ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗА
В.В. Гриншкун
Кафедра информатизации образования Московский городской педагогический университет Шереметьевская ул., 29, Москва, Россия, 127521
На основе опыта развития программ международной академической мобильности педагогов и студентов Московского городского педагогического университета в статье рассматриваются проблемы и возможные перспективы использования информационных технологий для повышения эффективности международной деятельности вуза. Показано, что информационные технологии позволяют более эффективно информировать студентов о возможностях и условиях обучения в зарубежных вузах-партнерах, информировать зарубежных партнеров о проводимых в вузе научных и образовательных мероприятиях, доводить до сведения иностранных граждан возможности и порядок приема в университет, интенсифицировать повышение квалификации научно-педагогических работников и студентов вуза в сфере владения иностранными языками, информировать выпускников языковых подготовительных курсов о возможностях и преимуществах продолжения обучения в вузе, способствовать развитию многих других аспектов, положительно влияющих на расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки.
Ключевые слова: информатизация, академическая мобильность, информационные ресурсы, международное сотрудничество
В условиях глобальной информатизации общества существенно трансформируется сфера образования. Использование технологий и средств информатизации постепенно стирает границы между государствами и их национальными системами образования, влечет за собой становление особых подходов к получению образования жителями различных стран, составляет основу формирования трансграничного образования. Ключевая роль информационных технологий в становлении трансграничного образования и приобретение на их основе дополнительных возможностей для академической мобильности педагогов и студентов вузов не раз рассматривалась в литературе [1; 2].
В этой связи существенным оказывается опыт отдельных вузов, реализующих на практике программы международной академической мобильности не только в части уже сложившихся подходов к использованию информационных технологий для развития трансграничного образования, но и в части понимания областей, в которых необходимо внедрение средств и технологий информатизации для повышения эффективности международного сотрудничества в сфере образования. Одним из таких вузов является Московский городской педагогический университет (Moscow City University), который на протяжении нескольких последних лет ведет активную работу как в сфере расширения академической мобильности педагогов и студентов, так и в сфере информатизации соответствующих направлений деятельности.
В 2015 году в университете принята новая стратегия, определяющая его развитие на период до 2020 г. Стратегия предусматривает одновременное осуществление комплексной информатизации университета и расширение возможностей для международной мобильности всех участников образовательного процесса. О некоторых результатах такой совместной работы в сравнении с динамикой прошлых лет можно говорить уже сегодня [3].
Важно отметить, что в соответствии с положениями о формировании информационной образовательной среды вуза и предложениями, содержащимися в стратегии, комплексной информатизации подлежит учебная, внеучебная, контрольно-измерительная (оценочная), научно-методическая и организационно-хозяйственная деятельность университета. Очевидно, что информатизация всех этих областей в той или иной степени распространяется и на развитие программ академической мобильности преподавателей и обучающихся университета.
Применение существующих в университете каналов телекоммуникационной связи, новой системы электронного документооборота, электронной системы управления учебным процессом и внедрение новых подходов к обучению преподавателей использованию подобных информационных ресурсов [4] привело в 2015—2016 уч. г. к повышению результативности международной деятельности. Этому прямо или косвенно способствовали различные мероприятия, при подготовке и проведении которых использовались информационные технологии и средства телекоммуникационной связи. В частности, в университете было проведено 34 мероприятия, имеющих международный статус (конференции, семинары, круглые столы), участниками которых являлись зарубежные ученые и педагоги. В большинстве указанных мероприятий приняли участие студенты. В свою очередь, работники университета участвовали в 176 международных мероприятиях, организованных российскими и зарубежными научными и образовательными организациями. Среди всех мероприятий необходимо выделить Дни международного образования и Международный мини-симпозиум «Качественное образование в мегаполисах мира: международная проектная культура университетов», непосредственно посвященные развитию международного сотрудничества в сфере образования, в том числе и на основе использования новейших средств информатизации.
Различные виды информационных и телекоммуникационных технологий способствуют росту интенсивности общения с иностранными партнерами универ-
ситета. Это позволяет расширить перечень зарубежных организаций, с которыми университет имеет партнерские отношения. В текущем учебном году соглашения о сотрудничестве заключены с Белорусским государственным экономическим университетом, Южно-Казахстанским педагогическим университетом, Институтом культуры и русского языка (Рим, Италия), Миланским университетом (Италия), Нанькайским университетом (Тяньцзинь, Китай) и другими вузами. При этом информационные технологии во многих случаях выступают не только как средство, способствующее реализации таких соглашений, но и как объект для рассмотрения и совместных исследований в рамках взаимного сотрудничества.
Принципиальной является позиция, согласно которой не заключаются новые соглашения о сотрудничестве и не осуществляется пролонгация ранее заключенных соглашений в случае, если такие соглашения не влекут за собой международной академической мобильности обучающихся или преподавателей.
Продолжается продуктивное сотрудничество университета с Университетом Ноттингема (Великобритания), Международной школой бизнеса «Фонтис» (Нидерланды), Университетом Байройта (Германия), Пекинским столичным педагогическим университетом (Китай), Шанхайским университетом иностранных языков (Китай), Институтом китайской культуры (Тайвань), Университетом Там-кан (Тайвань), Сучжоуским университетом (Китай), Нанкинским университетом (Китай), Фуданьским университетом (Китай), Шаосинским институтом иностранных языков Юэсю (Китай), Государственным университетом политики (Тайвань), Университетом Цукуба (Япония) и другими вузами, в рамках которого состоялись двусторонние академические обмены студентами. При этом университету не удается в полной мере использовать возможности, предоставляемые иностранными партнерами для обучения студентов университета за рубежом. Необходима реализация мер, направленных на привлечение студентов к программам академической мобильности, а также мер, способствующих повышению языковой подготовки студентов и преподавателей. Следует отметить, что для решения обеих задач необходимо задействование соответствующих информационных технологий. Значительная часть учебной программы, способствующей интенсивной языковой подготовке, может быть реализована в дистанционном формате на основе применения достаточно распространенных средств информатизации образования. Кроме того, для студентов зарубежных вузов, планирующих обучение в университете, необходимо создание на интернет-сайте вуза раздела, посвященного преимуществам и условиям такого обучения и содержащего интерактивные формы, необходимые для дистанционной подачи заявки на обучение и оформление миграционных документов.
Информационные технологии могут быть эффективно использованы для обучения русскому языку иностранных студентов, планирующих обучение на основных образовательных программах университета. За счет дополнительных переговоров с вузами Тайваня, проведенных в 2015 г., увеличено количество групп и обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Русский язык и культура России» (1695 академических часов), содержание которой доработано с учетом двухлетнего опыта ее реализации, а методы обучения опираются на применение средств информатизации образования. В 2015—2016 учебном году в спе-
циально оборудованных мультимедийных аудиториях по этой программе прошли обучение 14 выпускников Средней школы высшей ступени № 4 г. Шанцю (Китай) и 13 выпускников бакалавриата вузов Тайваня. Для этой категории обучающихся необходимо решение проблем использования информационных технологий и социальных сетей для более полного вовлечения в учебную и внеучеб-ную жизнь университета с целью мотивации к продолжению обучения на программах бакалавриата и магистратуры.
Определенный интерес с точки зрения приобретения особого опыта информатизации представляет реализуемая совместно с Университетом прикладных наук Бургенланда (Австрия) Российско-австрийская летняя школа «Тандем» по совместному изучению русского и немецкого языков 70-ю студентами из Австрии и России. В этом случае компьютерные технологии применяются в том числе и для информирования австрийских студентов, участвующих в мероприятии, о возможностях и преимуществах прохождения ежегодной зарубежной стажировки в России.
В соответствии с видами деятельности, определяемыми стратегией, в университете организована работа сертификационного центра, предоставляющего возможность сдачи экзамена Те81ВАР на знание немецкого языка. При этом используются необходимые мультимедиасистемы с обратной связью, что позволяет фиксировать результаты тестирования. Аналогично в Самарском филиале университета создан отдел тестирования по русскому языку иностранных граждан, проводятся экзамены, необходимые для получения патента, разрешения на временное пребывание, вида на жительство и российского гражданства. В целях расширения соответствующей деятельности необходимо заключение соглашений и проведение требуемых мероприятий по открытию в университете оборудованных сертификационных центров на знание русского, английского и китайского языков с предоставлением приоритетного права сдачи экзаменов обучающимся университета, что повысило бы привлекательность обучения в нем для иностранных граждан.
Преподаватели и научные работники университета, используя информационные и телекоммуникационные технологии, активно способствуют расширению международной деятельности. За учебный год в международных конференциях и мероприятиях приняли участие более 400 сотрудников. Около 150 работников приняли очное участие в мероприятиях, проведенных за пределами России, что внесло вклад в расширение академической мобильности преподавателей. Увеличению такого вида мобильности способствуют и реализуемые проекты «Темпус», часть из которых содержательно посвящена использованию информационных технологий. Необходимо дальнейшее усиление координации деятельности подразделений в области зарубежной мобильности преподавателей с целью использования потенциала сотрудничества работников университета с иностранными коллегами для расширения географии и количества академических обменов обучающимися.
Проведенная работа и расширение областей использования информационных технологий способствуют развитию международной академической мобильности. Согласно проведенным расчетам итоговый показатель «Международная деятель-
ность» университета в мониторинге эффективности деятельности вузов в 2016 г. прогнозируется в диапазоне от 4,20 до 4,80 (в 2014 г. — 0,84, в 2015 г. — 1,95), что при условии сохранения порогового значения на прежнем уровне (4,02) может позволить университету соответствовать предъявляемым требованиям по этому параметру.
Университет обладает устойчивой годовой положительной динамикой числа иностранных обучающихся: сравнение указанного показателя по данным ежегодных мониторингов и предварительных расчетов для текущего года свидетельствует о его увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2015 году на 132%, в 2016 году на 96%.
В 2015—2016 учебном году число магистрантов зарубежных вузов (стажеров), прошедших краткосрочное (от 10 до 20 дней) обучение в университете увеличилось с 58 (в прошлом учебном году) до 71 человека. Примечательно, что для большинства стажеров использование информационных технологий в образовании стало одной из ключевых тем для краткосрочных исследований, проведенных в стенах университета. Необходимо применение средств информатизации для расширения географии таких вузов, распространения подобной деятельности на студентов бакалавриата и проведения профориентационной работы для привлечения выпускников этих и других вузов к обучению в магистратуре университета на постоянной основе.
На фоне роста входящей международной мобильности обучающихся в текущем учебном году существенно — с 84 до 45 человек (почти в два раза) — снизилось количество студентов университета, обучавшихся один семестр и более в зарубежных вузах. Существенную роль в таком снижении сыграли сложившаяся экономическая ситуация и связанное с ней удорожание общей стоимости пребывания студентов в иностранных государствах. В этих условиях необходимо расширение количества вузов-партнеров, имеющих возможность обучать студентов университета на безвозмездной основе, а также проведение на основе использования телекоммуникационных технологий и социальных сетей дополнительной информационной кампании о возможностях такого обучения, повышение эффективности языковой подготовки студентов.
Таким образом, информационные технологии позволяют более эффективно информировать студентов о возможностях и условиях обучения в зарубежных вузах-партнерах, информировать зарубежных партнеров о проводимых в вузе научных и образовательных мероприятиях, доводить до сведения иностранных граждан возможности и порядок приема в университет, интенсифицировать повышение квалификации научно-педагогических работников и студентов вуза в сфере владения иностранными языками, информировать выпускников языковых подготовительных курсов о возможностях и преимуществах продолжения обучения в вузе, способствовать развитию многих других аспектов, положительно влияющих на расширение международного сотрудничества в сфере образования и науки.
Опыт Московского городского педагогического университета позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на расширение международной академической мобильности работников и обучающихся, необходимо дальнейшее решение ком-
плекса задач, связанных с повышением узнаваемости вуза в международном образовательном пространстве, созданием дополнительных возможностей и преимуществ в области информационного обеспечения иностранных партнеров для практической реализации образовательных и научных проектов, предусматривающих требуемую мобильность.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Информационные технологии в трансграничном образовании как содержание учебного курса для системы подготовки преподавателей вузов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2008. № 1 (12). С. 103—113.
[2] Филиппов В.М., Краснова Г.А., Гриншкун В.В. Трансграничное образование // Платное образование. 2008. № 6. С. 36—38.
[3] Гриншкун В.В. Реализация программ международного сотрудничества Московского городского педагогического университета: проблемы и перспективы развития // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2014. № 3 (29). С. 8—14.
[4] Гриншкун В.В. Подготовка педагогов к использованию электронных изданий и ресурсов // Высшее образование в России. 2007. № 8. С. 86—89.
THE ROLE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DEVELOPMENT OF UNIVERSITY'S TEACHERS AND STUDENTS INTERNATIONAL
MOBILITY
V.V. Grinshkun
Moscow City Pedagogical University Sheremetjevskaya str., 29, Moscow, Russia, 127521
Experience in the development of programs of international academic mobility of the Moscow City University's teachers and students in the article deals with the problems and possible prospects of using information technologies to improve the efficiency of the university's international activities. Is proved that information technologies allow to inform more effectively students on opportunities and conditions of training in foreign partner higher education institutions, to inform foreign partners on the scientific and educational events held in higher education institution, to inform foreign citizens of an opportunity and an order of enrollment of students, to intensify advanced training of scientific and pedagogical workers and students of higher education institution in the sphere of foreign language skills, to inform graduates of language training courses on opportunities and benefits of continuation of training in higher education institution, to promote development of many other aspects which are positively influencing expansion of international cooperation in education and sciences.
Key words: informatization, academic mobility, information resources, international cooperation
REFERENCES
[1] Filippov V.M., Krasnova G.A., Grinshkun V.V. Informacionnye tehnologii v transgranichnom obrazovaniikaksoderzhanie uchebnogo kursa dlja sistemy podgotovki prepodavatelejvuzov [Information technologies in cross-border education as content of a training course for system of training of teachers of higher education institutions]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. "Informatics and Informatization of Education" series]. 2008. No 1 (12). pp. 103—113.
[2] Filippov V.M., Krasnova G.A., Grinshkun V.V. Transgranichnoe obrazovanie [Cross-border education]. Platnoe obrazovanie [Paid education]. 2008. No 6. pp. 36—38.
[3] Grinshkun V.V Realizacijaprogramm mezhdunarodnogo sotrudnichestva Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta: problemy i perspektivy razvitija [Program implementation of international cooperation of the Moscow city pedagogical university: problems and prospects of development]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatika i informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. "Informatics and Informatization of Education" series]. 2014. No 3 (29). pp. 8—14.
[4] Grinshkun V.V. Podgotovka pedagogov k ispol'zovaniju jelektronnyh izdanij i resursov [Training of teachers for use of electronic editions and resources]. Vyssheeobrazovanie vRossii [Higher education in Russia]. 2007. No 8. pp. 86—89.