ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 502:37(470.21)
РОЛЬ ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЭКОЛОГИИ СЕВЕРА КНЦ РАН В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина
Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН
Аннотация
Институт проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН совместно с Отделом образования г. Апатиты проводит работу по экологическому образованию детей дошкольного и школьного возраста и формированию у них биоцентрического мировоззрения. В рамках договора о сотрудничестве сотрудники Института проводят лекции для учителей и воспитателей, теоретические и практические занятия для школьников. Проводятся экскурсии по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научным коллективом лабораторий, материальнотехническим оснащением, объектами исследований. На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс экологооздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. Молодые ученые Института оказывают профессиональную помощь заинтересованным учащимся в выполнении научно-исследовательских работ и их успешном представлении на конкурсах регионального и федерального уровней.
Ключевые слова:
экологическое образование, наблюдение за природой, научно-исследовательская работа.
В настоящее время в нашей стране активно обсуждается тема экологического воспитания Ж и образования детей дошкольного и школьного возраста.
Актуальность ее растет с каждым годом в связи ■г ЩШ с ухудшающейся экологической обстановкой. Известно,
' ьШ что формирование мировоззрения человека: его отношения щУ ^ к себе, другим людям, окружающему миру происходит еще
в раннем возрасте. Именно в это время, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, необходимо закладывать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру, частицей которого мы являемся. Наиболее эффективно это происходит, когда взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой и способны показать маленькому человеку прекрасный мир природы, помочь наладить взаимоотношения с ним.
В нашем городе существуют все предпосылки для наиболее полной реализации экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Это связано с деятельностью Кольского научного центра Российской академии наук (КНЦ РАН) как комплексного научного учреждения, осуществляющего фундаментальные исследования особенностей природной среды нашего региона и возможностей ее рационального использования. В настоящее время КНЦ РАН объединяет 9 научно-исследовательских институтов и обслуживающий их обширный комплекс вспомогательных подразделений и экспериментальных полигонов. Исследовательский персонал Центра представлен 654 научными сотрудниками, среди которых 3 академика, 80 профессоров и докторов наук, более 300 кандидатов наук. Это создает прекрасную информационную базу для развития детей всех возрастных категорий, а также заинтересованных родителей и педагогов.
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
107
Роль ИППЭС КНЦ РАН в экологическом образовании школьников
В течение ряда лет Институт проблем промышленной экологии Севера (ИППЭС) КНЦ РАН заключает договоры о сотрудничестве с Отделом образования г. Апатиты, цель которых - формирование у детей дошкольного и школьного возраста осознания места человека в природе, прививания навыков наблюдения за природой и ведения исследовательской работы. Молодые ученые продолжают традиции «Школы экологов», которая была создана на базе ИППЭС еще в 1990-е гг. Г.В. Калабиным и Г.А. Евдокимовой.
В научной деятельности ИППЭС следует выделить такие основные направления:
• мониторинг загрязнения атмосферы, поверхностных вод и почв промышленными выбросами предприятий горно-металлургического и химического комплексов;
• определение допустимых нагрузок на наземные и водные экосистемы;
• создание системы охраняемых природных территорий на Кольском п-ове;
• восстановление техногенно-нарушенных территорий.
Работа со школьниками проводится поэтапно. Вначале в рамках вышеперечисленных направлений на базе администрации города сотрудники института организуют лекторий для заинтересованных учителей и воспитателей. Следующий этап - обсуждение и совместная разработка тех направлений, которые могут заинтересовать учащихся и гармонично впишутся в школьную программу. Так же разрабатывается план проведения экскурсий по лабораториям Института. Дети имеют возможность познакомиться с научными коллективами лабораторий, материально-техническим оснащением, основными объектами исследований.
В состав ИППЭС КНЦ РАН входит 6 лабораторий, 3 из них могут предложить большой материал для увлеченных детей. Сотрудники лаборатории экологии микроорганизмов готовы познакомить школьников и детей дошкольного возраста с миром микробов: бактерий, микроскопических грибов, водорослей (рис. 1). На базе лаборатории создана коллекция аборигенных микроорганизмов почв Кольского п-ова, которая включена в зарегистрированную в Международном каталоге гербариев мира коллекцию лаборатории наземных экосистем ИППЭС КНЦ РАН. Учащиеся получают возможность ознакомиться со стандартными методами, используемыми при проведении микробиологических исследований (например, приготовлением прижизненных препаратов), поработать на микроскопе и т.д. Научные сотрудники освещают основные направления исследований, такие как оценка таксономического и функционального разнообразия почвенных бактерий, микромицетов; разработка микробиологических технологий в процессах ремедиации природных и техногенных сред от нефтяных и других загрязнителей; микробиологические процессы в системе добычи и переработки полезных ископаемых и хранении производственных отходов.
Рис. 1. Дети на экскурсии в лаборатории экологии микроорганизмов ИППЭС КНЦ РАН
Основные направления научной деятельности лаборатории наземных экосистем:
• организация и развитие мониторинга лесных экосистем с учетом специфики лесов Севера;
• разработка системы устойчивого управления лесами Мурманской области;
• изучение биохимических циклов в лесных экосистемах в условиях изменяющихся природных и антропогенных факторов;
108
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина
• разработка методологии восстановления лесов в условиях антропогенного воздействия (рис. 2).
В этой лаборатории дети знакомятся с целями и методами мониторинга лесных экосистем, приоритетными исследуемыми параметрами и объектами исследований.
Рис. 2. Деятельность лаборатории наземных экосистем
С 1980 г. на Кольском п-ове в зонах воздействия промышленных предприятий сформированы «Сеть интенсивного мониторинга состояния бореальных лесов «Кольский полуостров» и «Стационар комплексного экологического мониторинга «ИМАНДРА». Они представлены 11 площадками комплексного мониторинга и 3 площадками в рамках международной программы ICP-Forests, оборудованными на уровне европейских стандартов (осадкоприемниками, гравитационными лизиметрами-приемниками почвенной воды и опадоуловителями - коллекторами древесного опада) и расположенными по градиенту загрязнения от предприятий цветной металлургии.
На базе лаборатории также ведутся исследования, связанные с дереворазрушающими грибами как компонентом лесных экосистем (рис. 3). Большой интерес у учителей и учащихся вызывают дереворазрушающие грибы и их роль в функционировании лесных экосистем, взаимоотношения таких грибов между собой и с другими организмами (мхи, лишайники, беспозвоночные), видовое разнообразие
дереворазрушающих грибов в Мурманской области. В процессе изучения можно ознакомиться также с гербарием афиллофоровых грибов, их разнообразием на городских объектах озеленения в г. Апатиты. Как показывает опыт, учителям и учащимся интересны видовое разнообразие грибов в Мурманской обл., их взаимоотношения между собой и с другими организмами.
Основные направления научной деятельности лаборатории водных экосистем: выявление особенностей формирования качества поверхностных вод в условиях воздействия горно-добывающих и перерабатывающих комплексов; разработка методов биологической индикации процессов антропогенной трансформации пресноводных экосистем; выявление особенностей формирования биологического разнообразия водоемов Кольского полуострова в условиях изменяющихся природных и антропогенных факторов.
Сотрудники этой лаборатории могут познакомить детей с обитателями пресноводных водоемов: беспозвоночными животными, обитающими на дне водоемов, рыбами. Лекции содержат информацию о биологическом разнообразии водных обитателей нашего региона, их взаимоотношениях друг с другом и роли в водоеме в целом. В лаборатории также изучается использование бентосных беспозвоночных и водорослей в биондикации и биотестировании, значение в питании рыб, освещаются возможные изменения пресноводных экосистем
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
109
Роль ИППЭС КНЦ РАН в экологическом образовании школьников
под воздействием интенсивного развития промышленности в Мурманской области. Дети могут увидеть морфологические изменения организмов рыб, которые обитают в водоемах, подверженных техногенному воздействию (рис. 4).
Рис. 4. Изменения в морфологии рыбы при загрязнении естественных водоемов
Показательный и вызывающий большой интерес объект исследований лаборатории -диатомовые водоросли (рис. 5). Они проявляют высокую чувствительность к уровню загрязнений, оцениваемому по химическим показателям качества воды. Сотрудниками лаборатории разрабатываются методические подходы к реконструкции прошлых климатических и экологических условий по результатам анализа химического состава донных отложений, сообществ диатомовых водорослей и хирономид.
Рис. 5. Водоросли - биоиндикаторы загрязнения водоемов
Как было отмечено выше, работа со школьниками проводится уже несколько лет. С 2013 года мы ведем занятия с детьми дошкольного возраста (рис. 6). На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс экологооздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. В настоящее время программа уже работает и, нужно сказать, дает хороший результат. Дети 6-7-летнего возраста способны понять, кто такие микробы и каковы их функции, усвоить разнообразие грибов на деревьях, обитателей дна водоемов, жителей озер и роль леса в жизни нашей планеты в целом. Продолжительность подобных занятий не превышает 30 мин. Они проходят в легкой, веселой обстановке, включающей подвижные игры, которые способствуют лучшему усвоению полученной информации, развитию творческого подхода к процессу обучения у детей дошкольного возраста.
110
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
М.В. Корнейкова, Н.В. Фокина
Рис. 6. Занятие с детьми в д/с «Ивушка»
Помимо вышеперечисленных мероприятий, молодые ученые нашего института оказывают профессиональную помощь заинтересованным учащимся в выполнении научноисследовательских работ и их представлении на региональных и федеральных конкурсах, таких как «Шаг в будущее», «Леонардо», «Открой в себе ученого», конкурс водных проектов. Представленные работы получили высокую оценку не только на городском уровне, но и на уровне Северо-Запада и России в целом.
Примером может служить работа учащегося 10 класса Пирогова Данила МБОУ СОШ № 15 г. Апатиты «Условно патогенные микроскопические грибы в почве пришкольной территории МБОУ СОШ № 10 и их влияние на организм человека», которая завоевала 1 место на научнопрактической конференции «Шаг в будущее» (г. Апатиты), 1 место в VIII Соревнованиях молодых исследователей «Шаг в будущее» в Северо-Западном федеральном округе РФ (г. Мурманск), 3 место на Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» (г. Москва) и 2 место на Всероссийской научно-инновационной конференции для школьников «Открой в себе ученого» (г. Санкт-Петербург). Работа также рекомендована для участия в Международном этапе конкурса «Шаг в будущее». Работы учащихся 4 класса МБОУ СОШ № 7 Черняева Антона «Чист ли белый снег» и Антоновой Карины «Чистый воздух дарит здоровье» стали победителями на Муниципальной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в области естественных и математических наук» (г. Апатиты) и заняли 1 и 2 место соответственно на городской научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Кроме того, сотрудники Института ежегодно принимают активное участие в конференциях, семинарах по экологическому образованию, которые проходят на базе школ и администрации нашего города для учителей начальных классов, а также учителей биологии, географии, химии, участвуют в открытии школьных и дошкольных конференций, являются членами жюри.
Таким образом, следует выделить важность экологического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. ИППЭС КНЦ РАН - базовый институт в сфере экологического образования школьников в г. Апатиты. Увлеченность, профессионализм молодых ученых позволяет готовить подрастающие поколения к познанию мира и бережному отношению к природе. Совместная эффективная работа Отдела образования г. Апатиты с ИППЭС КНЦ РАН в сфере образования требует расширения деятельности и вовлечения других научноисследовательских институтов с целью повышения эффективности образовательного процесса, роста уровня образования детей и увеличения объема экологических знаний педагогов.
Сведения об авторах
Корнейкова Мария Владимировна - к.б.н., старший научный сотрудник; e-mail: [email protected]
Фокина Надежда Викторовна — к.т.н., старший научный сотрудник, e-mail: [email protected]
ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
111