УДК 336.64.332 DOI: 10.12737/17878
Иващенко Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент,
Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте РФ, Орловский филиал
(Российская Федерация, г. Орел), e-mail:[email protected]
РОЛЬ ИНСТИТУТА МАГИСТРАТУРЫ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(работа выполнена в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС при Президенте Российской Федерации на 2015 год)
В научной статье определена роль института магистратуры в системе высшего образования в современной России. Проведен качественный анализ современных тенденций обучения по программам магистратуры в российских вузах. Проанализированы предпочтения работодателей при отборе кандидатов на различные должности. Определены перспективы развития магистерского образования.
Ключевые слова: высшее образование, магистратура, направления подготовки, уровневая система образования, конкурентоспособность, работодатель.
Ivashchenko T.N. - Candidate of Economic Sciences, Docent, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel branch (Russian Federation, Orel),
e-mail:[email protected]
ROLE OF THE INSTITUTE OF MASTER OF EDUCATION IN RUSSIA
(The work is done according to the State task of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration for 2015)
The article defines the role of Master institution in the system of higher education in modern Russia. A qualitative analysis of the modern educational trends on Master programs in Russian universities is done. The preferences of employers when selecting the candidates for the various positions are analyzed. The prospects of development of Master education are determined.
Keywords: higher education, Master degree, specialties, level education system, competitiveness, employer.
В современном обществе все большее значение приобретает способность комплексного решения различного рода проблем с применением углубленных фундаментальных и прикладных знаний, получаемых по различным направлениям. Этим требованиям на сегодняшний день в большей степени соответствуют выпускники магистратуры.
В приказе Министерства образования и науки России № 62 от 22 марта 2006 года «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» обозначено, что цель создания магистерских программ - это формирование высококвалифицированных кадров,
подготовленных к одному или нескольким видам профессиональной деятельности.1
Система уровневой подготовки кадров высшего образования, внедренная с 2011 года, закрепила, что бакалавриат - это базовая фундаментальная подготовка, а магистратура -специализированная и углубленная, т.е. второй уровень высшего образования.
Переход высшей школы на уровневую систему обучения обеспечил приток обучающихся в магистратуру и повышение ее значимости. Это явилось следствием того, что институт магистратуры обеспечивает непрерывность и преемственность образования. До недавнего времени подготовка магистров осуществлялась отдельными ВУЗами в качестве эксперимента. Это явление объясняется существовавшей нацеленностью высшей школы на массовую подготовку по программам специалитета -юристов, инженеров, экономистов и др. вследствие того, что на них был спрос на рынке труда. Внедренная одновременно уровневая система образования «бакалавр - магистр» реа-лизовывалась «смелыми» вузами.2
Это привело к тому, что совсем недавно магистры в большинстве случаев являлись уникальным «продуктом» сферы образования -результатом труда отдельных инициативных научных руководителей. При этом новоиспеченного магистра, обученного по самым трудоустраиваемым образовательным программам юридической или экономической направленности, можно было рассматривать как результат финансовых вложений родителей.
В настоящее время в вузах осуществляется набор как на направления бакалавриата, так и на магистерские программы. Отсутствие маги-
1 Приказ Министерства образования и науки РФ «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» № 62 от 22.03.2006 -http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/89410 /
2 Лобов Н.В., Карманов В.В., Крюков А.Ю. Опыт про-
ектирования образовательной программы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование сегодня. -2015. - №2. - С. 9-14.
стерского образования по отдельным направлениям подготовки негативно отражается на развитии учебного заведения в направлении функционировании уровневой системы высшего образования, а также на его статусе и имидже, так как именно обучение по разнообразным направлениям магистратуры является основным критерием инновационного потенциала образовательного учреждения. Следует отметить что, в условиях возрастающей конкуренции между вузами отсутствие отдельных магистерских программ может привести к потере контингента учащихся и, как следствие этого, целого сегмента рынка образовательных услуг.
Магистратура - это более высокий и качественный уровень высшего образования. Поскольку институт магистратуры имеет важное значение для исследовательской карьеры и профессиональной работы в различных сферах, спрос на нее растет из года в год. 3
После освоения специальной программы и окончания магистратуры студент приобретает высшую академическую степень и квалификацию «магистр». При обучении магистров основной акцент делается на углубленной практической и теоретической специализации.
Вместе с тем магистерское образование предоставляет не только научную подготовку, но также системные углубленные знания и навыки, позволяющие подготовить профессионалов для успешной карьеры в международных и российских компаниях, а также для аналитической, консультационной и научно-исследовательской деятельности. Кроме вышеперечисленного они высоко оценены работодателями.
Наряду с базовыми знаниями в области соответствующих наук, студенты в процессе обучения получают прикладные профессиональные навыки в соответствии с выбранными магистерскими программами. Как следствие, по
3 Соколов А.В. С чего начинается магистратура? // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - №1(17). - С. 143-149.
окончании магистратуры повышается их конкурентоспособность на рынке труда и в профессиональном сообществе в целом. 1
Магистратура позволяет получить более углубленные знания по направлению подготовки, а также способствует карьерному росту, формирует способности к научно-исследовательской работе, позволяет реализовать свои профессиональные возможности, как в России, так и за рубежом; развивает творческое мышление, коммуникабельность и лидерские качества.
В условиях продолжающейся модернизации российской системы высшего образования и ее интеграции в единое Европейское пространство высшего образования и в связи со сменой поколений Государственных образовательных стандартов высшего образования Российской Федерации считаем необходимым провести качественный анализ современных тенденций обучения по программам магистратуры в вузах Российской Федерации.
Магистратура является важной ступенью в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации. Переход российских вузов на многоуровневую систему высшего образования позволил объединить в себе образовательные программы подготовки базового уровня и специализированного. Как следствие, обучение студентов в высшей школе приобретает все большую актуальность и значимость. Подготовка студентов по различным магистерским программам представляет собой непрерывный процесс образования, сочетающий в себе преемственность всех стадий обучения.
Развитие магистратуры, как и всей многоуровневой системы высшего образования, ориентировано на повышение качества образования через обновление его содержания, форм и методов организации.
Магистратуре в системе высшего образования наряду с общими чертами, присущи и специфические, определяющие ее целевое назна-
1 Сенин Н.И. Магистратура и специалитет как база для подготовки научных кадров // Вестник МГСУ. -2015. - №2. - С. 5-6.
чение, содержательную наполненность, способы функционирования и организацию.
Целевое назначение магистратуры заключается в подготовке специалистов, легко адаптирующихся как в теоретической, так и в практической деятельности, а также в способности рационально и эффективно использовать свой научный потенциал. Все это создает условия и предоставляет возможности для становления и развития личности студента-исследователя, обладающего индивидуальным стилем учебной деятельности.
Особенностью магистратуры как уровня высшего образования является то, что реализация магистерских программ по различным направлениям подготовки позволяет более углубленно освоить предметы специализации, пройти производственную практику и самостоятельно осуществлять выполнение исследовательских проектов.
Одним из преимуществ института магистратуры является то, что ее программы зачастую составляются таким образом, чтобы удовлетворить растущие требования работодателей с учетом меняющейся конъюнктуры рынка труда и рабочей силы. Большинство работодателей при наборе кандидатов на должности функционального руководителя в малых предприятиях отдают предпочтения выпускникам со степенью магистра.
При этом желания работодателей в разрезе сфер экономики практически одинаковы, так как все они на должность руководителей хотят нанимать людей, имеющих магистерское образование.
Такая же ситуация сохраняется при отборе работников на должности служащих предприятий в сфере малого бизнеса, готовых в большей степени к приему на работу магистрантов.
Лидирующее предпочтение в выпускниках -магистрах изъявляют работодатели в сфере торговли и промышленности, меньше всего в них нуждаются услуги связи.
Такие тенденции в предпочтении работодателей не случайны, ибо как правило, магистры, в отличие от других уровней образования, получают более широкий спектр знаний и умений, применение которых повышает их квалифика-
ционный уровень в рамках выбранной профес-сии.1
Еще одним преимуществом является то, что благодаря магистратуре студент может выбрать для себя ту программу подготовки, которая отличается от полученной ранее специальности. Самостоятельный и осмысленный выбор программы магистерской подготовки способствует росту успеваемости и повышению заинтересованности в конечном результате.
На основании данных органов государственной статистики, в российских вузах в 2005 году обучался всего лишь один процент студентов-магистрантов от общего числа студентов. Из 1147 тысяч выпускников вузов России диплом специалиста получили 1052 тыс. чел. (92%), диплом бакалавра - 85 тыс. человек (7%), а диплом магистра - 11 тыс. чел. (1 %).
А уже в 2013 году ситуация изменилась. Наряду со значительным сокращением численности обучающихся почти на 70% (до 355 тысяч человек) произошли кардинальные качественные изменения в структуре выпускников. Так диплом специалиста получили 265 тыс. человек (75%), диплом бакалавра - 49 тыс. человек (13%), а диплом магистра уже - 41 тыс. человек (12%). Представленные данные ярко свидетельствуют о востребованности института магистратуры в системе высшего образования в современной России.
Так, с 1 сентября 2013 года по Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 для магистратуры начали действовать стандарты нового поколения. За время реализации магистерских программ в вузах России накоплен существенный опыт подготовки магистров по различным направлениям, что явно свидетельствует о положительных результатах функционирования магистратуры как образовательного института в структуре российской высшей школы.
1 Айжанова Г.К., Ергазина А.А. Методологические подходы к изучению проблемы формирования интеграционной модели выпускника магистерской образовательной программы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №4. - С. 93-96.
Реализация магистерских программ стала важнейшим направлением в подготовке кадров высшей квалификации. Выпускники магистратуры - это профессионалы, имеющие более качественную подготовку и способные принимать решения, осуществлять эффективную деятельность.
Особая роль института магистратуры в системе высшего образования в современной России характеризуется следующими ключевыми факторами: формирование углубленных теоретических и практических знаний и способностей к научным исследованиям; выявление и дальнейшее развитие профессиональных качеств магистрантов; применение полученных теоретических знаний и практических навыков в профессиональной сфере деятельности.
Магистры подготовлены к различным видам инновационной деятельности, требующей углубленной фундаментальной и специальной подготовки; научным исследованиям с использованием современной методологии.
В зависимости от способностей магистрантов к практической деятельности, научно-исследовательской работе, преподавательской деятельности институт магистратуры позволяет определиться с будущим направлением своей профессиональной деятельности и реализовать свой потенциал.
Большая часть выпускников магистратуры имеет способности к научно-исследовательской работе, научные статьи и публикации в различных изданиях, что увеличивает их возможности при поступлении в аспирантуру. Кроме того, высокий уровень их подготовки ведет к росту эффективности института аспирантуры.
Библиография/ References:
1. Айжанова Г.К., Ергазина А.А. Методологические подходы к изучению проблемы формирования интеграционной модели выпускника магистерской образовательной программы // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №4. - С. 93-96.
2. Лобов Н.В., Карманов В.В., Крюков А.Ю. Опыт проектирования образовательной про-
граммы магистратуры с сетевым участием на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование сегодня. - 2015. - N2. - С. 9—14.
3. Соколов А.В. С чего начинается магистратура? // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - N1(17). - С. 143-149.
4.Сенин Н.И. Магистратура и специалитет как база для подготовки научных кадров // Вестник МГСУ. - 2015. - N2. - С. 5-6.
1.Aizhanova G.K., Ergazina A.A. Metodologi-cheskie podkhody k izucheniiu problemy formi-rovaniia integratsionnoi modeli vypusknika magisterskoi obrazovatel'noi programmy //Istoricheskaia i sotsial'no-obrazovatel'naia mysl'. - 2015. - T. 7. - N4. - S. 93-96. (In Russ.)
2. Lobov N.V., Karmanov V.V., Kriukov A.Iu. Opyt proektirovaniia obrazovatel'noi pro-grammy magistratury s setevym uchastiem na osnove federal'nykh gosudarstvennykh obrazo-vatel'nykh standartov vysshego obrazovaniia // Vysshee obrazovanie segodnia. - 2015. - N2. - S. 9-14. (In Russ.)
3. Sokolov A.V. S chego nachinaetsia magistratura? // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul'turologiia i iskusstvovede-nie. -2015. - N1(17). - S. 143-149. (In Russ.)
4. Senin N.I. Magistratura i spetsialitet kak baza dlia podgotovki nauchnykh kadrov // Vestnik MGSU. - 2015. - N2. - S. 5-6. (In Russ.)