23 (65) - 2011
Банковский сектор
УДК 336.7
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ БАНКА КАК РЕЗУЛЬТАТА ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Д. Я. РОДИН,
кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры денежного обращения и кредита Е-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет
Основным целевым показателем в системе реализации стратегий бизнес-процессов кредитно-финансового института являются создание и приращение его стоимости. В качестве результативного показателя приращения стоимости банка с точки зрения стратегического подхода к управленческому процессу, по мнению автора, целесообразно использовать индикатор экономически добавленной стоимости (EVA).
Ключевые слова: банк, менеджмент, услуги; бизнес-процесс, информация, поток, стоимость, стратегия.
В условиях посткризисного развития экономических систем особое значение приобретает функция управления финансами. Финансовый менеджмент в банковской сфере охватывает весь цикл деятельности финансово-кредитного института и предъявляет определенные требования к информационно-аналитическому обеспечению бизнес-процессов в коммерческом банке.
Информационно-аналитическая база, построенная на оценке результативности бизнес-процессов коммерческих банков, в значительной степени
учитывает требования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Базельского комитета. Эти требования предусматривают раскрытие информации для внешних пользователей и содержат ряд основополагающих принципов, среди которых можно выделить следующие:
- непрерывность деятельности финансового института;
- постоянство правил бухгалтерского учета в процессе деятельности коммерческого банка;
- осторожность в оценке активов и обязательств, доходов и расходов для предотвращения переноса существующих рисков на последующие периоды;
- отражение в учетных регистрах банковских операций в день их совершения;
- преемственность входящего балансового остатка;
- отражение активов и обязательств по их первоначальной стоимости, постоянной до момента их списания;
- открытость информации, предполагающая
достоверность и понятность пользователям показателей учета и отчетности;
- консолидированное отражение информации о требованиях и обязательствах банковских групп и холдингов.
Традиционное содержание аналитического обеспечения банковского финансового менеджмента не достаточно полно учитывает инновационные аспекты поступательного развития банка, что затрудняет обоснование стратегий его устойчивого развития.
Для эффективного управления финансами менеджерам необходимо глубоко и всесторонне понимать банковскую деятельность, что предопределяет формирование информационно-аналитических кейсов, отражающих все аспекты происходящих бизнес-процессов в банке. Каждый такой информационно-аналитический кейс должен содержать результаты по отдельным направлениям стратегического развития банка. Автор в исследовании сформировал информационно-аналитические кейсы по реализации следующих направлений управленческого процесса в системе банковского менеджмента:
- формирование финансовой стратегии банка;
- разработка стратегии маркетингового исследования рынка банковских услуг;
- реализация инвестиционной стратегии, определяющей вектор развития банка и обеспечивающей его конкурентоспособность в долгосрочной перспективе;
- модернизация бизнес-направлений по выполнению социальной миссии кредитно-депозит-ного финансового посредничества;
- обеспечение капитальной устойчивости, связанной с выбором наиболее оптимальной модели формирования собственного и привлеченного капиталов банка. Рассматривая разновекторное движение бизнес-процессов в банковской сфере, следует выделить их общие характерные черты. По мнению автора, бизнес-процесс представляет совокупность различных видов деятельности коммерческого банка, в рамках которых на входе используется один или более финансовых и материальных ресурсов, а в результате этой деятельности на выходе создается банковский продукт, обладающий определенной ценностью для потребителя.
По характеру воздействия на объект управления различают основные и вспомогательные бизнес-процессы. Основные бизнес-процессы создают ценность для клиента банка посредством
использования определенных видов финансовых и нефинансовых ресурсов и добавления к ним стоимости в течение всего бизнес-процесса. К ним относятся процессы, связанные с движением финансовых и материальных потоков, такие как:
- кредитование;
- обслуживание депозитов и пластиковых карт;
- расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц;
- осуществление валютно-обменных операций;
- оказание депозитарных услуг клиентам;
- оказание услуг по доверительному управлению имуществом;
- осуществление посреднических брокерских услуг;
- предоставление услуг по хранению ценностей и документов в индивидуальных банковских ячейках и сейфах;
- оказание факторинговых и форфейтинговых услуг;
- оказание информационно-коммуникационных и финансовых услуг;
- оказание услуг финансового лизинга;
- оказание услуг по проектному инвестированию;
- оказание услуг на принципах исламского финансирования;
- оказание услуг гарантии и поручительства перед третьими лицами;
- оказание услуг, связанных с осуществлением операций с драгметаллами.
В свою очередь, вспомогательные бизнес-процессы банка прямо не создают добавленной ценности для клиента. В то же время они могут создавать ценность для клиента опосредованно через обеспечение условий протекания основных бизнес-процессов. К числу вспомогательных бизнес-процессов относятся:
- обеспечение инкассации и сопровождение денежных потоков;
- обеспечение информационно-консультационной деятельности;
- ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;
- проведение маркетинговых исследований рынка финансовых услуг;
- осуществление внутрихозяйственной деятельности банка.
Для обеспечения эффективной реализации этих направлений необходима разноплановая, но вместе с тем взаимоувязанная информация. При
7х"
49
этом реализуется задача формирования целостной концепции информационного обеспечения и комплекса аналитических процедур бизнес-процессов коммерческого банка. В период модернизации экономических процессов возникает необходимость в обеспечении долгосрочных финансовых решений, охватывающих как весь жизненный цикл стратегии развития банка, так и краткосрочные финансовые решения, охватывающие отдельные операционные циклы в разрезе банковских продуктов и услуг.
В этой связи актуальной методологической проблемой банковского менеджмента является выбор результативных показателей оценки эффективности осуществляемых бизнес-процессов финансово-кредитного института. На смену оценки, построенной на применении бухгалтерских показателей, приходит оценка, основанная на использовании экономических показателей, отражающих создание стоимости. По мнению автора, основным целевым показателем в системе реализации стратегий бизнес-процессов кредитно-финансового института являются формирование и приращение его стоимости.
Следовательно, информационно-аналитическое обеспечение банковского менеджмента должно включать необходимые процедуры и инструментарий для оценки первичных и вторичных факторов стоимости банка. К числу первичных факторов стоимости бизнеса мы относим рентабельность инвестированного капитала, темп прироста инвестированного капитала, средневзвешенную стоимость капитала. К числу вторичных факторов, оказывающих влияние на величину стоимости банковского бизнеса можно отнести рентабельность продаж отдельных банковских продуктов и услуг, мультипликатор собственного капитала, ресурсоемкость проданных банковских продуктов и услуг.
В своих исследованиях автор выявил методологические подходы к построению современной финансовой модели развития банка, основанной на стратегическом анализе происходящих бизнес-процессов и обосновании управленческих решений через оценку стоимости кредитного института и факторов ее роста. Такая модель позволяет выявить степень устойчивости и надежности банка посредством реализации маркетинговой, инвестиционной, инновационной, деловой и финансовой стратегий, определить направления принятия управленческих решений и оценить их посредством финансовых прогнозов и расчета стоимости бизнеса.
Рассматривая отдельные бизнес-направления развития банка в контексте устойчивого развития
финансово-кредитных институтов, автор пришел к выводу о необходимости формирования целостной концепции информационно-аналитического обеспечения банковского менеджмента, которая позволит на основе анализа текущего состояния банка прогнозировать его будущее развитие по альтернативным сценариям и оценивать их через изменения стоимости банковского бизнеса.
Для реализации прогнозных расчетов на всех этапах анализа выявляются тенденции изменения основных экономических показателей, проводится экспертная оценка тенденций макро- и микроэкономического развития банка. На основании проведенных исследований формируется направление вектора развития банка, и разрабатываются сценарные модели реализации бизнес-процессов.
Целью прогнозных расчетов является комплексная оценка устойчивого развития финансово-кредитного института с учетом выявленных тенденций и экспертных оценок возможного изменения ключевых показателей внешней и внутренней среды. Прогнозными документами развития банковского бизнеса могут служить:
- бизнес-план в целом и в разрезе отдельных бизнес-процессов;
- прогнозный баланс;
- прогнозный расчет финансовых результатов;
- прогноз динамики кредитного и депозитного портфелей;
- прогноз движения денежных потоков;
- прогноз банковской ликвидности на основе временных разрывов активов и обязательств. Оценивая информационно-аналитическое
обоснование управленческих решений в области банковского маркетинга, автор полагает, что принимаемые инновационные и инвестиционные решения в большей степени зависят от привлекательности рынка и его сегментов, в которых функционирует банк. Неэффективные решения в области маркетинга значительно снижают объемы продаж банковских продуктов и услуг, повышают операционные риски и расходы банка.
Информационно-аналитическое обеспечение реализации маркетинговой стратегии банка направлено на оценку внешней операционной среды и анализ внутренней маркетинговой среды, включая оценку продуктовой и ценовой политики банка, методов продвижения традиционных банковских продуктов и услуг и банковских инноваций. В процессе анализа внутренней маркетинговой среды оцениваются конкурентоспособность как самого банка, так и предлагаемых банковских продуктов
и услуг посредством определения темпа прироста выручки от продаж, рентабельность продаж, уровень и динамика операционных расходов в разрезе бизнес-процессов.
Исследования рыночной среды позволяют оценить важный фактор стоимости бизнеса — темп роста инвестированного капитала. Этот показатель имеет прямую корреляционную связь с объемом продаж банковских продуктов, емкостью рынка, изменением доли присутствия банка на рынке, которые оцениваются в рамках маркетингового анализа (значение коэффициента множественной корреляции составляет 0,82).
Повсеместное внедрение современных информационных технологий в банковскую деятельность предполагает использование автоматизированных процедур обработки текущих и прогнозных информационно-аналитических потоков, которые позволяют экстраполировать тенденции, выявленные в анализируемом периоде, на будущее и определить наиболее вероятную перспективу развития бизнеса.
Исследования автора показали, что рыночная стратегия финансово-кредитного института, направленная на увеличение объема продаж банковских продуктов и услуг, определяет его важнейшие результативные показатели, такие как рентабельность инвестированного капитала и темп роста банковского бизнеса.
Информационно-аналитическое обеспечение инвестиционной стратегии и формы ее реализации через систему бизнес-процессов позволяют управлять информационными потоками по формированию кредитного портфеля реального сектора экономики и фондовому портфелю, что определяет инвестиционную активность банка в настоящий период, и обосновывать ресурсные потребности для реализации инвестиционных программ в будущем. Анализируя методы реализации инвестиционной стратегии банка, целесообразно акцентировать внимание на временной и секторальной структуре собственного и привлеченного капиталов в соответствии с концепцией их стоимости. Методика анализа собственного и привлеченного капиталов является важным направлением ресурсного обеспечения инвестиционной деятельности банка. Эта методика включает оценку источников формирования и направлений их использования, определение средневзвешенной стоимости, факторный мультипликативный анализ рентабельности инвестиций.
Таким образом, информационно-аналитическое обеспечение инвестиционной стратегии
взаимосвязано с концепцией стоимости капитала, которая направлена на реализацию подходов к структуре и выбору источников финансирования банковских операций. Средневзвешенная стоимость банковского капитала является стратегически важным индикатором и может выступать в виде коэффициента дисконтирования при оценке эффективности денежных потоков в процессе реализации бизнес-процессов банка. В свою очередь структура формирования источников финансирования оказывает значительное влияние на уровень финансовой устойчивости банка. Степень этого влияния выражается посредством обеспечения достаточности объема ликвидных активов, устойчивых источников финансирования относительно обязательств и генерации будущих денежных потоков.
Особая роль в системе информационно-аналитического обеспечения инвестиционной деятельности банков принадлежит продолжительности жизненного цикла инвестиций, что влияет на возможность оценки капитальной устойчивости финансово-кредитных институтов.
Движение информационно-аналитических потоков реализации бизнес-процессов в системе стратегического управления банком предствлено на рисунке. Структурно-логические связи выделенных бизнес-процессов банка позволяют расширить границы объекта исследования в области понимания механизмов реализации системы частных стратегий развития банковского бизнеса.
В процессе анализа банковской стратегии в области ценообразования целесообразна оценка применяемых механизмов определения и поддержания цен на банковские продукты, адекватных рыночным условиям позиционирования банка. На основании полученных результатов анализа внешней и внутренней маркетинговой среды определяются наиболее эффективные виды банковского бизнеса для данного финансово-кредитного института в соответствии с критериями его конкурентоспособности и привлекательности рынка.
Комплексное информационно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов предназначено для оценки абсолютных и относительных показателей, характеризующих эффективность маркетинговой, инвестиционной, инновационной, деловой и финансовой стратегий банка как финансово-кредитного института. В аналитическом обеспечении банковского финансового менеджмента, ориентированного на управление стоимостью, особое значение имеют подходы к формированию
Информационно-аналитические потоки в системе стратегического управления банком
системы показателей, которые отражают создание банковским бизнесом стоимости.
Рассматривая стоимостную оценку банковского бизнеса, автором обобщены подходы, определяющие дисконтирование денежных потоков, капитализации прибыли, формирования рыночной добавленной стоимости (MVA), формирования экономической добавленной стоимости (EVA).
Особенностями метода дисконтированных денежных потоков являются прогнозирование величины будущих денежных потоков и правильный выбор ставки дисконтирования.
Метод прямой капитализации прибыли приводит к искажению стоимости банка, так как одни банки могут умышленно занижать показатели прибыли, а другие искусственно формируют завышенное значение прибыли посредством роста внесенного капитала.
Одним из эффективных трудоемких методов определения стоимости банков является расчет рыночной добавленной стоимости (MVA). Наибольшую трудность в реализации этого метода представляют выборка и определение экономической добавленной стоимости (EVA). В связи с этим можно выделить подход профессора И. А. Никоновой, которая при расчете MVA применяет EVA совокупных активов. Однако наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения автора,
является расчет EVA собственного капитала. При этом необходимо сделать уточнение, что добавленная стоимость создается наряду с собственным и заемным капиталом. Это позволяет наиболее корректно оценить стоимость банка:
У EVA
MVA, . = C0 + -,
bank 0 1 + WACC где C0 — суммарный инвестированный в банк капитал;
WACC — средневзвешенная стоимость обслуживания инвестированного капитала. Расчет стоимости банка по MVA не дает объективной оценки, поскольку величина EVA может быть отрицательной при превышении средневзвешенной стоимости капитала над темпами его роста.
Для снижения области значимости ошибки при получении отрицательного результата, но в то же время учета влияния показателя EVA оценщики принимают во внимание балансовую стоимость собственного капитала (BV) и дисконтированную экономическую добавленную стоимость (EVA): MVA = EVA (1+PVg ,) + BV y,
v ®eva, v equty'
где geva — темп роста EVA.
Данный подход показывает, насколько увеличивается стоимость банка MVA при росте EVA. Существенным недостатком этого метода расчета является необходимость точного значения сто-
имости собственного капитала банка. В случае применения единой стоимости по всем категориям банков существует вероятность значительного диапазона колебаний прироста EVA.
В результате проведенных исследований автор пришел к выводу, что в отличии от рыночной добавленной стоимости (MVA), которая базируется на рыночных ожиданиях прироста дохода стоимости функционирующего капитала, метод, основанный на концепции экономической добавленной стоимости (EVA), характеризует эффективность использования капитала в прошедшем и в настоящем периодах. Концепция EVA определяет доход банка и приращение его стоимости для собственников капитала и менеджеров. Величину экономически добавленной стоимости можно определить как в отношении собственников банка, так и в отношении его менеджеров.
С точки зрения акционеров, EVA определяет стоимость приращения вложенного капитала за счет эффективного использования заемных ресурсов:
EVA = (EBIDT— N) — CE • WACC, где EBIDT — прибыль банка до уплаты налогов и процентов по привлеченным ресурсам; N — величина налоговых выплат; CE — величина инвестированного капитала. С точки зрения менеджмента банка, EVA представляет стоимость приращения капитала банка как результат происходивших бизнес-процессов. На основании показателя EVA определяются эффективность труда менеджеров и достигнутый результат бизнес-стратегии банка: EVA = Ea — C • COE, где Ea — чистая прибыль банка;
С — величина акционерного капитала; COE — стоимость собственного капитала, требуемая доходность акционерами по вложенным инвестициям.
Результаты исследований автора позволяют предположить, что в качестве результативного показателя банковского менеджмента, с точки зрения стратегического подхода к управленческому процессу, целесообразно использовать индикатор экономически добавленной стоимости. Этот показатель основывается на величине экономической прибыли банка, скорректированной на величину приведенных затрат на инвестированный капитал.
Логическим продолжением информационно-аналитического обеспечения банковского финансового менеджмента является оценка стоимости банковского бизнеса, полученная на основе ре-
зультатов прогнозных расчетов. Адаптированная к показателям российской финансовой отчетности методика оценки может быть основана на использовании доходного подхода и экономической прибыли. При применении доходного подхода стоимость собственного капитала банка, определяется как дисконтированная стоимость денежных потоков за вычетом величины заемного капитала. В этом случае в качестве ставки дисконтирования выступает средневзвешенная стоимость капитала (WACC). Стоимость бизнеса в прогнозном периоде определяется как сумма дисконтированных денежных потоков. Для более отдаленных периодов развития банковского бизнеса, по мнению автора, целесообразно применить модель Гордона, скорректированную на величину риска. Применение подхода, основанного на экономической прибыли, характеризует величину создаваемой стоимости в каждом временном периоде с учетом диапазона процентного спрэда. Прогнозное значение стоимости в краткосрочном периоде определяется как сумма дисконтированных значений экономической прибыли, а в долгосрочном — с помощью модели Гордона.
Как видно из результатов проведенного анализа деятельности банка в предкризисный и кризисный периоды, финансовое состояние исследуемого банка является стабильным (см. таблицу).
Значения анализируемых качественных показателей, характеризующих эффективность использования активов, структуры капитала, находятся в диапазоне нормативных значений с тенденцией к снижению, что объясняется выбором стратегии поддержания текущей ликвидности банка.
Сужение кредитного рынка, падение темпов прироста объемов кредитного портфеля и рост просроченной ссудной задолженности в кризисный период 2009—2010 гг. потребовали создания дополнительных резервов по кредитным рискам. Этим фактом объясняется снижение величины банковской прибыли и конечного результата деятельности менеджмента банка (EVA).
С прохождением острой фазы финансового кризиса можно предположить оживление функционирования финансово-кредитных институтов на рынке ссудного капитала, расширение кредитного поля, увеличение величины привлеченных вкладов и депозитов. В свою очередь в банковском менеджменте трансформируется стратегия развития трансмиссионного механизма движения ссудного капитала от сберегателей к инвесторам.
Таким образом, полученное результативное значение стоимости позволяет проводить оценку
7х"
53
Показатели, характеризующие финансовую устойчивость ОАО «Сбербанк России»
Показатель 01.01.2008 01.01.2009 10.10.2010 Нормативное (рекомендуемое) значение
Коэффициент эффективности использования активов 0,904 0,869 0,893 Не менее 0,85
Показатель мгновенной ликвидности 0,451 0,535 0,825 Не менее 0,15
Коэффициент финансовой устойчивости 0,139 0,115 0,119 0,08-0,15
Коэффициент финансовой независимости 0,159 0,13 0,136 0,15-0,2
Коэффициент покрытия работающих активов 0,15 0,129 0,141 0,15-0,2
Коэффициент достаточности и структуры основного капитала 0,56 0,6 0,549 Не менее 0,65
Мертвая точка доходности банка 0,145 0,17 0,167 Менее 0,02
Коэффициент покрытия мертвой точки маржинальным доходом банка 0,371 0,669 0,611 0,02-0,03
Экономически добавленная стоимость банка, млн руб. 27 555 98 299 10 685 Стремится к максимуму
Спрэд 0,065 0,069 0,112 0,02-0,05
Источник: рассчитано автором по данным отчетности Сбербанка России.
эффективности бизнес-процессов банка на основе принципа эквивалентности. Определенным преимуществом этого подхода является выявление эффекта за счет разницы между стоимостью бизнеса банка и балансовой стоимостью собственного капитала. Эта разница возникает вследствие отклонений средневзвешенной стоимости капитала от его рентабельности. Дальнейший анализ факторов стоимости является ключевым элементом концепции стоимостного подхода к управленческому процессу, поскольку позволяет не только оценивать управленческие решения, но и выбирать направления воздействия на факторы стоимости банковского бизнеса для ее увеличения.
Список литературы
1. Лобанов А. А, Чугунов А. В. Энциклопедия финансового риск-менеджмента. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Никонова И. А., Шамгунов Р. Н. Стратегия и стоимость коммерческого банка. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
3. Родин Д. Я. Формирование стратегий устойчивого развития коммерческих банков: проблемы теории и методологии. Краснодар: КубГАУ, 2010.
4. Рутгайзер В. М., Будицкий А. Е. Оценка рыночной стоимости коммерческого банка. М.: Маросейка, 2007.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]