УДК: 338.46.342.24
Курбанов А. Б. профессор
Каршинский университет экономики и педагогики
Узбекистан
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОБСЛУЖИВАНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматривается важность инновационной деятельности в сфере услуг, выполнения требований, изучения зарубежного опыта, применения новых идей с учетом населения и потребностей.
Ключевые слова: услуга, производство, инновации, инвестиции, инфраструктура, потребность, благосостояние населения, качество, эффективность
Kurbanov A.
Professor
Karshi University of Economics and Pedagogy
Uzbekistan
THE ROLE OF INNOVATION IN IMPROVING SERVICE EFFICIENCY
Annotation: This article discusses the importance of innovation in the service sector, meeting requirements, studying foreign experience, applying new ideas taking into account the population and needs.
Key words: service, production, innovation, investment, infrastructure, need, welfare of the population, quality, efficiency
Введение. Рост мирового населения и потребностей, развитие сферы услуг на основе особых подходов с учетом особенностей каждой страны и региона, использование инновационной деятельности, обеспечение субъектов предпринимательства финансовыми ресурсами и инфраструктурой, а также поддержка государства Нужна поддержка и поощрение. В настоящее время развитие мировой экономики, основанное на опыте развитых стран, увеличение спроса на услуги во всех сферах требует обратить внимание на использование опыта и применение современных технологий.
Развитие сферы услуг в Узбекистане и система государственной поддержки этой сферы реализуются в целях повышения благосостояния населения и укрепления экономики страны. На основе градостроительных проектов полностью реконструируются сферы обслуживания, модернизируется наружное освещение, ирригационные и дренажные системы, строятся пешеходные и велосипедные дорожки, продаются,
обслуживаются многолюдные улицы, уделяется внимание развитию парков и улиц развлечений, развитие всех видов сфер обслуживания.
В условиях инновационного развития экономики большое значение имеет организационно-экономическое правильное формирование сферы услуг. Поскольку развитие этого сектора организационно оптимально и гибко по отношению к условиям рынка услуг, тем выше качество и эффективность обслуживания. Правильная организация работы в сфере услуг приведет к устранению ряда социальных и экономических проблем в масштабах народного хозяйства. Сегодня в нашей республике «бурное развитие сферы услуг, повышение роли и доли услуг в формировании валового внутреннего продукта, коренное изменение состава предоставляемых услуг, прежде всего, за счет их современного высокотехнологичные типы» является актуальной проблемой.
Сложность и многообразие составляющих производственно-сервисного процесса в сфере услуг, самостоятельный выбор, расчет, проектирование и координация мероприятий по их реализации, возможности применения инноваций вносят важные изменения в содержание работы. Для обеспечения максимально эффективной работы работников предприятий сферы услуг необходимо изучить и усовершенствовать процессы обслуживания, разработать комплексные нормы обслуживания и определить возможность повышения производительности труда на основе эффективного использования рабочего времени. Однако существуют факторы, которые замедляют и останавливают рост производительности труда даже в современных условиях развития рыночных отношений. Потому что сервисные компании не сокращают постоянно затраты, увеличивая объемы производства и услуг, а используют дефицит и дефицитность производимой ими продукции или предоставляемых услуг и в обмен на повышение своих цен добиваются запланированного объема дохода. Такая ситуация, в свою очередь, не только усиливает дальнейшее развитие неконтролируемого инфляционного процесса, но и не позволяет снизить затраты на организацию и управление процессом обслуживания за счет широкого внедрения комплексных норм научного обслуживания.
Организационную структуру сферы услуг зарубежных стран можно классифицировать следующим образом:
- о механизмах реализации (посредничество финансовое, информационно-технологическое, юридическое, маркетинговое);
- по форме собственности (частная, кооперативная (общинная), государственная, общественная, иностранная);
- по объему предоставляемых услуг (международные, национальные, межрегиональные, региональные, местные);
- по видам и направлениям предоставляемых услуг: деловые услуги (финансовые, страховые, кредитные услуги), распределительные услуги (торговля, общественное питание), социальные услуги (образование, здравоохранение, физическая культура, юридические услуги).
Многие зарубежные экономисты предлагают классифицировать структурную структуру сферы услуг с точки зрения ее отраслевых особенностей и развития. На наш взгляд, уместно классифицировать эту сферу с организационно-экономической точки зрения. В этом случае необходимо выделить следующее:
- информационно-коммерческая инфраструктура (маркетинговые центры, рекламные агентства, центры сбора и обработки информации и т.д.);
- экономическая и правовая инфраструктура (суды, юридические консультационные центры, адвокатские и нотариальные конторы и т.д.);
- финансово-кредитная инфраструктура (коммерческие банки, кредитные, страховые и гарантийные организации);
- торговая, посредническая инфраструктура (ярмарки, биржи, торговые дома, торговые центры и т.д.)
Вышеупомянутые классификации имеют важное значение для обеспечения эффективности сферы услуг. Однако реформы, направленные на повышение значимости услуг в экономической политике нашей страны, требуют дальнейшего развития этих сфер услуг. Например, торговые дома, организации, ярмарки как вид услуг положительно влияют на реализацию продовольственных и непродовольственных товаров и эффективную работу их производителей. Услуги как особый товар требуют соблюдения особых требований от тех, кто их предоставляет. В подтверждение этого мнения в качестве примера можно привести место и роль ярмарок. В последнее время в мировом опыте их роль как торгово-посреднической структурной структуры сферы услуг несколько снижается. В рамках рынка услуг необходимо собирать и обрабатывать информацию о состоянии этого рынка, о производителях и потребителях услуг.
В целях постепенного увеличения доли цифровых услуг осуществляется обеспечение необходимой инфраструктуры и покрытия качественными услугами связи и Интернета, а также резкое расширение использования услуг системы «Электронное правительство».
В районах с численностью населения менее 300 000 человек в Республике Узбекистан, отдавая приоритет организации услуг торговли, гостиничного хозяйства, общественного питания и логистики, а также объектов технического обслуживания и развлечений, в районах, где промышленность и сфера услуг развиваются на уровне высокий темп, Развитие туристических услуг на основе готовых проектов и улучшение автодорог, электро- и питьевого водоснабжения и другой инфраструктуры в районах с высоким потенциалом рекреационного туризма, развитие туристических услуг, расположенных в приграничных районах и с территории международных автомобильные и железные дороги. Актуальными считаются вопросы специализации этих районов в обеспечении торговли, туризма, логистики и придорожного сервиса. Также планируется развивать современные сельскохозяйственные услуги в районах с высокой долей сельского хозяйства.
В соответствии с Законом Президента Республики Узбекистан «Об инновационной деятельности» №ORQ-630 от 24 июля 2020 года инновации включаются в гражданский оборот или используются для личных нужд, использование которых требует достижения больших социально-экономические результаты на практике - это новая разработка, обеспечивающая.
Инновационная деятельность - это деятельность по организации новых разработок, а также обеспечению их передачи и внедрения в сфере услуг.
В экономике страны важно использовать инновационную деятельность и государственную поддержку в сфере услуг, использовать инновационную деятельность, использовать зарубежный опыт, внедрять стимулы.
В заключение подчеркнем, что организационное обеспечение деятельности работников предприятий сферы услуг остается задачей первого уровня с точки зрения их эффективного управления. Также возрастает спрос на менеджеров и специалистов, хорошо владеющих методами достижения высокого качества и повышения производительности труда в процессе оказания услуг. Общие результаты труда сотрудников компании зависят от личных результатов труда каждого сотрудника. Поэтому необходимо поддерживать определенный порядок их совместной работы, начала и окончания работы, соблюдения перерывов. Также необходим четкий механизм поддержания трудовой дисциплины. В настоящее время роль информации на рынке услуг серьезно возрастает. Высокая потребность в информации и быстрое развитие информационных процессов с целью повышения эффективности оказания услуг выдвигают на первый план создание ее организационных подразделений на предприятиях. Фактически спрос на услуги таких информационных систем будет расширяться и охватывать региональный рынок услуг. По нашему мнению, информационные отделы на предприятиях должны включать в себя следующие компоненты: - сбор исходной информации о спросе и предложении услуг на рынке услуг; - разработка программного обеспечения для обработки данных; - создание базы данных на основе существующей собранной и собранной информации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Указ Президента Республики Узбекистан №ПФ-4947 от 7 февраля 2017 года «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан»
2. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы». ПФ-165 от 6 июля 2022 г.
3. Абдукаримов Б.А. Улучшение жилищно-коммунального хозяйства является фактором создания удобств для населения. - Т.: Наука и техника, 2007. -28 с.
4. Абдурахманов К.Х. Экономика труда (Учебник). Т.: Труд, 2004. - с.397.
5. Бурменко Т.Д. Экономика сферы услуг / Т. Д. Бурменко. -Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2004. -С.37-38.Управления и организация в сфери услуг: теория и практика: Servise menedjmentand Operation 2-е межнарод изд. (пер.санглнар.наук ряд. В.В. Кулибановой) / К.Хаксивер, Б.Рендер, Р.С.Рассел, Р.Г.Мердик -Спби.др: Питер бух. 2002. - С. 496.
6. Mukhayyo Dustova. (2023). PROSPECTS OF IMPROVING INDEPENDENT EDUCATION IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM OF UZBEKISTAN. Intent Research Scientific Journal, 2(3), 30-34. Retrieved from https://intentresearch.org/index.php/irsj/article/view/46
7. Номазов Б Курбанов А.Б.,. ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ТРЕНДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ // Экономика и социум. 2022. №10-1 (101).
8. Nomazov B. B. ADVANTAGES OF MODERNIZATION OF THE TAX SYSTEM //Экономика и социум. - 2024. - №. 4-2 (119). - С. 358-362.
9. Номазов Б. Б. РОЛЬ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В УЛУЧШЕНИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ //Экономика и социум. - 2024. -№. 2-1 (117). - С. 1237-1241.
10. Гофуров У. А., Юлдашева Ш. А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНЫХ СТРАТЕГИЙ БИЗНЕСА. - 2016. ЮЛДОШЕВА Ш. А. ЭКОНОМИКА И СОЦИУМ //ЭКОНОМИКА. - С. 11581165.
11. Anvarqizi Y. S. The Importance of Housing Policy in Uzbekistan in Connection with Innovative Economy //International Journal on Economics, Finance and Sustainable Development. - Т. 4. - №. 3. - С. 127-132.
12. Rustamovna K. N. The Role and Importance of Medicinal Plants in the Development of the Pharmaceutical Industry //International Journal of Management IT and Engineering. - 2022. - Т. 12. - №. 3. - С. 88-93.
13. Rustamovna K. N. ISSUES OF FURTHER DEVELOPMENT OF CULTIVATION AND PROCESSING OF MEDICINAL PLANTS.
14. Khojakulova N. R. Prospects For Further Development Of Medicinal Plants //International Journal of Innovations in Engineering Research and Technology. -№. 1. - С. 1-8.
15. Самиева Г. Т. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ПОВЫШЕНИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ //Экономика и социум. - 2024. - №. 2-1 (117). - С. 1341-1345.