Научная статья на тему 'Роль института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН в экологическом образовании школьников'

Роль института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН в экологическом образовании школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / наблюдение за природой / научно-исследовательская работа / environmental education / nature observation / research work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнейкова Мария Владимировна, Фокина Надежда Викторовна

Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН совместно с Отделом образования г. Апатиты проводит работу по экологическому образованию детей дошкольного и школьного возраста и формированию у них биоцентрического мировоззрения. В рамках договора о сотрудничестве сотрудники Института проводят лекции для учителей и воспитателей, теоретические и практические занятия для школьников. Проводятся экскурсии по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научным коллективом лабораторий, материальнотехническим оснащением, объектами исследований. На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс экологооздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. Молодые ученые Института оказывают профессиональную помощь заинтересованным учащимся в выполнении научно-исследовательских работ и их успешном представлении на конкурсах регионального и федерального уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнейкова Мария Владимировна, Фокина Надежда Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL EDUCATION OF SCHOOL PUPILS ON THE BASIS OF THE INSTITUTE OF THE INDUSTRIAL ECOLOGY PROBLEMS OF THE NORTH OF KSC RAS

The Institute of the Industrial Ecology Problems of the North of KSC RAS in cooperation with the Educational Department of Apatity town takes its part in the environmental education of children of pre-school and school ages in order to build their bicentric world-view. Within the framework of a cooperation agreement, the Institute organizes lectures for school teachers and kindergarteners, workshops for pupils and excursions to the Institute’s laboratories. These children have an opportunity to get acquainted with the laboratory staff, the equipment and research objects. An environmental educational course “Young ecologist” was developed for pre-school children and put into practice in a kindergarten, namely # 48 “Ivushka”. The course includes lectures, workshops and excursions. Interested children can consult young researchers from the Institute and get assistance in their research works and participation in regional and federal competitions.

Текст научной работы на тему «Роль института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН в экологическом образовании школьников»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 502:37(470.21)

РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ СЕВЕРА КНЦ РАН В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина

Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН

Аннотация

Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН совместно с Отделом образования г. Апатиты проводит работу по экологическому образованию детей дошкольного и школьного возраста и формированию у них биоцентрического мировоззрения. В рамках договора о сотрудничестве сотрудники Института проводят лекции для учителей и воспитателей, теоретические и практические занятия для школьников. Проводятся экскурсии по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научным коллективом лабораторий, материальнотехническим оснащением, объектами исследований. На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс экологооздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. Молодые ученые Института оказывают профессиональную помощь заинтересованным учащимся в выполнении научно-исследовательских работ и их успешном представлении на конкурсах регионального и федерального уровней.

Ключевые слова:

экологическое образование, наблюдение за природой, научно-исследовательская работа.

В настоящее время в нашей стране активно обсуждается тема экологического воспитания Ж и образования детей дошкольного и школьного возраста.

Актуальность ее растет с каждым годом в связи ■г ЩШ с ухудшающейся экологической обстановкой. Известно,

' ьШ что формирование мировоззрения человека: его отношения щУ ^ к себе, другим людям, окружающему миру происходит еще

в раннем возрасте. Именно в это время, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, необходимо закладывать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру, частицей которого мы являемся. Наиболее эффективно это происходит, когда взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и способны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним.

В нашем городе существуют все предпосылки для наиболее полной реализации экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это связано с деятельностью Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН) как комплексного научного учреждения, осуществляющего фундаментальные исследования особенностей природной среды нашего региона и возможностей ее рационального использования. В настоящее время КНЦ РАН объединяет 9 научно-исследовательских институтов и обслуживающий их обширный комплекс вспомогательных подразделений и экспериментальных полигонов. Исследовательский персонал Центра представлен 654 научными сотрудниками, среди которых 3 академика, 80 профессоров и докторов наук, более 300 кандидатов наук. Это создает прекрасную информационную базу для развития детей всех возрастных категорий, а также заинтересованных родителей и педагогов.

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

107

Роль ИППЭС КНЦ РАН в экологическом образовании школьников

В течение ряда лет Институт проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС) КНЦ РАН заключает договоры о сотрудничестве с Отделом образования г. Апатиты, цель которых - формирование у детей дошкольного и школьного возраста осознания места человека в природе, прививания навыков наблюдения за природой и ведения исследовательской работы. Молодые ученые продолжают традиции «Школы экологов», которая была создана на базе ИППЭС еще в 1990-е гг. Г.В. Калабиным и Г.А. Евдокимовой.

В научной деятельности ИППЭС следует выделить такие основные направления:

• мониторинг загрязнения атмосферы, поверхностных вод и почв промышленными выбросами предприятий горно-металлургического и химического комплексов;

• определение допустимых нагрузок на наземные и водные экосистемы;

• создание системы охраняемых природных территорий на Кольском п-ове;

• восстановление техногенно-нарушенных территорий.

Работа со школьниками проводится поэтапно. Вначале в рамках вышеперечисленных направлений на базе администрации города сотрудники института организуют лекторий для заинтересованных учителей и воспитателей. Следующий этап - обсуждение и совместная разработка тех направлений, которые могут заинтересовать учащихся и гармонично впишутся в школьную программу. Так же разрабатывается план проведения экскурсий по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научными коллективами лабораторий, материально-техническим оснащением, основными объектами исследований.

В состав ИППЭС КНЦ РАН входит 6 лабораторий, 3 из них могут предложить большой материал для увлеченных детей. Сотрудники лаборатории экологии микроорганизмов готовы познакомить школьников и детей дошкольного возраста с миром микробов: бактерий, микроскопических грибов, водорослей (рис. 1). На базе лаборатории создана коллекция аборигенных микроорганизмов почв Кольского п-ова, которая включена в зарегистрированную в Международном каталоге гербариев мира коллекцию лаборатории наземных экосистем ИППЭС КНЦ РАН. Учащиеся получают возможность ознакомиться со стандартными методами, используемыми при проведении микробиологических исследований (например, приготовлением прижизненных препаратов), поработать на микроскопе и т.д. Научные сотрудники освещают основные направления исследований, такие как оценка таксономического и функционального разнообразия почвенных бактерий, микромицетов; разработка микробиологических технологий в процессах ремедиации природных и техногенных сред от нефтяных и других загрязнителей; микробиологические процессы в системе добычи и переработки полезных ископаемых и хранении производственных отходов.

Рис. 1. Дети на экскурсии в лаборатории экологии микроорганизмов ИППЭС КНЦ РАН

Основные направления научной деятельности лаборатории наземных экосистем:

• организация и развитие мониторинга лесных экосистем с учетом специфики лесов Севера;

• разработка системы устойчивого управления лесами Мурманской области;

• изучение биохимических циклов в лесных экосистемах в условиях изменяющихся природных и антропогенных факторов;

108

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина

• разработка методологии восстановления лесов в условиях антропогенного воздействия (рис. 2).

В этой лаборатории дети знакомятся с целями и методами мониторинга лесных экосистем, приоритетными исследуемыми параметрами и объектами исследований.

Рис. 2. Деятельность лаборатории наземных экосистем

С 1980 г. на Кольском п-ове в зонах воздействия промышленных предприятий сформированы «Сеть интенсивного мониторинга состояния бореальных лесов «Кольский полуостров» и «Стационар комплексного экологического мониторинга «ИМАНДРА». Они представлены 11 площадками комплексного мониторинга и 3 площадками в рамках международной программы ICP-Forests, оборудованными на уровне европейских стандартов (осадкоприемниками, гравитационными лизиметрами-приемниками почвенной воды и опадоуловителями - коллекторами древесного опада) и расположенными по градиенту загрязнения от предприятий цветной металлургии.

На базе лаборатории также ведутся исследования, связанные с дереворазрушающими грибами как компонентом лесных экосистем (рис. 3). Большой интерес у учителей и учащихся вызывают дереворазрушающие грибы и их роль в функционировании лесных экосистем, взаимоотношения таких грибов между собой и с другими организмами (мхи, лишайники, беспозвоночные), видовое разнообразие

дереворазрушающих грибов в Мурманской области. В процессе изучения можно ознакомиться также с гербарием афиллофоровых грибов, их разнообразием на городских объектах озеленения в г. Апатиты. Как показывает опыт, учителям и учащимся интересны видовое разнообразие грибов в Мурманской обл., их взаимоотношения между собой и с другими организмами.

Основные направления научной деятельности лаборатории водных экосистем: выявление особенностей формирования качества поверхностных вод в условиях воздействия горно-добывающих и перерабатывающих комплексов; разработка методов биологической индикации процессов антропогенной трансформации пресноводных экосистем; выявление особенностей формирования биологического разнообразия водоемов Кольского полуострова в условиях изменяющихся природных и антропогенных факторов.

Сотрудники этой лаборатории могут познакомить детей с обитателями пресноводных водоемов: беспозвоночными животными, обитающими на дне водоемов, рыбами. Лекции содержат информацию о биологическом разнообразии водных обитателей нашего региона, их взаимоотношениях друг с другом и роли в водоеме в целом. В лаборатории также изучается использование бентосных беспозвоночных и водорослей в биондикации и биотестировании, значение в питании рыб, освещаются возможные изменения пресноводных экосистем

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

109

Роль ИППЭС КНЦ РАН в экологическом образовании школьников

под воздействием интенсивного развития промышленности в Мурманской области. Дети могут увидеть морфологические изменения организмов рыб, которые обитают в водоемах, подверженных техногенному воздействию (рис. 4).

Рис. 4. Изменения в морфологии рыбы при загрязнении естественных водоемов

Показательный и вызывающий большой интерес объект исследований лаборатории -диатомовые водоросли (рис. 5). Они проявляют высокую чувствительность к уровню загрязнений, оцениваемому по химическим показателям качества воды. Сотрудниками лаборатории разрабатываются методические подходы к реконструкции прошлых климатических и экологических условий по результатам анализа химического состава донных отложений, сообществ диатомовых водорослей и хирономид.

Рис. 5. Водоросли - биоиндикаторы загрязнения водоемов

Как было отмечено выше, работа со школьниками проводится уже несколько лет. С 2013 года мы ведем занятия с детьми дошкольного возраста (рис. 6). На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс экологооздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. В настоящее время программа уже работает и, нужно сказать, дает хороший результат. Дети 6-7-летнего возраста способны понять, кто такие микробы и каковы их функции, усвоить разнообразие грибов на деревьях, обитателей дна водоемов, жителей озер и роль леса в жизни нашей планеты в целом. Продолжительность подобных занятий не превышает 30 мин. Они проходят в легкой, веселой обстановке, включающей подвижные игры, которые способствуют лучшему усвоению полученной информации, развитию творческого подхода к процессу обучения у детей дошкольного возраста.

110

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина

Рис. 6. Занятие с детьми в д/с «Ивушка»

Помимо вышеперечисленных мероприятий, молодые ученые нашего института оказывают профессиональную помощь заинтересованным учащимся в выполнении научноисследовательских работ и их представлении на региональных и федеральных конкурсах, таких как «Шаг в будущее», «Леонардо», «Открой в себе ученого», конкурс водных проектов. Представленные работы получили высокую оценку не только на городском уровне, но и на уровне Северо-Запада и России в целом.

Примером может служить работа учащегося 10 класса Пирогова Данила МБОУ СОШ № 15 г. Апатиты «Условно патогенные микроскопические грибы в почве пришкольной территории МБОУ СОШ № 10 и их влияние на организм человека», которая завоевала 1 место на научнопрактической конференции «Шаг в будущее» (г. Апатиты), 1 место в VIII Соревнованиях молодых исследователей «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе РФ (г. Мурманск), 3 место на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» (г. Москва) и 2 место на Всероссийской научно-инновационной конференции для школьников «Открой в себе ученого» (г. Санкт-Петербург). Работа также рекомендована для участия в Международном этапе конкурса «Шаг в будущее». Работы учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 7 Черняева Антона «Чист ли белый снег» и Антоновой Карины «Чистый воздух дарит здоровье» стали победителями на Муниципальной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в области естественных и математических наук» (г. Апатиты) и заняли 1 и 2 место соответственно на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Кроме того, сотрудники Института ежегодно принимают активное участие в конференциях, семинарах по экологическому образованию, которые проходят на базе школ и администрации нашего города для учителей начальных классов, а также учителей биологии, географии, химии, участвуют в открытии школьных и дошкольных конференций, являются членами жюри.

Таким образом, следует выделить важность экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. ИППЭС КНЦ РАН - базовый институт в сфере экологического образования школьников в г. Апатиты. Увлеченность, профессионализм молодых ученых позволяет готовить подрастающие поколения к познанию мира и бережному отношению к природе. Совместная эффективная работа Отдела образования г. Апатиты с ИППЭС КНЦ РАН в сфере образования требует расширения деятельности и вовлечения других научноисследовательских институтов с целью повышения эффективности образовательного процесса, роста уровня образования детей и увеличения объема экологических знаний педагогов.

Сведения об авторах

Корнейкова Мария Владимировна - к.б.н., старший научный сотрудник; e-mail: [email protected]

Фокина Надежда Викторовна — к.т.н., старший научный сотрудник, e-mail: [email protected]

ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.