Научная статья на тему 'Роль информационных технологий в обучении курсантов вузов МВД России при планировании специальной операции по пресечению преступлений террористического характера'

Роль информационных технологий в обучении курсантов вузов МВД России при планировании специальной операции по пресечению преступлений террористического характера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕР / МУЛЬТИМЕДИА / ИНФОРМАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИКА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОГРАММЫ / ПЕДАГОГИКА / COMPUTER / MULTIMEDIA / INFORMATION / TECHNOLOGY / METHODOLOGY / TRAINING / PROGRAMS / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострокнутов Александр Леонидович, Шевченко Григорий Вадиславович

Прослеживается развитие единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, в частности использование и внедрение компьютерных информационных технологий в образовательных учреждениях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вострокнутов Александр Леонидович, Шевченко Григорий Вадиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of information technologies in teaching students of higher educational establishments of the Russian Interior Ministry in the planning of the special operation of terrorist crimes suppression

This article is considered the development of the unified system of information and analytical support of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular the usage and application of computer information technology in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Роль информационных технологий в обучении курсантов вузов МВД России при планировании специальной операции по пресечению преступлений террористического характера»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Каждая награда давалась конкретному воину за особые заслуги, и этим самым, подчеркивалась отвага и смелость среди воинов. Безусловно, награды предназначались наиболее отличившимся воинам, но и многие другие воины были достойны этих наград и не получали из-за неимения их в наличии или сложных военных условий.

Таким образом, на примере выделенных эпизодов войн и награждения отличившихся воинов военными наградами видно, что традиция награждения русских воинов орденами и медалями имела особое воспитательное значение и носила в себе духовный смысл, так как подтверждала крепкое национальное сознание русских воинов, их патриотизм, героизм и отвагу.

Литература

1. Валькович А.М. Под сенью двуглавых орлов. Военный союз Российской и Австрийской империи 1813-

1815. М.: Кучково поле, 2014.

2. Военная энциклопедия в 18-ти т. // Под ред. В.Ф. Новицкого. М.: Типография Товарищества И.Д. Сытина, 1911.

3. Дуров В.А. Русские боевые награды эпохи Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 годов. М.: Достоинство, 2013.

References

1. Valkovich A.M. Under the shadow of double eagles. Military Alliance of Russian and Austrian Empire 18131815. Moscow: Kuchkovo pole, 2014.

2. Military encyclopedia in 18 volumes, ed. by VF. Novitsky. M.: Printing House of I.D. Sytin Partnership, 1911.

3. Durov V.A. Russian military awards of the era of the Patriotic war of 1812 and Foreign campaigns of 18131814 years. M.: Advantage, 2013.

ББК 74.580 УДК 378.4 + 004.915

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ВОСТРОКНУТОВ,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры деятельности ОВД в особых условиях, учебно-научного комплекса специальной подготовки

Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: al_yostroknutov@mail.ru; ГРИГОРИЙ ВАДИСЛАВОВИЧ ШЕВЧЕНКО, старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: PoliceUniversity@yandex. ru Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Прослеживается развитие единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России, в частности использование и внедрение компьютерных информационных технологий в образовательных учреждениях МВД России.

Ключевые слова: компьютер, мультимедиа, информация, технологии, методика, обучение, программы, педагогика.

Annotation. This article is considered the development of the unified system of information and analytical support of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in particular the usage and application of computer information technology in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: computer, multimedia, information, technology, methodology, training, programs, pedagogy.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Проблема распространения терроризма и экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм - ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния1.

Бывший начальник Управления международного сотрудничества ФСБ России А.Ф.Кузюра ранее отмечал, что важнейшим компонентом систем защиты национального киберпространства являются системы выявления компьютерных атак, оперативного реагирования на инциденты и угрозы в этом пространстве. Своевременный обмен информацией имеет огромное значение для раннего предупреждения таких угроз, как радикализации населения и вовлечения его в экстремистскую и террористическую деятельность. [1]

В ходе реализации мероприятий по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России2 в течение 20052016 г.г. была проведена большая планомерная работа от внедрения единой информационно-телекоммуникационной сети органов внутренних дел до интегрированной системы обработки данных. [2]

За последние 10 лет были созданы различные комплексы и системы, с помощью которых гораздо быстрее и эффективней осуществлялась оперативно-служебная деятельность подразделений ОВД. Например, типовые программно-технические комплексы «ИБД-Регион»3, СТРАС4 ГИБДД реального времени, система всероссийского розыска «ВР-оповещение», система выявления разыскиваемых лиц АИПС5 «Аэропорт-2», межрегиональные комплексы АДИС6 «Папилон» и т.д. Для подразделений патрульно-постовой службы полиции внедрен аппаратно-программный комплекс системы мобильного видеонаблюдения «ПАТРУЛЬВИДЕО» с удаленным доступом, с помощью которого можно получать оперативную и достоверную информацию о гражданах, информацию о разыскиваемых лицах. МВД стало одним из первых в стране ведомств, на практике использующим возможности видеоконференцсвязи, которая применяется, к слову сказать, и для организации дистанционного обучения.

Данная деятельность МВД России по внедрению информационных технологий7 прошла проверку при проведении олимпиады Сочи-2014, которая показала эффективную и слаженную работу системы управления и обеспечения безопасности, одна из задач которой - противодействие терроризму. Данная система в сочетании с техническими средствами и с применением ИТ контролировала координатно-объектовые данные об обстановке на всей территории Сочи, обеспечивала защиту информационного пространства, а также работала в тесном взаимодействии с нарядами и подразделениями МВД России по поддержанию охраны общественного порядка и общественной безопасности.

Например, прежде, чем попасть на охраняемый объект необходимо пройти через мобильный инспек-

ционно-досмотровый комплекс8. Пройти проверку на наличие паров взрывчатых веществ внутри грузового автомобиля. Машина сканируется и информация выдается на печатном снимке. Так в 2012 г. проверено около 40 тыс. единиц транспорта, из них задержано 8 автомобилей с грузом, имевшем признаки взрывчатых веществ, пресечено 35 фактов несанкционированного вывоза строительных материалов. После того, как автомобиль прошел МИДК, маршрут транспорта отслеживается через спутниковую систему мониторинга «Глонасс». Все патрульные автомобили оборудованы мобильными радиостанциями и системой мониторинга подвижных объектов «Арго-страж». Информация о местонахождении автомобиля выводится на диспетчерские центры, что позволяет управлять нарядами в режиме реального времени.

Для понимания остроты проблемы обеспечения безопасности международных спортивных мероприятий и необходимости выполнения оперативно-служебных задач с привлечением ИТ, напомним, что с 2008 по 2013 гг. произошли серьезные события по подрыву безопасности 0лимпиады-2014. Начиная с 3 апреля 2008 г. по 20 февраля 2009 г. в различных районах г. Сочи произошли взрывы (причем самодельные взрывные устройства были замаскированы), в результате которых погибли 14 человек, еще 20 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. 20 ноября 2010 г. сработало взрывное устройство (мощностью 1 кг в тротиловом эквиваленте) на железнодорожных путях недалеко от станции Мацеста, в результате которого были повреждены шпалы и рельсы. После полученной оперативной информации удалось изменить график движения пассажирского поезда № 102, пострадавших нет. Неизвестные лица 18 февраля 2011 г. подорвали 11-ю опору подвесной канатной дороги Старый Кругозор - Мир в Баксанском районе Кабардино-Балкарии. Пострадавших нет. В Адлерском районе 24 февраля 2011 г. правоохранительными органами было обнаружено и обезврежено самодельное взрывное устройство на газопроводе «Майкоп — Сочи» на 197-ом километре. Вечером 25 февраля 2011 г. было совершено нападение группами бандформирования на республиканское управление ФСБ, ведомственный санаторий ФСБ, два милицейских поста в г. Нальчик. Оперативно-разыскные мероприятия в отношении «абхазского джамаата» проходили с августа 2011 г. до мая 2012 г., в результате которых в 10 тайниках было обнаружено большое количество вооружения, а также средства для производства взрыва. С осени 2013 г. совместными усилиями ФСБ и МВД предотвратили 28 террористических актов, в том числе нейтрализовали группу бандформирования Доку Умарова. Все эти негативные события были направлены на запугивание местного населения и дискредитацию правоохранительных органов, поэтому встал вопрос о необходимости изменения и становления новой системы МВД, которое должно начинаться с реформирование образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ф-

В результате проведенного анализа системы образования было выявлено, что одна из причин такого положения связана с тем, что ИТ в образовательных учреждениях, где ведется обучение курсантов вузов с использованием компьютерных технологий9, изучаются не в полном объеме и не на должном уровне. В ходе проведения опроса 23% преподавателей даже не знакомы с КТ и не имеют представления о способах их использования в обучении. [3]

Большой вклад в решение вопроса использования в обучении компьютерных технологий внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.

Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П. Ершова, А.А. Кузнецова, Т. А. Сергеевой, И.В. Роберт; методические - Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, Н.Ф. Талызиной; психологические - В.В. Рубцова, В.В. Тихомирова и др. [4]

В настоящей статье рассматриваются некоторые возможности применения ИТ в служебной деятель-

ности ОВД при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Компьютеризация учебного процесса позволяет существенно повысить эффективность обучения и контроля знаний курсантов по следующим критериям:

• позволяет ускорить процесс освоения знаний по тактике действий в экстремальных условиях;

• проводить систематическую проверку знаний курсантов с минимальными затратами времени;

• сформировать навыки применения программного обеспечения при решении оперативно-служебных задач в повседневной деятельности, а также при возникновении чрезвычайных обстоятельств. [4]

Если в ходе проводимого эксперимента на нашей кафедре педагогический состав в большинстве своем использовал технические средства обучения для проведения занятий по линейно-активному методу - от лекции, через семинары и практические занятия к тактико-специальным учениям. то с применением ИТ некоторые занятия по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» проводили с помощью разветвленно-ин-терактивного метода (рис 1).

Рис.1. Разветвленно-интерактивный метод.

Данный метод позволяет использовать КТ по данной дисциплине очень эффективно при рассмотрении как простых тем, связанных с изучением местности, топографических основ, так и сложных тем, таких как участие территориальных органов МВД России в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также отражение группового и (или) вооруженного нападения на объекты органов, организаций и подразделений системы МВД России, пресечение их захвата, розыск и задержание вооруженных и иных особо опасных преступников, пресечение массовых беспорядков и т.д.

Современный учебник, созданный авторским коллективом кафедры, по защите и территорий в чрезвычайных ситуациях, в котором впервые предложено

изучение тем, являющихся базой внедрения инновационных технологий в такую важную сферу человеческой деятельности, как навигация и геопространство, предназначен для обучающихся по разным направлением подготовки федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Однако, он был бы еще эффективнее, если бы был издан в электронной версии. [5]

Использование в электронных пособиях, лекциях богатого выбора средств мультимедиа позволяет существенно повысить качество восприятия информации у обучаемых, значительно сократить время ее поиска, а также посмотреть на предмет в целом и увидеть межпредметные связи между различными дисциплинами.

Следующее бесплатное программное обеспечение eBook Maestro Free, Генератор Книг, eBooks Writer Lite

ф-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

позволяет разнообразным доступным инструментарием создавать электронные учебники, пособия и справочники. С помощью данных программ можно не только комбинировать тексты, изображения, видео- и аудиофайлы, но и создавать оригинальные тексты и инфографику, не обладая навыками программирования.

Прежде чем переходить к созданию полноценных электронных учебников, можно воспользоваться другим программным обеспечением - Pinnacle Studio и Adobe Photoshop CS, - которое даст возможность на существование частично бумажной версии, а тот материал, который воспринимается визуально, наглядно выигрышно, сделать в электронной версии. Например, такое учебно-методического пособие10 по топографической подготовке в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя успешно внедрено в учебный процесс. Особенно хотелось бы выделить следующие достоинства данного пособия: материал на DVD диске не дублирует текст пособия, а дополняет и разъясняет изображениями и видеофайлами. Содержание пособия разбито на главы, соответствующие темам дисциплины, диск можно использовать не только на компьютерной технике, но и на обычных DVD-проигрывателях, курсанты могут пропущенный материал изучать на самостоятельной подготовке.

Среди программного обеспечения и использования компьютерных средств обучения можно выделить гипертекстовые системы с использованием программ Smart Notebook, IQ board, Inter write Workspace и интерактивного оборудования Smart, IQ board, Inter write соответственно. Данные средства и программы позволяют как создавать новые интерактивные анимированные занятия, так использовать и объединять все ранее созданные материалы сопровождения в приложении Microsoft Power Point, включать в эту среду существующие разработки из любых источников: интернет, Flesh анимации и видеофайлы. При разработке электронных учебно-методических материалов необходимо учитывать отдельное (особенное) направление их использования, т.е. возможность проверки знаний, полученных в ходе работы с электронными учебниками (пособиями, лекциями).

Но, необходимо также понимать, что нет ни одного универсального средства программирования, которое позволит создать гипермедиа средство - электронный учебник (пособие, лекция), энциклопедию, информационную систему - без учета специфики преподаваемых дисциплин.

Уже никто не сомневается в исключительной роли компьютеров в современном мире. Посмотрим теперь на данную ситуацию с другой стороны. Компьютер, подключенный к глобальной сети, - это идеальная возможность получить для обучаемого доступ к мировым информационным ресурсам. С помощью компьютера можно не только пользоваться уже имеющейся информацией, но и публиковать тем или иным способом результаты своей работы. С его помощью можно обмениваться мнениями с конкретными адресатами, но это отдельная тема о компьютерных технологиях - дистанционное обучение.

Учитывая вышесказанное, можно выделить основные этапы внедрения компьютерной техники в образовательный процесс:

• методическая подготовка отдельных занятий с использованием компьютера;

• методическая подготовка учебной дисциплины (раздела) к использованию компьютера;

• разработка алгоритмов компьютерных программ для проведения каждого отдельного занятия с использованием компьютера;

• реализация алгоритмов компьютерных программ на конкретных технических средствах (программирование);

• опытная эксплуатация каждой компьютерной учебной программы;

• организация учебного процесса с использованием созданных компьютерных учебных программ.

Важно не забывать о том, что какие бы не были совершенные средства обучения с применением ИТ, преподавателю отводится главная и основная роль в образовательном процессе.

И в заключение можно сделать следующий вывод: преподаватель высшего учебного заведения в расцвете научно-технического прогресса должен совершенствоваться в методическом и научном направлении, изучая новое компьютерное обеспечение и, соответственно, с помощью них создавать электронные учебники, готовить новое поколение сотрудников полиции, которое сможет в дальнейшем применять знания по ИТ при выполнении оперативно-служебных задач.

Литература

1. Ефимова Е.П. Молодежный экстремизм и методы борьбы с ним // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум», М., 2016 [электронный ресурс] http://www.scienceforum.ru/2016/pdf/21838.pdf

2. Кузюра А.Ф. Доклад РИА НОВОСТИ. ФСБ намерена сотрудничать с иностранцами в борьбе с IT-преступностью, М., 2012 [электронный ресурс] https:// ria.ru/incidents/20121003/765188165.html

3. Леднев К.Ю. ИСОД МВД России и основной элемент инфраструктуры - ЕИС ЦОД, Сборник »Ин-формационные технологии, связь и защита информации МВД России», вып. 2, 2012.

4. Васина Ю.М. Дидактические условия использования компьютерных технологий в процессе обучения младших школьников: Автореф... канд. педагог. наук. Тула, 2002.

5. Вострокнутов А.Л., Супрун В.Н., Шевченко Г.В. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Основы топографии: Учебник / Под ред. А.Л. Вострокнутова. М.: Издательство Юрайт, 2016. Серия: Бакалавр. Прикладной курс.

References

1.Efimova E.P. Molodezhnyj jekstremizm i meto-dy bor'by s nim // Materialy VIII Mezhdunarod-

noj studencheskoj jelektronnoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum», Moskva, 2016 [jelektronnyj resurs] http://www.scienceforum.ru/2016/ pdf/21838.pdf

2.Kuzjura A.F. Doklad RIA NOVOSTI. FSB namerena sotrudnichat' s inostrancami v bor'be s IT-prestup-nost'ju, Moskva, 2012 [jelektronnyj resurs] https://ria.ru/ incidents/20121003/765188165.html

3.Lednev K.Ju. ISOD MVD Rossii i osnovnoj jele-ment infrastruktury - EIS COD, Sbornik «Informacionnye tehnologii, svjaz' i zashhita informacii MVD Rossii», vy-pusk 2, 2012

4. Vasina Ju.M. Didakticheskie uslovija ispol'zovanija komp'juternyh tehnologij v processe obuchenija mladshih shkol'nikov: avtoreferat, k.p.n. Tula, 2002.

5.VostroknutovA.L., Suprun V.N., Shevchenko G.V. Zash-chita naseleniya i territoriy v chrezvychaynykh situatsiyakh. Osnovy topografii; pod red. A. L. Vostroknutova. M.:Izda-tel'stvo Yurayt, 2016. Seriya: Bakalavr. Prikladnoy kurs.

1 Осокин Р.Б. Исторические предпосылки возникновения терроризма и экстремизма в России и правовые средства противодействия на современном этапе // Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как

основа профилактики терроризма: сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции (г. Тамбов, 9 декабря 2009 г.). М.: Изд-во: Национальный антитеррористический комитет Российской Федерации, 2009. С. 49-52 ; Латов Ю.В., Осокин Р.Б., Сочнев Д.В. Системное противодействие радикальным экстремистским течениям в молодежной среде: монография. Тамбов: Изд-во Першина Р.В., 2010. С. 4.

2 Приказ МВД России от 24 октября 2011 г. № 1097 «О Совете по созданию единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России».

3 ИБД-Регион - программно-технический комплекс интегрированного банка данных регионального уровня.

4 СТРАС - специализированная территориально-распреде-ленная автоматизированная система

5 АИПС - Автоматизированная информационно-поисковая система.

6 АДИС - Автоматизированная дактилоскопическая информационно-поисковая система

7 Далее - ИТ

8 Далее - МИДК

9 далее - КТ

10 Шевченко Г.В. Топографическая подготовка сотрудников территориальных органов МВД России: Учебно-метод. пособ. М.:, Московский университет МВД России, 2013.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37 ББК 6

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СЛУШАТЕЛЕЙ-ЗАОЧНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

ИРИНА АРКАДЬЕВНА ГОРШЕНЕВА,

заведующая кафедрой иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, заслуженный работник высшей школы РФ,

кандидат юридических наук, профессор;

Л. Г. СМОЛЕНЦЕВА, доцент кафедры иностранных языков Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Научная специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается опыт кафедры иностранных языков Московского университета МВД РФ имени В.Я.Кикотя по реализации в учебном процессе инновационных подходов к организации самостоятельной внеаудиторной работы слушателей факультета заочного образования (ФЗО). Предлагаются практические рекомендации по развитию навыков учебной деятельности в режиме опосредованного дистанционного общения преподавателя с обучающимся.

Ключевые слова: учебный процесс по иностранному языку, инновационные подходы, внеаудиторная самостоятельная работа слушателей, опосредованное общение с преподавателем, информационно-коммуникационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.