5. Кон И.С., Шалин Д.Н. // Вопр. философии. 1969. № 12. С. 22-26.
6. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
7. Кон ИС. Социология личности. М., 1969.
8. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. // Вопр. психологии. 1985. № 3. С. 165-171.
9. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Мн., 1976.
10. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994.
11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
12. Современная западная социология: Словарь. М., 1990.
13. Теория и история феминизма. Харьков, 1996.
14. Kohlberg L. // Moral Development, Moral Education and Kohlberg. Ed. by B. Munsey. Birmingham, 1980.
15. Мердок Дж.П. Социальная структура / пер. с англ. A.B. Коротаева. М., 2003.
16. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.
17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социол. знания / пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. М., 1995.
18. Гендерный подход в системе психологического образования // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках: материалы 2-й Междунар. летней школы по гендерным исследованиям (Фарос-1998). Харьков, 1998. С. 193-215.
19. Здравомыслова Е.А., Темкина A.A. // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «ВАЛДАЙ-96». М., 1997. С. 84-89.
20. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986.
Поступила в редакцию 21.03.2007 г.
РОЛЬ ИНСТИТУТА ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИНФОСОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В.В. Жилкин
Zhilkin V.V. The role of the Institute of humanitarian education in process info-socialization in modem conditions. The article discusses the issue of the information socialization in the context of humanitarian education.
Институт образования относится к формальным агентам инфосоциализации, являясь, исходя из реалий современной действительности, обязательным компонентом ее структуры. В нем заложен уникальный потенциал эффективной трансляции ценностей информационного общества. Основной целью института образования является необходимость довести обучаемого до определенной степени дееготовности к осуществлению, реализации конкретных обязанностей, функций. В рамках формального агента -института образования, объект инфосоциализации получает обобщенные знания, обобщенный инфосоциальный опыт. Институту образования присуща «аудиторность» -групповое обучение и дисциплинарность -разделение общего потока обучения на отдельные составные части, а также универсальность, полидисциплинарность, усвоение
учащимися знаний. Ему свойственны и специфические педагогические технологии. Государство и его социальные институты, властные структуры заботятся о содержании института образования, финансируя его, определяя его статус.
Транслируя информационный опыт, институт образования помогает личности перенестись из ситуативного бытия в пространство бытия культуры информационного сообщества с его ценностями и нормами. В инфосоциализации не последнюю роль играет авторитет и компетентность агента инфосоциализации, доверие к нему, вера в его знания и эрудицию, желание и тяга субъекта к получению информационного опыта. Однако следует отметить, что погружение личности в пространство бытия культуры, в том числе информационного общества, будет более эффективным, если оно будет осуществлять-
ся посредством института гуманитарного образования в силу его полифункциональности, тенденций глобализации, которые свойственны ему на данном этапе. Современный институт гуманитарного образования выполняет общее предназначение - приобщение человека к достижениям культуры, в том числе информационной. Суть гуманитарного образования заключается в преподавании учащимся, студентам и освоении ими системы научных знаний, создающей относительно полную картину природы, общества, мышления (познания). Системность образования, другими словами, преподавание взаимосвязанных основ наук вырабатывает у учащихся умение подойти к анализу вещей и процессов с различных точек зрения, охватить вещи и процессы с ряда сторон. Система знаний с тем или иным успехом, в зависимости от степени научности, закладывает умения оперировать накопленными знаниями, решать новые, нестандартные проблемы, задачи. Многосторонний подход развивает научное мышление. Качество и надежность основания зависит от уровня научности системы гуманитарного образования. Вместе с тем образование реализует и другие разнообразные функции, служит универсальным средством, механизмом решения многих жизненных проблем человека и общества. Основными функциями гуманитарного образования в современных условиях становятся: воспитание и просвещение; социальная мобильность, генерация и хранение культурного достижения общества и, конечно, инфосо-циализация личности.
Каждая личность начинает накапливать информацию еще с колыбели, с первых актов освоения окружающей внешней среды и окружающего мира. В раннем детском возрасте и в детском дошкольном учреждении, в семье формируются первые «блоки» сознания, а затем начинается школьное обучение -наиболее ответственная и содержательная пора формирования сознания. Учебные программы, учебники предусматривают тот или иной объем научных знаний, всевозможной информации, в усвоении которой объекту инфосоциализации способствует субъект. Содержание и структура образования не может действовать на сознание автоматически, они активно опосредуются личностью.
Высшее гуманитарное образование обладает возможностями селективности, т. е. избирательности отбора и предположенное™ человека к тем или иным формам профессиональных и социальных занятий, либо целенаправленно служит формированию такой предрасположенности. Современная система гуманитарного образования не только транслирует ценности информационной культуры и информационный опыт от поколения к поколению, из одной сферы в другую, но и выполняет функции генератора и хранителя культурного достояния общества. Важнейшей компонентой фонда культуры является интеллектуальный потенциал преподавателей,
практика обучения, вся сфера образования.
Следует отметить, что доверие общества к институтам образования, их качественной подготовке специалистов складывалось исторически, а в настоящий момент рискует быть безвозвратно потерянным в силу отставания содержания процесса образования от темпов развития информационно-коммуникационных технологий и невозможности по этой причине выступать формальным агентом инфосоциализации.
В ходе проведенного автором исследования респондентам1 было предложено высказать свое мнение в отношении процесса инфосоциализации, осуществляемого в школах и высших учебных заведениях. 81,2 % респондентов согласны, что за последнее десятилетие возросло значение ИКТ в сфере образования и самообразования. 71,9 % считают, что для школьников крайне важно овладеть средствами ИКТ в современных условиях. Для 75,1 % респондентов очевидна актуальность овладения методами работы с ИКТ студентами высших учебных заведений (в том числе, гуманитарного профиля). Важность освоения Интернет признается в
58.2 % случаях для учащихся школ и в
65.2 % - для студентов.
Вместе с тем, по мнению опрошенных, применяемый в учебных заведениях региона курс по дисциплине «Информатика» совершенно не обеспечивает учащегося необходимым объемом знаний для овладения ИКТ как в школе, так и в вузе в 41,3 % случаев. Оценка качества знаний, предлагаемых учащимся в рамках школьного курса информа-
1 В опросе участвовали преподаватели и учащиеся тамбовских средних и высших учебных заведений.
тики как «оторванных» от реалий ИКТ наблюдается у 42,2 % респондентов (в вузе эта цифра составляет 33,8 %). Кроме того,
34.3 % респондентов в школе и 38 % в вузе отметили несоответствие знаний, получаемых на занятиях по информатике, тем реальным информационным потребностям, с которыми сталкивается учащийся и студент.
Следует также отметить, что восприятие выполнения работы на компьютере по предмету, отличному от информатики, как демонстрации готовности учащегося к использованию ИКТ наблюдается лишь в 31,9 % случаев в школе и 36,2 % в вузе, из них лишь
29.3 % и 36,6 % соответственно соглашаются, что обязаны своей компетенцией в сфере ИКТ институту образования.
Немаловажным фактором в процессе инфосоциализации учащихся является оснащенность техническими средствами и доступность для учащихся классов информатики, соответствующих реалиям развития ИКТ. Полностью удовлетворены оснащенностью школьных и вузовских классов информатики 9,4 % и, соответственно, 17,8 % респондентов. Классы информатики в 14,6 % в школах и 24,9 % в вузах позволяют учащимся осваивать Интернет. В свободное от занятий время
12,2 % школьных и 16 % вузовских классов информатики остаются доступными для реализации личных информационных целей, интересов учащихся учебного учреждения.
Параллельно проведенный экспертный опрос1 подтвердил осознание роли ИКТ в учебном процессе - в 60,1 % случаев для школьников и в 68,1 % для студентов эксперты согласились с утверждением, что средства ИКТ способны открыть для учащегося принципиально новые возможности для участия в учебном процессе. В то же время только 13,1 % школьных и 10,3 % вузовских преподавателей стараются устанавливать междисциплинарные связи с предметом информатика, а сами преподаватели информатики лишь в 11,7 % случаев в школьной практике и в 15,5 % в вузовской стараются устанавливать междисциплинарные связи с предметами, отличными от их профиля. Квалификация школьного и вузовского преподавателя информатики, согласно экспертному
1 В качестве экспертов выступали преподаватели и учащиеся с уровнем владения ИКТ, характеризуемым как опытный / профессиональный пользователь.
мнению, удовлетворяет реалиям и перспективам развития ИКТ в 16,9 % и, соответственно, в 26,3 % случаев. При этом лишь у 29,6 % учителей в школе и 27,7 % преподавателей в вузе, по мнению экспертов, уровень готовности к применению ИКТ может быть оценен выше, чем у учащихся этих учебных заведений. Удивительно, но важность овладения преподавателем ИКТ в современных условиях признается респондентами в 50,7 % случаев в школе и 59,6 % в вузе. Адекватность учебного процесса современным образовательным целям связывается с необходимостью освоения Интернет учителем в 40,8 % случаев, а вузовским преподавателем в 51,2 %. Принципиально новые возможности для осуществления учебного процесса, открывающиеся преподавателю с освоением ИКТ, признаются экспертами в 46,9 % случаев в школе и 51,6 % в вузе.
Анализируя вышесказанное, следует сделать вывод, что средства ИКТ в контексте института образования в сознании респондентов становятся важной составляющей процесса инфосоциализации, осознание необходимости овладения средствами ИКТ и учащимися, и преподавателями находится на достаточно высоком уровне. Вместе с тем реалии инфосоциализации в системе образования остаются на крайне низком уровне. Согласно полученным данным участники образовательного процесса чаще демонстрируют неготовность к адекватному применению ИКТ. Во многом виною тому являются формальные препятствия в виде, например, недоступности классов информатики, или, как считают респонденты, консерватизм самой педагогической системы - 94,4 % респондентов в школах и 88,3 % - в высших учебных заведениях. Тем не менее, автор данной статьи истинной причиной подобного положения дел склонен считать низкий уровень информатизационного сознания самих участников образовательного процесса.
Информатизация общества вносит существенные изменения в процесс социализации и инфосоциализации личности, по-новому ставит вопросы об адаптации и сущности мышления, соотношения формального и неформального, репродуктивного (алгоритмического) и творческого в мышлении и информационной деятельности. Разрешение одного из важнейших противоречий познава-
тельной деятельности в условиях непрерывного роста ИКТ - противоречия между объемом человеческого знания, растущего по экспоненте, и традиционными формами его приобретения, усвоения, трансляции и применения - возможно, в результате адекватной инфосоциализации личности, формирования у нее уровня информационной культуры, необходимого для разрешения этого противоречия. Институт гуманитарного образования в значительной степени оказывается средством снятия этого противоречия, что обусловливает рассмотрение его как важнейшего формального агента инфосоциализации личности, предъявляя к нему особые требования со стороны общества.
Как показывает анализ педагогической практики, инфосоциализация личности и формирование ее информационной культуры в системе высшего гуманитарного образования еще не приобрело статус одной из целей. Решение этой проблемы может быть осуществлено или на уровне государственной по-
литики в области гуманитарного образования, или на уровне конкретного учебного заведения. В первом случае вопросы инфосоциализации на государственном уровне будут рассматриваться в основном с точки зрения технического аспекта информатизации, а не с мировоззренческих и социокультурных позиций [1]. Таким образом, вопросами инфосоциализации личности и повышения ее информационной культуры должен заниматься непосредственно институт гуманитарного образования, что также будет способствовать решению проблем инфосоциализации на государственном уровне.
1. Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. Режим доступа: // http://www.viu-online.
т/8аепсе/риЫ/ЬиПейп7/ page9.html. Загл. с экрана.
Поступила в редакцию 26.12.2006 г.
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ В СОЦИОЛОГИИ Р. МЮНХА В.А. Попов
Popov V.A. The conception of political power in R. Munch’s sociology. In the article the basic theoretical and methodological features of the R. Munch’s conception of political power are considered. The political power is analyzed within the framework of the theory of voluntarist action, is considered as the symbolically generalized means of the communication and defined as the disposal of political support. It allows to define legitimacy of political power in a new way and to consider structural conditions of its crises. The legitimacy of political power is stipulated by trust in the openness of results of the political decisions for the appropriate social demand. The crises of political power are caused by depreciation of trust in efficiency of political power as a means of adoption and realization of the obligatory decisions in the society.
Социологическая концепция современного немецкого социолога Р. Мюнха основывается на теории волюнтаристского действия, которая интегрирует подходы Т. Парсонса, М. Вебера и Э. Дюркгейма. Мюнх стремится по-новому сформулировать ответы на классические вопросы в социологии: на метатеоретическом уровне «Как возможна теория действия, соединяющая друг с другом теоретическую абстракцию и историкоэмпирическую специфику, каузальное объяснение и герменевтическое понимание»; на уровне объекта теории «Как возможно чело-
веческое действие, связывающее друг с другом приверженность к порядку и индивидуальную автономию» [1].
Волюнтаристская теория действия, согласно Мюнху, соединяет достижения двух западноевропейских традиций мышления -идеализма и позитивизма - и нацелена на объединение четырех теорий: утилитаризма, нормативизма, теории разума, теорий власти и конфликта. Интеграция этих подходов содержится уже в трудах Вебера и Дюркгейма и достигает своей кульминации в синтезе теории действия Парсонса. Однако теорети-