Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008
УДК 372.8:54
РОЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ
© 2008 Л.В.Панфилова, Л.Г.Сафина
Самарский государственный педагогический университет
В данной статье раскрывается необходимость обучения будущих учителей химии игровым технологиям, а также необходимость их применения на уроках. Средством достижения данной цели является внедрение в высшую школу спецкурса «Игровые технологии на уроках химии».
Согласно выводам специалистов-психологов к эффективному изучению предмета химии наиболее оптимально в интеллектуальном плане подготовлена лишь половина учащихся современной школы. Существующее сегодня в практике обучения химии противоречие между повышением теоретического уровня изучения предмета на начальном его этапе и недостаточной сформированно-стью навыков логического мышления у учащихся порождает своеобразный психологический барьер. Выражением его является резкое снижение интереса учащихся к предмету1.
В последние годы некоторые учителя, неудовлетворённые качеством общеобразовательной подготовки учащихся, их слабыми знаниями, иногда склонны видеть причины этого в том, что уроки как форма обучения будто бы устарели, не всегда эффективно стимулируют познавательную деятельность учащихся и не открывают простора для методического творчества.
В настоящее время перед российской школой стоит важнейшая задача подготовки грамотных и высококвалифицированных специалистов. В современных условиях эта задача может быть решена путём творческого усвоения знаний и методов деятельности, формирующих творческое мышление обу-чаемого2.
Понимание того, что творческое мышление формируется в учебном процессе как результат активного участия в коллективной познавательной деятельности, заставляет пе-
1 Игровой метод в обучении химии: Практ. пособие / Н.И.Каметина, О.А.Ефремнко, В.Ф.Захарова,
О.Г.Черкасова. - М.: Высш. шк., 1990.
2
Зайцев О.С. Методика обучения химии: Теоретический и пикладной аспекты: Учебн. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центор ВЛАДОС, 1999.
дагогов постоянно искать новые пути дальнейшей активизации этой деятельности. Поиск методов и форм обучения, способствующих воспитанию творческой личности, привёл к появлению некоторых специфических способов обучения, названных педагогическими играми, сочетающими в себе в различных соотношениях проблемный, поисковый и исследовательский методы.
Уроки с использованием игровых технологий вызывают живой интерес у учащихся, а интерес, как известно, есть стимул познания, мотивирует процесс обучения. Но, к сожалению не все учителя знают и умеют грамотно применять на практике всевозможные игровые технологии. Эти знания необходимы каждому учителю - не только учитель химии должен обладать необходимой подготовкой для повышения интереса, мотивации учащихся к своему предмету, но и учителя нехимических специальностей3.
В связи с этим большую актуальность приобретает изучение в педвузах игровых технологий. Мы предлагаем познакомить будущих преподавателей химии с методикой подготовки и проведения всевозможных игр, которые они потом смогут использовать на уроках химии. Между тем психолого-педагогическая адаптация этого курса требует времени и большой подготовительной работы. Поэтому наиболее приемлемым, на наш взгляд, вариантом совершенствования учебного процесса на данном этапе является использование спецкурса «Игровые технологии на уроках химии», дающая возможность сту-
3
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. - Ростов-на/Д.: Изд-во «Учитель», 2001.
«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» № 2
дентам получить знания об игровых технологиях, их классификации, характеристиках, функциях и значении. Основной формой проведения занятий, в рамках данного спецкурса, является игра. В ходе прохождения данного спецкурса студенты сами разрабатывают, применяют и участвуют в различных педагогических играх. По-нашему мнению, именно игра способствует умственному развитию студентов, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, эвристические умения, непринуждённому общению и правильному восприятию критики товарищей .
Разработанный нами спецкурс «Игровые технологии на уроках химии» опирается на межпредметные связи с дисциплинами химического цикла, биологией, педагогикой, психологией и методикой преподавания химии и др. Этот спецкурс располагает возможностями для расширения профессионального кругозора, эрудиции, эвристических умений, повышения общей образованности. Таким образом, целесообразно изучать спецкурс «Игровые технологии на уроках химии» на начальном этапе профессиональной подготовки.
Предметом спецкурса «Игровые технологии на уроках химии» является содержание, элементы методики и технологии игрового обучения в практике преподавания школьного предмета химии, изучение перспектив использования игровых технологий на уроках химии при изучении различных тем.
Цель данного спецкурса - развитие эвристических умений и навыков будущих учителей химии.
При формировании навыков профессиональной деятельности следует помнить,
что чем более высокий уровень квалификации требуется достичь обучаемому, тем более значимое место в его обучении должны занимать деловые игры. Однако с точки зрения вузовской дидактики для отражения педагогической сущности этого вида учебных занятий лучше использовать термин «учебная игра», который может быть употреблён в отношении всего многообразия игр, используемых в обучении студентов.
Занятия, проводимые в виде ролевой деловой игры, требуют от каждого участника объективной оценки своих возможностей; способствуют правильному восприятию критики товарищей и непринужденному общению, умению соотнести и сопоставить своё суждение с мнением сокурсников, формировать профессиональный интерес, умение соотнести ситуацию и оперативно принимать наиболее правильное решение. В процессе проведения деловых игр возникают проблемные ситуации и дискуссии, которые трудно создаются на обычном практическом занятии.
Нестандартные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес является стимулом познания и мотивирует процесс обучения.
Игровые технологии можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе. Безусловно, каждый учитель может внести в деловую игру свои изменения, свои поправки в зависимости от конкретных условий, а сами деловые и профессиональные игры можно использовать на протяжении изучения всего курса химии.
"4
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 7-е изд. - М.: Университетское, 2002.
THE ROLE OF GAME TECHNOLOGIES IN TRAINING THE FUTURE
TEACHER OF CHEMISTRY
© 2008 L.V.Panfilova, L.G.Safina
Samara state pedagogical university
The title of the article is «The role of game technologies in training the future teacher of chemistry». In this article the need for the instruction of future teachers of chemistry in play technologies is revealed, as well as the need for their application at the lesson. The means of achieving this goal is the introduction into the higher school of the special course «Playing technologies at the lesson of chemistry».