ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378
Сагадеев В.В., Эвранова С.Р.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОМЕТРО - ГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
В статье ставятся вопросы актуальности планирования самостоятельной работы студентов, результатом которых является индивидуальный творческий подход, сформированный преподавателями геометро-графических дисциплин.
Ключевые слова: профессионализм, планирование самостоятельной работы, образовательная практика, интеллектуальные возможности.
Основными задачами российского профессионального образования на период до 2015 г. являются подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способность к эффективной работепо специальностина уровне мировых стандартов, готовность к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности,
Учебный процесс по начертательной геометрии включает следующие формы обучения: лекции, практические занятия, выполнение индивидуальных графических заданий, самостоятельную работу, контроль знаний по темам курса, экзамен.В преподавании общетехнических и специальных дисциплин широко используются средства зрительной наглядности: модели, макеты, схемы, таблицы, графики и т.д. Однако при чтении лекций по начертательной геометрии для потока в 100 студентов невозможно использование моделей и плакатов с наглядными изображениями [1]. Поэтому в качестве носителей зрительной учебной информации, используемой студентами, предлагается печатный раздаточный материал. По целям, которые достигаются при использовании раздаточного материала, его можно разделить на наглядные изображения и печатную основу чертежей.
При изучении способа получения изображений геометрических объектов на плоском чертеже наглядные изображения несут самостоятельную смысловую нагрузку. Например, наглядные изображения необходимы при объяснении получения проекций точки, прямой, плоскости, многогранников, поверхностей. Они, как правило, громоздки и требуют много времени и умения для воспроизведения их студентами в тетради. Благодаря использованию раздаточного материала удается в известных пределах увеличить темп изложения учебного материала, а это, соответственно, позволяет преподавателю сэкономленное время использовать для диалоговой формы ведения лекции.
В более сложных разделах курса лекций (например, в темах построения линии пересечения поверхностей, разверток поверхностей) наглядные изображения являются вспомогательными при объяснении теоретического материала, на них поясняется логическая сущность теории и общий принцип решения задачи, а основную нагрузку в этих лекциях несет раздаточный материал в виде «слепых» чертежей. Преподаватель определяет тему лекции, излагает теоретическую основу очередного раздела лекции, новые формулировки и вытекающую из этого постановку проекционной задачи. Изложение сопровождается ссылкой на имеющиеся у студентов наглядные чертежи, на которых поясняется сущность теории и последовательность решения общих основных задач. Наглядные изображения способствуют пространственному представлению условий задачи, так как никакие построения в начертательной геометрии не следует выполнять механически [2].
Лектор на заготовленном заранее на доске наглядном изображении, аналогичном чертежам раздаточного материала, дополняет наглядный чертеж необходимыми построениями. Студенты повторяют эти построения на предложенном им к этой теме наглядном изображении. Затем лектор на заготовленном проекционном чертеже завершает объяснение принципа решения, также дополняя его необходимыми построениями, студенты выполняют построение на имеющейся у них плоской основе проекционного чертежа. Построения лектор сопровождает записью алгоритма решения, а студенты записывают данный алгоритм в своем раздаточном материале, где для этой цели рядом с графическим условием оставлены поля.
Благодаря применению раздаточного материала время, которое студенты обычно затрачивают на не всегда качественное воспроизведение исходного чертежа, можно использовать для введения элементов про-
блемной лекции, главная цель которой приобретение знаний студентами самостоятельно. В традиционной лекции мы логически подводим студентов к решению различных задач. При использовании же раздаточного материала студент получает сразу несколько печатных типов условий различных задач. После того, как лектор разъясняет один из способов решения задачи, студенты должны выбрать тот чертеж, где решение может быть выполнено именно этим способом, и обосновать выбор. Этот выбор осуществляется студентами под руководством лектора и этот процесс содержит элементы творчества [3].
Любая творческая работа, в том числе и учебная, должна включать в себя деятельность, связанную с изучением и переосмыслением имеющегося опыта, анализом технических прототипов, аналогов, преобразованием исходных данных. При разработке системы творческих задач по инженерной графике следует смоделировать условия, которые требовали бы от студента выполнения перечисленных действий. Естественно, в каждом конкретном случае они выступают в разных сочетаниях и пропорциях, развивая различные стороны творческого мышления, однако каждой задаче характерно общее качество: алгоритм ее решения неизвестен студентам, хотя для решения имеются все необходимые данные. Обязательной особенностью творческих задач является многовариантность их решения, так как в этом случае возникает индивидуальный поиск, логическим завершением которого и является субъективно новый результат.
Современные компьютерные технологии позволяют резко повысить доступность восприятия теоретических основ начертательной геометрии, эффективность учебного процесса. Студенты широко используют для самостоятельного изучения доступные в интернете электронные учебники, где текстовая информация сопровождается анимационными роликами. Однако возникает реальная опасность замены сути информации способом ее подачи и аудитория, отбросив ручки и карандаши, превращается из активного участника образовательного процесса в пассивного наблюдателя, рассматривающего картинки и эффекты. Особенности восприятия требуют постоянной смены форм подачи материала: необходимо использовать учебный материал в виде анимации и рисунков [4].
Из наглядности необходимо научиться извлекать информацию о способах решения задач, последовательности выполнения действий, наглядность должна наталкивать студента на обобщения и постановку новых задач, другими словами, развивать интеллектуальные творческие и познавательные спо-
собности студентов. Но необходимо найти ту грань, где наглядность не заменяла бы способность оперирования проекциями геометрических образов. Метод преподавания начертательной геометрии с использованием компьютерных технологий как средства, заменяющего традиционную форму обучения, находит все большее применение.
Требования, предъявляемые к объему изучаемого материала и времени, отводимому для усвоения этого материала, противоречивы. Объем материала растет, а количество часов, отводимых на усвоение этого материала, чаше всего уменьшается. Например, в настоящее время даже на механическом факультете Казанского национального исследовательского технологического университета объем лекций по начертательной геометрии сокращен до 26 часов, а практических занятий до 28 часов. Поэтому появляется проблема разработки эффективных технологий обучения, учитывающих условия и ограничения реального процесса обучения в современном технологическом ВУЗе.
Большая роль в освоении предлагаемого учебного материала отводится самостоятельной работе студентов, где наряду с пространственнографическим представлением и осмыслением учебного материала они развивают своё творческое мышление и профессиональный потенциал, являющийся актуальным в дальнейшей деятельности будущих специалистов. Основная ответственность в данном вопросе лежит на преподавателях вузов, которые должны стимулировать в них инициативу и творческую активность.
Для самостоятельной работы студентов при изучении любой дисциплины, в том числе и геометро-графических дисциплин, составляет 50% от всех часов отводимых на обучение. Студенты не всегда понимают, что самостоятельная работа - это важная составляющая в процессе образования. Аудиторных часов, как правило, бывает недостаточно для того, чтобы дать студентам весь учебный материал в полном объеме. Поэтому необходимо подготовить и нацелить студента на самостоятельное, более глубокое овладение знаниями по предмету. Этот процесс требует соответствующей реорганизации учебного процесса, модернизации учебно-методической документации, разработки новых дидактических подходов для самостоятельного освоения учебного материала, поэтому возрастает та часть работы преподавателей, которая находит отражение в их индивидуальных планах в части, касающейся учебно-методической работы [5].
Роль самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает: освоение учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов, при этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литературой и ее доступность для обучающихся; внедрение в учебный процесс новых технологий, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал; совершенствование текущего контроля работы студентов, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования; совершенствование методики проведения практик и научноисследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.
Ввиду важности проблемы и с учетом вышеизложенного Министерство образования и науки РФ рекомендует: определить формы и методы реорганизации учебного процесса с сокращенной долей аудиторных занятий и повышением качества образовательного процесса; разработать инструктивные материалы для профессорско-преподавательского состава, регламентирующие учебный процесс в вузе и ориентирующие на методические и организационные решения, усиливающие рольи значение самостоятельной работы студентов; организовать обмен опытом по совершенствованию самостоятельной работы студентов.
На сегодняшний момент серьезных функциональных изменений стиля учебы в российских вузах пока не произошло. Учебные занятия являются направляющими и играют главную роль по отношению к самостоятельной работе студентов, а деятельность преподавателя в учебнопедагогическом процессе остается ведущей.
Обращение к вопросу о наличии в вузах программ обучения самостоятельной работе студентов позволило установить, что такая программа должна включать: диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в вузе; определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности, объективную оценку свободного от посещения учебного заведения времени; определение цели самостоятельной работы (ближайшей и отдаленной), то есть полученные ответы на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности; самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснова-
ние этого выбора для себя; разработка конкретного плана долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы; определение формы и времени самоконтроля.
Реализация программы связана с определенными технологиями учения, которыми должен владеть и пользоваться каждый студент: технологией самовосприятия и самооценки; технологией самоуправления; технологией работы на аудиторных занятиях; технологией научной организации студенческого труда.
Итак, эффективность самостоятельной работы студентов может быть обеспечена оптимальным решением нескольких задач: планирования; научной организацией учебного труда студентов при использовании различных методов и средств обучения; управления самостоятельной работы и её контролем. Кроме того, анализ образовательной практики показывает, что эффект от самостоятельной работы студентов можно получать тогда, когда она организуется и реализуется в учебнопознавательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы и формы обучения в вузе.
Изучение опыта работы вузов свидетельствует, что можно выделить четыре этапа самостоятельной работы:
1. Формирование у студентов умений накапливать и закреплять знания в процессе обучения. В качестве самостоятельных работ данного этапа чаще всего используются домашние знания - работа с учебником, конспектами лекций и т.д.
2. Формирование знаний, позволяющих решать типовые задачи. Познавательная деятельность студентов заключается в простом использовании результатов репродуктивной учебной деятельности. К самостоятельным работам такого характера при изучении геометро-графических дисциплин относятся отдельные этапы практических занятий.
3. Формирование у студентов знаний, лежащих в основе решения нетиповых задач. Задания этого типа предполагают поиск, формулирование и реализацию идеи решения, что всегда выходит за пределы накопленного формализованного опыта и требует от студента варьирования условий задания и усвоенной ранее учебной информации. Типично для такого рода самостоятельных работ студентов контрольные, олимпиадные работы.
4. Создание предпосылок для творческой деятельности. Этот этап самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий научно-исследовательского характера.
Задачи каждого вида самостоятельной работы студентов будут соответственно разными, но в целом преподаватель должен заранее выстроить ее систему, учитывая все виды, цели, отбирая учебную информацию и средства педагогической коммуникации, продумывая роль студента в самостоятельной работе и своё участие в ней.
Одним из главных противоречий современной образовательной практики является то, что студент, выбрав себе специальность (то есть профессионально определившись), тем не менее, не достаточно активен в учении ине всегда способен самостоятельно организовать собственную учебно-познавательную деятельность, Поэтому задача преподавателя -помочь студенту не только правильно организовать его учебную деятельность, но и грамотно сориентировать на самостоятельную работу, указав на её не последнюю роль в организации учебного процесса в целом. Не менее важно, чтобы каждый преподаватель чётко знал нормы времени, необходимые студентам на выполнение того или иного задания в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
В заключение отметим, что самостоятельная работа студентов как специфическая форма учебной деятельности требует особого внимания со стороны каждого педагога. Как показало исследование, организация самостоятельной работы студентов находится в прямой зависимости от подготовленности к ней самого преподавателя. Это подчеркивает важность организующей и управляющей функций преподавателя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.
Источники
1. Кирсанов Л.Л., Иванов В.Г., Кондратьев В.В. Методологические проблемы инженерной недаго-гики как самостоятельного направления профессиональной педагогики//Вестник Казан. технол. ун-та. 2Q1Q. №4. С.228-249.
2. Кирсанов Л.Л., Жураковский В.М., Приходько В.М., Федоров И.В.Методология инженерной педагогики М.: МЛДИ (ГГУ); Казань: КПУ, 2007.215с.
3. Кирсанов Л.Л., Жураковский В.М., Приходько В.М., Федоров И.В. Основы инженерной педагогики. М.: МЛДИ (ГГУ); Казань: Изд-во КГГУ, 2007. 498 с.
4. Качуровская Н.М. Проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометро-графических дисциплин// Научно-методические проблемы графической подготовки в техническом вузе на современном этане. Лстрахань, 2Q1Q. С.81-84.
5. Иващенко Г.Л., Блинова T.K Гуманизация геометро-графической подготовки специалистов технического профиля // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. Екатеринбург: Изд-во УрГУ. Выпуск 25-26. 2009. №62.С.113-117.
Зарегистрирована 30.11.2011 г.