ИСТОРИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. ЭТНОГРАФИЯ
¿14 Л4 ¿54 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ЛЧ ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿Й ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 ¿14 Й4 ¿14 ¿14 ¿14
Б01 10.24411/2223-0564-2018-10402 В.В. Ушницкий УДК 994: 316.47 (=512.157) "17/20"
РОЛЬ И МЕСТО ЯКУТСКОГО ВОЖДЕСТВА -ТОЙОНАТА 13 УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XVII В.
Аннотация
В статье речь идет о роли и месте тойоната внутри управленческой организации Российского государства в XVII15. В соответствии с теорией 1С. Маркса об общественно-экономических формациях, тойонат рассматривали как родовую аристократию, тойонов считали рабовладельцами и господствующим феодальным классом. В статье утверждается новая гипотеза, связывающая тойонат с определением вождества, популярного термина в западной науке. Якутский тойонат обладал признаками потестарно-политического института вождества, в нем существовало социальное и имущественное неравенство. Сравнение якутского тойоната с вождеством опирается на их роль типичного бигмена - распределителя благ. Автор статьи отмечает сходство между функциями и менталитетом якутских тойонов и родоплеменных вождей в постколониальных странах Океании и Африки.
Ключевые слова: титул, аристократия, якуты, предводители родов, вождество, феодализм, элита, знать
Vasily V. Ushnitskiy
THE ROLE AND PLACE OF THE YAKUT CHIEFTAINCY TOYONAT IN THE ADMINISTRATIVE INSTITUTION OF THE RUSSIAN STATE IN THE 17th CENTURY
Abstract
The article examines the role and place of toyonat in the administrative organization of the Russian state. In accordance with the theory of K. Marx about the socio-economic formations, the toyonat was considered as a clan aristocracy, toyons were considered slave owners and a dominant feudal class. The article asserts a new hypothesis linking toyonat with the definition of chiefdom, a popular term in Western science. The Yakut toyonat had the signs of a potestary-political institution of chieftaincy, there was social and wealth inequality. The comparison of the Yakut toyonat with the chieftaincy is based on the role of toyons as a typical bigg man - the distributor of goods. The author of the article notes the similarity of functions and mentality of the Yakut toyons with those of tribal leaders in the postcolonial countries of Oceania andAfrica.
Key words: title, aristocracy, the Yakuts, tribal leaders, chieftaincy, feudalism, tine elite, noblemen
Ушницкий Василий Васильевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора археологии и этнической культуры Северо-Востока (Сибири Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера (Сибирского отделения РАН (Якутск), e-mail: voma@mail.ru
Vasily V Ushnitskiy, Cand.Sc. (History), Senior Research Fellow, Sector of the Archaeology and Ethnic Culture of North lias tern Siberia, Institu te for the Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk:,), e-mail: voma@mail.ru
© УшшщкийВ.В., 2018
ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2018/4 (82)
РОЛЬ И МЕСТО ЯКУТСКОГО ВОЖДЕСТВА - ТОЙОНАТА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ.
15
Введение
В истории якутского народа в освоении Российским государством Северо-Восточной Азии якутский господствующий класс - тойоны сыграли огромную роль. Именно тойоны - владельцы огромных стад скота, челяди (хамначчыты) и рабов (кулуты) были хозяевами огромного Северного края. Они выступали в качестве основных плательщиков ясака и проявляли лояльность к Российскому правительству.
До прихода русских якуты жили в период распада первобытно-общинного строя, более точно обозначенного термином вождество, получившим распространение в западной науке. Термин вождество (англ. chiefdom) впервые употребил К. Оберг в работе «Типы социальных структур среди южноамериканских и центральноамериканских племен» (1955). В этом смысле якутский тойонат следовало бы сравнивать с полинезийскими бигменами или вождями индейских и африканских племен.
Результаты исследования
Гордый нрав якутских родовых вождей-тойонов оказал настолько сильное влияние на казаков, что термин тойон стали применять и по отношению к предводителям юкагирских и тунгусских родов. Этим термином казаки и промышленники в ХУШ-Х1Х вв. обозначали на Камчатке знатных ительменов, чукотских старшин и вождей племен американских индейцев, а также предводителей алеутов и эскимосов. В первой половине XIX в., благодаря работавшим на Российско-американскую компанию Г.И. Ше-лихова якутам и русским, термин тойон широко распространился среди американских алеутов, алютиков, тлинкитов в значении названия вождей племен и родов.
В русско-якутском словаре Э.К. Пекарского слово тойон происходит от древнетюркского Щип, означавшего монаха, буддийского священника1. Интересно, что др.-уйг. тойын, тойун 'буддийский монах'2 восходит к кит. дао 'путь (абсолют)' и жэнь 'человек', т.е. 'человек пути самосовершенствования; человек дао-пути'.
Согласно В.М. Никифорову, «слово тойон заимствовано из санскрита, ему придали религиозную окраску - 'буддийский монах'. Ауфи пере-
водит рассказ персидско-таджикского ученого Мохаммеда, в котором говорится о буддийских жрецах, обозначаемых на китайском языке той-нами» [1, с. 62]. В.М. Никифоров утверждает, что абсолютное большинство тойонов - это главы отдельных социумов, поэтому он подчеркивает интерпретацию Н.А. Баскаковым китаизма тойон как титула провинциального правителя [1, с. 62].
Тойоны выделились из предводителей родов, «историческими предшественниками тойонов XVII в. были представители патриархально-родовой аристократии, являвшиеся одновременно старейшинами и военными предводителями» [2, с. 131]. Подтверждение этому можно увидеть в документах XVII в.: «князец такой-то с родом своим», «родники» такого-то князца. Г.П. Баша-рин считал, что эти выражения, вместе взятые, в XVII в. обозначали всех жителей данной волости и уходили своими корнями в патриархально-родовое прошлое [2]. В письменных источниках отдельно встречаются термины тойон и князец. Последний, возможно, применялся в качестве перевода якутского термина тойон на русский язык.
С.В. Бахрушин, О.В. Ионова, Г.П. Баша-рин, Ф.Г. Сафронов придерживались точки зрения, согласно которой тойоны XVII в. являлись представителями патриархально-феодального строя. Их постоянным занятием в начале XVII в. Г.П. Башарин считает руководство скотоводческим хозяйством, а военные набеги на другие племена и роды относит к сезонному занятию [2]. Природные условия Якутии таковы, что военными действиями можно было заниматься только в летний период. В это время все население было занято заготовкой сена.
Есть мнение, что выбирать тойонов стали по указанию русских властей. Раньше должность тойонов была наследственной. Сами себя они называли также «лутчими людьми». Богатство не было главным признаком этой социальной категории. Среди них было много военных руководителей. Именно тойоны стояли во главе якутских ополчений. Военная власть тойонов базировалась не только на знатности происхождения, но и на прохождении обучения военному делу. В фольклоре сохранились почетные приставки к именам родоначальников и предводителей типа дархан, боотур, бёгё [3].
1 Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Т. 1. 2-е изд. М., 1959. 1280 стлб. Репринтное издание объемного словаря якутского языка.
2 Древнетюркский словарь. Ленинград: Наука, 1969. С. 572 (677 с.)
Под термином тойонат Ф.Ф. Васильев подразумевает всех должностных лиц, которым было вверено управление раннеякутским улусом. Он утверждал, что иерархическая терминология, присущая тойонату, была заимствована по большей части из тюркского и монгольского раннефеодальных обществ [4]. Многие якутские исследователи часто сравнивают якутские термины и социальный строй с древнетюркской и древнемонгольской феодальной организацией и титулатурой. Однако якуты на Средней Лене, оказавшись в сложных природно-климатических условиях, создали специфический арктический вид ведения скотоводства. Якутское скотоводство было оседлым со стойлово-пастбищной системой. Соответственно потестарно-политический строй якутского общества следует сравнить больше с системами оседлых обществ, чем кочевых вождеств.
Происхождение тойоната связывали с шаманством. Л.Г. Левенталь ярко охарактеризовал тойонат как «воинственная аристократия, сильная многочисленностью кровных родственных связей и организацией - аристократия жестокая и гордая, выводившая род свой от представителей якутского Олимпа, от знаменитых шаманов и шаманок» [5, с. 241]. Якутские тойоны вели «неустанную и ожесточенную войну... за скот, людей и лучшие места» против своих соседей и внутри самого племени [5, с. 242]. Гипотезу Л.Г. Левенталя можно опровергнуть тем фактом, что ойууны (шаманы) и тойоны существовали раздельно. По фольклорным источникам, знаменитые тойоны Нарекан (Кээрэкээн) и Бой-дон (Бордонг) - предводители сильных военных дружин (сэрии дьоно) - были знаменитыми шаманами. Но не всегда тойоны были шаманами и наоборот.
Происхождение тойоната также связывали с общим процессом классообразования у якутов, в основе которого лежала частная собственность на скот. С.А. Токарев придавал большое значение военной власти тойонов [6]. Их историческими предшественниками он считал исключительно военных предводителей. По его словам, тойоны не имели родового авторитета среди якутов [6, с. 135-168]. Действительно, якуты перед приходом русских переживали эпоху военной демократии. В фольклорных источниках это время обозначается как эпоха «кыр-гыс кэмэ» - время войн и сражений. Частыми были междоусобные раздоры из-за пастбищ и сенокосных угодий.
В то же время, по мнению С.А. Токарева, «якутские тойоны эпохи завоевания не были носителями судебно-административной власти для населения своих улусов» [6, с. 161]. Таким образом, он приходит к выводу, что «к поддержанию внутреннего порядка в своих улусах тойонат, как класс, не имел непосредственного отношения» [6, с. 161]. Существовал совет старейшин, который оказывал определяющее влияние на поддержание порядка внутри рода. Передача полномочий судебной и административной власти тойонам для управления волостями превратила их в государственных чиновников.
Тойонов определяли как рабовладельцев, представителей господствующего сословия -«класс рабовладельцев и скотовладельцев, ограничивавший свои отношения к свободному населению одними только военно-грабительскими набегами на него» [6, с. 157]. Анализ древнеякут-ского общества XVII в. позволяет утверждать, что рабовладельческие отношения получили в нем широкое развитие после прихода русских вместе с ясачной системой обложения, в связи с имущественным разложением общества и враждой между родами из-за осложнившихся земельных отношений.
В.Н. Иванов приходит к выводу, что тойоны XVII в. являлись потомками родовых старейшин. Происхождение тойоната он связывает с возникновением имущественного неравенства, процессом классообразования. Именно собственность на землю и скот являлась материальной основой публичной власти тойонов над улусным населением. В эксплуатации непосредственных производителей он видит постоянный источник их богатства [7].
С этим тезисом В.Н. Иванова можно поспорить. Богатые люди, у которых есть скот и земля, в источниках обозначены как баи - баай дьон. В 30-40-х гг. XVII в. тойоны не были обладателями больших стад крупного рогатого скота и лошадей. Так, Челай (в фольклоре - Чаллайы) -сын Тынины (Тыгын) имел 2-3 коровы, у руководителя всеякутского ополчения во время восстаний 1634 и 1642 гг. Мамыка (Мымах) были 21 лошадь и 42 головы крупного рогатого скота [7]. Тойоны стали владельцами больших стад крупного рогатого скота и лошадей в результате военных побед над другими родами, захвата их земель и скота. Так, знаменитый Нарекан (Кээрэкээн) - батулинский «князец» - захватил
РОЛЬ И МЕСТО ЯКУТСКОГО ВОЖДЕСТВА - ТОЙОНАТА В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ.
17
земли баягантайцев по р. Таатте, стал предком Таттинского улуса.
Прежде всего, якутские тойоны отождествляются с князцами. Еще предводители отрядов первых землепроходцев И. Галкин и П. Бекетов писали о наличии князцов среди якутов. Известными князцами из «казачьих донесений» были Еюк, Мымах, Буруха, Еттей, Откурай, Бозеко, Шора, Шуреняк, Ногуй, Оспек и др. По мнению В.Н. Иванова, «князцы» выступают перед служилыми людьми ответственными за: 1) определенную волость, 2) людей, проживающих на территории данной волости [7]. Однако иногда в одной волости было несколько князцов и тойонов, поэтому их сложно назвать предводителями определенного рода или административной волости. Так, в Кангаласской волости Тыгын (в документах - Тынина) и его многочисленные сыновья - Бордонг (Бойдон), Еюка (Бюк), Сахей имели вполне равную военную силу и количество скота. И поэтому более приемлемым является определение якутского рода (в документах -волости) в качестве клана и обозначение тойонов как вождей клана.
В волостях Борогонская и Намская было не более двух-трех князцов, что свидетельствует о большей сплоченности этих волостей. В Ханга-ласской волости А.А. Борисов насчитал 16 чел., носивших это звание на протяжении первых 30 лет колонизации Якутии Русским государством, в Мегинской - одиннадцать, в Бетунской -не менее девяти [3].
Перед нами стоит вопрос о наличии феодального строя у якутского общества на Средней Лене в XVII в. перед приходом русских. По мнению Г.А. Попова, на Лене якуты создали в миниатюре тюркское государство с бегами, кулами и тегином. У якутского народа стала складываться довольно сложная общественная организация со всеми признаками северного феодализма [8]. Данное утверждение не воспринимается в качестве определения древнеякутского общества. Казаки в первых своих донесениях писали о наличии на Средней Лене тайшей, видимо, сравнивая якутских тойонов с бурятскими феодалами. Но затем русские, возможно, отметили их коренное отличие и стали называть их только тойонами. Более того, этот термин стал применяться в отношении вождей примитивных обществ палеоазиатских народов и племен Северной Америки. Видимо, гордый и своенравный нрав якутских тойонов был вполне сопоставим с обликом
вождей кланов североамериканских индейцев, чукчей и ительменов.
А.П. Окладников пришел к выводу о том, что древнее якутское общество приняло черты «зрелого феодального образования с сюзереном во главе и подчиненными ему вассалами, «баронами» и «рыцарями» с определенной системой феодальных повинностей» [9, с. 95-122]. Якутских тойонов нельзя назвать феодалами. Только в XIX в. вместе с земельными отношениями, внедренными в якутское общество реформами М.М. Сперанского и учреждением Степной думы (1822 г.) стали вводить земельную ренту и другие формы феодальной эксплуатации зависимого населения. Передачу тойонами сенокосных угодий для пользования своим подчиненным нельзя назвать феодальной рентой.
Представление о существовании у якутов до прихода русских государственности, общественного строя, во главе которого стояли ханы и цари и у которых имелся трон, жезлы и прочие регалии, Г.П. Башарин относит к результату некритического использования фольклора, отличающегося большей долей художественного вымысла, а также увлечением проведением параллелей между социальными терминами и простыми словами в языках народов Центральной Азии [2]. С данной критикой якутского классика трудов предшественников можно полностью согласиться. Увлечение фольклорными сюжетами, которые сформировались в XIX - начале XX в., дает неверное представление о якутском обществе XVII в. Более правильным является ориентация на научные труды В.Н. Иванова и С.А. Токарева, которые исходят из анализа письменных документов.
Более приемлемым определением для состояния социального строя якутов перед приходом русских является термин вождество. В характеристике дорусского общества якутов из признаков вождества присутствуют ограниченные полномочия правителя, население от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч, социальное и имущественное неравенство, а такие как централизация, иерархия, эндогамная элита, редистрибуция по вертикали, общая идеологическая система, сакральный характер власти отсутствуют [11].
Следствием признания примата марксистского исторического материализма становится абсолютная неразличимость таких феноменов, как племя, вождество, территориальный военно-
политический союз племен, что лишает историков возможности хоть как-то объяснить процессы, произошедшие в догосударственный период истории.
Заключение
Родовая знать якутов - тойонат вместе с добровольным принятием российского подданства приступил к прямому закабалению рядовых общинников. Межродовые военные столкновения приводили к увеличению числа рабов и земельных угодий. Тойоны возглавляли дружины бооту-ров, обзавелись слугами-хамначчытами и рабами-кулутами из числа людей покоренного рода.
В отличие от более южных соседей, якуты до прихода русских не сталкивались с государственной властью, не находились в зависимости от кочевых феодалов. Происхождение термина тойон свидетельствует о нахождении южных предков саха в составе Древнеуйгурского каганата.
Потестарное общество якутов дорусского периода можно назвать вождеством. Якутские тойоны были не феодалами, а вождями своих кланов. Вождество определяется как промежуточная форма политической структуры, в которой уже есть централизованное управление и наследственная иерархия правителей и знати, существует социальное и имущественное неравенство, но ещё нет формального и тем более легализированного аппарата принуждения и насилия. Это мы видим и в изучении якутского тойоната. Существовала наследственная иерархия тойонов и социальное неравенство, но не было аппарата принуждения населения, характерного для развитых государств. Таким образом, вождество представляет собой политическую структуру, занимающую промежуточное положение между родоплеменной общиной и государством.
Вождество основано на социальном ранжировании, но в его структуре и управлении преобладают кровнородственные отношения, а статус индивидуума обусловлен тем, насколько близким родственником вождя он является. Так, статус тойоната в Кангаласском улусе определялся родственностью к Тыгыну, корни его рода восходили к прародителю Эллэю.
Анализ роли якутского тойоната XVII в. позволяет сравнивать их со статусом вождей кланов. Однако со временем поменялись функции тойоната. Они потеряли наследственную передачу власти, характерную для вождей; институт
дарения, присущий позднему тойонату, сближает их с функцией и ролью бигменов в социуме.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никифоров В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Формы фольклорной и книжной трансформации. Новосибирск: Наука, 2002. 208 с.
2. Башарин Г.П. История аграрных отношений в Якутии (XV-XVII - середина XIX в.). Т. 1. Аграрные отношения с древних времен до 1770-х годов. М.: Арт-Флекс, 2003. 448 с.
3. БорисовА.А. Социальная история якутов в позднее Средневековье и Новое время: (опыт комплексного исследования). Новосибирск: Наука, 2010. 272 с.
4. Васильев Ф.Ф. Раннеякутский улус: социальные и военные структуры // Этнос: традиции и современность: сб. науч. трудов. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. С. 16-24.
5. Павлинов Д.Н., Виташевский Н.А., Левен-таль Л.Г. Материалы по обычному праву и общественному быту якутов. Л., 1929. С. 242-243.
6. Токарев С.А. Общественный строй якутов XVII-XVIII вв. Якутск: Книж. изд-во, 1945. 414 с.
7. Иванов В.Н. Социально-экономические отношения у якутов. XVII век. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015 (1966). 468 с.
8. Попов Г.А. Тюркское государство на Средней Лене? Ранний общественно-экономический строй у якутов // Илин. 1996. № 3. С. 48.
9. Окладников А.П. Социальный строй предков якутов // Советская этнография. 1947. № 2. С. 95-122.
10. БорисовА.А. Ысыах Тыгына. Иркутск: Оттиск, 2018. 200 с.: ил. (Праздник Тыгына).
REFERENCES
1. Nikiforov, V.M. Stadii epicheskikh kollizij v olonkho. Formy fol'klornoj i knizhnoj transformatsii [Stages of Epic Collisions in Olonkho. Forms of Folklore and Book Transformation]. Novosibirsk: Nauka press, 2002. 208 p. (in Russ.).
2. Basharin, G.P. Istoriya agrarnykh otnoshenij v Yakutii (XV-XVII - seredina XIX v.). T. 1. Agrarnye ot-nosheniya s drevnikh vremen do 1770-kh godov [The History of Agrarian Relations in Yakutia (XV-XVII - the Middle of XIX Century). Vol. 1. Agrarian Relations since Ancient Times to the 1770s]. Moscow: Art-Flex, 2003. 448 p. (in Russ.).
3. Borisov, A.A. Sotsial'naya istoriya yakutov vpozd-nee Srednevekov 'e i Novoe vremya: (opyt kompleksnogo issledovaniya) [The Social History of the Yakuts in the
Late Middle Ages and Modern Times: (an Attempt at a Comprehensive Research)]. Novosibirsk: Nauka, 2010. 272 p. (in Russ.).
4. Vasiliev, F.V. Ranneyakutskiy ulus: sotsial'nye i voennye struktury [The Early Yakut Ulus: Social and Military Structures]. In: Etnos: traditsii i sovremennost': sb. nauch. trudov [Ethnos: Traditions and Modern Times: Proceedings]. Yakutsk: The Yakut Research Centre, the RAS Siberian Branch, 1994. P. 16-24 (in Russ.).
5. Pavlinov, D.N., Vitashevsky, N.A., Leventhal, L.G. Materialy po obychnomu pravu i obshchestvennomu bytu yakutov [Materials on the Common Law and Public Life of the Yakuts]. Leningrad, 1929. P. 242-243 (in Russ.).
6. Tokarev, S.A. Obshchestvennyj stroj yakutov XVII-XVIII vv. [The Yakut Social System in the XVII-XVIII Centuries]. Yakutsk: The Publishing House, 1945. 414 p. (in Russ.).
7. Ivanov, V.N. Sotsial'no-ekonomicheskie ot-nosheniya u yakutov. XVII vek [Socio-Economic Relationships among the Yakuts. XVII Century]. Yakutsk: NEFU Publishing House, 2015 (1966). 468 p. (in Russ.).
8. Popov, G.A. Tyurkskoe gosudarstvo na Srednej Lene? Rannij obshchestvenno-ekonomicheskij stroj u yakutov [The Turkic State in the Middle Lena? The Early Yakut Socio-Economic System]. Ilin Journal. 1996. No. 3. P. 48 (in Russ.).
9. Okladnikov, A.P. Sotsial'nyj stroj predkov yakutov [The Social Structure of the Ancestors of the Yakuts]. Sovetskaya etnografiya - Soviet Ethnography Journal. 1947. No. 2. P. 95-122 (in Russ.).
10. Borisov, A.A. Ysyakh Tygyna [The Feast of Tygyn]. Irkutsk: Ottisk Publishing House, 2018. 200 p. (in Yakut).
Б01 10.24411/2223-0564-2018-10403 М.Х. Янборисов УДК 37 (09)
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО РУКОВОДСТВА НАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УФИМСКОЙ ГУБЕРНИИ (ОКТЯБРЬ 1917 - ИЮНЬ 1918 г.): ПЕРВЫЕ ИТОГИ
Аннотация
Статья посвящена анализу сложной и противоречивой общественно-политической ситуации, которая сложилась в Уфимской губернии в первые месяцы советской власти. Особое внимание автор уделяет начальному этапу процесса формирования системы партийно-государственного руководства народным образованием. При этом он отмечает, что в условиях, когда у власти находились две политические партии - большевики и левые эсеры, не было их тотального вмешательства во все сферы жизни советского общества. В то же время буквально на глазах происходит ужесточение политического режима по отношению к оппозиции. Все это впоследствии выльется во все ускоряющийся процесс утверждения монополии РКП(б) на власть.
Ключевые слова: власть, политика, народное образование, культура, учителя, партийно-государственное руководство, партийные организации
Янборисов Марат Хабибович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Отечественной истории Института исторического и правового образования Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (Уфа), e-mail: kremenskl4@mail.ru
Marat H. Yanborisov, Dr. Sc. (History), Professor, Head of the Department of National History, Institute of Historical and Legal Education, M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University (Ufa), e-mail: kre-mensk14@mail.ru
© Янборисов М.Х., 2018