работе «Образованное воображение», мотивируется ранее полученным опытом в сфере литературы. Какие традиции (фольклорные, литературные) прослеживаются в произведении?; 8) Не злоупотребляет ли автор дидактически-идеологическими установками, что побуждает классифицировать его произведение как «актуалку»?; 9) Комизм в тексте поверхностный, развлекательный или тонкий, интеллектуальный, подтекстовый?; 10) Особенности жанровой формы произведения? Сущность индивидуальных авторских видоизменений определенного жанра юмористики?; 11) Критическая рецепция юмористически-сатирической прозы писателя?
Таким образом, студенты, будущие учителя-филологи, имея определенные знания со школы о своеобразии украинской литературной сатиры и юмора, продолжают, но на более углубленном уровне, профессионально, изучать «жанр юмористической эпики» (Радко Пытлик), что обусловливает необходимость создания специальной технологии, направленной на этот аспект их литературной компетенции. Дальнейшей разработки требует определение принципов, методических приемов, этапов изучения отечественной юмористики, создание блоков учебного материала, методически-содержательных комплексов (модулей) и других составляющих педагогической технологии.
Список литературы:
1. 1рошя: [зб. статей] / упорядн. О. Галета, £. Гулевич, З. Рибчинська. -Льв1в: Лгтопис; Кшв: Смолоскип, 2006. - 238 с.
2. Новиков В.И. Книга о пародии / В.И. Новиков. - М.: Сов. писатель, 1989. - 544 с.
3. Франко 1.Я. Лист до М.1. Павлика / 1.Я. Франко // З1брання твор1в: у 50 т. - К.: Наук. думка, 1986. - Т. 48. - С. 270-273.
РОЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
© Сарафанова О.В.*
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, г. Елец
Главная задача школы сегодня - воспитание креативной личности, способной мыслить неординарно, нестандартно в соответствии с ситуацией. Увлекательные творческие задания ненавязчиво способствуют отработке необходимых умений и навыков, расширяют кругозор и раскрывают творческие способности обучающихся.
Ключевые слова творческие способности, креативность, креативная личность.
* Аспирант кафедры Иностранных языков педагогического профиля.
Одной из главных проблем в рамках школьного образования на сегодняшний день является организация процесса обучения таким образом, чтобы развивать у школьников творческое мышление. Значительные возможности в плане развития творческого мышления открывают уроки иностранного языка. Урок иностранного языка -это поле для творчества, где обучающиеся примеряют к себе новые социальные роли, выдумывают себе персонажей, разыгрывают диалоги и мысленно путешествуют по миру.
Внимание к развитию творческого мышления учащихся отмечается в трудах В.И. Андреева, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова, Л.А Большаковой, О.И. Моткова и др. [1, с. 47].
Творческие способности - способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Развитию творческого мышления могут способствовать правильно спланированные и четко организованные уроки иностранного языка, ведь именно в ходе таких занятий обучающиеся могут проявить свои способности. Главным условием при планировании таких уроков является, конечно же, личная заинтересованность педагога. Чтобы заинтересовать учащихся, увлечь их изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию к творческой деятельности и обеспечил их активность на уроке.
Торренс Е. был первым, кто заинтересовался вопросом снижения креативности в ходе развития ребёнка. Он выявил 3 периода снижения креативности у детей. Первый приходится на 5 лет, второй - на 9-10 лет, а третий на 13 лет. Первую стадию снижения креативности Е. Торренс связывал с факторами среды. В этом возрасте ребенка готовят к школе. Ребенок входит в школьную систему и падение креативности объясняется влиянием существующих там жестких нормативов. Ребенок ориентируется прежде всего на учебу и на соблюдение правил школьной жизни в ущерб творческим проявлениям [3, с. 121].
Главной задачей учителя на начальном этапе обучения языку является развитие внутренней мотивации учения школьников. Важна положительная учебная мотивация - совокупность мотивов, связанных с удовлетворением познавательных интересов учащихся.
Есть разные способы стимулировать детей к творческой активности на уроках иностранного языка, например, использование песенного материала, нетрадиционные формы урока (урок-мюзикл, урок-спектакль, урок-экскурсия, урок-проект, путешествие, урок-праздник, урок-интервью, урок творчества и т.д.), использование нестандартных занимательных заданий.
Хотелось бы предложить вашему вниманию ряд таких заданий, направленных на развитие творческих и изобретательных способностей, создание условий для раскрытия личности учащихся, развития их в интеллектуальном плане.
В задании 1 нужно стрелочками выбрать какое домашнее животное хочет каждый член семьи, и лично ученик. Что полезного? Учим названия домашних животных, закрепляем окончание S в третьем лице ед. числа в настоящем времени.
Задание 2. Дана таблица, в одной колонке названия животных, в другой действия которые они могут или не могут совершать. Очень интересное задание, возможна как индивидуальная работа, так и классная.
Задание 3. Даны 4 предложения, в каждом есть слово, в котором перепутаны местами буквы. Нужно написать слово правильно.
В 4 задании учим детей мыслить и рассуждать. Табличка «Что я могу» и место для нескольких предложений под рассказ, что я могу из тех действий, которые доступны животным [5].
Topic: Pets
1. Dad, mum and the children want different pets in the story. What pets do they want? Match the names and he pets:
Dad a dog.
Mum wants a rabbit,
The boy a snake.
The girl
a cat.
What pet do you want?
2. What can the pets do? Complete the table. For example: Dogs can walk V Dogs can hop X.
Таблица 1
can walk can run can jump can hop can climb can wiggle their ears can play games
Dogs
Rabbits
Snakes
Cats
3. Write the correct words in the spaces:
Dogs are egrta Rabbits are nfu Snakes are ocol Cats are tcefrep
4. What can you do?
Таблица 2
a) Can you walk? VX
b) Can you run?
c) Can you jump?
d) Can you hop?
e) Can you climb?
f) Can you wiggle your nose?
g) Can you play games?
5. Работа над диалогами. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они сами придумывают оригинальные варианты.
Простейший диалог:
- Excuse me
- Yes
- Can you tell me the time, please?
- Certainly, it's 4 o'clock
- Thanks
- Not at all
1 вариант: - Две школьницы торопятся в школу, бегут, сталкиваются, произносят диалог, смотрят на часы и разбегаются.
2 вариант: - Мальчик знакомится с девочкой, звучит диалог. Мальчик дарит цветок и они уходят вместе.
3 вариант: - Кукольный театр. Ребята произносят диалог под партой. Говорят куклы.
4 вариант: - Разговор двух деловых людей по телефону. Для сильных учащихся можно предложить расширить диалог, добавив 5-6 своих реплик.
Увлекательные творческие задания ненавязчиво способствуют отработке необходимых умений и навыков, расширяют кругозор и раскрывают творческие способности обучающихся. Креативное мышление должно помочь детям решать определенные проблемы в реальной жизни, используя творческие способности, раскрыть свою индивидуальность, повышать самооценку. Учащиеся должны научиться использовать нестандартные подходы к решению тех или иных ситуаций, что позволит им не поддаваться стереотипам.
Список литературы:
1. Карташова И.Н., Архангельская Н.Н., Иванова Д.М., Панарина Г.А., Солопова Е.В. Создание культурно-информационной среды обучения иностранному языку младших школьников: монография. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 158 с.
2. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.
3. Любарт Т., Муширу К., Торджман С., Зенасни Ф. Психология креативности. - М.: Когито-Центр, 2009. - 215 с.
4. Определение творческого мышления Дж. Гилфордом [Электронный ресурс] // Психология творчества. - Режим доступа: http://psycholines.na-rod.ru/creative5.html.
5. http://inyaz-school.ru.
«Я ЖИТЬ ХОЧУ, ЧТОБ МЫСЛИТЬ И СТРАДАТЬ...» (ОБ ИЗУЧЕНИИ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ А.С. ПУШКИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В 9-10 КЛАССАХ В КОНТЕКСТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ИСКАНИЙ ПОЭТА)
© Сафронова Е.С.*
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
Изучение философской лирики А.С. Пушкина на уроках литературы в старших классах в контексте его духовно-нравственных исканий позволит учащимся увидеть эволюцию её содержания, будет способствовать углублённому восприятию и пониманию поэтического текста, формированию у учащихся системы духовно-нравственных ценностей.
Ключевые слова: духовность, нравственность, религиозные ценности, образовательные технологии.
Согласно учебным программам по литературе (авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев; под ред. В.Я. Коровиной; под ред. В.Ф. Чертова; под ред. Т.Ф. Курдюмовой; под ред. В.Г. Маранцмана), философская лирика А.С. Пушкина преимущественно изучается школьниками в старших классах: в 9-ом (3-4 стихотворения) и в 10-ом (4-6 лирических произведений) классах. Отметим, что лирические произведения, предназначенные для обязательного изучения по указанным программам, в основном написаны в последние периоды творчества поэта: период ссылки в Михайловское (1824-1826), период 1826-1830-х гг. и период творчества 30-х годов (18301836), за исключением стихотворения «Демон» (1823), изучаемого по программам по литературе под ред. В.Ф. Чертова и под ред. В.Я. Коровиной в 10 классе. В целом список стихотворений мало варьируется: «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень», «Подражания Корану», «Пора, мой друг, пора.», «... Вновь я посетил.», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Если жизнь тебя обманет.», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Бесы», «Два чувства дивно близки нам.». Однако анализ поэти-
* Старший преподаватель кафедры Литературы.