Под влиянием эмоционального напряжения с последующим выполнением дозированной мышечной нагрузки наблюдали усиление стимулированной панкреатической секреции. Это выражалось в существенном увеличении дебит- часа бикарбонатов, натрия, калия и амилазы ( табл. 2). Близки к достоверным и изменения в объеме секрета (Р<0,1), дебит-часа хлоридов (Р<0,1), трипсина (Р<0,2) и липазы (Р<0,2). Таким образом, сочетанное влияние эмоционального и мышечного напряжения повышает уровень панкреатической секреции, стимулированной введением в двенадцатиперстную кишку раствора соляной кислоты.
Подводя итог исследованиям по влиянию эмоционального стресса на внешнесекреторную функцию поджелудочной железы, следует отметить, что эмоциональное напряжение и эмоциональное напряжение с последующим выполнением дозированной мышечной нагрузки вызвали различные сдвиги во внешнесекреторной деятельности поджелудочной железы. Сдача государственного экзамена приводила к заметному снижению секреторной активности желудочных желез в условиях базаль-ной секреции (А.П.Кузнецов и др., 2004), в то время как внешнесекреторная деятельность поджелудочной железы при этом существенно не изменялась. В условиях стимуляции поджелудочных желез после сдачи государственного экзамена наблюдали тенденцию к снижению внешнесекреторной активности поджелудочной железы ( особенно выражено снижалось валовое выделение липазы (Р<0,05)). При сочетанном влиянии эмоционального и мышечного напряжения обнаружили, что секреция в этих условиях усиливалась. Итак, обобщая результаты исследований по влиянию эмоционального и мышечного напряжения на секреторную функцию поджелудочной железы, можно заключить, что:
- эмоциональное напряжение (сдача госэкзамена) оказывает неодинаковое влияние на функциональное состояние секреторного аппарата поджелудочной железы. В этих условиях базальная панкреатическая секреция не изменяется, стимулированная же поджелудочная секреция имела тенденцию к снижению;
- механизмы панкреатической секреции в целом значительно устойчивее к действию эмоционального напряжения по сравнению с желудочной секрецией;
- сочетанное действие эмоционального и мышечного напряжения (сдача государственного экзамена с последующим выполнением дозированной велоэргометри-ческой нагрузки объемом 36900 кгм) усиливает панкреатическую секрецию;
- под влиянием эмоционального напряжения изменяется отношение липаза/амилаза в условиях базаль-ной секреции в сторону увеличения, в условиях стимулированной секреции в сторону снижения. После сдачи государственного экзамена с последующим выполнением физической нагрузки это отношение снижается в условиях базальной и в условиях стимулированной панкреатической секреции.
Список литературы
1. Коротько Г.Ф. Секреция поджелудочной железы. - М.: "Триада-Х", 2002. - 224 с.
2. Коротько Г.Ф., Восканян С.Э. Регуляторные контуры коррекции секреции поджелудочной железы// Успехи физиологических наук. - 2005.
- Т. 36, № 3. - С. 45-55.
3. Кузнецов А.П. Секреторная функция желудка и поджелудочной железы у человека при гиперкинезии: Дис.... д-ра биол. наук. - Курган,
- 1986.
4. Кузнецов А.П., Григорович О.А. Желудочно-кишечный тракт и мышечная деятельность. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 1998.
- 128 с.
5. Кузнецов А.П., Речкалов А.В., Смелышева Л.Н. Желудочно-кишечный тракт и стресс. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. -254 с.
6. Морозов И.А., Воротынцева Т.И., Замолодчикова Т.С. Иммунохими-
ческое выявление синтеза и секреции дуоденазы; ее функциональная роль в протеолитическом конвейере // Рос. физиол. журн. им. И.М.Сеченова.- 1996. - Т. 82, № 5-6. - С. 114-120.
7. Скуя Н.А. Гастродуоденальное (дуоденальное) зондирование - показание, техника и оценка результатов //Лаб. дело. -1975. - № 11. - С. 643-648.
8. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Медицина, 1981. - 232 с.
9. Туголуков В. Н. Современные методы функциональной диагностики состояния слизистой оболочки желудка и их клиническое значение. -Л.: Медицина, 1965. - 212 с.
10. Шелагуров А.А. Болезни поджелудочной железы. - М.: Медицина, 1970. - 291 с.
11. ЩербатыхЮ.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса //Дис. ... д-ра биол. наук. - Владивосток, 2001. - 334 с.
12. Case R.M. Pancreatic Exocrine Secretion: Mechanisms and Control // The pancreas / Eds. H.G. Beger et al. Blackwell Science, 1998. V. 1. P. 63-100.
13. Elta G.H. Exocrine pancreatic secretion, pain, and malabsorption. In: Lankisch P.G., Di Mango E.P. ( Eds). Pancreatic Disiase. - Springer, 1998. - P. 102-111.
14. Hofer D., Asan E., Drenckhahn D. Chemosensory perception in the gut // News Physiol. Sci. 1999. V. 14. № 1.
15. Metzger A., DiMagno E.P. Enzymes and digestion // The pancreas /Eds. H.G. Beger et. al. Blackwell Science, 1998. V. 1. P. 147-160.
16. Meyer H., Way L.N. Grossman M.S., Pancreatic bicarbonate response to various acids in duodenum of the dog //Ames. J. Physiol. -1970. - V. 219. - № 4. - P. 964-967.
17. Raybould H.E. Does your gut taste? Sensory transduction in the gastrointestinal tract // News Physiol. Sci. 1998. V. 13. № 6. P. 275-280.
18. Rothman S., Liebow C., Isenman L. Conservation of digestive enzymes // Physiol. Rev. 2002. V. 82. P. 1-18.
Н.Я. Прокопьев, С.И. Хромина
Тюменский государственный университет;
С.В. Романова
Усть-Илимский филиал ФФКиС Иркутского государственного педагогического университета
РОЛЬ ИННОВАЦИОННЫХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ДЕТСТВА С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
Актуальность исследования. Решение проблемы здоровья детей и подростков, совершенствование их физического развития и физической подготовленности требует комплексного изучения закономерностей индивидуального развития организма на всех этапах онтогенеза. Гармоничность физического развития - один из основополагающих показателей здоровья человека. Для построения оптимального учебного и тренировочного процесса преподавателю физической культуры в школе и тренеру необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях организма детей, особенно имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Необходимым условием правильной организации физического воспитания детей является систематическое наблюдение за их физическим развитием. С этой целью нами разработана здоровьесберега-ющая и здоровьевосстанавливающая программа, содержание и успешность реализации которой определялось следующими критериями: соответствие государственному образовательному стандарту:
■ определением уровней физического развития и физической подготовленности учащихся;
■ учетом климатогеографических особенностей региона;
■ выбором средств коррекции нарушений осанки;
■ определением уровней физического развития и физической подготовленности учащихся.
Программа предусматривает как групповые, так и
92
ВЕСТНИК КГУ, 2006. №4
индивидуальные формы занятий с учетом личных особенностей и уровня физической подготовленности конкретного ученика, его диагноза (необходимостью восстановления нарушенных функций), а также возраста, благоприятного для развития основных физических качеств. Для совершенствования физической подготовленности и гармоничного развития всех физических качеств используются простые по структуре и легко дозируемые комплексы упражнений.
Структурными компонентами программы являются: цель, задачи, средства, методы, система контроля и организации учебного процесса.
Цель программы физического воспитания детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки: совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе учета индивидуальных возможностей учащихся, дозируемых нагрузок и дифференциации развития физических качеств средствами физической культуры.
Программой предусматривается достижение общих и частных задач:
• формирование у детей потребности и осознанного отношения к систематическим занятиям физической культурой;
• совершенствование навыков владения индивидуальными комплексами упражнений;
• обучение дыхательным упражнениям;
• создание мышечного корсета, хорошо удерживающего позвоночник;
• увеличение силовой выносливости детей;
• выявление и повышение уровня физической подготовленности детей;
• развитие индивидуальных способностей ученика;
• ликвидация слабых сторон физического развития и физической подготовленности учащихся;
• постепенная адаптация к физическим нагрузкам;
• обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.
Организация и методы исследования. Обследовано 46 мальчиков и девочек 7-9 лет. Изучены: основные антропометрические показатели физического развития: длина тела (ДТ), масса тела (МТ) и окружность грудной клетки (ОГК).
Результаты исследования и их обсуждение. Показатели ДТ (табл. 1) семилетних девочек достоверно (Р<0,05) больше, чем у семилетних мальчиков, в то время как в возрасте восьми и девяти лет мальчики достоверно (Р<0,05) опережали девочек. В показателях МТ у девочек и мальчиков 7-9 лет достоверных различий не обнаружено. По показателям ОГК мальчики 7-9 лет достоверно (Р<0,05) опережали сверстниц.
ДТ - наиболее стабильный показатель, характеризующий состояния пластических процессов в организме. У 7-летних мальчиков значения ДТ находились в пределах от 115 до 130 см, у девочек - от 115 до 135 см; у восьмилетних детей соответственно от 121 до 136 см и от 118 до 136 см. В девятилетнем возрасте у мальчиков значения ДТ находились в пределах от 130 до 144 см, у девочек - от 125 до 139 см.
МТ - наследственно достаточно детерминированный показатель, отражающий онтогенетические и средовые влияния и используемый в качестве одного из параметров, характеризующих соматотип. У 7-летних мальчиков МТ варьировала от 19 до 25,5 кг, у девочек - от 18,5 до 38,5 кг. У 8-летних мальчиков этот показатель колебался от 21,4 до 30,7 кг, у девочек - от 21,2 до 41,3 кг. В 9-летнем возрасте мальчики имели МТ от 26 до 33,2 кг, девочки -от 23,6 до 43,2 кг.
Таблица 1
Показатели физического развития детей 7-9 лет (Х ср ± т)
Воз- Пол Антропометрический Х ср ± т Уровень развития, %
раст признак НС С ВС
длина тела, см 121,93+0,51 27 59 14
М масса тела, кг 23,37+0,33 34 45 21
7 лет ОГК, см 60,33+0,39 14 52 34
длина тела, см 124,00+0,73 38 41 21
Ж масса тела, кг 23,50+0,73 74 21 5
ОГК, см 58,52+0,66 21 56 23
длина тела, см 129,70+0,51 9 64 27
М масса тела, кг 26,01+0,32 20 59 21
8 лет ОГК, см 63,48+0,57 9 55 36
длина тела, см 125,95+0,66 30 44 26
Ж масса тела, кг 26,62+0,73 72 23 5
ОГК, см 59,63+0,60 33 41 26
длина тела, см 138,48+0,48 5 59 36
М масса тела, кг 29,54+0,25 29 39 32
9 лет ОГК, см 66,04+0,62 6 39 55
длина тела, см 131,08+0,51 36 38 26
Ж масса тела, кг 28,89+0,71 69 26 5
ОГК, см 63,11+0,58 20 44 36
Примечание.
средний
. НС - ниже среднего уровня физического развития, С -уровень, ВС - выше среднего.
ОГК косвенно характеризует функциональные возможности кардиореспираторной системы человека. Установлено, что значения ОГК у 7-летних девочек находились в пределах от 50,3 до 68,1 см, у мальчиков - от 53,5 до 65,1 см. У 8-летних девочек ОГК составляла от 52,1 до 68,7 см, у мальчиков - от 53,4 до 70,3 см. Достоверных различий показателей ОГК девочек 7 и 8 лет не обнаружено (Р>0,05). Девочки 9 лет имели обхват грудной клетки от 54,2 до 70,0 см, мальчики - от 54,1 до 72,2 см.
Наибольший возрастной прирост ДТ отмечен у мальчиков в период от 8 до 9 лет - 8,78+ 0,10 см. Увеличение ДТ у детей обоих полов является достоверным (Р<0,05). В течение всего периода исследования достоверно увеличилась МТ, достигая максимального значения (3,53+ 0,04 кг) у мальчиков от 8 до 9 лет. Анализ параметров ОГК выявил, что достоверный (Р<0,05) прирост наблюдался у мальчиков за весь период исследования, а у девочек только от 8 до 9 лет.
Таблица 2
Возрастной прирост показателей физического развития детей 7-9 лет (Х ср ± т)
Возрастной период Прирост
Мальчики | Девочки
длина тела, см
От 7 до 8 лет 7,77+ 0,09 (Р<0,05) 1,95 + 0,02 (Р<0,05)
От 8 до 9 лет 8,78 + 0,10 (Р<0,05) 5,13 + 0,06 (Р<0,05)
масса тела, кг
От 7 до 8 лет 2,64 + 0,03 (Р<0,05) 3,12 + 0,04 (Р<0,05)
От 8 до 9 лет 3,53 + 0,04 (Р<0,05) 2,27 + 0,03 (Р<0,05)
ОГК, см
От 7 до 8 лет 3,44 + 0,04 (Р<0,05) 1,11 + 0,01 (Р>0,05)
От 8 до 9 лет 2,57 + 0,03 (Р<0,05) 3,48 + 0,05 (Р<0,05)
Выводы
Длина тела девочек 7 лет достоверно больше, чем у мальчиков. В возрасте 8 и 9 лет мальчики выше девочек. Наибольший годовой прирост длины и массы тела у мальчиков отмечен с восьми до девяти лет, у девочек - равномерный прирост. В показателях массы тела между девочками и мальчиками достоверных различий нет. ОГК у мальчиков достоверно больше.
СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 1
93