимает свою реальную роль в формировании будущего страны, когда получает возможность прямого обсуждения с представителями власти, профессорами и преподавателями вопросов, касающихся развития школьного предмета и методик воспитания детей.
- инструментом, включающим школы в процессы инновационного развития страны. Уникальной чертой съездов является объединение на одной площадке учительского и вузовского сообщества с лидерами отраслевых и профессиональных организаций.
Полагаем, подобного рода мероприятия также являются перспективными в плане гарантирования свободы преподавания; их следует расценивать в качестве площадки обмена опытом идеями, предложениями но-
8 http://pedagog-prof.org/index.php?option=com_content&view= article&id=1&Itemid=47(flaTa обращения - 01.09.2014 г.)
9 http://math-congress-2010.msu.ru/sezd2010 (дата обращения -01.09.2014 г.)
вых педагогических методик, способов внедрения их на практике и т.п.
В связи с изменениями в образовательном российском законодательстве нам хотелось бы обратить внимание на такой относительно новый для России институт как общественно-профессиональная аккредитация. Несмотря на то, что напрямую данная процедура невозможно указать в качестве гаранта свободы преподавания. Однако, считаем, при оценке качества образования обучающихся, наличии у них соответствующих знаний есть немалая заслуга педагогов, прибегающих к различным способам и методикам преподавания дисциплин.
В современном законе об образовании10 11 содержится упоминание не только об общественной (общественно-профессиональной) аккредитации, но и о праве образовательных организаций как заказать ее проведение в рамках всего учреждения, так и аккредитовать отдельные образовательные программы. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что данное установление является новеллой образовательного законодательства11.
Общественная аккредитация - это система общественного признания уровня деятельности образовательных организаций. Этот вид аккредитации является добровольным, значительно повышает престиж образовательной организации и позволяет ей:
- продемонстрировать качество образовательных услуг и подготовки специалистов;
- получить независимую оценку качества образовательных программ;
- получить рекомендации по совершенствованию образовательных программ;
- повысить конкурентоспособность на российском рынке образовательных услуг;
- завоевать и укрепить свои позиции на международном рынке образовательных услуг.
Задачами общественной аккредитации, как правило, являются: оценка качества образовательной и научной деятельности в образовательной организации; информирование граждан и работодателей о качестве подготовки специалистов; повышение ответственности субъектов образовательной деятельности; создание информационной среды для определения рейтинга образовательных организаций.
Общественная аккредитация может включать такие последовательные мероприятия, как: экспертная
оценка качества образования в образовательной организации; обсуждение полученных результатов и принятие решения о прохождении или об отказе образовательной организации в общественной аккредитации; занесение образовательной организации в реестр образовательных организаций, прошедших общественную аккредитацию; письменное уведомление органа управления образованием соответствующего уровня об итогах общественной аккредитации образовательной организации; размещение в прессе и свободном доступе на официальных сайтах результатов общественной аккредитации.
Объектом профессионально-общественной аккредитации выступают знания, умения и навыки выпускника
10 Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598; 2014. - № 6. - Ст. 562.
11 Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. - М.: Деловой двор, 2013.
46
ГАРАНТИРОВАНИЕ СВОБОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Зайцев С.Ю.
образовательной организации, уровень его профессионализма. Образовательный процесс как таковой не оценивается при аккредитации. Таким образом, при общественно-профессиональной аккредитации оценивается качество не образовательного процесса, а качество образования. Попытка сформировать систему независимой оценки качества профессионального образования была предпринята в 2009 г. Минобрнауки России совместно с Общероссийским объединением работодателей утвердили Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования12.
Среди отличительных особенностей общественнопрофессиональной аккредитации назовем следующие13.
1. Наличие у двух видов аккредитации принципиально различных целей. Целью государственной аккредитации является установление соответствия деятельности минимальным требованиям. Для общественнопрофессиональной аккредитации это цель состоит в выявлении лучших практик, значительных достижений.
2. Принцип добровольности участия. В отличие от государственной общественно-профессиональная аккредитация добровольна и вуз имеет право самостоятельно определять и целесообразность ее прохождения, и перечень программ, выносимых на аккредитацию.
3. Ориентация на образовательные программы. Ин-
ституциональная организация образовательного учреждения - характерная черта государственной аккредитации в отличие от общественно-
профессиональной, которая направлена, в первую очередь, на оценку со стороны профессионального сообщества качества отдельных программ.
4. Полисубъектность осуществления оценки. Так, состав комиссии по общественно-профессиональной аккредитации может быть пополнен не только представителями аккредитационных агентств, но также и студенчества, работодателей, зарубежных аккредитационных органов.
5. Технология осуществления оценки. Решение о го-
сударственной аккредитации вуза и отдельных программ принимается на основе жестких количественных критериев. Наоборот, технология общественно-
профессиональной аккредитации строится на получении качественных оценок работы, анализе содержания образовательной программы, опросе потребителей образовательных услуг.
6. Результаты прохождения общественнопрофессиональной аккредитации, в первую очередь, отражаются на репутации образовательной программы и вуза в целом, а успех прохождения государственной аккредитации обусловливает возможность выдачи документов об образовании государственного образца и предоставляет.
Представленные особенности реализации общественно-профессиональной аккредитации позволяют сделать вывод о ее соответствии задачам модернизации российского образования и переходу на новые
12 Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утв. Минобрнауки РФ, Общероссийским объединением работодателей - РСПП 31.07.2009 г. № АФ-318/03) // Документ опубликован не был; www.garant.ru
13 Стукен Т.Ю. Общественно-профессиональная аккредитация как фактор повышения качества образовательных услуг // http://Nbrary/sbomik2011/5/stuken.doc (дата обращения 01.09.2014
г.)
федеральные государственные образовательные стандарты. На их основе высшее учебное заведение обязано регулярно проводить самообследование для оценки собственной деятельности и сопоставления с иными образовательными учреждениями, а также информировать общественность о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Исходя из уже имеющегося опыта проведения общественно-профессиональной аккредитации, а также с учетом теоретических позиций по данному поводу, считаем, можно назвать две основные причины способные заинтересовать высшие учебные заведения в прохождении таковой:
- возможность укрепления репутации и повышения привлекательности образовательных услуг. О качестве профессиональной подготовки по конкретной образовательной программе свидетельствует успешное прохождение общественно-профессиональной аккредитации. Кроме этого, в случае получения аккредитации агентства, подписавшего международные соглашения с агентствами в других странах, результаты аккредитации могут признаваться и другими агентствами. Это расширяет возможности обучающихся в сфере академической мобильности, признания квалификации, трудоустройства за рубежом;
- возможность получения профессиональной оценки собственной деятельности. Проведение общественнопрофессиональной аккредитации дает возможность высшему учебному заведению получить объективную оценку собственной программы, базирующуюся на неформализованных оценках экспертов, рекомендациях по совершенствованию деятельности.
Если говорить о юридическом образовании, то по состоянию на 18 февраля 2014 года Комиссия Ассоциации юристов России по общественной оценке качества высшего юридического образования аккредитовала еще 23 образовательных учреждения высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров в России, доведя их количество до 12914. Таким образом, очевидна востребованность данного института.
Резюмируя проведенное исследование, необходимо отметить, что в России формируется и развивается институциональная система в рамках гражданского общества, элементы которой гарантируют свободу преподавания. Наиболее комплектной здесь является профсоюзная организация. Таковая представлена всероссийским, межрегиональным и региональным уровнями. На наш взгляд, более перспективной является тенденция формирования ассоциаций по предметной специализации. Последние отмечены большей активностью на межрегиональном и региональном уровнях, нежели на всероссийском.
Помимо постоянно действующих в качестве гарантирующих объединений нами обозначены различного рода разовые и регулярные мероприятия - конференции, семинары, съезды и пр. Результаты их деятельности свидетельствуют о правозащитном потенциале.
Представляется, в совокупности развитие указанных институтов является залогом эффективной реализации конституционной нормы ч. 1 от. 44 Конституции России.
Список литературы:
14 Ассоциация юристов России довела число аккредитованных вузов до 129 // http://rapsinews.ru/legal_market_news/2014
0218/270742734.html (дата обращения 01.09.2014 г.)
47
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21 января.
2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). -Ст. 7598; 2014. - № 6. - Ст. 562.
3. Ассоциация юристов России довела число аккредитованных вузов до 129 // http://rapsinews.ru/le-gal_market_news/20140218/270742734.html
4. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.
5. Грудцына Л.Ю. Адвокатура, нотариат и другие институты гражданского общества в России / под ред. Н.А. Михалевой. - М.: Деловой двор, 2008.
6. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный) / Н.С. Волкова, Ю.А. Дмитриев, О.Ю. Еремина и др. - М.: Деловой двор, 2013.
7. Осыченко Е.В. Самоограничение государства правом в контексте правовой автономности гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 10. - С. 13.
8. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утв. Минобрнауки РФ, Общероссийским объединением работодателей - РСПП 31.07.2009 г. № АФ-318/03) // Документ опубликован не был; www.garant.ru
9. Стукен Т.Ю. Общественно-профессиональная аккредитация как фактор повышения качества образовательных услуг // http://library/sbornik2011/5/stuken.doc (дата обращения 01.09.2014 г.)
10. http://math-congress-2010.msu.ru/sezd2010
11. http://pedagog-prof.org/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=1 &Itemid=47
12. http://uchitel-slovesnik.ru/
Literature list:
1. Constitution of the Russian Federation adopted by popular vote on December 12, 1993 (as amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 № 6-FCL and December 30, 2008 № 7-FCL ) // Russian newspaper. - 1993, December 25; 2009, 21 January.
2. The Federal Law of 29 December 2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation» (as amended. From 02.03.2014) // SZ RF. - 2012. - № 53 (h. 1). - St. 7598; 2014. - № 6. - St. 562.
3. Association of Lawyers of Russia brought the number
of accredited universities to 129 //
http://rapsinews.ru/legal_market_news/20140218/2707427 34.html
4. Baranov P.P. Institutions of civil society in the legal space of modern Russia: Dis. ... Candidate. jurid. Sciences. - Rostov-on-Don, 2003.
5 Grudtsyna L.Y. The legal profession, notaries and other institutions of civil society in Russia / ed. N.A.
Mikhaleva. - M.: Business courtyard, 2008.
6. Scientific-practical commentary to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» (itemized) /
N.S. Volkov, Y.A. Dmitriev, O.Y. Eremin et al. - M.: Business courtyard, 2013.
7 Osychenko E.V. Self-limitation of the state law in the context of the legal autonomy of civil society // constitutional and municipal law. - 2008. - № 10. - S. 13.
8. Position the formation of an independent evaluation of the quality of vocational education (approved. Ministry of Education of the Russian Federation, Russian Association of Employers - RSPP 31.07.2009 number AF-318/03) // document was not published; www.garant.ru
9. Stuken T.Y. Social and professional accreditation as a factor in improving the quality of educational services // http: //library/sbornik2011/5/stuken.doc
10. http://math-congress-2010.msu.ru/sezd2010
11. http://pedagog-prof.org/index.php?option=com_con-tent&view=article&id=1 &Itemid=47
12. http://uchitel-slovesnik.ru/
Рецензия
На статью «Роль институтов гражданского общества в гарантировании свободы преподавания» соискателя кафедры конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ» Зайцева Сергея Юрьевича
В статье представлен обзор институтов гражданского общества, имеющих отношение к обеспечению свободы преподавания. Автором проанализированы разновидности таких институтов, уровни учреждения, направления их деятельности. Исходя из имеющихся практических проблем, предложены пути их решения и тенденции дальнейшего развития.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку настоящее время отмечено усилением интереса к исследованию вопросов, сопряженных с признанием приоритета индивидуальной свободы и правовой защиты личности. При этом в числе главных остаются проблемы свободы выбора.
Автором осуществлено исследование институциональной системы гражданского общества, элементы которой гарантируют свободу преподавания. Наиболее комплектной, по мнению С.Ю. Зайцева, здесь является профсоюзная организация. Таковая представлена всероссийским, межрегиональным и региональным уровнями и, как считает автор, более перспективной является тенденция формирования ассоциаций по предметной специализации. Последние отмечены большей активностью на межрегиональном и региональном уровнях, нежели на всероссийском.
Помимо постоянно действующих в качестве гарантирующих объединений нами обозначены различного рода разовые и регулярные мероприятия - конференции, семинары, съезды и пр. Результаты их деятельности свидетельствуют о соответствующем правозащитном потенциале.
Научная статья С.Ю. Зайцева «Роль институтов гражданского общества в гарантировании свободы преподавания» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к опубликованию.
Зав. кафедрой конституционного и муниципального права Юридического института НИУ «БелГУ», доктор юридических наук, профессор М.В. Мархгейм
48