Тимофеев А.Г.
к.э.н., доцент Российского экономического университета
Лебединская О.Г.
к.э.н., доцент Российского экономического университета
РОЛЬ ИННОВАЦИЙ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ В ОБЩЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Ключевые слова: платежная система, платежная карта, национальная платежная система, МИР, карточные продукты.
Keywords: payment system, payment card, national payment system, MIR, card products.
Общеизвестно, что роль финансового института в российской экономике в первую очередь определяется степенью его системной значимости, удельным весом его вклада в уровень общесистемного риска. Это касается как системно-значимых банков, так и платежных систем.
Для начала определим основные типы существующих на данный момент платежных систем.
Карточные системы Visa, Master Card, Union Pay, American Express, JCB и др.
Системы денежных переводов Western Union, MoneyGram, Contact, Юнистрим, Золотая корона и др.
Платежные системы интернета WebMoney, QiWi, Яндекс. Деньги, RBK Money, PayPal и др.
Технические платежные системы Банкоматы, терминалы, POS-терминалы, Инфо-киоски и др.
В связи с разными масштабами деятельности конкретных платежных структур и с характером их операций по обслуживанию различных сегментов платежного оборота как в аналитической литературе, так и в надзорной практике различают розничные ПС - retail payment system и ПС для крупных сумм (далее - ПСКС) - large value payment system, LVPS (оптовые ПС - wholesale payment system). В разряд розничных платежей принято относить массовые повседневные денежные транзакции на относительно небольшие суммы, для которых характерны особые требования в отношении скорости осуществления расчетов и защиты от рисков. В категорию крупных сумм (оптовых платежей) включаются крупные по сумме и, как правило, срочные по исполнению транзакции, которые опосредствуют межбанковские расчетные сделки и расчетные операции на денежных и фондовых рынках. Такое деление позволяет разграничить принципиально разные сферы расчетного обслуживания, выделить особые виды расчетных структур, механизмов и инструментов, применяемых в этих сферах, и сформировать контрольные процедуры для наблюдения за их функционированием.
Таблица 1
Динамика количества карт и операций по ним, выпущенных в стране за период 2011-2015 гг.
2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Карты с функцией снятия наличных средств (Cards with a cash function) 200,169.8 239,547.5 248,573.6 278,497.6 286,153.8
Карты с дебетовой функцией (Cards with a debit function) 147,872.3 169,012.7 188,274.6 195,904.4 214,443.4
Кредитные карты (Cards with a credit function) 15,025.8 22,482.6 29,188.9 31,761.5 29,463.8
Карты с функцией электронных денег (Cards with an e-money function) 37,271.7 48,052.2 31,110.2 50,831.7 42,246.6
Количество операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациями, млн. единиц 4 126, 1 5 776,5 7 487,6 9 770,7 2 704,0*
Объем операций, совершенных на территории России с использованием карт, эмитированных российскими кредитными организациями, млрд. рублей 17 207,4 23 082,0 28 621,8 35 020,5 8 403,7*
* Данные только за 1 квартал 2015 года.
Согласно статистике Банка России, распространение платежных карт формирует устойчивый растущий тренд. Российский рынок платежных карт представлен расчетными (дебетовыми), кредитными и предоплаченными картами, количество которых к середине 2015 года составило 229,9 млн. карт. Рост количества карт связан с увеличением количества (на 214,44% за 2010-2014 годы) и объема (на 177,20% за 2010-2014 годы) операций по оплате товаров и услуг. Текущее состояние развития платежных карт в России указывает на положительную динамику, но вместе с тем развитие сдерживается рядом факторов, основным из которых стал переход на собственные платежные карты. Проблема
актуальности перехода на собственные национальные платёжные карты и освобождения от монополии зарубежных компаний в сфере эмиссии и эквайринга платёжных карт особо остро встала в 2015 году, когда некоторые крупнейшие мировые платёжные системы (Visa, Master Card) на территории нашей страны остановили транзакции по картам нескольких крупных банков. Тогда же встал вопрос о разработке собственной национальной платёжной системы. Российская национальная система платёжных карт создана 23 июля 2014 г. на основании 161-ФЗ «О национальной платежной системе» с целью обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств. В результате чего внутрироссийские операции по картам всех значимых платёжных систем, в том числе международных, с 1 апреля 2015 г. осуществляются через процессинг ОПКЦ НСПК.
Наименование Доля банков топ 1-15 банков топ 16-50 топ 51-100 топ 101-200 топ 200-300 топ 301-550
Эмиссия Эк-вайри Эмиссия Эк-вайри Эмиссия Эк-вайри Эмис сия Эк-вайри Эмиссия Эк-вайри Эмиссия Эк-вайри Эмиссия Эк-вайри
Visa 84,9 868 80,0 800 42,8 428 8 Йг 9 нг 3 иг 2 нг
Mastercard 92,4 98,1 80,0 80,0 40,0 42,8 8 8 7 8 5 5 7 8
Мир 26,4 58,5 33,3 73,3 22,8 37,1 2 6 - 3 - 1 - -
Таможенная карта 28,3 - 46,7 - 8,57 - 2 - 4 - - - - -
Funchip 1,9 1,9 - - 2,86 2,86 - - - - - - - -
Union pay 11,3 32 20,0 40,0 5,71 25,7 - - 1 1 - 1 - -
American Express 1,9 17 6,7 33,3 - 5,71 2 - 1 - - - - 1
JSB 5,7 13,2 13,3 33,3 2,86 5,71 - - - - - - - -
Мультисервисная платежная система 9,4 - 20,0 - 5,71 - - - - - - - - -
Альфа-банк 1,9 1,9 6,7 6,7 0,00 - - - - - - - - -
Банк Санкт-Петербург 1,9 1,9 - - 2,86 2,86 - - - - - - - -
Золотая корона 13,2 26,4 - 13,3 8,57 17,1 - - - 2 2 2 2 2
MTS Prepaid 1,9 1,9 6,7 6,7 - - - - - - - - - -
ЕПСС УЭК 9,4 9,4 20,0 20,0 5,71 5,71 - - - - - - - -
Югра 1,9 1,9 - - - - - - 1 - - - - -
На данный момент НСПК «Мир» обслуживает 83 банка, из которых только 35 являются эмитентами. За полтора года платежная карта «Мир» вышла на третье место эмиссии и эквайрингу в общем зачете. Сложность продвижения карты связана со многими факторами:
1. НСПК дает банкам фиксированные тарифы, по которым будут обслуживаться все карты будущих клиентов, что не выгодно для банков; при мелких операциях, которых у физических лиц большинство, банк теряет деньги (например, проверка пин-кода клиента обходится банку в 30 копеек, а удачная транзакция - в 10 копеек). Кроме того, выпуск карты «Мир» банку обойдется дороже, чем выпуск карт других платёжных систем.
2. Система бонусов для пользователей только разрабатывается: у карты нет ни кэшбэка, ни процентных бонусов. Платить можно только в России (исключая покупки в Интернет-магазинах), а терминалов, принимающих карту к оплате довольно мало. На этом фоне плюс в виде защищенности от возможной блокировки, связанной с возможными новыми санкциями, выглядит довольно скудно.
3. Помимо дороговизны выпуска карт, весьма низок уровень осведомленности населения, для которого и предназначен данный продукт о существующих платежных инструментах. Так, о возможностях такого инновационного продукта, как электронный кошелек знают только 34% населения, Интернет-банк - 33%, предоплаченной картой пользовались или слышали о ней только 20% населения (против 47% ответов «Слышу впервые»). Таким образом, знание об отдельных платежных инструментах и сервисах, а также понимание их сути, только формируется.
Кредитная карта
Дебетовая карта
Мобильный банк
Электронный кошелек
Интернет-банк
Пр е до плач е нная карта
* Хорошо знаю обэтом ■ Что-то слышал ■ Слышу впервые
Рисунок 1.
Результаты ответа на вопрос: « Знаете ли Вы или слышите впервые о том, что такое...?,
в % от всех опрошенных»
4. При выборе банка потребители в первую очередь ориентированы не на тарифы и условия, а на бренд банка и его соответствие критериям надежности клиентов. Конечно, активное внедрение данных карт на рынке системно-значимыми банками должно способствовать их продвижению, однако только 4 из 10 таких банков эмитируют карту «Мир» (ПАО «Газпром», ФК «Открытие», ПАО «Россельхозбанк» и ПАО «Промсвязьбанк»).
5. Пользователям тяжело сравнивать условия выпуска карт, представленных в разных форматах, как это обычно и бывает на рынке. При отсутствии такого единообразия, текущие и потенциальные пользователи финансовых услуг испытывают затруднения при оценке стоимости продукта и ориентируются на другие критерии.
6. Потребители недостаточно хорошо осведомлены о возможностях карточных продуктов, недостаточно активно пользуются ими. При выборе банка потребители в первую очередь ориентированы не на тарифы и условия, а на бренд банка и его соответствие критериям надежности клиентов.
Анализ показал, что наибольший интерес среди владельцев карт вызывают зарплатные карты (44% владельцев карт активно ими пользуются); среди социальных карт доля активных пользователей не превышает 14%, дебетовых -9%
Рисунок 2.
Результаты ответа на вопрос «Что вы оплачиваете с помощью платежных карт, в % от всех опрошенных» (по материалам опроса)
Результаты выборочного обследования позволили сформировать «профиль» владельца карты «Мир»: мужчины и женщины в возрасте 24-35 лет (34-29% владельцев), преимущественно специалисты (34% пользователей) со средним достатком и проживающие в городах РФ с численностью населения не менее 700 тысяч человек.
Кроме вышеперечисленных проблем, как у любого нового (а, соответственно, не до конца отлаженного) продукта, у карты МИР возможны технические сбои и ошибки; Выпуск карты МИР обходится банкам дороже на 35-45%, чем Visa и MasterCard, а интерчейнж составляет от 3 до 4 рублей.
Также остается открытым вопрос об интеграции карты Мир в мировую платежную систему. Для этого требуется кобейджинговая карта с другой платежной системой. На данный момент о начале выпуска такой карты заявил только «Газпромбанк». Кредитная организация предлагает выпустить карту «Газпромбанк-МИР-Maestro» Unembos-sed; также отсутствует опция 3D Secure (применяется для обеспечения безопасности онлайн-платежей).
В целях обеспечения безопасности и суверенитета платёжного пространства страны приходится создавать практически с нуля собственную национальную систему платёжных карт, одновременно учитывая бурный технический прогресс в платёжной сфере, решая сложные теоретические, методологические, правовые, организационные, технические и экономические проблемы
Тем не менее, карта обречена на успех, так как с 1 января 2018 года все операции по счетам, на которые будут поступать средства из бюджета, можно будет совершать только с помощью карты МИР. Банки должны обеспечить приём карт МИР до 1 апреля 2017 года: в п. 5 ст. 30.5 ФЗ «О Национальной платежной системе» (т.н. 161 Закон) указано, что «кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении указанными клиентами за счет бюджетов бюджетной системы РФ, государственных внебюджетных фондов заработной платы, пенсий, стипендий...... Уже сейчас можно говорить о таких достижениях, как процессинг операционного платёжного и клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК), при создании которого в изготовлении самой платёжной карты и ее приложений была применена российская разработка, давшая дополнительный импульс развитию отечественных технологий в микропроцессорах, а также использование творческого и интеллектуального ресурса общества для создания качественно национальной платежной системы.
Список литературы
1. Лебединская О.Г. Роль банковского капитала в финансировании инновационного развития экономики // Экономика и социум. 2014. - № 1-2 (10). - С. 99-102.
2. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Истоки и перспективы транзакционных издержек // Научные труды Вольного экономического общества России. - М., 2014. - Т. 186. - С. 420-431.
3. Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Системная значимость банка: некоторые опросы методологии // Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. 2016. - № 3 (85). - С. 10.
4. Савцова А.В., Величко Е.В. Развитие и основные типы мировых платежных систем // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. - № 4 (55) - С. 128-133.
5. Коробейникова О.М., Коробейников Д.А. Развитие современных платежных услуг в сфере связи и электронных коммуникациях // Финансовый бизнес. 2013. - № 3 (164). - С. 24-30. -http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet001.htm&pid=psrf&sid= ITM_3024
6. Калмыков Д. Платежные системы: аспекты технологии. - http:// vano-zhuk.narod.ru/aspekt.html