Научная статья на тему 'Роль и место вуза в развитии национальной инновационной системы'

Роль и место вуза в развитии национальной инновационной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА НИС / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НИС / NATIONAL INNOVATION SYSTEM / INFRASTRUCTURE OF NIS / FACTORS OF DEVELOPMENT OF NIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болдырев Валерий Викторович

В статье предложена структура национальной инновационной системы, где основополагающая роль в обеспечении ее функционирования отведена вузу; предложена типология позиций вуза в качестве элемента инфраструктурного обеспечения функционирования НИС: нейтральная; активная; активно-инновационная. В соответствии с выявленными факторами, определяющими несовершенство инфраструктурного обеспечения функционирования НИС и сдерживающими ее развитие, предложен комплекс направлений и мер государственной политики в сфере совершенствования функционирования национальной инновационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART AND PLACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN DEVELOPMENT OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM

This paper proposes the structure of the national innovation system, where the basic part of the ensuring of functioning this system is assigned to Higher Educational Institution (HEI). This paper also introduces the typology of the positions of HEI as an element of the infrastructure insuring of functioning NIS: neutral, active, and active-innovative. In accordance with the revealed factors defining the imperfection of the infrastructure insuring of functioning NIS and checking the development of NIS, the authors suggest a complex of the lines and arrangements of the public policy in the field of perfection of functioning the national innovation system.

Текст научной работы на тему «Роль и место вуза в развитии национальной инновационной системы»

РОЛЬ И МЕСТО ВУЗА В РАЗВИТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В. В. БОЛДЫРЕВ

В статье предложена структура национальной инновационной системы, где основополагающая роль в обеспечении ее функционирования отведена вузу; предложена типология позиций вуза в качестве элемента инфраструктурного обеспечения функционирования НИС: нейтральная; активная; активно-инновационная. В соответствии с выявленными факторами, определяющими несовершенство инфраструктурного обеспечения функционирования НИС и сдерживающими ее развитие, предложен комплекс направлений и мер государственной политики в сфере совершенствования функционирования национальной инновационной системы.

Ключевые слова: национальная инновационная система, инфраструктура НИС, факторы развития НИС.

Начало XXI в. характеризуется усилением внимания к созданию национальной инновационной системы в России, адекватной глобальным экономическим вызовам. Однако данные мероприятия не принесли ожидаемого результата, ведь тенденции инновационно-технологического отставания российской экономики от развитых стран до сих пор не преодолены: по-прежнему низка инновационная активность предприятий в различных отраслях экономики страны и ее регионов. Это связано с недостаточной инвестиционной привлекательностью научных организаций, отсутствием единой системы информационного обеспечения инновационной деятельности как по отдельным регионам, так и в стране в целом. Однако, проблемой, решение которой необходимо в первую очередь, является низкий уровень организации развития основных и необходимых элементов инновационной инфраструктуры национальной системы.

Для развития национальной инновационной системы в России необходимо решить ряд ключе -вых проблем, в том числе создать эффективную национальную и региональную инфраструктуру, обеспечивающую активную разработку и использование результатов исследований и разработок. Важным элементом этой системы является научно-исследовательская составляющая, обладающая потенциалом, способным решать проблемы обеспечения всех стадий и участников инновационной деятельности. Таким одним из основных элементов содействия расширенному воспроизводству знаний, оказания информационной поддержки

процессу трансфера результатов исследований и разработок являются вузы. Международное сообщество также подчеркивает определяющую роль развития вузов в интенсификации инновационных процессов, понимая, что их неразвитость создает барьеры как для создания условий развития национальной инновационной системы, так и для функционирования ее элементов.

Таким образом, выбор основополагающих элементов национальной инновационной системы, обеспечивающих ее функционирование и развитие, а также разработка направлений совершенствование их деятельности, является актуальной проблемой в сфере управления инновациями.

В сложившихся условиях исследование, направленное на решение данной проблемы, является актуальным и обосновывает выбор темы диссертационной работы.

Исследованию проблем формирования национальных инновационных систем и их отдельных элементов, вопросам активизации и оптимизации инновационной деятельности посвящены труды таких зарубежных ученых, как Д. Белл, П. Друкер, Б. Лундвалл, Р. Нельсон, Б. Твисс, К. Фримен, Й. Шумпетер. Среди отечественных ученых, исследовавших проблемы формирования национальных инновационных систем, следует отметить Е. В. Балацкого, Н. В. Бекетова, Л. С. Бляхмана,

С. Д. Валентея, А. Е. Варшавского, С. Ю. Глазьева, Л. М. Гохберга, А. А. Дагаева, В. В. Иванова, В. Л. Иноземцева, Г. Б. Клейнера, Б. Н. Кузыка, В. Л. Макарова, Д. С. Львова, А. А. Румянцева, Ю. В. Яковца и других авторов.

Несмотря на достаточно полные исследования представленного направления, не проработанной остается проблема развития вузов как ключевого элемента инфраструктурного обеспечения функционирования и развития национальной инновационной системы. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых вуз рассматривается как научная база для проведения инновационных разработок [4].

Известный российский ученый Н. Иванова определяет НИС как совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ; а также как комплекс институтов правового, финансового и социального характера, которые обеспечивают инновационные процессы и опираются на национальные традиции, политические и культурные особенности [3].

В последние годы в России было предпринято ряд мер по формированию базовых элементов НИС, в том числе [1]:

- основ законодательной базы инновационной системы;

- объектно-организационной основы (наукограды, технопарки, инновационные центры, лицензионные и консалтинговые компании, университеты, формирование сети предприятий - ма-

лых, средних и крупных, осуществляющих производство и продвижение товаров);

- применен программно-целевой подход к организации научно-инновационной деятельности на государственном уровне (федеральные целевые программы, перечень критических технологий, приоритеты инновационной политики и т. д.);

- инструменты и механизмы, связанные с функционированием бюджетных и внебюджетных фондов, инвестиционных, венчурных и страховых компаний, поддержкой фундаментальных работ, исследований и разработок, их конкурсным финансированием;

- развитие информационно-маркетинговой сети оценки потребности, состояния и динамики рынка.

Проведенный анализ показал, что основополагающая роль в обеспечении функционирования национальной инновационной системы должна быть отведена вузу, который должен выступать: во-первых, в качестве ключевого элемента инфраструктурного обеспечения функционирования НИС, интегрирующего в себе профессиональную подготовку кадров и генерацию знаний: во-вторых, как субъект хозяйствования, организующий производство и сбыт наукоемкой и инновационной продукции; в-третьих, как звено, обеспечивающее взаимодействие субъектов НИС (рис. 1).

Государство

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Рис. 1. Национальная инновационная система и ее основные элементы

Национальная инновационная система формируется на базе следующих методических принципов: многоуровневости, непрерывности, дос-

тижения качества, финансовой независимости, открытости для российских и иностранных граждан, концентрация в центрах развития науки.

На современном этапе хозяйствования вузы выполняют основные инфраструктурные функции в рамках обеспечения развития НИС: выступают регионообразующими факторами в функционировании национальной инновационной системы; развиваются, строго учитывая интересы инновационного развития территории и ее населения.

Однако, следует отметить, что не все вузы эффективно выполняют функции инфраструктурного обеспечения функционирования НИС. В соответствии с выполняемыми функциями предложена типология позиций вуза в качестве элемента инфраструктурного обеспечения функционирования НИС (рис. 2).

Общеобразовательная сфера деятельности вуза

Ш

И

X • X ■ Научно- XX'-•'исследовательская •' ! сфера^ деятельности • вуза

Производственновенчурная сфера деятельности вуза

1 - нейтральная

2 - активная

3 - активно-инновационная

Рис. 2. Позиции вуза в качестве элемента инфраструктурного обеспечения функционирования НИС

Таким образом, реализация функций образования (обучение населения, предполагающее приращение знаний; образовательное сопровождение образовательной карьеры, т. е. связанная с развитием системы непрерывного образования и включение в нее сервисных блоков повышения профессионального мастерства) в общеобразовательной сфере деятельности предполагает нейтральную позицию вуза в формировании и развитии НИС.

Функционирование в научно-исследовательской сфере деятельности вуза предполагает активную позицию в функционировании и развитии НИС. Такая деятельность в дополнение к вышеперечисленным функциям реализацию научноисследовательской функции и генерации знаний.

Наличие производственно-венчурной сферы деятельности вуза предполагает активно-инновационную позицию и реализацию инновационновенчурной (т. е. связанная с внедрением инновационных продуктов, созданных вузом, в конкретную хозяйственную практику, предпринимательской и кластерной функции); предпринимательская (т. е. связанная с развитием экономической самостоятельности вуза, умением прибыльно и конкурентоспособно продвигать результаты своей образовательной, научной и производственной деятельностью на региональном, федеральном и

международном рынках) и кластерная, т. е. связанная с позиционированием вуза как инновационного и идеологического центра развития региона.

На сегодняшнем этапе в российской системе образования все более активно ведутся поиски эффективных технологий, с помощью которых можно осуществлять ее развитие и на этой основе совершенствовать функционирование национальной инновационной системы.

Общей проблемой всех вузов, как российских, так и зарубежных, является нехватка финансовых ресурсов для выполнения желаемых программ и целевых установок в сфере образовательной, научной, внедренческой, социальной и воспитательной деятельности. При этом университетское сообщество реально испытывает потребность в росте своих доходов, расширении общественного социального пакета, развитии материально-технической базы (далее - МТБ) вуза.

Для обеспечения развития инновационной деятельности целесообразно разработать ряд новых законов и дополнить действующее федеральное и региональное законодательство [2]. В частности, предложение может заключаться в следующих инициативах:

- законодательное закрепление статуса действующих фондов (РФТР, ФФПМП, Фонд поддержки малых предприятий научно-технической

сферы, РФФИ) как получателей бюджетных средств;

- законодательное определение источников доходов бюджетов субъектов РФ на реализацию задач государственной инновационной политики;

- внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс, обеспечивающих стимулирование предприятий и университетов по созданию и выпуску высокотехнологичной продукции и технологического перевооружения производства для выпуска инновационного продукта (снижение налогообложения инновационной деятельности по налогам на прибыль, имущество, НДС на период до 3 лет);

- законодательное закрепление государственной системы грантов на проведение НИОКР и доведение результатов до создания инновационного продукта.

Необходима разработка документов на уровне Правительства РФ, которые обеспечат:

- нормативно-правовое регулирование государственных, негосударственных и смешанных форм финансирования НИОКР, выполняемых организациями различных форм собственности;

- создание механизмов адресной финансово-кредитной и инвестиционной поддержки инновационной деятельности и развития национальной инновационной инфраструктуры;

- порядок создания и деятельности элемен-

тов инновационной инфраструктуры (фондов, технопарков, инновационно-технологических

центров и др.);

- введение в законодательные акты РФ принципиальных решений о передаче прав собственности разработчикам научно-технических и инновационных проектов, финансируемых из бюджетов разных уровней, порядок оценки и использования интеллектуальной собственности.

1. Целесообразно принять специальный Федеральный закон рамочного типа в сфере государственной поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации, предметом регулирования которого явилось бы установление целей и принципов государственной инновационной политики; определение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере обеспечения инновационного развития; регламентация статуса субъектов инновационной деятельности; определение принципов, форм и методов их государственной поддержки, а также защиты их прав; определение основных понятий в сфере инноваций.

2. В отраслевые законодательные акты, посвященные отдельным видам деятельности в сфере экономики, образования, науки, культуры, подлежат включению нормы, конкретизирующие базовые понятия и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности применительно к соответствующим видам деятельности.

3. В рамках готовящегося проекта Федерального закона о государственном стратегическом планировании предусмотреть в качестве полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации включение показателей инновационного развития в содержание таких документов государственного стратегического планирования, как стратегии социально-экономического развития субъектов федерации на долгосрочную перспективу, программы социальноэкономического развития субъектов федерации, целевые программы, финансируемые за счет средств региональных бюджетов, прогнозы социально-экономического развития субъектов федерации.

4. В законодательство подлежат включению нормы, направленные на создание законодательного механизма, стимулирующего внедрение в производство и коммерциализацию интеллектуальных разработок. Как показали настоящие исследования, не все компоненты инновационного процесса присутствуют в деятельности государственных органов. Поэтому в качестве инициатив правового и организационного характера можно рекомендовать следующие предложения, реализация которых способна интенсифицировать инновационную деятельность федеральных органов исполнительной власти:

1) выработать комплексный подход к инновационной деятельности, предполагающий создание системы управления инновационными процессами (на федеральном, региональном, местном, корпоративном (отраслевом) уровнях), включая единую систему информационного обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации; ввести в практику механизм формирования инноваций на основании технологического запроса от государственных и коммерческих структур («спроса на инновации»), данных о потребностях и организациях, способных удовлетворить эти потребности. Эта информация может размещаться в виде информационных ресурсов общедоступного характера;

2) внедрять идеи научно-технического характера и предложения о новых продуктах, технологиях и об инновациях организационно-управленческого характера исходя из потребностей разви-

тия отрасли (области, сферы), включая те сферы (области, отрасли), в которых осуществляют свою деятельность преимущественно коммерческие структуры. Потребности могут определяться на основе мониторинга инновационных процессов с учетом проблем секторов промышленности, производства, транспорта и т. д. и анализа эффекта от применения (использования) инноваций организационно-управленческого характера. При таком подходе необходимо будет установить, что НИР и НИОКР могут финансироваться за счет бюджетных средств только в том случае, если они предполагаются исходя из доктрин, стратегий, концепций, целевых программ и иных правовых актов, предусматривающих развитие отрасли (сферы, области, направления и пр.), а федеральный орган исполнительной власти, принявший результаты НИР или НИОКР, выполненных за счет бюджетных средств, обязан обеспечить вне-дряемость (применяемость, использование) результатов, полученных по этим работам;

3) создать новые правовые положения и нормы, обеспечивающие «стадии прохождения» инновационных проектов и участие органов исполнительной власти в таких стадиях, как: «рождение» идеи - экспертиза идеи на предмет инновационности, применимости (использования), коммерциализации или самоокупаемости, эффектов от ее внедрения, разработка технологии производства (применения, использования, внедрения), создание опытного образца (реализация пилотного проекта), стандартизация, оформление и правовая охрана, массовое производство (использование, внедрение), возврат в бюджет финансовых средств от использования (применения, производства) инноваций;

4) создать единый центр по межведомственной координации, стимулированию и развитию инновационной деятельности в Российской Федерации, а также ввести единую научно-технологическую экспертизу планируемых по НИР и НИОКР результатов. Центр по межведомственной координации, стимулированию и развитию инновационной деятельности или единый экспертноаналитический центр мог бы обеспечивать участников инновационных процессов методологическими материалами по осуществлению на территории Российской Федерации инновационной деятельности.

5. Содействие инновационному развитию могут оказать поправки в законодательство об интеллектуальной собственности по следующим основным направлениям:

1) нуждаются в совершенствовании нормы о распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств между государством, исполнителем и частным инвестором;

2) в законодательство следует включить универсальные диспозитивные нормы, определяющие правила о размере, порядке, сроках выплаты авторского вознаграждения лицам, создающим интеллектуальные результаты в порядке исполнения служебного задания.

6. Разработать принципиально новое законодательное регулирование послевузовского образования, устранить имеющийся в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» дисбаланс, при котором проблемам аспирантуры и докторантуры в Законе почти не уделено внимания; повысить заинтересованность самого научного сообщества в качестве подготовки научных кадров, обучающихся в аспирантуре и докторантуре; снизить удельный вес усмотрения государственных служащих при решении вопросов о присуждении научных степеней и званий.

7. Внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 202-ФЗ в части распространения на всех научных работников (а не только в федеральных научных организациях) ежемесячных выплат за ученую степень.

8. Предлагается осуществить комплексное совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в направлении создания условий для функционирования самых разнообразных организационно-правовых форм интеграции науки, образования и производства.

9. Представляется целесообразным совершенствование законодательства о размещении заказов на создание научно-технических результатов по следующим основным направлениям:

1) необходимо принципиально разграничить процедуры размещения заказа на выполнение прикладных НИОКР, непосредственной целью которых является создание инновационной продукции, с одной стороны, и процедуры размещения заказа на проведение фундаментальных и поисковых исследований, с другой стороны;

2) при размещении заказов на прикладные исследования необходимо на законодательном уровне повысить инновационную составляющую государственных закупок и оценивать подаваемые заявки также с точки зрения экономической и инновационной привлекательности создаваемых результатов;

3) при размещении заказов на фундаментальные и прикладные исследования необходимо урегулировать соответствующие процедуры, по которым размещаются заказы в целях государственной поддержки общественных потребностей в соответствующих исследованиях;

4) необходима разработка комплекса законодательных мер, стимулирующих привлечение внебюджетных средств на финансирование госкон-трактов на выполнение НИОКР как прикладного, так и фундаментального и поискового характера;

5) целесообразно нормативно закрепить схему расходования средств, полученных в результате НИР внутри организации, снизив при этом налоги в зависимости от повышения доли оплаты труда непосредственных исполнителей НИР.

10. Дальнейшего совершенствования требует законодательство о техническом регулировании. Представляется целесообразным:

1) внести соответствующие изменения в Ко-АП РФ и УК РФ для установления ответственности за нарушение требований технических регламентов;

2) нормативно-правовое закрепление принципов выделения объектов технического регулирования, требования безопасности к которым должны устанавливаться техническими регламентами;

3) формулирование критериев идентификации объектов технического регулирования, для которых требования безопасности должны устанавливаться техническими регламентами, принимаемыми в различных формах, и в первую очередь - в форме Федерального закона;

4) формирование нормативных механизмов предварительной оценки целесообразности разработки того или иного регламента с учетом прогнозов социально-экономического, научно-технического и инновационного развития Российской Федерации на сверхдолгосрочную, долго-, средне- и краткосрочную перспективу.

11. Совершенствование налогового законодательства необходимо по следующим основным направлениям:

1) создание системы налоговых льгот, стимулирующих потребительский спрос на инновационную продукцию;

2) стимулирование инновационных процессов внутри хозяйствующих субъектов (отдельных предприятий и компаний);

3) освобождение доходов, возникающих в связи с получением бюджетных средств, от налогообложения налогом на прибыль;

4) совершенствование механизма инвестиционного налогового кредита, предоставляемого при осуществлении инновационной деятельности;

5) внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с целью сохранения льготных условий деятельности для плательщиков страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, Федеральный ФОМС и территориальные ФОМС, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Литература

1. Васин В. Д., Миндели Л. Э. Национальная инновационная система: предпосылки и механизмы функционирования. М., 2010.

2. Внедрение инновационных механизмов управления вузом в интересах развития научно-исследовательской деятельности: метод. рекомендации / авт.-сост.: В. Ф. Рябов, М. Ю. Швстопалов, Е. А. Кузнецова. СПб., 2008.

3. Иванова Н. Национальные инновационные системы. М., 2002.

4. Соседов Г. А. Роль государства в управлении высшей школой в процессе формирования постиндустриального общества // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 1. Тамбов, 2010.

* * *

PART AND PLACE OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION IN DEVELOPMENT OF NATIONAL INNOVATION SYSTEM

V. V. Boldyrev

This paper proposes the structure of the national innovation system, where the basic part of the ensuring of functioning this system is assigned to Higher Educational Institution (HEI). This paper also introduces the typology of the positions of HEI as an element of the infrastructure insuring of functioning NIS: neutral, active, and active-innovative. In accordance with the revealed factors defining the imperfection of the infrastructure insuring of functioning NIS and checking the development of NIS, the authors suggest a complex of the lines and arrangements of the public policy in the field of perfection of functioning the national innovation system.

Key words: national innovation system, infrastructure of NIS, factors of development of NIS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.