ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
УДК 621:004
РОЛЬ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ
Нина Валентиновна Добаткина, канд. техн. наук, доц., научный руководитель Московского Учебного Центра Бизнеса и Телекоммуникации,
E-mail: [email protected],
Московский технический университет связи и информатики, http://www.mtuci.2. ru
В статье анализируется опыт и значимость использования инфокоммуникационных технологий в курсах повышения квалификации.
Ключевые слова: повышение квалификации, тренинг-центр, инфокоммуникационные технологии.
В современном информационном обществе обучение и переобучение постепенно становится не только способом усвоения готовых знаний, но и инструментом получения новой информации в процессе информационного обмена. Российская высшая школа старается откликнуться на новые потребности общества - и в области фундаментальной подготовки ей это удается. Переподготовка же специалистов в области быстроменяющихся инфо-коммуникационных технологий традиционной вузовской системе не под силу как в силу отсутствия серьезного оборудования для практических работ, так и в силу большой инерционности этой системы, при которой учебные планы и курсы разрабатываются с прицелом на несколько лет, а не месяцев, как того требует темп обновления технологий и мобильного тренинга персонала. Именно тренинга, так как все больше и больше в спросе наблюдается крен от чисто теоретических курсов к практическому тренингу, где наряду с получением знаний важную роль играет получение и нарабатывание навыков. Откликом на эту потребность современного общества является тенденция создания сети самофинан-сируемых тренинг-центров на базе технических университетов СНГ с использованием финансовой поддержки Международных фондов и программ [1].
Опыт использования инфокоммуникационных технологий в данной статье рассматривается на примере Московского Учебного Центра Бизнеса и Телекоммуникаций (Moscow Business & Telecommunications Training Centre - MBTTC), созданном в 1994 году на базе Московского Технического Университета Связи и Информатики (МТУСИ) при финансовой поддержке программы Tacis Комиссии Европейского Союза [2].
Специализация MBTTC: передовые инфокоммуникационные технологии. Объем каждого курса 72 академических часа, из них 38 - аудиторные часы, 34 - самостоятельная работа слушателей. Курсы собраны в 3 тематические цикла: телекоммуникационные технологии, информационные технологии, бизнес-технологии. Ниже приведен тематический план работы Центра на 2016 год.
Цикл 1: Телекоммуникационные технологии
Название курса Сроки обучения 2016
Программа «Современные системы и сети связи»
Системы широкополосного и сверхширокополосного радиодоступа 21.03-25.03 21.11-25.11
Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)
21
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Современные мобильные сети связи: технологии, планирование, строительство, эксплуатация 11.04-15.04 07.11-11.11
Введение в телекоммуникации [для сотрудников телекоммуникационных компаний, не имеющих профильного образования] Часть I - Системы связи (структура, основные понятия и характеристики, информация, сигналы и их преобразования в каналах связи) 18.04-22.04 07.11-11.11
Введение в телекоммуникации [для сотрудников телекоммуникационных компаний, не имеющих профильного образования] Часть II - Сети связи (принципы, технологии и услуги современных сетей связи) 25.05-29.04 14.11-18.11
Качество услуг в современных сетях связи (нормативы и механизмы обеспечения качества услуг, классы и показатели качества, измерение и мониторинг качества услуг, соглашения об уровне обслуживания) 15.02-19.02 19.09-23.09
IP-телефония: теория, практика, приложения (принципы, протоколы, шлюзы, системы администрирования) 08.02-12.02 26.09-30.09
Синхронизация в пакетных телекоммуникационных сетях нового поколения (имитационное моделирование сетей синхронизации, технологии PTP RFC1588, SyncE, GNSS, GPS, NTP, mobile backhaul, системы управления, проектирование, измерения, способы синхронизации в условиях изменений нормативной базы) 18.04-22.04 21.11-25.11
Программно-конфигурируемые сети - SDN (software designed networks - SDN: принципы, архитектура, протоколы, интерфейсы, стандарты, услуги, оборудование) 14.03-18.03 07.11-11.11
Мультисервисные сети провайдерского класса (Carrier Ethernet) 15.02-19.02 12.12-16.12
Программа «Передовые телекоммуникационные технологии»
Сети нового поколения NGN - Часть I (услуги, протоколы, шлюзы IP-телефонии, СaИ-центры) 14.03-18.03 10.10-14.10
Сети нового поколения NGN - Часть II (качество, транспорт, абонентский доступ, коммутация и измерения в сетях NGN) 21.03-25.03 17.10.-21.10
Распределение информации в сетях NGN (программный коммутатор Softswitch, подсистема мультимедийной связи IMS) 29.02-04.03 03.10-07.10
Реализация технологии IP/MPLS для сетей NGN (сети связи MPLS на базе IP-технологии и Ethernet, физическая среда и транспортные технологии для IP/MPLS) 28.03-01.04 07.11-11.11
Технологии доступа в сетях NGN (xDSL, Ethernet, GPON, Wi-Fi, WiMax, WUSB, LTE) 18.04-22.04 17.10-21.10
Технологии транспорта в сетях NGN (Сети SDH, Ethernet, WDM, синхронизация, сетевое управление, измерения) 28.03-01.04 26.09-30.09
Транспортные сети III поколения (технологии WDM, Ethernet, сети G-MPLS, тактовая сетевая синхронизация) 01.02-05.02 14.11-18.11
Транспортные сети IV поколения (технологии LCAS WDM, 10 GBE, OTN, ASON) 23.05-27.05
Активное и пассивное оборудование сетей PON и FTTx (технологии, проектирование, эксплуатация, строительство) 29.02-04.03 10.10-14.10
LTE/LTE-Advanced - новое поколение мобильной связи 29.02-04.03 30.05-03.06 05.12-09.12
22
Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Программа «Волоконно-оптические/электрические линии связи и системы передачи»
Волоконно-оптические системы передачи и линейные сооружения (принципы, типы, характеристики, конструкции, методы строительства, компоненты аппаратуры) 16.05-20.05
Волоконно-оптические кабели и пассивные компоненты ВОЛС (конструкция, характеристики, монтаж и эксплуатация) 12.09-16.09
Структурированные кабельные системы (стандарты, основы проектирования и монтаж) 18.01-22.01
Проектирование структурированных кабельных систем (структура СКС, фазы проектирования, схемы расчета, оформление проектной документации) 05.09-09.09
Электрические кабели связи и распределительное оборудование (перспективы, конструкции, монтаж и эксплуатация) 21.03-25.03 03.10-07.10
Структурированные кабельные системы EXALAN+ (обучение и сертификация экспертов и проектировщиков оптических и медных СКС) 08.02-12.02 06.06-10.06
Цикл 2: Информационные технологии
Название курса Сроки обучения 2016
Программа «Инновационные информационные технологии»
Инновационные технологии в информационных системах (виртуализация, сервис-ориентированная и сетецентрическая архитектуры информационных систем, облачные вычисления) 15.02-19.02 12.12-16.12
Программное обеспечение для анализа задач маркетинга и менеджмента (Project Expert, Marketing Analytic, Expert Choice) 01.02-05.02 28.11-02.12
Создание, сопровождение и оптимизация интернет-сайтов (на основе технологий HTML, PHP, MySQL) 11.04-15.04
Практическая работа с таблицами в Word-Excel-Access-Internet (оформление документов с помощью таблиц в Word, расчеты и анализ данных в таблицах Excel, проектирование баз данных Access, работа с базами данных через Internet) 16.05-20.05 05.12-09.12
Программная инженерия для управления IT-проектами 21.03-25.03 10.10-14.10
Создание мобильных приложений для Android: разработка, распространение 30.05-03.06 28.11-02.12
Программа «Администрирование и проектирование информационных систем на базе СУБД»
Информационные системы на основе компьютерных баз данных (Microsoft Access: таблицы, запросы, формы, отчеты, автоматизация) 05.09-09.09
Основы проектирования и администрирования баз данных (Microsoft SQL Server: архитектура, управление базами данных, схемы данных, основы системы безопасности) 11.01-15.01
Администрирование баз данных Oracle Часть I (создание баз данных, управление экземпляром, памятью и структурами БД Oracle) 18.01-22.01 12.09-16.09
Администрирование баз данных Oracle Часть II (резервирование, архивирование и восстановление БД Oracle) 25.01-29.01 19.09-23.09
Образовательные ресурсы и технологии^2015,3(11)
23
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Современные технологии и программные средства управления базами данных (создание приложений в Delphi и C++Builder) Программа «Информационная безопасность» 26.09-30.09
Информационная безопасность компьютерных сетей (механизмы обеспечения информационной безопасности, анализ рисков, борьба с вирусами, системы обнаружения атак и контроля целостности, криптография, информационные угрозы, защита персональных данных) 24.10-28.10
Защита информации с использованием криптографических методов и средств обеспечения информационной безопасности (правовые аспекты, угрозы ИБ, борьба с инсайдерами, криптографические методы защиты, сетевая безопасность, безопасность ОС Windows, защита от утечек по техническим каналам) 30.05-03.06
Обеспечение информационной безопасности при работе с системой межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Работа с Порталом государственных услуг 11.01-15.01
Безопасность сетевых сервисов и противодействие атакам (DNS, HTTP, FTP, SMTP, NTP) Цикл 3: Бизнес-технологии (организация и управление бизнесом) 04.04-08.04
Название курса Сроки обучения 2016
Программа «Бизнес-технологии развития компании навстречу клиенту»
Ориентация компании на клиента (включая изучение рынка, рекламу, методы привлечения и обслуживания клиентов) 08.02-12.02 24.10-28.10
Современные технологии продаж и работы с клиентами (этапы и технологии продаж, планирование и организация продаж корпоративным и индивидуальным клиентам, навыки презентаций, коммуникативный тренинг, виды сервиса) 28.03-01.04 10.10-14.10
Конкурентные тактики продаж (психология продаж, тактики результативных переговоров, управление взаимоотношениями с клиентами, получение обратной связи) 14.03-18.03 14.11-18.11
Программа «Современные технологии бизнес-планирования, маркетинга и продвижения услуг на рынке»
Облачные технологии: новая стратегия бизнеса (предоставление инновационных сервисов через Интернет, платформы и технологии) 04.04-08.04 24.10-28.10
Теория и практика ведения деловых переговоров (эффективные техники и приемы ведения переговоров, аргументирование, выход из спорных ситуаций, стратегии и техники воздействия) 06.06-10.06 17.10-21.10
Разработка маркетингового и бизнес-планов (с применением систем Marketing Analytic и Project Expert) 23.05-27.05 17.10-21.10
Управление продажами [для руководителей подразделений и организаций] (мотивация персонала служб продаж; планирование, стратегии и тактики продаж; укрепление отношений с клиентами; коммуникативный тренинг; управление тендерными продажами) 04.04-08.04 12.09-16.09
Коммерческие переговоры с организациями: от первого звонка до успешного результата 11.04-15.04 12.09-16.09
24
Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Программа «Эффективный менеджмент»
Управление бюджетом и управление персоналом (технологии управления, финансовые отчеты, показатели, анализ, психология личности и коллектива) 14.03-18.03
Финансовый менеджмент (включая управленческий учет, финансовый анализ и основные изменения в бухучете и налоговом законодательстве) 15.02-19.02 07.11-11.11
Анализ финансовой отчетности и экономическое обоснование управленческих решений [для менеджеров] (информационная база АФО, бухгалтерская отчетность, оценка компании, инвестиционный анализ) 25.01-29.01 03.10-07.10
Система менеджмента качества в организации на основе стандартов ISO 9001:2008 (Принципы стандартов ISO серии 9000, этапы разработки и внедрения, управление документацией, сертификация СМК) 28.11-02.12
Эффективное управление бизнес-процессами предприятия на основе стандарта еТОМ (стратегия, инфраструктура и продукт, операционные процессы, управление предприятием) 23.05-27.05 21.11-25.11
Антикризисное управление (снижение операционных издержек, оптимизация бизнес-процессов, антикризисная кадровая политика) 25.04-29.04 19.12-23.12
В МВТТС и подобных ему центрах для разработки каждого курса и ведения занятий привлекается смешанная команда, состоящая как из теоретиков-профессоров вузов, задающих высокий методический уровень преподавания, так и из практиков - ведущих специалистов телекоммуникационных компаний и информационных центров, обеспечивающих современность курса и его ориентированность на потребность общества. К настоящему времени в МВТТС разработано более 80 курсов, читают лекции 80 первоклассных специалистов из ведущих вузов, информационных центров и телекоммуникационных компаний. В стоимость курсов МВТТС входит стоимость обучения, кофе-брейков и объемных раздаточных методических материалов.
Сочетание обзорных лекций с практическим тренингом позволяет уйти как от поверхностности, так и от узкой специализации, обеспечивая тем самым глубокое и качественное обучение в широком спектре тем и направлений. Центр практикует разные формы сотрудничества. Обучение специалистов ведется как в рамках открытых семинаров, темы которых приведены выше, так и в рамках специальных курсов, разработанных по заказам организаций с учетом специфики потребностей заказчика. Темы курсов и раздаточные материалы обновляются каждый год.
Основной особенностью современных хорошо оснащенных центров повышения квалификации является использование инфокоммуникационных технологий как в качестве предмета, так и в качестве инструмента обучения [3]. Так, в центре МВТТС в информационных курсах, связанных с изучением интернет-технологий, баз данных, информационной безопасности инструментом является сама локальная компьютерная сеть, имеющая выход в сеть интернет. Каждый слушатель на своем рабочем месте следует за действиями преподавателя, повторяя действия, высвечиваемые проектором на большом экране. Продуктом тренинга в зависимости от темы курса может являться разработанный информационный сайт, база данных, бизнес-план, IT-проект и т.д.
В коммуникативных бизнес-курсах, таких как «Ориентация компании на клиента», «Современные технологии продаж и работы с клиентами», «Антикризисное управление», «Теория и практика ведения деловых переговоров» [4] на первом этапе ведется видео съемка презентаций и деловых игр участников тренингов; на втором этапе - читаются лекции и проводятся непосредственно коммуникативные тренинги; на третьем этапе обученные слушатели отсматривают вместе с преподавателем видеоматериалы и проводят разбор ошибок.
Еще одним показательным примером эффективного использования инфокомму-никационных технологий являются практические занятия в курсах телекоммуникаци-
Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)
25
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
онного цикла. Например, в курсе «Введение в телекоммуникации» практические занятия по теме «Модуляция и детектирование» проходят с использованием программного обеспечения Matlab/Simulink, моделирующего работу реальных устройств, а например, в курсе «Технологии доступа в сетях NGN» практические занятия на оборудовании Alcatel-Lucent ведутся по интернету из компьютерного класса центра МВТТС, из которого организован удаленный доступ в центр Alcatel-Lucent.
Новизна подходов, изложенных в настоящей статье, обусловлена тем, что в настоящее время по существу происходит информационная революция, связанная с широким внедрением инфокоммуникационных сетей, выражающаяся в совершенно новых и чрезвычайно эффективных способах организации научного и учебного процессов. Их стараются использовать для подтягивания до необходимого профессионального уровня те компании, которые уже сейчас работают на достаточно высоком уровне и готовы к новому скачку в предоставлении широкого спектра услуг. Для таких компаний, желающих идти в ногу со временем, эффективная переподготовка кадров становится первостепенной задачей, а ведущая роль в ней, безусловно, отводится инфокоммуника-ционным технологиям.
Литература
1. Добаткина Н.В. Тенденции и опыт международного сотрудничества в области переподготовки кадров в телекоммуникациях // сб.: Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. 2004.
2. Добаткина Н.В. Переподготовка кадров в телекоммуникационном бизнесе // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4. С. 49-54.
3. Добаткина Н.В. Информационные технологии как предмет и инструмент обучения // сб.: Новые информационные технологии в науке, образовании, телекоммуникации и бизнесе. 2003.
4. Добаткина Н.В. Коммуникативные техники деловых переговоров // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. № 4. С. 40-42.
Infocommunication technologies role in postgraduate education
Nina Valentinovna Dobatkina, PhD, Prof. Scientific chief of the Moscow Business & Telecommunications Training Centre, Moscow Technical University of Telecommunications and Informatics
The article is dedicated to the infocommunication technologies role and the experience of their use in postgraduate courses.
Keywords: postgraduate education, training center; infocommunication technologies.
УДК 004.81
ПАРИТЕТНАЯ КОПЕРАЦИЯ ПРИ СЕТЕВОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТОВ
г. КРАСНОЯРСКА
Геннадий Михайлович Цибульский, д-р техн. наук, профессор, директор Института космических и информационных технологий,
E-mail: [email protected],
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (СФУ), http://ikit. sfu-kras. ru,
Алексей Михайлович Попов, д-р физ.-мат. наук, профессор, директор Института информатики и телекоммуникаций,
E-mail: [email protected],
ФГБОУВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академикаМ.Ф. Решетнева», http://www. iitk.sibsau.ru,
26
Образовательные ресурсы и технологии^2015’3(11)