УДК 330.34
Саушева Оксана Сергеевна
к.э.н., доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68 Электронный адрес: savox@mail. ru
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Ключевые слова: инновации, экономическая безопасность региона, региональная инновационная система, индикатор экономической безопасности.
Аннотация: в статье исследуется роль инноваций в обеспечении экономической безопасности регионального уровня, анализируется эффективность региональных инновационных систем в регионах ПФО. В результате проведенного анализа выявлены факторы, препятствующие внедрению инноваций на региональном уровне.
Keywords: innovation, regional economic security, regional innovation system, the indicator of economic security.
Summary: The article examines the role of innovation in ensuring regional economic security. The author analyzes the efficiency of regional innovation systems in the regions of the Volga Federal district. As a result of identified barriers to innovation at the regional level.
Особенностью современного этапа общественного развития является формирование инновационной экономики, базирующейся на непрерывном генерировании различного рода инноваций.
Следует отметить, что общепринятого определения термина «инновации» до сих пор нет. Согласно Международным стандартам в статистике науки, технологий и инноваций под инновацией понимается «конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам» [1].
Конструктивная роль инноваций в процессах регионального развития заключается в том, что именно их следует считать возмущениями, выводящими региональную социально-экономическую систему из состояния устойчивости и одновременно выступающими ключевым механизмом ее эволюционных изменений.
Экономическая безопасность региона зависит от его способности воспринимать инновации, обеспечивающие в системе процессы развертывания новых свойств элементов во времени и пространстве, при этом институциональные факторы являются не только инструментом регулирования социально-экономических отношений, но и становятся одним из главных ресурсов, обеспечивающих устойчивый, стабильный и безопасный характер общественного развития.
В связи с этим вектор дальнейшего развития регионов России, направленный на обеспечение их экономической безопасности, можно определить как устойчивое развитие на инновационной основе, представляющее собой процесс, ориентированный на максимизацию удовлетворения потребностей населения и повышение инновационной активности экономических субъектов до уровня, адекватного требованиям постиндустриального этапа общественной эволюции, при котором в результате будет сформирована институциональная среда адаптивного типа, ориентированная на преодоление функциональной и информационной разобщенности элементов региона [2, С.99].
Рассматривая территориальные аспекты состояния инновационного потенциала Российской Федерации, следует отметить его крайне несбалансированное распределение по территории страны. Даже в рамках одного федерального округа уровень инновационного потенциала входящих в его состав регионов существенно разнится (табл.1).
Таблица 1. - Число организаций, выполнявших научные исследования
и разработки в Приволжском федеральном округе [3].
Регионы 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Приволжский федеральный округ 540 534 597 609 633 619
Республика Башкортостан 63 60 70 69 67 69
Республика Марий Эл 6 8 8 8 9 7
Республика Мордовия 10 13 16 15 16 17
Республика Татарстан 83 86 106 117 127 114
Удмуртская Республика 19 22 30 31 33 32
Чувашская Республика 12 17 18 20 21 20
Пермский край 55 50 56 60 59 59
Кировская область 23 19 23 25 23 26
Нижегородская область 101 92 93 87 96 93
Оренбургская область 14 19 18 20 20 24
Пензенская область 24 23 26 24 23 23
Самарская область 51 53 62 61 62 62
Саратовская область 57 51 50 48 51 50
Ульяновская область 22 21 21 24 26 23
Данные табл. 1 позволяют сделать вывод, что количество организаций, занятых научной деятельностью в различных областях, отличается на несколько порядков. Например, в Республике Марий Эл число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, составляет 8, а в Республике Татарстан - 114. Таким образом, разрыв между самым инновационно-активным и слаборазвитым в данной сфере регионами составляет более 16 раз. Заметим, что подобная региональная дифференциация препятствует построению эффективно действующей национальной инновационной системы.
Переходя к оценке проблем, затрудняющих внедрение инноваций в регионах, следует отметить следующие моменты.
В марте 2002 г. был принят программный документ - «Основы политики РФ в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу», где к указанному сроку предполагалось завершить формирование современной национальной инновационной системы, способной устойчиво функционировать в условиях рыночной экономики.
Данный документ был поддержан целым рядом подзаконных актов, направленных на стимулирование научной, научно-технической и инноваци-
онной деятельности в РФ; содействие интеграции научного потенциала регионов на приоритетных направлениях науки, технологии и техники; развитие муниципальных образований с высоким научно-техническим потенциалом, имеющих статус наукоградов; создание особых научно-технологических зон и т.д. В результате в последние несколько лет в российских регионах активно идут процессы по формированию региональных инновационных систем.
В частности, в Республике Мордовия инфраструктуру поддержки инноваций формируют:
- Министерство науки, информатизации и новых технологий РМ;
- НО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере РМ»;
- АУ «Технопарк-Мордовия»;
- ЗПИФ смешанных инвестиций «Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства»;
- Информационно-вычислительный комплекс;
- ГКУ «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» и др.
Региональный инновационный комплекс на основе соглашений поддерживается такими крупнейшими федеральными институтами развития, как РОСНАНО, Ростехнологии, ММВБ, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и рядом крупнейших компаний и научных организаций [4].
Аналогичная инновационная инфраструктура создается и в других субъектах округа. Однако, несмотря на столь обширный перечень элементов инновационной структуры, к сожалению, пока нельзя говорить о системном характере их деятельности в рамках единой региональной инновационной системы. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что показатели инновационной деятельности в Республике Мордовия ежегодно снижаются (табл.2).
Таблица 2.- Разработанные передовые производственные технологии
Регионы 2005 2010 2011 2012 2013 2014
Приволжский федеральный округ 145 142 174 256 249 284
Республика Башкортостан 6 4 8 6 5 7
Республика Мордовия 11 8 7 6 5 5
Республика Татарстан 6 17 16 46 24 37
Удмуртская Республика 3 3 5 16 21 19
Чувашская Республика - 8 4 6 3 5
Пермский край 8 15 25 18 14 20
Кировская область 3 - - - - -
Нижегородская область 55 37 47 67 64 76
Оренбургская область - 5 - 2 2 1
Пензенская область 9 4 4 24 36 34
Самарская область 33 19 26 19 21 33
Саратовская область 9 17 16 21 22 20
Ульяновская область 2 5 16 25 32 27
Как следует из данных табл.2, значительное увеличение по данному показателю в течение 5 лет произошло только в 4 регионах - Республике Татарстан (в 2,2 раза), Удмуртском Республике (в 6,3 раза), Пензенской (в 8,5 раз) и Ульяновской (в 5,4 раза) областях. В остальных регионах увеличение либо было незначительным, либо произошло уменьшение показателя (Республика Мордовия, Чувашская республика, Оренбургская область).
Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что в 2014 г. пороговое значение данного индикатора в 15 % было достигнуто только в четырех регионах округа из четырнадцати.
Таблица 3. - Объем инновационных товаров, работ, услуг
2011 2012 2013 20 14
Млн. В % от Млн. В % от Млн. руб. В % от Млн. В % от
руб. общего руб. общего общего руб. общего
объема объема объема объема
отгру- отгру- отгру- отгру-
женных женных женных женных
товаров, товаров, товаров, товаров,
выпол- выпол- выпол- выпол-
ненных ненных ненных ненных
работ, работ, работ, работ,
услуг услуг услуг услуг
Приволжский
федеральный
округ 781944,9 11,3 950604,8 12,7 1128642,7 14,2 1179545,3 13,8
Республика
Башкортостан 58248,8 5,6 62171,4 6,0 74681,8 6,2 111871,7 8,2
Республика Марий Эл 3432,8 4,9 804,8 1,0 1551,6 2,2 9925,6 10,4
Республика Мордовия 21702,2 22,0 27318,0 22,9 28846,4 23,9 29501,3 26,9
Республика Татарстан 195968,9 14,9 272573,9 18,4 322319,8 21,1 338058,5 20,5
Удмуртская Республика 10481,5 3,5 19553,7 6,4 15911,0 4,8 43005,6 11,2
Чувашская Республика 7847,2 6,1 32243,6 22,6 16134,3 12,0 16739,6 12,1
Пермский край 77356,2 7,7 83326,2 7,7 186904,1 16,7 109015,4 9,4
Кировская область 9646,6 7,2 10126,0 7,2 9811,7 6,8 11346,0 7,0
Нижегородская область 153221,8 17,1 152018,4 17,0 172670,5 18,1 215681,7 21,3
Оренбургская область 14230,1 2,6 9244,6 1,6 8870,3 1,4 6888,9 1,1
Пензенская область 7063,8 7,0 11995,7 11,5 9518,8 7,5 8167,5 7,0
Самарская область 185468,2 21,5 242591,3 24,5 238966,8 22,9 245579,5 21,1
Саратовская область 7713,7 2,7 10617,4 3,4 13180,7 3,9 8484,9 2,5
Ульяновская область 29563,1 19,8 16019,9 8,5 29275,1 15,1 25279,0 12,0
По индикатору «Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг» пороговое значение составляет не менее 2,5 % [5]. Данному условию в 2014 г. не соответствует половина регионов ПФО.
Таблица 5. - Удельный вес затрат на технологические инновации в об-
щем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов.
2010 2011 2012 2013 2014
Российская Федерация 1,6 2,2 2,5 2,9 2,9
Приволжский федеральный округ 1,5 2,4 3,3 3,6 3,9
Республика Башкортостан 0,9 1,3 1,2 1,5 2,2
Республика Марий Эл 0,4 0,8 1,2 1,2 1,0
Республика Мордовия 1,1 16,3 3,0 2,7 5,8
Республика Татарстан 1,4 3,4 2,6 4,2 5,8
Удмуртская Республика 1,3 1,4 1,3 1,5 2,2
Чувашская Республика 1,8 1,7 4,0 4,0 3,6
Пермский край 1,6 1,7 2,1 3,4 5,1
Кировская область 0,8 1,5 2,2 2,1 1,7
Нижегородская область 2,5 3,4 6,6 6,4 4,5
Оренбургская область 1,5 1,1 0,9 0,7 0,8
Пензенская область 3,0 4,3 3,8 4,5 5,5
Самарская область 1,4 2,0 7,5 6,3 4,9
Саратовская область 1,4 1,9 2,9 2,0 1,4
Ульяновская область 1,0 1,0 1,2 1,5 1,7
К факторам, препятствующим внедрению инноваций на региональном уровне, можно отнести: отсутствие системного характера взаимодействия между элементами инновационной инфраструктуры, неверная целевая ориентация субъектов инновационной деятельности, низкий технологический уровень производства, дефицит квалифицированных кадров, неудовлетворительное состояние производственной и социальной инфраструктуры в регионах. В результате на имеющийся в регионах инновационный потенциал наблюдается крайне низкий уровень спроса, связанный с отсутствием у возможных потребителей необходимых рыночных мотиваций, достаточных финансовых ресурсов, а также с ограниченностью информации об имеющихся научных разработках и прогрессивных технологиях.
Библиографический список
1. Глоссарий Mageric. URL:http://www.mageric.com.ua/glossary.php? 1=%CC
2. Чуб А.А. Регионы России: факторы устойчивости и институциональные предпосылки развития в условиях глобализации: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 232 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015: Стат. сб. / Росстат. - М., 2015. - 1266 с.
4. Кормишкина Л.А. Развитие теории и методологии исследования и обеспечения экономического роста в России в контексте неоиндустриальной парадигмы : Монография / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, Д.А. Колосков. - Саранск, 2015. - 258 с.
5. Калина А.В. Формирование пороговых значений индикативных показателей экономической безопасности России и ее регионов / А.В. Калина, И.П. Савельева // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2014. -№4. - С. 15-24.