Научная статья на тему 'РОЛЬ И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСКУРСИЮ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ'

РОЛЬ И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСКУРСИЮ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
405
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / ГОРОД УФА / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСКУРСИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЭКСПОНАТУРА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Веселова Д. Ф., Комина А. И.

В данной статье внимание акцентируется на использовании интерактивных и мультимедийных технологий, являющихся одним из добавочных средств организации музейного пространства и экскурсий; обосновывается это тем, что, в связи с развитием интеллектуальных информационных технологий в настоящее время, появляются многочисленные нововведения в различных сферах деятельности. В статье рассмотрены основные виды цифровых технологий, которые уже используются в музейном пространстве, а также предложены возможные варианты их использования для повышения аттрактивности экскурсионных объектов. Помимо перечисленных преимуществ и качеств применения изучаемых технологий, в работе рассматривается конкретный пример и подробно описывается методика внедрения мультимедийных технологий. Туристической индустрии постоянно приходится адаптироваться под изменения внешней среды, обстановки, которая может колебаться в связи с определёнными ограничениями и мерами. Множество корректив внесла коронавирусная инфекция, о влиянии на туризм которой можно рассуждать достаточно длительное время. Но на данном этапе следует акцентировать внимание на оптимизации инновационных процессов и технологий, которые будут способствовать развитию как внутреннего, так и международного туризма. Часто многие направления туристической сферы прибегают к применению таких технологий, как мультимедийные и интерактивные. В первую очередь необходимо отметить, что мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, объединяющих в себе сразу текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Данным технологиям нашли широкое применение в музейном деле, и вот уже несколько лет мультимедиа пользуется большой популярностью среди разных поколений и возрастов. Однако стоит выявить в какой-то степени очевидную закономерность - более молодой аудитории будет привычнее воспринимать информацию не в письменном или печатном виде, а виртуально

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE AND MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN GUIDED TOURS, USING THE UFA CITY HISTORY MUSEUM AS AN EXAMPLE

This article focuses on the use of interactive and multimedia technologies as one of the additional means of organizing the museum space and excursions; it is justified by the fact that there are numerous innovations in various spheres of activity due to the current development of intellectual information technologies. The article deals with the main types of digital technologies which are already used in the museum space, and also offers possible variants of their use for increasing the attractiveness of excursion objects. In addition to the listed advantages and qualities of the studied technologies, the article considers a concrete example and describes in detail the methods of introducing multimedia technologies. The tourism industry constantly has to adapt to changes in the external environment, an environment that can fluctuate due to certain constraints and measures. The coronavirus infection, the impact of which on tourism can be argued for quite a long time, has made many adjustments. But at this stage, the focus should be on optimising innovative processes and technologies that will contribute to the development of both domestic and international tourism. Often, many tourism destinations resort to the application of technologies such as multimedia and interactive. First of all, it should be noted that multimedia is the interaction of visual and audio effects under the control of interactive software using modern technical and software tools, combining text, sound, graphics, photos, video in a single digital representation. These technologies have found wide application in museums, and for several years now multimedia has enjoyed great popularity among different generations and ages. However, there is an obvious pattern to a certain extent - a younger audience will be more accustomed to perceive information virtually rather than in written or printed form.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСКУРСИЮ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ»

Regional development

Веселова Д.Ф. Veselova D.F.

старший преподаватель кафедры «Туризм,

гостиничный и ресторанный сервис», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

Комина А.И. Котта А.1.

студент кафедры «Туризм, гостиничный

и ресторанный сервис», ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

УДК 069.53:004.032.6

DOI: 10.17122/2541-8904-2022-3-41-117-124

РОЛЬ И ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСКУРСИЮ НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРОДА УФЫ

В данной статье внимание акцентируется на использовании интерактивных и мультимедийных технологий, являющихся одним из добавочных средств организации музейного пространства и экскурсий; обосновывается это тем, что, в связи с развитием интеллектуальных информационных технологий в настоящее время, появляются многочисленные нововведения в различных сферах деятельности. В статье рассмотрены основные виды цифровых технологий, которые уже используются в музейном пространстве, а также предложены возможные варианты их использования для повышения аттрактивности экскурсионных объектов. Помимо перечисленных преимуществ и качеств применения изучаемых технологий, в работе рассматривается конкретный пример и подробно описывается методика внедрения мультимедийных технологий.

Туристической индустрии постоянно приходится адаптироваться под изменения внешней среды, обстановки, которая может колебаться в связи с определёнными ограничениями и мерами. Множество корректив внесла коронавирусная инфекция, о влиянии на туризм которой можно рассуждать достаточно длительное время. Но на данном этапе следует акцентировать внимание на оптимизации инновационных процессов и технологий, которые будут способствовать развитию как внутреннего, так и международного туризма. Часто многие направления туристической сферы прибегают к применению таких технологий, как мультимедийные и интерактивные. В первую очередь необходимо отметить, что мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, объединяющих в себе сразу текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Данным технологиям нашли широкое применение в музейном деле, и вот уже несколько лет мультимедиа пользуется большой популярностью среди разных поколений и возрастов. Однако стоит выявить в какой-то степени очевидную закономерность - более молодой аудитории будет привычнее воспринимать информацию не в письменном или печатном виде, а виртуально.

Ключевые слова: инновации, интерактивные и мультимедийные технологии, внутренний туризм, город Уфа, музейные экскурсии, цифровизация, экспонатура.

Региональное развитие

THE ROLE AND IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE AND MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN GUIDED TOURS, USING THE UFA CITY HISTORY MUSEUM AS AN EXAMPLE

This article focuses on the use of interactive and multimedia technologies as one of the additional means of organizing the museum space and excursions; it is justified by the fact that there are numerous innovations in various spheres of activity due to the current development of intellectual information technologies. The article deals with the main types of digital technologies which are already used in the museum space, and also offers possible variants of their use for increasing the attractiveness of excursion objects. In addition to the listed advantages and qualities of the studied technologies, the article considers a concrete example and describes in detail the methods of introducing multimedia technologies.

The tourism industry constantly has to adapt to changes in the external environment, an environment that can fluctuate due to certain constraints and measures. The coronavirus infection, the impact of which on tourism can be argued for quite a long time, has made many adjustments. But at this stage, the focus should be on optimising innovative processes and technologies that will contribute to the development of both domestic and international tourism. Often, many tourism destinations resort to the application of technologies such as multimedia and interactive. First of all, it should be noted that multimedia is the interaction of visual and audio effects under the control of interactive software using modern technical and software tools, combining text, sound, graphics, photos, video in a single digital representation. These technologies have found wide application in museums, and for several years now multimedia has enjoyed great popularity among different generations and ages. However, there is an obvious pattern to a certain extent - a younger audience will be more accustomed to perceive information virtually rather than in written or printed form.

Key words: innovations, interactive and multimedia technologies, domestic tourism, Ufa city, museum tours, digitalization, exhibits.

Мультимедиа активно развивается и рождает всё больший интерес к изучению как истории своей Родины, так и в целом мировой истории; она может стать значительным толчком для социально-культурного развития. К примеру, организация экспозиционного пространства Республики Башкортостан находится в постоянном развитии и с каждым годом привлекает большое количество посетителей как из многочисленных районов изучаемого региона, так и из других городов Российской Федерации. Инновационные средства всё чаще используются в музейной практике для более полного и широкого представления имеющегося материала [1]. Информация также хорошо воспринимается и усваивается визуально; к тому же подобные технологии могут оставить яркие впечатления, которыми посетители делятся с близкими и окружающими их людьми. Как виртуальные (или с дополненной реальностью) экскурсии, так и перечисленные выше технологии направлены на усиление турпотока и

увеличение количества посещений музеев. Во многих музеях можно встретить автоматизированные компьютерные системы, содержащие основную информацию о коллекциях и экспонатах, представленных на выставках. Грамотный подход и уместное сочетание двух сред - виртуальной и материальной - может помочь достигнуть отличного результата в связи с внедрением инноваций в выставочное пространство, которые как нельзя кстати вписываются в окружающий интерьер и обстановку [2]. Технические возможности различных программ, представляющих собой аудио-, видеоматериалы, позволяют почувствовать и всецело проникнуться атмосферой прошлого или будущего (в зависимости от тематики экскурсии). Это происходит по той причине, что наряду с аутентичными музейными экспонатами взору открываются компьютерные реконструкции, фотографии, схемы расположения определённых объектов, которые, по ряду причин, уже невозможно увидеть воочию [3].

Regional development

Ярким примером использования мультимедийных экспозиций является Музей истории города Уфы. Он открыл свои двери 13 сентября 2019 года и практически сразу же обрёл большую популярность среди гостей и жителей столицы Башкортостана. Он также имеет удобное и выгодное территориальное расположение, поскольку находится в культурно-историческом центре Уфы [9].

Современный музей представляет собой симбиоз традиционных методик показа экспонатов и технологий мультимедиа. Состав музея достаточно прост и понятен: в нём четыре экспозиционных зала, в каждом представлен один исторический блок. Первый блок посвящен периоду с XVI по XVII век, который отражает историю основания города; представлен подробный, воссозданный по описаниям и схемам, макет Уфимской крепости. Во втором блоке можно наблюдать за развитием Уфы в промышленном секторе и увидеть архитектурные преобразования нескольких веков. В третьем блоке также используются мультимедийные технологии: благодаря широкому панорамному экрану можно увидеть, как отразились события Гражданской войны на промышленном строе, его развитии, а также можно посмотреть короткометражный документальный фильм о Великой Отечественной войне, в котором повествуется об эвакуации, достижениях эпохи строительства коммунизма и о современном развитии города, новых производствах и построении общественных, экономических и политических отношений и связей. Четвёртый блок несколько отличается от других, поскольку в нём можно ознакомиться с будущим, конкретно - с виртуальным планом генерального развития Уфы до 2050 года.

Около гардероба посетителей встречает первая интерактивная карта в широкоформатном виде: для полноты картины на самой представленной местности можно заметить рельефные выпуклости, олицетворяющие собой горы и прочие возвышенности. Карта города постоянно видоизменяется, также внутри неё установлена светодиодная подсветка. Начинается история со стоянок эпохи мезолита, поэтому информация на табло

постоянно меняется, при этом шрифт и буквы грамотно оформлены и хорошо видны.

Следующим виртуальным «помощником» служит информационная таблица с красочными иллюстрациями, в которых отражается момент присоединения части территории современной Башкирии к русскому государству в 1557 году. Помимо интерактивных досок, здесь установлен макет Уфимского кремля, максимально приближённый к реальности. Точная детализация не может не удивлять посетителей музея; даже деревянные стены кремля оформлены так, словно это просто живая конструкция, просто уменьшенная в размерах.

Один из интерактивных экранов выполнен в виде большой старинной книги: необычное сочетание бумажного полотна и виртуальных изображений на нём с краткой информацией о становлении Уфы крупным мегаполисом России поражает и оставляет массу положительных впечатлений. Помимо музейных экспонатов и воссозданных комнат, кухонь, одежды того времени, стилистика и интерьер которых с поразительной точностью передают атмосферу быта прошлых веков, здесь также присутствуют многочисленные сноски в электронном варианте, повествующие о том, какие предметы используются для воссоздания определённых образов.

Во всех залах музея расположено несколько интерактивных стендов с подробной информацией о том, как выглядела Уфа в дореволюционное время. Посетителю необходимо выбрать интересующую его вкладку, к примеру «кинотеатры», и перед ним сразу же открывается множество зданий с соответствующей тематикой, со своей историей и стилем архитектуры. Благодаря данным технологиям можно ознакомиться с теми культурными и историческими объектами, которых уже не существует, или же они были отреставрированы и поменяли свой внешний облик. Также, используя подобный интерактивный стенд, можно подробнее изучить другие не менее интересные вкладки: «Уфа театральная», «Уфа спортивная», «Уфа транспортная», «Уфа религиозная», «Уфа зелёная» и многие другие [9].

Помимо интерактивного Музея истории города Уфы в столице Башкортостана есть парк, носящий название «Россия — Моя история». Это первый региональный парк в составе масштабной федеральной сети. С момента открытия данный парк посетило уже большое число туристов. Помимо интересных экспонатов посетителям предоставляется возможность ознакомиться с историей России начиная с далёкой древности. Можно также отнести сюда четыре экспозиции, представленные в виде исторических эпох и династий: начиная от Рюриковичей и оканчивая современностью, при этом охватывая даже революционное и военное время. Тематика экспозиций подобрана и соткана исключительно из достоверных источников, среди которых присутствуют документальные материалы, найденные и извлечённые из архивных исторических фондов.

После посещения данного парка посетители смогут самостоятельно сделать вывод о роли и необходимости тех или иных событий в истории становления России сверхдержавой. Благодаря применению современных мультимедийных и интерактивных технологий парк является уникальным для Уфы образовательным и научно-историческим объектом.

Помимо того, что данные технологии вызывают большой интерес у взрослых посетителей, они также привлекают внимание детей и подростков - современных и идущих в ногу с инновациями, им интересно познакомиться с подобного рода планшетами с исторической информацией.

В ходе исследования также было выявлено, что применение цифровых технологий стремительно охватывает многочисленные сферы деятельности - и именно музеи стремятся сохранить историю предметов и достижений, но при этом не отставать от прогресса. Мы можем наблюдать, что такой креативный подход в преподнесении материала переходит на следующий этап в связи с введением мультимедиа в привычную нам культуру. В дальнейшем внедрение современных технологий улучшит визуальное восприятие информации и возродит интерес к истории,

Региональное развитие

откроет взгляд на исторические события с другого ракурса.

Безусловно, поход в музей - важнейшая часть исторического и культурного обмена, и дабы у посетителя не возникало сложностей с восприятием материала, новейшее оборудование оснащено всеми необходимыми настройками, входящими в общую комплектацию. Если перед экскурсоводом стоит задача визуальной передачи красочного материала, то с этим эффективно справится интерактивная доска или панель; для того чтобы гости могли самостоятельно изучить интересующие их объекты, подойдёт планшет для индивидуальной работы. Для максимального удобства многие приборы имеют сенсорный экран, благодаря которому можно рисовать и даже делать надписи на полотне - это очень важные вспомогательные средства, ведь личное участие всегда порождает больше впечатлений у посетителей [3, 5].

Для того чтобы определённый музей исправно функционировал, его деятельность должна быть направлена не только на сохранение редчайших и исторически значимых экспонатов, важно также соблюдать правила грамотной подачи информации. Уместное использование интерактивных технологий значительно структурирует работу в экспозиционном пространстве, в первую очередь в образовательном направлении и обязательно - в коммуникативном [6, 7]. Исходя из данных умозаключений, можно выделить несколько рекомендаций, которые могут сыграть значительную роль в повышении качества работы и увеличении конкурентоспособности традиционного музея:

• необходимо, чтобы музей был оснащён дополнительным оборудованием, однако набор дополнений зависит от вида самого применяемого оборудования и сферы [4];

• использование мультимедиа и наличие сенсорного дисплея. Экскурсанты всецело погружаются в историю, при этом взаимодействуя с материалом на мониторе и собственноручно изменяя его;

• электронная ручка или перо, которые при соприкосновении с интерактивным оборудованием выполняют различные заданные

Regional development

команды и способны реагировать на любые жесты или прикосновение пальцев.

Также было выявлено, какие первостепенные задачи сможет решать интерактивное оборудование, безусловно, это зависит от моделей, специализации и области его применения.

В новых музеях интерактивные технологии применяют также и в макетировании экспонатов или дестинаций. Поверх цифрового стола наносится максимально детализированная (насколько это возможно) карта местности, после чего экскурсантам предоставляется возможность прохождения маршрута экспедиций онлайн; также посетители изучают географическую составляющую и перемещаются внутри виртуального мира. Интерактивность развивает интерес к обучению и делает процесс живым [8]. Особенно активно можно применять данную технологию в работе со школьными группами.

Несмотря на то, что многие музеи имеют достаточно обширную оснащённость в плане антиквариата, всё равно многие объекты и материалы остаются в ограниченном количестве - эту проблему с лёгкостью могут решить современные технологии. Не всегда удаётся получить необходимые экспонаты в нужном виде и количестве, поэтому для музея с редкими экспонатами использование цифровых технологий - это настоящее спасение, ведь сканирование в трёхмерном формате способно с лёгкостью проанализировать нужный элемент и воспроизвести почти оригинальную, объемную копию. Работа по той же схеме может проводиться в случае, если предмет невозможно физически перенести: наскальный рисунок или редкий отпечаток.

Если же в музее проводятся различного рода мероприятия, научные конференции и встречи, то при выступлениях на публику без применения цифровых технологий точно не обойтись, к ним относятся и презентации, и транслирование видео в формате настоящего времени. Система виртуального опроса значительно облегчает работу с аудиторией во время проведения экскурсий, когда проводят голосование и собирают необходимую информацию о каждом экскурсанте в ограниченный срок. Это весомо упрощает ситуацию

- как правило, в портативные устройства автоматически встроена система со списком вопросов и вариантами противоположных по смыслу ответов. Система самостоятельно суммирует результаты, что позволяет сохранить временные ресурсы, отведённые на проверку вживую, и снижает вероятность ошибки, потенциально допускаемой из-за человеческого фактора. Компьютерный интеллект анализирует и подытоживает то, на какую именно научную сферу работнику музея следует сделать больший упор [7].

Таким образом, сквозные технологии, такие как Интернет вещей, VR и AR, искусственный интеллект и робототехника, активно проникают в сферу экскурсионных услуг, давая возможность создавать у участников экскурсий новые и яркие впечатления.

Весьма популярным нововведением являются AR-технологии (Augmented Reality), с помощью которых образовывается дополненная реальность. Посредством встроенной программы на устройстве появляются дополнительные кибернетические объекты или звуковые эффекты, которые как бы накладываются на реальный мир. Элементы, создающие эффект присутствия, тесно связаны по своему назначению с интерактивными, но главное отличие заключается в том, что первые являются более усовершенствованными. Такие технологии временно изменяют пространственное мышление и погружают в мир виртуальных иллюзий, конечно же, с сопровождением вспомогательных составляющих, предусмотренных для усиления изменённой реальности (звуковое сопровождение, микрофон и прочее). Необычный подход к показу музейных экспозиций получил широкое распространение в разных странах и вот уже активно применяется в научно-образовательных областях [2, 4].

Основными недостатками и ошибками, совершаемыми при использовании иммер-сивных технологий, является то, что их достаточно тяжело совмещать без необходимых знаний в области цифровых технологий. Необходимо соблюдать грамотные пропорции использования мультимедиа в музейной среде, избегая как навязчивого модернизма, так и повышая информативность культур-

ного дома. Нередко происходит такое, что инновационные объекты не всегда уместно вписываются в исследуемую среду, так как могут отвлечь внимание экскурсантов от основной идеи инсталляции и повредить информативности. Музей без удобной и мобильной системы управления также рискует при приобретении разрозненного оборудования, ведь это может привести к различного рода последствиям, к примеру, неправильному его функционированию. Чтобы не допускать дезинформации, необходимо идти в ногу со временем и постоянно уделять внимание контенту, следить за общественными обновлениями. Техническим работникам подобных музеев следует размещать мультимедийные технологии по заранее созданному плану или проекту во избежание дисгармонии с экспозицией, с основным художественным замыслом, поскольку это также может сказаться на работе вспомогательных интерактивных инсталляций [10].

Обязательно стоит учитывать сразу несколько факторов, чтобы добиться грамотного размещения интерактивных технологий; тип экспозиции и тип посещения являются главными составляющими установки мультимедиа. В музеях с редкой с исторической точки зрения экспонатурой внимание посетителя всецело сосредоточено на объекте. В случае отсутствия рядом экскурсовода гостю может потребоваться дополнительная справка о предмете. Более уместным вариантом для поверхностного изучения будет электронная этикетка к экспонату; также можно разместить особые зоны или места для более глубокого погружения и изучения объектов, только делать это нужно отдельно от экспозиции.

Широко и часто применение такого рода технологий используется в познавательных и

Региональное развитие

научно-технических музеях, чего нельзя сказать о художественных, ведь в последних существуют некоторые сложности в сочетании информации с интерактивными инсталляциями. Но, бесспорно, их использование делает процесс изучения экспонатов более увлекательным [10].

Стоит также отметить, что типы и мотивы посещения могут отличаться между собой: здесь речь идёт в первую очередь о сценариях интерактивных инсталляций, которые несут в себе ряд особенностей и различий: они могут быть предназначены как для группового, так и для семейного и даже индивидуального посещения. Экскурсионные группы в России всё ещё остаются одним из основных и главных источников потока посетителей во многих музеях; в этом случае подходящим решением с использованием интерактивных технологий могут стать специально выделенные под просмотр фильмов залы, интерактивные столы с увлекательными заданиями для всей группы и так далее.

В результате изучения различных источников по рассматриваемой теме мы пришли к выводу, что помимо уфимских интерактивных музеев есть множество других музеев, схожих по виду деятельности и наполнению, методам показа различных исторических событий и объектов. В связи с активным развитием 1Т-технологий популярность музеев резко возросла, ведь мультимедиа значительно помогают разбавить традиционные взгляды на способ показа экспонатов. Посетители остаются под впечатлением ещё долгое время после экскурсии, получая возможность окунуться в исторические события, а иногда и виртуально стать их героями, что формирует впоследствии высокий рейтинг и конкурентоспособность музеев.

Список литературы

1. Ванеева О.В. Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства [Электронный ресурс] URL: https://www.oxford-leamersdictionaries.com/ (дата обращения 11.04.2022) https://cyberleninka.ru/article/n/

kompleksnoe-ispolzovanie-interaktiv-nyh-tehnologiy-v-ramkah-muzeynogo-prostran-stva 2. Гарибова А.Д., Михеева М.М. Медиа-тренды в музеях // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 400-405. — URL: https:// moluch.ru/archive/151/42953/ (дата обращения: 11.04.2022)

Regional development

3. Глущенко Л.И. Интерактив на музейных площадках. Электронный ресурс. URL: [https://museum-murom.ru/scientific-work/ materialy-konferencij-muzeya/ezhegodnaya-otchetnaya-konferenciya/sbornik-konferen-cii-2011/glushhenko-l.-i.-interaktiv-na-muzej-nyh-ploshhadkah] (дата доступа 19.04.2022).

4. Зоологический музей Республики Башкортостан URL: ttps://bashedu.ru/ zoologicheskiy-muzey (дата обращения: 21.04.2022)

5. Клементьева Н.В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение : электрон. журн. - 2018. - URL: https://srjournal.ru/2018/ id93/ (дата обращения: 11.04.2022)

6. Комаленкова Н.А. Специфика построения коммуникационной стратегии музея в эпоху цифровых технологий. - URL: http:// www.academia.edu/19814828/Специфика_ построения_ком (дата обращения: 11.04.2022)

7. Макушева О.Н., Щербинин Г.А. Информационные технологии в музейном деле // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 439-440. — URL: https://moluch. ru/archive/290/65908/ (дата обращения: 11.04.2022)

8. Матвеева Л.Д., Котова Т.П., Лебедев А.И., Хисамутдинова А.Ф. Проблемы музее-фикации индустриального наследия Южного Урала // Сервис plus. - 2018. - Т. 12. - № 2. -С. 24-35.

9. Муниципальное Бюджетное Учреждение «Музей истории города Уфы» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Электронный ресурс. URL: http://museum-ufa.ru/ (дата обращения: 11.04.2022)

10. Зарипова Д.Ф. Особенности подбора объектов показа при планировании загородных экскурсий для иностранных гостей // Туризм: гостеприимство, спорт, индустрия питания: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. - С.33-35.

References

1. Vaneeva O.V. Integrated use of interactive technologies within the museum space [Electronic resource] URL: https://www. oxfordlearnersdictionaries.com/ (accessed

11.04.2022) https://cyberleninka.ru/article/n/ kompleksnoe-ispolzovanie-interaktivnyh-tehnologiy-v-ramkah-muzeynogo-prostranstva

2. Garibova A.D., Mikheeva M.M. Mediatrends in museums // Young scientist. - 2017. -№ 17 (151). - P. 400-405. URL: https://moluch. ru/archive/151/42953/ (date of reference: 11.04.2022)

3. Gluschenko L.I. Interactive at museum sites. Electronic resource. URL: [https:// museum-murom.ru/scientific-work/materialy-konferencij-muzeya/ezhegodnaya-otchetnaya-konferenciya/sbornik-konferencii-2011/ glushhenko-l.-i.-interaktiv-na-muzejnyh-ploshhadkah] (access date: 19.04.2022).

4. Zoological Museum of the Republic of Bashkortostan URL: ttps://bashedu.ru/ zoologicheskiy-muzey (access date: 21.04.2022)

5. Klementyeva N.V. Information technologies in modern museum space // Scientific review: electronic journal. - 2018. -URL: https://srjournal.ru/2018/id93/ (date of accession: 11.04.2022)

6. Komalenkova N.A. Specificity of building a museum communication strategy in the era of digital technology. - URL: http://www. academia.edu/19814828/Спецн$нка_build_ com (date of reference: 11.04.2022)

7. Makusheva O.N., Shcherbinin G.A. Information technologies in museum work // Young scientist. - 2019. - № 52 (290). - P. 439440. - URL: https://moluch.ru/archive/ 290/65908/ (date of reference: 11.04.2022)

8. Matveeva L.D., Kotova T.P., Lebedev A.I., Khisamutdinova A.F. Problems of Museumification of Industrial Heritage of the Southern Urals // Service plus. - 2018. - Vol. 12. - № 2. - P. 24-35.

9. Municipal Budgetary Institution "Ufa City History Museum" Urban District Ufa Republic of Bashkortostan. Electronic resource. - URL: http://museum-ufa.ru/ (date of reference: 11.04.2022)

10. Zaripova D.F. Features of the selection of objects of demonstration in the planning of out-of-town tours for foreign visitors // Tourism: hospitality, sports, catering industry: materials of the II All-Russian scientific-practical conference. - Sochi: RIC FGBOU VPO "SGU", 2016. - P. 33-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.